Как отремонтировать старый советский радиоприемник ВЭФ-202. Какие основные неисправности встречаются в ВЭФ-202. Как модернизировать ВЭФ-202, добавив FM-диапазон. Какие инструменты и детали потребуются для ремонта ВЭФ-202. Как правильно разобрать и собрать ВЭФ-202.
История и особенности радиоприемника ВЭФ-202
ВЭФ-202 — легендарный советский радиоприемник, выпускавшийся Рижским радиозаводом имени А.С. Попова с 1974 по 1988 год. Это был один из самых популярных и массовых переносных приемников в СССР. ВЭФ-202 работал в диапазонах длинных, средних и коротких волн, имел встроенную телескопическую антенну и мог питаться как от батарей, так и от сети.
Основные характеристики ВЭФ-202:
- Диапазоны: ДВ, СВ, 6 поддиапазонов КВ
- Чувствительность: 2 мкВ на ДВ/СВ, 10 мкВ на КВ
- Выходная мощность: 0,15 Вт
- Питание: 9 В (6 батарей 1,5 В) или от сети 220 В
- Габариты: 245x155x75 мм
- Вес: 1,8 кг
Несмотря на солидный возраст, многие ВЭФ-202 до сих пор находятся в рабочем состоянии. Однако часто требуется их ремонт и восстановление. Рассмотрим основные этапы этого процесса.

Диагностика неисправностей ВЭФ-202
Перед началом ремонта необходимо выявить все имеющиеся неисправности. Типичные проблемы ВЭФ-202:
- Не включается или слабый звук
- Шумы и треск при настройке
- Не работают отдельные диапазоны
- Сбивается настройка
- Не работает подсветка шкалы
- Механические повреждения корпуса
Для диагностики потребуется мультиметр и осциллограф. Проверьте напряжение питания, сопротивление и емкость основных элементов схемы. Осмотрите плату на предмет обрывов дорожек и холодных паек.
Разборка и чистка ВЭФ-202
Аккуратно разберите приемник, открутив все крепежные винты. Снимите заднюю крышку, извлеките шасси с платой. Очистите корпус и все детали от пыли и грязи с помощью кисточки и спирта. Особое внимание уделите чистке переключателя диапазонов и других механических узлов.
При разборке соблюдайте осторожность, чтобы не повредить хрупкие пластиковые детали. Пронумеруйте провода и разъемы, чтобы не перепутать их при сборке.
Замена конденсаторов и других компонентов
Основная причина неисправностей ВЭФ-202 — выход из строя электролитических конденсаторов. Рекомендуется заменить все электролиты на новые современные аналоги. Также проверьте и при необходимости замените:

- Резисторы с отклонением номинала
- Неисправные транзисторы и диоды
- Окисленные контакты переключателей
- Потрескавшиеся печатные проводники
При замене компонентов строго соблюдайте полярность и номиналы согласно принципиальной схеме.
Ремонт блока питания ВЭФ-202
Часто выходит из строя блок питания приемника. Проверьте и замените при необходимости:
- Электролитический конденсатор большой емкости
- Выпрямительный диод или диодный мост
- Силовой транзистор стабилизатора
Для повышения надежности можно установить современную микросхему стабилизатора напряжения на 9В.
Восстановление работы переключателя диапазонов
Нестабильная работа переключателя диапазонов — распространенная проблема ВЭФ-202. Для ее устранения:
- Разберите переключатель, сняв барабан с контактами
- Очистите контактные площадки ластиком или мелкой наждачной бумагой
- Выправите погнутые контактные пружины
- Смажьте ось вращения барабана
После сборки проверьте четкость переключения на всех диапазонах.
Модернизация ВЭФ-202 с добавлением FM-диапазона
Интересный вариант апгрейда ВЭФ-202 — добавление FM-диапазона. Для этого потребуется:

- Модуль FM-приемника (например, на чипе TEA5767)
- Микросхема-коммутатор (К561ТМ2)
- Транзисторный ключ (BC547)
- Кнопки управления и светодиод индикации
FM-модуль подключается к входу УНЧ через коммутатор. Для размещения дополнительных элементов придется немного доработать корпус приемника.
