Схемы гитарных примочек и педалей – ,

Гитарные эффекты. Часть III. Дополнительные примочки, подключение педалей эффектов и педалборды.

Часть I. Базовый набор педалей эффектов (перегруз, reverb, delay, wah-wah)

Часть II. Продвинутый набор педалей эффектов

Все, педали куплены, настало время научится их правильно подключать, возможно, купить педалборд, но сначала я расскажу, что такое looper и как можно разнообразить свою игру с его помощью. А также, вполне возможно, что вам понадобится подключить гитару к вашей стиральной машине, поэтому сразу после лупера расскажу про DI Box.


Педаль
Looper

Принцип действия лупера очень простой: представьте диктофон, когда вы нажали на одну кнопку, началась запись, а когда нажали другую (или эту же еще раз), то эта запись циклично воспроизводится. Вы можете использовать это устройство, например, когда играете сольно, накладывая партии друг на друга вы можете добиться звучание целого ансамбля.

Луперы бывают разными, бывают более сложные, бывают простые, для первого устройства подойдет самый простой. В управлении эта примочка интуитивно понятна. Чаще всего, если вы нажимаете кнопу лупера, то начинается запись, когда нажимаете еще раз, то эта запись воспроизводится по кругу и начинается новая и так далее. Чтобы остановить воспроизведение кнопку нужно нажать два раза.

Забегая вперед, скажу про подключение лупера. подключайте это устройство самым последним, после всех эффектов. Желательно с этой примочкой использовать внешние эффекты, чтобы не задействовать перегруз или, например, эффект реверберации усилителя.


DI
Box

DI Box преобразует несбалансированный гитарный сигнал в сбалансированный. Это устройство эмулирует звук, снятый микрофоном с кабинета 4×12 (кабинет с четырьмя двенадцатидюймовыми динамиками). Я уже несколько раз говорил, что гитара должна звучать только через гитарный усилитель и гитарную акустическую систему, но бывают разные ситуации, например, для того, чтобы записать гитару вам понадобится довольно дорогой микрофон, не стоит забывать и про акустику помещения, но можно и дешевле. Купив DI Box, вы сможете записать свою гитару напрямую в звуковую карту, а также включится в линию на выступлении при необходимости.

Также есть множество педалей, чаще всего, перегруза со встроенной комбоэмуляцией – это, если выражаться простым языком, DI Box, встроенный в педаль перегруза, бустер, преамп или в другую подобную примочку.


Подключение педалей эффектов

Вот, наконец-то, мы обсуждаем подключение педалей эффектов. Я предложу самые распространенные варианты последовательности подключения для прямого подключения, для подключения задействуя цепь эффектов на усилителе, для подключения минуя преамп усилителя во вход return и даже для подключения в звуковую карту ли линию. Естественно, вам не обязательно собирать весь набор эффектов, если у вас, например, три педали, то просто смотрите последовательность эффектов и смотрите что за чем идет. Можно ли менять последовательность? Да пожалуйста, в поисках своего звука вы можете менять местами педали как хотите, но для сравнения, сначала я бы советовал подключить примочки в предложенной последовательности. Также хочу напомнить, что существует тюнер в виде педали, его нужно ставить всегда сразу после гитары перед остальной цепочкой.

Прямое (обычное) подключение.

Прямое подключение – это подключение гитары к вашим педалям, а их, в свою очередь, в input усилителя. Предлагаю следующий вариант, который я изобразил на картинке ниже.

Гитару подключаем в noise gate (шумоподавитель), затем компрессором выравниваем динамический диапазон, далее педаль wah-wah, потом pitch-shifter (октавер или питч-шифтер пониженного строя), наконец-то перегруз (любой, можно два, чтобы один «подогрел» другой), далее эквалайзер, чтобы окончательно отстроить частотный диапазон, далее хорус, флэнжер или фэйзер (если все три, то ставьте в любой последовательности, единственное советую хорус поставить первым), после чего подключаем к дилею, а затем к эффекту реверберации.

Логика этого подключения предельно проста: чистый сигнал гитары нужно сначала избавить от шумов, который издают звукосниматели, подправить динамический диапазон и только потом подключать к перегрузу. Квакушка и питч-шифтер ставятся до перегруза, потому что они должны обрабатывать чистый сигнал, который уже может быть перегружен. После того, как мы обработаем гитару этими эффектами, следует откорректировать частотный диапазон, все гитарный звук отстроен, так как следующие эффекты – это эффекты модуляции, то уже они будут модулировать различные варианты гитарного звука, который был предварительно отстроен.

