Схема подключения стартера ваз 2109 карбюратор. Схема подключения стартера ВАЗ 2109: устройство, неисправности и замена

Как устроен стартер ВАЗ 2109. Какие бывают неисправности стартера. Как правильно снять и заменить стартер на ВАЗ 2109. Как разобрать стартер ВАЗ 2109. Как определить неисправность стартера по звуку.

Устройство и принцип работы стартера ВАЗ 2109

Стартер ВАЗ 2109 представляет собой электродвигатель, отвечающий за запуск двигателя автомобиля путем раскрутки коленчатого вала. Его основными компонентами являются:

  • Подвижный ротор
  • Две обмотки — стартерная и роторная
  • Бендикс
  • Комплект щеток

Принцип работы стартера основан на создании противоположных магнитных полей вокруг обмоток, что приводит в движение ротор. Подача напряжения на обмотку ротора осуществляется через графитово-медные щетки.

Бендикс стартера ВАЗ 2109

Бендикс — важный элемент стартера, передающий вращение на маховик двигателя. Он состоит из:

  • Вилки, соединяющей механизм с втягивающим реле
  • Обгонной муфты, обеспечивающей движение в одну сторону
  • Шестерни

Износ бендикса — распространенная проблема, проявляющаяся характерной пробуксовкой при запуске двигателя. Что делать при износе бендикса? Рекомендуется полная замена узла, так как очистка изношенной детали не восстановит ее работоспособность.


Виды стартеров ВАЗ 2109

На ВАЗ 2109 могут устанавливаться два типа стартеров:

  1. Простой (классический)
  2. Редукторный

Редукторный стартер отличается наличием дополнительного элемента между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более эффективной и экономичной, хотя ремонт редукторного стартера сложнее.

Основные неисправности стартера ВАЗ 2109

Стартер — один из ключевых узлов автомобиля, от которого зависит запуск двигателя. Какие неисправности стартера ВАЗ 2109 встречаются чаще всего?

  • Проблемы с бендиксом (износ, заклинивание)
  • Выход из строя втягивающего реле
  • Износ или повреждение щеток
  • Неисправности обмоток (межвитковое замыкание, обрыв)
  • Проблемы с подшипниками
  • Окисление контактов

Как определить, что проблема именно в стартере? Основные признаки неисправности стартера ВАЗ 2109:

  1. Двигатель не запускается или запускается с трудом
  2. При повороте ключа зажигания слышен щелчок, но двигатель не крутится
  3. Стартер вращается, но не проворачивает двигатель
  4. Посторонние звуки при работе стартера (скрежет, визг)
  5. Медленное вращение стартера

Диагностика неисправностей стартера ВАЗ 2109 по звуку

Опытные автовладельцы могут определить проблемы со стартером на слух. Какие звуки указывают на конкретные неисправности?


  • Щелчок без вращения: возможны проблемы с втягивающим реле или аккумулятором
  • Скрежет при запуске: вероятен износ бендикса или венца маховика
  • Гудение без вращения вала двигателя: возможно заклинивание бендикса
  • Медленное вращение с характерным звуком: вероятен износ щеток или проблемы с подшипниками
  • Металлический скрежет после запуска: шестерня стартера может не отходить от маховика

При появлении необычных звуков при работе стартера рекомендуется провести диагностику и устранить неисправность, чтобы предотвратить более серьезные поломки.

Процедура снятия стартера ВАЗ 2109

Для замены или ремонта стартера ВАЗ 2109 необходимо его снять. Как правильно снять стартер с ВАЗ 2109?

  1. Отсоедините клемму «минус» от аккумулятора
  2. Снимите защиту картера двигателя (если установлена)
  3. Отсоедините провода от тягового реле стартера
  4. Открутите три гайки крепления стартера (две на блоке цилиндров, одна в моторном отсеке)
  5. Аккуратно снимите стартер

Для работы потребуются: набор гаечных ключей, отвертка, смотровая яма или эстакада. Процедура снятия стартера ВАЗ 2109 несложная и доступна даже начинающим автолюбителям.


Разборка стартера ВАЗ 2109

После снятия стартера может потребоваться его разборка для диагностики или ремонта. Как разобрать стартер ВАЗ 2109?

  1. Снимите стопорное и ограничительное кольца
  2. Отвинтите крепежи задней крышки и снимите ее
  3. Извлеките щеткодержатель с щетками
  4. Выньте якорь
  5. При наличии редуктора — снимите его
  6. Извлеките статор

При разборке стартера будьте внимательны: не потеряйте мелкие детали, особенно регулировочные шайбы. Их отсутствие может привести к неправильной работе стартера после сборки.

Замена стартера ВАЗ 2109

Если ремонт стартера невозможен или нецелесообразен, может потребоваться его замена. Как заменить стартер на ВАЗ 2109?

  1. Снимите старый стартер по описанной выше процедуре
  2. Проверьте состояние контактных поверхностей и проводки
  3. Установите новый стартер на место
  4. Закрутите крепежные гайки
  5. Подключите провода к тяговому реле в правильном порядке
  6. Установите защиту картера (если снимали)
  7. Подключите аккумулятор и проверьте работу стартера

При замене стартера убедитесь, что новый узел подходит по характеристикам к вашему автомобилю. Неправильно подобранный стартер может привести к проблемам с запуском двигателя или его повреждению.


Профилактика неисправностей стартера ВАЗ 2109

Чтобы продлить срок службы стартера и избежать неожиданных поломок, рекомендуется проводить профилактические мероприятия. Как предотвратить проблемы со стартером ВАЗ 2109?

  • Регулярно проверяйте состояние и уровень заряда аккумулятора
  • Следите за чистотой контактных соединений
  • Не допускайте длительной работы стартера (более 10-15 секунд за раз)
  • При затрудненном пуске двигателя не пытайтесь завести его многократным включением стартера
  • Периодически проверяйте состояние щеток и коллектора
  • При появлении необычных звуков при работе стартера проведите диагностику

Своевременное обслуживание и внимательное отношение к работе стартера помогут избежать серьезных поломок и продлить срок его службы.

Выбор нового стартера для ВАЗ 2109

При необходимости замены стартера важно правильно подобрать новый узел. На что обратить внимание при выборе стартера для ВАЗ 2109?

  • Совместимость с моделью и годом выпуска автомобиля
  • Мощность стартера (должна соответствовать оригинальному)
  • Тип стартера (простой или редукторный)
  • Репутация производителя
  • Наличие гарантии
  • Отзывы других автовладельцев

Рекомендуется выбирать стартеры известных производителей, даже если они немного дороже. Качественный стартер прослужит дольше и обеспечит надежный запуск двигателя в любых условиях.



Стартер ВАЗ 2109 – схема механизма, неисправности, замена + Видео » АвтоНоватор

Для владельцев отечественных авто самостоятельный ремонт или сборка жизненно важных механизмов привычен и доступен, в этой статье попробуем повысить свой уровень мастерства и заменить стартер ВАЗ 2109 своими руками.

Схема стартера и назначение

На всех авто без исключения, а значит, и на ВАЗ 2109 стартер отвечает за запуск двигателя, а точнее, раскрутку коленчатого вала. По сути, он является маленьким электродвигателем. Устройство стартера ВАЗ 2109 включает в себя подвижный ротор, две обмотки, а также бендикс с комплектом щеток. Как же все это работает? Вокруг стартерной и роторной обмотки создаются магнитные поля противоположного значения, что приводит в динамику подвижный элемент. Подать напряжение на стартер довольно легко, а вот для ротора нужен посредник – щетки, состоящие из графита и меди.

Что же насчет бендикса стартера ВАЗ 2109, то этот элемент передает движение на маховик. Состоит деталь из следующих частей: вилка, соединяющая механизм с втягивающим реле, обгонная муфта, обеспечивающая движение в одну сторону, и шестерня. Многие автомобилисты знакомы с ситуацией, когда эта деталь стирается. Пробуксовка бендикса хорошо слышна и свидетельствует о том, что установка нового комплекта неизбежна. И хотя причиной часто служит загрязнение механизма, чистить его не рекомендуется. Бендикс из-за пыли и сажи подвергается износу, часто неравномерному, и даже после промывки уже не будет выполнять свою функцию на должном уровне.

Существует редукторный стартер и простой. Отличной является схема передачи крутящего момента на маховик. Редукторный стартер имеет дополнительный элемент между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более продуктивной и менее прожорливой. Правда, ремонтируется редукторный агрегат сложнее.

Неисправности стартерного механизма

Если возникают какие-либо сложности с запуском авто, этот узел подозревается в первую очередь, но теперь, зная устройство стартера ВАЗ 2109, вы быстро сориентируетесь, куда смотреть. Насторожить также должны и различные звуки, похожие на металлический скрежет, вполне возможно, на вашем ВАЗ 2109 понадобится разборка стартера. Причина может крыться в маховике, и нужно будет заменить его венец. При этом скорей всего авто заведется, просто не сразу.

А вот если машина не заводится, и нет настораживающих звуков, тогда, возможно, придется осуществить замену муфты. Разберите стартер и демонтируйте ее, попробуйте прокрутить в обе стороны. Если она свободно вращается, то спокойно выкидывайте вышедшую из строя деталь. Понять, что необходимо снятие и замена износившихся щеток стартера, установленного на ВАЗ 2109, можно по характерному щелчку, после которого ожидаемый запуск мотора не состоится.

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

Определить поломку можно и на слух, опытные автомобилисты знают об этом. Более того, на слух можно определить неисправности ещё до выхода из строя всего агрегата. Достаточно прислушаться внимательно и по характерным звукам определить неполадки стартера:
1. При включении зажигания доносится прилипающий звук, двигатель не заводится или запускается с трудом. Проблема может заключаться в нескольких моментах. Самый очевидный вариант это разряженный АКБ или отсутствие прочной фиксации клемм. Также это может быть связано с нарушением целостности проводки стартера и тягового реле
2. Звук затрудненного вращения. Подобный шум издает ротор стартера, если тяговое в исправном состоянии. Проблема возникает из-за разряда аккумулятора, окисления контактов и банального износа.
3. Пробуксовка. Звук возникает по причине износа и поломки колец на муфте.
4. Звук заедания связан с тугим перемещением ротора.
О проблемах со стартером можно судить и по другим звукам, причиной которых могут стать неисправные подшипники, ослабление креплений и т. д. Также нередко возникает ситуация, когда после запуска двигателя шестерня стартера не отходит в обратную сторону, из моторного отсека при этом доносится характерный звук. Это значит, что тяговое не работает или заедает рычаг, необходимо немедленно заглушить двигатель и устранить неисправность, т. к. эксплуатация дальнейшая приведет к быстрому износу и выходу из строя стартера.

Снятие и подключение нового стартера

Абсолютно в любом из вышеописанных случаев вы столкнетесь с необходимостью рассмотреть устройство поближе. Следует заметить, что с выпуском ВАЗ 2109 вопрос, как снять стартер, стал более легко решаемым, ведь в этой модели схема расположения комплектующих под капотом существенно проще. Итак, вам понадобятся торцовые и накидные ключи и смотровая яма. Теперь независимо от того, нужна ли замена только втулок или стартера ВАЗ 2109 целиком, его нужно снять. Первым делом отсоединяются все провода тягового реле, после чего демонтируется колодка. Не забудьте снять высоковольтный провод от АКБ.

Следующий шаг – демонтаж защиты картера двигателя, для этого достаточно открутить крепежные болты. Потом освобождается подступ к интересующему нас механизму. Чтобы произвести его снятие, нужно открутить три гайки – две на блоке и одна в моторном отсеке. Схема подключения нового стартера ВАЗ 2109 такая же, только имеет обратный порядок, поэтому не вызовет затруднений.

Разборка начинается с того, что вам необходимо аккуратно сбить стопорное и ограничительное кольцо, а затем, отвинтив крепежи задней крышки, снять его. Теперь мы добрались до графитовых щеток, статора и якоря. Нужно отметить, что редуктора в этой части может и не быть, тогда статор достается после якоря. Если конструкция все-таки включает этот элемент, то действовать нужно несколько иначе. Хотя запомнить, как разобрать редукторный стартер на ВАЗ 2109 в случае его выхода из строя, несложно. Схема будет всего-то работать наоборот – первым вытаскивается сам статор, потом якорь, и уже в последнюю очередь идет редуктор.

Будьте внимательны, разборка часто осложняется потерей регулировочной шайбы, установленной на оси якоря, да и пропажей других мелких деталей – их немного, но отсутствие даже одной ставит под вопрос дальнейшую работу механизма.

  • Автор: Михаил