Какие особенности имеет электросхема ВАЗ 21213 «Нива» с карбюраторным двигателем. Как устроена система электрооборудования автомобиля. Из каких основных элементов состоит электрическая схема «Нивы».
Особенности электросхемы ВАЗ 21213 «Нива» с карбюраторным двигателем
Электрическая схема ВАЗ 21213 «Нива» с карбюраторным двигателем имеет ряд отличительных особенностей:
- Использование бесконтактной системы зажигания с микроконтроллером
- Наличие дополнительного жгута проводов в моторном отсеке для подключения датчиков и микроконтроллера
- Применение карбюратора «Солекс» вместо ранее использовавшегося «Озон»
- Отсутствие защиты цепей заряда аккумулятора и системы зажигания
- Использование 5-ступенчатой коробки передач
Основные компоненты электросхемы ВАЗ 21213
Электрическая схема ВАЗ 21213 «Нива» включает следующие ключевые элементы:
- Аккумуляторная батарея
- Генератор
- Стартер
- Система зажигания (катушка, распределитель, свечи)
- Система освещения и сигнализации
- Контрольно-измерительные приборы
- Электродвигатели (отопителя, стеклоочистителей и др.)
- Монтажные блоки с предохранителями
- Реле различного назначения
Система электропитания ВАЗ 21213
Система электропитания ВАЗ 21213 «Нива» состоит из следующих основных компонентов:

- Аккумуляторная батарея емкостью 55 А·ч
- Генератор переменного тока мощностью 665 Вт
- Регулятор напряжения
- Выключатель зажигания
- Монтажные блоки с предохранителями
Какую роль выполняет аккумуляторная батарея в электросистеме «Нивы»? Аккумулятор обеспечивает питание стартера при запуске двигателя, а также других потребителей при неработающем двигателе или недостаточной мощности генератора.
Система зажигания ВАЗ 21213
На ВАЗ 21213 «Нива» применяется бесконтактная система зажигания, состоящая из следующих элементов:
- Катушка зажигания
- Распределитель зажигания с датчиком Холла
- Коммутатор
- Свечи зажигания
- Высоковольтные провода
Чем отличается бесконтактная система зажигания от контактной? Бесконтактная система обеспечивает более стабильную работу, не требует регулярного обслуживания и имеет больший ресурс.
Система освещения и световой сигнализации
Система освещения и световой сигнализации ВАЗ 21213 включает:
- Фары головного света
- Передние и задние габаритные огни
- Указатели поворота
- Стоп-сигналы
- Фонарь заднего хода
- Подсветка номерного знака
- Плафоны освещения салона
Какие типы ламп используются в системе освещения «Нивы»? В основном применяются лампы накаливания различной мощности, в фарах головного света используются галогенные лампы.

Контрольно-измерительные приборы
- Спидометр
- Тахометр
- Указатель температуры охлаждающей жидкости
- Указатель уровня топлива
- Указатель давления масла
- Контрольные лампы различного назначения
Для чего нужны контрольные лампы на приборной панели? Они информируют водителя о работе различных систем автомобиля и возникновении неисправностей.
Электродвигатели в электросхеме ВАЗ 21213
В электрической схеме ВАЗ 21213 «Нива» используются следующие основные электродвигатели:
- Стартер
- Электродвигатель отопителя салона
- Электродвигатели стеклоочистителей
- Электродвигатели стеклоомывателей
- Электродвигатель вентилятора системы охлаждения (на некоторых модификациях)
Какую функцию выполняет стартер? Стартер обеспечивает первоначальное проворачивание коленчатого вала двигателя при запуске.
Защита электрических цепей
Для защиты электрических цепей в ВАЗ 21213 применяются:
- Плавкие предохранители
- Биметаллические предохранители (для цепей большой мощности)
- Реле
Где расположены предохранители в ВАЗ 21213 «Нива»? Основной и дополнительный блоки предохранителей находятся под панелью приборов справа от рулевой колонки.

Особенности обслуживания электросистемы ВАЗ 21213
При обслуживании электрооборудования ВАЗ 21213 необходимо учитывать следующие моменты:
- Регулярно проверять уровень и плотность электролита в аккумуляторе
- Контролировать состояние и натяжение ремня привода генератора
- Проверять работу световых приборов и при необходимости регулировать фары
- Следить за состоянием контактных соединений
- Своевременно заменять вышедшие из строя предохранители
Как часто нужно проверять уровень электролита в аккумуляторе? Рекомендуется выполнять проверку не реже одного раза в месяц, особенно в жаркое время года.
Обзор карбюратора для Нивы 21213
Карбюратор Солекс имеет свои отличительные особенности. Во многом он лучше и современнее карбюратора Озон, ранее устанавливаемого на Нивы.
