Зачем нужен фонокорректор – Выбор фонокорректора — каждому своё / Pult.ru corporate blog / Habr

Коррекция по вкусу. Выбираем фонокорректор.

Выбираем фонокорректор. Подсказки для начинающих.

Обычно фонокорректор не является составной частью проигрывателя грампластинок, но без него прослушивание виниловых дисков невозможно, и, чаще всего, он встроен в усилитель, либо является отдельным аппаратом. В последнее время на рынке стали также появляться вертушки со встроенным корректором, но это касается только моделей начального уровня.

Зачем вообще нужен фонокорректор? Дело в том, что изначально сигнал на пластинке записан с сильным спадом уровня на низкочастотном участке звукового диапазона и, соответственно, подъемом в высокочастотной области. Для получения полноценного звучания такой сигнал нужно, если можно так сказать, восстановить. В настоящее время для записи всех пластинок используется стандарт RIAA, подразумевающий определенный вид кривой коррекции. Задача фонокорректора как раз и состоит в том, чтобы выровнять искаженную амплитудно-частотную характеристику сигнала. Интересно отметить, что продолжительное время разные издатели пластинок использовали свою собственную версию кривой коррекции, поэтому среди продвинутых винтажных моделей фонокорректоров можно встретить аппараты, способные переключаться между шестью разными вариантами кривых. По счастью, сегодня задача пользователя существенно упростилась – стандарт RIAA является общепринятым. Второй задачей этого посредника между головкой звукоснимателя и усилительным трактом является усиление поступающего с миниатюрных катушек головки слабого сигнала до уровня, достаточного для раскачки входных каскадов предварительного усилителя.

Итак, сохраняя классификацию пользователей из наших предыдущих статей (Выбираем проигрыватель виниловых пластинок, Выбираем головку звукоснимателя ), мы постараемся дать несколько советов по выбору этого важнейшего компонента аналоговой системы.

Сценарий 1. Пластинок нет, опыта нет, но попробовать хочется – слышал у друзей, понравилось

Для пользователей данной категории лучшим советом будет внимательнее подойти к выбору интегрированного усилителя. Дело в том, что встроенные модули коррекции редко могут похвастать хорошим качеством звука, особенно это касается тех, которыми оборудуются AV-ресиверы. Если же в вашей системе работает аппарат, в котором нет встроенного корректора, то логично будет обратить взор на недорогие модели внешних корректоров для картриджей с подвижным магнитом (ММ).

Подобные устройства сейчас делают компании Cambridge Audio, Pro-Ject, Rega, NAD и многие другие. На сегодняшний день предпочтительными вариантами будут Cambridge Audio 551P или Pro-Ject Phono Box MM. Еще один вариант решения – обратиться к российским умельцам, которые изготовят для вас недорогую копию известного классического корректора. Однако в целом лучше руководствоваться принципом разумной достаточности. Если увлечение винилом перерастет в постоянную страсть, тогда и придет время задуматься о покупке дорогого фонокорректора.

Сценарий 2. Раньше слушал винил, потом бросил, теперь хочу вернуться

Зачастую во владении таких пользователей либо сохранился винтажный усилитель с неплохим встроенным модулем коррекции, либо внешний корректор из золотой эпохи аудио. В том случае, если владелец и дальше планирует пользоваться этими аппаратами, проблема выбора снимается. Если на повестке дня все же стоит покупка фонокорректора, то вот несколько практических советов. Во-первых, нужно определиться с типом головок, которые будут работать в системе. Так, например, при пользовании исключительно ММ-картриджами либо МС-головками с высоким выходом имеет смысл приобрести максимально качественный ММ-корректор. Здесь можно обратиться к проверенному временем ламповому EAR 834P или транзисторному Graham Slee V Era Gold.

В том случае, если предполагается использование МС-звукоснимателей с низкой чувствительностью, то здесь нужно принять принципиальное решение – использовать ли универсальные ММ/МС модели фонокорректоров или же пойти по пути подбора повышающего трансформатора для таких головок. Из универсальных моделей средней ценовой категории можно смело покупать Trigon Vanguard II или Lehmann Black Cube SE.

Также существуют специализированные МС-корректоры, но с ними слушатель уже не сможет использовать ММ-головку, если у него возникнет такое желание. Теоретически, наиболее правильным решением является применение хорошего повышающего трансформатора для МС-головок. К сожалению, сегодня их выпускается не так много, кроме того, цены на новые модели существенно выросли. Поэтому придется либо обращаться к винтажным трансформаторам, либо остановиться на универсальной модели корректора.

