Как собрать ламповый регулятор тембра. Какие лампы лучше использовать. Каковы преимущества лампового регулятора перед транзисторным. Какие сложности могут возникнуть при сборке. Как настроить ламповый темброблок для получения наилучшего звучания.
Особенности лампового регулятора тембра
Ламповый регулятор тембра имеет ряд преимуществ по сравнению с транзисторными аналогами:
- Более мягкое и «теплое» звучание за счет характерных ламповых искажений
- Высокая перегрузочная способность, позволяющая работать с большими уровнями сигнала
- Меньшая чувствительность к электромагнитным помехам
- Возможность получить красивое винтажное звучание
При этом ламповые схемы имеют и недостатки — большие габариты, необходимость высоковольтного питания, нагрев. Но для многих аудиофилов эти минусы перевешиваются качеством звука.
Схема лампового темброблока
Рассмотрим классическую схему лампового регулятора тембра на двойном триоде:
«` «`Основные элементы схемы:
- V1, V2 — двойной триод (например, 6Н2П или ECC83)
- Регуляторы Bass и Treble для настройки НЧ и ВЧ
- RC-цепочки для формирования АЧХ
- Разделительные конденсаторы по входу и выходу
Выбор ламп для темброблока
Для лампового регулятора тембра хорошо подходят следующие лампы:
- 6Н2П — отечественный аналог ECC83, универсальный двойной триод
- ECC83/12AX7 — популярная лампа с высоким коэффициентом усиления
- 6Н1П — отечественный аналог ECC82, с меньшим усилением, но лучшей линейностью
- 6Н23П — качественная отечественная лампа с низким уровнем шумов
Какую лампу выбрать? Это во многом зависит от требуемых характеристик и личных предпочтений. ECC83 обеспечит более яркое звучание, а 6Н1П — более нейтральное.
Особенности монтажа лампового темброблока
При сборке лампового регулятора тембра важно учитывать следующие моменты:
- Обеспечить хорошее экранирование для снижения наводок
- Применять короткие соединения в сигнальных цепях
- Использовать качественные конденсаторы и резисторы
- Обеспечить эффективное охлаждение ламп
Правильный монтаж поможет раскрыть все преимущества лампового звучания и избежать проблем с шумами и наводками.
Настройка лампового темброблока
Для получения оптимального звучания лампового регулятора тембра необходимо выполнить его настройку:
- Установить рабочие напряжения и токи ламп согласно документации
- Проверить отсутствие самовозбуждения на всех частотах
- Настроить диапазоны регулировки НЧ и ВЧ подбором номиналов
- Оценить звучание на слух и при необходимости скорректировать параметры
- Измерить АЧХ в различных положениях регуляторов
Тщательная настройка позволит полностью раскрыть потенциал лампового темброблока и получить желаемый характер звучания.
Интеграция лампового темброблока в аудиотракт
Как правильно включить ламповый регулятор тембра в аудиосистему?
- Темброблок обычно устанавливается между предусилителем и оконечным усилителем мощности
- Входное сопротивление должно быть согласовано с выходом предусилителя
- Выходное сопротивление — с входом усилителя мощности
- Необходимо обеспечить отдельное питание для ламп темброблока
- Желательно использовать качественные экранированные межблочные кабели
Правильное включение темброблока позволит максимально эффективно использовать его возможности по коррекции тональности.
Сравнение лампового и транзисторного темброблоков
В чем основные отличия лампового регулятора тембра от транзисторного?
Параметр | Ламповый | Транзисторный |
---|---|---|
Характер звучания | Более мягкий, «теплый» | Более нейтральный |
Искажения | Преимущественно четные гармоники | Преимущественно нечетные гармоники |
Динамический диапазон | Больше | Меньше |
Габариты | Больше | Меньше |
Энергопотребление | Выше | Ниже |
Выбор между ламповым и транзисторным темброблоком зависит от предпочтений слушателя и общей концепции аудиосистемы.
Типичные проблемы при сборке лампового темброблока
При самостоятельной сборке лампового регулятора тембра могут возникнуть следующие сложности:
- Повышенный уровень фона из-за наводок на сигнальные цепи
- Самовозбуждение усилителя на высоких частотах
- Недостаточный диапазон регулировки тембра
- Искажения при больших уровнях входного сигнала
- Нестабильность параметров из-за нагрева компонентов
Большинство этих проблем можно устранить правильным монтажом, экранированием и настройкой схемы. При возникновении сложностей стоит обратиться к более опытным радиолюбителям.
ТЕМБРОБЛОК
Представленное ниже устройство обладает хорошим качеством звучания и низким уровнем шумов, а также имеет функцию обхода темброблока (прямая АЧХ), в тоже время простота схемы не отпугнет начинающих радиолюбителей. В основу пассивной части схемы входит разработка, описанная E.J.James’ом еще в 1948 году, а все устройство вместе смахивает на работу Baxandall’a образца 1952 года 🙂 Смахивает использованием усилительного каскада, в данном случае ОУ, которым можно поднять амплитуду, «съеденную» (у этого регулятора амплитуда падает в пять раз или -13дБ!) темброблоком. Анализируя широко известные любому радиолюбителю источники (в коих наблюдается некоторая историческая неточность), было принято решение поэкспериментировать с этой вещичкой:
Схема простейшего блока тембров
К сожалению, реальные графики АЧХ так и не успел снять, однако приведем результат моделирования в программе Tone Stack Calculator. Данная схема примечательна использованием R5-R6, которые обеспечивают более узкий подъем частот, не затрагивая середину. Этих резисторов нет в разработке E.J.James’a, поэтому симуляция произойдет без них :). Однако на общее впечатление от графика это не скажется, просто полоса подъема высоких частот будет более широкой.
Но мне хотелось бы большего: ещё больший подъем на НЧ и в особенности ВЧ, так сказать с запасом, хотя в вашем случае все может быть совершенно иначе. Вернее не в вашем случае, а в случае вашей акустики :). К примеру из опыта эксплуатации продукции бердского радиозавода ВЕГА 50АС-106 регулировка низких частот темброблока в RRR УП-001 совсем не подходила, поскольку поднимала лишь область верхнего баса (200-250 Гц, басом это трудно назвать, скорее гул). Однако на акустических системах производства рижского радиозавода Radiotehnika RRR S50b, можно было добиться приемлимого качества звучания. Хотя все это считается баловством, поскольку корректирует лишь впечатление от прослушивания, корректировку АЧХ колонок и, если усилитель ущербен, проводят другими схемотехническими изысканиями, к примеру параметрическими эквалайзерами с регулировками не только по усилению, но и с возможностью перемещения подымаемой частоты и добротности. Но мы же здесь не собрались исправлять огрехи дорогой акустики?
Итого +6 дБ на основной низкой частоте, и +5 дБ на высокой. Спад -3 дБ в области средних частот решено поднять усилением на ОУ. Признаюсь, стало немного многовато. В схеме поворотом регуляторов трудно добиться ровной АЧХ (вернее совсем не добиться), поэтому решено добавить устройство, отключающее темброблок. Это может оказаться полезным при эксплутации с вашим усилителем более «продвинутого» эквалайзера. Простым замыканием входа и выхода пассивной части или же всего темброблока (в первом случае замыкается конденсатор С3 и как следствие заваливаются верха, во втором — регулировка ВЧ и НЧ сохраняется, правда в небольших пределах) здесь не обойтись. Поэтому можно осуществить элементарную коммутацию на реле с перекидными контактами (типа РЭС-9, РГК-14 и т.д.).
Стоит отдельно затронуть изъезженную тему конденсаторов в блоке тембров. По своему субъективному опыту эксплуатации известного предусилителя Шмелева [2], в конструкции которого применял незадумываясь керамику импортного производства, широкораспространенную в магазинах, выходной сигнал был насыщен гармониками, что ощущалось на слух. Быть может в слепом тесте этого темброблока с другими конденсаторами я бы этого и не заметил, но тем не менее у меня это глубоко отложилось в памяти. В данной конструкции решил использовать исключительно конденсаторы на бумажной основе. Конечно, здесь я не буду описывать опыт использования импортных конденсаторов за сотни долларов, но как говорится, чем богат :). Из накопленных запасов были вытащены конденсаторы серий БМТ-2, БМ-2 и МБМ.
