Схема зарядного устройства для li ion аккумуляторов. Схема зарядного устройства для Li-ion аккумуляторов: особенности конструкции и принцип работы

Как правильно собрать зарядное устройство для литий-ионных аккумуляторов. Какие компоненты нужны для схемы зарядки Li-ion батарей. Как работает схема зарядного устройства на LM317. Каковы особенности зарядки литиевых аккумуляторов.

Содержание

Особенности литий-ионных аккумуляторов и их зарядки

Литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы получили широкое распространение благодаря высокой удельной емкости и отсутствию эффекта памяти. Однако эти батареи требуют особого подхода к зарядке:

  • Напряжение заряда не должно превышать 4.2 В на ячейку
  • Ток заряда ограничивается значением 0.5-1С (где С — емкость аккумулятора)
  • Необходим контроль температуры батареи во время зарядки
  • Нельзя допускать глубокого разряда ниже 2.5-3 В на ячейку

Правильная зарядка Li-ion аккумуляторов происходит в два этапа:

  1. Заряд постоянным током до достижения напряжения 4.2 В на ячейку
  2. Заряд постоянным напряжением 4.2 В до снижения тока до 0.05-0.1С

Для реализации такого алгоритма зарядки требуется специальная схема зарядного устройства.


Схема зарядного устройства на LM317

Одна из простых схем зарядного устройства для Li-ion аккумуляторов может быть реализована на основе регулируемого стабилизатора напряжения LM317. Рассмотрим принцип работы такой схемы:

  • LM317 обеспечивает стабилизацию выходного напряжения
  • Транзистор и шунтирующий резистор ограничивают ток заряда
  • При достижении напряжения 4.2 В ток заряда начинает снижаться
  • Светодиод индицирует процесс зарядки

Такая схема позволяет реализовать двухстадийный алгоритм зарядки литий-ионных аккумуляторов без применения микроконтроллера.

Ключевые компоненты схемы зарядного устройства

Для сборки простого зарядного устройства для Li-ion аккумуляторов потребуются следующие компоненты:

  • Стабилизатор напряжения LM317
  • Транзистор BC547 или аналогичный
  • Резисторы для задания тока и напряжения
  • Конденсаторы для фильтрации
  • Светодиод индикации
  • Диод 1N4007

Важно правильно подобрать номиналы резисторов для установки нужных параметров зарядки. Для точной настройки можно использовать подстроечные резисторы.


Принцип работы схемы зарядного устройства

Рассмотрим более подробно, как работает схема зарядного устройства для Li-ion аккумуляторов на LM317:

  1. В начале зарядки схема работает в режиме источника тока. Ток ограничен резистором R2 и транзистором.
  2. По мере заряда батареи напряжение на ней растет, но ток остается постоянным.
  3. При достижении напряжения около 4.2 В схема переходит в режим стабилизации напряжения.
  4. Ток заряда начинает плавно снижаться, пока не упадет практически до нуля.
  5. Светодиод гаснет, сигнализируя о завершении процесса зарядки.

Такой алгоритм обеспечивает правильную и безопасную зарядку литий-ионных аккумуляторов.

Настройка и использование зарядного устройства

После сборки схемы зарядного устройства необходимо выполнить его настройку:

  1. Установить выходное напряжение 4.1-4.2 В с помощью подстроечного резистора
  2. Настроить ограничение тока заряда на уровне 0.5-1С от емкости аккумулятора
  3. Проверить работу индикации процесса зарядки
  4. Измерить реальные параметры на выходе устройства

При использовании зарядного устройства важно соблюдать следующие правила:


  • Не превышать максимальный ток заряда аккумулятора
  • Контролировать температуру батареи во время зарядки
  • Не оставлять зарядку без присмотра на длительное время
  • Периодически проверять состояние аккумулятора

Соблюдение этих рекомендаций обеспечит безопасную эксплуатацию Li-ion аккумуляторов и продлит срок их службы.

