Усилитель на 6р3с схема – 63-1 65.

Содержание

Двухтактный стереофонический ламповый усилитель - Усилители на лампах - Звуковоспроизведение

Сергей Никитин

Эта статья - продолжение начатой темы про ламповые усилители, где мы рассматривали изготовление стереофонического SE-усилителя на лампах EL34 (6П3С), или КТ88.
В этой заключительной части моего повествования, мы попробуем собрать вместе с Вами двухтактный (РР) стереофонический усилитель на лампах КТ88.

Но для начала, как всегда напомню правила техники безопасности:

ВНИМАНИЕ!!!! Перед изготовлением или даже макетированием лампового усилителя необходимо изучить «Правила электробезопасности», потому что в ламповых усилителях рабочие напряжения в разы превышают напряжения в вашей электрической сети, в схемах имеются накопительные конденсаторы, которые длительно могут сохранять в себе мощный заряд способный убить человека.

Как и в предыдущей статье, здесь будут описаны личные ощущения в восприятии звука, некоторые моменты с которыми я столкнулся в процессе работы, ошибки и прочее.

А теперь всё по порядку, о том, как это у меня начиналось. Расскажу немного предысторию своего творчества, постараюсь по короче, чтобы Вам не очень надоесть.

Обычно люди начинают конструировать что по легче, проще, но у меня это почему-то не катит. И я начал сразу делать не простенький однотактный, а сразу двухтактный, и как всегда из того что есть в наличии или можно найти почти бесплатно.
Нашёл подходящее железо, на мой взгляд, какой то трансформатор от блока питания, но не китайский это точно, мощностью около 30-20 Вт. Начал прикидывать, на что он может сгодиться - и получилось что анодная обмотка только под провод 0,1мм.
Вот когда я его намотал, то решил для себя - таким проводом больше не мотаю, пусть лучше трансформатор будет больше чем надо (запас, как говорится не тянет), но тонким проводом мотать - это очень трудно, а тут ещё звуковой «пирог».
Это был мой первый макет, который понравился и с которого всё и началось.
Колонки на которых и слушал своё творение, были 25АС-126, которые пришлось переделывать, потому что очень громкая середина резала уши. Примерно такой же эффект наблюдается и у S-90.
Про переделку 25АС-126 на этом сайте я уже писал.

Следующий усилитель уже делался полной и законченной конструкцией, и сразу на 6Р3С-1, потому что они у меня уже были в наличии от доставшегося ТУ-100, это старый ламповый усилитель, кстати, в нём приличный силовой трансформатор есть и не плохое железо на звуковом.

Покопавшись в загашниках нашёл его фото и данные по звуковым трансформаторам. Вот в этом усилителе и были применены выходные трансформаторы с коротким сердечником (35мм) и огромным окном (высота намотки 25мм), на фото ниже за лампой видно, что они не стандартные.

На каждый анод было намотано по 1440 витков и выходная обмотка 116 витков. Диаметры проводов уже не помню.
Как видно на фото здесь и регулятор баланса, и регулятор тембра. Но в последствии, оказалось что кроме регулятора громкости ничего не нужно, отказ от лишних прибамбасов ещё и лишний каскад сэкономило.
Анодное напряжение было 350В, фазоинвертор на 6Н2П. Этого одного каскада было достаточно для раскачки 6Р3С-1, чувствительность правда была около 1В.

Не удобно измерять ток анодов у 6Р3С-1, катод у них общий, и приходилось изгаляться, измеряя падение напряжения на трансформаторе при известном сопротивлении его обмоток.
Измерял очень аккуратно, потому что высокое напряжение и длинные концы измерительных проводов - всячески пытаются загнать каскад в самовозбуждение.

Внешний вид этого усилителя конечно не очень, я и не старался, так как нужно было быстрее его "сварганить", вот "оно" и получилось таким.

Следующий усилитель уже был на 6П1П, и тоже из того что нашлось в закромах.
Пробовал там 6П14П, не понравился мне у них звук, очень такой сильно ретро, и лампа 6П14П с внешним смещением, быстро уходит в саморазогрев.

Вот он на фото, с 6П1П. Очень не плохо звучал, и звучит сейчас в Москве, но его мощности для меня не хватало и я снова вернулся к 6Р3С.

И получилось это. Монстр.

Но его внешний вид мне очень быстро разонравился, и я «зарядил» собрать усилок ещё мощнее, пытаясь выжать из ламп 6Р3С под 100Вт.

И у меня получилось вот это.

Но в этой конструкции меня ждало разочарование - параллельно соединённые аноды ламп, сделали звук ужасным.

В наличии у меня уже были ГУ-50 в количестве, позволяющем их немножко портить, да и панели под них такие же как у 6Р3С.
Решил попробовать собрать усилитель на них.

И получилось вот это.

Звук конечно не такой бархатный получился как в самом первом случае с 6Р3С-1 (одна лампа на канал), но довольно зачётно. Напрягало только 540 Вольт анодного, не приятно там под таким напряжением измерения производить.
Эта конструкция проработала у меня с 2010 года по 2015 год.

Параллельно с этим усилителем, был сделан ещё вот такой вариант на 6Р3С, для себя и удовольствия, потому что, ну очень они (6Р3С) мне понравились по звучанию.

Но не долго я им наслаждался.
Как то в гости ко мне друг привёз своего друга, и он ему понравился ещё больше меня и усилитель уехал уже с ним...

Затем были эксперименты с 6П3С и кенотронами. Очень удачная конструкция, жаль что пришлось там четыре диода поставить в выпрямитель смещения выходных ламп, а так всё было бы на лампах.

Там даже электролиты стоят и работают старые из советских телевизоров и резисторы в основном ВС.

Как я уже говорил, что каждая конструкция - это эксперимент.
Появились у меня лампы 6С41С (мощные триоды), да ещё большие стрелочные индикаторы долго лежат без дела, ну и ко всему прочему я в триодном режиме ещё не слышал лампы (не собирал) и опять появилась новая конструкция.

По звуку она мне очень понравилась, в драйвере стояла 6Н6П, пробовал поставить 6Н23П ( у них цоколёвка одинаковая и за пределы характеристики не заходят), оказалось, что с 6Н23П звук гораздо мягче.

Вот на этой-то конструкции, я напоролся на эти жёлтые конденсаторы (при них говорилось в предыдущей статье), которые и испортили звук. Теперь я знаю, что это плохо. Конденсаторы потом были заменены.

Но скажу - 6С41С это "тяжёлая" лампа, с большим током накала, с большим запирающим напряжением около 140 Вольт, очень долго греется и пока греется и даже работает - всё время сама потрескивает (главное что не в колонках). Остывает опять потрескивает.

Панельки под неё нужны очень хорошие, керамические.
Для того что бы не греть катодный резистор (а там около 140 вольт и при токе 0,07А) и не делать очень большое анодное напряжение питания (на минус эти 140 Вольт, которые теряются на катодном резисторе) сделал усилитель с внешним смещением. Но тогда лампа стала не стабильна, уходит в саморазогрев.
Пришлось комбинировать. Около 30 Вольт автосмещения, остальное принудительно. Тогда стала работать отлично, правда уже не у меня.

Индикаторы стрелочные использовались для контроля выходной мощности, и самое главное могли использоваться для контроля тока анода (катода) выходных ламп.
На этом усилителе выжималось около 30Вт.

 

Наверно я Вас уже утомил, извините, теперь возвращаемся к описываемой конструкции, которую и будем собирать.
Первоначально я во всех своих конструкциях двухтактных усилителей использовал вот эту классическую схему фазоинвертора.

Очень достойная схема, как не странно до 54 кГц с ней усилители прокачивали. На 6Н2П получался бОльший коэффициент усиления и мягче звук. 6Н1П звучали как бы детальнее, она на 6Н8С похожа по звучанию.

Как видно на фото 2016 года, внешний вид нашего усилителя немножко изменился. Верхняя панель в процессе творчества, была испилена и изрезана под разные лампы и панели, поэтому пришлось делать сверху вот такие декоративные накладки, чтобы закрыть те отверстия, которые там образовались.

Теперь по схеме и деталям. Входной каскад сделан на 6Н9С, она немножко мягче звучит чем 6Н8С, но если хотите детальности, то лучше 6Н8С. Их для пробы можно менять без изменения схемы, но для правильной их работы - нужно менять режим работы лампы.

У 6Н9С большое выходное сопротивление, поэтому раскачать выходной каскад ею без завала АЧХ трудно, но пробовать можно.