Вот уже несколько десятков лет автомобили Нива пользуются большой популярностью. Многим нравится их проходимость, какой могут позавидовать именитые джипы, а также надежность и ремонтопригодность. Простота конструкции и высокие внедорожные характеристики сделали Ниву любимым транспортом заядлых охотников и рыболовов.
ВАЗ 21213, НиваАвтомобиль Нива Ваз 21213 пришел на смену более ранней версии машины Ваз 2121 в 1994 году. Обновленная модель приобрела:
- Мотор объемом 1,7 литра, за основу которого был взят двигатель от Ваз 2106;
- Карбюратор Солекс;
- Пятиступенчатую коробку передач;
- Бесконтактное зажигание с микроконтроллером.
Чтобы быть всегда уверенным в своей машине необходимо хотя бы в общих чертах знать ее конструктивные особенности. О таких особенностях автомобилей Нива далее и пойдет речь, а именно об особенностях электрической схемы и карбюратора.
Электрическая схема
Под капотом Нивы Ваз 21213, в отличие от предшествующей модели Ваз 2121, проложен дополнительный жгут проводов для подключения датчиков и микроконтроллера системы зажигания.
Электросхема Нивы с карбюраторным мотором отличается от схем инжекторных моделей. Основное отличие состоит в том, что цепи заряда аккумулятора, а также цепь зажигания ничем не защищены.
Особенности карбюратора
При модернизации Нивы в 1994 году было решено поставить на нее карбюратор Солекс. До этого применялся агрегат с названием Озон. Какой из них лучше? Этот вопрос интересует многих владельцев.
Озон оснащен прерывателем старого образца. Кроме того, у него отсутствует вакуумкорректор. Солекс же не имеет микропереключателя от экономайзера. Это негативно влияет на чистоту выхлопа, а также отчасти на расход горючего. Оба карбюратора имеют как свои преимущества, так и недостатки. Однако инженеры Ваз останавливают свой выбор именно на Солекс, как на более современной модели. В свою очередь, многие владельцы машин с этим карбюратором частенько жалуются на его некорректную работу. Специалисты объясняют, что это вызвано в первую очередь использованием топлива низкого качества. Кроме того, неприятности могут возникать у тех, кто редко меняет топливный либо воздушный фильтр, а также не очищает карбюратор от масляной копоти, поступающей через вентиляционную систему. Некоторые владельцы старых автомобилей Нива, оборудованных Озоном, решили самостоятельно поставить вместо него Солекс. И не жалеют об этом.
Эта процедура может понадобиться когда при движении появляются рывки или провалы. Кроме того, регулировка нужна, если у машины неустойчивый холостой ход. Желательно знать какой расход топлива сопровождает эти симптомы. Если нет никакого желания обращаться в автомастерскую, можно отрегулировать карбюратор Ваз 21213 и устранить причины некорректной работы своими руками. Это не намного сложнее чем регулировка карбюратора Ваз 2101.
Существует два способа регулировки. Первый предполагает снятие карбюратора с автомобиля. Второй дает возможность работать прямо под капотом машины. Какой способ предпочитает большинство автомобилистов? Естественно, второй. Его и рассмотрим.
Для начала необходимо снять воздушный фильтр. Но перед этим двигатель должен поработать хотя бы несколько минут. Теперь можно отсоединить шланг подачи топлива. Чтобы снять крышку карбюратора потребуется открутить пять болтиков. Сняв крышку, кладем ее на ровную поверхность. Теперь берем штангенциркуль и замеряем расстояние от кромки корпуса поплавковых камер до уровня топлива, находящегося в них. В норме должно быть 25,5 мм. В случаях несоответствия норме следует подогнуть язычок кронштейна поплавков. Для достижения положительного результата это, вероятнее всего, придется сделать не один раз. После каждого подгибания проверяем расстояние до топлива и корректируем свои действия. Добившись успеха, собираем все обратно.
Теперь необходимо отрегулировать работу двигателя на холостом ходу. Для этого полностью закручиваем винт качества смеси. Затем откручиваем его на 4 оборота. Заводим мотор, включаем лампы дальнего света и вентилятор. Рукоятка подсоса должна быть утоплена. Винтом, регулирующим количество смеси, доводим количество оборотов до 800 в минуту. После этого, винтом качества добиваемся максимальных оборотов. Теперь винтом количества снижаем обороты до 900 в минуту. Снова переходим к винту качества, и уже им снижаем обороты до 800. Заворачиваем винт качества до той поры, когда работа двигателя станет неустойчивой. Как только это произошло, отворачиваем винт качества на 1 оборот. И, наконец, винтом количества добиваемся необходимого уровня оборотов. Какой необходим? Для лета от 800 до 900, для зимы от 900 до 1000 оборотов в минуту.
Схема электрооборудования автомобиля Нива.

Правильная работа автомобильного двигателя возможна только при исправном состоянии электрики и оборудования. Неисправности, связанные с проводкой, могут привести к невозможности управления автомобилем, особенно если речь идет об отечественных машинах. Разберем, что такое электромолот скорость ВАЗ 2121 и чем отличается сеть в карбюраторных и инжекторных автомобилях.
[Скрыть]
Отличия Электросхема
В зависимости от модели автомобиля схемы электрооборудования могут отличаться между собой.
Индийские символы
О чем свидетельствует индекс в названии модели:
- 21213. Это автомобиль, оснащенный карбюраторным силовым агрегатом. Объем двигателя 1,7 литра. Авто с таким индексом может комплектоваться 1,8-литровым ДВС.
- 21214 и 212140. В этих моделях используется один и тот же мотор с аналогичным объемом, но автомобиль оснащен системой впрыска топлива.
- 21215. Данная модель отечественных автомобилей предназначена для экспорта, в основном такие автомобили продавались за границу. В отличие от автомобилей, выпускавшихся для стран СНГ, 21215 оснащались дизельными двигателями производителя Citroen.
- 21073. Основное отличие в наличии защищенной конструкции заслонок, но эта же модель может комплектоваться карбюраторными агрегатами SOLEX. Отличие электрического комплекса заключается в использовании БСЗ – бесконтактного зажигания.
- 2131 и 21310. Эти модели могут комплектоваться разными двигателями, но главное их отличие от доработок в удлиненном пятидверном кузове.
Канал Ni-flow в своем ролике показал, как сделать лишнюю массу в электросети автомобиля Нива.
Основные отличия
Чем отличаются электрические схемы старого и нового образца в моделях:
- В Нивах 21213 установлен монтажный блок предохранителей, в которых используются приборы на ножках. Рабочая зона изменилась.
- Отличие заключается в наличии механизма сохранения холостого хода, которым оснащена система питания. Для его нормальной работы в моторном отсеке есть дополнительная вилка с проводами.
- Используйте бесконтактную систему зажигания. Важным компонентом БСЗ считается микроконтроллер.
- Различные модели авто комплектуются различными генераторными устройствами, все зависит от типа силового агрегата.
- Модель 21214 оснащена двумя вентиляторами охлаждения радиатора. Из-за этого электрорубка тоже имеет отличия.
Схемы на ниве с карбюраторным двигателем
Ниже фото схемы автомобиля с карбюраторным двигателем в хорошем качестве.
Схема электрооборудования Нивы с карбюраторным мотором
Разберемся с описанием электромолотов:
- Фонари боковые указатели поворота.
- Передняя оптика.
- Формы головного освещения.
- Электродвигатели системы очистки передней оптики.
- Устройство звуковых сигналов.
- Реле, предназначенное для активации механизма очистки оптики.
- Реле активации ближнего света.
- Реле, используемые для включения дальнего света фар.
- Электрическая система очистки ветрового стекла.
- Электрический контроллер, определяющий отсутствие тормозной жидкости.
- Специальная розетка для подключения переносной лампочки.
- Контроллер-индикатор недостаточного давления моторной жидкости.
- Контроллер для определения давления смазки.
- Контроллер электрического указателя температуры хладагента в системе охлаждения выводит показания на приборную панель в салоне автомобиля.
- Устройство распределителя зажигания.
- Свечи расположены в моторном отсеке.
- Электродвигатель системы очистки стекол.
- Катушка системы зажигания устанавливается в моторном отсеке.
- Непосредственно генератор. Поломка реле регулятора, как и обрыв ремня привода, приведут к неработоспособности устройства.
Пока генератор не отремонтирован, все электрооборудование питается от аккумулятора. Когда аккумулятор увидит, запустить двигатель не получится.
- Элемент блокировки вычислителя.
- Пусковой механизм.
- Другой электродвигатель системы очистки оптики.
- Устройство регулирования напряжения. Его поломка приведет к скачкам тока в бортовой сети.
- Устройство управления индикатором заряда аккумулятора.
- Реле защиты электрической цепи системы очистки стекол.
- Вспомогательный монтажный блок с предохранительными элементами.
- Основной блок безопасности.
- Устройство отключения индикатора управления ручным тормозом.
- Устройство деактивации Устройство блокировки дифференциала Устройство.
- Механизм освещения, включающийся при включении реверса.
- Устройство отключения светового индикатора воздушной заслонки карбюратора. Значок загорается на приборной панели автомобиля при включении отсоса.
- Устройство отключения стоп-сигналов.
- Система электродвигателя двигателя. Его поломка приведет к нерабочему состоянию печки.
- Реле поворотных указателей, а также световой сигнализации.
- Вспомогательный резистор устройства электродвигателя печки.
- Устройство отключения освещения панели управления.
- Механизм переключения оптики освещения. Активируется при движении водителя с габаритными огнями на ближний, дальний свет и наоборот.
- Устройство отключения звуковых сигналов.
