Как устроен генератор МТЗ 3701. Какова схема его подключения. Как проводить диагностику генератора трактора. Каковы особенности установки и обслуживания генератора 3701.
Устройство и характеристики генератора 3701 для тракторов МТЗ
Генератор 46.3701 представляет собой современный и эффективный источник электропитания, разработанный специально для тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102. Это унифицированный тракторный генератор мощностью 0,7 кВт со встроенным регулятором напряжения.
Основные характеристики генератора 46.3701:
- Мощность: 0,7 кВт
- Тип: трехфазный, индукторный
- Охлаждение: циркуляционное
- Регулятор напряжения: встроенный
- Самовозбуждение: надежное, с применением постоянных магнитов
Генератор 46.3701 имеет несколько модификаций, отличающихся размерами приводного шкива. Например, модификация 54.3701 может устанавливаться взамен генератора Г306.
Конструкция генератора 46.3701
Генератор состоит из следующих основных частей:

- Ротор с шестилучевым пакетом-звездочкой
- Статор с 9 зубцами и катушками
- Передняя и задняя крышки
- Вентилятор
- Выпрямительный блок
- Интегральный регулятор напряжения
Особенностью конструкции является наличие постоянных магнитов, обеспечивающих надежное самовозбуждение генератора. Это позволяет использовать трактор даже при отсутствии аккумуляторной батареи.
Схема подключения генератора 3701 на тракторе МТЗ
Правильное подключение генератора 46.3701 критически важно для его эффективной работы. Схема подключения включает следующие основные элементы:
- Клемма «B» — основной силовой вывод, подключается к аккумулятору и бортовой сети трактора
- Клемма «D» — вывод дополнительного выпрямителя, используется для подключения реле блокировки стартера
- Клемма «W» — вывод фазы для тахометра
- Клемма «M» — масса генератора, подключается к корпусу трактора

Особенности подключения генератора 46.3701
В отличие от предыдущих моделей, генератор 46.3701 имеет встроенный регулятор напряжения, что упрощает схему подключения. Однако это требует особой осторожности при работе с электрической системой трактора.
Важно помнить, что при работе с генератором необходимо отключать аккумуляторную батарею во избежание короткого замыкания и повреждения электронных компонентов.
Диагностика и обслуживание генератора 3701
Регулярная диагностика и правильное обслуживание генератора 46.3701 значительно продлевают срок его службы и обеспечивают стабильную работу электрической системы трактора.
Методы диагностики генератора
Для проверки исправности генератора используются следующие методы:
- Проверка контрольной лампы на щитке приборов
- Измерение напряжения на выходе генератора при работающем двигателе
- Проверка обмотки возбуждения с помощью контрольной лампы и аккумулятора
- Диагностика выпрямителя и обмоток статора
При диагностике важно соблюдать технику безопасности и использовать соответствующие инструменты.

Техническое обслуживание генератора 46.3701
Основные операции по обслуживанию генератора включают:
- Проверку и при необходимости подтяжку креплений генератора
- Контроль натяжения приводного ремня
- Очистку генератора от пыли и грязи
- Проверку состояния электрических соединений
- Контроль работы вентилятора охлаждения
Регулярное выполнение этих операций поможет предотвратить многие неисправности и обеспечит надежную работу генератора.
Установка и замена генератора 3701 на тракторе МТЗ
Установка генератора 46.3701 на трактор МТЗ требует соблюдения определенных правил и последовательности действий. Как правильно установить или заменить генератор?
- Отключите аккумуляторную батарею
- Снимите старый генератор, если производится замена
- Проверьте состояние кронштейнов крепления
- Установите новый генератор, соблюдая правильное положение
- Подключите электрические провода согласно схеме
- Отрегулируйте натяжение приводного ремня
- Проверьте работу генератора после установки
При установке важно учитывать, что генератор 46.3701 имеет присоединительный размер между лапами 90 ±0,4 мм, что позволяет устанавливать его вместо генератора 13.3701 или Г306.

