Как работают зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов. Какие бывают схемы зарядных устройств. Как собрать зарядное устройство своими руками. На что обратить внимание при выборе и использовании зарядного устройства.
Принцип работы зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора предназначено для восстановления заряда батареи путем пропускания через нее электрического тока. Основные элементы любого зарядного устройства:
- Источник питания (трансформатор или импульсный преобразователь)
- Выпрямитель
- Регулятор тока и напряжения
- Индикаторы и средства контроля
Принцип работы зарядного устройства заключается в преобразовании переменного тока сети в постоянный ток с нужными параметрами для зарядки аккумулятора. При этом важно обеспечить правильные значения зарядного тока и напряжения в зависимости от типа и емкости батареи.
Основные виды схем зарядных устройств
Существует несколько основных типов схем зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов:
1. Простая трансформаторная схема
Это самый простой вариант, состоящий из понижающего трансформатора, диодного моста и резистора для ограничения тока. Преимущества — простота и надежность. Недостатки — большие габариты, низкий КПД.
2. Схема с тиристорным регулятором
В этой схеме для регулировки тока используется тиристор. Это позволяет плавно регулировать ток заряда. Такая схема более эффективна, но сложнее в изготовлении.
3. Импульсная схема
Современные зарядные устройства часто строятся по импульсной схеме на основе высокочастотного преобразователя. Это обеспечивает высокий КПД, малые габариты и вес устройства.
Как собрать простое зарядное устройство своими руками
Для самостоятельной сборки простого зарядного устройства понадобятся следующие компоненты:
- Понижающий трансформатор 220В/14В мощностью 50-100 Вт
- Диодный мост на ток 5-10А
- Конденсатор 1000-2200 мкФ
- Резистор 1-2 Ом мощностью 10-25 Вт
- Амперметр на 5-10А
- Провода, клеммы, корпус
Порядок сборки:
- Собрать схему согласно принципиальной схеме
- Установить компоненты в корпус
- Подключить выходные клеммы через амперметр
- Проверить работоспособность и настроить ток заряда
На что обратить внимание при использовании зарядного устройства
При зарядке автомобильного аккумулятора важно соблюдать следующие правила:
- Правильно выбирать ток заряда (обычно 0.1 от емкости АКБ)
- Контролировать напряжение и не допускать перезаряда
- Обеспечить хорошую вентиляцию помещения
- Не допускать искрения при подключении
- Периодически проверять уровень электролита в обслуживаемых АКБ
При соблюдении этих правил зарядное устройство позволит эффективно и безопасно заряжать автомобильный аккумулятор.
Преимущества и недостатки различных типов зарядных устройств
Каждый тип зарядных устройств имеет свои плюсы и минусы:
Трансформаторные зарядные устройства:
Преимущества:
- Простота конструкции
- Высокая надежность
- Низкая стоимость
Недостатки:
- Большие габариты и вес
- Низкий КПД
- Отсутствие точной регулировки тока
Импульсные зарядные устройства:
Преимущества:
- Компактность и малый вес
- Высокий КПД
- Точная регулировка параметров заряда
Недостатки:
- Более высокая стоимость
- Сложность ремонта
- Возможные помехи в электросети
Особенности зарядки различных типов автомобильных аккумуляторов
Разные типы автомобильных аккумуляторов требуют различных подходов к зарядке:
Свинцово-кислотные АКБ:
- Ток заряда: 0.1С (10% от емкости)
- Напряжение заряда: 14.4-14.8В
- Время заряда: 10-12 часов
AGM аккумуляторы:
- Ток заряда: 0.2-0.3С
- Напряжение заряда: 14.6-14.8В
- Время заряда: 4-6 часов
Гелевые аккумуляторы:
- Ток заряда: 0.1С
- Напряжение заряда: 14.2-14.4В
- Время заряда: 10-12 часов
Важно использовать зарядное устройство, подходящее для конкретного типа аккумулятора, чтобы обеспечить эффективную и безопасную зарядку.
Как выбрать оптимальное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора
При выборе зарядного устройства следует учитывать следующие факторы:
- Тип и емкость аккумулятора
- Требуемый ток заряда
- Наличие функции автоматического отключения
- Возможность выбора режимов заряда
- Наличие защиты от короткого замыкания и перегрузки
- Компактность и удобство использования
- Стоимость устройства
Оптимальным выбором для большинства автовладельцев будет автоматическое зарядное устройство с возможностью выбора тока заряда и защитой от неправильного подключения.