Настройка и регулировка ВЭФ-202 после ремонта
После замены компонентов может потребоваться подстройка контуров гетеродина и УПЧ. Для этого:
- Подключите к антенному входу генератор ВЧ
- К выходу УНЧ — осциллограф
- Подстройте сердечники катушек для максимальной амплитуды сигнала
Проверьте чувствительность и избирательность на всех диапазонах. При необходимости откорректируйте настройку.
Восстановление внешнего вида ВЭФ-202
Для придания приемнику презентабельного вида:
- Удалите царапины мелкой шкуркой и отполируйте корпус
- Подкрасьте сколы автомобильной краской в тон
- Замените потрескавшееся стекло шкалы
- Восстановите износившиеся надписи на кнопках
Будьте аккуратны при работе с хрупкими пластиковыми деталями корпуса.

Заключение
Восстановление легендарного ВЭФ-202 — увлекательный процесс, позволяющий вернуть к жизни кусочек советской истории. При аккуратном подходе и наличии необходимых навыков можно не только отремонтировать, но и модернизировать этот замечательный приемник. Отреставрированный ВЭФ-202 еще долгие годы будет радовать своего владельца качественным звучанием и ностальгическим дизайном.
ВЭФ-202
Две недели назад один хороший знакомый принес мне радиоприемник ВЭФ-202. Чему был несказанно рад. Знакомый сказал, что ему такое старье уже не нужно, а для меня это раритет, поэтому и решил приемник не распаивать на детали, а поставить на видное место. На следующий день задумал протестировать советское чудо и подал ему на вход 9 вольт. Тут меня ожидала первая неудача. Приемник попросту «отказался работать». Позже, после детального осмотра гнезда питания, оказалось, что виной этому был многолетний налет жира и оксидной пленки. После манипуляций с ватной палочкой, ВЭФ наконец-таки «зашуршал». Но как-то тихо. Покрутил ручку настройки и нашел радио Индии, выкрутил ручку громкости на максимум, но станция так и продолжала работать в «тихом режиме». Это меня не обрадовало и пришлось вскрыть корпус. Сразу же как открыл заднюю стенку, в нос «ударил» едкий запах продуктов жизнедеятельности тараканов, живших в приемнике во времена товарища Горбачева. Все обнаруженные неисправности записал на листочке, чтобы потом все не забудь устранить. Вот собственно их перечень:
- 1-полуразвалившийся разъем питания,
- 2-тихий звук динамика,
- 3-не работает подсветка шкалы настройки,
- 4-не регулируется тембр,
- 5-не работает несколько диапазонов,
- 6-ужасный запах и загаженные экскрементами плата и механические части.
В первую очередь разобрал приемник полностью, буквально до последнего винтика и промыл в душе неэлектронные части. И пока все это дело сушилось, приступил к диагностике самой электронной платы.
Схема радиоприёмника ВЭФ-202
Дополнительная документация по данному радио — здесь. Это сушится промытый приемник:
А так выглядит приемник без корпуса и его плата:
Перед тем, как отпаять плату от корпуса, пронумеровал провод и место пайки 3-х значными номерами (для лучшей ориентации). Проводов пришлось отпаять два десятка. Если не пронумеровать, то потом придется все сверять по схеме, а это геморрой.
После диагностирования «потрохов» немного приободрился. Серьезных поломок не наблюдалось. Изготавливали раньше технику из ВЕЧНЫХ деталей и на совесть, не то, что нынешний Китай. Причиной тихого звука оказались высохшие за многолетнюю работу электролитические конденсаторы, а причиной плохого тембра — развалившийся переменный резистор. Что потребовалось заменить: электролитические конденсаторы, переменный резистор — регулятор тембра, лампочки подсветки, почистить окислившиеся контакты барабана диапазонов, заменить разъем питания и прочистить плату от тараканов. Это я аккуратно, мягкой ваточкой со спиртом, отчищаю посеребренные контакты барабана от окислов:
Все неисправные детали заменил, осталось разобраться с декором. Сменил сгнившую ткань (защищающую от проникновения пыли) на марлю:
Поставил отражатель из фольги, для лучшего освещения шкалы, а так же на задней панели врезал отдельный выключатель для подсветки и антенный F-разъём для подключения «веревки». Заменив все неисправные детали, приступил к обратной сборке. Тут-то мне и помогли пронумерованные провода, иначе бы запутался. Вот в вкратце и описал ремонт приемника ВЭФ-202. На вид неисправности «детские», но их было много, помимо тех, что указал выше. Ремонт длился около недели. А вот и наш «герой» — «вылизанный до блеска» гордый VEF.
