Условные обозначения на аккумуляторных батареях: Маркировка автомобильных аккумуляторов

Типы и условные обозначения стартерных батарей

Стартерные свинцовые аккумуляторные батареи классифицируют по номи­нальному напряжению (6 и 12 В) и номинальной емкости.

На стартерные аккумуляторные батареи наносят товарный знак предприятия -изготовителя, указывают тип батареи, дату выпуска и обозначение стандарта или технических условий на батарею конкретного типа. Условное обозначение типа батареи (например, батарея 6СТ-55А) содержит указание на количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (3 или 6), характеризу­ющих ее номинальное напряжение (6 или 12 В), указание на назначение по функ­циональному признаку (СТ — стартерная), номинальную емкость в А-ч и исполне­ние (при необходимости): А — с общей крышкой; Н — несухозаряженная; 3 — для необслуживаемой, залитой электролитом и полностью заряженной батареи.

В условных обозначениях еще применяемых в настоящее время батарей бук­ва Э и Т величины номинальной емкости указывают на материал моноблока (со­ответственно эбонит и термопласт).

Последующие буквы обозначают материал сепаратора (М — мипласт, Р — мипор). Отечественная промышленность выпускает стартерные свинцовые аккумуля­торные батареи номинальным напряжением 6 и 12 В и номинальной емкостью 45-190 А-ч.

Различные типы стартерных аккумуляторных батарей имеют свои конструк­тивные особенности, однако в их устройстве много общего. По конструктивно

Рис. 2.1. Аккумуляторные батареи:

а — в моноблоке с ячеечными крышками и межэлементными перемычками над крышками; б, в, г — с межэлементными перемычками через перегородки;

1 — опорные призмы моноблока;

2 — моноблок;

3 — полублок отрицатель­ных электродов;

4 — баретка;

5 — пробка;

6 — межэлементная перемычка;

7 — крышка;

8 — полюсный вывод;

9 — сепаратор;

10 — борн;

11 — мостик;

12 — полублок положительных электро­дов;

13 — перегородка моноблока;

14 — индикатор уровня электролита;

15- положительный электрод;

16 — отрицательный электрод;

17 — выступ моноблока;

18 — ручка;

19- планка

функциональному признаку выделяют батареи: обычной конструкции — в моно­блоке с ячеечными крышками и межэлементными перемычками над крышками; батареи в моноблоке с общей крышкой и межэлементными перемычками под крышкой; батареи необслуживаемые — с общей крышкой, не требующие ухода в эксплуатации.

Свинцовый аккумулятор, как обратимый химический источник тока, состоит из блока разноименных электродов, помещенных в сосуд, заполненный элект­ролитом. Стартерная батарея в зависимости от требуемого напряжения содер­жит несколько последовательно соединенных аккумуляторов.

В стартерных батареях собранные в полублоки 3 и 12 (рис 2.1) положитель­ные 15 и отрицательные 16 электроды (пластины) аккумуляторов размещены в отдельных ячейках моноблока (кор­пуса) 2. Разнополярные электроды в блоках разделены сепараторами 9. Батареи обычной конструкции выпол­нены в моноблоке с ячеечными крыш­ками 7. Заливочные отверстия в крышках закрыты пробками 5. Межэ­лементные перемычки 6 расположены над крышками. В качестве токоотво-дов предусмотрены полюсные выво­ды 8. Кроме того, в батарее может быть размещен предохранительный щиток. В конструкции батареи преду­сматривают и дополнительные кре­пежные детали.

2.4. Условные обозначения АКБ

зарядке и разряде, снижается разрядная емкость. При зарядке электролит в аккумуляторе рано закипает. Разрушение решеток положительных пластин является основной причиной выхода аккумуляторных батарей в эксплуатации.

тартерные св нцовые аккумуляторные батареи классифицируют по ном нальному напряжению (6 и 12 В) и номинальной емкости.

На стартерные аккумуляторные батареи наносят товарный знак

предпр ят я- зготов теля, указывают тип батареи, дату выпуска и

С

 

обозначен е стандарта ли технических условий на батарею конкрет-

ного т па.

 

Условное

типа атареи (например батарея 6СТ-55А)

содерж т указан

на количество последовательно соединенных ак-

кумуляторов в

(6 шт.), характеризующих ее номинальное на-

обозначение

пряжен е (12 В), указание на назначение по функциональному при-

знаку (СТ – стартерная), номинальную емкость при 20-часовом режи-

ме разряда (55 А·ч) и исполнение (при необходимости): А – с общей

батарее крышкой; Н – несухозаряженнаяА; 3 – для необслуживаемой, залитой

электролитом и полностью заряженной батареи.

В условных о означениях еще применяемых в настоящее время батарей буквы Э и Т после величиныДноминальной емкости указывают на материал моноблока (соответственно эбонит и термопласт). Последующие буквы обозначают материал сепаратора (М – мипласт, Р – мипор).

Отечественная промышленность выпускает стартерные свинцовые аккумуляторные батареи номинальным Инапряжением 6 и 12 В и номинальной емкостью до 190 А·ч.

Аккумуляторные батареи оцениваются по следующим параметрам: номинальная разрядная емкость, стартерная разрядная емкость, ток холодной прокрутки, внутреннее сопротивление, электродвижущая сила (ЭДС) и напряжение.

Номинальная емкость С20 определяется в стандартном режиме разряда: время разряда 20 часов, температура батареи 25°С, разряд за-

12

канчивают при достижении напряжения допустимой величины 10,5 В для батареи из 6 аккумуляторов.