Техника безопасности при работе с зарядными устройствами
При использовании зарядных устройств необходимо соблюдать следующие правила безопасности:
- Работать в хорошо проветриваемом помещении
- Использовать защитные очки и перчатки
- Не допускать искрения при подключении и отключении
- Не заряжать замерзший аккумулятор
- Не курить вблизи заряжаемого аккумулятора
- Не оставлять зарядное устройство без присмотра
- Отключать от сети после завершения зарядки
Соблюдение этих правил поможет избежать опасных ситуаций и обеспечит безопасную эксплуатацию зарядного устройства.
Простая схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора: подробное описание самоделки
Самая простая схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора: описание самоделки.
Если Вам срочно нужно зарядить севший аккумулятор в автомобиле, а под рукой нет зарядного, то его можно сделать из подручных материалов.
Такую схему зарядного устройства можно довольно просто собрать своими руками, при отсутствии паяльника и прочих радиоэлементов.
Прежде чем пользоваться таким зарядным устройством, хочу вас предупредить! Все детали, включая аккумуляторную батарею, находятся под опасным для жизни напряжением 220 вольт!
Поэтому соблюдайте элементарные правила электробезопасности!
На рисунке представлена схема простого зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.
Как вы заметили, в схеме, всего две детали: лампа накаливания и диод.
При использовании лампы накаливания мощностью 100 Ватт, ток зарядки аккумулятора составляет около 0,25 Ампера. Также можно навесить еще такую же лампу и получить примерно 0,5 Ампера.
Детали: лампа накаливания любая стандартная, на напряжение 250 вольт; диод любой- напряжением 250 вольт и током не ниже 0,5 А.
Вот еще более сложная схема этого зарядного устройства:
В нем уже четыре диода или один диодный мост. Тут от одной 100 Ваттной лампы ток составляет около 0,5 Ампера. Но естественно можно его увеличить навесив параллельно еще лампы накаливания из расчета 1 лампа = 0,5 А.
Мощность диодов вычислите сами в зависимости от количества ламп и напряжением не ниже 250 вольт.
Вообще аккумуляторную батарею следует заряжать 0,1 от ее емкости. То есть если аккумуляторная батарея емкостью 90 ампер/ часов, то ток через нее должен быть 9 ампер. Время с полной разрядки до полного заряда составит около 10-12 часов. Но обычно таким током мало кто заряжает и берут обычно раза в два меньше и время больше.
Это простое зарядное устройство может выручить в ситуации когда неожиданной сел аккумулятор.
Однажды я приехал на дачу и по неловкости забыл выключить габариты. После нескольких часов работы на даче, перед тем как ехать я вставил ключ в замок зажигания и понял, что аккумулятор в ноль разряжен. Поблизости не то, что машин, людей нет, чтоб помощи попросить. Благо на даче было электричество.
Я быстро порылся в кладовке и нашел советскую плату от лампового телевизора. Снял от туда выпрямительную плату с диодами. Ну а лампочку найти не проблема. Собрал все минут за двадцать.
Снял аккумулятор, все соединил, включил в сеть. (будете делать подобное — не перепутайте последовательность действий!). Через часа три, решил попробовать завести, аккумулятор был не новый, но и не старый. Выключил, поставил аккумулятор, завел. Завелась машина без лишних трудностей. Ну а дальше пускай автомобильная система зарядки работает. И я без проблем добрался до дома.Ещё раз хочу напомнить! Такое зарядное устройство не рекомендуется для регулярной зарядки аккумулятора, но как разовая экстренная зарядка в безвыходной ситуации, вполне сгодится.
Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
Схема зарядного устройства аккумулятора, которую запросто можно спаять собственными руками не прилагая больших усилий и из доступны по цене деталей. Нередко возникают ситуации, при которых требуется срочная зарядка подсевшего аккумулятора, иногда сразу даже не понятно, почему АКБ отказал.
Содержание
- Схема устройства зарядки аккумулятора для автомобиля
- Легкая схема зарядного устройства на 12v.
- Зарядное устройство с функцией регулировки тока в процессе зарядки.
- Схема зарядного устройства для аккумулятора с автоматическим отключением по завершению зарядки.