Теперь он меня каждый вечер радует красивой музыкой из динамика. Считаю, что мои старания не прошли даром, и он прослужит ещё, по меньшей мере десяток лет. И, напоследок, краткое видео, на котором можно оценить качество звука после ремонта.
Видео ВЭФ-202 после ремонта
Причем, смею заметить, прием ведется на подоконнике 2 этажа, в городе, на диапазоне 25 метров. ВЭФ принимает около 10 станций, а рядом стоящий «Китай» ни одной! Вот вам и все превосходство Советской техники! Удачи в восстановлении и ремонте, и мои 73 вам, и вашим близким! С вами был Alex1.
Форум по ремонту
Обсудить статью ВЭФ-202
radioskot.ru
Старичок-инвалид или Опыт реставрационно-ремонтных работ «ВЭФ-202» — Промышленные — Приемники, узлы и блоки. — Каталог статей и схем
На заре создания СМР в его контент предусмотрительно был введен раздел «ретро». Материалов по этой теме у нас не так много, но они всегда искренне отвечали (и отвечают) чаяниям и «зову души» радиолюбителей определенного поколения. Аппаратура, попадавшая в этот раздел, 60 — 70 – 80-х годов выпуска, соответственно и поколение такого же возраста, вспоминающее « когда деревья были большими»…
Приемники прямого усиления по схеме n-V-n, вроде «Москвы» Плотникова или конструкций из ЮТ, измерительные проборы типа ГУК-1, а также, в связи с широким распространением FM радиоприема – пара статей по переделке блоков УКВ, ламповая Волна-К и др.
Каждый рассматриваемый у нас девайс проходил путь от механических и электрических работ по восстановлению его работоспособности и модернизации до чистки от пыли, грязи и приведение его внешнего вида в божеское состояние.
Зная увлечение (крен) авторов сайта в сторону «ретро», находятся и преданные почитатели, помогающие и выразившие благодарность сайту. Так помог найти в ЮТ схему приемника прямого усиления Владимир Ильин, RA9SZ, подняли и развили тему ламповой «Волны-К» и нувисторов в ней Леонид Кононенко, UR5MUY из Луганска и Сергей Вицан из Санкт-Петербурга. В.Г.Вотинов, UR6CW, из Черкасс, помог приобрести вообще «глубокую древность» – переносной ламповый р/п «Турист», а ВЭФ-202, о восстановлении которого речь пойдет ниже, подарил сайту А.А.Батяев, RA9MDS.
Вот он, на фото, наш старичок… Вид неплохой – это он после реставрации, отмытый и оттертый (1). Дело в том, что делать фото я придумал поздно, когда уже собрал приемник после ремонта. И я для фотосессии снял только заднюю крышку, дальше не лез – все таки в процессе ремонта все резьбовые соединения были сделаны в пластмассе, каждый проход самореза мог оказаться последним… Поэтому на всех фото точки ремонта обозначены уже после него…, так сказать – для отчета.
1.
Так и не нашел я у себя в запасниках ручку регулятора тембра… Но вот антенну-телескоп подпаял, отрезав верхушку для нее из подходящего телескопа китайского донора-приемника. Все таки с наконечником антенны вид приемника, согласитесь, получше (2).
2.
Реставрированные места видны и после ремонта. Вот заклеенная трещина в корпусе слева. Клеил «Моментом, а внутри еще и паяльником шов формировал… (3).
3.
А вот вид ссади (4). Отмечены два места крепления задней крышки – здесь в сломанных пластмассовых стойках нарезана новая резьба, и вкручены новые саморезы. Держат отменно!
4.