ВНИМАНИЕ: Никогда не вытаскивайте лампы во включенном усилителе, даже входных каскадов. Можно вставлять холодную лампу. Иначе пробой и вывод из строя выходной лампы вам обеспечен.

Фазоинвертор сделан на 6Н8С уже по другой схеме, для «пробивания» бОльшей входной ёмкости выходных каскадов, и вроде он симметричнее работает. По звуку мягкости не добавило, но вроде ничего не испортило. До этого стояли там 6С5С (1960 года выпуска, новые), как на фото, но одна сгорела, в магазин снова идти не захотелось, а 6Н8С есть ещё в запасах, по этому немножко изменив на ламповой панельке распайку поставил туда 6Н8С. Правда один триод остался не у дел, а параллелить не стал, имею не очень хорошие впечатления от этого.

Выходной каскад сделан на КТ88, дорогие стали они сейчас около 70 уёв за штуку, по этому с ними осторожнее.

Пробовал их в триодном режиме не понравились (усилитель был заряжен на триод и пентод, там даже переключатель остался), в рекомендуемом в справочниках пентодном включении (это когда вторая сетка соединяется с питанием анодных цепей) мне не понравились тоже, резкий звук. По этому потихоньку уменьшая напряжение на второй сетке при поддержании анодного тока около 80мА, вышел вот на такие параметры резистора R23.
Анодный ток измеряется путём измерения падения напряжения на катодных резисторах R32-R33 (в пределах 0,8-0,9В). Главное чтобы в канале токи были как можно одинаковыми, иначе будет небольшая "бяка" со звуком и главный минус - фон в колонках. Я заказывал подобранную четвёрку КТ88, по этому после их приработки, они уже никуда не «уплывают».

В этой схеме сделана задержка подачи высокого напряжения, на реле Р1-Р2, они на 24В от бесперебойника UPS-1200 . Для более плавного пуска стоят терморезисторы NTC R26-R27 на 16 Ом, можно их вообще не ставить, а можно и 25 Ом. При включении в сеть, конденсаторы блока питания начинают плавно заряжаться через резисторы R24 и R25, так же заряжается через резистор R36 конденсатор С33. По достижении напряжения пробоя неоновой лампочки HL1, лампа пробивается, конденсатор С33 разряжается через управляющий электрод тиристора, он открывается, включает реле Р1-Р2, которые своими контактами шунтируют резисторы R24 и R25, и разряжают времязадающий конденсатор С33 для подготовки его к последующему включению. У меня получилось время задержки около минуты. Почему неоновая лампочка, а не динистор? Она не даёт тока утечки, по этому конденсатор С33 можно ставить небольшой ёмкости (только не электролит!!!) при большом сопротивлении время задающего резистора R36, да и у меня много этих неонок, поэтому нашёл им применение. Даже неонки от стартера на 127В ламп дневного света в «полевых» условиях ставил, до сих пор работает, но в другой конструкции.

В выпрямительных мостах нужно использовать быстрые диоды (они меньше помех дают) на соответствующее напряжение.
Можно ставить КД226, применялись в телевизорах 3УСЦТ и им подобных, можно и импортные Шотки, но имейте в виду, что Шотки очень боятся малейшего перенапряжения, поэтому их нужно брать с запасом по обратному напряжению (не менее двух напряжений питания).
Здесь на схеме я не нарисовал, но желательно в мосту каждый диод шунтировать конденсатором около 0,022-0,01мкФ 400В. Это всё для подавления помех.
Резисторы R46 и R35 нужны для снижения пусковых токов. Благодаря всем этим "наворотам", предохранители у меня ещё ни разу не сгорали (они установлены на платах в подвале шасси), поэтому про удобство их замены думать не надо.

В качестве дросселей используется один стандартный Д25 (тоже нашёлся в закромах), другой не известный, намотан проводом 0,4мм, индуктивность около 1 Генри, с какой то аппаратуры. Можно намотать самим, на подходящем железе, и не забывать про электрическую изоляцию, тут уже 460 Вольт!!

Межкаскадные конденсаторы нужно ставить как я уже писал ранее из вот этих.

Кстати, для эксперимента в питании второй сетки выходной лампы, зашунтировал электролиты жёлтыми конденсаторами. Не понравилось. Заменил старыми КБГ. Стало лучше. Здесь на фото вид его «потрохов». Между входным каскадом и фазоинвертором стоят конденсаторы 0,1 мкФ 200В, это те очень старые советские, и думаю что они ещё 100 лет проработают. Не бойтесь старых деталей, они надёжнее современных. Единственно с электролитами можно не угадать, хотя тоже работают.

Теперь снова про самое главное и муторное, это выходные трансформаторы.

Были у меня сначала здесь трансформаторы меньшей мощности, но потом решил перемотать из того что было. А была пара ТСШ-170, это от ламповых телевизоров, не ахти что, железо толстовато, на пределе.
Для расчёта выходных, данные брал из других источников, не сам считал, но немножко витков добавил в первичке.
Получилось в реале, а потом и пересчитал по своей методике, оказалось что совсем мало добавил, ниже 30 Гц заметно искажается сигнал, на слух не режет, но факт остаётся фактом.

И так это уже сделано, половинка (для одного анода) 800 витков плюс второй анод 800 витков, вторичка 64 витка, 800+800=1600 и делим на 64 витка получаем 25, коэф. трансформации, возводим в квадрат, получаем 625. Так как изначально делался этот трансформатор под 5000 Ом выходного сопротивления, то 5000/625=8 Ом, это то сопротивление нагрузки которое нужно. Но…. здесь теперь стоят лампы КТ88 у которых выходное сопротивление 3500 Ом, следовательно для такого расклада и 4-6 Ом нагрузки будет не критично.

Повторю ещё раз, мне эти трансформаторы не нравятся, по этому в проекте на будущее их заменить. Пока думаю из ОСМ-0,25, но может что ещё попадётся подходящее.
По мне анодная обмотка должна быть около 1200 витков каждая (1200+1200) на ТСШ-170, а вторичку нужно считать под конкретное сопротивление динамиков.
ТСШ-170 сам большой, а окно маловато, по этому нужно прикидывать всё точнее, что бы все обмотки влезли без проблем.

Первичная (анодная) обмотка моталась проводом 0,25мм, а выходная 0,51мм.

Намотка шла в следующей последовательности:
 - выходная обмотка - половина первого анода - выходная обмотка - половина второго анода - выходная обмотка - половина второго анода - выходная обмотка - половина первого анода - выходная обмотка.

Почему так? Это сделано для выравнивания активного сопротивления обмоток двух анодов.
Первая обмотка имеет самое маленькое сопротивление, а последняя самое большое при одинаковом количестве витков (диаметр обмотки больше). При таком раскладе они получаются почти идеальными.

Теперь пропитываем, сушим, проливаем. Всё как было в однотактном усилителе.
Проверяем АЧХ трансформаторов, вот здесь Вы измерите уже реальную АЧХ трансформаторов, потому как здесь нет подмагничивания сердечника, если конечно оба анода с одинаковым током работают.

Теперь силовой.

Силовой изначально был от ТУ-100, перематывались только накальные обмотки, но у него бумажные щёчки, и от старости после второго пробоя между лепестками на этих щёчках - было принято решение его заменить. Да, трансформатор мощный. Долго искать не пришлось, так как отходы ещё есть, и тут пригодились старые неисправные беспербойники UPS-1200.
Был намотан первый трансформатор, первоначально проверен ток Х.Х. при напряжении 220В, 180мА, вроде многовато, но намотал силовой, поставил…. и ужас, при включении магнитные экраны (между силовым и звуковыми) так хлопали об него (примагничивались), да ещё фон в колонках…. Короче пришлось его выкидывать, потому что он уже был залит и пропитан, а я заливаю так, что повторно уже не разобрать.

Взял с другого UPS-1200, фирма другая, там ток Х.Х. при 220 Вольт составил 38мА, мотал его вот так:

Сначала подаём на него 220вольт и измеряем выходное напряжение на его выходной (низковольтной) обмотке. Потом разбираем, сматываем и считаем витки, (до сетевой обмотки сматываем), делим их число на измеренное напряжение на этой обмотке, у меня получилось ровно 2 витка на вольт.