Подключение с задействованием петли для эффектов на усилителе.

Все очень просто, так же, как и в прямом подключении гитару включаем в noise gate, затем компрессором выравниваем динамический диапазон, далее педаль wah-wah, потом pitch-shifter, перегруз, далее эквалайзер и в input усилителя. Частенько сзади усилителя есть два входа ретерн и сенд (return, send), запускаем input педали хорус в send, к этой педали подключаем дилей, реверб и подобные модулирующие эффекты, а выход крайней педали включаем в return.

Подключение во вход RETURN.

Когда я писал про преамп, то упомянул, что его желательно включать в обход предусилителя во вход return. Итак, вот вариант подключение в обход преампа усилителя. Гитара, noise gate, затем компрессор, далее педаль wah-wah потом pitch-shifter, preamp, далее эквалайзер, хорус, дилей, реверб и заканчиваем цепь подключением во вход return усилителя.

Здесь преамп усилителя не задействован, мы используем напольный, который усиливает amp (усилитель мощности) на прямую, если у вас транзисторный комбик, но вам посчастливилось стать обладателем хорошего лампового преампа, то считайте, что у вас гибридный усилитель, способный конкурировать по звучанию с ламповыми.

Подключение в звуковую карту/линейный вход.

Бывают разные ситуации, например, когда вам нужно срочно записать гитару, вышел из строя комбик, усилителя нет совсем и т.п. В этом случае вам может пригодится подключение цепочки эффектов напрямую в микшерный пульт или звуковую карту. Гитара, noise gate, затем компрессор, далее педаль wah-wah потом pitch-shifter, перегруз (preamp), далее эквалайзер, хорус, дилей, реверб и наконец, микшер/звуковая карта. Перед звуковой картой или микшерным пультом желательно поставить DI Box, также в некоторых перегрузах есть встроенная эмуляция кабинета, в этом случае DI Box не так важен.


Педалборд

Педалбордом можно назвать что угодно, что является держателем педалей эффектов. Возьмите кусок фанеры, полку от холодильника, крышку от кастрюли, прикрутите к ней свои педали, поставьте блок питания, рассчитанный на несколько примочек и вуаля, педалборд готов. Если вы купите сумку, в которую эта связка без труда влезет, то транспортировка станет намного проще, а если она еще и будет компактной, то транспортировка станет еще и комфортной. Это не шутки, я правда знаю людей, которые делают педалборд из подручных средств, например, полки от холодильника.

Перейдем к педалбордам, которые можно купить в магазине. Существуют различные педалборды, например, в виде кейса, наклонная поверхность, со встроенным блоком питания и т.д., берите то, что по душе, что будет вам удобнее и практичнее, не берите «на вырост», вы пожалеете, когда будете носить громоздкую сумку с тремя педалями. Также я бы советовал купить педалборд со встроенным блоком питания. Педалборд-кейс, считаю, самым удобным вариантом.


Заключение и рекомендации

У нас вышла статья из 3х тем, LOOPER, DI BOX, связки педалей и педалборды.

LOOPER и DI BOX – рекомендации к этим устройствам такие же, как и к другим педалям, в данном случае, я бы посоветовал подумать над тем, нужны ли вам они. Однако, если у вас есть возможность приобрести их не в убыток другим примочкам, то берите, в любом случае попробовать, поэкспериментировать никогда не будет лишним, это всегда положительно отразится на исполняемой вами музыке.

Связки педалей – выбирайте хорошие комплектующие, хороший блок питания, хорошие шнуры, если выступаете с парой педалей, то не забывайте вовремя менять батарейки (считаю, что лучше пользоваться блоком питания), тогда звучание будет идеальным. Я предложил несколько классических вариантов, не бойтесь менять педали местами, экспериментируйте, вы всегда сможете снова открыть эту статью, чтобы подключить педали в классической последовательности.

Педалборд – я считаю, что покупка педалборда – кейса со встроенным блоком питания будет самым прагматичным выбором, однако, чтобы не тратить деньги вы можете сами сделать себе удобный педалборд и купить к нему сумку, только не забудьте приобрести хороший блок питания, рассчитанный на несколько устройств.