Разрядная емкость Ср аккумуляторной батареи отражает количество электричества в ампер-часах, которое батарея отдает в нагрузку. Емкость определяется как произведение тока разряда на время разряда батареи. Единица измерения емкости подобрана для удобства пользователя, зная ток потребителя в амперах, легко найти допустимое время его

СРазрядная емкость зависит от величины тока разряда и тем-

подключен я в часах, разделив емкость на величинутока.

пературы аккумулятора. При больших разрядных токах электролит быстро расходуется в порах пластин и новые порции электролита не успевают прон кать внутрь. В результате внутренние слои пластин

остаются не прореаг ровавшими, а наружные слои покрываются серсв нцом. Разрядная емкость аккумуляторных батарей сни-

лем, отражающимбатареистартерные свойства батареи. Он замеряется при температуре –18 градусов и отражает максимальный ток, при величине которого напряжение на выводах батареи не падает ниже 7,2 В в

жается, вводят важный показатель – стартерная разрядная емкость.

Стартерная емкость определяется за время разряда 3 мин или

нокислым

при разряде

током ЗС20. Разряд производится при температу-

ре –18 градусов от начального напряжения 12 В до конечного 6 В.

Ток холодной прокрутки является дополнительным показате-

течение 30 сек разряда.

ЭДС аккумуляторной батареи измеряется в вольтах и равна раз-

 

А

батареи

ности потенциалов на клеммах батареи без нагрузки.

метра).

ЭДС

равна сумме ЭДС всех последовательно соединенных аккумуляторов.

ЭДС аккумулятора зависит от плотности электролита: Е = 0,85 + р,

 

3

И

 

 

 

где р – плотность электролита, в г/см (измеряется при помощи арео-

Напряжение батареи равно разности потенциалов на ее клеммах при подключенной нагрузке.

Напряжение и Э С замеряются вольтметром с большим внутренним сопротивлением. При разряде напряжение на клеммах батареи меньше ЭДС на величину падения напряжения на внутреннем сопротивлении батареи r:

UБ=E-I∙r,

где I– ток разряда.

При заряде батареи напряжение больше ЭДС.

13

PH=UБ ∙I=(EБ-I∙r)I.

Внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи складывается из сопротивления всех деталей, по которым проходит электриче-

ский ток: клемм, перемычек, решеток пластин, активной массы, сепараторов и электролита. По металлическим проводникам ток проходит в виде электронов, по электролиту ток проходит в виде ионов. Внутреннее сопротивление стартерной батареи составляет порядка сотой доли Ома и при ее изготовлении прилагают все усилия для уменьшения сопрот влен я.

СПри сн жен температуры уменьшаются скорости химических реакций увел ч вается внутреннее сопротивление батареи. Одновременно возрастает вязкость электролита, он плохо проникает в поры аккумулятор хуже ра отает в стартерном режиме разряда.

Характер ст ки аккумулятора зависят от его температуры.

пластинми автомоб лей, осо енно в зимнее время. Для отдыха от аккумулятора просто отключают нагрузку и дают выдержку в течение 20…30 с

Отдых аккумуляторной атареи широко используется водителя-

и более. Во время отдыха электролит успевает глубоко проникнуть в поры пласт н, выравн вается его плотность. При следующем включении батареи в химические реакции вовлекаются внутренние слои активной массы, которые ез отдыха так и остаются непрореагировавшими.

Энергию в АКБ выра атывает химический источник энергии, и основная ее часть передается в нагрузку, а часть расходуется на на-

Мощность аккумуляторной батареи представляет собой полезную мощность, отдаваемую батареей в нагрузку, измеряется в ваттах и определяется как произведение напряжения на клеммах батареи на величину разрядного тока

грев батареи.

 

бА

Мощность химического источника энергии равна произведению

ЭДС батареи на величину разрядного тока:

 

Px=EБ ∙I.

 

Д

 

И

Часть мощности, вырабатываемой химическим источником тока, теряется внутри самой батареи и тратится на ее нагрев. Потери мощности на нагрев батареи соответствуют произведению падения напряжения на внутреннем сопротивлении батареи на значение разрядного тока:

14

PП=(I∙r)I=I2r.

Максимум отдаваемой батареей в нагрузку мощности будет иметь место при равенстве сопротивления нагрузки внутреннему со-

Сзуется на практ ке. Перед пуском двигателя в очень холодную погоду висимостьводитель включает на несколько минут ближний свет фар, а затем уже включает стартер.

противлению аккумуляторной батареи.

В зимнее время нагрев батареи приводит к росту температуры активной массы и электролита и за счет нагрева батарея потом лучше

работает в стартерном режиме разряда. Это свойство батареи исполь-

Вольт-амперная характеристика батареи представляет собой занапряжен я на ее клеммах U от тока разряда I. АКБ обладает внутреннбАм сопротивлением и по мереБ увеличения тока разряда

напряжен е на выводах атареи снижается (рис. 1.2). Снижение на-

пряжен я UБ про сход т на величину падения напряжения на внут-

реннем сопрот влен атареи: UБ=I∙r.

Для построения вольт-амперной характеристики используют две экспериментальные точки. Первая точка – ток разряда I=0 и напряжение на выводах батареи, равное ЭДС – EБ. Вторая точка соответствует некоторому значению тока атареи I=IП и напряжению на выводах

UБП: UБП= EБ — IП ∙r.

Д

 

 

И

Рис. 1.2. Вольт-амперная характеристика батареи

По известным значениям EБ, UБП, IП вычисляется величина внутреннего сопротивления батареи r=(EБ-UБП)/IП и ток короткого замыкания IК=EБ /r.

Ток короткого замыкания отражает максимальную силу тока, который может выработать АКБ при замыкании клемм проводником с нулевым сопротивлением.

15

Аккумулятор

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