Ток суммарный всех анодов на который я рассчитываю этот усилитель 0,5А, по этому провод тоже получился 0,51мм и его у меня предостаточно. Потому как анодное напряжение большое (460 Вольт, а электролиты максимум 450 Вольт есть в природе), то его будем получать из двух соединённых последовательно источников, следовательно нам нужно и две обмотки. Считаем 460/1,4=326Вольт/2 обмотки=163вольт, но это без нагрузки, добавляем для круглости 17 вольт и получаем 180 Вольт переменки должна выдавать каждая анодная обмотка.

Для смещения самих ламп нам нужно около 40 Вольт, но на всякий случай и на падение на фильтрующих резисторах и запаса пусть там будет около 100Вольт, следовательно 100/1,41= около 70 вольт переменки. Ток там будет не большой несколько миллиампер, по этому это соотношение будет близким к истине. Теперь провод, каким мотать, у меня был 0,35 мм, предостаточно и не тонкий и не толстый. На нём остановлюсь.

Для питания реле нужно 24-28 вольт, по этому тут без расчётов я уже знаю что 20 Вольт переменки хватит отлично. Какой диаметр провода? Реле берут до 200мА, плюс светодиод, плюс ещё что то может быть, после прикидок места хватает, и 0,51мм думаю тоже достаточно.

Теперь конкретно по виткам.

W1-W2 − сетевые готовые.

W3-W4 − по 360 витков провода ПЭВ 0,51, у них сделаны отводы на 300-м витке, для универсальности трансформатора. На схеме я это не показал.

W5 − 140 витков провода 0,35 мм.

W6 − 40 витков провода 0,51 мм.

W7-W8 − по 13 витков провода 1,7мм., который кстати, был смотан с этого же трансформатора. Эти обмотки были намотаны с отводом от 11 витка, это 5В для накала двух кенотронов, и тоже для универсальности трансформатора, и ещё влезли две обмотки по 13 витков проводом 1,7 мм, это 6,3В чисто для накала.
Я стараюсь делать трансформатор более универсальным, потому что начинаешь делать один усилитель, а пока делаешь его, то в процессе работы вдруг потребуется изменить напряжение, или ещё что то, а с универсальным трансформатором всё это можно попробовать.

Не забываем хорошо изолировать между обмотками, особенно там где обмотка под кенотрон и его накал. Между другими обмотками достаточно два-три слоя изоляции, Внутри одной обмотки ряды изолируем одним слоем изоляции, этого достаточно.

Пропитываем, сушим, проливаем. Не забываем, что после первой пропитки пластины нужно будет подтянуть, так как наш лак растворит старый и они уложатся плотнее, может даже влезут оставшиеся «лишние» пластины.

Корпус здесь был сделан из фанеры, но видимо нужна качественная фанера, у меня она за это время немножко лопнула.

Как видно на всех фото размещение трансформаторов одинаковое и вид усилителей тоже практически одинаковый. Это получается из-за того, что я не нашёл другого более компактного размещения трансформаторов, чтобы силовые трансформаторы давали минимум помех на выходные звуковые.
Перед установкой трансформаторов нужно найти оптимальное положение при котором минимум помех в динамиках. Об этом я уже рассказывал в предыдущей статье про однотактные усилители.

Для удобства контроля анодных токов у меня стоят маленькие гнёзда от старой советской аппаратуры на верхней панели сзади, напротив каждой выходной лампы. Там же стоят резисторы для регулировки тока анода и симметрии токов.
Мне так удобнее, выставил ток каждой лампы, а потом подключаешь мультиметр, (а он у меня вот такой, с 1978 года служит мне верой и правдой), между катодами и выставляешь симметрией «Ноль».

Первое включение усилителя нужно производить через ЛАТР. Вообще самое первое включение я делаю без анодного питания, проверяю накалы, напряжение запирания ламп, и другие вспомогательные питания. Затем выставляю максимальное запирающее напряжение на сетках ламп (движок резистора R21 в самый верх по схеме), а движок резистора R18 «симметрия» в среднее положение, и после этого только включаю уже с анодным напряжением.

При первом включении с ЛАТРом!!!! необходимо перемкнуть анод-катод тиристора в цепи задержки высокого напряжения, либо соответствующие контакты реле К1.1-К1.2, плавно увеличивая напряжение питания измерить анодные питания и ток анода, дабы он случайно не «убежал» за пределы по каким то причинам. Смотрим что б ничего не дымилось и не взрывалось.
После вывода на номинальное напряжение питания начинаем уменьшать запирающее напряжение и смотрим за током анода обоих ламп, можно по очереди, но обязательно за обоими. Когда один из токов выходит на номинальный режим, резистором «симметрия» подгоняем второй к первому. И так пока не установим примерно одинаковые режимы.
Затем тоже делаем со следующим каналом. И опять возвращаемся к тому с которого начинали.

Эту операцию нужно будет повторять несколько раз, потому что с появлением нагрузки на анодное питание, оно будет проседать и уже выставленные анодные токи будут уменьшаться. К этому ещё добавляется приработка ламп, особенно первый час работы.

Окончательную «чистовую» регулировку нужно проводить не ранее чем через 1-1,5 часа работы. Но потом необходимо будет периодически контролировать токи анода, это первые несколько дней работы, затем это нужно будет делать не чаще раза в месяц или реже.

Что хочется сказать в заключении, это ещё не окончательная конструкция. Есть желание её переделать, попробовать другие варианты и детали.
Но ещё очень важное значение имеет какая у вас акустика. Я начал с 25АС-126, она дорабатывалась не однократно, оконечный вариант описан здесь. Получился волшебнейший звук, это просто фантастика, я мог по пол дня сидеть и слушать этот звук, очень трудно передать эмоции. Очень нравилось слушать «Релакс ФМ» через спутниковый ресивер (он кстати там на фотках попадается), выбрал один из двадцати наверное марок по звуку, была такая возможность выбирать. Но переехав в другую квартиру, в предыдущей была комната квадратная 4,2х4,2, этого бархатнейшего звука уже не стало.
Но самое интересное, что в новой квартире он работал ещё со строительной отделкой (пока шёл ремонт) и звучал вроде ничего, но… после шпатлевания стен всё резко изменилось в очень худшую сторону.
Немножко стало лучше после оклеивания стен обоями и заполнением комнаты мебелью, но это совсем не то что было в старой квартире. И даже новые колонки 80-ти литровые полноценные напольники, сделанные почти по Фен-Шую не вернули тот звук. Комната по площади почти такая же, только прямоугольная.
Вот так бывает со звуком. Очень хочется услышать именно тот звук, где были моменты когда от инфранизких частот пробирал животный страх, и кайф от звучания.

Желаю удачи.

 

vprl.ru

Подробнее о ламповых усилителях и их практические примеры

Здесь будет статья с картинками. Можно показать упрощенный вариант схемотехники усилителя на лампах 6Р3С. Эта лампочка нигде в оглавлении сайта не отмечена, а усилитель на ней сделан. В качестве донора для построения лампового усилителя на 6Р3С можно использовать трансляционный услитель 100У-101. Оттуда берут только выходной трансформатор. Можно попытаться применить силовик. Однако здесь нужно быть внимательным. Вначале следует тщательно оценить рассеяние, измерив ток холостого хода. Если ток не более 50 мА, то смело применяйте. Если ток конский, то просто продайте это железо новичку. Ему пока не важен уровень фона в усилителестроении.

Панельки для 6Р3С лучше использовать керамические (подходят от ГУ-50), поскольку нагревается лампа сильно. Карболит может подгорать и противно вонять. Остатки трансляционного усилителя 100У можно спокойно отнести на помойку. Лампа 6Р3С ничего выдающегося собой не представляет. Более того, баллон маловат для заявленной мощности рассеяния по аноду. Анодные выводы расположеня сверху баллона, это не очень удобно. Зато в каждом баллоне по два лучевых тетрода, схожих по характеристикам с 6П3С. Симметрией половинки лампы не отличаются, поэтому лучше тетроды одного баллона запараллелить, поставивив со всех сторон выравнивающие резисторы. Выходной трансформатор будет работать в облегченном режиме поскольку он рассчитан на параллельную работу трёх половинок в оригинальной схеме 100У. Если обеспечить принудительное воздушное охлаждение, то подгрузить лампочки можно побольше. Пример раскроя железного листа для изготовления корпуса показан ниже.

Пример схемы усилителя показан ниже. В отличие от усилителя 100У обе половинки лампы использованы в параллельном включении. 