Перед реставрацией после вскрытия и осмотра я пришел к выводу, что приемник выпуска 1976 года. Потому что даты выпуска на электролитах и др.конденсаторах – середина 1975, а самая «свежая» деталь – громкоговоритель, — выпущен в январе 1976 г. Вот потому и «старичок», это уже ему 36 лет — возраст солидный. Но, кроме старости, он еще и инвалидом оказался, почти полным. Как и когда он падал, бедный? Или его бросали на пол, проверяли на живучесть…
При осмотре оказалось, что все три стойки крепления печатной платы к шасси сломаны по высоте, не говоря уже о разваленных полностью резьбовых отверстиях в них, и плата шурупами коряво прикручена… (5). Так когда-то старичку была оказана «скорая помощь».
Кроме того, разрушены две из четырех стоек крепления всего шасси к корпусу (на том же фото эти два места обозначены – стрелка выше КПЕ и кружок в отсеке питания).
Шасси не разваливалось только потому, что его сдерживали навесные части крепления барабана переключателя диапазонов, его внешняя планка с контактами, динамик и плохо прикрученная плата (о ней ниже я еще скажу).
5.
А вот так более крупно – единственное фото (проба), сделанное до «операции» (6).
6.
Такие места, кроме разрушенных стоек, с трещинами в шасси имели быть в пяти местах: три по углам шасси и два в обрамлении динамика. Ремонтировались варкой шва из пластмассы, где было можно (широкая щель) – добавлялся клей «Момент». Но, самое главное – эти трещины сшивались 10 мм П-образными скрепками из степлера. Разогретым паяльником они хорошо вгоняются в пластмассу, и надежность соединения обеспечена.
Под слоем пластмассы скрепка не видна, но она там, будьте уверены… Ну и (на фото) + шайба первой попавшейся под руки формы, но обязательно захватывающая остатки крепежного отверстия (7).
7.
Перед обратной установкой на шасси снятой печатной платы я проделал следующее. Заменил все электролиты – половина из них не новые, но достаточно свежие, проверенные перед запайкой в плату микрофарадометром. Сменил два конденсатора на КМ (С47 и С61), один из них, С61,виден на фото (9)… Просто не нравятся мне «флажки», ненадежные они. Оборванную и распущенную L11 на стержне магнитной антенны пришлось перемотать. В остальном аутентичность по радиоэлементам схемы была сохранена, правда, от одной модификации не удержался…
Стойки крепления платы «обрезал» разогретым паяльником – выровнял площадки, на них поставил втулки нужной высоты (8, 9), в оставшихся ниже втулок частях стоек нарезал резьбу под саморез. А вот тело стойки с красной втулкой на фото (10) пришлось сшивать в поперек двумя мелкими и длинными саморезами (на фото не видно), иначе она не держала бы, такие были трещины…
8.
9.
10.
После сборки (а она сопровождалась также чисткой всевозможных мест корпуса и шасси от пыли, грязи деревянной зубочисткой или (и) мягкой щеточкой, с применением то уайт-спирита, то одеколона (можно спиртом), то просто влажным тампончиком…) приемник заработал на славу. Во внешнем вставляемом БП заменен электролитический конденсатор с повышенной емкостью до 2200,0 мкФ.
Ранее у меня был положительный опыт применения различных известных модернизаций, доработок такого же приемника (но не этого!). Так, планки VEF-202 перестраивались мною на любительские 80, 40 и 20 м диапазоны. Ну, естественно, строился генератор 465 кГц для приема SSB… В УВЧ заменялся германиевый транзистор на полевой, соответственно изменялось и подключение входных контуров. Эксперименты с детектором закончились заменой диода Д9 на Д311. Приемник стал звучать чище и ярче.
Последняя модернизация попалась на глаза совсем недавно. На одном из форумов обосновывалось подключение в цепи ФСС пьезокерамического (или кварцевого?) фильтра, что приводило к сужению полосы пропускания (ПП) лампового УПЧ. По информации с RA3WDK`s Homepage лезть и менять схему VEF-202 не надо, фильтр на 465 кГц от китайской «мыльницы», припаивается к плате с той стороны, где печатные проводники… ПП меняется с 13 – 14 до 6 — 8 кГц. Попробовал, получилось. Так и оставил (см. фото 11 – 13).
11.
12.
13.