На сегодня все, дорогие читатели, мы закончили говорить о гитарных примочках как об отдельных педалях, я рассказал о вариантах их подключения и как упростить эксплуатацию с помощью педалборда. Впереди статья про процессоры эффектов, которая закроет цикл про гитарные эффекты.

Играйте на гитаре, самообразовывайтесь и помните, что необычное, интересное, индивидуальные звучание электрогитары делают не педали эффектов, а гитарист.


P.S. Все видео примеры взяты с сайта pop-music.ru, спасибо этому магазину за обзоры огромного количества музыкального оборудования.

guitarsolo.info

Николай Соколов / Гитарные педали, примочки

Гитарные педали, примочкиПрактически любой гитарист, достаточно серьезно относящийся к исполнительскому мастерству, мечтает стать «узнаваемым» гитаристом, то есть тем музыкантом, которого можно легко узнать на слух по его игре. Важную роль в выполнении этой задачи играет уникальная манера игры, но не последнее место занимает и индивидуальный, неповторимый звук. В этой ситуации на передний план выходят различные электронные устройства обработки сигнала, которые могут кардинально изменить звучание электрогитары.

На самом деле, несмотря на сотни различных моделей, имеющихся на рынке, самих эффектов изобретено не так уж много, и большей части гитаристов они прекрасно известны. Однако гораздо меньше тех музыкантов, которые понимают принцип действия каждого прибора, реализующего тот или иной эффект, и могут выстраивать свой собственный звук сознательно, а не путем перебора различных сочетаний эффектов. Поэтому тем музыкантам, кто еще не очень хорошо знаком с работой тех или иных примочек, мы попытаемся раскрыть секреты этой кухни.

Overdrive, Distortion

Overdrive, DistortionНачнем, пожалуй, с самых известных из всех существующих эффектов- овердрайва и дисторшна. Вообще-то названий у подобных примочек довольно много- fuzz, heavy-metal, tube screamer и т.д., но все они выполняют одну и ту же функцию- искажение звука путем ограничения сигнала по амплитуде. Тем не менее, всю группу этих примочек можно условно разделить на две подгруппы- дисторшн, который дает более жесткое звучание, и «мягкий» овердрайв. В дальнейшем мы будем называть все примочки данного типа общим названием «дисторшн», если при этом нет специальных оговорок.
Сегодня, по-видимому, все гитаристы используют данный эффект. Это позволяет долго «держать» звук и создать мощное звучание. Кроме того, использование этого эффекта позволяет преодолеть плохую технику музыканта и играть быстрые пассажи, которые без дисторшна звучали бы довольно неряшливо. Следует отметить, что при включенном эффекте нежелательно играть аккордами; звук становится очень «грязным»- это общий недостаток всех подобных устройств.
Ограничение сигнала по амплитуде может реализовываться многими схемотехническими решениями, рассмотрение которых не входит в задачи данной статьи. Возникающее за счет ограничения сигнала большое количество гармоник и придает звуку характерный оттенок.
Полученный в результате ограничения звук гитары зависит не только от конкретной схемы педали, но и от частотной обработки входного и выходного сигналов. За счет добавления большого количества гармоник, звук становится очень высоким, резким и неприятным. Поэтому, как правило, после ограничивающего каскада устанавливаются фильтры, выполняющие частотную коррекцию полученного сигнала. Тем не менее, возможно дополнительное применение частотнокорректирующих устройств, например графического эквалайзера.
Дисторшн обычно ставят в самое начало линии эффектов, но после компрессора, так как длительный сустейн последнего обеспечивает более продолжительное ограничение сигнала.

