Схема стартера. Стартер автомобиля: устройство, принцип работы, виды и схема подключения

Как устроен автомобильный стартер. Какие бывают виды стартеров. Как работает стартер при запуске двигателя. Из каких основных частей состоит стартер. Какие проблемы могут возникать в работе стартера. Как проверить и отремонтировать стартер.

Назначение и устройство автомобильного стартера

Стартер — это электродвигатель, предназначенный для запуска двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Его главная функция — провернуть коленчатый вал двигателя с частотой, достаточной для начала рабочего цикла.

Основные части стартера:

  • Электродвигатель постоянного тока
  • Механизм привода (бендикс)
  • Тяговое реле
  • Обгонная муфта
  • Корпус

Электродвигатель стартера преобразует электрическую энергию аккумулятора в механическую энергию вращения вала. Механизм привода передает это вращение на маховик двигателя. Тяговое реле обеспечивает включение стартера и его зацепление с маховиком.

Принцип работы автомобильного стартера

Принцип работы стартера при запуске двигателя:


  1. При повороте ключа зажигания подается питание на тяговое реле стартера
  2. Сердечник реле втягивается и перемещает рычаг привода
  3. Шестерня привода входит в зацепление с зубчатым венцом маховика
  4. Контакты реле замыкаются, подавая ток на электродвигатель стартера
  5. Вал стартера начинает вращаться, проворачивая коленвал двигателя
  6. После запуска двигателя обгонная муфта разъединяет стартер и маховик

Таким образом, стартер обеспечивает необходимую частоту вращения коленвала для запуска двигателя, после чего автоматически отключается.

Виды автомобильных стартеров

Основные виды стартеров, применяемых на современных автомобилях:

  • Стартеры с электромагнитным включением (классическая схема)
  • Стартеры с редуктором (планетарным или цилиндрическим)
  • Стартеры с постоянными магнитами
  • Стартер-генераторы (интегрированные в маховик)

Стартеры с редуктором имеют меньшие габариты и массу при той же мощности. Стартеры с постоянными магнитами более компактны и эффективны. Стартер-генераторы совмещают функции запуска двигателя и выработки электроэнергии.


Схема подключения стартера в автомобиле

Типовая схема подключения стартера включает следующие элементы:

  • Аккумуляторная батарея
  • Замок зажигания
  • Реле включения стартера
  • Стартер
  • Провода и клеммы

При повороте ключа зажигания замыкается цепь управления реле стартера. Реле подает питание от аккумулятора на тяговое реле стартера, которое включает сам стартер. Важно обеспечить надежный контакт и минимальное падение напряжения во всех соединениях.

Распространенные неисправности стартера

Наиболее частые проблемы в работе автомобильного стартера:

  • Окисление контактов и клемм
  • Износ щеток и коллектора электродвигателя
  • Повреждение обмоток статора или ротора
  • Заклинивание привода или обгонной муфты
  • Неисправность тягового реле
  • Поломка зубьев шестерни привода

При возникновении этих неисправностей стартер может не включаться, крутить двигатель рывками или с недостаточной скоростью. Своевременная диагностика позволяет выявить проблему на ранней стадии.

Диагностика и ремонт автомобильного стартера

Основные этапы диагностики стартера:


  1. Проверка напряжения и емкости аккумулятора
  2. Осмотр проводки и измерение падения напряжения
  3. Проверка работы тягового реле
  4. Измерение тока и частоты вращения стартера
  5. Визуальный осмотр привода и обгонной муфты

Ремонт стартера может включать замену щеток, перемотку обмоток, ремонт привода и тягового реле. В некоторых случаях экономически целесообразна замена стартера в сборе. Важно использовать качественные запчасти и соблюдать технологию ремонта.

Техническое обслуживание стартера

Для продления срока службы стартера рекомендуется:

  • Регулярно проверять состояние и затяжку клемм аккумулятора
  • Контролировать уровень электролита в батарее
  • Очищать корпус стартера от грязи и масла
  • Проверять крепление стартера к двигателю
  • Своевременно заменять щетки электродвигателя

При правильном обслуживании современный стартер может прослужить 150-200 тысяч километров пробега автомобиля. Своевременная диагностика позволяет предотвратить серьезные поломки и отказы при запуске двигателя.


устройство, схема и назначение » АвтоНоватор

В отличие от других видов двигателей, двигатель внутреннего сгорания не может быть запущен мгновенно. Сперва нужно привести в движение его детали и механизмы, сформировать требуемое давление в цилиндрах, активировать работу электрооборудования и системы питания. Эти задачи выполняет электрический стартер – он вращает маховик, который, в свою очередь, приводит в движение коленчатый вал двигателя. В статье мы расскажем, на чём основан принцип работы стартера, и из чего состоит это устройство.

Устройство

Стартер выглядит как два соединённых цилиндра и, как правило, крепится к картеру двигателя двумя болтами. Отвинтив их и отсоединив клеммы проводов, можно легко снять деталь с автомобиля. В цилиндре меньшего размера расположены:

  • Контактный пятак, замыкающий электрическую цепь стартера;
  • Втягивающее реле, приводящее в движение шток вилки;
  • Верхняя часть вилки стартера, шарнирно соединённая со штоком реле.

В цилиндре большего размера находятся компоненты электродвигателя и механические детали, а именно:

  • Подшипник качения или втулка – необходимы для фиксации вала шестерни;
  • Шестерня бендикса, передающая крутящий момент от электродвигателя к зубчатому венцу маховика;
  • Собственно бендикс, роликово-пружинная муфта, необходимая для соединения и разъединения стартера с маховиком;
  • Обмотка статора, формирующая электромагнитное поле, в котором вращается якорь;
  • Якорь, играющий роль ротора электродвигателя;
  • Щёточный узел с щётками, передающими ток обмотке якоря.

Автомобильный стартер, по своей сути, является электродвигателем, поэтому основными его компонентами являются ротор и статор

Во внешнем строении стартера выделяют корпус электродвигателя с капюшоном шестерни и корпус втягивающего реле с контактными болтами.

Как работает стартер

Когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, электрический ток поступает на обмотку втягивающего реле, которое приводит в движение контактный пятак и вилку. Пятак замыкает основную цепь стартера, пуская ток в щёточные узлы и в обмотку статора, а вилка воздействует на бендикс, соединяя его шестерню с зубчатым венцом маховика. Якорь начинает вращаться, передавая через бендикс крутящий момент на КШМ двигателя внутреннего сгорания.

При повороте ключа в замке зажигания на контакт втягивающего реле подаётся напряжение

В момент пуска ДВС горючая смесь воспламеняется в цилиндрах, толкая их и вращая коленвал. Крутящий момент на маховике многократно возрастает, равно как и частота вращения шестерни бендикса – этому способствует большое передаточное число. Бендикс отключается, предохраняя стартер от перегрузки. На этом функция стартера выполнена, и водитель отпускает ключ, отключая втягивающее реле, а значит – и стартер.

Схема работы стартера: 1 — аккумулятор; 2 — генератор; 3 — стартер; 4 — замок зажигания

Видео: электродвигатель в автомобиле

Электрический стартер является одной из ключевых деталей автомобиля. До его изобретения машины запускали раскручивая коленвал вручную или просто толкая автомобиль со включённой передачей. Стоит ли говорить, насколько это было сложно и неудобно? Поэтому важно не забывать о стартере во время диагностики и обслуживания автомобиля – тогда устройство будет работать долго и эффективно.

  • Автор: Андрей