Преимущества и недостатки схемы на LM317

Рассмотрим основные плюсы и минусы зарядного устройства для Li-ion аккумуляторов на основе LM317:

Преимущества:

  • Простота конструкции
  • Низкая стоимость компонентов
  • Отсутствие программирования
  • Надежность в работе

Недостатки:

  • Отсутствие балансировки при зарядке нескольких ячеек
  • Нет защиты от глубокого разряда
  • Требуется ручная настройка параметров
  • Низкий КПД из-за линейного стабилизатора

Несмотря на недостатки, такая схема может успешно применяться для зарядки одиночных Li-ion аккумуляторов в простых устройствах.

Альтернативные схемы зарядных устройств

Помимо схемы на LM317 существуют и другие варианты построения зарядных устройств для литий-ионных аккумуляторов:


  • На специализированных контроллерах заряда (TP4056, MCP73831)
  • С использованием микроконтроллера для управления
  • На основе импульсных преобразователей
  • Многоканальные зарядные устройства с балансировкой

Выбор конкретной схемы зависит от требований к функциональности, стоимости и сложности реализации. Для ответственных применений рекомендуется использовать готовые модули заряда Li-ion аккумуляторов.

Меры безопасности при работе с Li-ion аккумуляторами

При самостоятельном изготовлении зарядных устройств для литий-ионных аккумуляторов важно соблюдать следующие меры безопасности:

  • Использовать качественные компоненты от проверенных производителей
  • Тщательно проверять схему перед подключением аккумулятора
  • Не превышать максимально допустимые токи и напряжения
  • Обеспечить хорошее охлаждение силовых элементов
  • Использовать предохранители для защиты от короткого замыкания
  • Не оставлять процесс зарядки без присмотра

Соблюдение этих правил поможет избежать возгорания или взрыва литий-ионных аккумуляторов при неправильной эксплуатации.



Зарядное устройство батарей из трёх литий-ионных аккумуляторов

Предлагаемое зарядное устройство (ЗУ) предназначено для зарядки батарей из трёх элементов литий-ионных аккумуляторов стабильным током до заданного напряжения. ЗУ имеет следующие технические характеристики;

ПараметрЗначение
 Способ зарядки Ток — Напряжение 
 Зарядный ток 1,5 A
 Конечное напряжение  12,6 В
 Тип преобразования Импульсный

В статье рассматривается небольшая переделка и доработка готовой конструкции, и за основу был взят импульсный блок питания, ремонт которого был представлен в предыдущей статье

В принципе можно использовать любой, подходящий по параметрам, преобразователь сетевого напряжения импульсного типа со стабилизацией выходного напряжения, и далее будет рассмотрено как переделать стабилизированный блок питания в зарядное устройство батареи аккумуляторов.  Полная схема и конструктивные особенности переделываемого адаптера не имеют большого значения, поэтому была зарисована только часть схемы вторичного напряжения, в которой нужно будет произвести изменения и доработку, ставшая стандартной для большинства подобных устройств. Маркировка и порядковые номера радиоэлементов соответствуют обозначениям на плате устройства:

Для доработки в первую очередь нужно поднять верхний уровень выходного стабилизированного напряжения до 12,6 В, необходимого для полной зарядки батареи литий-ионных аккумуляторов из трёх элементов. Это напряжение задаётся цепью, состоящей из регулируемого интегрального стабилизатора напряжения параллельного типа TL431 и делителя из резисторов R15 и R16. На сайте «Паяльник» опубликована статья «Буферное зарядное устройство свинцовых аккумуляторов», где описана подобная возможность изменения напряжения стабилизации:

В данном же случае выходное напряжение можно повысить увеличением сопротивления резистора R15, и для этого можно воспользоваться TL431 калькулятором, но более точное значение сопротивления придётся подобрать опытным путём, и далее будет описано как это сделать.

Из расчётов было определено, что для получения выходного напряжения 12,6 Вольт резистор R15 нужно заменить на резистор сопротивлением 4,1 кОм. Для получения такого сопротивления на плату, вместо бывшего резистора, были установлены два параллельно соединённых резистора с сопротивлением 4,7 кОм и 33 кОм. Для расчёта общего сопротивления параллельно соединённых резисторов можно воспользоваться онлайн калькулятором

Сначала на плату был установлен резистор с сопротивлением 4,7 кОм, и с помощью мультиметра были отобраны несколько резисторов номинала 33 кОм с небольшим разбросом сопротивления. Далее, поочерёдно устанавливая каждый резистор и мультиметром замеряя выходное напряжение блока питания, нужно добиться максимально точного значения 12,6 Вольт. При сильно отличающемся напряжении в ту или иную сторону батарея не будет заряжаться до конца. При слишком низком значении, напряжения просто не хватит для полной зарядки, а при слишком высоком, зарядный ток в конце процесса зарядки не будет падать и плата защиты батареи преждевременно отключит её от цепи.  Про это на сайте имеется статья «Самодельная разборная Li-ion 3S батарея с платой контроля и защиты HH — P3-10.8»

Всё это касалось повышения выходного напряжения дорабатываемого блока питания, но для правильной его работы как зарядного устройства, нужно ещё обеспечить постоянство зарядного тока в определённых пределах. Для этого на плате адаптера была разрезана, зачищена и просверлена токопроводящая дорожка положительного полюса вторичного питания, соединяющая два электролитических конденсатора фильтра. В этом месте был установлен токоизмерительный шунт R1 для модуля стабилизации и индикации тока зарядки. Так же был добавлен красный индикаторный светодиод LED2 с токоограничивающим резистором R2. Порядковые номера добавленных радиокомпонентов были заданы сначала, и они не пересекаются с уже имеющимися. Все изменённые и добавленные радиоэлементы на схеме выделены красным цветом:

Кроме этого был разработан и установлен модуль измерения/стабилизации и индикации зарядного тока.

Модуль разрабатывался в несколько этапов и каждый раз его параметры улучшались по мере доработки. Изначально пороговым элементом являлся германиевый транзистор прямой проводимости типа МП41, а шунт имел сопротивление 0,33 Ом:

Резисторы R1, R2 и светодиод LED2 установлены на плате самого блока питания, а остальные компоненты были собраны на отдельной плате и двойными точками на схеме отмечены места соединения плат между собой.

Стабилизация работала, так же и индикация, но измерительный шунт заметно нагревался, а ток стабилизации сильно зависел от температуры внутри блока питания, что потребовало доработку модуля и применение кремниевого измерительного транзистора.

Но у кремниевых транзисторов пороговое напряжение открывания выше чем у германиевых, и для компенсации этого в схему была установлена стабильная вольт-добавка на таком же транзисторе:

Доработанная схема работала намного лучше, а сопротивление шунта, и следовательно выделение тепла на нём, получилось немного снизить. Принцип работы такой схемы с вольт-добавкой и расчёт её элементов был описан в статье «Простой способ стабилизации больших токов с малыми потерями на измерительном элементе»

В отзывах читателей указанной статьи было несколько хороших рекомендаций, которые далее были учтены и добавлены в первоначальную схему. Схема данного измерительного модуля так же была доработана и более точно были подобраны номиналы некоторых резисторов. Окончательный вариант схемы модуля представлен на рисунке:

Двойными точками с цифрами так же отмечены места подключения модуля с основной платой зарядного устройства, а полная схема доработанного выходного узла блока питания вместе с модулем измерения и индикации тока зарядки выглядит следующим образом:

  • Точка «1» подключается к минусу блока питания;
  • «2» — к выходному выводу токоизмерительного шунта;
  • «3» — к входному выводу шунта;
  • «4» — к оптрону обратной связи;
  • «5» — к светодиоду индикации зарядки.

После включения в сеть, пока через нагрузку не течёт ток, дополнительно установленный модуль не влияет на работу адаптера, и выходное напряжение стабилизировано на уровне 12,6 Вольт. При подключении заряжаемого аккумулятора через шунт протекает ток, который обнаруживается транзистором Q1 и далее усиливается транзистором Q3. Коллекторной нагрузкой последнего является светодиод оптрона обратной связи, который начинает светиться всё ярче с ростом протекающего через нагрузку тока, а так как с увеличением яркости его свечения скважность импульсов генератора преобразователя так же увеличивается, то выходное напряжение уменьшается и ток нагрузки стабилизируется. Этот ток зависит от порога открывания измерительного транзистора и задаётся сопротивлением резистора токового шунта.

В активном режиме стабилизации тока транзистор Q4 входит в насыщение и светодиод LED2 светится, сигнализируя о процессе зарядки аккумулятора. Транзистор Q2 играет ключевую роль в значении порога срабатывания измерительного транзистора Q1. На нём создаётся стабильная вольт-добавка, которая складываясь с напряжением на шунте прикладывается к переходу база-эмиттер транзистора Q1 и понижает порог его срабатывания, уменьшая тем самым количество выделяемого на шунте тепла.

Модуль был собран из миниатюрных радиокомпонентов на небольшом отрезке платы подходящих размеров методом навесного монтажа:

 

Плата была расположена в пространстве между радиаторами силового транзистора и диодной сборки, над импульсным понижающим трансформатором, в перевёрнутом виде, и соединена с основной платой жёсткими разноцветными проводами в двойной изоляции:

 

В дальнейшем так же была разработана печатная плата для изготовления модуля, на которой оставлена большая часть фольги для экономии вытравливающего раствора и соединения с массой и проводом заземления адаптера (не общим проводом, и не минусом питания), если такой имеется:

Вид печатной платы со стороны расположения радиоэлементов

Вид печатной платы со стороны проводников

Плата рассчитана на установку транзисторов типа КТ209В и КТ315Б, но их можно заменить любыми маломощными соответствующей структуры с коэффициентом передачи тока базы более 50.  Ещё лучшие результаты работы будут, если применить транзисторные сборки, но тогда придётся изменить чертёж печатной платы.

Токо-измерительный шунт представляет из себя сложенный вдвое отрезок нихромовой проволоки с подобранным необходимым сопротивлением, но при наличии можно установить обычный низкоомный резистор, или резистор поверхностного монтажа. От его сопротивления в большей степени зависит уровень тока зарядки — чем меньше сопротивление, тем больше ток зарядки, который естественно должен уметь обеспечивать переделываемый блок питания:

 

Налаживание устройства заключается в установке выходного напряжения 12,6 В без нагрузки, подбором сопротивления верхнего резистора R15 делителя напряжения, и установке желаемого тока заряда подбором сопротивления измерительного шунта.

Для этого нужно взять заведомо большую длину нихромового провода, и подключив к выходу разряженную батарею установить необходимое сопротивление шунта, постепенно укорачивая провод и контролируя силу тока низкоомным амперметром. Подключать батарею нужно обязательно разряженную, так как в конце зарядки ток постепенно будет падать и не удастся установить его номинальное значение.

Производить наладку лучше с реальной батареей, а не с резистивной нагрузкой, так как заряжаемая батарея представляет из себя динамическую нагрузку, и если настраивать не в реальных условиях, то в дальнейшем показания будут отличаться.

Оба резистора, как для настройки выходного напряжения, так и тока нагрузки, расположены в удобных и доступных для многократной пайки местах:

Во время включения с подсоединённой аккумуляторной батареей светится зелёный светодиод индикатора наличия генерации и вторичного напряжения, и дополнительно установленный красный светодиод индикатора зарядки. Не нужно забывать о технике безопасности во время работы с высоким напряжением, и не следует дотрагиваться до оголённых и токопроводящих элементов устройства, находящихся под сетевым напряжением:

Для проверки и налаживания зарядного устройства использовался многофункциональный измеритель параметров заряда/разряда аккумуляторов, включённый по схеме с дополнительным питанием:

Максимальный ток зарядки был установлен в пределах 1,5 А при полностью разряжённой батареи, а по мере зарядки ток незначительно падал, и резко снижался в самом её конце. В этот момент индикаторный светодиод снижал яркость своего свечения, но всё равно оставался информативным, и полностью погасал по достижении полного(почти) заряда батареи, так как установленный в батарее контроллер размыкал цепь.

В завершение устройство было помещено в корпус, а на конец выходного кабеля был установлен унифицированный разъём XT60 с контактами типа «папа», применяющийся в литий-ионных и литий-полимерных батареях:

 

 

В последствии была изготовлена батарея на контроллере с установленной системой балансировки, и проверена возможность её зарядки сконструированным здесь зарядным устройством. Следите за новыми публикациями и оставляйте свои отзывы и рекомендации, которые возможно будут учтены при написании дальнейших статей. Смотрите так же дополнительные материалы по теме:

