Акустика для лампового усилителя своими руками: Самодельные акустические системы для лампового усилителя

Содержание

Хорошая акустика своими руками — дешево и просто, ч.1

Хорошая акустика своими руками — дешево и просто, ч.1

    Хорошая звуковоспроизводящая апаратура стоит дорого, нормальный звук без слез от искажений и головной боли, сейчас можно получить в районе от 100 т.р. и в гору за элемент ( на сленге — сидюк и (или) вертушка, усилитель, колонки). Я сторонник старой школы звукотехники (и своих ушей), когда все разрабатывали инженеры, а не дизайнеры и маркетологи. Поэтому моя домашняя система стара. проста и относительно дешева. Единственное, что меня смущало — это акустика (ну и с вертушкой я промахнулся, исправлю, это отдельно). Вот о ней сейчас и поговорим.

Слегка теории от краем уха специалиста.

Колонки как правило делятся на 4 основных вида:
рупорные, сверх высокочувствительные для особо дохлых ламповых усилителей и пр. аудиофильских заморочек

открытый ящик, для секты монозвука, динамиков Телефункен начала прошлого века, кстати наша , блин уже не наша, Радиотехника S-90 — это «трофейная Германия» — Telefunken, а Мытищинский ламповый завод — это Siemens.Немцы пока в этих отраслях никем не переплюнуты, а английский Илон Маск — Питер Квортруп, основатель Аудио Ноут скупил на корню все лампы из Мытищ и клепает на них свою аудиотехнику, шо пирожки. Реальный гений (напишу о нем отдельно)


закрытый ящик, ящик с фазоинвертором (трубкой).

Планарные, акустические лабиринты, с пассивным излучателем и прочие для особо -замороченных я не беру. Их очень мало.
    В магазинах 99% всей акустики — это фазоинверторы, потому что это дешево в производстве — дорого в продаже, красиво, много басов, которые так любит народ. И в принципи таки да, но… если вы бываете на концертах хотя бы раз в год и представляете как звучит реально бас гитара или рояль, то от фазоинвертора у вас будут «терзать смутные сомнения» в том, что это как-бы не то.

   Для небогатых меломанов, предпочитающих hi-fi, что в переводе с аглицкого — высокая достоверность, кроме закрытого ящика и альтернатив то не остается.Так чем так хорош закрытый ящик? — Он просто достовернее (с меньшими искажениями) воспроизводит звуки в диапазонах от 40 Гц до 30 кГц, что сведующим людям сразу скажет, что громовых низов от него не дождаться и рок на нем слушать можно, но только на высоком уровне звука. (Да и вообще для рока лучше фазоинвертор) Почему на большой громкости — особенность воспроизведения звука, при снижения уровня децибел (считай громкости) происходит резкий спад в воспроизведении низких частот (да и высоких тоже) , поэтому мы либо прибавляем тембр «НЧ» , либо прибавляем звук и ждем радостных соседей (в моем случае жены).
     А я слушаю всё, редко но и рок тоже, это «Лезвие бритвы» от AC/DC , «Кукольный мастер» Metallica, но больше всего мне нравится Manowar, альбомы 87-88 гг «
Борющийся мир» и «Короли металла», там такие баллады, причем «Корона и кольцо» 1988 г. была записана в Бирмингеме в соборе Святого Павла с местным хором, а «Защитник» 1987 г. с их дружбаном режиссером и актером Орсоном Уэлсом, с таким сочным баритоном , это потолок для меня (и головная боль для домашних). Ну да ладно отвлекся.

  В общем, прочел я как-то в газете заметку про вашего мальчика в журнале «Аудио магазин» стр. 183 http://megasim.ru/%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD%202001%201/185  статью двух российских инженеров А.Врублевского и Д.Чуманова, о разработанной ими акустической системе для ламповых (считай маломощных и слабо воспроизводящих низкие частоты, да и те с искажениями, «ламповый окрас» — это искажения, терпеть его не могу). Описание было очень детальным, пошаговым, система простой и относительно дешевой. Вот я и начал ее собирать в 2001 году, закончил в 2020…

P/S Очень хорошая теория от специалиста, подача сначала слегка напрягает, а потом втягиваешься:
Про закрытый и открытый ящик:

Про тембр и частоты воспроизведения

Самодельная АС и ламповый усилитель

Доброго времени суток любителям хорошего звука и всем читателям. Предлагаю оценить мое «творение» — самодельный ламповый усилитель и самодельную акустическую систему для него, которые были собраны для попытки уйти от «неправильного» транзисторного звука и наслаждаться музыкой по возможности как можно ближе к аналоговому звуку. Сразу скажу, что писательским талантом не обладаю, текста будет мало, но зато будет много фотографий 🙂 Итак, начнем.

Усилитель

 

Двойное моно в одном корпусе. 

Лампы: 6Н9С + 2шт EL34EH, индикация уровня выходного сигнала 6Е3П (2шт, для «понта»)

Материал корпуса: аллюминий толщиной 6 мм. Окрашен автоэмалью.

Силовые трансформаторы: ТС200
Выходные трансформаторы: ТС100 от магнитофона «Комета»

Частотная характеристика: 30-18000 Гц.
Не шумит, не «фонит».
Выходная мощность: 2 х 10 Вт
Используемая литература при сборке и наладке:
Г. Г. Генкин «Справочник радиоконструктора», 1948г., Лениздат
Г. С. Гендин «Радиолюбительское конструирование», 2004

Акустическая система

Тип: АСОТ
Объем: 165 л
Вес: 67 кг
Корпус (внутренний): сосна как каркас толщиной 18 мм
Отделка: боковые стенки – малазийский паркетный дуб (удельный вес 1.6), верхние и нижние крышки – мрамор толщиной 20 мм, по углам боковых панелей – вставки из мрамора, оклейка декоративных деталей с целью уменьшения резонанса приклеена на автомобильный герметик, передняя панель – дубовый щит толщиной 40 мм, заполнение внутреннего объема – синтетическая вата весом 0,3 кг
Динамические головки: СВЧ – Fostex FT17H (динамик хороший, но можно обойтись и без него), ВЧ – Beyma CP25 (потрясающее натуральное воспроизведение вч регистра), СЧ – Fostex FE206E (на наш взгляд найден абсолютный объем – полусфера V = 5,65 л, для достижения линейной характеристики средних частот), идеальная линейность в полусферическом объеме, НЧ – 100ГДН-33, завод НОЭМА (динамик полностью реализовался в объеме 165 л, глубокий бас даже на мощности 3 Вт)

Фильтры первого порядка:
Частотная характеристика: 35-18500 Гц (честно)
Акустические кабели: серебро 140 жил в тефлоновой изоляции от самолета ТУ-134, сечение 10 мм2
Система дает «открытый» звук на мощности 4 Вт (советского стандарта)
Список использованной литературы: С. Бать, Г. А. Поляков, А. Я. Гриф, Г. Г. Генкин «Расчет и оформление акустических систем открытого типа», 1948 г., Г. С. Гендин «Конструирование и расчет радиолюбительских акустических систем», М. Ф. Эфрусси «Расчет громкоговорителей» (журнал «Радио», №3 1977г.), О. Салтыков «Расчет характеристик громкоговорителя» (добротность-головка-ящик,  журнал «Радио», №10 1981г.)


Закачал еще немного видео, но качество испортилось после конвертации в более-менее приличный размер:

 

Ламповый гитарный усилитель для акустической гитары?

дагерман
Член

#1