Итак, при использовании данных конденсаторов, первое что необходимо сделать, это измерить их емкость и осмотреть на внешние повреждения (в особенности для БМТ-2). Среди десятка образцов конденсаторов серии МБМ, 90% имели превышение номинальной емкости на 40-50%, что в двое больше их допуска. Измерение емкости позволяет подобрать конденсаторы в пары для 2-х каналов для обеспечения симметричной регулировки. Первое включение и вердикт — однозначно предпочтительнее использования китайской керамики. К своему стыду, мне не удалось отыскать бумажный конденсатор в цепи ВЧ, поэтому применил конденсатор серии КТК, широко использовался в ламповых телевизовах и прочей аппаратуре. Кроме всего прочего данный конденсатор обладает хорошей термостабильностью. Обкладки из серебра на звуке никак не сказались 🙂 (хотя после пополнения багажа знаний о данном конденсаторе, звук постепенно стал становиться краше и… 🙂 ). Графики, которые получилось снять:
Регуляторы повернуты на максимум:
Регуляторы повернуты на минимум:
Схема получившегося устройства:
Характеристики данного темброблока:
- Коэффициент гармоник, %: не более 0,02.
- Диапазон регулировки, не менее: НЧ +-16 дБ, ВЧ +-17 дБ.
- Входной сигнал: ~1V.
Показатели по КГ, сигнал/шум зависят от примененного ОУ. Выбор пал на TL072, (это сдвоенный ОУ фирмы ST) в силу его дешевизны и распространенности. Отлично сюда впишутся и такие операционники, как NE5532, NJM4558, LM358. Поэкспериментировать можно и с одиночными ОУ (с дальшейшей переделкой ПП) TL071, NE5534, КР544УД1,2, К157УД2 (с цепями коррекции) и так далее. С бумажными конденсаторами и ОУ в золотом корпусе, чем не раритет? Для оперативной замены микросхемы (если отдали предпочтение другому ОУ), рекомендуется предварительно установить на соответствующее место панельку DIP-8.
Для питания активной части устройства используется параметрический стабилизатор напряжения на два плеча + и — без использования каких-либо усилительных элементов, поскольку в данной схеме общий ток потребления меньше номинального тока стабилитронов. Для сглаживания остатков пульсаций, вызванных пульсациями блока питания УМЗЧ, в схеме присутствуют два электролита. Их емкость невелика для обеспечения низкой инерционности. Такой небольшой набор дает низкий уровень фона при эксплуатации устройства.
Разумеется, для обеспечения минимального уровня фона этого бывает недостаточно. Снизить фон может помочь заземление корпусов переменных резисторов. У некоторых групп регуляторов для этого есть отдельный вывод (например СП3-33-23). В моем распоряжении оказались широко распространенные резисторы В-группы (для регулировки баланса они не подходят), корпус которых после обработки наждачкой я и заземлил. Земли свел к одной выбранной точке (корпус регулятора низких частот), откуда направил их земле блока питания УМЗЧ. Фотография устройства и печатная плата:
Размер печатной платы 140х60 мм, здесь можно скачать файлик в формате .lay. Желаю успехов в повторении! Автор: sheriff.
Форум по аудио
Обсудить статью ТЕМБРОБЛОК
radioskot.ru
Ламповый регулятор тембра — Меандр — занимательная электроника
Оценка качества воспроизведения звукового сигнала ламповым УНЧ, как и любым звуковоспроизводящим устройством, осуществляется каждым слушателем индивидуально, на основании субъективного восприятия усиливаемого сигнала. При этом каждый пользователь в процессе прослушивания какой-либо фонограммы не только оценивает ее качество, но и желает иметь возможность изменять параметры воспроизводимого НЧ сигнала в соответствии со своими личными запросами. Качество воспроизведения, в первую очередь, определяется частотной характеристикой звуковоспроизводящего устройства, поэтому в нем необходимо использовать регулятор частотной характеристики, который позволил бы устанавливать наилучшее для слушателя соотношение напряжений в диапазоне воспроизводимых частот. Для этой цели в УНЧ применяются специальные каскады, представляющие собой регуляторы частотной характеристики. В этих каскадах, часто называемых регуляторами тембра, обеспечиваются подъем или завал сигналов определенных частот по отношению к сигналам других частот в пределах полосы пропускания. Довольно часто задача таких регуляторов ограничивается подъемом или завалом сигналов крайних частот звукового диапазона относительно сигналов средних частот. В ламповых УНЧ эффективно действующие регуляторы частотной характеристики позволяют скорректировать характеристику усиливаемого сигнала в соответствии с акустическими свойствами помещения, компенсировать возможные отклонения от типовых характеристик вследствие возможных искажений, добиться наиболее естественного звучания фонограммы.
Предлагаю собрать несложную схему для регулировки тембра на лампах -триодах E83CC и ECC83
Рис.1. Двойной триод низкой частоты E83CC
Рис.2. Рис.1. Двойной триод низкой частоты ECC83
Рис.3. Принципиальная схема темброблока на лампах E83CC и ECC83
Возможно, вам это будет интересно:
meandr.org
Схемотехника темброблоков для гитарных комбо
При проэктировании и конструировании гитарных предусилителей и комбоусилителей часто встает вопрос какой использовать темброблок.Цель этой статьи познокомить читателя с возможными вариантами.
Здесь приводятся схемы пассивных тембров используемые известными брендами гитарной электроники, такими как Fender, Marshall и VOX.
От простейших с одним регулятором до трехполосных.
Содержание / Contents
И так, поехалиС помощью этой схемки можно производить только завал высоких частот. Не густо, но эту схему используют многие в своих простейших ламповых комбо. Здесь и далее на рисунках на ряду с рисунком схемы приводится рисунок навесного монтажа деталей.
С помощью этого тембра можно уже поизводить как завал так и подъем высоких частот
С помощью этого тембра можно регулировать подъм в область низких/высоких частот.
Едем дальше, двуполосные.
Тут мы уже можем регулировать как низкие так и высокие частоты.
Из всех представленных выше тембров каждый индивидуален и каждый по своему хорош. На каком остоновиться и сделать окончательный выбор однозначного ответа не даст ни кто. Тут уж сами пробуйте, экспериментируйте, схемы не сложные и легко выполняются навесным монтажом
И наконец, трехполосные. Эти уж пожалуй самые популярные среди всех паяльщиков
Здесь мы можем регулировать низкие, средние и высокие частоты.
Marshall дает более утяжеленный звук чем Fender. Ниже приводятся номиналы деталей в различных вариациях этих темброблоков
Вот пожалуй и все.
Удачи в ваших начинаниях
Андрей Новыдарский (Crionics)
Каменск-Шахтинский Ростовская обл.
Профспециальность — слесарь КИПиА.
Увлечение — все что связано со звуком и электроникой.
datagor.ru
Пассивный регулятор тембра | Все своими руками
Как часто хочется нам выделить определенный спектр частот над всеми. Толи убрать бас, то немного украсить музыку обрезав верха, добавив глубокого баса. Да это все возможно при наличае эквалайзера в источнике звука, а если источник звука это обычный касетный магнитофон или скажем запись грам пластинок. В таком случае нам поможет регулятор тембров…
Но опять же стоит задуматься какой регулятор тембра поставить, выбор между активным, тоесть который питается от другого источника питания, то ли пасивный который просто перегибает частоты. Скажу что собрал не мало таких регуляторов как пасивных так и активных. Самыми лучшими считаю именно пасивные и на это много причин.
И так основные причины, почему стоит выбрать именно пасивный регулятор тембра:
Первая причина, это то что не надо мастерить отдельный блок питания. Особенно если активный регулятор тембра собран на ОУ и нужна запитка двух полярным блоком питания. А еще по питанию целая куча фильтров
Вторая немаловажная причин что пасивный регулятор практически не вносит помех в звук, как делают это активные, особенно на ОУ. Нет вы не думайте что я такой не любитель ОУ, просто поимел я с ними мороки из-за недоброкачественных производителей..
Третья причина — это экономичней собрать регулятор тембра как финансово, так объемно… Почему объемно, да потому что посмотрите на первые две причины, большая плата, большей блок питания а места ведь не всегда хватает…
Думаю пока этих причин вполне хватает поэтому выкладываю схему…
Схема пассивного регулятора тембра
Перечень используемых компонентов
C1 = 1нФ
C2 = 2,2нФ
C3 = 150нФ
R1,5,8 = 100к
R2 = 2,2к
R3 = 22к
R4 = 5,6к
R6 = 6,8к
R7 = 1к
Эту схему я срисовал со своих стареньких 25Вт колонок SVEN модель не помню… Но как работает регулятор вообще супер понравилось. Схема была испробована на одном проекте 2.0, о котором я напишу позже. Gока скажу что схема работает с усилителем на TDA2030A и никаких проблем по качеству не возникло…
Для этой схемы была разведена плата 30*65мм специально под корпус, так что не ручаюсь что она подойдет к вам…
Печатная плата пассивного регулятора тембров
Скачать печатную плату
Прочитайте Получить пароль от архива
В общем что хотел написать написал, экспериментируйте и у вас все получится. Удачки в сборке…
Полезные материалы по этой теме:
Навигация по записям
rustaste.ru
ЛАМПОВЫЙ УНЧ
Недавно собрал и успешно испытал свой первый ламповый УНЧ по схеме С.Комарова. Усилитель выполнен по двухтактной схеме на 6Ф5П с выходными трансформаторами ТН и блоком питания на электронном трансформаторе «Ташибра». Заявленная автором схемы мощность — 2х9Вт, однако на полную не включал, так как динамики использую по 10Вт. При желании уменьшить фон, можно организовать смещение введя в схему дополнительный резистор номиналом 300 килоом и мощностью 0,5 ватта, соединяющий цепь накала ламп с точкой анодного питания предварительного каскада. Таким образом, паразитный диод накал-катод, через который переменная составляющая тока фона попадает в катодную цепь лампы, будет заперт в предварительном каскаде смещением минус 32 вольта, а в выходном — минус 36 вольт.