Схема типовая, раскачки вполне достаточно. А вот картинку схемы выходного трансформатора показать стоит. Это типовой трансформатор от лампового усилителя 100У. Выглядит этот усь как квадратный яшик, нередко голбоватого цвета, с одним индикатором на лицевйо панели. Смысл этого усилителя в его размерах. Назначение - трансляционный. Следовательно выходной трансформатор у него специфический, для работы на длинную линию. И нужно трансформатор переделывать, простым путём, обыкновенной перепайкой. 

Перед применением его нужно внимательно осмотреть, убрать лишние соединиения, и провести ревизию. Усилители 100У-101 старые, часто ржавые. Обязательно выполняют проверку обмоток мегометром. Если откровенного брака нету, то дальше трансформатор пропитывают в парафине. Основательно нужно пропитывать. Полчаса в парафиновой ванне при 80-90- градусах. На печке можно греть, на даче, чтобы вонь парафиновую не нюхать. У меня есть более продвинутые чертежи для схемы выходного трансформатора, но показывать их пока не буду. Достаточно для понимания и этих стандартных картинок.

                                      Евгений Бортник, Красноярск, Россия, март 2013

paseka24.ru

Усилитель на 6р3с схема

Мощный ламповый усилитель Вт W Категория: Усилители. Чем удобнее всего паять? Паяльником W. Микросхема MC Мощный ламповый усилитель Вт W. Диапазон воспроизводимых частот при неравномерности 3 дб - в спектре 10 Гц


Поиск данных по Вашему запросу:

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Новая схема для усилителя Прибой, продолжение

Высокостабильный ламповый усилитель В.Васильева - High-Grade (2х250Вт)


В гостях у Александра Клячина. Забыли пароль? Описание: поскажите особенности лампы. Поиск в теме Версия для печати. Вопрос к "строителям" ламповиков. Достался мне случайно вокальный усилитель - одноканальный двухтактник на 6Р3С, на выходе аж 4 лампы 6Р3С, при том что они сдвоенные тетроды, в схеме ещё не разбирался как они включены не знаю, в общем взял этот усилитель из за корпуса, но раз уж есть 4 штуки 6Р3С может их как то использовать? Вопросы следующие - как лучше для неё сделать смещение автомат или фиксированное какую лампу стоить применить качестве драйвера в каком включении лучше использовать 6Р3С, в триоде или тетроде, и вообще можно ли раелизовать триодное влючение если Uном на аноде В, а Uном на второй сетке В если есть готовые конструкции может кто подскажет ссылки Заранее спасибо.

Или если помощнее на 6П45С. Мнение, что фиксированное смещение звучит лучше моим опытом не подтверждается. А так как я делаю усилители только в классе А , это ещё и резко снижает надёжность. Что наверняка имеет место и с Вашим усилителем - он называется Родина?

Не стОит под эту лампу усилок делать. И не потому только, что звуковые достоинства у неё небольшие. Склонна к саморазогреву аж до красного каления. Особенно с принудительным смещением. И следствие - выход из строя лампы, а то и транса. Кроме того параллелить эти лампы не рекомендуется. В одном баллоне половинки между собой не дружат, о каком ещё параллеленье речь?

Параллеленье разных по х-кам ламп сильно плохо влияет на звук. Кстати по цене эта лампа в несколько раз дороже, чем 6П3С. Так что советую подарить их какому-нибудь владельцу "Прибоя" и использовать нормальные лампы. Мои эксперименты с параллельным включением ламп не подтверждают ухудшение общего впечатления от звучания.

Есть плюсы и минусы , но интегральное качество звука повышается. А список хороших ламп я знаю. По смещению понятно. Праллелить не буду, лучше двухтактник с одной лампой на выходе по половинке в каждом плече , надеюсь около 15Вт выжму с неё. Да и не важно что это за усилитель, я его корпус хочу использовать и все, сейчас в нем 4 штуки 6Р3С в режиме В работают. Можно использовать его силовик, в нем много подходящих обмоток.

А параметры 6Р3С ни кто не подскажет? На сайте "Исток 2" нашел её паспорт, а там половины параметров нет, без Ri транс не могу рассчитать.

Однако гарантии нет Да и отрицательное смещение на первой сетке сильно возрастает при включении триодом, аж до в кажется. Если у тебя стоят 4 лампы то это по две в плече и мощность такого усилка вполне может зашкаливать за вт ламповых. Солидная мощность, может даже колонки порвать.

Есть еще идея заменить 6Р3С-1 на ГУ29 и т. Ставица резистор 1 ом и все. Это звучит лучше, динамичнее и чище. Я пробовал сравнивать автосмещение и фикс. Однозначно фикс звучит более прозрачно и внятно.

Все равно разделительный кондер как правило ставят и получается лишний кондер в катоде и он должен быть качестывенный что часто не выполняется. Так себе кондер в БП это меньшее зло чем в катоде вых. Потом для автосмещения нужно более высокое напряжение питания чтобы на лампе была нужная разность. Ток протекая через кондер в катоде и через резистор имеет два пути и они не одинаковы что приводит по моему к искажениям. Все гости форума могут просматривать этот раздел.

Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе. Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе. Powered by ExBB.


Схемы ламповых усилителей мощности

Сенсорные ветераны: OCS предлагает партнерам продукты Elo. Первое что подвернулось под руку -Прибой спасибо В. Стародубцеву и схема переделки А. Схемы на 6Р3С:. Вариант первый: все делалось по схеме и рекомендации Лихницкого. Сравнение с не переделанным Прибоем оказалось не в его пользу.

Мощный (80 Ватт) ламповый усилитель (4шт. 6Р3С на выходе). При конструировании ламповых усилителей мощности звуковой частоты (УМЗЧ) .

УСИЛИТЕЛЬ ЛАМПОВЫЙ ДВУХТАКТНЫЙ

Мы уже давно привыкли к тому, что нас повсюду окружает микроэлектроника, транзисторная техника. В телевизорах, плейерах, приемниках, магнитофонах повсюду мы слышим звук в динамиках усиленный специальными микросхемами, которые питаются низковольтным напряжением и дают очень громкий звук. А ведь совсем еще не так давно - несколько десятков лет, эти самые транзисторные усилители, а потом и микросхемы только появились. С гордостью носили модники приемники которые питались от специальных батарей - анодных батарей и батарей для накала ламп, это было тогда просто чудом, что можно было принимать и слышать радио на ходу. Лампы имели очень широкое распространение. В кинотеатрах стояли мощные ламповые усилители на выходе которых применялись обычно две лампы Г, 6Р3С, реже ГУ А знаменитые передвижные киноустановки "КИНАП" Одесского производства на напряжение переменное в, которые питались от стандартной сети через автотрансформатор, на выходе усилителя стояли знаменитые лампы 6П3С - лампы которые применяли в самопальных передатчиках на средних волнах и изготовить её было пару пустяков, имея еще ламповый приемник, микрофон и проволочную антенну натянутую во дворе, через которую можно было общаться по эфиру с другом с соседней улице. Но прошло время и появились новые электронные приборы, которые стали потихоньку вытеснять лампы, но полностью заменить лампы транзисторами пока невозможно, так как лампы имеют преимущество в выходных мощных каскадах передатчиков, радиолокационной технике, но тем не менее технический процесс идет вперед.

Мощный ламповый усилитель 100 вт (100w) › вот схема.

Здесь будет статья с картинками. Можно показать упрощенный вариант схемотехники усилителя на лампах 6Р3С. Эта лампочка нигде в оглавлении сайта не отмечена, а усилитель на ней сделан. В качестве донора для построения лампового усилителя на 6Р3С можно использовать трансляционный услитель У Оттуда берут только выходной трансформатор.

Доброго всем Давно просматриваю пикабу в свободное время - все нравится Даже зарегистрировался, чтобы оценки ставить.

Подробнее о ламповых усилителях и их практические примеры

Не со всем тем, что я тогда писал, я теперь согласен, но схема изображена без ошибок, и элементы указаны верно. Это к тому, что на форумах некоторые оспаривали правильность указания номиналов элементов. Усилитель работал неплохо, но выявились недостатки. Самым главным из них был т. Этот эффект заставляет снижать напряжения или уменьшать величины сопротивлений утечки сеток, что приводит к наращиванию мощности драйвера. Но и это полумеры, так как стабильность токов покоя ламп оставляет желать лучшего.