- Механизм переключения системы очистки стекол. Его активация позволяет изменить скорость дворника.
- Отключение системы очистки ветрового стекла.
- Замок зажигания.
- Отключить внешнее осветительное устройство.
- Механизм переключения печки срабатывает при необходимости изменения скорости нагревательного прибора.
- Устройство отключения механизмов очистки и омывателя оптики.
- Сигарета.
- Механизм отключения световой сигнализации.
- Устройство отключения источников света, находящихся в дверных стойках.
- Контроллер давления смазки с индикатором отсутствия давления в системе.
- Топливный контроллер в бензобаке с индикатором резерва. Отображает показания для автомобильного щитка. Индикатор активируется, когда в системе остается мало топлива.
- Тахометр. Позволяет водителю узнать, с какой скоростью коленчатый вал вращает вал двигателя.
- Индикатор управления ручным тормозом.
- Индикатор батареи. Включается при разрядке аккумулятора. Говорит о необходимости зарядки или ремонта аккумулятора.
- Световой индикатор карбюраторного устройства воздушной заслонки.
- Спидометр показывает скорость движения автомобиля.
- Индикатор активации внешнего освещения.
- Поворотный световой индикатор.
- Длинная оптика светового индикатора. Включается на приборной панели, когда она активирована.
- Устройство реле индикатора ручного тормоза.
Отображает показания на приборной панели.
- Индикатор уровня тормозной жидкости. Он загорается, когда он достаточно короткий.
- Световой индикатор системы блокировки дифференциала.
- Световой индикатор температуры хладагента.
- Плафоны освещения в машине.
- Контроллер указателя топлива и остатка резерва.
- Задняя оптика.
- Лампы для автомобильного освещения салона.
Схемы на ниве с инжекторным двигателем
Принципиальным отличием карбюраторной электрической схемы от инжекторной является использование усовершенствованной системы управления силовым агрегатом.
Инжектор Система управления двигателем Нива
Рассмотрим интерактивную схему форсунки на 8 клапанов:
- Устройство для продувки адсорбера.
- Дроссельный механизм.
- Контроллер, определяющий температурный режим двигателя, его показания основаны на температуре хладагента в системе охлаждения.
- Устройство вентиляции радиатора, расположенного справа от двигателя.
- Тот же вентилятор, только установлен слева от блока питания.
- Катушка системы зажигания расположена в моторном отсеке.
- Свечи с подключенными высоковольтными проводами.
- Регулятор компенсации расхода воздуха для образования горючей смеси.
- Регулятор положения коленчатого вала. При выходе из строя двигатель не запускается.
- Жгут проводов, подключенных к контроллеру концентрации кислорода.
- Контроллер кислорода.
- Фазорегулятор или датчик распредвала.
- Контроллер детонации. Влияет на частоту холостого хода.
- Жгут подключен к проводке соединений форсунки.
- Непосредственно сами форсунки системы.
- Обозначение педали газа, расположенное в салоне.
- Жгут проводов, подключенный к панели управления.
- Основное реле.
- Защитный элемент правого вентиляционного устройства.
- Аналогичный компонент, который электрически защищает левый вентилятор.
- Реле, обеспечивающее рабочее состояние цепи топливного насоса. Его поломка приведет к тому, что насосное устройство не сможет работать, как следствие, запуск двигателя невозможен.
- Элемент безопасности, отвечающий за насос.
- Соединительный разъем, к которому подключается заправка в модуле.
- Диагностический разъем используется для поиска неисправностей в работе различных систем автомобиля.
- Вилка, соединяющая электропроводку с заземлением.
- Блок монтажный с предохранительными элементами, обеспечивающими рабочее состояние системы управления энергоблоком.
- Разъем, к которому подключается электропроводка контрольной лампы рабочего состояния АПС.
- Разъем с подключенной катушкой проводки той же системы.
- Модуль управления сигнализацией машины, использование его с противоугонным устройством.
- Разъем с подсоединенной проводкой колодки, идущей от диагностического контроллера концентрации кислорода.
- Диагностический контроллер.
- Центральный модуль управления двигателем. В этих моделях Авто используется ЭБУ BOSH 17.9.7.
Также на схеме есть символ А — в этом месте жгут с проводкой перемещается из наддувного пространства в салон автомобиля.
1. Схема жгута на приборной панели автомобиля 2. Задняя часть схемы Инжекторная Нива
Причины неисправности электрооборудования
Разберем основные причины, по которым может не работать электрооборудование:
- Разработан или неисправный аккумулятор. Из-за испорченного аккумулятора двигатель автомобиля получится только «от Толкача». Неисправность аккумулятора можно определить по индикатору разрядки в виде батарейки на приборной панели. При поиске неисправности рекомендуем в первую очередь проверить внешнее состояние устройства – на нем не должно быть дефектов или повреждений, способствующих утечке электролита. Также необходимо проверить объем рабочего раствора внутри батареи – жидкость должна покрывать все банки.