Теперь при настройке на станцию, или «ухода» с нее, явно ощущается более крутой (резкий) переход: вот ее, станции, нет, а вот она из-за крутизны фронта ПП в пьезокерамическом фильтре вдруг появилась; чуть прокрутил частоту дальше – исчезла. Качество приема (звучание станции) после такой модернизации не пострадало. Может быть слегка (на слух) уменьшилась чувствительность, но это легко компенсируется поворотом ручки громкости (усиления). Это и понятно – затухание в таком варианте ФСС больше обычного. Кроме того, очевидно из-за сужения ПП, помех, особенно фоновых 50 Гц, стало меньше. Можно еще попробовать подстроить контура L32, L33, L34 и, может быть, L36 для оптимизации полосы пропускания и минимализации потерь, возможно, качество приема улучшится.
Приведенный опыт реставрационных работ показывает, что даже при таком убитом (точнее, разбитом) варианте исходного девайса приемник остается ремонтопригодным и работоспособным с возможностью дальнейшей его модернизации. Надеемся, что приведенные методы реставрации помогут начинающим радиолюбителям, и не только, в этом благородном деле.
В.Кононенко, RA0CCN
smham.ucoz.ru
Восстановление советского приемника ВЭФ-202 | LessonRadio.ru — ремонт бытовой техники
Сентябрь 5th, 2011 АйратРано или поздно каждому радиолюбителю приходится сталкиваться со старым, наполовину рабочим приемником. И я думаю, каждый хочет его восстановить.
Я тоже недавно столкнулся с такой проблемой. Сначала я разбирал-собирал его, пока он вообще не перестал работать. Потом на меня нахлынуло вдохновение, и я решился конкретно заняться этим приемником и, в конце концов, добил его.
Как же я это делал, я расскажу в данной статье!
И так, приступим…
При переключении диапазона приёмник не всегда работал и я решил, что дело в барабанном переключателе диапазонов. Разобрал значит я приемник, почистил ластиком шарики-контакты(они видны на рисунке, идут вдоль 12 штук) и подогнул плоские контакты (их тоже можно видеть на рисунке, они идут выше шариков-контактов, параллельно им).
После этого проблема с переключением диапазонов пропала. Собираю я приёмник, включаю, а он не работает! Разбираю опять, проверяю все контакты переключателя, с ними все в порядке. Проглядываю все проводки, все целые. Смотрю на плату, а там ножка одного из транзисторов отломилась от платы, подогнул, значит её, пропаял. Собираю, приемник работает. Ура! Первый этап пройден. Кручу, кручу ручку настройки, настраиваюсь на станцию и слышу шумы, трески. Всё думаю, дело в электролитах. Иду в следующий день на рынок, покупаю электролиты, выпаиваю старые и впаиваю новые.
Вот фото платы с новыми электролитами:
Все, приёмник работает, на станции настраивается. Теперь надо подумать и о постоянном БП (в процессе ремонта приёмника я питал его от внешнего регулируемого БП). Поискал у себя в закромах, нашел трансформатор, провод с вилкой. Сходил на рынок, купил кренку на 9В. Спаял, подключил, работает! Блок питания я разместил в батарейном отсеке приемника:
Еще в приёмнике не работала подсветка шкалы. Разобрал посмотрел, а там и вовсе нет лампочек. Нашел схему этого приёмника в интернете, глянул там какие лампочки должны стоять в приемнике, выяснилось, что на 2.5В/0.068А две штуки. У меня таких, как на зло, не было. Купил, вкрутил их, собрал опять приёмник, нажимаю на кнопку подсветки, а шкала практически не подсвечивается, а вместо приема идет гул 50Гц. Эх думаю, что ж такое, обратился на форум Раиокота, мне там подсказали: перевести подсветку с лампочек на светодиоды. Я последовал этому совету, расчитал токоограничевающий резистор для светодиодов, и у меня получилось 300 Ом. Глянул по схеме, где стоит токоограничивающий резистор для лампочек, заменил его на свой резистор.
Впаял светодиоды вместо лампочек. И дело в шляпе… приёмник сейчас работает, как новый, путем моих страданий стараний.
Рекомендую почитать: /схемы/усовершенствование-радиоприемников
lessonradio.ru
VEF 202 — снова FM
Приехал тут намедни «ВЭФ 202» на модернизацию — нужно встроить FM-диапазон. А что, с лета один сканирующий приемник оставался, можно и приладить.
Во всех местах красавец, кроме трещины на шкале.