  • Быстрый ремонт импульсного блока питания
  • Буферное зарядное устройство свинцовых аккумуляторов
  • Самодельная разборная Li-ion 3S батарея с платой контроля и защиты HH — P3-10. 8
  • Самодельная Li-ion 3S батарея с платой защиты и балансировки BMS-Wh4S0404LI2535
  • Простой способ стабилизации больших токов с малыми потерями на измерительном элементе
  • Многофункциональный измеритель параметров заряда/разряда аккумуляторов
Список радиоэлементов
ОбозначениеТипНоминалКоличествоПримечаниеМагазинМой блокнот
Транзисторы
Q1, Q2Биполярный транзистор

КТ209В

2PNPПоиск в магазине ОтронВ блокнот
Q3, Q4Биполярный транзистор

КТ315Б

2NPNПоиск в магазине ОтронВ блокнот
 
Индикатор
LED2Светодиод10 mA1КрасныйПоиск в магазине ОтронВ блокнот
 
Резисторы
R1Резистор

0. 1 Ом

1ПроволочныйПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R2, R3Резистор

1 кОм

2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R4Резистор

220 Ом

1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R5Резистор

4.7 кОм

1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R6Резистор

3.3 кОм

1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R7Резистор

820 Ом

1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Теги:
  • Литий-ионный аккумулятор
  • Зарядное устройство

Схема зарядного устройства Li-ion аккумулятора с индикатором полного заряда | Сделай Сам — Своими Руками

Схема предназначена для контроля тока,напряжения и оптической индикации достижения литий-ионным аккумулятором полного заряда и включается в разрыв между источником напряжением от 6 до 12 В и заряжаемым аккумулятором. Состояние заряда отмечает светящий светодиод, при достижении полного заряда светодиод гаснет.

Индикатор характеризуется схемной простотой и собирается из широко представленных в торговле электронных компонентов.

Схема индикатора

Схема индикатора приведена ниже:

Заряжаемый аккумулятор подключается к клеммам Выход «-» и Выход «+», источник постоянного тока (его функции может выполнять любой аккумулятор с выходным напряжением от 6 до 12 В или сетевой источник) – к клеммам Вход «-» и Вход «+», соответственно.

Недозаряженный аккумулятор имеет на своих клеммах напряжение менее 4,2 В и заряжается током, который протекает от источника через резистор 47 Ом и коллекторный переход силового транзистора Т1. При этом потенциал, присутствующий в точке соединения резисторов 1 кОм и 680 Ом открывает стабилитрон Vd1 и через индикаторный светодиод начинает протекать ток, который вызывает его свечение.

При достижении напряжения аккумулятора 4,2 В, которое соответствует его полному заряду, стабилитрон закрывается, ток через светодиод прекращается, последний гаснет и отмечает этим завершение процедуры зарядки.

Элементная база

Для реализации индикатора потребуется:

  • любой индикаторный светодиод с прямом током до 50 мА — http://alii.pub/5lag4f
  • мощный биполярный транзистор D882 с npn-структурой в пластмассовом корпусе или его довольно многочисленные импортные аналоги — http://alii.pub/5vunm9
  • управляемый интегральный стабилитрон TL431 в корпусе та TO92 — http://alii.pub/5mclsi
  • три резистора номиналом 47 Ом, 680 Ом и 1 кОм с рассеиваемой мощностью 0,25 Вт — http://alii.pub/5h6ouv

Цоколевка транзистора и управляемого стабилитрона приведена на эскизе.

Монтаж и наладка

С учетом достаточно высокой жесткости выводов силового транзистора D882 и интегрального стабилитрона tl431, а также относительной простоты схемы обязательное применение печатной или монтажной платы не требуется. Это позволяет собрать схему «на весу», используя в качестве несущей основы транзистор и стабилитрон.

Клеммы Вход «-» и Выход «-» схемно объединены, применение для их реализации разных проводов определяется соображениями удобства работы.

Специальная наладка схемы не требуется.

Если подключить к выходу мультиметр, то выходное напряжение составляет 4,2 В.

При подключении разряженного АКБ светодиод тухнет.

И загорается после полной зарядки аккумулятора.