Сценарий 3. Всю жизнь слушал цифру и считаю ее лучше, но хочу сравнить с винилом в своей системе и проверить

Как мы уже отмечали, данной категории слушателей просто необходимо использовать дорогие МС-головки с низким уровнем выходного сигнала. А такие картриджи требуют не только тщательной геометрической настройки – о которой мы поговорим в отдельной статье – но и правильной электрической нагрузки. Без нее потенциал картриджа останется во многом нераскрытым. Соответственно, фонокорректор должен не только быть высококачественным, но и предоставлять максимальную свободу в настройках.Правда, последнее требование, по мнению многих разработчиков, может входить в противоречие с достижением ультимативного качества звука. И оптимальным представляется все же сочетание внешнего согласующего трансформатора либо активного усилителя для МС-головок и высочайшего качества ММ-корректора. Тем не менее, сегодня универсальные корректоры класса High End вышли на такой уровень, что вполне способны обеспечить не только удобство эксплуатации, но и потрясающий звук.

В качестве примера можно привести такие модели, как транзисторный Burmester 100 или ламповый Aesthetix Io. Они позволят правильно нагрузить любую головку и подобрать оптимальный уровень усиления. Кстати, с помощью Burmester 100 можно будет сразу оцифровать пластинку в высоком разрешении и сравнить с записью того же альбома на SACD.


Александр Чечелёв

www.hi-fi.ru

Фонокорректоры – большой смысл в маленькой коробочке – Fresh HiFi

Что такое проигрыватель виниловых пластинок? Это шасси с мотором и диском, тонарм с головкой звукоснимателя и фонокорректор. С этого момента стоит наконец осознать, что без фонокорректора обойтись не получится, и его покупку стоит запланировать заранее, ведь экономить на этом явно не стоит.

Что же такое фонокорректор и какую функцию он выполняет? По значимости фонокорректор в виниловом тракте можно сравнить с цифро-аналоговым преобразователем в цифровом тракте. Точно также, как без ЦАПа не получится воспроизвести цифровые записи с диска, без фонокорректора не получится организовать прослушивание пластинок. Безусловно, это сравнение весьма грубое, но основную суть оно передаёт. Фонокорректор в виниловом тракте занимает вполне конкретное и чёткое место между тонармом и линейным входом усилителя. Форма существования фонокорректора в системе может быть разной: встроенный в проигрыватель винила, внешний или встроенный в усилитель. Наиболее предпочтительной формой считается внешний фонокорректор, выполненный в виде самостоятельного устройства. Как правило, такие устройства являются более технически совершенными, как с точки зрения параметров, так и с точки зрения качества звучания. В большинстве случаев это утверждение является верным, но в виде исключения могут встречаться корректоры очень высокого качества, встроенные в дорогостоящие усилители. В это же время можно ответственно заявить, что любые корректоры, встроенные в проигрыватель пластинок являются компромиссными и не рассчитанными на превосходное качество звучании. По этой причине корректоры, встроенные непосредственно в проигрыватели, встречаются в наиболее бюджетных и массовых аппаратах, где удобство важнее качества. Если в будущем Вы планируете модернизацию и усовершенствование своего тракта, то встроенных в проигрыватель корректоров стоит избегать, так как они закрывают для вас возможность использования более совершенного и музыкального фонокорректора взамен имеющемуся.

Всего фонокорректор выполняет две основные функции:

  1. Осуществляет RRIA –коррекцию считанной с пластинки музыкальной информации.
  2. Усиление сигнала с головки звукоснимателя до уровня, приемлемого для усилителя.

Для начала предлагаю разобраться с самым сложным (на первый взгляд) для понимания процессом RRIA-коррекции. Если коротко описать, что именно происходит, то получится так: для удобства записи музыки на пластинку аудио сигнал определённым образом искажают, а при воспроизведении музыки с пластинки происходит «обратное искажение» (восстановление) сигнала, чем и занимается фонокорректор.

Зачем искажать аналоговый аудио сигнал перед записью? Этот вопрос кажется вполне закономерным и логичным, но, поверьте, без этого никак не обойтись. Сама суть грамзаписи подталкивает к этому, казалось бы, глупому решению. Давайте вспомним, что форма звуковой дорожки на поверхности виниловой пластинки в точности соответствует форме звуковой волны, характеризующейся как частотой, так и амплитудой. При записи высоких частот на поверхности виниловой пластинки образуются очень тонкие канавки с очень незначительной глубиной, это делает их очень уязвимыми ко всякого рода повреждениям (царапины, загрязнения, быстрый износ и пр.). Напротив, при записи низких частот, дорожки на поверхности получаются широкими и глубокими, а, значит, занимают на поверхности пластинки слишком много места, что не позволяет разместить на ней большое количество треков. Налицо явные крайности: в одном случает слишком узкие и поверхностные дорожки, во втором случае дорожки слишком широкие и занимают недопустимо большое место. В обоих случаях виной всему амплитуда колебания, которая является либо слишком маленькой, либо слишком большой. Само собой напрашивается решение: там, где амплитуды мало (высокие частоты) её необходимо перед записью поднять, там же, где амплитуды явно слишком много (низкие частоты), её перед записью стоит ослабить. Таким образом на виниловую пластинку высокие частоты записываются громче, чем они есть на самом деле, а низкие частоты, напротив, пишутся тише. Вот такое вносится искажение, без которого не обойтись. При воспроизведении такой пластинки требуется восстановить сигнал в первозданном виде, а, значит, высокие частоты надо ослабить до нормы, а низкие поднять в громкости – именно этим и занимается фонокорректор.

Теперь давайте поговорим о громкости, а, вернее об уровне выходного сигнала. Любая головка звукоснимателя даёт на выходе очень слабый сигнал, который может быть в десятки раз слабее того, что выдают цифровые источники вроде проигрывателя компакт-дисков. Если приводить конкретные цифры, то выходное напряжение головки звукоснимателя колеблется от 0,04 до 7,2 мВ, чего усилителю явно недостаточно для того, чтобы полноценно принять сигнал и усилить его до требуемого значения. По этой самой причине функцию усиления сигнала до нормального его значения берёт на себя фонокорректор. Таким образом, делаем вывод, что без фонокорректора при проигрывании виниловых пластинок никак не обойтись.

Простейший ММ-фонокорректор

При рассмотрении видов головок звукоснимателей мы успели выяснить, что в большинстве своём все звукосниматели делятся на MM и MC –головки. Каждая из головок имеет свои преимущества и недостатки, но сейчас для нас важно лишь выходное напряжение каждого из типов звукоснимателей. MC-головка выдаёт существенно более слабый сигнал, нежели MM-картридж. Это означает, что для разных типов звукоснимателей требуются разные коэффициенты усиления, чтобы на усилитель пришёл сигнал достаточный для его усиления и воспроизведения. MC-головки требуют большего усиления, а значит схема MC-фонокорректора будет сложнее аналогичной схемы MM-корректора, от которого такого большого усиления не требуется.

Простой ламповый фонокорректор

Чем сложнее схема и чем больше в ней элементов на пути сигнала – тем больше шансы появления дополнительных шумов в итоговом звучании (кроме этого, сама схема MC-корректора более чувствительная). Учитывая очень слабый уровень сигнала с MC-картриджа, страх перед шумами и шипением не кажется таким напрасным. Чтобы понять всю критичность ситуации, включите свой виниловый тракт и, не запуская проигрыватель, выкрутите ручку усилителя в сторону увеличения. С очень большой степенью вероятности Вы услышите неприятное шипение из акустических систем – это те самые помехи, которые подмешиваются к нашему аудио сигналу и усиливаются вместе с ним.

Высококачественный High-End фонокорректор с возможностью подстройки параметров и выносным блоком питания

Получается странная закономерность: все достоинства MC-звукоснимателей перечёркивают недостатки фонокорректоров, в то время, как у MM-корректоров эта проблема выражена существенно слабее, но слабее выражены и достоинства головок. Тупик? Нет, нам на помощь приходят повышающие MC-трансформаторы. Позволю себе небольшую ремарку, не все MC-фонокорректоры обязательно шумят, дорогие и качественные аппараты могут быть лишены этого недостатка.

Высококачественный двухблочный High-End фонокорректор

Что же такое повышающий MC-трансформатор? Это пассивный компонент винилового тракта, не требующий питания и повышающий уровень сигнала с MC-звукоснимателя до уровня сигнала, получаемого с MM-картриджа. Сама суть процесса и принцип действия идентичен тому, который протекает в трансформаторах на подстанциях. Внутри корпуса MC-трансформатора находится именно трансформатор с первичными и вторичными обмотками, которые позволяют поднять напряжение сигнала в несколько раз без применения активных элементов. Повышающий MC-трансформатор позволяет отказаться от MC-фонокорректора в пользу комплекта трансформатор + MM-фонокорректор. В теории, такой вариант существенно снижает вероятность появления шумов и искажений, но при этом существенно увеличивает стоимость тракта.

Пример внутреннего строения повышающего МС-трансформатора

Фонокорректоры бывают транзисторными и ламповыми, и в большинстве случаев не имеют никаких настроек. Если говорить об очень дорогостоящих аппаратах, то они могут иметь некоторое количество ручек, позволяющих подстраивать параметры корректора под параметры используемой в паре с ним головки. Не успев рассмотреть все тонкости фонокорректоров, мы всё же попытались раскрыть тему и познакомить Вас с теми базовыми знаниями, которые помогут Вам ориентироваться в теме при первом визите в салон Hi-Fi аппаратуры. Теперь Вы точно знаете, что фонокорректор является очень Важной частью винилового тракта, и именно он в существенной степени повлияет на некоторые аспекты звучания и тональный баланс записи. Как и ранее, мы рекомендуем прислушиваться к мнению специалистов, но доверять окончательный выбор стоит только собственным ушам.

 

Автор: Максим Шмельков

fresh-hifi.ru

Что такое фонокорректор?. Акустика

Фонокорре́ктор — электронное устройство для корректировки амплитудно-частотной характеристики при воспроизведении грамзаписи. Синонимы термина «фонокорректор»: фонопредусилитель (phono preamp), предварительный усилитель-корректор.

Фонокорректор – это преобразователь звука с винила, т.к. на виниле звук технически записан не так, как на CD или других носителях. Если подключить вертушку без фонокорректора сразу к усилителю или муз.центру, то звук будет еле-еле слышным даже на крайнем положении звукового регулятора и практически без басов. Включение фонокорректора сразу же решает эту проблему.

Во многих бюджетных проигрывателях есть встроенный фонокорректор, но на деле они проигрывают по звуку своим стационарным собратьям. Если фонокорректор в вертушке отключаемый – это хорошо. Значит, можно со временем прикупить хороший и поставить его в тракт между вертушкой и усилителем (ресивером).

В усилителях (особенно в винтаже) тоже частенько встречаются встроенные фонокорректоры. Звуковой вход на них обозначен надписью «fono», а на советских усилителях, насколько я помню, – «ЗС» или «звукосниматель». Если у вас нет стационарного или встроенного в проигрыватель фонокорректора, вертушку нужно подключать именно в этот вход. Если выносной фонокорректор есть – подключать можно в любой другой.

Встроенные фонокорректоры в усилителях получше классом, чем встроенные в вертушки, но и они обычно, если речь идет не о бюджетном классе, проигрывают своим стационарным собратьям.

Фонокорректоры делятся на типы – ММ и МС. Что это такое?

Проблема выбора фонокорректора для вертушки тесно связана с другой проблемой: проблемой картриджей и игл звукоснимателя к ним. Дело в том, что на современные продвинутые вертушки подходят головки двух типов – ММ и МС. Не будем заморачиваться техническими терминами и скажу просто – считается, что МС звучит лучше, но и стоят они гораздо дороже. Большинство виниловодов слушают пластинки через стандартные иглы\картриджи ММ. Большинство вертушек, продаваемых в магазинах, оснащены именно ММ-картриджами. Потому что МС – это уже следующий ценовой уровень (МС должна соответствовать вертушка и вообще вся звуковая система) и далеко не каждому он нужен.
Таким образом, перед покупкой фонокорректора надо понять, голова ММ или МС стоит на твоей вертушке.

Фонокорректоры бывают только ММ, только МС, или еще бывают с переключателями ММ\МС.

Если Вы не планируете менять голову на проигрывателе с ММ на МС, то имеет смысл смотреть только фонокорректор ММ. Предупреждаю: не на все проигрыватели ММ можно ставить МС, к бюджетным обычно предусмотрена только ММ-голова. 
Если Вы планируете менять голову звукоснимателя (картридж) ММ на МС в обозримом будущем, то имеет смысл искать фонокорректор с переключателем c ММ на МС и обратно.

Теперь, собственно, о стационарных фонокорректорах. Тут тоже все более менее понятно: обычно чем дороже игрушка, тем она лучше. Хотя, если говорить, о соотношении «цена-качество», то тут тоже есть свои подводные камни. 

К таким можно отнести европейские фонокорректоры Pro-Ject. Например, Pro-ject phono box.

Сначала, после встроенного в усилок бюджетного фонокорректора, этот pro-ject phono box радовал. Однако потом постепенно пришел к выводу, что звук в нем все-таки бюджетный, тускловатый. Хотя, конечно, все познается в сравнении — более дешевые китайские фонокорректоры безымянных фирм он без проблем обходит.

И, если уж заморачиваться с выбором в соотношении цена-качество, то наверное, лучше купить фонокорректор Никитина – английский Creek obh-18. В общем, на CREEK советуем обратить внимание – у них есть и другие фонокорректоры. 

Есть и ламповые варианты. На таких, конечно, звук получше, чем на упомянутых ранее вариантах.

Однако лампы – это вообще разговор отдельный. Они смягчают общее звучание и детализируют сцену, хорошо выдают нюансы. Однако в ценовой категории до $700 примерно эти же лампы слегка обрезают бас. Если слушаешь рок, то на мой взгляд, лампы в этой ценовой категории не подходят, лучше уж без них — слишком мягкий звук, для рока не свойственный. Блюз лампы отыгрывают когда как. Остальные стили в лампы отыгрываются отлично. Электроника, вокал, классика, инструментал, орекстровки, джаз… – тут лампы вообще вне конкуренции (но это, наверное, нужно будет обсуждать в линейке «акустика и усилители»). Хотя это, наверное, уже от тракта зависит. Плюс на новых аппаратах обычно стоят новодельные китайские лампы, — в таком случае, если тип ламп китайский (это видно по маркировке названий, у китайцев она отличается от западной и советской) — их имеет смысл заменить на хотя бы старые советские аналогичные (на рынке сейчас много советских ламп не б\у) – колоссальную разницу в звуке слышно сразу. А западные типы ламп играют еще лучше — но там и цены выше.

Нормальные МС головки с иглой эллипс (это хай-энд в виниле) стоят не менее $300. И выше. Но это уже про иглы: бывают сфера (бюджетные) и эллипс (продвинутые). Люди, которые занимаются винилом давно, говорят — эллипс лучше однозначно. Но на большинстве проигрывателей из магазинов в штате стоят ММ\сфера. То есть MC\эллипс надо покупать отдельно, проконсультировавшись с продавцом — чтобы она подошла к Вашему типу вертушки.

acousticbuy.com.ua

Зачем для винилового проигрывателя нужен фонокорректор? Можно ли слушать проигрыватель без него?

если фонокорректор есть в усилителе то можно

Он формирует необходимую АЧХ, поскольку сама головка имеет очень сильные провалы, а корректор их исправляет.

Так уж устроена грамзапись, что амплитуда ЭДС, наводимая в головке звукоснимателя, пропорциональна частоте записанного сигнала.

Поэтому, чтобы всё-таки и басы как-то воспроизводились, необходим фонокорректор.

у тебя 3 варианта использования усилителя SONY и активных SOLO
1/ самый простой — вход колонок подключить к гнезду наушников усилка. громкость усилителя — должна быть вблизи МИНИМУМА. качество звука немного пострадает
2/ вход колонок — к линейному выходу усилка, если таковой имеется
3/ ту колонку, что без УНЧ (легкая) подключить к СОНИ вторую придется вскрыть и припаять провод в выходу УНЧ. Мы превратили колонки в пассивные. В сеть СОЛО не включать

Но все это — в какой то мере забивание гвоздей компьютером )

Рассмотри возможность немного потратиться на новые (или БУ) полочники или напольники, а СОЛО — оставь у компьютера. Лучшее решение, но самое дорогое )

Как то сомнительно что проигрыватель может существовать отдельно от фонкорректора, может я конечно отстал от жизни (я уже лет 20 как не в теме), но по моему любой проигрыватель (а 20 лет назад так все и было) обязательно в своем составе ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН ТАКИ, иметь ентот самый фонкорректор, ибо у проигрывателя есть стандартный линейный выход который ну просто не может быть не выровнен по АЧХ (АМПЛИТУДНО ЧАСТОТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ) чем на самом деле и занимается фонкорректор, Другое дело что штатный корректор может отключатся. Но встроен он быть уже должен.

Без фонокорректора у звука будет очень мало низких частот, очень много высоких частот, тихий звук.

Сейчас в некоторые проигрователи фонокорректор встроен, такие можно подключать к активным колонкам напрямую. Например: Pro-Ject ESSENTIAL II Phono USB, Pro-Ject DEBUT CARBON PHONO USB

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о