Долго не мог побороть фон в динамиках. Только когда запитал накал 6Н23П постоянным напряжением и заземлил один из его выводов, фон ушел. Схема пассивного темброблока с усилительным каскадом на 6Н23П показана ниже.
Сам корпус не делал — знакомый мебельщик сделал рамку из отходов ламинированной ДСП по спроектированному мной чертежу.
Также добавил в УНЧ два стрелочных индикатора уровня сигнала левого и правого каналов.
Схему подключения индикаторов взял стандартную. В темноте, с жёлтой подсветкой смотрится очень красиво!
el-shema.ru
СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ НЧ — «Эта корова наша»,
«Радио» №1, 1964 г.
Чтобы правильно воспроизвести стереопрограммы, коэффициенты усиления обоих каналов должны быть строго одинаковы. Допускаемый разбаланс выходных напряжений составляет 1,5 — 2 дб, то есть 20 — 25%, он должен сохраняться во всех положениях регулятора громкости и тембра. Однако во время эксплуатации усилителя из-за старения элементов схемы, нестабильности питающих напряжений и других причин коэффициенты усиления каналов изменяются. В этих условиях нарушенный стереобаланс можно восстановить с помощью переменного сопротивления R57, включенного в цепь обратной связи левого (нижнего по схеме) канала усилителя. При таком включении регулятора стереобаланса усиление канала уменьшается из-за увеличения коэффициента обратной связи, что улучшает его качественные показатели. Стереобаланс устанавливается по минимуму показаний микроамперметра МА, подключаемого к точкам б — в на схеме (рис. 1). При этом на управляющую сетку лампы первого каскада через цепочку С5, R9 поступает сигнал частотой около 1000 гц от внутреннего релаксационного генератора, собранного на неоновой лампе Л9. Генератор включается тумблером П4, расположенным на задней стенке корпуса усилителя. Там же размещено сопротивление R57. Переключатель П2 объединяет входы усилителей, когда он работает как монофонический.
Каждый канал усилителя питается от своего выпрямителя, собранного на диодах типа Д7Ж, что повышает переходное затухание между каналами. Нить накала лампы 6Н1П питается от выпрямителя, собранного на диодах типа Д7Г, это резко снижает уровень фона. Фильтр Др1, Др2, С49, С50 препятствует проникновению через сеть питания помех от радиостанций, электромедицинской аппаратуры. Если таких помех нет, то фильтр можно не ставить.
Конструкция и детали.
Конструктивно усилитель состоит из двух блоков. Блок собственно усилителей имеет размеры 110 х 215 х 275 мм. На его передней панели расположены: переключатель входов П1, регуляторы громкости и тембра, переключатель «моно-стерео» П2 и выключатель сети П3. На задней стенке установлены три входных разъема, гнезда для включения звуковых колонок и индикатора стереобаланса, тумблер включения внутреннего генератора, регулятор стереобаланса и разъем питания.
Выходные трансформаторы собраны из пластин Ш20 (сталь Э-47, Э-48, Э-330) толщиной 0,35 мм, толщина набора 25 мм. Его первичная обмотка содержит 1750 + 500 + 500 + 1750 витков провода ПЭВ-0,15, вторичная —128 витков провода ПЭЛ 0,74. Схема намотки трансформатора приведена на рис. 2. Более подробно о конструкции выходных трансформаторов такого типа рассказано в статье В. Лабутина («Радио» № 11, за 1958 г., стр. 43). Можно использовать промышленные выходные трансформаторы от приемников, имеющих двухтактные выходные каскады — «Фестиваль», «Беларусь 59» и других. Если у трансформатора нет отводов для питания экранирующих сеток, то сетки надо присоединить к среднему выводу первичной обмотки. Выходной трансформатор должен быть таким, чтобы при нагрузке на активное сопротивление, полное сопротивление первичной обмотки было линейно по крайней мере в полосе частот 20 гц — 20 кгц.
Величины сопротивлений и конденсаторов, стоящих в цепях обратной связи и регулировки тембра отклоняются от номинальных значений не более чем на ±5%, остальные на ±10%. Для регуляторов тембра использовались специально подобранные переменные сопротивления. Если таких сопротивлений нет, то их лучше заменить переключателями с набором постоянных сопротивлений (рис. 3) на пять положений.
В релаксационном генераторе можно использовать любую неоновую лампу с потенциалом зажигания 70 -120 в. В данной конструкции генератор выполнен на тиратроне МТХ-90 с соединенными вместе анодом и сеткой.
Почти все сопротивления и конденсаторы располагаются на монтажных платах, причем цепи регулировки тембра на малых платах, а остальные на больших. Релаксационный генератор смонтирован на отдельной плате.
Блок выпрямителей имеет размеры 175 х 150 х 215 мм. Силовой трансформатор собран на сердечнике из пластин Ш25, толщина набора 60 мм, сетевая обмотка содержит (352+55) х 2 витков провода ПЭВ-0,51, повышающие обмотки по 850 витков провода ПЭВ-0,25, обмотка накала ламп 6Н1П—64 витка ПЭЛ-0,43, а обмотка накала остальных ламп 22 витка ПЭЛ-1,1. Можно использовать два одинаковых силовых трансформатора от радиол «Октава», «Латвия» .и других. Имеющиеся в этих трансформаторах обмотки накала ламп 6Х2П нужно соединить последовательно и использовать для питания выпрямителя накала. Дроссели Др3 и Др4 применены от телевизора «Рубин-102» (большие). Они собраны на сердечнике из пластин типа УШ-16, толщина набора 32 мм, сборка встык. Их обмотки содержат по 2300 витков провода ПЭЛ-0,25. Дроссели сетевого фильтра Др1 и Др2 намотаны на ферритовых кольцах диаметром 17 мм монтажным проводом сечением 1 мм2до заполнения отверстия кольца. Дроссели также можно намотать на любых ферритовых или карбонильных сердечниках диаметром 6—8 мм или на кусках ферритовых стержней. Обмотка должна содержать 10—15 витков того же монтажного провода. Сопротивление R67 — проволочное, остальные сопротивления в выпрямителе рассчитаны на мощность 2 вт.
Акустический фазоинвертер (рис.4) изготовлен из 12 мм фанеры. Лучшие результаты получаются при использовании древесно-стружечных плит. Передняя и боковые поверхности обтянуты декоративной тканью. Торцы днища и крышки и поверхность крышки отфанерованы орехом и покрыты нитролаком. Отдельные детали фазоинвертеров соединены клеем и шурупами. Внутренняя поверхность боковых и задней стенок покрыта звукопоглощающим материалом — поролоном, войлоком или ватой (см. статью М. Эфрусси «Конструирование ящика для громкоговорителей» «Радио» № 6 , 1963 г.).
Налаживание усилителя.
Для налаживания усилителя необходим авометр с внутренним сопротивлением не ниже 20 000 ом или катодный вольтметр типа ВК7-3 (А4-М2). При тщательной настройке усилителя кроме этого понадобятся звуковой генератор с полосой частот от 20 гц — 200 кгц, ламповый милливольтметр и осциллограф.
Перед тем, как вновь собранный усилитель включить в сеть, необходимо вынуть предохранители анодного напряжения и отключить цепи обратной связи от вторичных обмоток выходных трансформаторов. Затем, включив усилитель, сопротивлением R67 нужно установить напряжение накала 12,6 ±0,6 в, и только после этого поставить на место вынутые предохранители, и проверить режим ламп 6Ф1П. Напряжение на аноде пентодной части этих ламп должно быть на 2,5 ±0,5 в ниже, чем на катоде триодной части. Оно устанавливается сопротивлениями R39 и R40, причем если сопротивления увеличить, то увеличится и напряжение на аноде. После этого проверяют режимы остальных каскадов, они не должны отличаться от указанных на схеме более чем ±20%. В последнюю очередь проверяют симметричность (по постоянному току) выходных каскадов. Каскады можно считать симметричными, если вольтметр постоянного тока, включенный между анодами ламп Л5, Л6 (Л7, Л8) показывает нуль или во всяком случае не более 1 в.
Симметричности добиваются подбором ламп.
Проверив режимы ламп, нужно восстановить цепь обратной связи. Если после этого усилитель возбудится, то нужно поменять местами концы вторичной обмотки выходного трансформатора. В том случае, когда используются выходные трансформаторы с отдельной обмоткой обратной связи (например от приемника «Фестиваль»), к одному ее выводу следует присоединить цепочки С35, R55 и C36, R56, а другой заземлить. Величину сопротивления R55 нужно подобрать так, чтобы чувствительность усилителя составляла 100 — 150 мв при выходной мощности 8 вт. Это сопротивление нужно подбирать и в том случае, когда выходной трансформатор рассчитан на другую нагрузку. Величины сопротивлений R56 и R57 можно определить, воспользовавшись соотношениями:
R56 = 0,75 R55, R57 = 0,5 R55
Закончив настройку каждого канала в отдельности, их балансируют. Для этого на вход усилителей подают сигнал от внутреннего или звукового генератора (100 мв, 1000 гц), к гнездам «б — в» подключают индикатор баланса, и, регулируя сопротивление R57, добиваются нулевых показаний микроамперметра. Полезно также проверить, сохраняется ли стереобаланс при различных положениях регуляторов тембра и на различных частотах. Различие выходных напряжений более чем на 25% недопустимо. Уровень фона проверяют при закороченных входах. При этом регулятор громкости должен находиться в положении максимальной громкости, а регуляторы тембра — в положении подъема низших и высших частот. Фон не будет прослушиваться, если напряжение фона на вторичных обмотках выходных трансформаторов не более 8 мв. В заключение нужно проверить работу усилителя от звукоснимателя.
Если у любителя есть звуковой генератор, милливольтметр и осциллограф можно дополнительно измерить уровень фона, максимальную мощность, нелинейные искажения и снять частотные характеристики. Методика таких измерений описана в статье Ю. Кудрявцева (см. «Радио» № 11, 1963 г.).
Чтобы сохранить высокие качественные показатели усилителя, необходимо особое внимание обратить на источники сигнала. Неравномерность хода двигателя и механические шумы промышленных проигрывателей совершенно недопустимы. Сигнал на усилитель нужно подавать непосредственно с головки звукоснимателя, а не через усилитель (например, «Юбилейный — стерео»). При работе от радиоприемника, имеющего полярный детектор, сигнал нужно привести к уровню 200 мв — это необходимо для правильной работы компенсированного регулятора громкости. Если используются сигналы от двух разных источников (радиоприемник и трансляционная сеть), то в этом случае оба сигнала нужно привести к уровню — 200 мв, что можно сделать достаточно точно на слух.
Стереомагнитофон должен иметь высокоомный выход на внешний усилитель — как у магнитофона «Яуза-10». При записи со стереоусилителями сигналы на магнитофон снимают до регуляторов громкости и тембра, а уровень записи регулируют только в магнитофоне.
kot-ivan76.livejournal.com
Предварительный усилитель на трех деталях на лампе 6э5п
Иногда позарез необходим предварительный усилитель. Ну, скажем, если у вас три или, не дай Бог, пять ( ! ) источников сигнала. Да ещё все они имеют разный уровень выходного напряжения. От 0,25 до двух вольт. Вот тут-то и нужен пред с функцией «нормирующего усилителя».Однако любой дополнительный каскад усиления ухудшает звук. Следовательно, наша задача: в минимальной степени испортить (окрасить) звук, максимально оправдав необходимость предварительного усилителя в системе.
Сначала одно лирическое отступление. Оно касается регулятора громкости. Дело в том, что использование регуляторов с сопротивлением 50 и более килоом на мой взгляд недопустимо в высококачественной аппаратуре. Не имея никаких формальных противопоказаний, применение резистора, к примеру, в 250 ком делает звук излишне мягким, округлым, аморфным. Замена такого регулятора на десятикилоомный увеличивает динамику, чёткость, ясность, детальность. Идеальным видится использование регулятора громкости в 100-500 ом, но, естественно, это требует гораздо большего тока от источника, нежели в случае применения резистора в 50 ком. Выходное сопротивление источника сигнала ограничивает использование низкоомных регуляторов громкости. Поэтому давайте сразу зададимся Rвых преда 10-20 ом, чтобы смело ставить низкоомные регуляторы, не нагружая при этом выходной каскад.
Итак, посмотрим на схему этого устройства.
Хм… Деталей, мягко говоря, немного. Значит, мы можем
озадачиться их максимальным качеством.
Резистор R1 — ПТМН 24 ком, а лучше МРХ, если
найдёте, конечно.
Батарейка, задающая смещение входной лампы —
Panasonic CR2032, причём лучше бы её не паять, а
варить, но даже и пайка припоем ПСР-4 вполне
подойдёт.
Лампа 6Э5П не меняется ничем. Достаньте именно эту её версию, не используйте 6Э5П-И или 6Э6П, поскольку они более низковольтные. При монтаже не забывайте, что цоколёвка у 6Э5П — абсолютно индивидуальная и неповторимая: накал подаётся на первую и шестую ножки! Вторую сетку можно подключить на анод непосредственно, но, если хотите перестраховаться, поставьте резистор ПТМН-0,5 на 50 ом, чтобы вторая сетка чувствовала себя поувереннее.
Напряжение на аноде 6Э5П — 225 вольт. Это для лампы абсолютно нормальный режим при токе 35-37 ма. Если ток оказывается более 40-42 ма, вам придётся подобрать другую лампу. Больше девяти ватт мощности на аноде 6Э5П высаживать не желательно.
Выходной трансформатор имеет коэффициент трансформации 11:1, что даёт нам общее усиление преда ровно в три раза. Этого оказывается достаточно, чтобы раскачать на полную катушку оконечный усилитель с любого источника: кассетной деки, винилового корректора, DVD-audio и прочих неожиданных устройств, которыми балуют нас ежегодно производители аудиотехники.
Теперь мы подобрались к выходному трансформатору для данного предварительного усилителя. Ну что ж, он должен быть немаленьким. Железо от ОСМ-0,1 (ШЛ25 х 40) нас вполне устроит.
Первичка такого трансформатора содержит 2394 витка провода ПЭВ-2 диаметром 0,25 мм. Секций четыре — 3+6+6+3 — всего 18 слоёв по 133 витка в слое.
Вторичка состоит из трёх запараллеленных секций по 219 витков ( три слоя по 73 витка в слое) провода ПЭВ-2 диаметром 0,5 мм.
Межслойная изоляция — 0,1 мм, межсекционная — 0,5 мм (0,1 мм бумага + 0,3 мм фторопласт + 0,1 мм бумага).
Толщина немагнитной прокладки — 0,03 мм.
Когда будете собирать железо, старайтесь не перетягивать его. Железо не должно быть слишком зажато, иначе таким же зажатым будет и звук.
Блок питания особенностей не имеет.
Силовой трансформатор на железе от ТС180 (не забыли
про пять и более витков на вольт?), имеющий две
анодные обмотки по 200 вольт и четыре накальных,
кенотроны типа 6Ц5С, 5Ц4С, довольно увесистые
анодные дроссели, две пары хороших конденсаторов —
вот и всё, что потребуется нам для обретения
аудиосчастья!
Организация накалов — дело личного выбора. Можете просто заземлить накал 6Э5П через виртуальную среднюю точку, можете оторвать его на 30-40 вольт — фона не будет ни в первом , ни во втором случае. Поэтому делайте первый вариант, там деталей меньше!
Что же мы получили в итоге всего этого?
Немало! Напряжение сигнала возросло в три раза, а выходное сопротивление предварительного усилителя составляет всего лишь 12,5 ом.
Регулятор громкости можно теперь запросто собрать из проволочного переменного резистора (СП5-20ВБ, СП5-21, ПЛП) сопротивлением 1 ком, зашунтированного постоянным резистором ПТМН 130 ом, и вот тогда-то мы поймём, что не слышали и половины из того, что, оказывается, всегда было в звуке, и что без остатка сжирали пятидесятикилоомные Альпсы!
Итак, друзья, вот вам низкоомный предварительный усилитель, почти не содержащий ухудшающих качество звука деталей, зато реально улучшающий качество звука вашей системы.
Удачного повторения!
P.S.: О моих дальнейших экспериментах с предварительными усилителями с целью получения выходного сопротивления около 0,6 ома, и о том, что из этого получилось, вы узнаете позже. Продолжение следует…
housea.ru