Copressor-Sustainer

Copressor-SustainerСледующий эффект, который мы рассмотрим, не менее популярен, чем дисторшн; это- компрессор-сустейнер. По названию можно догадаться, что делает это устройство- компрессирует сигнал, то есть производит сжатие динамического диапазона звука гитары. В результате на выходе компрессора-сустейнера формируется сигнал с практически неизменной амплитудой, в то время, как на входе амплитуда непрерывно меняется. Такую примочку можно применять во всех случаях жизни, так как после прохождения через нее гитарного сигнала последний легче обрабатывается другими устройствами.
Следует отметить разницу между компрессором-сустейнером и компрессором-лимитером. Если первый является, по-существу, обычным автоматическим регулятором уровня, поддерживающим сигнал на более или менее постоянном уровне, то второй только ограничивает пики сигнала до определенной величины, передавая остальную часть сигнала без изменений.
Компрессор хорошо располагать в самом начале линии, подавая на его вход сигнал непосредственно с электрогитары. В результате компрессирования повышается сустейн и получается более плотный звук, столь необходимый для стоящего далее дисторшна. Нет большого смысла ставить что-либо перед компрессором, так как большинство эффектов делают частотную характеристику сигнала крайне неравномерной, компрессор же сгладит ее, ослабив этот эффект.

Chorus

ChorusДанный эффект делает звук гитары объемным, прозрачным и наполненным. Оригинальность звучания хоруса обусловила его широкое применение многими музыкантами. Хорус можно использовать как при аккомпанементе, так и при сольной игре, например, совместно с дисторшном. Сам эффект получается периодическим изменением времени задержки сигнала, которое составляет примерно 20-30 миллисекунд, причем чем больше изменение времени задержки, тем больше глубина хоруса, вплоть до эффекта расстроенной гитары. Если в студийных приборах применяется обычно цифровой хорус, то в педалях он сделан на аналоговой элементной базе, что дает более красивый, по мнению многих гитаристов, звук. Однако цифровые хорусы обладают большими возможностями, гибкостью и сервисными функциями.
В настоящее время большинство выпускаемых педалей реализуют эффект «стереохорус», где звук после обработки разносится по панораме.

Flanger, Phaser

Flanger, PhaserОба эффекта позволяют получить сложный нестационарный сигнал, в результате чего звук гитары становится объемным, «летящим», «воздушным». Ощущение полета при этом создается периодическим изменением амплитудно-частотных характеристик сигнала.
Об открытии эффекта «флэнжер» ходят разные легенды. Одна из них гласит, что эффект открыл совершенно случайно в 1958 году известный звукорежиссер и продюсер Ph.Spector. При попытке «удвоить» голос, воспроизводя запись одновременно с двух магнитофонов, и получился этот необычный звук (так как идеальной синхронизации лент добиться было невозможно, обе ленты чуть смещалась по времени друг относительно друга). В современных примочках эффект реализуется путем добавления к исходному сигналу его собственных копий, сдвинутых по времени на величины порядка 1-10 миллисекунд, причем время сдвига непрерывно меняется.
Фэйзер, являющийся частным случаем флэнжера, осуществляет смешивание исходного сигнала с копиями, сдвинутыми по фазе. Несмотря на одинаковый механизм работы с флэнжером, эффект, производимый фэйзером, заметно отличается на слух.
Флэнжер, фэйзер, а также описанный выше хорус- родственные эффекты, и имеет смысл использовать только какой-нибудь один из них. В цепи эффектов они ставятся после дисторшна, но до дилэя и ревербератора.

Wah-Wah

Wah-WahИли иначе «тембровое вибрато», еще один из наиболее распространенных гитарных эффектов. Он может с успехом применяться как в солирующих партиях, так и для создания остинатных ритмических фигур. С помощью этой педали имеется возможность регулировать частоту подъема амплитудно-частотной характеристики для подчеркивания определенного участка спектра звукового сигнала. Иначе говоря, нажимая и отпуская педаль, вы перемещаете «горб» АЧХ в ту или иную сторону. Существуют также устройства Autowah, где управление осуществляется не педалью, а специальным встроенным генератором. Устройство выпускается как в виде отдельной педали, так и совмещенной с каким-нибудь другим эффектом.

Octaver

OctaverДанное устройство позволяет сдвигать спектр входного сигнала на октаву или две ниже или выше основного тона, при этом продолжает звучать и сам основной тон, что создает впечатление игры в октаву сразу двух инструментов. В аналоговых педалях эффект реализован посредством простого умножения или деления частоты, но так как спектр гитары имеет довольно сложную форму, то сдвиг частоты сигнала носит условный характер, и изменение звучания достигается, в основном, за счет добавления определенных обертонов. Несмотря на редкое практическое использование октавера, он выпускается с 60-х годов и до сегодняшнего дня, и некоторые известные гитаристы (John Scofield, Larry Carlton и др.) включают его в свою батарею эффектов.