Схемы ламповых усилителей мощности

Перейти к основному содержанию. Форма поиска Поиск. Главное меню Главная Категории Цифровая электроника Программаторы. Радиомикрофоны и жучки Жучки, радиомикрофоны и подслушивающие устройства Подслушивающие устройства для телефонных линий Все что может пригодиться для шпионских штучек Другие виды подслушивающих устройств. Электроника для автомобиля Устройства для автомобиля Зажигание Все для аккумуляторов Схема электропроводок. Бытовая электроника Звонки и аудио-имитаторы Световые приборы и освещение Индикаторы и детекторы Таймеры и реле Регуляторы мощности и термостабилизаторы Разное.

Сергеев Сергей: Может и она, а может и схемы ломовских усилков на 6р3с. Накал 6Р3С в парралель 6,3в, годами эти усилители у людей работают.

Схема лампового усилителя на 100вт

Глава третья: Комплектующие для выбранной вами схемы Или можно посмотреть в справочнике. Требуемая мощность раскачки — около Вт.. Схема усилителя выполнена на двух полевых транзисторах КПБ,.

Мощный ламповый усилитель Вт W Категория: Усилители. Чем удобнее всего паять? Паяльником W. Радиопейджер для сигнализации.

Эта схема годится как для любителей качественного звука, так и для музыкантов, которым нужна мощность. В своё время был очень популярен усилитель, опубликованный в журнале "Радио" 72г.

История этого усилителя началась в тот день, когда я абсолютно бесцельно купил на рынке две тесловские лампочки EF Ни для чего, просто понравились, и недорого. Лофтин —Уайт в однотакте я попробовал, но остался ею недоволен. И неизвестно, сколько бы лежали у меня эти лампочки, если бы не набрел я на схему Павлова. Забегая немного вперед, скажу, что усилитель развивает выходную мощность 10 Вт при входном напряжении 0,5 В. Схема сама по себе, на мой взгляд, довольно интересная и нетривиальная. Она сочетает в себе достоинства однотактной и двухтактной.

Moderator: LinuxManiac. Users browsing this forum: Google [Bot] and 5 guests. АудиоПортал Аудиофорум профессиональных любителей.


all-audio.pro

Схемы унч на 6п3с

Предлагаю радиолюбителям попробовать свои силы в давно забытой области — сборке лампового усилителя выходной каскад работает в режиме А. Какие же плюсы и минусы у ламповых усилителей? Основной недостаток — это сложности с изготовлением трансформаторов. Да, они имеют много обмоток и их тяжело мотать. Но больше ничего трудного в изготовлении лампового усилителя нет.


Поиск данных по Вашему запросу:

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Строим двухтактный all-audio.pro all-audio.pro

Стереоусилитель на лампах 6П3С


История этого усилителя началась в тот день, когда я абсолютно бесцельно купил на рынке две тесловские лампочки EF Ни для чего, просто понравились, и недорого. Лофтин —Уайт в однотакте я попробовал, но остался ею недоволен. И неизвестно, сколько бы лежали у меня эти лампочки, если бы не набрел я на схему Павлова.

Забегая немного вперед, скажу, что усилитель развивает выходную мощность 10 Вт при входном напряжении 0,5 В. Схема сама по себе, на мой взгляд, довольно интересная и нетривиальная. Она сочетает в себе достоинства однотактной и двухтактной. От первой ей достался входной каскад, который, собственно говоря, особенностей не имеет кроме, конечно же, способа питания второй сетки пентода.

От второй — выходной каскад работающий, кстати, в классе А , и здесь сплошные особенности. Первая — подключение управляющих сеток выходных ламп, оно непосредственное.

Именно поэтому в катодах этих ламп стоИт резистор сравнительно большого сопротивления чтобы соблюсти режим выходных ламп. Но такая схемотехника влечет за собой главный недостаток схемы — большое ее тепловыделение. Поэтому изначально нужно предусмотреть достаточную вентиляцию корпуса.

Вторая — это подача входного сигнала только на сетку верхнего плеча сетка нижнего тетрода заземлена по переменному напряжению. Характерная его черта — это отсутствие емкости в катодах выходных ламп. Поскольку инверсный входной сигнал подводится на нижний тетрод именно через его катод. Третья относится и к первому каскаду — обратная связь с катодов выходного каскада на экранную сетку входного, повышающая общую устойчивость усилителя. Как видим, оба каскада связаны между собой по постоянному напряжению, причем вкруговую.

Это влечет за собой довольно кропотливую настройку усилителя, заключающуюся в тщательном подборе резисторов R3, R10 и R Но за все эти сложности и трудности я был вознагражден прекрасным звучанием усилителя. Теперь сборка. На шасси пошла одна боковина от старого компьютерного корпуса, на днище — вторая.

По задуманной конструкции, ламповые панели должны быть приподняты над шасси, поэтому в последнем были вырезаны прямоугольные отверстия, которые я закрыл платами из фольгированного стеклотекстолита со впаянными в них ламповыми панелями.

Поэтому нужно было придумать задержку анодного напряжения. Ставить тумблер на анодное не захотел, поскольку не люблю резких переходных процессов в виде бросков анодных и сеточных токов.

С учетом вышесказанного и показанного , схема блока питания и софтстарта получилась вот такая. Что получается? После включения усилителя первые 30 секунд греются накалы, потом в течение примерно 45с плавно нарастает анодное напряжение, а затем включается индикатор уровня сигнала на передней панели, сигнализируя о готовности усилителя к работе.

Оба реле после всех манипуляций остаются в отпущенном состоянии. Кстати, об индикаторе. Его схема вот такая. Конструкция индикатора была описана здесь. Еще два момента, которых нет на схемах. Первый — это селектор на два входа, которые переключаются двумя малогабаритными реле РЭС60, одно реле для правого канала, другое — для левого. В принципе, можно было бы обойтись и одним, но тогда во время прогрева усилителя один из входов был бы подключен к источнику сигнала, а это мне не понравилось.

Второй момент — выход на наушники , который организован точно так же, как по ссылке. В качестве силового я применил трансформатор ТС от лампового телевизора. Но это по бедности своей, так как справиться с его главным недостатком — гудением — очень непросто. Вот фото монтажа и запуска усилителя. Далее, путем нехитрых манипуляций с разделочными досками под бамбук, а также деревянными брусочками и дощечками, я облагородил внешний вид. Заднюю стенку сделал из текстолита толщиной 4 мм и покрасил в серый цвет.

В такой же цвет покрасил и шасси, а спреди приклеил две пластиковые накладки, вырезанные из днища старого, разобранного на части, сканера. Когда сверлил в доске-панели отверстия под лампы, то дал маху с их разметкой. Лампы стали не по центру этих отверстий, поэтому пришлось закрыть это безобразие кольцами.

Наш токарь попотел, пока их сделал. Ну, ничего, зато так даже красивее получилось. Отсек блока питания задумал закрыть зеркалом, а индикатор — тонированным стеклом. Знакомый зеркальщик помог мне с этим, вырезав панели из отходов по размерам.

Вот, собственно, и все о схеме и конструкции. Осталось рассказать о ТТХ усилителя. Как уже говорил, он работает в классе А и при 8 ваттах выходной мощности имеет такие параметры:.

Амплитудно-частотная характеристика:. Что же эта схема демонстрирует такого особенного в звуке? Прежде всего, он больше похож на однотактный, чем двухтактный. Слушая его, невольно ощущаю себя сидящим у камина чуть ли не в кресле-качалке.

Кроме того, сохраняется присущая двухтактному усилителю четкость и детализация. Ну, и мощность, разумеется. А бас настолько ясный и живой, что его руками потрогать хочется.

Считаю это заслугой прежде всего отсутствия разделительных конденсаторов. Если бы еще у меня была возможность самому намотать выходные трансформаторы, не знаю, что можно было бы услышать тогда. Надеюсь, такая возможность у меня будет, так что все еще впереди! Специально для elwo. Снижение расхода топлива в авто.

Ремонт зарядного В. Солнечная министанция. Самодельный ламповый. Фонарики Police. Генератор ВЧ и НЧ. Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые. Я сделал стереореплику на 6Р3С-1 и очень доволен! А можно печатку индикатора? Надо бы более подробно освещать сборку корпуса. Это тоже основная часть нудяжи. Автомобильная электроника Блоки питания Зарядные устройства Паяльники и инструменты Измерительные приборы Самодельные сигнализации Телевизоры и видео Усилители звука.

Компьютерная электроника Самодельные металлоискатели Контроллеры и микросхемы Начинающим радиолюбителям Приёмные устройства Ламповая техника Светодиоды и лампы Электрика своими руками. Электросхемы для самостоятельной сборки радиоэлектронных приборов и конструкций.

Полезная информация для начинающих радиолюбителей и профессионалов. Все права защищены. Вход Почта Мобильная версия. Схема двухтактного УНЧ В результате экспериментов и небольших изменений получилась у меня вот такая схема.

Сборка УНЧ Теперь сборка. В первоисточнике было еще вот такое замечание. Схема блока питания и софтстарта Что получается? Потом я не удержался, и сделал светодиодную подсветку на зеркало. Вот вид снизу и сзади. Характеристики усилителя Вот, собственно, и все о схеме и конструкции. Амплитудно-частотная характеристика: Что же эта схема демонстрирует такого особенного в звуке?


Стереоусилитель на лампах 6П3С

История этого усилителя началась в тот день, когда я абсолютно бесцельно купил на рынке две тесловские лампочки EF Ни для чего, просто понравились, и недорого. Лофтин —Уайт в однотакте я попробовал, но остался ею недоволен. И неизвестно, сколько бы лежали у меня эти лампочки, если бы не набрел я на схему Павлова. Забегая немного вперед, скажу, что усилитель развивает выходную мощность 10 Вт при входном напряжении 0,5 В.

Исходная схема Нобу Шишидо Моя схема усилителя на лампах 6П3С Хочу рассказать вам о создании своего лампового УНЧ на 6П36С.

Самодельный ламповый усилитель

Запланировання здесь статья посвящена обзору простых схем лампового усиления звука, постоенных с применением традиционных одиночных трансформаторов со средней точкой. Ламповая схема безусловно двухтактная. Кому нравятся однотактные усилители, те могут обрезать в схемах лишнее и получить себе огрызок, дешевле по комплектующим примерно на половину. Заодно могут сходить в поликлинику и сделать себе обрезание, а лучше полную кастрацию. Важным условием применения правильных трансформаторов является их своевременная диагностика на предмет минимально возможного тока холостого хода. По току холостого хода первоначально приближенно оценивают нижнюю границу полосы пропускания усилителя. Расчет собственной индуктивности согласующего трансформатора выполняют предельно просто - по первой гаамонике. Напряжение сети делят на измеренный ток, а затем на угловую частоту, пренебрегая резистивным сопротивлением обмоток. Полученное значение индуктивности в Генри должно быть не менее 20, а лучше Как только удастся подобрать пару одинаковых трансформаторов, задачу создания усилителя можно считать практически решённой.

На сайте радиочипи представлены принципиальные схемы сабвуферов, собранные своими руками

Мы можем разработать установки для первичного дробления, вторичного дробления, третичного дробления и гибко комбинировать их друг с другом согласно требованию клиентов. Мы постараемся все возможности для удовлетворения требований наших клиентов. Компактная роторная дробильная установка подходит для первичного и вторичного дробления в условиях ограниченного рабочего пространства. Небольшие габаритные размеры и вес позволяют легко перевозить установку с одного объекта на другой, что делает ее незаменимой для краткосрочных подрядных работ. Мобильная гусеничная роторная дробильная установка создана на базе проверенной временем и отлично себя зарекомендовавшей роторной дробилки PF.

Что вам в них? Схемы принципиальные Библиотечка литературы Радиолюбительская хрестоматия Новости электроники Карта сайта Магазинчик на сайте Загрузка

Ламповый усилитель схема

Новокузнецк, Кемеровская обл. Логин: Пароль Забыли? Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С по мотивам Нобу Шишидо. Усилители Усилители на лампах. Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей.

Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С и 6Н9С

Что вам в них? Схемы принципиальные Библиотечка литературы Радиолюбительская хрестоматия Новости электроники Карта сайта Магазинчик на сайте Загрузка Топ 10! Внутренний обрыв жил в шнуре Проявления: звук начинает шуршать в одном из наушников реже в обоих , со временем пропадает совсем. Параметры усилителей ЗЧ Усилители ЗЧ, от которых в значительной степени зависит качество звуковоспроизведения, характеризуются многими параметрами. Наиболее важными из них, с практической точки зрения, считаются номинальная Переговорное устройство по сети В

Ламповые УНЧ Ламповый усилитель звуковой частоты на 6С2П, 6П18П ( 12Вт) схема самодельного лампового усилителя мощности на 6Н8С и 6П3С.

Ламповые усилители низкой частоты.

Сенсорные ветераны: OCS предлагает партнерам продукты Elo. Приложения Eng. Регистрация Вход О проекте Реклама.

6п3с в двухтакте схема

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Собираем с "нуля" однотактный ламповый усилитель 6Н9С+6П3С

Ламповый усилитель схема — представленная здесь конструкция однотактного усилителя выполненного на электровакуумных лампах 6П3С, 6Н8С, никаких особых сложностей не имеет. Тем не менее этот ламповик обладает высококлассным звучанием, хотя нужно подчеркнуть, что звуковая картина несколько необычна. Это относительно многих других известных ламповых аппаратов такого класса. В случае самостоятельного построения данного устройства по приложенной схеме, нельзя допускать отклонений от указанный параметров и значений используемых компонентов.

Соблюдение Правил конференции строго обязательно! Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!

Схемы ламповых усилителей мощности звуковой частоты

Решил я собрать двухтактный ламповый усилитель уж очень руки чешутся из, накопившихся у меня за долгое долгое время деталей : корпус, лампы ,панельки к ним , трансформаторы и прочее. Надо сказать, что всё это добро мне досталось даром безвозмездно тобишь и стоимость моего нового проекта будет 0. Но послушать мне его не довелось так как достался он мне в жутком грязном и нерабочем виде, перекопан до нельзя и горелый сетевик на В японец, наверное закоптил все внутренности. Вместо родных микросхем оконечного каскада какие-то сопли из советских транзисторов это фото из интернета хорошего экземпляра. Короче, я всё это выпотрошил, и стал думать. Так вот , ничего лучшего чем запихать туда ламповик я не придумал уж довольно много места там.

Схемы на лампе 6П3С

Добрый день, уважаемые радиолюбители. Как известно, история развивается по спирали, и история развития аудиотехники в этом не исключение. Если взглянуть на рынок усилителей воспроизведения, то можно заметить, что в последние несколько лет вновь произошла реинкарнация ламповых усилителей, а некоторые производители возобновили производство радиолам. Сегодня мы хотели бы предложить вам конструкцию несложного лампового усилителя, предназначенного


all-audio.pro

Три варианта схемы усилителя | журнал SalonAV

Сделать усилитель непросто. Сделать хороший усилитель еще труднее. Но из трех предложенных схем одна наверняка вам понравится. При переходе на более высокий уровень не придется менять ни шасси, ни трансформаторы, ни лампы.

Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…

Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…

Мы решили разработать схему-трансформер, чтобы, имея силовые и выходные трансформаторы плюс определенный набор ламп, вы легко смогли бы преобразовать один вариант в другой. Здесь открывается безграничный простор для реализации собственной звуковой концепции, поскольку вы всегда можете остановиться на той, которая вам больше понравится. Поскольку нельзя объять необъятное, мы приведем лишь три схемы, основанные на принципе разумного компромисса.

Во всех трех вариантах на входе установлен высокочастотный пентод с короткой характеристикой 6Ж8 в триодном включении. Он выполнен в металлическом экранированном корпусе и очень линеен на малых уровнях сигнала. В качестве драйвера/ фазоинвертора лучшим оказался октальный двойной триод 6Н8С — с малым коэффициентом усиления, хорошей линейностью и приличным током анода.

В качестве выходных ламп мы предпочли лучевой тетрод Г807 или его октальную версию 6П7С. Благодаря своей конструкции и очень глубокому вакууму, на наш взгляд, он значительно превосходит по прозрачности звучания такие известные лампы, как 6П3С, 6П3СЕ, 5881, 6L6, КТ66, КТ88, 6550, EL34.

Если вы станете придерживаться перечисленных ниже рекомендаций, то успех в построении усилителя будет гарантирован. Для краткости изложения излагаем их конспективно.

1. Усилители выполняются в виде моноблоков, и каждая схема приводится для одного из них.

2. Корпус усилителя (шасси), а также крепежные элементы трансформаторов изготавливаются из немагнитного материала (медь, латунь, алюминий).

3. Сердечники трансформаторов, как силовых, так и выходных, собираются из пластин Ш и П толщиной 0,35 — 0,55 мм.

4. Силовые трансформаторы должны иметь малый ток х.х. и работать при пониженной индукции.

5. Выходные трансформаторы должны работать на линейном участке характеристики, обладать хорошими фазовыми и частотными свойствами, как на низких, так и на высоких частотах, при этом количество секций обмоток должно быть минимально возможным.

6. Переходные конденсаторы желательно применять фольговые, бумаго-масляные или с пропиткой церезином, из отечественных — КБФ, из импортных — Jensen, в крайнем случае, полипропиленовые, отечественные К78-2, импортные Multicap, Relcap и т.д.

7. Не следует пренебрегать качеством резисторов. Избегайте металлооксидных МЛТ и им подобных. Лучшие результаты в этих схемах показали углеродистые типа С1-4, ВС, БЛП или их импортные аналоги, возможно также применение танталовых резисторов.

8. Диоды выпрямителя должны быть быстродействующими Ultra-Fast или FRED (Fast Recovery Diodes).

9. Высоковольтные электролитические конденсаторы в блоке питания из отечественных, лучше К50-27, импортные — Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Желательно шунтирование высоковольтных электролитов металло-бумажными типа К42, выполненными в немагнитных корпусах емкостью не менее 4 мкФ, и слюдяном типа КСО емкостью 0,01 мкФ.

Низковольтные электролиты в катодных цепях очень влияют на звук. Из отечественных рекомендуем К50-24, но лучше импортные Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Учтите, что двум последним нужно время, чтобы «разыграться», и все свои способности они покажут после двух-трехчасового разогрева. Катодные конденсаторы должны быть зашунтированы металло-бумажным типа К42 емкостью не менее 1 мкФ и слюдяным КСО емкостью 0,01 мкФ.

10. Лампы следует применять октальные, как можно более старых лет выпуска, 1950 — 1975 гг.

11. В качестве монтажных проводов из отечественных лучше поискать МГТФ 0,35 мм2, МПО 0,75 — 1,5 мм2 (они бывают на радиорынках и стоят недорого). Импортные — Kimber, XLO и др. Все соединения длиннее 5 см должны быть выполнены витыми парами.

12. Монтаж следует делать объемным навесным, с максимальным использованием выводов самих деталей.

13. Не экономьте на входных и выходных разъемах, держателях предохранителей, выключателях и сетевых гнездах — их качество не только сказывается на надежности изделий, но и влияет на звук.

14. Земля присоединяется к корпусу только в одной точке — около входной лампы.

15. Все пайки выполняются припоем ПОС-61 или импортным хорошего качества. Пайка должна быть каплевидной, блестящей. Если пайка имеет матовую структуру, это говорит о перегреве и кристаллизации припоя либо о его низком качестве, что не замедлит сказаться и на звуке. Подберите нужную температуру жала паяльника — схемы регуляторов не раз публиковались в «Радио». Лучше всего приобрести паяльную станцию с регулятором и стабилизатором температуры. В качестве флюса настоятельно рекомендуем канифоль сосновую высшего качества.

Итак, приступим к рассмотрению схем. Начнем с рис. 1.

Таблица к схеме 1.
Сопротивления
R1 47k Alps
R2 470k 1/4 w углерод
R3 15,5k 2 w углерод
R4, R11 300 1/4 w углерод
R5 10k 2 w углерод
R6, R10 160k 1/4 w углерод
R7, R8 20k 4 w углерод
R12, R14 100k 1/4 w углерод
R13 10k 1 w СП4-1
R15, R16 1k 1/4 w углерод
R17, R18 100 1/4 w углерод
R19 50 4 w углерод
R20 100k 2 w углерод
R21 3k 2 w углерод
Конденсаторы
С1, C9 0,01 КСО, СГМ (слюда)
С2, C10 1 мкФ К42 (бумага)
С3, C11 4700 мкФ х 16 В К50-24, Black Gate, Elna
С4, C8 1 мкФ МБМ, К42
С5 100 мкФ х 450 В К50-27, Black Gate, Elna
C6,C12,C13,C14 1 мкФ х 450 В К78-2, КБФ, Jensen
С7, C15, C16 220 мкФ х 450 В К50-27, Black Gate, Elna
С17 4 мкФ х 450 В МБМ, К42-11 (бумага)
С18, C19 100 мкФ х 100 В К50-27
C20 0,01 КСО, СГМ (слюда)
Полупроводники
VD1 — VD4 MUR 4100 Motorola
VD5 — VD8 MUR 1100 Motorola
VD9, VD10 КС 518А стабилитрон
Лампы
V1 6Ж8
V2 6Н8
V3, V4 Г807, 6П7

Входной каскад выполнен на лампе 6Ж8 в триодном включении без местной обратной связи. Несамобалансирующийся драйвер (он же фазоинвертор) построен на двойном триоде 6Н8С без обратной связи. Выходные лампы Г807 включены триодами, их смещение фиксированное. Настройка усилителя проста: нужно лишь добиться подстрочным резистором R13 одинаковой амплитуды сигнала частотой 1000 Гц на первом и втором аноде лампы 6Н8С, а также установить ток покоя выходных ламп Г807 в пределах 40 — 50 мА путем подбора одного из стабилитронов смещения в блоке питания. Внимание! Недопустимо включение анодного напряжения, пока вы не убедились в наличии отрицательного смещения на сетках выходных ламп.

Схема №2, рис. 2.

Таблица к схеме 2.
Сопротивления
R1 47k Alps
R2 470k 1/4 w углерод
R3 15,5k 2 w углерод
R4 300 1/4 w углерод
R5 10k 2 w углерод
R6 160k 1/4 w углерод
R7, R8 20k 4 w углерод
R9 5k 4 w подбирается
R10, R11 100k 1/4 w углерод
R12, R13 1k 1/4 w углерод
R14, R15 100 1/4 w углерод
R16 100k 2 w углерод
R17 50 4 w углерод
R18, R19 33k 1/2 w
R20 11k 2 w
R21 1k 2 w
Конденсаторы
С1 0,01 КСО, СГМ (слюда)
С2 1 мкФ К42 (бумага)
С3 4700 мкФ х 16 В К50-24, Black Gate, Elna
С4,C8 1 мкФ МБМ, К42
С5 100 мкФ х 450 В К50-27, Black Gate, Elna
C6,C9,C10 1 мкФ х 450 В К78-2, КБФ, Jensen
С7,C11,C12 220 мкФ х 450 В К50-27, Black Gate, Elna
С13 4 мкФ х 450 В МБМ, К42-11 (бумага)
С14, C15 470 мкФ х 100 В К50-27
C16 100 мкФ х 160 В К50-27
C17 0,01 КСО, СГМ (слюда)
С18 1 мкФ х 160 В К42 (бумага)
С19 220 мкФ х 160 В К50-27
Полупроводники
VD1 — VD4 MUR 4100 Motorola
VD5, VD6 MUR 1100 Motorola
VD7, VD8 КС 518А стабилитрон
Лампы: см. Схему 1

Входной каскад аналогичен предыдущему. Драйвер-фазоинвертор выполнен на лампе 6Н8С по дифференциальной схеме с «long tail». Более точное равенство амплитуд положительной и отрицательной полуволн достигается применением источника отрицательного напряжения -100 В. Можно добиться еще лучшей симметрии, если включить в катодную цепь 6Н8 источник тока на ВЧ-пентоде с короткой характеристикой 6Ж4 в триодном включении (показан пунктиром вместо катодного резистора). Выходные лампы Г807 здесь также работают в триодном включении. Настройка усилителя осуществляется подбором катодного резистора лампы 6Н8С таким образом, чтобы напряжение на ее анодах было равно примерно половине напряжения питания. В случае применения лампы 6Ж4 подстроечным резистором 100 Ом производится та же операция. Установка тока покоя выходных ламп Г807 — как и в схеме №1.

Схема №3, рис. 3.

Таблица к схеме 3.
Сопротивления
R1 47k Alps
R2 470k 1/4 w углерод
R3 15,5k 2 w углерод
R4 300 1/4 w углерод
R5 10k 2 w углерод
R6 160k 1/4 w углерод
R7, R8 40k 4 w углерод
R9 10k 4 w подбирается
R10, R11 100k 2 w углерод
R12, R13 1k 1/4 w углерод
R14 47 1/4 w углерод
R15 120 1/4 w подбирается
R16 3k3 2 w углерод
Конденсаторы
С1 0,01 КСО, СГМ (слюда)
С2 1 мкФ К42 (бумага)
С3 4700 мкФ х 16 В К50-24, Black Gate, Elna
С4,C8 1 мкФ МБМ, К42
С5 100 мкФ х 450 В К50-27, Black Gate, Elna
C6,C9,C10 1 мкФ х 450 В К78-2, КБФ, Jensen
С11 240 пФ подбирается
С12 0,1 мкФ х 630 В МБМ, К42-11 (бумага)
Лампы
V6, V7 СГ4С газовый стабилитрон

Входной каскад и драйвер-фазоинвертор те же, что и в схеме №2. Выходные лампы Г807 включены тетродами. Напряжение питания их вторых сеток стабилизировано двумя последовательно включенными газовыми стабилитронами СГ4С. С выходной обмотки трансформатора в сетку второго триода лампы 6Н8С введена ООС. Параллельно резистору обратной связи R15 включается конденсатор фазовой коррекции С11 (желательно слюдяной типа КСО). Коэффициент усиления при этом становится равным КU = R15/R14 + 1. Изменением номинала резистора R15, т.е. изменением глубины обратной связи устанавливается необходимое выходное сопротивление (т.е. демпфирование нагрузки) и чувствительность усилителя. Величина C11 зависит от многих факторов, поэтому его проще подобрать при настройке.

Теперь несколько слов об обратной связи. Подобную схему без ОС построить практически невозможно, так как внутреннее сопротивление тетрода за период сигнала меняется в десятки раз, в отличие от триода, у которого внутреннее оно остается почти постоянным. Поэтому обратная связь в тетродном усилителе просто жизненно необходима, но злоупотреблять ею не следует. Ее глубина должна быть такова, чтобы басовые динамики в ваших колонках не гудели в нижней середине, и не более.

Источник питания здесь точно такой же, как в схеме №2.

От редакции

Все три схемы обладают различным звучанием, каждое из которых имеет свои преимущества. Описывать его не станем — многое зависит и от условий прослушивания, и от самого тракта. Нам показалось, что пентодное включение дает лучшие результаты с винилом, а триоды смягчают «цифру». Апофеозом описанного проекта может стать применение на выходе прямонакальных 6С4С (еще лучше — 2С4С), но придется повозиться с питанием накала, чтобы добиться минимального фона на выходе. Если вам самим не по плечу сделать шасси или намотать трансформаторы, обратитесь в фирмы, торгующие КИТами. Их реклама периодически появляется на страницах «Практики».


Практика AV #1/2002

www.salonav.com

Лампа 6Р3С (Тетрод) — DataSheet

 
Схема соединения электродов лампы 6Р3С

 

Корпус лампы 6Р3С

 

Описание

Тетрод лучевой двойной для работы в выходных каскадах усилителей низкой частоты. Оформление — в стеклянной оболочке. Масса 100 г.

Основные параметры при паралельном включении подогревателей Uн = 6.3 В, при последовательном включении подогревателей Uн = 12,6 В,  U= 350 В, Uс2 = 200 В, Uс1 = -22 В  при измерении параметров одного тетрода другой запирают напряжением  Uс1 = -100 В
Параметр Условия 6Р3С Ед. изм.
Аналог
Ток накала при параллельном включении 2,1±0,3 А
при последовательном включении 1,05±0,15
Ток анода каждого тетрода 47,5±17,5 мА
при Uс1 = 0 ≥220
Асимметрия токов анодов ≤28 %
Ток второй сетки при Uс1 = 0 ≤60 мА
Обратный ток первой сетки ≤0,5 мкА
Коэффициент усиления первой сетки относительно второй сетки  — 10
Напряжение виброшумов при Ra = 2 кОм ≤800 мВ
Межэлектродные емкости входная 13±3 пФ
выходная 6±2
проходная ≤0,3
Наработка ≥1000 ч
Критерии оценки
Ток анода при Uс1 = 0 ≥180 мА
Обратный ток первой сетки ≤50 мкА

 

Предельные эксплуатационные данные 
Параметр Условия 6Р3С Ед. изм
Напряжение накала при параллельном включении 5,7-6,9 В
при последовательном включении 11,4-13,8
Напряжение анода 600 В
Напряжение второй сетки 300 В
Напряжение первой сетки отрицательное 175 В
Ток катода 100 мА
Мощность, рассеиваемая каждым анодом 20 Вт
Мощность, рассеиваемая второй сеткой 7 Вт
Мощность, рассеиваемая первой сеткой каждого тетрода 1 Вт
Ток катода постоянная состовляющая 250 мА
пиковое значение 1,5 А
Напряжение между катодом и подогревателем 100 В
Температура баллона лампы 250 °C
Устойчивость к внешним воздействиям
Ускорение при вибрации в диапазоне частот 2,5(5-200 Гц) g
при многократных ударах 12
Интервал рабочих температур окружающей среды -60…+100 °C

Описание всех параметров смотрите в буквенных обозначениях параметров радиоламп.

Анодные характеристикиАнодные характеристикиАнодно-сеточные характеристики

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

rudatasheet.ru

Мой опыт переделки Прибоя

Мой опыт переделки Прибоя.

Усилитель Прибой – хороший набор деталей для конструирования. На его основе можно собирать практически любые усилители - однотактные и двухтактные на различных лампах. Иногда может потребоваться перемотка выходных трансформаторов. Я собирал на лампах: 6Р3С ,6П3С, EL34, ГУ-50, 6П45С, 6с33с.

Немного о выходных трансах ПРИБОЯ.

Железо в них используется не на 100%. То есть остается много свободного места для обмотки. Они намотаны довольно тонким проводом и имеют значительное активное сопротивление. В идеале их нужно перематывать.

На обмотке рассчитанной, на подключение 4 омной нагрузки при использовании любых ламп значительный завал по ВЧ, начиная от 10кгц (-1дб) до -3 дб на 18-20 кгц., хотя на 8 омном выходе спад начинается значительно позже. От 20-30 кгц на уровне -1 дб.

Сопротивление всей первичной обмотки-82 ома.

Вторичной на 4 ома- 0,8 ом. Вторичной на 8 ом- 1ом.

Rа1-выход на 4 омную нагрузку=4230ом. Rа2-выход на 8 омную нагрузку=2748ом.

Схемы на 6Р3С:

Вариант первый: все делалось по схеме и рекомендации Лихницкого. Сравнение с не переделанным Прибоем оказалось не в его пользу. Звук был чистый и живой без искажений. Но оказалось, что идеально подобрать пару ламп проблема. Поэтому появился…

Вариант второй: здесь я решил использовать фиксированное смещение. (схема смещения как у Прибоя). Удобно настраивать ток. После некоторой эксплуатации (а я постоянно следил за током выходных ламп) заметил, что ток плывет, и лампа может пойти ” вразнос”. Одну лампу я так потерял.

Вариант третий: учтя недостатки обоих способов, я применил полуавтоматическое смещение. В катодах ламп по резистору 10ом (для контроля за током) соединенные с корпусом через резистор 20-30ом(6-8ватт). Этот вариант оказался лучшим: Лампы не идут вразнос и можно настроить токи очень точно. Падение напряжения на 10ом резисторах 1,5вольт. Что соответствует току 150ма. Схема измененного варианта.

Схема на EL34: Я собрал двухтактный усилитель на EL34 в триодном включении  без ООС с использованием трансов и корпуса Прибоя.Uпит=440вольт. Драйвер как у Лихницкого на 6н1п. Применено также полуавтоматическое смещение.  Звучит отлично на средних и высоких, но возникают проблемы с басом (плохое демпфирование, нет четкости в басе). И выходное сопротивление высокое - около 10ом. (при включении 8ом акустики на выход 4ом). При включении между выводами транса 8 и 4 низкий коэффициент усиления и звук не очень. Можно домотать первичку сверху, а лучше перемотать транс или использовать другой.

Можно использовать лампы впараллель (по две в плечо).

СХЕМА НА 6П36С. Двухтактный усилитель мощностью 20 ватт.

СХЕМА НА ГУ-29.   Однотактный усилитель мощностью 8 ватт.

СХЕМА НА 6С33С.  Мощный однотактный усилитель 12-15 ватт.

СХЕМА НА ГУ-50.   Двухтактный усилитель для «тяжелых» колонок. Мощность 25 ватт.

Продолжение следует…                                                                                                                 Сергеев Сергей. Мой адрес sergeev158(собака)mail.ru

Форум любителей лампового звука.

Ламповые усилители Сергеева Сергея.

sergeev21.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о