Особенности установки на различные модели тракторов
При установке генератора 46.3701 на разные модели тракторов МТЗ могут потребоваться дополнительные действия:
- На тракторах с дизелем Д-245 может потребоваться доработка или замена кронштейна крепления генератора
- При замене генератора 13.3701 или Г306 необходимо проверить соответствие размеров и при необходимости использовать переходные элементы
- В некоторых случаях может потребоваться регулировка положения генератора для обеспечения правильного натяжения ремня
Типичные неисправности генератора 3701 и способы их устранения
Несмотря на надежность генератора 46.3701, в процессе эксплуатации могут возникать различные неисправности. Какие проблемы встречаются чаще всего и как их решить?
Распространенные неисправности генератора
- Отсутствие зарядки аккумулятора
- Повышенный шум при работе генератора
- Перезаряд аккумулятора
- Быстрый износ щеток
- Выход из строя диодного моста
Методы устранения неисправностей
Для каждой из вышеперечисленных проблем существуют определенные способы устранения:

- Отсутствие зарядки: проверьте натяжение ремня, состояние щеток и диодного моста
- Повышенный шум: проверьте подшипники и крепление генератора
- Перезаряд: проверьте работу регулятора напряжения
- Быстрый износ щеток: проверьте состояние коллектора и правильность установки щеток
- Выход из строя диодного моста: замените диодный мост или весь выпрямительный блок
При серьезных неисправностях рекомендуется обращаться в специализированные сервисные центры для профессионального ремонта генератора.
Повышение эффективности работы генератора 3701
Для обеспечения максимальной эффективности работы генератора 46.3701 и продления срока его службы можно предпринять ряд мер. Какие действия помогут улучшить работу генератора?
Оптимизация работы генератора
- Регулярное техническое обслуживание согласно графику
- Использование качественных расходных материалов при ремонте и обслуживании
- Контроль температурного режима работы генератора
- Защита генератора от попадания влаги и грязи
- Правильная регулировка натяжения приводного ремня
Модернизация системы электрооборудования трактора
Для повышения эффективности работы генератора 46.3701 можно рассмотреть следующие варианты модернизации электрической системы трактора:

- Установка современного регулятора напряжения с расширенными функциями
- Использование аккумуляторной батареи повышенной емкости
- Применение светодиодного освещения для снижения нагрузки на генератор
- Установка дополнительных конденсаторов для стабилизации напряжения
- Использование более эффективных проводов с меньшим сопротивлением
Внедрение этих мер позволит не только повысить эффективность работы генератора, но и улучшить общую производительность электрической системы трактора МТЗ.
Сравнение генератора 3701 с другими моделями тракторных генераторов
Генератор 46.3701 имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущими моделями и некоторыми аналогами. В чем заключаются эти преимущества и какие есть альтернативы?
Преимущества генератора 46.3701
- Высокая надежность благодаря применению постоянных магнитов
- Эффективное охлаждение, увеличивающее срок службы
- Встроенный регулятор напряжения, упрощающий конструкцию
- Возможность работы без аккумуляторной батареи
- Унифицированная конструкция, позволяющая устанавливать генератор на различные модели тракторов
Сравнение с другими моделями генераторов
По сравнению с генераторами Г306 и 13.3701, модель 46.3701 имеет следующие преимущества:

- Большая мощность при меньших габаритах
- Более эффективная система охлаждения
- Улучшенная система самовозбуждения
- Меньший вес, что снижает нагрузку на двигатель
- Более длительный срок службы благодаря улучшенной конструкции
Однако стоит отметить, что некоторые более современные модели генераторов могут иметь дополнительные функции, такие как встроенная система диагностики или возможность работы в более широком диапазоне оборотов двигателя.
Унифицированный тракторный генератор 46.3701 тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102
Общие сведения. Генератор 46.3701 предназначен для тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Его мощность 0,7 кВт, и выполнен он со встроенным регулятором напряжения.
Наличие мощного источника электропитания на тракторе позволяет решить ряд задач по улучшению условий работы тракториста и повышения производительности его труда.
Генератор 46.3701 имеет несколько модификаций, отличающихся размерами приводного шкива. Так, например, генератор модификации 54.3701 устанавливают взамен генератора Г306.
На унифицированном генераторе, помимо основного выпрямителя, имеется дополнительный (вывод Д), с помощью которого предотвращается разряд батареи на обмотку возбуждения генератора при стоянках, а также подсоединяется реле блокировки стартера.
Генератор 46.3701 обладает надежным самовозбуждением благодаря применению постоянных магнитов. Потеря остаточной намагниченности исключена.
Уменьшение удельной металлоемкости или повышение удельной мощности в 1,75 раза получено в результате применения циркуляционного охлаждения по типу автомобильных генераторов. От попадания крупных частиц внутренняя полость генератора защищена сетчатой пластмассовой крышкой со стороны забора воздуха. Крышка легкосъемная, и ее нужно периодически (один раз в сезон) снимать для удаления скопившихся под ней частиц.
Эффективное охлаждение подшипниковых узлов значительно повышает ресурс генератора.
Устройство генератора показано на рисунке 1. Он представляет собой однополюсную индукторную трехфазную машину.
Рис. 1. Генератор 46.3701: 1 — задняя крышка; 2 — втулка ротора; 3 — крышка регулирующего устройства; 4 — подшипник; 5 — блок; 6 — стяжной болт; 7 — ротор; 8 — статор; 9 — катушка возбуждения; 10 — вентилятор; 11 — крышка подшипника; 12 — шкив; 13 — подшипник; 14 – передняя крышка.
Ротор состоит из вала с расположенными на нем шестилучевым пакетом-звездочкой из листовой стали, втулкой-магнитопроводом, шкивом и центробежным вентилятором. В специальном алюминиевом каркасе с шестью клинообразными выступами, размещенными между зубцами пакетов ротора, залиты магниты.
Статор представляет собой пакет с девятью зубцами, на которых расположены катушки (по три в фазе). Крышка со стороны привода — стальная с приваренным фланцем со стороны вентилятора. На фланце имеются крепежная и натяжная лапы. В этой крышке находится втулка-магнитопровод с обмоткой возбуждения. В алюминиевой крышке со стороны, противоположной приводу, установлен выпрямительный блок с тремя дополнительными диодами.
Пластмассовая сетчатая крышка с отверстиями пол электрические выводы прикрывает торец алюминиевой крышки.
В обеих крышках подшипника имеются окна для забора и выброса охлаждающего воздуха. В крышке со стороны привода установлен подшипник 6-180603, а с противоположной стороны — подшипник 6-180502. В полости между алюминиевой и пластмассовыми крышками расположен блок интегрального регулятора.
Генератор стянут тремя болтами. В отличие от генератора 13.3701 (Г306) все электрические соединения находятся внутри. На рисунке 2 показана электрическая схема соединений генератора 46.3701, она практически не отличается от схемы генератора 13.3701.
Рис. 2. Электрическая схема генератора 46.3701.
Установка генератора. Присоединительный размер между лапами — 90 ±0,4 мм, что позволяет в случае необходимости устанавливать генератор вместо генератора 13.3701. Остальные габаритные и присоединительные размеры такие же, как у 13.3701 и Г306. Генератор 46.3701 при поставке в запчасти имеет размер между лапами 130 мм. Лапы задней крышки генератора закрепляют болтом большей длины с установкой на него гаек либо специальной разрезной втулки в отверстии задней лапы, которая может перемещаться в осевом направлении.
На рисунке 3 показаны варианты креплений генератора на кронштейнах размером 90 и 130 мм.
Рис. 3. Схемы установки генератора 54.3701: 1 — генератор; 2 — регулировочные шайбы; 3 — болт М10х55; 4 — кронштейн; 5 — болт; 6 — гайка № 110.
На литом кронштейне дизеля Д-245 генератор не устанавливают, так как боковая стенка кронштейна мешает повороту генератора при надевании ремня. Требуется либо доработка кронштейна, либо его замена на кронштейн другого размера.