При необходимости в батарею добавляют дистиллированную воду. Проверяются клеммы — иногда причиной нерабочего состояния аккумулятора является отключение контактов, связанное с вибрацией при тряске, а также их окисление.
- Устройство генератора сломано. В случае поломки генератора он не сможет обеспечить исправное состояние электрооборудования. Все устройства будут питаться от аккумулятора до тех пор, пока он впоследствии не разрядится. Для поиска неисправности генератор придется демонтировать и разобрать, поврежденные элементы подлежат замене.
- Скачки напряжения. Причин такой проблемы может быть множество. Часто скачки напряжения возникают в результате выхода из строя реле-регулятора или использования оборудования, не соответствующего рабочим характеристикам электрической цепи. Например, если установить разветвитель в сигаретную комнату, это приведет к скачкам напряжения и выходу устройства из строя.
- Элементы защиты от возгорания. Устройства используются для защиты электроприборов от перенапряжения.
Если в сети возникают гонки, фьюзы выходят из строя первыми. Нельзя менять детали на устройствах, сделанных своими руками. Иногда автовладельцы заменяют предохранители на монеты или перемычки из проволоки. Мы не советуем этого делать во избежание перенапряжения.
- Резка проводов. Чаще всего такой неисправности подвержены электрочашки, которые закладываются в районе подвижных частей тела. Происходит перегорание проводов, в результате чего они не могут проводить электрический ток.
- Выход из строя самого оборудования, например, лампочки в фарах, магнитола, двигатель электроплиты. Замене подлежат источники освещения, ремонту подлежат такие устройства, как электродвигатель или автомагнитола. Эту процедуру лучше доверить квалифицированным электрикам.
- Утечка тока. Такая проблема возникает при повреждении изоляции проводов. Необходимо найти ту часть электрочашек, где нарушен изоляционный слой и восстановить его изолентой.
- Повреждение контактов или их окисление.
При появлении проблем в оборудовании проверьте контактные элементы на разъемах с проводкой. При их оговорке требуется диагностика электрических цепей на наличие скачков напряжения. Если контакты окислились, то их следует просто зачистить.
1. Индикаторы бокового вращения.
2. Фары передние.
3. Фары.
4. Электродвигатели очистителей фар.
5. Звуковые сигналы.
6. Реле включают очистители и омыватели фар.
7. Реле включения ближнего света фар.
8. Реле включения дальнего света фар.
9. Электродвигатель омывателя фар.
10. Недостаточный датчик тормозной жидкости.
11. Штепсельная розетка переносная лампа
12. Датчик контрольной лампы давления масла.
13. Датчик указателя давления масла.
14. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
15. Свеча зажигания.
16. Свечи зажигания.
17. Электродвигатели стеклоочистителей.
18. Катушка зажигания.
19. Генератор.
20. Запорный клапан карбюратора.
21. Стартер.
22. Электродвигатель стеклоомывателя.
23. Регулятор напряжения.
24. Реле лампочки заряда аккумулятора.
25. Аккумулятор.
26. Реле стеклоочистителя.
27. Дополнительный блок предохранителей.
28. Главный блок предохранителей.
29. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза.
30. Выключатели блокировки дифференциала.
31. Выключатель заднего фонаря.
32. Переключить контрольную лампу воздушной заслонки карбюратора.
33. Выключатель стоп-сигнала.
34. Электродвигатель отопителя.
35. Реле-барьер поворота и сигнализаторы.
36. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя.
37. Устройство выключателя освещения.
38. Выключатель фар.
39. Поверните указательный переключатель.
40. Переключатель звукового сигнала.
41. Выключатель стеклоочистителя.
42. Выключатель стеклоомывателя.
43. Замок зажигания.
44. Выключатель наружного освещения.
45. Выключатель отопителя.
46. Выключатель очистителей и омывателя фар.
47. Прикуриватель.
48. Переключатель сигнализации.
49. Плафонные выключатели, расположенные в дверных стойках.
50. Указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления.
51. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива.
52. Тахометр.
53. Контрольная лампа стояночного тормоза.
54. Индикатор заряда аккумуляторной батареи.
55. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.
56. Спидометр.
57. Контрольная лампа наружного освещения.
58. Лампа указателя поворота.
59. Фара дальнего света.
60. Реле-прерыватель лампы стояночного тормоза.
61. Контрольная лампа уровня тормозной жидкости.
62. Контрольная лампа блокировки дифференциала.
63. Указатель температуры охлаждающей жидкости.
64. Плафоны.
65. Датчик указателя уровня и резерва топлива.
66. Фонари задние.
67. Подсветка номерного знака.
В случае короткого замыкания мгновенно перегорают и размывают связь, отключая защищаемое оборудование.