Смотрите видео

Как сделать зарядное устройство для Li-Ion аккумулятора из барахла — https://sdelaysam-svoimirukami.ru/4074-zaryadnoe-ustroystvo-dlya-li-ion-akkumulyatora-iz-barahla.html

Поделиться в социальных сетях

Вам может понравиться

Цепь зарядного устройства для ионно-литиевых аккумуляторов с использованием LM317

Инженерные проекты

Зарядное устройство для литий-ионных аккумуляторов Схема с использованием LM317 заряжает аккумулятор в двух разных режимах, то есть в режиме постоянного тока и в режиме постоянного напряжения.

Литий-полимерные или литий-ионные аккумуляторы очень склонны к перезарядке или зарядке высоким напряжением или большим током. Таким образом, при разработке схемы зарядного устройства для Li-ion или Li-Po мы должны учитывать несколько факторов, таких как зарядное напряжение и/или зарядный ток. Размещенная здесь схема разработана с использованием одного из известных стабилизаторов переменного напряжения IC LM317. Эта схема заряжает аккумулятор в двух режимах: режиме постоянного тока и режиме постоянного напряжения. В режиме постоянного тока батарея заряжается постоянным током до тех пор, пока напряжение батареи не приблизится к желаемому уровню. В режиме постоянного напряжения аккумулятор заряжается постоянным напряжением, при котором ток заряжается и приближается к нулю.

Литий-ионные или Li-Po аккумуляторы чувствительны к перезарядке, глубокому разряду и высокой температуре. Если какое-либо из вышеперечисленных условий соответствует, это может привести к аномальным характеристикам, таким как взрыв, образование дыма и т. д. Одноэлементная литий-ионная батарея имеет напряжение 3,7 В. Эту ячейку можно заряжать до 4,2 В, т. е. напряжение полного заряда будет 4,2 В. Также рекомендуется не разряжать 3,4В. Когда мы заряжаем литий-ионный/липо аккумулятор до 4,2 В, срок его службы уменьшится вдвое. Так там мы настраиваем схему зарядного устройства для зарядки аккумулятора до 4,1В. При зарядке аккумулятора до 4,1В его емкость уменьшится на 10%, но увеличится срок службы в два раза.

Описание схемы зарядного устройства для литий-ионных аккумуляторов

Схема зарядного устройства для литий-ионных аккумуляторов показана на рис. 1. Она состоит из регулируемого регулятора напряжения IC317, резистора-ограничителя тока, переключающего транзистора и некоторых других элементов. электронные компоненты. Здесь используется NPN-транзистор с диодом и шунтирующим резистором (R2) для стабилизации выходного тока.

Где за выходное напряжение отвечает переменный резистор с резистором R1. Выходное напряжение этой схемы

. Сопротивление резистора R2 очень маленькое, в пределах нескольких Ом. Таким образом, вклад Iadj в выходное напряжение пренебрежимо мал. Но значение зарядного тока зависит от резистора R2 и может быть рассчитано с помощью математической формулы.

Для Imax 200 мА номинал резистора

Значение 0,95 — это суммарное падение напряжения на выводе база-эмиттер транзистора и диоде.

Список компонентов цепи зарядного устройства литий-ионного аккумулятора

Резистор (все ¼ ватта, ± 5% углерода)
R1 = 330 Ом

RV1 = 1 кОм

R2* = 2,2 Ом, ½ Вт

Конденсаторы
C1 = 1000 мкФ, 25 В

С2 = 100 нФ

Полупроводники
U1 = LM317 (переменный регулятор положительного напряжения)

Q1 = BC547 (транзистор NPN общего назначения)

D1 = 1N4007 (выпрямительный диод)

Разное
Блок с двумя клеммами

Работа цепи зарядного устройства литий-ионной батареи

Эта схема зарядного устройства работает как источник постоянного тока до тех пор, пока напряжение батареи не достигнет Vo. Первоначально (когда батарея разряжена) батарея будет пытаться потреблять столько тока, сколько может. Но резистор R2 этого не позволяет. При максимальном токе ( Imax ) начинает следовать через шунтирующий резистор, транзистор начинает проводить, и в результате напряжение на регулировке, вывод уменьшается и делает выходной ток постоянным т.е.

.

Роль шунтирующего резистора заключается в том, чтобы определять значение зарядного тока, не влияя при этом на напряжение заряда аккумулятора. Транзистор не проводит полностью из-за шунтирующего напряжения, так как максимальное падение напряжения на нем не превышает 0,95В. Таким образом, транзисторный контур обеспечивает постоянство зарядного тока. При зарядке батареи постоянным током напряжение батареи будет медленно увеличиваться. Когда напряжение батареи становится равным выходному напряжению схемы (V0), ток приближается к нулю, а напряжение становится постоянным.

Конструкция печатной платы

Печатная плата «схемы зарядного устройства литий-ионных аккумуляторов с использованием LM317» разработана с использованием конструктора Altium. Сторона пайки, сторона компонентов и 3D-дизайн показаны на рис. 2. Загрузите печатную плату со стороной пайки и компонентами в формате PDF по приведенной ниже ссылке. Рис. 2. Авторский прототип схемы зарядного устройства 0009

Шаг 2: Подключите источник питания постоянного тока к входу.

Шаг 3: Регулируйте переменный резистор, пока не получите полное зарядное напряжение на выходной клемме. (Для литий-ионного аккумулятора 3,7 В выходное напряжение будет 4,2 В, но здесь мы установим его на 4,1 В, чтобы увеличить срок службы батареи).

Шаг 4: Подключите аккумулятор.

Примечание. Используйте соответствующий радиатор для LM317.

Цепь зарядного устройства для аккумуляторов Электронные проекты 

Разработка простой литий-ионной аккумуляторной батареи 12 В со схемой защиты

В этой статье мы увидим, как спроектировать простой литий-ионный аккумулятор 12 В и как использовать его со схемой защиты . Литий-ионная батарея является одним из наиболее часто используемых накопителей энергии, используемых для питания оборудования и гаджетов в настоящее время. Из-за высокой плотности энергии и возможностей перезарядки литий-ионные элементы соединяются последовательно и параллельно, чтобы получить аккумуляторную батарею с разным выходным напряжением и емкостью. Разработка простого аккумуляторного блока и подключение его к экономичной схеме защиты для создания надежный аккумулятор , который можно использовать для питания радиоуправляемых автомобилей, квадрокоптеров или других устройств, работающих от 12 В постоянного тока.

Если вам интересно узнать больше о литий-ионных элементах, вам должны быть интересны статьи, которые мы ранее освещали, о различных химических процессах литий-ионных аккумуляторов, и вы также можете изучить и разработать схему зарядного устройства 2S, которую мы ранее сделали.

Соединение литий-ионных элементов последовательно и параллельно

 Номинальное напряжение большинства литий-элементных элементов не превышает 4 В. Таким образом, чтобы сделать его пригодным для приложений с более высоким напряжением, нам, возможно, придется использовать повышающий преобразователь или мы можем разработать аккумуляторную батарею, которая обеспечивает требуемое выходное напряжение, размещая элементы в комбинации последовательных и параллельных соединений.

Соединение элементов в серии : Когда положительная клемма одной батареи соединена с отрицательной клеммой второй батареи, считается, что батарея соединена последовательно. В случае последовательного соединения общее напряжение батареи увеличивается и определяется как сумма напряжений всех последовательно соединенных батарей. На изображении ниже показано, как выглядит последовательное соединение.

Параллельное соединение ячеек : Когда положительная клемма первой батареи соединена с положительной клеммой второй батареи и аналогичным образом соединены отрицательные клеммы двух элементов, считается, что батарея соединена в параллельном соединении. В случае параллельного соединения общая емкость аккумулятора увеличивается, а напряжение остается прежним. На изображении ниже показано, как выглядят ячейки в параллельном соединении.

Изготовление аккумуляторной батареи 12 В

Чтобы сделать батарейный блок, первым делом нужно узнать номинальное напряжение элемента. Выбранные нами элементы имеют номинальное напряжение 3,7 В, а напряжение заряда 4,2 В. Итак, чтобы сделать блок на 12 В, нам потребуется 3 элемента, соединенных последовательно . Изображение ячеек, которые мы использовали, показано ниже. Итак, возьмем 3 одинаковых элемента по 3,7 В 1200 мАч и соединим их последовательно, как показано на схеме ниже.

Примечание:  Не забудьте подключить все элементы одинаковой емкости, иначе это повлияет на срок службы вашего аккумулятора.

