Звуковой пробник прозвонка: Схема пробника со звуковой индикацией для прозвонки цепей

Универсальный пробник — прозвонка переменным током | PRACTICAL ELECTRONICS

Назначение

Простейший измерительный прибор, называемый пробником, позволяет проверять монтажные электрические соединения на их целостность и выявить неисправность цепи или отдельного элемента. Одно из главных требований к такому прибору – удобство использования, позволяющее не отвлекаться, допустим на показания или переключения по сравнению с мультиметром, от процесса проверки или ремонта.

В предлагаемой схеме простого пробника для «прозвонки» электрических цепей реализована световая и звуковая сигнализация. А особенность схемы состоит в том, что при проверке не нужно соблюдать полярность подключения щупов пробника.

Схема и принцип работы

Схема электрическая принципиальная универсального пробника

На двух логических элементах микросхемы DD1 CD4011 (К561ЛА7) — DD1.1 и DD1.2 реализован генератор прямоугольных импульсов с частотой 1 кГц. С выхода генератора прямоугольные импульсы поступают на согласующий элемент DD1.3 и инвертер DD1.4. С этих элементов импульсы поступают на мостовой усилитель, собранный на транзисторах VT1 – VT4.

При высоком уровне сигнала на выводе 10 DD1.3, через резисторы R4 и R5 откроются транзисторы VT2 и VT3. Точка на схеме, обозначенная как «А» окажется соединённой с минусом источника питания, а точка «В» с плюсом.

Если же высокий уровень сигнала присутствует на выводе 11 DD1.4, то открывается другая пара транзисторов – VT1 и VT4 через резисторы R2R4. И теперь уже точка «А» — плюс источника питания, «В» — минус.

В результате, при работе схеме, в этих двух точках происходит постоянная смена полярности с частотой работы генератора, т.е. присутствует переменное напряжение, которое через щупы XS1 и XS2 прикладывается к проверяемой цепи.

Если контролируемая цепь представляет из себя обычный проводник или сопротивление, то при проверке загораются два светодиода VD1VD2 и в телефоне BZ1 слышен звуковой сигнал. При проверке полупроводниковых приборов, диодов например, загорится только один светодиод. Таким образом нет необходимости менять местами щупы.

Конструкция

Возможный вариант печатной платы для пробника показан на рисунке ниже. Плата рассчитана на установку компонентов для поверхностного монтажа. Питается пробник от 9-вольтовой батареи типа «Крона». Щуп XS1 – игольчатый, совмещённый с корпусом пробника, XS2 – с проводом на разъёме «крокодил». Излучатель звука BZ1 типа ДЭМШ-4 или другой подобный малогабаритный без встроенного генератора.

Печатная плата для схемы универсального пробникаэлектроникарадиолюбитель

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Щуп прозвонка автомобильный — Обзор товара Тестер автомобильный универсальный звуковой REXANT

Думаю, каждому автомобилисту когда-нибудь приходилось искать сгоревший предохранитель, проверять лампочки или и того хуже, искать обрыв в проводке. Я имею большой опыт владения подержанными машинами, поэтому с этой проблемой знаком не понаслышке. Давным-давно купил себе пробник на такие случаи, приборчик простой и надежный, но по не осторожности сломал его и пришлось искать новый. Вот об этой покупке в магазине AvtoALL и хочу рассказать в деталях.

Но сначала немного мыслей по поводу подбора пробника. Сейчас в каждом магазине полно китайских приборов – тестеров на любой вкус, пробников, прозвонок и подобного. Но подумав, я решил – нужен самый простой пробник именно для прозвонки. Действительно, я не автоэлектрик и электроникой не увлекаюсь, тестер и другой сложный прибор мне совершенно не нужен. А нужен пробник, который может показать – есть напряжение или нет. Вот с такими мыслями я и подошел к выбору.

Посмотрел по магазину – пробников много, все вроде бы недорогие и приблизительно с одним функционалом. Но решил выбрать вот эту модель:

Это не просто пробник, а щуп-прозвонка, и это, как я узнал, две больших разницы. Меня привлекло наличие щупа в виде иглы, и не зря – таким щупом можно проткнуть изоляцию провода, и провести проверку. Очень удобно, ведь не нужно резать изоляцию на проводе, да и отверстие, скорее всего, никак потом не будет мешать. С другой стороны у щупа есть зажим крокодил на проводе – тоже удобно, зажим легко соединяется с контактами, проводом или массой и дает контакт.

Последним фактором стала цена пробника – он не совсем копеечный, как многочисленные китайские приборы, значит его качество должно быть получше. Но и не сильно дорогой, в самый раз для пробника.

Вскоре получил покупку, щуп поставляется в незатейливой упаковке.

Распаковка показала, что производитель позаботился об удобстве и безопасности. Заостренный наконечник щупа закрыт кембриком, так что во время транспортировки он не затупился и никого не поранил:

Выяснилось, что щуп действительно острый, при неосторожном обращении можно и палец проколоть, так что следует быть осторожным.

Ну, а в задней части расположился крокодил с аккуратно свернутым проводом. Провод, не слишком длинный, буквально 30 см (??), он достаточно гибкий и вряд ли быстро переломится.

Сам пробник легкий, небольшого размера, из недорого пластика, собран добротно (на один болт с гайкой), без перекосов и больших щелей. На одной стенке прибора есть два светодиода – зеленый и красный. Причем поставлены они как будто вручную, не совсем по центральной оси, но не думаю, что это имеет значение.

Разобраться с использованием щупа-прозвонки оказалось несложно и работа с ним элементарна.

 

Использование щупа-прозвонки на практике

Казалось бы, это простейший прибор, но он на удивление функциональный, с его помощью можно искать обрывы в проводах, проверять предохранители, лампочки, реле – в общем, искать неисправности в приборах. Большое преимущество пробника в том, что с его помощью можно искать обрывы или проверять исправность приборов как на машине, так и отдельно. Причем для простой прозвонки не нужно использовать аккумулятор или батарейку – в самом пробнике уже есть источник питания (я раскручивать и проверять не стал, посмотрим, сколько прослужит).

Думаю, будет не лишним, если я поделюсь приемами работы с этим пробником.

Как найти обрыв. Это самый простой вариант. Крокодил нужно подключить к одному концу провода, а щупом сначала проверить второй конец провода. Есть провод цел, то раздается звуковой сигнал, а если сигнала нет, то щупом следует протыкать изоляцию и приближаясь к контакту с крокодилом – таким путем и обнаруживается место обрыва.

Как проверить предохранитель, реле, лампочку. Здесь все то же, что и с проводом, только крокодил и щуп нужно соединять к контактам этих приборов. Зуммер работает – все в порядке, зуммер молчит – лампа или предохранитель на выброс.

Как проверить предохранитель, реле, лампочку на машине. А в этом случае нужно крокодил соединить с массой, и щупом проверять контакты приборов. Если все в порядке, то загорается красный светодиод – это говорит, что есть напряжение и лампочка или предохранитель цел. Если загорается зеленый светодиод – значит лампочку или предохранитель нужно менять.

Кстати, у меня было опасение, что прокалывание проводов могут плохо сказаться на них, но я переживал зря – проколы на изоляции совершенно не видны и вряд ли могут привести к коррозии.

По итогу могу сказать, что этот щуп-прозвонка стоит своих денег, и его полезно иметь в своем арсенале.

Лейбл звукозаписи

Sound Probe | Выпуски