Применение предохранителей на автомобиле Нива 2121 имеет ряд своих особенностей:
- Все двигатели мотоциклов, в которых используются очистители двигателей, надежно защищены плавкими вставками, которые можно использовать многократно. Они относятся к биметаллическому типу и полностью работоспособны в автоматическом режиме;
- для минимизации риска возникновения короткого замыкания в цепи питания для питания системы впрыска топлива применяются предохранители с сечением провода 1 мм, обеспечивающие мгновенное сгорание, размытие сети и полное исключение самосгорания;
- цепи такого оборудования, как аккумулятор, системы зажигания и запуска двигателя, генератор, в защите не нуждаются, поэтому предохранители в них вообще не интегрированы;
- система питания электровентилятора радиатора охлаждения защищена вводом тока и более ампер;
- электробензонасос, оптическая аппаратура, электродвигатель вентилятора и другие потребители большой мощности присоединяются к бортовой сети через специальное реле, снабженное собственным предохранителем, и не нуждаются в дополнительной защите; Для защиты электрических цепей электронного блока управления, топливного насоса и главного реле впрыска топлива установлены флисовые предохранители
- на 15 ампер.
Расположение предохранителей
Все плавкие вставки, используемые в электросхеме автомобиля Нива 2121, делятся на две группы. Они размещены в блоках предохранителей, расположенных под приборной панелью справа от кресла водителя. В инструкции к транспортному средству вы легко найдете описание каждого из этих защитных устройств, а также их технические характеристики.
Если в вашем автомобиле вышло из строя какое-либо электрооборудование, в первую очередь необходимо проверить сохранность предохранителя. Для этого очень важно соблюдать следующие правила безопасности:
- перед заменой плавильной вставки необходимо выявить и устранить причину ее выхода из строя;
- ни в коем случае нельзя устанавливать предохранители, не соответствующие требованиям производителя автомобиля;
- категорически запрещается тормозить контакты-вставки любыми металлическими предметами;
- нельзя вынимать предохранители из блока с помощью отвертки или ножа без отключения питания.
1. Фары передние; 2. Фары; 3. Электродвигатели фароочистителей; 4. Звуковой сигнал; 5. Электродвигатель омывателя фар; 6. Электродвигатель омывателя лобового стекла; 7. Генератор; 8. Знаки бокового поворота; 9. Аккумулятор; 10. Электродвигатель отопителя; 11. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 12. Реле-прерыватель стеклоочистителя; 13. Стартер; 14. Электродвигатель стеклоочистителя; 15. Концевой выключатель карбюратора; 16. Электромагнитный клапан карбюратора; 17. Блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 18. Переключатель; 19. Свечи зажигания; 20. датчик распределителя зажигания; 21. Датчик контрольной лампы давления масла; 22. Датчик указателя температуры; 23. Розетка для переносной лампы; 24. Катушка зажигания; 25. Датчик контрольной лампы уровня тормозной жидкости; 26. Реле включения очистителей и омывателя фар; 27. Реле включения обогрева заднего стекла; 28. Реле включения дальнего света фар; 29. Реле включения ближнего света фар; 30. Реле включения зажигания; 31. Реле включения стартера; 32. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала; 33. Выключатель наружного освещения; 34. Прикуриватель; 35. Выключатели стоп сигналов; 36. Выключатель заднего фонаря; 37. Реле-выключатель указателей поворота и сигнализации; 38. Главный блок предохранителей; 39. Дополнительный блок предохранителей; 40. Лампы подсветки рычагов управления отопителем; 41. Выключатель задних противотуманных фар; 42. Переключатель обогрева заднего стекла; 43. Выключатель электродвигателя отопителя; 44. Выключатель очистителя и омывателя заднего стекла; 45. Аварийный выключатель; 46. Замок зажигания; 47. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 48. Устройство выключателя освещения; 49. Тушеный трехмерный переключатель; 50. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 51. Электродвигатель омывателя заднего стекла; 52. Выключатели плафона, расположенные в дверных стойках; 53. Плафоны освещения салона; 54. Комбинация устройств; 55.
Подсветка номерного знака; 56. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 57. Датчик указателя уровня и резерва топлива; 58. Задние фонари; 59. Электродвигатель очистителя заднего стекла; 60. Элемент обогрева заднего стекла.
А. Порядок условной нумерации штекеров в триггерных пэдах.
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2121 (Нива)
(Нажмите для увеличения)
Условное графическое обозначение на схеме
0,8 Фонари поворотные передние
0,8 3. Фары
4. Электродвигатели фароочистителей
5. Звуковые сигналы
6. Реле включения очистителей и омывателей фар
7. Реле включения фар
8. СВЯЗЬ СВЯЗИ ПРАВОГО СВЕТА фар
9. Электродвигатель омывателя фар
10. Датчик недостаточности тормозной жидкости
11. Штепсельная розетка переносной лампы
12. Датчик контрольной лампы давления масла
13. Датчик указателя давления масла
14. Указатель температуры охлаждающей жидкости
15. Распределитель зажигания
16 Свечи зажигания
17. Электродвигатели стеклоочистителей
18. Катушка зажигания
19. Генератор
20. Запорный клапан карбюратора
21. Стартер
22. Электродвигатель стеклоомывателя
23. Регулятор напряжения
24. Реле Реле лампы зарядки аккумулятора
25. Аккумуляторная батарея
26. Реле стеклоочистителя
27. Дополнительный блок предохранителей
28. Основной блок предохранителей
29. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза
30. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала
31. Задний Выключатель освещения
32. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора
33. Выключатель стоп-сигнала
34. Электродвигатель отопителя
35. Реле-прерыватель направления вращения и сигнализации
36. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя
37. Выключатель освещения устройства
38. Выключатель света фар
39. Выключатель указателя поворота
40. Выключатель звукового сигнала
41. Выключатель стеклоочистителя
42. Выключатель омывателя ветрового стекла
43. Выключатель зажигания
44. Выключатель наружного освещения
45. Отопитель Выключатель
46. Выключатель очистителей и омывателя фар
47. Прикуриватель
48. Выключатель сигнализации
49. Плафонные выключатели, расположенные в дверных стойках
50. Указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления
51. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива
52. Тахометр
53. Контрольная лампа стояночного тормоза
54. Лампа зарядки аккумулятора
55. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора
56. Спидометр
57. Лампа наружного освещения
58 Лампа указателя поворота
59. Лампа контроля дальнего света
60. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза
61. Контрольная лампа уровня тормозной жидкости
62. Контрольная лампа блокировки дифференциала
63. Стрелка температуры охлаждающей жидкости
64. Плафоны
65. Датчик указателя уровня и резерва топлива
66. Фонари задние
67. Освещение Фонари осветительные
Читайте также
Двигатель ВАЗ 21213: технические характеристики
Один из самых известных автомобилей завода ВАЗ – внедорожник «Нива». Машина начала выпускаться в 1976 году и, пройдя ряд модернизаций, продолжает оставаться на конвейере под обозначением 4х4 или 4х4 «городской».
Общая информация
Когда «полевые» конструкторы сталкиваются с нехваткой соответствующей мощности двигателя. Имеющиеся двигатели рабочим объемом 1,2-1,5 литра плохо подходят для автомобилей с полным приводом. Положение спасло появление более крупного мотора модели 2106. За счет возможного увеличения диаметра цилиндров его рабочий объем довели почти до 1,6 литра, а мощность достигла 80 сил. Этот мотор стал основным силовым агрегатом «Нивы» более чем на 20 лет.
В середине 90-х «Нива» была модернизирована, в ходе которой в ее конструкцию был внесен ряд изменений. Изменена задняя часть машины, а также многие элементы интерьера внедорожника. В качестве базового силового агрегата использовался 1,7-литровый двигатель ВАЗ-21213. Изначально двигатель разрабатывался для модернизированной машины седьмой модели, но проект внедорожника оказался более перспективным.
Ключевые отличия
Мотор использует в качестве основы блок двигателя от шестой модели. Но у него новые поршни оригинальной конструкции. Это было необходимо для реализации некоторых решений компоновки ГБЦ и шатунов мотора. Ранняя версия двигателя оснащалась схемным карбюратором «Солекс» (модель 21073), что позволило снизить расход топлива и уменьшить количество вредных компонентов в выхлопных газах.
Рекомендуем
Как работает задняя втулка переднего рычага и сколько она служит?
Втулка задняя переднего рычага – один из составных элементов ходовой части автомобиля. Он относится к направляющим элементам подвески, которые вместе с рычагами выдерживают огромные нагрузки с колесами. Однако с этим пунктом много…
Расход масла в двигателе. Шесть причин
Вряд ли можно найти автомобилиста, которого бы не беспокоил повышенный расход масла. Особенно досадно, когда это происходит с очередным новым мотором. Вот наиболее распространенные причины, которые приводят к расходу масла в двигателе…
Как устроена выхлопная система?
Выхлопная система предназначена для удаления продуктов сгорания из двигателя и вывода их в окружающую среду. Также должно быть обеспечено снижение шумового загрязнения до допустимых пределов. Как и любые другие сложные устройства, эта система состоит из семи…
На момент выхода обновленной «Нивы» на рынок такая система подачи топлива обеспечивала приемлемые технические характеристики двигателя ВАЗ-21213. Мощность мотора увеличена незначительно – всего до 79 л.с.сил, но гораздо более важным было полученное в результате увеличение крутящего момента, который составил почти 125 Н/м. Благодаря этому «Нива» стала заметно лучше преодолевать сложные участки дорог. В данном двигателе в качестве топлива используется наиболее распространенная марка бензина – 92.
Блок двигателя
Основная корпусная часть двигателя не претерпела существенных изменений и изготавливалась методом литья из чугуна. Этот материал позволил получить значительную жесткость и долговечность при разумном весе. Масса полностью укомплектованного двигателя ВАЗ-21213 «Нива» не превышает 117 кг.
Блок имеет четыре отверстия, цилиндры диаметром 82 мм, что является максимально допустимым для конструкции. Попытки дополнительно растачивать блоки, с целью дальнейшего увеличения объема, успеха не принесли. Между цилиндрами проложены в корпусе блока каналы для охлаждающей жидкости, подаваемой под давлением от насоса. Сам насос расположен в специальном месте на передней части двигателя и приводится в движение ремнем через систему шкивов. Схема каналов охлаждения изменилась за счет увеличения диаметра цилиндров.
В нижней части блока выполнены пять отверстий под сменные вкладыши коренных подшипников коленчатого вала двигателя. Три столба, расположенные в центральной части, имеют дополнительные приливы и служат ребрами блока. Для предотвращения течи масла вал с торцов уплотняется сменными резиновыми прокладками. Нижняя часть мотора закрыта поддоном, в котором осуществляется подача масла в систему смазки. В конструкции поддона имеется специальное углубление, в котором размещены узлы привода колес переднего моста.
Валы двигателя
Главный вал двигателя заимствован от силового агрегата третьей модели (объемом 1,5 литра). Он имеет кривошип с радиусом поворота 40 мм, что обеспечивает ход поршней двигателя 80 мм. Для снижения вибрации и обеспечения более равномерной работы вала имеются дополнительные грузы-балансиры. Их разместили на всех щеках вала и составили с валом одну деталь. Одним из отличий вала двигателя ВАЗ-21213 было небольшое увеличение диаметров всех шеек вала (всего 0,02 мм). Такое решение продиктовано желанием уменьшить масляный зазор при работе мотора. Уменьшение зазора снижает усилие, необходимое для вращения, и немного улучшает общую производительность двигателя.
Внутри вала имеется специальный канал, по которому масло под давлением подается к нагруженным элементам конструкции. При вращении вала масло поступает в каналы дополнительной очистки от крупных примесей за счет центробежной силы. Грязь оседает в отверстиях, закрытых завинчивающимися крышками. Чистка этих отверстий производилась при ремонте мотора.
На оконечности вала установлены зубчатая передача системы распределения и шкив, служащий для привода ремня, насоса и генератора. Между шестернями главного и распределительного валов установлена схема сдвоенной конструкции, состоящая из 116 звеньев. Для натяжения цепи используется специальное устройство с увеличенной длиной рабочего элемента (башмака), которое отгибает одну из боковых ветвей и отбирает лишнюю длину. Эта же схема представляет собой привод насоса системы смазки двигателя. Валораспределение имеет кулачки с измененным профилем, что позволило увеличить время открытия впускных клапанов.
Поршень
Эти детали двигателя ВАЗ-21213 изготовлены из алюминия и не заимствованы. В днище поршней имеется специальное углубление, выполняющее роль камеры сгорания, и две кольцевые выборки под тарельчатые клапаны. Герметичность пары поршень-цилиндр обеспечивают три кольца. На днище каждого поршня указан класс детали, в котором указан диаметр поршня и диаметр отверстия для установки пальца. Еще одним важным отличием стал поршень одинакового веса, что значительно упростило процедуру подбора новинки.
Шатуны двигателя 21213 имеют особую конструкцию, за счет чего повышена прочность и ресурс изделия. Крышки вкладышей шатунных подшипников крепятся болтами специальной конструкции, что предотвращает потерю крутящего момента в процессе.
Электрические компоненты
На двигатель ВАЗ-21213 установлен генератор, который по совместительству служит механизмом натяжения приводного ремня. Для этого он имеет подвижную опору, которая после установки с натягом зажимается гайкой. Запуск двигателя осуществляется от электростартера, установленного в приливе картера трансмиссии.
Замок зажигания содержит датчик, который выдает импульсы полного зажигания и все искровые катушки. Работой этих элементов управляет блок коммутации.
Развитие мотора
Поскольку карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 не позволял в дальнейшем улучшить экологические показатели мотора, его заменили на инжекторную систему. Этот силовой агрегат получил обозначение 21214 и небольшой прирост мощности и крутящего момента. Еще одним направлением развития является вариант 2130, который устанавливается на «Шевроле». На сегодняшний день в серии все три варианта двигателей с инжектором – 21213, 21214 и 2130.
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/a-tamab-l/38585-ruhav-k-vaz-21213-tehn-chnyya-haraktarystyk.html
Германия: https://tostpost.com/de/autos/38167-motor-vaz-21213-technische-daten.