6Н2П схема: Схема УНЧ на лампах 6Н2П, 6П43П (2-3Вт)

Содержание

Схема УНЧ на лампах 6Н2П, 6П43П (2-3Вт)

Автор схемы этого усилителя А. И. Манаков занимается конструированием высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры с 1963 года. По моему мнению, он немало преуспел в этом. Конструкции его имеют отличное звучание, легко повторяемы и имеют заслуженный успех даже у начинающих. Я лишь (с разрешения автора) изложу особенности его работы.

Вниманию читателей предлагается простая оригинальная схема усилителя мощности в двух вариантах. Первый — бюджетный, с автоматическим смещением выходной лампы. Второй — с фиксированным смещением от отдельной обмотки силового трансформатора.

По мнению автора схемы, вариант с фиксированным смещением отличается более глубоким и красивым звуком, хотя и вариант с автоматическим смещением вас не разочарует, позволив всем его повторившим не узнать звучание своих любимых записей.

Схема усилителя в варианте с автосмещением выходной лампы приведена на рис. 1. Входной сигнал после регулятора громкости подается на управляющую сетку двойного триода 6Н2П. Лампа эта имеет высокий коэффициент усиления и высокое внутреннее сопрогивление, что в данном случае не очень хорошо. В подробности это-‘0 я вдаваться не буду, так как об этом можно прочитать в любой радиотехнической литературе.

Рис. 1. Схема усилителя

Основной особенностью включения лампы предварительного каскада является параллельное включение двух триодов, находящихся внутри одного баллона лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение сигнал/шум. Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом достигается компенсация коэффициента нелинейных искажений выходного каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор емкостью 470 мкФ, шунтирующий резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи, уменьшающей усиление первого каскада.

Конденсатор емкостью 0,22 мкФ является разделительным и от его качества очень сильно зависит звук усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78, при желании получить более “теплое” звучание -К40У-2, К40У-9, К42У-2. Не рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять К73 из-за их менее естественного звучания. Еще одно. При применении выходного трансформатора ТВ31-9 емкость этого конденсатора следует уменьшить до 0,047…0,068 мкФ. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней простоте — конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.

Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно. После прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П, 6П18П, 6П43П было отдано предпочтение именно последней. Конструкция лампы характеризуется правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу — и вы будете вознаграждены сочным и ярким звучанием, прекрасной детализацией звука и его оттенками.

Емкость конденсатора в цепи автоматического смещения можно увеличить до 1000 мкФ (сравните звук), а резистором, включенным параллельно этому конденсатору, выставляется ток катода выходной лампы в пределах 50 мА (в варианте с автосмещением).

Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового телевизора, перебранный и “сваренный” в парафине заново, заменив бумагу в зазоре на чертежную кальку, я же использовал трансформатор TW6SE московской фирмы “Аудиоинструмент”.

По моему мнению, отличному, например, от мнения Симулкина, схема усилителя которого приведена в журнале “Радиохобби” №2 за 2003 год (с. 57), никакой другой режим, кроме триодного, использовать не нужно. Рассуждения Станислава на стр. 58 о пентодном включении выходной лампы для рок-музыки, ультралинейного — для шансона и реггей, а триодного — для классической музыки мне кажутся спорными. Эклектикой можно заниматься, но к звуку это никакого отношения не имеет.

Основы построения высококачественных усилителей неизменны в течение многих десятилетий. Это:

— кратчайший, с наименьшими потерями, путь сигнала;

— высококачественные комплектующие;

— триодный режим выходного каскада.

Щелкать переключателем, да еще в анодной. цепи, нелогично и нецелесообразно, С этим к сурдологу.

Вариант блока питания приведен на рис. 2. Схема БП не отличается от описанных многократно и в комментариях не нуждается. Питать накал постоянным током не нужно, это приведет к ухудшению микродинамики.

Для варианта усилителя с фиксированным смещением выходной лампы, схема которого приведена на рис. 3, в блок питания добавляется дополнительный источник напряжения смещения, схема которого приведена на рис. 4. Подстроечным резистором R2 выставляется напряжение 0,04…0,05 В в контрольной точке К.Т. на схеме усилителя рис. 3.

Рис. 2. Схема блока питания

 

Рис. 3. Схема усилителя с фиксированным смещением выходной лампы

 

Рис. 4. Схема источника напряжения смещения

 

Рис. 5. Схема блока питания

 

Рис. 6. Схема блока питания

В заключение привожу параметры усилителя при фиксированном смещении, измеренные А. Манаковым.

Рвых = 2,5 Вт при КНИ = 2. ..3% на частоте 10ОО Гц. При Рвых = 2,2 Вт КНИ = 0,8…1%.

При использовании ТВЗ 1-9 частотный диапазон с 35…40 Гц до 18…19 кГц при неравномерности 1,5…2,0 дБ (зависит от качества исполнения ТВЗ 1-9). При использовании TW6SE фирмы “Аудиоинструмент” диапазон частот еще шире. Более подробно об изделиях этой фирмы можно узнать по ссылке на сайте Михаила Торопкина www.metaleater.narod.ru

Пусть вас не пугает невысокая выходная мощность — в комплекте с акустикой, чувствительностью от 90 дБ 2…3 Вт вполне достаточно.

Автор статьи — В. Пузанов. Статья опубликована в РЛ, №9, 2003 г.

Схема лампового усилителя мощности на 6Н2П и двух 6П14П (6Вт)

SE или однотактные схемы – это усилители, в которых сигнал усиливается одним усиливающим элементом (лампой, транзистором) последовательно на каждом каскаде. Эти системы работают в чистом классе А и ценятся многими аудиофилами благодаря их хорошей микродинамике и точности в представлении деталей. Простота также является преимуществом. Недостатками этих схем являются: низкая энергоэффективность (класс A), низкий коэффициент усиления, немного более высокий уровень искажений. Представляем здесь макет такого усилителя.

Предполагается, что это простая и дешевая система, которую можно построить имея минимальный опыт в электронике. Обычно самой дорогой частью лампового усилителя являются трансформаторы громкоговорителей, силовые трансформаторы и лампы. Поэтому, чтобы снизить затраты, предлагаем использовать акустические трансформаторы от старого лампового телевизора (понадобятся два). В таком телевизоре вы также найдете радиолампы, более мощные резисторы, некоторые высоковольтные конденсаторы также пригодятся.

Лампы, необходимые для создания этого усилителя, можно также достать разобрав старое радио. Сетевые трансформаторы можно намотать или купить. Конечно это не Hi-End усилитель, а простой усилитель для начинающих, но звук уже будет заметно отличаться от «кремния». Хотя качество звука в ламповых усилителях сильно зависит от трансформаторов громкоговорителей. Предлагаемые для сборки небольшие трансформаторы, используемые в ламповых телевизорах, не имеют очень хороших частотных параметров. Реально хороший трансформатор большой, тяжелый и довольно дорогой.

Список элементов

Усилитель

  • R1, R1A – 1 кОм,
  • R2, R2A – 470 кОм,
  • R3, R3A – 150 кОм,
  • R4, R4A – 1-1,5 кОм,
  • R5, R5A – 150-200 кОм
  • R6, R6A – 470 кОм,
  • R7, R7A – 1 кОм,
  • R8 – 500-1000 Ом, отрегулируйте ток сетки, чтобы он не превышал 5 мА,
  • R9, R9A – 120-180 Ом, подберите для получения нужного тока катода,
  • R10, R10A – 5-20 кОм,
  • R11 – 10-20 кОм,
  • P – 2×47 кОм / логарифмический,
  • C1, C1A – 100 мкФ / 16 В,
  • C2, C2A – 100-220 нФ / 250 В,
  • C3 – 100 нФ / 400 В,
  • C4 – 47 мкФ / 400 В,
  • C5, C5A – 100 мкФ / 25 В,
  • C7 – 33-100 пФ, выбрать чтобы он не срезал высокие частоты и сигнал осциллографа был правильным,
  • C6, C6A – около 1 нФ / 250 В припаять непосредственно к выходам трансформатора громкоговорителя.

Блок питания

  • R101 – 400-1000 Ом / 5 Вт,
  • R102, – 3-5 кОм / 1 Вт,
  • R103 – 270 кОм / 0,5 Вт,
  • R106 – 0,8-1,5 кОм чтобы светодиод светил достаточно ярко,
  • R104, R105 – 100 Ом,
  • C101 – 100 нФ / 400 В, C102, C103, C104, 105 – 100 мкФ / 400 В,
  • C106, C107 – 47 мкФ / 400 В,
  • M1 – диодный мост выпрямитель 5-10 А / 600 В,
  • трансформатор питания 220 В / 250 В – 0,15 А, 6,3 В – 2,5 A.

Схема очень проста. На рисунке показан один канал, другой идентичен. Сигнал со входа через потенциометр P подается на триоды малой мощности (L1), работающие в схеме с общим катодом. После усиления на пентод (L2) подается через конденсатор C2. Трансформатор громкоговорителя (его анодная обмотка) является нагрузкой для этой лампы. Вторичные обмотки трансформатора позволяют питать динамик или наушники.

Усилитель охвачен петлей отрицательной обратной связи, которая уменьшает искажения и расширяет частотную характеристику. Однако это делается за счет усиления. Обратная связь берется с выхода динамика трансформатора и через резистор R10 подается на катод первой лампы (L1). Конденсатор С7 используется для возможной фазовой коррекции. Конденсаторы C3, C4 и резистор R11 образуют фильтр для предотвращения возбуждения усилителя. Аналогичную роль играют резисторы R1 и R7 в цепях ламповых сеток.

Радиолампа L2 может работать в двух режимах – пентод и триод. Режим пентод более мощный, с большим искажением. Режим триода менее эффективен, но имеет меньше искажений. Изменение режима работы может быть сделано с резистором R8. Он в режиме триода должен иметь небольшое значение – обычно это 100 Ом. Если хотим использовать режим пентод для работы усилителя, подключаем R8 как показано на схеме. Можно дать и более высокое значение но так, чтобы ток, протекающий через сетку 2, был немного меньше 5 мА. Как правило значение резистора составляет 500-1000 Ом.

Для подключения громкоговорителей необходим трансформатор, который изменит высокое напряжение в анодной цепи подходящим для сопротивления динамиков или наушников. Для этой цели идеально подходят популярные и простые в добыче трансформаторы из старого лампового телевизора. Естественно понадобится два, по одному на канал.

Можете поэкспериментировать с другими лампами, вместо 6П14П использовать более мощные пентоды (например 6L6 или другие) но помните, что это требует изменения напряжения питания, силовой трансформатор должен иметь также большую мощность. Значения элементов, определяющих рабочую точку лампы, тоже должны быть соответствующим образом подобраны, и трансформаторы АС должны быть адаптированы к типу ламп. Схемы таких усилителей можно легко найти на нашем сайте.

Детали и конструкция

Для улучшения звучания на низших частотах можно применить акустический фазоинвертер. Однако конструкция таких фазоинвертеров довольно сложна и поэтому лучше использовать уголковый отражатель, размещенный в углу комнаты или зала. Угол образует своеобразный акустический рупор.

Рис. 3. Конструкция уголкового отражателя.

Уголковый отражатель (рис. порядка 60-—70 Гц. Вид на уголковый отражатель сзади приведен на рис. 4.

Рис. 4. Вид на уголковый отражатель сзади.

Усилитель собран на П-образном шасси размерами 50Х150X200 мм, изготовленном из дюралюминия толщиной 3мм. Потенциометры R1, R2 и R3 укреплены на передней стенке шасси, входные и выходные гнезда — на задней стенке шасси.

Поскольку усилитель и выпрямитель собраны на одном шасси не больших размеров, то монтаж следует вести аккуратно, избегая длинных проводов.

Корпуса потенциометров следует обязательно заземлить, а сами потенциометры отделить от монтажа металлической перегородкой — экраном.

Конденсаторы С1 и С2 припаиваются непосредственно к выводам потенциометров, а провода, идущие от входного гнезда к точке соединения R2 С1 С2 и от движка потенциометра R3 к конденсатору С3, желательно заключить в заземленную экранирующую оболочку. Полупроводниковые диоды монтируются на небольшой монтажной плате, укрепленной на нижней крышке силового трансформатора.

Рис. 5. Конструкция лампового усилителя мощности ан 6Н2П + 2х 6П14П.

Выходной трансформатор Тр1 выполнен на сердечнике типа УШ-19, толщина набора 25 мм. Его обмотки Iб и Iв имеют по 360 витков провода ПЭЛ 0,16; обмотки Іа и Iг содержат по 1140 витков того же провода. Обмотка II имеет 46 витков провода ПЭЛ 1,2. В качестве Tp1 можно также применить выходной трансформатор от радиоприемников «Люкс» или «Фестиваль». Силовой трансформатор—типаЭЛС-2. Для питания анодных цепей используется одна половина повышающей обмотки. Можно также использовать силовые трансформаторы от приемников «Муромец», «Октава» и т. д. Для облегчения режима работы полупроводниковых диодов их лучше зашунтировать сопротивлениями по 100—150 ком.

Блок питания усилителя

Блок питания тоже не сложный. Анодное напряжение выпрямляется с помощью моста и фильтруется RC-фильтром, состоящим из резисторов R101-R102 и конденсаторов C101-C107. Резистор R108 разряжает высоковольтные конденсаторы после выключения питания.

Резисторы R105, R104 симметрируют напряжение накала на землю, так что шум сети, слышимый в динамиках, должен быть минимален. Резистор R101 довольно сильно нагревается, поэтому для лучшего отвода тепла его можно разместить на небольшом радиаторе, либо два сразу подключить – последовательно или параллельно (путем выбора сопротивления отдельных резисторов соответственно). Этот источник питания обеспечивает питание одновременно обоих каналов УНЧ.

После включения усилитель должен прогреться несколько минут, чтобы стабилизировались токи протекающие через лампы. Резисторы R101 и R102 в блоке питания, а также R9 и R9A на лампах будут нагреваться до высокой температуры, это нормально. Однако если в воздухе есть запах выжженного лака и видим, что краска на одном из резисторов меняет цвет, значит у резистора слишком мало запаса. В этом случае его следует заменить на такой же по номиналу, но с большей мощностью. После более длительного периода работы снова проверяем напряжение питания и падение напряжения на катодных резисторах ламп. Производим коррекцию анодных токов лампы L2 (L2A).

↑ О звуке

В качестве временного кабинета — колонка с динамиком 100ГДШ-33.


Понравился звук и перегруза и чистого. Перегруз звучит плотно, насыщенно, без существенного мусора и призвуков. Испробованы лампы:
6Н1П
– приятный тембр и мягкий звук.
6Н2П
– большинство стареньких ламп шелестит,
6Н2П-ЕВ
– приятный мягкий звук (оставлена играть дальше),
6Н23П
– приятный звук с более звонким оттенком.

В целом, усилителем доволен. Отец не хочет отдавать гитару.

Печатные платы УНЧ

Можно собрать УНЧ навесным монтажом, а можно на платах печатных. На чертеже плат с лампами отмечен способ соединения с другими элементами усилителя (потенциометр, трансформаторы). Все соединения выполнены с использованием витой пары, то есть пары жестко скрученных проводов. Это должно устранить или, по крайней мере, уменьшить наведенный шум в проводах.

В основе металлическое шасси. Позади трансформаторов громкоговорителей находится тороидальный силовой трансформатор, помещенный в металлическую банку, которая уменьшает сетевые помехи, распространяемые этим трансформатором.

Усилитель действительно играет тепло и как-то по-другому, у него большая глубина звука, больше объём. Хотя он даёт только 2 Вт мощности, звучание идеально подходит для небольшой комнаты!

Внимание! Электронные устройства обычно питаются от сети 220 В. Сетевое напряжение опасно, поэтому используйте хорошо продуманные решения конструкций, чтобы не подвергать себя и других пользователей поражению электрическим током. В ламповых устройствах также имеются высокие напряжения. Производите любые регулировки только когда источник питания выключен и после разрядки высоковольтных конденсаторов. Лампы и некоторые резисторы нагреваются до высоких температур.

Лампы из-за высокого входного сопротивления очень чувствительны к внешним помехам. Поэтому используйте экранированные кабели. Металл, подключенный к массе корпуса усилителя, защитит усилитель от ловли внешних помех.

  • УНЧ КЛАССА D С РАДИОЛАМПОЙ
  • САМОДЕЛЬНЫЙ УНЧ PUSH-PULL
  • ЛАМПОВЫЙ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ АУДИОСИСТЕМЫ
  • ПРЕАМП ДЛЯ ПРОИГРЫВАТЕЛЯ ПЛАСТИНОК

↑ Схема

Разумеется, первым делом были окинуты просторы интернета в поисках надежных и проверенных конструкций, которые можно было бы использовать. И найдено их, честно говоря, было много. Но у всех были свои недостатки. У меня был ограничен бюджет, потому среди недостатков торчали следующие:

  • Большое количество ламп
  • Редкие или дорогие лампы
  • Чрезмерная навороченность конструкции
  • Низкое качество схемы и, как следствие, звука

После долгих поисков и анализа схем, выбор был сделан в пользу довольно простого, но очень интересного варианта. Он подходит по всем пунктам — простая конструкция с хорошими характеристиками, не имеющая в себе редких или сильно дорогих деталей. Вот такая загогулина:
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Да, понимаю, что кого-то испугал уже факт того, что на входе стоит трансформатор. Посему, в общем-то, меня можно обвинить в том, что я, мягко говоря, покривил душой, когда говорил про отсутствие редких и дорогих деталей. С какой-то то точки зрения да, это правда. Но если следовать всем канонам и выискивать специализированные высокоточные секционированные входные трансформаторы с шибко крутыми характеристиками да еще и известных марок, то и смысла не имеет делать такую схему! Потому я обошелся кое-чем попроще.

6N2P-EV против 12AX7 | diyAudio

spaceistheplace
Участник

#1