К561Ид1 схема включения: Сигнализатор состояния фар автомобиля на одной микросхеме (К561ИД1)

Сигнализатор состояния фар автомобиля на одной микросхеме (К561ИД1)

Принципиальная схема очень простого сигнализатора состояния фар для автомобиля с минимумом используемых электронных компонентов. Правила дорожного движения требуют, чтобы автомобиль ехал днем с выключенным ближним светом фар. В (Л.1) есть статья «Сигнализатор света фар для легкового автомобиля», в которой предлагается весьма интересная схема сигнализатора, работающего следующим образом:

  1. Если после включения зажигания и закрывания двери в течение времени около 10 секунд не включить фары раздается непрерывный тональный звуковой сигнал.
  2. Если после выключения зажигания не выключить фары и открыть дверь, то в момент открывания двери раздается тональный звуковой сигнал, звучащий только пока дверь открыта.

Принципиальная схема

Схема выполнена на микросхеме К561КП2. При всех достоинствах, у этой схемы, на мой взгляд, есть один недостаток, — датчиком работы двигателя служит выход замка зажигания. Но не всегда при включенном зажигании работает двигатель.

Поэтому, на мой взгляд, схеме требуется еще один вход, для наблюдения за датчиком давления масла. Ведь именно по датчику давления моторного масла и можно судить о том, работает двигатель или нет.

Для того чтобы сделать четвертый вход микросхема К561КП2 не подходит, потому что у неё всего три входа. Но вместо К561КП2 можно использовать микросхему К561ИД1. Эта микросхема представляет собой десятичный дешифратор. У неё четыре входа для подачи четырехразрядного двоичного кода и десять выходов от 0 до 9, переключающихся входным двоичным кодом.

Схема сигнализатора показана на рисунке 1. Питание на схему подается постоянно, от аккумулятора автомобиля, независимо от того включен двигатель или нет. В статическом режиме ток потребления минимален, и никак не разряжает аккумулятор.

Напряжение с выхода замка зажигания, дверных выключателей освещения салона и схемы питания габаритных огней поступает через токоограничивающие резисторы R2-R4.

Напряжение с датчика давления масла поступает через задерживающую RC-цепь R1-C1.

Рис. 1. Принципиальная схема сигнализатора фар авто на одной микросхеме.

Допустим, водитель сел за руль, закрыл за собой дверь и включил двигатель, но не включил фары. Первое время состояние входов микросхемы будет таким:

Вывод 10 = 0, Вывод 11=0, Вывод 12 = 1, Вывод 13 = 1.

Что соответствует коду числа 6. Это значит, что на всех выходах D1, кроме выхода №6 будут нули. Транзистор VT1 закрыт, звуковой сигнализации нет. Через некоторое время после пуска двигателя напряжение на конденсаторе С1 достигнет величины логической единицы. Код на входах D1 измениться, и уже будет соответствовать числу «7».

На выводе 4 D1 появится логическая единица, и через диод VD1 и R6 она поступает на базу транзистора VT1. Он открывается и с его коллектора через мигающий светодиод HL1 прерывающийся ток поступает на звукоизлучатель BF1, который прерывисто звучит. Если включить фары, появится единица на вводе 11 D1 и число станет равно 15, на всех выходах D1 будут нули.

Звучания не будет.

Если водитель выключил зажигание, но забыл выключить фары и открыл дверь, код на входах D1 в зависимости от того, успел конденсатор С1 разрядиться или нет, будет равен числу 8 или 9. При этом открывается диод VD2 или VD3 и через него поступает на базу VT1 открывающее напряжение. Транзистор VT1 открывается и с его коллектора через мигающий светодиод HL1 прерывающийся ток поступает на звукоизлучатель BF1, который прерывисто звучит.

Таким образом, звучание BF1 возможно только в трех случаях:

  1. Зажигание включено, двери закрыты, фары выключены, с момента пуска двигателя прошло время на зарядку С1 через резистор R1 от индикатора давления масла двигателя.
  2. Зажигание выключено, дверь открыта, фары не выключены, конденсатор С1 еще не успел разрядиться через R1 и датчик деления масла.
  3. Зажигание выключено, дверь открыта, фары не выключены, конденсатор С1 уже успел разрядиться через R1 и датчик давления масла.

Во всех остальных состояниях звуковой индикации не будет.

Детали и монтаж

Монтаж выполнен на печатной плате, показанной на рисунке 2. Микросхему К561ИД1 можно заменить на К176ИД1 или зарубежный аналог вроде CD4028. HL1 — любой одноцветный (красный) индикаторный мигающий светодиод. Он нужен не для индикации, а чтобы прерывать ток через BF1.

Рис.2. печатная плата для схемы сигнализатора фарв в авто.

Если прерывистое звучание не нужно, можно от HL1 отказаться, заменив его перемычкой. Звукоизлучатель BF1 типа НСМ1212Х можно заменить любым другим миниатюрным со встроенным генератором. Время, через которое, схема начинает звучать после пуска двигателя при выключенных фарах, можно установить подбором параметров С1 и R1.

Порядин А.

Литература: 1. Меркушев В. С. — Сигнализатор света фар для легкового автомобиля. РК-11-2016.

Карта сайта

404

Неправильно набран адрес или такой страницы на сайте больше не существует.

Вернитесь на главную страницу или воспользуйтесь картой сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *