Акустика для лампового усилителя своими руками. Самодельный ламповый усилитель для акустической гитары: особенности конструкции и сборки

Как собрать ламповый усилитель для акустической гитары своими руками. Какие компоненты выбрать для схемы. На что обратить внимание при сборке. Какие преимущества у лампового усилителя для акустики.

Содержание

Особенности лампового усилителя для акустической гитары

Ламповый усилитель для акустической гитары имеет ряд особенностей, отличающих его от классических гитарных усилителей:

  • Чистый и прозрачный звук без искажений
  • Широкий частотный диапазон для передачи всех нюансов акустического инструмента
  • Высокая чувствительность для работы с пьезодатчиками
  • Наличие микрофонного входа для вокала
  • Возможность подключения эффектов

При этом ламповая схема позволяет получить мягкое и теплое звучание, характерное для ламповой техники. Это особенно ценится музыкантами, играющими акустический блюз и фолк.

Выбор компонентов для лампового усилителя

Для сборки качественного лампового усилителя для акустики потребуются следующие основные компоненты:


  • Лампы предварительного усиления (например, 12AX7)
  • Выходные лампы (EL34, 6L6 или аналоги)
  • Выходной трансформатор
  • Силовой трансформатор
  • Конденсаторы и резисторы
  • Потенциометры для регулировок
  • Входные разъемы и переключатели

Важно использовать качественные компоненты от проверенных производителей. Это обеспечит надежность и долговечность усилителя.

Особенности схемы лампового усилителя для акустики

При разработке схемы лампового усилителя для акустической гитары следует учитывать несколько важных моментов:

  1. Входной каскад должен иметь высокое входное сопротивление для работы с высокоомными датчиками акустических гитар.
  2. Желательно наличие раздельных входов для гитары и микрофона с возможностью микширования.
  3. Необходима качественная фильтрация питания для снижения фона.
  4. Выходной каскад должен обеспечивать мощность 20-50 Вт.
  5. Обратная связь должна быть минимальной для сохранения «лампового» звучания.

Типовая схема может включать предварительный усилитель на лампе 12AX7 и выходной каскад на лампах EL34 в двухтактном включении.


Сборка и настройка усилителя

Процесс сборки лампового усилителя для акустической гитары включает следующие основные этапы:

  1. Подготовка шасси и монтаж крупных компонентов (трансформаторы, лампы)
  2. Монтаж печатной платы с радиоэлементами
  3. Подключение органов управления и разъемов
  4. Монтаж проводки
  5. Проверка и настройка

При сборке важно соблюдать меры безопасности, так как в ламповых усилителях используются высокие напряжения. Настройку лучше доверить опытному специалисту.

Преимущества самодельного лампового усилителя

Создание лампового усилителя для акустической гитары своими руками имеет ряд преимуществ:

  • Возможность получить уникальное звучание
  • Экономия средств по сравнению с покупкой готового усилителя
  • Глубокое понимание принципов работы усилителя
  • Возможность модернизации и доработки в будущем
  • Удовлетворение от создания своими руками

При этом важно учитывать, что для успешной реализации проекта потребуются определенные навыки и знания в области электроники.

Выбор динамиков для акустического комбо

Для получения качественного звучания акустической гитары через ламповый усилитель важно правильно подобрать динамики. Оптимальным вариантом будет использование широкополосных динамиков диаметром 10-12 дюймов. Они способны передать как низкие частоты корпуса гитары, так и высокие обертоны струн.


При выборе динамиков следует обратить внимание на следующие характеристики:

  • Чувствительность — не менее 95 дБ
  • Диапазон воспроизводимых частот — 50 Гц — 18 кГц
  • Мощность — соответствующая мощности усилителя
  • Сопротивление — 8 Ом

Для расширения диапазона в высокочастотной области можно дополнительно установить твитер или рупорный излучатель.

Настройка звучания акустического комбо

Для получения оптимального звучания акустической гитары через ламповый усилитель важно правильно настроить все параметры. Вот несколько рекомендаций:

  1. Начните с установки всех регуляторов в среднее положение
  2. Настройте входную чувствительность, чтобы избежать перегрузки
  3. Отрегулируйте тембр, начиная с низких частот
  4. Добавьте немного реверберации для объемности звучания
  5. При необходимости скорректируйте настройки эквалайзера

Помните, что ламповый усилитель раскрывает свой потенциал на средней громкости. Не стоит чрезмерно перегружать его, чтобы сохранить чистоту звучания акустического инструмента.

Заключение

Создание лампового усилителя для акустической гитары своими руками — интересный и увлекательный проект. Он позволяет получить уникальное звучание и глубже понять принципы работы аудиотехники. При правильном подходе самодельный усилитель может превзойти по качеству звука многие серийные модели. Главное — внимательно отнестись к выбору компонентов и тщательно выполнить все этапы сборки и настройки.



Хорошая акустика своими руками — дешево и просто, ч.1

Хорошая акустика своими руками — дешево и просто, ч.1

    Хорошая звуковоспроизводящая апаратура стоит дорого, нормальный звук без слез от искажений и головной боли, сейчас можно получить в районе от 100 т.р. и в гору за элемент ( на сленге — сидюк и (или) вертушка, усилитель, колонки). Я сторонник старой школы звукотехники (и своих ушей), когда все разрабатывали инженеры, а не дизайнеры и маркетологи. Поэтому моя домашняя система стара. проста и относительно дешева. Единственное, что меня смущало — это акустика (ну и с вертушкой я промахнулся, исправлю, это отдельно). Вот о ней сейчас и поговорим.

Слегка теории от краем уха специалиста.

Колонки как правило делятся на 4 основных вида:
рупорные, сверх высокочувствительные для особо дохлых ламповых усилителей и пр. аудиофильских заморочек

открытый ящик, для секты монозвука, динамиков Телефункен начала прошлого века, кстати наша , блин уже не наша, Радиотехника S-90 — это «трофейная Германия» — Telefunken, а Мытищинский ламповый завод — это Siemens.Немцы пока в этих отраслях никем не переплюнуты, а английский Илон Маск — Питер Квортруп, основатель Аудио Ноут скупил на корню все лампы из Мытищ и клепает на них свою аудиотехнику, шо пирожки. Реальный гений (напишу о нем отдельно)

закрытый ящик, ящик с фазоинвертором (трубкой).

Планарные, акустические лабиринты, с пассивным излучателем и прочие для особо -замороченных я не беру. Их очень мало.

    В магазинах 99% всей акустики — это фазоинверторы, потому что это дешево в производстве — дорого в продаже, красиво, много басов, которые так любит народ. И в принципи таки да, но… если вы бываете на концертах хотя бы раз в год и представляете как звучит реально бас гитара или рояль, то от фазоинвертора у вас будут «терзать смутные сомнения» в том, что это как-бы не то.
   Для небогатых меломанов, предпочитающих hi-fi, что в переводе с аглицкого — высокая достоверность, кроме закрытого ящика и альтернатив то не остается.Так чем так хорош закрытый ящик? — Он просто достовернее (с меньшими искажениями) воспроизводит звуки в диапазонах от 40 Гц до 30 кГц, что сведующим людям сразу скажет, что громовых низов от него не дождаться и рок на нем слушать можно, но только на высоком уровне звука. (Да и вообще для рока лучше фазоинвертор) Почему на большой громкости — особенность воспроизведения звука, при снижения уровня децибел (считай громкости) происходит резкий спад в воспроизведении низких частот (да и высоких тоже) , поэтому мы либо прибавляем тембр «НЧ» , либо прибавляем звук и ждем радостных соседей (в моем случае жены).
     А я слушаю всё, редко но и рок тоже, это «Лезвие бритвы» от AC/DC , «Кукольный мастер» Metallica, но больше всего мне нравится Manowar, альбомы 87-88 гг «
Борющийся мир» и «Короли металла», там такие баллады, причем «Корона и кольцо» 1988 г. была записана в Бирмингеме в соборе Святого Павла с местным хором, а «Защитник» 1987 г. с их дружбаном режиссером и актером Орсоном Уэлсом, с таким сочным баритоном , это потолок для меня (и головная боль для домашних). Ну да ладно отвлекся.

  В общем, прочел я как-то в газете заметку про вашего мальчика в журнале «Аудио магазин» стр. 183 http://megasim.ru/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%202001%201/185  статью двух российских инженеров А.Врублевского и Д.Чуманова, о разработанной ими акустической системе для ламповых (считай маломощных и слабо воспроизводящих низкие частоты, да и те с искажениями, «ламповый окрас» — это искажения, терпеть его не могу). Описание было очень детальным, пошаговым, система простой и относительно дешевой. Вот я и начал ее собирать в 2001 году, закончил в 2020…

P/S Очень хорошая теория от специалиста, подача сначала слегка напрягает, а потом втягиваешься:
Про закрытый и открытый ящик:

Про тембр и частоты воспроизведения

Самодельная АС и ламповый усилитель

Доброго времени суток любителям хорошего звука и всем читателям. Предлагаю оценить мое «творение» — самодельный ламповый усилитель и самодельную акустическую систему для него, которые были собраны для попытки уйти от «неправильного» транзисторного звука и наслаждаться музыкой по возможности как можно ближе к аналоговому звуку. Сразу скажу, что писательским талантом не обладаю, текста будет мало, но зато будет много фотографий 🙂 Итак, начнем.

Усилитель

 

Двойное моно в одном корпусе. 

Лампы: 6Н9С + 2шт EL34EH, индикация уровня выходного сигнала 6Е3П (2шт, для «понта»)

Материал корпуса: аллюминий толщиной 6 мм. Окрашен автоэмалью.

Силовые трансформаторы: ТС200
Выходные трансформаторы: ТС100 от магнитофона «Комета»

Частотная характеристика: 30-18000 Гц.
Не шумит, не «фонит».
Выходная мощность: 2 х 10 Вт
Используемая литература при сборке и наладке:
Г. Г. Генкин «Справочник радиоконструктора», 1948г., Лениздат
Г. С. Гендин «Радиолюбительское конструирование», 2004

Акустическая система

Тип: АСОТ
Объем: 165 л
Вес: 67 кг
Корпус (внутренний): сосна как каркас толщиной 18 мм
Отделка: боковые стенки – малазийский паркетный дуб (удельный вес 1.6), верхние и нижние крышки – мрамор толщиной 20 мм, по углам боковых панелей – вставки из мрамора, оклейка декоративных деталей с целью уменьшения резонанса приклеена на автомобильный герметик, передняя панель – дубовый щит толщиной 40 мм, заполнение внутреннего объема – синтетическая вата весом 0,3 кг
Динамические головки: СВЧ – Fostex FT17H (динамик хороший, но можно обойтись и без него), ВЧ – Beyma CP25 (потрясающее натуральное воспроизведение вч регистра), СЧ – Fostex FE206E (на наш взгляд найден абсолютный объем – полусфера V = 5,65 л, для достижения линейной характеристики средних частот), идеальная линейность в полусферическом объеме, НЧ – 100ГДН-33, завод НОЭМА (динамик полностью реализовался в объеме 165 л, глубокий бас даже на мощности 3 Вт)

Фильтры первого порядка:
Частотная характеристика: 35-18500 Гц (честно)
Акустические кабели: серебро 140 жил в тефлоновой изоляции от самолета ТУ-134, сечение 10 мм2
Система дает «открытый» звук на мощности 4 Вт (советского стандарта)
Список использованной литературы: С. Бать, Г. А. Поляков, А. Я. Гриф, Г. Г. Генкин «Расчет и оформление акустических систем открытого типа», 1948 г., Г. С. Гендин «Конструирование и расчет радиолюбительских акустических систем», М. Ф. Эфрусси «Расчет громкоговорителей» (журнал «Радио», №3 1977г.), О. Салтыков «Расчет характеристик громкоговорителя» (добротность-головка-ящик,  журнал «Радио», №10 1981г.)


Закачал еще немного видео, но качество испортилось после конвертации в более-менее приличный размер:

 

Ламповый гитарный усилитель для акустической гитары?

дагерман
Член

#1