В родном блоке питания «БП 9/60» кто-то менял транзистор и «электролит». Я проверил — емкость, утечки и ESR в норме, по некоторым параметрам он даже надерет зад современным конденсаторам. Ну и пусть живет. Оставил пометку с датой проверки, напаял 10 нФ «керамики» и закрыл крышку.
Они думали, что прикрутив «торксом» шасси к корпусу, смогут остановить «non-qualified service personnel», потому что «no user serviceable parts inside»? Какая наивность.
Хотя нет, это просто вынужденная мера — оборвался крепеж.
Приемники на ремонт приходят разные: с домашнего и гаражного хранения, чуть припыленные и «он где-то тут, надо только грязь отбить», хоть малость работающие и напрочь мертвые. Но этот откровенно порадовал: гребенка, контакты на планках и переключатель смазаны чем-то консистентным, отчего стойкий прием на всех диапазонах без нужды «разгазовывать» селектор. Все бы так заботились о своей технике, как мой клиент! Да и конденсаторы почти все были в норме, так что ремонтом тут и не пахло — только профилактика.
Регулятор громкости немного шуршал — решил его прошприцевать и смазать. Слева — родной, справа — достал из донора, чтобы заодно и его перебрать. Что интересно, впервые вижу такую конструкцию — по дорожке скользит контактный уголек. Обычно в «ВЭФах» те, что слева.
Не сказать чтобы это на сто процентов устранило шорохи, но стало определенно лучше.
Схемы со времен моего первого «ВЭФа» с FM мало изменились — стабилитрон на 3,3 вольта с резистором 360 Ом, выключатель на триггере К561ТМ2, ключевой транзистор BC547 да приемник Manbo с отпиленным УНЧ.
Антенный вход — первый контакт гребенки — подключен через емкость 390 пФ.
Приемник сделан в октябре 1975-го — у меня был точно такой же, тоже октябрьский.
Образовались некоторые проблемы с триггером — не было четкого срабатывания, хотя схема вроде бы как устраняет дребезг контактов. Ошибка сидела в C1, запаянном обеими ногами на «минус».
Корпусное. Я учел предыдущий опыт подпиливания шасси надфилем и сместил кнопки вправо (отправная линия — 15 мм от края). Хотя кнопка включения оказалась прямо напротив трансформатора Тр2, и потом посадить плату ПЧНЧ было немного напряжно.
Тактовые кнопки 12*12*12 и светодиод пристрелил термопистолетом, а электронщину упаковал в черную пленку, перемотал изолентой и оставил в районе УНЧ, дополнительными каплями клея прихватив к корпусу динамика и стойке шасси.
Кнопки управления приемником: включение — рядом с индикатором, сканирование вверх — под ручкой тембра, сброс — оставшаяся.
Все работает, но с теми же замечаниями, что и к первому «202-FM»: КВ-эфир наполняется пустыми «несушками» и паразитной ЧМ (особенно на диапазонах 41-52 м), FM-приемник ловит кучу гармоник и другой гадости, звук подхрипывает и подсвистывает. Спихиваю все на сложную электромагнитную обстановку своей «лаборатории №2» и надеюсь, что на окраине маленького города (но не слишком далеко от передающих антенн) это все исправится или хотя бы ослабнет.
На будущее. Нужно обязательно городить какую-то схему автоматического отключения входа FM-приемника от штыревой антенны, когда FM-тракт отключен. Не знаю как, но «сканер», даже выключенный, утягивает в себя радиоволны с КВ-диапазонов — в этом легко убедиться, отпаяв антенну FM-приемника.
Напоследок — один из вариантов того, что делать, когда обломился крепеж под этим винтом. Я нашел в загашниках «стакан» от пломбы с какого-то аппарата, чуть рассверлил пластик и с усилием вставил туда «стакан». Опционально можно залить клеем, но я не рискнул, чтобы не провоцировать образование трещин.
P. S. Ввиду того, что в блоге уже накопилось изрядно примеров ремонта чужой техники, завожу новую рубрику — «Ремонтная контора Андрюса Магируса«. Пригодится для демонстрации своих умений, например, на OLX, где у меня висит пара «ремонтных» объявлений.
P. P. S. При установке FM-приемника надо АМ-тракт подключать через дроссель, как описано в первой части статьи.
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
huxfluxdeluxe.wordpress.com