При техническом обслуживании генератора необходимо следить за надежностью всех креплений, натяжением приводного ремня, общей его исправностью и чистотой. Пыль и грязь удаляют щеткой или влажной тряпкой.
Исправность генератора проверяют до начала работы с помощью контрольной лампы, установленной на щитке приборов. Если генератор исправен, лампа загорается при замыкании включателя «массы» перед пуском дизеля. После пуска контрольная лампа гаснет. Остановив дизель, нужно разомкнуть выключатель «массы» (контрольная лампа при этом гаснет).
На тракторе исправность генератора проверяют только при неработающем дизеле, отъединив от всех клемм генератора провода.
Проверку выполняют с помощью лампы напряжением 12В и аккумуляторной батареи.
Проверяя обмотку возбуждения, отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, ее положительный вывод — через контрольную лампу с клеммой Ш генератора. Если обмотка возбуждения исправна, то лампа горит вполнакала (сила тока 3,0…3,5 А). Полный накал лампы (сила тока более 3,5 А) указывает на короткое замыкание между обмоткой возбуждения и корпусом генератора. Если лампа не горит, имеется обрыв в обмотке возбуждения.
- Исправность выпрямителя и обмоток статора проверяют, соблюдая следующий порядок.
- Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, а ее положительный вывод — через контрольную лампу с клеммой В. В этом случае лампа не должна гореть. Если же лампа горит, это свидетельствует о следующих неисправностях выпрямителя: короткое замыкание в одном или нескольких диодах обеих полярностей; пробой изоляции между теплоотводом и корпусом выпрямителя; замыкание положительного вывода на корпус генератора.
- Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее положительный вывод — через контрольную лампу с клеммой В генератора. При этом лампа не должна гореть. В противном случае пробит один или несколько диодов прямой полярности.
- Положительный вывод аккумуляторной батареи через контрольную лампу соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее отрицательный вывод — с клеммой М генератора. Лампа также не должна гореть. Если же лампа загорается, значит, пробит один или несколько диодов обратной полярности или произошло короткое замыкание обмотки статора на корпус генератора.
[Ксеневич И.П. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102. 1986г.]
Похожие материалы
- Тракторные генераторы
- Генератор переменного тока
- Генератор 15.3701
- Генераторы Г287-Д, Г275 и Г285
- Тракторный генератор Г302Б
- Тракторные генераторы Г309, Г304-Б1
- Тракторные генераторы Г31-А2, Г30-А2, Г-45, Г-46, Г-80, Г-81
- Генератор трактора ДТ-20
- Проверка генератора трактора
- ТО генератора трактора
- Уход за генератором трактора
Генератор Т-150 (15.

Генератор 15.3701 предназначен для питания всех потребителей электроэнергией и зарядки аккумуляторной батареи при работающем дизеле. Его устанавливают на тракторах Т-150 и Т-150К; мощность 1 кВт и напряжение 14 В.
Приведем полную схему генератора для трактора Т-150 с описанием
Генератор (а) представляет бесконтактную пятифазную одноименнополюсную электрическую машину, с односторонним электромагнитным возбуждением, со встроенным выпрямительным блоком БПВ-12-100. Генератор состоит из статора 10, ротора 21, катушки возбуждения, передней 11 и задней 9 крышек, выпрямителя и приводного шкива 18 с крыльчаткой 19.
Статор — это пакет стальных пластин, образующих на внутренней поверхности 10 зубцов. На каждый из них надета катушка обмотки статора. В фазу включены последовательно две катушки. Фазы соединены пятиугольником.
Ротор представляет собой шестилучевую звезду, набранную из стальных пластин и напрессованную на вал 16. На переднем конце вала на шпонке закреплен шкив 18. Вал вращается в шарикоподшипниках 17 и 23. Для них не требуется замены и добавления смазочного материала в течение всего срока службы генератора.
В обеих крышках генератора сделаны отверстия для стока конденсата и попавшей внутрь воды.
Передняя крышка. К ней приварены кронштейны 14 и 20. Первый из них необходим для регулировки натяжения ремня привода генератора, а второй — для его крепления.Катушка возбуждения, состоящая из стальной втулки 13 с фланцем и обмотки (ОВ) 12, закреплена на передней крышке 11. Выпрямительный блок установлен на задней крышке 9 генератора. Он состоит из корпуса 7, крышки 4, теплоотвода 6, интегрального регулятора напряжения (ИРН) 3, переключателя посезонной регулировки напряжения (ППР) 24, силового выпрямителя (СВ) и дополнительного выпрямителя (ДВ).
Для охлаждения выпрямительного блока между его корпусом 7 и задней крышкой 9 на валу 16 ротора установлена крыльчатка 8. С этой же целью на корпусе 7 имеются ребра. Теплоотвод 6 изолирован от корпуса 7 специальной прокладкой и закреплен на нем пятью изолированными винтами (фазосборниками). Выводы диодов прямой и обратной полярности силового выпрямителя попарно соединены с выводами фазных обмоток статора.
Плюс выпрямительного блока выводится монтажным проводом к выводу В генератора. Интегральный регулятор напряжения типа Я112Б представляет собой неразборную микросхему. Он автоматически поддерживает выпрямленное напряжение генератора при изменении в рабочем диапазоне частоты вращения генератора, тока нагрузки и температуры. ИРН установлен на крышке 4 выпрямительного блока и имеет четыре вывода: Ш (б), Б, Д и С для подключения к генератору. Последние изолированы от основания ИРН («массы»). Их маркировка нанесена на пластмассовой крышке ИРН.
Концы обмотки возбуждения выведены гибкими монтажными проводами через статор, заднюю крышку и выпрямитель и присоединены к ИРН: один к выводу III, другой — к выводу Д, соединенному резистором Ri с выводом Б. Таким образом обмотка возбуждения подключена к цепи генератора. Вывод С (ИРН) присоединен к выводу «+» конденсатора фильтра Q, а вывод «-» конденсатора — к корпусу генератора.
ИРН не разбирают и не ремонтируют!
Дополнительный выпрямитель состоит из трех диодов прямой полярности. Он питает обмотку возбуждения и реле блокировки стартера.
При неработающем дизеле дополнительный выпрямитель создает автоматическую защиту аккумуляторной батареи от разряда на обмотку возбуждения.Принцип работы генератора. Постоянный ток от вывода «+» аккумуляторной батареи через резистор R1 подается на обмотку возбуждения, а затем через клемму Ш, транзисторы ИРН, «массу» — на вывод «-» аккумуляторной батареи. Ток, проходя по ОБ, создает магнитный поток, пронизывающий втулку 13 (а), ротор 21 и статор 10. При вращении зубцы и впадины ротора проходят попеременно под каждым зубцом статора.
Магнитный поток, пересекающий зубцы статора и обмотку 22, расположенную на них, изменяется по своему значению от максимума до минимума, и в обмотках катушек статора наводится переменная электродвижущая сила. Переменное напряжение обмотки статора выпрямляется дополнительным выпрямителем, и ток подается в обмотку возбуждения. Это вызывает увеличение выпрямленного напряжения генератора, которое достигает напряжения настройки ИРН и далее регулируется ИРН.
Если отсутствует или отключена аккумуляторная батарея, генератор самовозбуждается за счет остаточной индукции системы возбуждения. На дизеле с пуском от пускового двигателя вывод Д генератора должен быть закрыт защитным колпачком. Если на дизеле используют в качестве пускового устройства стартер, к выводу Д генератора подключают реле блокировки, выключающее стартер после пуска дизеля и исключающее его случайное включение при работающем дизеле.
При подготовке дизеля к осенне-зимнему периоду эксплуатации переключатель посезонной регулировки напряжения устанавливают в положение «3» (включают резистор R2 ), а при подготовке дизеля к весенне-летнему периоду эксплуатации —в положение «Л» (резистор R2 отключают). При необходимости новый генератор можно подмагнитить (возбудить), подключив на 3…5 с напряжение постоянного тока не выше 13 В.