Я взял опорный кронштейн с 3 ячейками (или прокладку для ячеек) и разместил 3 ячейки таким образом, чтобы ячейка 1 st  и 3 rd  была обращена положительной стороной вниз, а положительная сторона средней ячейки была обращена вверх. После размещения элемента установите еще один опорный кронштейн для 3 элементов и убедитесь, что упаковка закреплена, а батареи зафиксированы на своем месте. Теперь следующим шагом будет последовательное соединение аккумуляторов друг с другом. Назовем 3 ячейки C1, C2 и C3. Сначала соедините положительную клемму C1 с отрицательной клеммой C2, используя никелевую полоску, и положительную клемму C2 с отрицательной клеммой C3, как показано на рисунке ниже.

Следующим шагом является подключение проводов от отрицательной клеммы C1 и другого провода от положительной клеммы C3. Вышеупомянутая конфигурация называется конфигурацией 3S или конфигурацией 3-й серии, и когда измеряется напряжение между положительной клеммой C3 и отрицательной клеммой C1, оно будет равно 12-вольтовой ячейке.

Как соединить никелевую ленту с батареей

Лучший способ — использовать точечный сварочный аппарат. Сначала очистите поверхность ячейки и никелевой полоски чистой тканью, чтобы удалить с поверхности частицы пыли или грязи. Поместите никелевую полоску на клемму аккумулятора, поднесите контакты точечной сварки и сделайте короткий контакт. Вы можете повторить процесс, повернув аккумулятор, чтобы сделать дополнительное соединение. Ваша батарея теперь надежно подключена к никелевой полосе. Повторите тот же шаг для других подключений.

Что делать, если у вас нет аппарата для точечной сварки?

Первый шаг — с помощью гвоздя или любого металлического предмета поцарапать все клеммы батарей, которые вы хотите подключить.


После зачистки нанесите небольшое количество флюса на клемму ячейки и приложите немного припоя к клемме. Сделайте то же самое для никелевой полоски и соедините никелевую полоску с клеммой ячейки.

Повторите этот шаг несколько раз, чтобы выполнить необходимые подключения. Ваша ячейка 12 В готова.

Подключение модуля защиты аккумулятора

Для литий-ионных аккумуляторов требуется модуль защиты аккумулятора для поддержания их работоспособности. Эти устройства защищают аккумулятор от повреждения при перезарядке, глубоком разряде и даже от перегрузки по току. Это необходимо для обеспечения безопасности батареи и продления срока ее службы. Чтобы сохранить нашу батарею в безопасности, мы использовали модуль защиты батареи 3-S 6Amps или модуль BMS.

Подключите модуль BMS к аккумулятору. Большинство BMS будут иметь одинаковую терминологию подключения.

P- Отрицательное соединение терминала для батарейного блока

P+ P Оситивное подключение к терминалу для аккумулятора

T Для прикрепления датчика температуры

B+ Положительный терминал первого аккумулятора

9002 B+ первого батареи

9002 B+ первого батареи 9000

9002 . B-                     Минусовая клемма последней батареи

B1                     Подключение к 1 ST Аккумулятор

B2 Подключитесь к 2 ND батареи

Для измерения температуры вы можете использовать NTC Thermistor. Вам нужно будет подключить один конец термистора к клемме P +, а другой конец термистора NTC должен быть подключен к T-площадке на модуле BMS.

Тестирование

Для тестирования модуля после визуального осмотра всех соединений проверьте напряжение на контактах P+ и P-. напряжение должно быть равно напряжению на контактах B+ и B-. Следующим шагом является проверка напряжения на контактах P- и B1, оно должно быть где-то около 3,7 В, так как это напряжение одной ячейки.

Следующим шагом является проверка напряжения между контактами P- и B2, это измерение даст нам напряжение между двумя последовательно соединенными ячейками, и отображаемое напряжение будет где-то около 7,4 В.

После тестирования всех колодок я использовал зарядное устройство на 12 В для зарядки аккумуляторной батареи и через полчаса измерил напряжение аккумуляторной батареи. Начальное напряжение батареи было, а конечное напряжение батареи указано ниже:

Время

Напряжение

Старт

11,58 В

30 минут

12,03 В

Я также использовал аккумулятор для питания лампы, двигателя и других приборов, и аккумулятор работал отлично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *