Схема приборной панели ваз 2109. Схема приборной панели ВАЗ 2109: особенности конструкции и возможности тюнинга

Как устроена приборная панель ВАЗ 2109. Какие бывают неисправности щитка приборов на «девятке». Как провести тюнинг панели своими руками. Как заменить подсветку приборов на ВАЗ 2109.

Содержание

Устройство приборной панели ВАЗ 2109

Приборная панель ВАЗ 2109 представляет собой важный элемент автомобиля, отвечающий за отображение ключевых параметров работы систем. Она состоит из следующих основных компонентов:

  • Спидометр
  • Тахометр
  • Указатель уровня топлива
  • Указатель температуры охлаждающей жидкости
  • Контрольные лампы различных систем
  • Подсветка шкал приборов

В зависимости от комплектации автомобиля, на панели могут присутствовать дополнительные индикаторы. Вся информация выводится на специальные шкалы со стрелками и световыми индикаторами.

Распространенные неисправности щитка приборов

Несмотря на относительную надежность, приборная панель ВАЗ 2109 может выходить из строя. Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы:


Не работает подсветка приборов

Если перестала гореть подсветка панели приборов, причины могут быть следующие:

  • Перегорание отдельных лампочек подсветки
  • Нарушение питания из-за повреждения проводки
  • Окисление контактов в разъемах

В первом случае достаточно заменить перегоревшие лампы. При проблемах с проводкой или окислении контактов потребуется ремонт электрики.

Неисправности отдельных приборов

Иногда из строя выходят отдельные приборы на щитке — спидометр, тахометр, датчики уровня топлива и температуры. Это может быть вызвано:

  • Окислением контактов на плате
  • Выходом из строя самих датчиков
  • Обрывом проводов

Для устранения неисправности потребуется диагностика щитка приборов и замена вышедших из строя компонентов.

Распиновка приборной панели ВАЗ 2109

Для правильного подключения или ремонта панели приборов важно знать распиновку разъемов. На ВАЗ 2109 используются следующие основные разъемы:

  • X1 — основной 13-контактный разъем
  • X2 — дополнительный 9-контактный разъем
  • X3 — разъем подсветки приборов

Точная распиновка зависит от конкретной модификации панели. При ремонте рекомендуется сверяться со схемой для вашей модели автомобиля.


Варианты тюнинга приборной панели

Многие автовладельцы стремятся улучшить внешний вид и функционал штатной приборки. Рассмотрим популярные варианты тюнинга панели приборов ВАЗ 2109:

Замена подсветки на светодиодную

Замена штатных ламп накаливания на светодиоды позволяет:

  • Сделать подсветку ярче
  • Изменить цвет освещения приборов
  • Снизить энергопотребление

Для замены потребуется разобрать панель и установить светодиоды вместо штатных ламп. Важно соблюдать полярность при подключении.

Установка дополнительных приборов

На панель можно установить дополнительные датчики:

  • Вольтметр
  • Датчик давления масла
  • Указатель температуры масла
  • Бортовой компьютер

Это позволит контролировать больше параметров работы двигателя и других систем автомобиля.

Пошаговая инструкция по тюнингу панели своими руками

Если вы решили самостоятельно усовершенствовать приборную панель ВАЗ 2109, следуйте этой инструкции:

  1. Снимите панель приборов с автомобиля, отсоединив все разъемы
  2. Разберите корпус панели, аккуратно извлеките плату с приборами
  3. Замените штатные лампы подсветки на светодиоды нужного цвета
  4. При необходимости установите дополнительные приборы, подключив их к плате
  5. Соберите панель в обратном порядке и установите на место

Будьте аккуратны при работе с электроникой, соблюдайте полярность при подключении. После установки проверьте работу всех приборов.


Возможные проблемы при тюнинге панели приборов

При самостоятельной доработке приборной панели ВАЗ 2109 можно столкнуться со следующими сложностями:

  • Несовместимость новых компонентов со штатной электроникой
  • Нарушение герметичности корпуса панели
  • Неправильное подключение новых приборов
  • Выход из строя электроники из-за статического электричества

Чтобы избежать проблем, тщательно планируйте процесс тюнинга, используйте качественные комплектующие и соблюдайте меры предосторожности при работе с электроникой.

Альтернативные варианты модернизации приборной панели

Если вы не хотите самостоятельно переделывать штатную панель, есть другие способы ее улучшить:

  • Установка готовой тюнинговой панели приборов
  • Использование накладных колец на приборы
  • Оклейка панели виниловой пленкой
  • Установка маски с подсветкой на штатную панель

Эти варианты позволяют изменить внешний вид приборки без серьезного вмешательства в конструкцию.


Панель ВАЗ-2109: модернизация своими руками

Схема приборной панели

Панель ВАЗ 2109 изготовлена из специального энергопоглощающего материала. Она состоит из накладки и, собственно, самой панели. 

Она произведена из пластмассы. Толщина ее — 3 мм. Накладка, по сути, армированная особым металлическим каркасом. Она имеет надежный энергопоглощающий слой, выполненный из пенополиуретана. С наружной стороны он облицован специальной декоративной пленкой. На автомобиль может устанавливаться низкая и высокая панели ВАЗ 2109, а также «европанель».

Высокая панель ВАЗ 2109, как и низкая, имеет определенные особенности, которые следует учитывать при их установке. Следует отметить, что «европанель» и высокая панель по способу монтажа практически идентичны, поскольку места крепления, а также подсоединения воздуховодов автомобильной системы вентиляции и отопления у них одинаковые. Различия касаются только коммутации жгутов проводов. (Схема панели приборов  ВАЗ 2109 представлена на фото ниже, по ссылке читайте о ней еще больше).

Как провести легкий тюнинг приборной панели ВАЗ-2109 своими руками

Во время проведения модернизации салона отечественной «девятки» тюнинг ее «приборки» становится по-настоящему незаменимым элементом. Красивые доработки можно выполнить и своими руками. Для этого потребуется сделать новый циферблат на компьютере при помощи специальных дизайнерских программ и распечатав картинку на принтере.

Однако сначала необходимо четко продумать внешний вид циферблатов для машинного тахометра и спидометра, а также для всех датчиков, которые остались. Когда циферблаты будут распечатаны, их нужно заламинировать, а потом можно приступить к снятию панели приборов.

Чтобы правильно ее демонтировать, следует предварительно снять накладки рулевого колеса, а также промаркировать рулевое положение относительно вала. Потом аккуратно следует отвернуть крепежную гайку.

Далее снимать можно рулевое колесо и отвинчивать винты, которые расположены в районе автомобильного нижнего кожуха. После этого, придется разобрать рулевую колонку. Когда демонтирована приборная доска, следует открутить стрелки у старого спидометра и тахометра. Впоследствии они будут закреплены на обновленных циферблатах.

Во время тюнинга ВАЗ 2109 своими руками также можно циферблаты  и стрелки перекрасить в яркие цвета. Для этого подойдут обычные баллончики с краской. В то же время, циферблат лучше сделать насыщенного черного цвета.

Можно придать ему матовости с помощью специальных средств. При этом стрелки нужно окрасить в ярко-розовые или оригинальные красно-бордовые тона. После того, как окрашенные пластины машинного циферблата высохнут, их комплектуют старой или заранее подготовленной шкалой и снятыми стрелками.

В ситуации, если владелец хочет более современно модернизировать панель приборов, ему следует также использовать специальную (оригинальную, как на видео) подсветку. Внести оригинальный штрих можно с помощью флуоресцентного маркера, но об этом ниже.

Красивые доработки панели ВАЗ 2109

Каждый водитель отечественного авто желает сделать панель приборов своего ВАЗ-2109 как можно ярче и оригинальнее. Вот один из вариантов, как красиво можно видоизменить этот элемент машины.

Понадобится паяльник. Далее необходимо купить цифры и панель-шкалу. Важно, чтобы они были просвечиваемыми изнутри. Также следует приобрести ультрафиолетовую лампу. Она питается от 12 вольт. Поэтому, менять ничего не нужно.

Также понадобится флурисцентный маркер или краска. Она будет менять цвет, если на нее воздействовать ультрафиолетом. Такой прием часто используют в современных ночных клубах. Понадобятся также обычные лампочки с патронами, наподобие тех, что в «приборке». Светодиоды менять не нужно, они останутся на своих местах. Все необходимое есть, можно приступать.

 

 

Для начала нужно снять пластик, после — приборную панель. Также не следует забывать о черном пластике, который находится вокруг стекла. Разбираем стандартную вставку, а также стрелки. Чаще всего в новой вставке отверстий нет. Поэтому, придется их сделать. Для стрелок дырки понадобятся шире, чем в штатной накладке. В противном случае стрелки начнут залипать.

Дальше необходимо демонтировать подсветку, которая установлена. Работу следует выполнять аккуратно, так, чтобы пластик не был поврежден. Вынимаем плату с лампочками. Инсталлируем вместо обычных неоновую лампочку, сверху наклеиваем пластмассовую защиту. Раньше на ней были вкручены заводские лампочки. Не нужно забывать о блоке управления новой неоновой лампочкой. Постоянно следует быть внимательным, чтобы не перепутать полярность.

Если же это случится, светить ничего не будет. Далее нужно вкручивать лампочки подсветки приборов. Это следует проводить параллельно к неоновой лампе. Изнутри прокладываем проводку, предварительно для этого нужно проделать дырки в перегородках.

Проверяем, все ли правильно. Внутри следует настраивать лампочки. Дальше одеваем накладку и заклеиваем. После этих действий нам остается покрасить стрелки купленным флурисцентным маркером или краской. Покраску желательно повторить через 10 минут. После этого, стрелки можно устанавливать на свое место. На этом тюнинг завершен.

Проверьте работу, иначе придется все разбирать. Если нет проблем, можно собирать все в строго обратной последовательности. После подобного тюнинга салон ВАЗ 2109 будет комплектован красочной панелью наподобие хороших иномарок. При желании, с помощью флурисцентной краски можно покрасить накладку «приборки» в месте, где стрелка будет достигать своего предела. Это смотрится очень красиво.

Как изменить подсветку панели ВАЗ 2109

Опытный водитель во время поездки внимательно смотрит не только на дорогу, но также и на приборную панель. Это необходимо, чтобы следить за соответствующими показаниями датчиков, которые отвечают за работу транспортного средства. Следует отметить, что подсветка ее не должна утомлять и напрягать глаза.

Новые машины завод-изготовитель комплектовал подсветкой бледно-зеленого или желтого цвета. Она оказывает определенное влияние на глаза – через некоторый промежуток времени они устают. В этой ситуации, лучше заменить заводскую приборную подсветку. Для подобного тюнинга потребуется комплект диодов, паяльник, отвертки с насадками, перчатки, а также железные щипцы. Потом нам необходимо подобрать цвет подсветки. Возможных вариантов много, здесь все зависит от фантазии.

Однако как всегда в любой работе, и этот процесс имеет свои нюансы. Рекомендуется поставить мягкую белую подсветку, если вы используете авто каждый день или на длительные поездки. Она не будет утомлять глаза. Однако если вы используете машину редко, то лучше поставить лампочки другого, самого разнообразного цвета. Теперь приступаем к установке.

Сначала нужно полностью снять торпеду и разобрать приборную доску. Для этого, выкручиваем саморезы, скрепляющие торпеду с кузовом. Количество их можно узнать, если изучить инструкцию по эксплуатации автомобиля. Возможно, что удалить панель удается, если отсоединить только накладку и рулевую колонку отпустить до конца вниз.

Потом нам нужно выкрутить болты, которые находятся в низу накладки. С помощью отвертки и плоской насадки поддеваем приборную комбинацию и снимаем ее. Следует быть особенно внимательными, поскольку случайно можно повредить стекло. После этого, выкручиваем болты на тыльной стороне. Отсоединяем стекло, а потом пластиковую прокладку.

Не нужно трогать стрелки, работать следует аккуратно, потому что случайно их  можно задеть или сбить их. Если так произойдет, придется снова их выставлять и, что еще более трудно, настраивать датчики. При рассмотрении тыльной стороны лампочки, можно увидеть расположение всех осветительных приборов, в том числе светодиодов.

Их обводим маркером и отпаиваем от микросхемы. Проверяем новые светоэлементы адаптером или аккумулятором. Лучше применять светодиоды, поскольку они будут потреблять незначительное количество энергии, а также они имеют долгий срок эксплуатации. Потом нужно осмотреть металлические усики диодов, чтобы они были целыми. В противном случае диод не будет светится. Оба усика диода вставляем в дырку микросхемы, которая осталась после отпаивания предыдущих лампочек. С тыльной стороны схемы припаиваем усики.

Таким же образом монтируем остальные диоды. В обратной последовательности нужно проводить сборку. После заводим автомобиль, включаем ближний свет. Таким образом, проверяем, как функционируют установленные светодиоды.

Тюнинг приборной панели на ВАЗ 2109, почему не работает и не горит щиток и подсветка, распиновка

16.02.2022