- Конструкция устройства, обеспечивающего зарядку аккумуляторных батарей емкостью 45А.
- Схема классического ЗУ выполненного на резисторе
- Гасящий конденсатор в цепи первичной обмотки трансформатора
- Схема зарядного устройства для аккумулятора на триодном тиристоре
- Схема зарядного устройства автомобильного АКБ на основе импульсного источника питания
Как я неоднократно повторял в некоторых статьях, основным критерием для безопасной зарядки аккумулятора является поддержание максимального входного напряжения немного ниже параметров полного заряда аккумулятора и поддержание тока на уровне, который не вызывает нагревания аккумулятора.
Ну, а что же все-таки приводит к возникновению проблем с аккумуляторной батареей, во время ее эксплуатации? Ниже подобраны наиболее часто встречающиеся причины, из-за которых появляются неприятности.
Так например следующее:
- Использование аккумулятора, который полностью выработал свой ресурс, следовательно он не может держать накопленный заряд.
- Редкие выезды машины. Продолжительное бездействие автомобиля, в особенности в холодное время года, может привести к произвольному разряду батареи.
- Автомобиль эксплуатируется в режиме частого стоп-старта с интенсивным глушением и запуском двигателя. В этом случае, у генератора просто нет времени сделать подзарядку АКБ.
- Использование дополнительных энергоемких приборов, создающих большую нагрузку на аккумулятор. Очень часто приводит к увеличению тока произвольной разрядки во время старта двигателя.
- Очень низкая температура окружающей среды способствует быстрому саморазряду.
- Проблемы с топливной системой влечет к появлению большой нагрузке: мотор заводится не так быстро, долговременный запуск.
- Есть проблемы с генератором либо не исправно устройство для регулировки напряжения, нет возможности корректно зарядить батарею. К этому траблу можно отнести высокую изношенность проводов питания и слабый контакт в силовом тракте заряда
- И напоследок, возможно вы не выключили основной свет, габаритные огни либо магнитолу в салоне. Чтобы аккумулятор полностью разрядился в течении ночи, вполне хватит оставить чуть приоткрытую дверь салона.
Каждый из упомянутых вариантов проблем может сыграть с вами злую шутку: вы собрались срочно выезжать, а стартер вообще не проворачивается, так как батарея оказалась разряженной. Такую ситуацию можно выправить, только с помощью дополнительного оборудования, либо «прикурить» от кого-то, либо воспользоваться зарядным устройством.
Ниже представлена принципиальная схема зарядного устройства, простой и понятной цепи 12v. Этот вариант устройства может использоваться для зарядки всех типов аккумуляторных батарей 12v, включая автомобильные. Кроме этого, там еще 3 схемы зарядного устройства аккумулятора для автомобиля, которые немного посложнее будут. Но все они неоднократно проверены на практике и показали себя как надежные. Можно взять любую из них и она будет четко работать.
Легкая схема зарядного устройства на 12v.
Зарядное устройство с функцией регулировки тока в процессе зарядки.
Контроль тока от 0 до 10А выполняется путем задержки включения тринистора.
Схема зарядного устройства для аккумулятора с автоматическим отключением по завершению зарядки.
Конструкция устройства, обеспечивающего зарядку аккумуляторных батарей емкостью 45А.
Умное зарядное устройство, сигнализирующее о не корректном подключении.
Практически каждая схема автомобильного зарядного устройства очень похожи друг на друга и состоят из типовых элементов:
- Источник питания.
- Токовый стабилизатор.
- Токовый регулятор заряда, в зависимости от конструкции, может быть автоматическим.
- Светодиодный индикатор либо амперметр, отображающий процесс заряда аккумулятора.
Схема простого зарядного устройства
Чтобы вычислить необходимые параметры для заряда, нужно воспользоваться легкой формулой: емкость аккумуляторной батареи, нужно разделить на 10. Напряжение, необходимое для зарядки автомобильного аккумулятора 12v должно быть, примерно 14.3v.
Схема классического ЗУ выполненного на резисторе
Источник питания собирается на основе трансформатора с двумя обмотками и диодного моста. Нужное выходное напряжение на вторичной обмотке определяется количеством витков провода на ней. Выпрямительный узел состоит обычно из диодного моста и стабилизатора напряжения в данной схеме он не задействован. Настройка тока заряда выполняется проволочным реостатом.
Важно знать! Любые подстроечные резисторы, даже на керамической основе, не способны выдержать такой ток нагрузки.
Реостат, изготовленный из нихромовой проволоки нужен для снижения температурной составляющей, которая выделяется на реостате в виде тепла.
Конечно же, КПД этого устройства довольно низкий, а возможности входящих в него компонентов очень незначительны (в частности реостата). Однако, схема есть, к тому же полностью пригодна к работе. Для экстренной зарядки, в случае отсутствия на данный момент необходимого устройства, спаять эту схему по быстрому не составит никаких проблем. Но также имеется и ограничение, которое предусматривает максимальный ток для такой конструкции, в пределах 5А. Таким образом, зарядку можно выполнять аккумулятора емкостью не более 45 Ач.
Гасящий конденсатор в цепи первичной обмотки трансформатора
Регулировать ток зарядки можно с помощью неполярного конденсатора, включенного в разрыв цепи первичной обмотки трансформатора. Конструкция выполнена на таких же компонентах, которые описывались выше, это — источник питания, регулятор, светодиод. Если у вас цель создать схему зарядного устройства под определенный тип батареи, в таком случае светодиодный индикатор не потребуется.
Если немного модернизировать конструкцию, и включить в схему дополнительный компонент – контроль заряда в автоматическом режиме, а затем изготовить коммутирующий блок конденсаторов, то в итоге получится зарядное устройство профессионального класса, но не сложным в изготовлении.
Схема контролирующая процесс заряда и отключения в автоматическом режиме, хорошо известна и уже много лет остается популярной. Вся технологическая цепочка хорошо освоена, одна из таких конструкций представлена на общей схеме. Граничное значение срабатывания настраивается подстроечным резистором R4. Как только напряжение на аккумуляторе достигает заданного резистором уровня, нагрузка отключается с помощью реле К2, при этом индикатор, роль которого выполняет амперметр, прекращает отображать ток заряда.
Отличительная особенность зарядного устройства, это встроенная конденсаторная батарея. Специфичность конструкций с гасящим конденсатором заключается в том, что есть возможность при изменении емкости (добавляя или уменьшая элементы), вы сможете выполнять регулировку тока на выходе. Например: для регулировки тока заряда в пределах 1-15А с величиной шага в 1 ампер, нужно установить четыре конденсатора для тока: 1А, 2А, 4А и 8А, и соединять их выключателями в разных вариациях.
И, что главное — нет при этом никакого побочного нагревания, ну конечно кроме выпрямительных диодов, что касается КПД зарядного устройства, то он действительно высокий.
Схема зарядного устройства для аккумулятора на триодном тиристоре
Если у вас есть навыки работы с паяльником, то ничего не будет сложного самостоятельно изготовить автомобильный прибор с функцией плавного регулирования зарядного. Но в этом устройстве уже не будет слабого звена, которое имеется в схемах на резисторе.
Функцию регулятора в этой схеме выполняет электронный переключатель собранный на тиристоре, вместо массивного реостата. Вся подключенная нагрузка проходит через этот тиристор. представленная здесь схема запланирована на силу тока в пределах 10 А, а это значит, что можно заряжать аккумулятор без перегрузок до 90 Ач.
Настройка переключающего транзистора VT1, осуществляемая подстроечным резистором R5, гарантирует вам корректное и предельно точное управлением триодным тиристором VS1.
Схема отличается надежностью, простотой сборки и легко настраивается. Тем не менее нужно знать, что эта конструкция требует наличие в схеме трансформатора с выходной мощностью в три раза большей, чем номинальное значение тока, необходимого для заряда.
Проще говоря, нужен максимальный ток 10 А, трансформатор должен работать без проблем при обеспечении выходной мощности 400-550 Вт. Здесь также нужно отметить, что такая конструкция зарядного устройства, учитывая ее большие габариты, больше подходит для стационарной установки, например: в гараже.
Схема зарядного устройства автомобильного АКБ на основе импульсного источника питания
Зарядник такого типа, отличается от выше перечисленных тем, что существенно меньше нагревается при работе, способен выдавать большую мощность, обладает приличным КПД. Кроме этого у него относительно маленькие размеры и вес, что очень удобно иметь его всегда в машине — умещается даже в бардачке. Единственный недостаток такого прибора — технологически сложный в сборке.
Как самостоятельно собрать импульсное зарядное устройство.
Схема простого зарядного устройства на 12 В