Tremolo

TremoloЭто еще один из вариантов вибрато- амплитудное вибрато. Когда-то этот эффект был популярен, а теперь он всеми забыт, несмотря на то, что с его помощью можно добиться интересного звучания. На слух тремоло воспринимается так, как если бы при игре на гитаре ручку громкости быстро (с частотой несколько герц) вращали из одного положения в другое. Устройство, реализующее этот эффект, представляет собой обычный электронный регулятор громкости, управление которым осуществляется генератором, вырабатывающем колебания инфранизкой частоты, при этом форма импульсов, производимых генератором, может быть различной (треугольной, синусоидальной и т.п.). Соответственно, различным будет закон модуляции сигнала, а значит и воспринимаемый на слух эффект.
Наиболее известное музыкальное произведение, где используется тремоло- это композиция «Money» группы «Pink Floyd» (альбом «Dark Side Of The Moon», 1973).

Equalizer

EqualizerЭквалайзеры представляют собой многополосные регуляторы тембра, позволяющие осуществлять одновременную и взаимонезависимую регулировку на нескольких частотах. Эквалайзеры бывают двух типов- графические и параметрические; помимо студийных приборов, оба типа выпускаются в виде гитарных педалей.
Графические эквалайзеры являются многополосными регуляторами тембра с фиксированными полосами частот коррекции. Количество полос может сильно колебаться- от трех до 31 (так называемые третьоктавные эквалайзеры), гитарные же педали обычно представляют собой 7-полосные эквалайзеры. Как правило, в таких примочках принимаются следующие значения центральных частот: 100Гц, 200Гц, 400Гц, 800Гц, 1,6кГц, 3,2кГц, 6,4кГц (для бас-гитары значения несколько другие). В качестве регуляторов в графических эквалайзерах применяют движковые потенциометры, поэтому, сформировав нужную амплитудно-частотную характеристику, ее вид можно наглядно наблюдать по положению ручек регуляторов (из-за этого такие эквалайзеры и называются «графическими»).
Параметрический эквалайзер позволяет изменять не только спад/подъем определенной полосы частот, но и выбирать центральную частоту и ширину полосы. Встречаются эквалайзеры, не позволяющие изменять ширину полосы (например отечественная педаль «Лель ЭП»), тогда такие эквалайзеры называются квазипараметрическими. Обычно в гитарных педалях число регулируемых полос равно трем.
Какой же эквалайзер лучше применять? Если требуется скорректировать общий гитарный саунд, то несомненно лучший выбор- это графический эквалайзер с его большим количеством регулируемых полос во всем частотном диапазоне гитары. Параметрический же эквалайзер годится для более «тонкой» работы- ослабить или поднять какую-то конкретную частоту, например частоту фона или частоту «темных» нот, встречающихся на грифе гитары (о «темных» нотах речь пойдет во второй части статьи), хотя, конечно, ничто не мешает использовать его также, как и графический эквалайзер.
В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, убрать или получить «пик» на определенной частоте. Его не следует ставить перед компрессором, который сгладит амплитудно-частотную характеристику, сформированную первым устройством.

Noise Gate

Noise GateИ на сцене, и в студии электрогитара производит довольно много различных посторонних звуков, требующих маскировки. Это могут быть и случайно задетые струны, и фон, и щелчки от переключения звукоснимателей, и многое другое. Эти лишние звуки хорошо слышны только в паузах; при наличии же полезного сигнала они маскируются последним и практически незаметны на слух. Нойс гейт, или иначе шумоподавитель порогового действия, помогает решить эту проблему. Непрерывно следя за уровнем входного сигнала, он определяет, когда величина сигнала снизится до определенного значения, и перестает пропускать сигнал на выход. Когда сигнал поднимется до определенного уровня, выход устройства вновь открывается, причем его закрывание и открывание производится плавно и мягко. Обычно уровни срабатывания и отпускания шумоподавителя имеют различную величину, а для защиты от случайных переключений предусмотрена специальная система контроля. Как правило, педальное исполнение этого устройства позволяет управлять такими его параметрами, как регулировка порога срабатывания, времени нарастания и затухания сигнала.
Шумоподавитель ставят ближе к концу линии эффектов, но до дилэя и ревербератора, так как последние помогают замаскировать шум, который может появиться при переключениях шумоподавителя.

Reverberator, Delay

ReverberbРеверберацией называется послезвучание, которое наблюдается в помещениях после того, как действие источника звука прекратилось. Послезвучание возникает в результате многократных отражений звуковых волн от стен, потолка и других поверхностей. Если же источник продолжает излучать звуковые колебания, то звуковая картина в помещении представляет собой совокупность прямого звука и многократных отражений. Устройство, имитирующее реверберацию, называется ревербератором. Оно позволяет имитировать акустические характеристики того или иного помещения и благодаря этому получать более естественное, объемное звучание. Впервые искусственную реверберацию стали применять такие известные музыканты, как Chet Atkins и Les Paul.
Современный студийный ревербератор способен выполнять много различных функций- от воспроизведения эффекта объемного звучания до создания необычных тембров и спецэффектов, однако ревербераторы, выполненные в виде педалей, естественно, проще в плане возможностей.
Эффект «дилэй» («задержка») является, по сути, эхо-эффектом. Этот эффект можно получить из реверберации путем увеличения времени задержки до уровня, когда отчетливо различаются отдельные повторы входного сигнала. Дилэй является довольно популярным эффектом у гитаристов и часто используется во время сольной игры.
И дилэй, и ревербератор обычно ставят в самый конец цепи эффектов. Однако, ревербератор в гитарной практике почти никто не использует- он относится к устройствам общей обработки звука, которыми управляет звукооператор с микшерного пульта.

Volume Pedal

Volume PedalПедаль громкости- это самое простое из всех устройств: оно состоит из корпуса с педалью, которая с помощью зубчатой передачи связана с осью потенциометра. Требуется такое устройство для оперативного контроля громкости звука. Дело в том, что при использовании нескольких примочек громкость при разных комбинациях включенных эффектов может меняться, и здесь педаль громкости может прийти на помощь. Кроме того, используя эту педаль, можно формировать «мягкую» атаку, делать быстрое и в то же время плавное затухание звука и тому подобные вещи. Поэтому даже во многих гитарных процессорах и синтезаторах предусмотрен разъем для подключения такой педали. Существуют также модели, совмещающие в себе педаль громкости и еще какой-либо эффект (fuzz, wah-wah и т.д.).
Теперь, после краткого описания педалей (в гитарных процессорах эффекты аналогичны), перейдем к конкретным схемам их соединения между собой. Все то, что написано ниже, носит чисто рекомендательный характер, и не следует принимать эти советы как нечто единственно правильное и непреложное. В данной ситуации можно говорить лишь об общих правилах соединения, а конкретная цепь эффектов будет зависеть от вашей выдумки, слуха и индивидуальности. Свой собственный звук- вот ваша главная задача. Ниже мы рассмотрим цепочку, состоящую из всех эффектов, но надо понимать, что ни один здравомыслящий человек не станет использовать такую линию: конкретную конфигурацию диктует стиль музыки.

nnsokolov.ru

Как правильно включать примочки? или «Правильная» коммутация цепи гитарных эффектов / workshop / Jablog.Ru

Всем привет! Сегодня хотел бы поговорить про коммутацию цепи эффектов и гитарных примочек.
Т.е. о том, как это делается правильно, точнее, общепринято, т.к. так, чтобы было совсем «правильно-правильно», не бывает. Почему? Да потому, что «правильно» – это то, как вам нравится, ну и простор для творчества и фантазии никто не отменял.

Рассмотрим несколько самых распространенных вариантов. Сложных касаться не будем, т.к. очевидно, что вариантов соединения и коммутации цепи гитарных примочек и эффектов может быть неисчислимое количество, т.к. фантазия человеческая безгранична. Ну и к тому же, если вы разберетесь в простом, то потом уже сами поймете, что вам нужно. Т.е., «от простого к сложному», тем более, что принцип проверен временем и надежен, как АК-74.

Вариант самый первый, самый простой, но имеющий право на жизнь, тем более, что некий Ангус Янг (Angus McKinnon Young), как говорят, только так и играет.

Собственно, тут и эффектов-то в промежутке никаких нет. Поэтому и говорить не о чем. Все просто. Единственное, стоит упомянуть про то, что эффекты могут быть в комбике, но на это дело в нем предусмотрен футсвитч, который включается в соответствующее гнездо – не перепутать.

Далее все только усложняется. Сейчас приведу схему, как «правильно» подключать самые распространенные эффекты. Еще раз повторяю, это не догма: все можно менять, но обычно — так.

В цепи примочек красным выделены «основные» элементы, т.е. костяк. И они идут именно так, как на рисунке: слева направо. Т.е. после гитары идет квакушка, потом секция перегрузов, а замыкает цепь секция модуляционных эффектов.

Что касается компрессора, то его обычно ставят перед перегрузами, но можно и поэкспериментировать. Кстати, не стоит забывать, что сами перегрузы и овердрайвы компрессуют сигнал, так что советую не увлекаться.

Эквалайзеры же обычно ставят ближе к концу цепи: либо сразу после перегрузов, либо перед комбиком. Ну, это и понятно, т.к. EQ предназначен для корректировки уже почти «готового» звука.

Модуляционные эффекты традиционно идут последними в цепи эффектов, причем следует обратить внимание, что дилей и реверб – это эффекты, обычно замыкающие всю цепь.

Рассмотрим следующую ситуацию-картинку.

Предположим, что комбик у вас неплохой, а посему имеет разрыв (или еще говорят: петля-loop). Прежде всего, разберемся, из чего состоит стандартный комбоусилитель. А состоит он из секции преампа, сиречь предварительного усиления, и секции усиления, или конечного усиления. Кстати говоря, комбо поэтому так и называется, что комбинирует в одном устройстве преамп и оконечный усилитель. Разрыв – это разрыв между преампом и усилителем. Узнать о наличии в своем комбике петли очень просто: если сзади есть входы, подписанные SEND (посыл) и RETURN(возврат), то у вас разрыв определенно есть.

В таком случае логичнее и правильнее секцию модуляционных эффектов включать в разрыв комбика. Чтобы было понятней, смотрим картинку.

Наверно вы заметили, что на этой картинке отсутствует эквалайзер. Включать EQ можно как после перегруза, так и в разрыв комбика, как вам больше нравится.

Еще немного про петлю эффектов.
Петля (разрыв) бывает параллельная (параллельный) и последовательная (последовательный). Параллельной петлю называют в том случае, когда в комбо предусмотрена регулировка уровня сигнала возвращающегося во вход RETURN (простите уж за тавтологию). Т.е. сзади комбика обычно стоит потенциометр, подписанный MIX или что-то типа того, который подмешивает в сырой звук из преампа звук, обработанный эффектами, стоящими в разрыве. Если же такого потенциометра нет, то разрыв у вас последовательный.

Иногда бывает так, что в комбике есть только один вход – RETURN, а вот выхода SEND нет. Это говорит нам о том, что производители предусмотрели для нас возможность подключения своего гитарного преампа (например, AMT SS-11, Tubeman или любого другого), но лишили нас возможности пользоваться преампом и разрывом самого комбика. Что ж, определенная логика в этом есть, тем более что это удешевляет конструкцию.
Тогда предыдущая картинка немного трансформируется, и будет выглядеть так.

В очередной раз отсутствующий эквалайзер можно разместить как после преампа, так и перед ним.

Снова вернусь к параллельному разрыву. Для многих гитаристов параллельный разрыв — штука если не обязательная, то, как минимум, желательная, т.к. именно она позволяет минимизировать влияние на звук цифровых эффектов модуляции. Не секрет, что именно цифровые эффекты обработки зачастую (но далеко не всегда!!!) являются самой слабой частью цепи. Именно они могут сделать так, что ваша гитара потеряется в миксе, не сможет «прорезать» или будет звучать кашеобразно. Вот с этим-то и помогает справиться параллельный разрыв.

Понимая это, некоторые производители гитарных преампов идут навстречу гитаристам и встраивают параллельный разрыв прямо в преамп. В этом случае схема подключения будет выглядеть так.

На этом, собственно говоря, хотел бы остановиться, хотя, конечно, можно было бы поговорить и о лайнселекторах, и о луперах (не путать с looper/sampler), и о управлении цепью эффектов по миди… Но, думаю, для одной статьи и этого достаточно. Возможно, позже поговорим и обо всем этом.

ЗЫ: Если есть вопросы и/или дополнения, то давайте в камменты.

jablog.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *