Как выбрать оптимальный усилитель для сабвуфера по мощности и характеристикам. Какие параметры важны при подборе усилителя к сабвуферу. На что обратить внимание при выборе усилителя для сабвуфера. Какая должна быть мощность усилителя относительно мощности сабвуфера.
Основные параметры при выборе усилителя для сабвуфера
При подборе усилителя для сабвуфера необходимо учитывать несколько ключевых характеристик:
- Мощность усилителя
- Количество каналов
- Частотный диапазон
- Коэффициент нелинейных искажений
- Наличие фильтров и регулировок
- Количество блоков питания
Рассмотрим подробнее каждый из этих параметров и их влияние на выбор оптимального усилителя для сабвуфера.
Мощность усилителя — ключевой параметр при подборе
Мощность является одной из важнейших характеристик при выборе усилителя для сабвуфера. При этом необходимо обращать внимание именно на номинальную (RMS) мощность, а не на пиковую или максимальную.
Номинальная мощность — это мощность, которую усилитель способен отдавать продолжительное время без искажений. Именно этот параметр следует сравнивать с мощностью сабвуфера.
Существует три основных подхода к соотношению мощностей усилителя и сабвуфера:
- Мощность усилителя меньше мощности сабвуфера
- Мощности усилителя и сабвуфера равны
- Мощность усилителя больше мощности сабвуфера
Какой же вариант оптимален? Давайте разберемся.
Почему не стоит выбирать усилитель слабее сабвуфера?
Использование усилителя с меньшей мощностью, чем у сабвуфера, может привести к ряду проблем:
- Недостаточная мощность вызовет клиппинг (искажение) сигнала
- Искаженный сигнал содержит высокочастотные гармоники, которые могут повредить звуковую катушку сабвуфера
- Слабый усилитель не раскроет потенциал сабвуфера по громкости и качеству звучания
Таким образом, вариант с усилителем меньшей мощности следует исключить, так как он опасен для сабвуфера и не обеспечит хорошего звучания.
Равная мощность усилителя и сабвуфера — не лучший выбор
На первый взгляд, выбор усилителя с мощностью, равной мощности сабвуфера, кажется логичным. Однако и этот вариант имеет недостатки:
- Номинальная мощность усилителя указывается для напряжения 14,4 В, которое редко достигается в реальных условиях
- При падении напряжения усилитель не сможет выдавать заявленную мощность
- Это может привести к клиппингу сигнала при высокой громкости
Поэтому равенство мощностей также не является оптимальным вариантом для получения качественного звука без риска повреждения компонентов.
Оптимальное соотношение мощности усилителя и сабвуфера
Наилучшим выбором будет усилитель, мощность которого превышает мощность сабвуфера. Оптимальное соотношение — мощность усилителя в 1,5-2 раза больше мощности сабвуфера.
Преимущества такого подхода:
- Запас по мощности позволяет избежать клиппинга
- Усилитель работает с меньшей нагрузкой, что увеличивает его ресурс
- Сабвуфер получает чистый неискаженный сигнал
- Возможность регулировать уровень сигнала для защиты сабвуфера
При правильной настройке усилителя с большей мощностью риск повреждения сабвуфера минимален, а качество звучания будет максимальным.
Частотный диапазон усилителя для сабвуфера
Частотный диапазон — еще один важный параметр при выборе усилителя для сабвуфера. На что обратить внимание:
- Нижняя граница должна быть не выше 20-30 Гц
- Верхняя граница — не ниже 150-200 Гц
- Слишком широкий заявленный диапазон может быть маркетинговым ходом
Оптимальный частотный диапазон усилителя для сабвуфера — 15-350 Гц. Такой диапазон позволит воспроизводить все низкочастотные составляющие музыки.
Важность фильтров в усилителе для сабвуфера
Качественный усилитель для сабвуфера должен иметь встроенные фильтры для настройки звучания:- Фильтр низких частот (LPF) — отсекает высокие частоты
- Сабсоник фильтр — отсекает сверхнизкие частоты
- Bass Boost — позволяет усилить определенные басовые частоты
Наличие этих фильтров позволит точно настроить звучание сабвуфера и защитить его от повреждения нежелательными частотами.
Количество каналов усилителя
При выборе усилителя для сабвуфера важно учитывать количество каналов:
- Моноблоки (1 канал) — специализированные усилители для сабвуферов
- 2-канальные — могут работать в мостовом режиме на сабвуфер
- 4-канальные — универсальные, подходят для сабвуфера и основной акустики
- 5-канальные — комбинированные усилители для всей аудиосистемы
Выбор зависит от конфигурации всей аудиосистемы автомобиля. Для сабвуфера оптимальны моноблоки или 2-канальные усилители в мостовом включении.
Классы усилителей для сабвуферов
Усилители для сабвуферов бывают разных классов:
- Класс AB — хорошее качество звука, но низкий КПД
- Класс D — высокий КПД, компактность, но возможны искажения
- Класс GH — компромисс между качеством AB и эффективностью D
Для сабвуферов чаще всего используются усилители класса D из-за высокой эффективности и компактности. При этом их качества вполне достаточно для низкочастотного диапазона.
Рекомендации по выбору усилителя для сабвуфера
Подводя итог, можно дать следующие рекомендации по выбору усилителя для сабвуфера:
- Мощность усилителя должна быть в 1,5-2 раза больше мощности сабвуфера
- Обращайте внимание на номинальную (RMS) мощность
- Выбирайте усилитель с частотным диапазоном 15-350 Гц
- Наличие фильтров LPF, сабсоник и Bass Boost обязательно
- Для сабвуфера подойдут моноблоки или 2-канальные усилители
- Усилители класса D оптимальны по соотношению мощность/размер
Следуя этим рекомендациям, вы сможете подобрать оптимальный усилитель, который раскроет потенциал вашего сабвуфера и обеспечит качественное воспроизведение баса в автомобиле.
Оптимальная мощность при выборе сабвуфера и согласование с усилителем
Сабвуфер – довольно распространенное среди автолюбителей устройство. Но что он собой являет по конструктивным особенностям? Фактически это обычная электродинамическая головка низких и средних частот акустических систем, но с большими размерами по причине басового предназначения. Если рассуждать о мощности сабвуфера, то она такая же, как и в акустической системе. При этом можно выделить определенные нюансы. Во-первых, в сабе электромагнитная энергия перерабатывается в механическую, за счет чего значительно увеличивается ее величина. Во-вторых, проявляется влияние акустического оформления разных типов и изменяется поведение элементов низкочастотной головки и корпуса во время работы на высокой мощности. Рекомендуемая производителями номинальная мощность сабвуферного канала, по сравнению с акустической системой, должна быть в два-три раза выше. Числовое значение подводимой для сабвуферов мощности должно составлять не менее 150 Вт.
Производитель обычно указывает рекомендуемые для сабвуфера значения номинальной (продолжительной) и максимальной мощности, поступающей от усилителя. Наибольший интерес для покупателя представляет номинальный показатель. Именно он характеризует способность динамика работать без искажений на протяжении долгого периода времени, не поддаваясь при этом влиянию внешних факторов (температура, влажность и т.д.). Максимальная мощность не имеет особого информативного и практического значения для покупателя. Её величина примерно в 3 раза превышает номинальную мощность. Этот факт можно учитывать с целью определения номинальной мощности, если она не указана производителем в технических характеристиках устройства.
Но, в данном случае, стоит задуматься о степени доверия к такому производителю.Вопрос согласования мощности усилителя и динамиков довольно распространен. Нет единственного оптимального соотношения между показателями. Она может быть одинаковой, выше или ниже.
Идеальное соотношение получается при превышении мощности усилителя над динамиком в два раза.
Возможно также превышение в три-четыре раза, иногда и более, но в этом нет, ни особого эффекта, ни практического смысла. Главное задание – обеспечить согласование таким образом, чтобы сигнал, исходящий от усилителя, не превышал возможностей динамика. Этого можно достичь, предварительно ограничив мощность усилителя при помощи регулировки входной чувствительности, что дает возможность избежать чрезмерной нагрузки на усилитель и освободить «пространство» для неискаженной передачи басовых сигналов. Это особо важно при кратковременном режиме передачи, когда мгновенная мощность до десяти раз превышает номинальную.
Особое внимание стоит обратить на совместимость усилителя с сабвуферным динамиком. Правильно подобранные устройства дают возможность продлить их строк службы и получить звук без искажений.
Для четкого звучания баса и его согласования со средним басом акустической системы важно правильно отрегулировать верхнюю границу диапазона колебаний (фильтр низких частот) до 20-30 Гц.
Регулировку можно производить с помощью ФИНЧа (специальный инфразвуковой фильтр). Для описания технических характеристик низкочастотного динамика используют еще два важных параметра: конструктивный предел колебаний (Xmech) и величину колебаний диффузора, при которой сохраняются линейные характеристики динамика (Xmax). В случае уменьшения частот в два раза, амплитуда колебаний диффузора увеличивается в четыре раза. Дальнейшее снижение частоты приведет к тому, что амплитуда может превысить Xmax. При этом качество звучания резко ухудшается, а величина колебаний приближается к значению Xmech. В таком случае практически неизбежно разрушение конструкции. Если сравнивать опасность чрезвычайно низких частот для закрытого корпуса и фазоинверторного, то второй вариант акустического оформления значительно проигрывает первому. Это объясняется тем, что в корпусе с фазоинвертором частота колебаний диффузора растет гораздо быстрее.
Иногда во время работы устройств на высокой мощности и при увеличении уровня громкости можно ощутить появление посторонних звуков, «прихлопываний», дребезжание элементов конструкции (защитной сетки, проводки в корпусе, контактных клемм, звуковой катушки), хрип выходящего потока воздуха из порта фазоинвертора. Причиной этого может быть использование сабвуферных корпусов сомнительного происхождения, плохое крепление элементов, неправильное проектирование вуферов или же неграмотное строение корпуса.
Качественное звучание, отсутствие посторонних звуков и других проблем при совместном использовании сабвуфера с усилителем – главный признак взаимной согласованности и правильности подбора оптимальной мощности.
Если усилитель слабее сабвуфера
Этот вопрос задается очень часто, а я тут наткнулся на очень грамотное разъяснение от Евгения Мицкевича.
Как выбрать мощность усилителя для сабвуфера?
Вы определились с динамиком для сабвуфера, и на очереди – задача выбора усилителя. Поиски ответа в Интернете могут сбить с толку кого угодно. Расклад мнений примерно такой:
— Усилитель должен быть меньшей мощности, чем сабвуфер. Чтобы не перегрузить динамик. — Мощность усилителя должна быть равна мощности сабвуфера. — Усилитель должен быть мощнее, чем динамик для сабвуфера.
Лебедь, рак и щука, одним словом… К тому же не говорят, насколько именно мощность усилителя должна быть больше или меньше.
Давайте попытаемся разобраться, кто прав, а кто нет.
Вначале договоримся, что:
— Мы определились с номинальным сопротивлением динамика. То есть, соединили секции звуковой катушки так, как нам нужно, и получили нужное сопротивление. — Усилитель должен быть в состоянии работать на такую нагрузку. — Под «мощностью» будем понимать номинальную мощность. Таковая нормируется и для динамика, и для усилителя. Её называют RMS – root mean square.
Для динамика это мощность, которую он может выдерживать долго без необратимых изменений его параметров. В стандартах еще есть кое-какие оговорки, но пока на них не заостряем внимания.
Для усилителя это максимальная мощность, при которой его искажения не превышают определенного значения. Тоже есть нюансы, но в данном случае они несущественны.
И вот что еще нам нужно иметь в виду. Динамик может быть поврежден либо механическим воздействием, либо тепловым, либо ими обоими вместе.
Механическое – это когда разрушается подвижная система динамика из-за значительного превышения максимального хода конуса. Небольшое превышение, до 20%, обычно допустимо.
Тепловое – когда звуковая катушка перегревается по тем или иным причинам.
Что это за причины?
Первая причина теплового повреждения – клипинг усилителя. Такое бывает сплошь и рядом, если мощность усилителя недостаточна. Вы добавляете громкость, а усилитель исчерпал свои возможности неискаженного усиления и начинает во множестве выдавать гармоники. То есть, отправляет на динамик кучу разных частот, более высоких, чем основная. Звуковая катушка быстро разогревается и перегорает, если вы не успели вовремя сбросить громкость.
Вторая причина теплового разрушения – выход звуковой катушки за пределы рабочего зазора магнитной системы. Пока она движется в пределах рабочего зазора, ее витки находятся в магнитном поле, и энергия тока, протекающего по ним, расходуется на движение конуса. А когда витки звуковой катушки выходят из рабочего зазора, вся энергия усилителя, несомая током, идет на разогрев катушки. В этом случае разогрев происходит медленнее, чем в первом случае, но лишь ненамного. Зазевались – и прощай, динамик! До встречи после ремонта!
Механическое повреждение подвижки часто происходит при кратковременном сильном сигнале. Удар барабана, хлопок переходного процесса усилителя или головного устройства, – вот основные причины «выплёвывания» конуса. Особенно часто это случается в так называемых «открытых» оформлениях (фазоинвертор, ЧВ резонатор), если не используется фильтр-сабсоник.
Еще одна причина превышения максимального хода – воспроизведение треков, содержащих слишком низкие частоты. На этих частотах ход конуса сильно возрастает, и подвижка может быть разрушена даже сигналом относительно невысокой мощности, намного меньше номинальной.
Так как же быть с усилителем? И так плохо, и так нехорошо…
Не претендуя на истину в последней инстанции, приведу свои соображения.
Слабый усилитель – это плохо. Безоговорочно. Однозначно. Без вариантов. Слишком велик риск сжечь звуковую катушку.
Мощность усилителя равна мощности динамика — тоже не очень хорошо. Почему? Потому, что номинальную мощность автомобильного усилителя обычно нормируют для питающего напряжения 14,4 Вольт. А в реальных условиях мы ни за что не удержим такое напряжение на выводах усилителя. Оно и так будет колебаться во время игры. А если еще подключим фары, печку, щётки… Словом, усилитель уйдет в клип, не достигнув своей номинальной мощности. Звуковая катушка и тут под угрозой перегрева.
И наконец, третий вариант: усилитель мощнее динамика. По моему опыту, оптимально, когда мощность усилителя в 1,5-2 раза выше номинальной мощности сабвуфера. Возникает законный вопрос: а как тут насчет механического повреждения? Ответ: да, это может случиться. Но если вы не будете издеваться над динамиком, постоянно выводя его на максимальный ход и злоупотребляя «инфранизкими» треками, то он будет жить долго и счастливо.
Как видим, стопроцентного способа не убить динамик не существует. Потому сохраняем голову на плечах при любом усилителе.
Больше шансов на долгую жизнь динамика дает третий вариант, когда усилитель мощнее. На нём и предлагаю остановить свой выбор.
Всем привет. Сегодня попробуем разобрать причины по которым сгорают, ломаются, выходят из строя сабвуферы и остальные динамики.
Вообще, если компоненты качественные, используются в надлежащих условиях и правильно подобраны к системе, то они будут очень долго радовать владельца приятным звуком. К сожалению многочиленные возможные ошибки могут приводить к резкому сокращению срока службы динамиков и усилителей. Поговорим о самых распространенных.
Косяки в установке
Небрежная установка — одна из самых частых причин поломок. Правильно выполненная инсталляция залог не только безопасности авто и качества звучания, но и сохранности компонентов. При установке системы нужно учесть много важных моментов: как и где правильно расположить усилители, как подключить усилитель и грамотно расположить силовую проводку в салоне, как правильно подключить сабвуфер и какое выбрать сопротивление для катушек и т. д. Некоторые ошибки могут ухудшить звучание, некоторые вывести из строя компоненты, а из-за каких-то возникают пожары. Поэтому очень внимательно относитесь к монтажу.
Конечно для получения хорошего звука, нужно выбирать надежные компоненты. К примеру, низкокачественные усилители могут иметь очень низкую защиту от перегрузок, от чего возникают распространенные хлопки и щелчки сабвуфера (динамиков) при включении или выключении магнитолы (как с этим бороться можно узнать в статье «Почему хлопает сабвуфер»), это не приятно на слух и вредно для сабвуфера, а что бы докопаться до истины — придется потрудиться.
Не правильная настройка усилителя
Стандартная настройка усилителя (моноблока)
Ошибки при выставлении гейна, не правильное использование фильтров, не грамотное использование басбуста — все это способствует выходу динамика из строя. Нужно правильно выбирать диапазон звучания, подрезать инфразвук, отсекать лишние частоты, с умом пользоваться басбустом и правильно выставлять гейн, тогда вашим компонентам со стороны настроек усилителя ничего угрожать не будет. Как правильно настроить усилитель читайте в соответствующей статье.
Улучшайзеры
Все грамотные люди и правильные уроки говорят, что улучшайзеры на магнитоле (extra bass, loud, эквалайзер и т.п.) трогать не нужно. Возникает закономерный вопрос: «Для чего же они вообще нужны?» Все просто — они дают возможность индивидуализации — выбор характера звучания под свои вкусы; создают обманчивое впечатление того, что система может отыграть любую музыку; скрывают откровенные недостатки слабых компонентов на штатках.
Я говорю про штатные, потому что в самостоятельных системах под определенное музыкальное направление подбираются компоненты, создается оформление акустики и определяется настройка сабвуфера, а эквалайзер используется для выравнивания амплитудно частотной характеристики звучания. Используют эквалайзер люди опытные, потому как при такой настройке риск не всегда оправдывается и нужно хорошо понимать все процессы.
Поэтому зачастую включенные супербасы и накрученный эквалайзер вкупе с неподходящим усилителем или слабой проводкой отправляют динамики в ремонт.
Очень мощный усилитель
Как ни странно, но по этой причине компоненты выходят очень редко, обычно бывает наоборот. Человек хочет громче музыку, покупает вместо штатных колонки помощнее, они сгорают, он думает, что они были слабыми и нужно еще мощнее — картина повторяется. Результат — автолюбитель в ярости, в глубоком заблуждении и смятении. То же часто происходит со слабыми усилителями и сабвуферами (как правильно подбирать пару сабвуфер — усилитель).
В случае с усилителями с избыточной мощностью по отношению к динамикам, последние выходят из строя в основном из-за не правильного согласования уровней сигнала. По простому — не правильно выставляется гейн (Gain).
Если вы уже прочитали по ссылке в предыдущем абзаце о правильном подборе усилителя, то знаете, что усилитель должен быть всегда мощнее сабвуфера и двойное превышение это идеальный вариант. Такой усилитель в принципе можно назвать слишком мощным. Однако при правильной установке гейна (gain) он будет полностью безопасным (о том, как правильно выставить чувствительность или гейн можно узнать в материале «Как настроить усилитель»). К тому же такая связка очень надежна и имеет лучшее качество звучания. Мощный усилитель с правильно ограниченной чувствительностью всегда стабилен, не дает искажений на любых пиках, а следовательно, за клиппинг можно не переживать. Все это в полной мере относится не только к сабвуферам, но и к акустике.
Удачного использования!
Как подобрать усилитель к сабвуферу по мощности
Если для акустического усилителя основное внимание должно быть обращено на качество звучания, то в случае с сабвуфером ключевая характеристика при выборе – мощность. Она бывает двух видов:
- Максимальная (PMPO). Как правило, указывается на корпусе и означает общую мощность для всех каналов с искажениями. Ориентироваться на этот показатель не стоит, так как он не соответствует действительности и служит лишь в качестве приманки для покупателя.
- Номинальная (RMS). Обычно фиксируется в техпаспорте или обозначается на коробке. Номинальная мощность – та самая цифра, которой следует руководствоваться, совершая покупку. Параметр должен быть указан при КНИ меньше 0,1% и напряжении, составляющем 14,4 В.
Хорошие усилители для сабвуферов комплектуются сертификатом, который содержит информацию о серийном номере изделия и реальном показателе мощности, полученном в условиях заводского замера. Подобные данные традиционно предоставляют серьезные компании вроде Rockford Fosgate, Alpine или MTX.
Известна привычка преобладающего количества фирм слегка завышать значение мощности, чтобы привлечь внимание потенциального клиента. На этом фоне выгодно выделяется марка DLS: производитель специально немного занижает настоящую цифру, переходя в более низкую категорию устройств, где без труда удерживает лидерство.
По поводу того, каким должно быть значение мощности усилителя для сабвуфера, идут нескончаемые споры. Точки зрения всего три:
- Необходимо, чтобы по сравнению с сабвуфером усилитель был менее мощным. Такое мнение ошибочно, поскольку слабое устройство приведет к сгоранию звуковой катушки.
- Следует отдавать предпочтение усилителю, равному по мощности с сабвуфером. В этом случае также есть подвох – номинальная мощность нормируется для напряжения 14,4 В, которое практически никогда не удерживается на выходах усилителя. Такая ситуация чревата перегревом звуковой катушки.
- Лучше, чтобы усилитель превосходил сабвуфер по мощности. Оптимальный вариант с точки зрения безопасности для аппаратуры. Единственный риск заключается в вероятности механического повреждения катушки, но его можно избежать, если не выводить динамик на максимум и не слушать слишком часто треки на сверхнизкой частоте.
Поскольку превосходство усилителя над сабвуфером в плане мощности дает наибольшие шансы на продолжительный период полезной эксплуатации устройств, то рекомендуется предпочитать именно этот вариант. Также в Сети не утихают дискуссии по поводу требуемого количества ватт. Как показывает практика, лучше выбирать модель усилителя в 1,5-2 раза мощнее, чем сабвуфер.
Какой усилитель нужен для сабвуфера 700 ватт
Основной причиной перегрева является клиппинг низкочастотного блока. Это происходит тогда, когда мощности канала не хватает. При увеличении уровня громкости амплитуда сигнала обрезается, и его форма начинает из синусоидальной превращаться в прямоугольную. При этом на выходе канала появляются высокочастотные гармоники, что так же вызывает перегрев и обрыв звуковой катушки.По этой причине вариант, когда мощность УНЧ слишком мала, полностью исключается.
Если мощности блока усиления и низкочастотной колонки равны, происходит следующее. Выход автомобильного УНЧ обычно рассчитывается исходя из питающего напряжения бортовой сети автомобиля. Но в реальных условиях, величину 14,4 вольта на питающих клеммах получить не удастся. Напряжение будет заметно колебаться во время исполнения музыкальных фрагментов, особенно с сильными басами. Если в автомобиле будут включены дополнительные устройства такие как «дворники», фары, печка напряжение будет ещё меньше и усилитель, как и в первом случае, перейдёт в клиппинг. Поэтому равенство мощностей тоже нужно исключить.
Для подбора усилителя к сабвуферу по мощности выбирается такое соотношение, когда выход усилителя больше мощности низкочастотного динамика. Нормальным будет превышение в 1,5-2 раза. Здесь есть только она возможность повредить громкоговоритель – подавать на колонку слишком мощный сигнал. Когда динамик не перегружен, звук воспроизводится с отличным качеством, выходные транзисторы не греются и шанс повредить звуковую катушку минимален. Для сабвуфера на 700 ватт нужно брать усилитель на 1.0-1.5 кВт.
Усилитель к сабвуферу: какой выбрать? Технические параметры
Для усилителя критично важен лишь показатель мощности, на остальные характеристики можно смотреть постольку-поскольку. Но все же следует обратить внимание на такие параметры:
- Частотный диапазон. Пользователю нужно убедиться, что разброс не слишком большой. Серьезные компании дают максимально конкретные значения – например, от 15 до 350 Гц. Если же диапазон указан в пределах 10-500 Гц, то, скорее всего, это просто уловка маркетолога, и усилитель не будет качественно работать на заявленных частотах.
- Класс усилителя. Он может быть:
- АВ – аналоговое устройство с хорошим качеством усиления, но малым КПД и такой же мощностью;
- D – мощный цифровой усилитель, демонстрирующий высокий КПД, но отличающийся плохим качеством работы.
- Количество каналов. По этому критерию устройства делятся на следующие группы:
- одноканальные (моноблоки) – рассчитаны на низкоомную нагрузку в пределах 1-2 Ом. Встречаются редко, в основном – в профессиональных автомобильных аудиосистемах, где выдаваемая мощность гораздо важнее качества звучания. Практически всегда относятся к классу D. Хорошие примеры – DLS XM10, Alpine PDX-M6, DLS MAD15;
- двухканальные – предназначены для сабвуферов, рассчитанных на 4-8 Ом. Могут подключаться по мостовой схеме или по сабвуферу/катушке в случае достаточной мощности. Неплохо себя зарекомендовали следующие модели – Eton SR 100.2, Genesis Profile Two, DLS MA23;
- трехканальные – практически не встречаются, так как вытеснены 4-канальными усилителями;
- четырехканальные – пользуются наибольшей популярностью. Такие устройства можно применять для 4-х динамиков, сабвуфера и пары динамиков, а также 2-х сабвуферов. Благодаря универсальности и простоте установки 4-канальные усилители рекомендуется выбирать в большинстве случаев. Например, можно остановиться на одной из следующих моделей – Focal FPP 4100, Alpine PMX-F640, Eton SR 60.4, DLS XM40;
- пятиканальные – представляют собой четырехканальные усилители с дополнительным сабвуферным каналом, благодаря чему также можно подключить фронтальную и тыловую акустику. Эти модели позволяют сэкономить место, а также потратить гораздо меньше денег, чем если бы усилители для сабвуфера и акустики устанавливались отдельно. Обратить внимание стоит на такие устройства – Audison SR 5, DLS MA51, Alpine PDX-V9;
- шестиканальные – практически никогда не применяются, поскольку редкая система автозвука требует наличия подобных усилителей. Но все же на рынке встречаются 6-канальные модели, например, Gladen XS 75c6 и Mosconi Gladen One 60.6.
Как выбрать усилитель под сабвуфер
Чтобы понять, как подобрать усилитель к сабвуферу нужно разбираться в его основных характеристиках. Кроме числа каналов, на качество работы звуковоспроизводящей системы, могут повлиять следующие параметры:
- Выходная мощность
- Частотный диапазон
- Коэффициент искажений
- Наличие фильтров
- Число блоков питания
Выходная мощность считается субъективным параметром, так как производители аппаратуры вводят покупателей в заблуждение, указывая киловатты на выходе. Выбирать устройство нужно только по номинальной мощности, которая измеряется при коэффициенте искажений в 1%. При измерении максимальной или пиковой мощности искажения вообще не учитываются, поэтому прослушивание музыки на ней невозможно.
Частотный диапазон автомобильных усилителей под сабвуфер приблизительно одинаков и соответствует тем звукам, которые хорошо воспринимаются человеческим ухом, тем не менее, многие производители указывают запредельные значения частот, чтобы неоправданно повышать цену на свою продукцию. Коэффициент нелинейных искажений зависит от мощности. Чем выше мощность, тем процент искажений выше. На бытовых УНЧ значение коэффициента искажений измеряется на частоте 1000 Гц при номинальной выходной мощности.
Выбор усилителя для сабвуфера зависит от наличия полезных опций. Очень важным для качественного воспроизведения низких частот, в устройстве, являются специальные фильтры и регулировки. Их может быть несколько:
- LPF
- Bass Boost
- Subsonic
LPF или фильтр низких частот обрезает диапазон, находящийся выше определённого значения. Так если низкочастотный канал должен работать в полосе от 40 до 150 Гц, то всё, что выше мешает работе канала. На самом деле фильтр не способен полностью удалить верхние частоты, а только сильно понижает их уровень. BassBoost представляет собой эквалайзер, предназначенный для подъёма низких частот. В спектре низкочастотного сигнала присутствуют обертоны, не слышимые человеческим ухом. Они негативно влияют на работу громкоговорителя и могут вызвать повреждения диффузора. Для того чтобы удалить эти частоты применяется фильтр Subsonic.
При подборе многоканального усилка под саб нужно обратить внимание на количество блоков питания. Идеальный усилитель должен иметь отдельный блок питания на каждый канал. Это связано с тем, что потребляемая мощность каждого канала бывает различной и низкочастотный тракт, как самый активный, будет забирать на себя большую часть энергии. При этом питание других каналов будет занижено, что отрицательно скажется на качестве звука. Четырёхканальные системы хорошего качества оснащены двумя источниками питания, из которых один работает на низкочастотный канал, а другой на все остальные.
Хороший блок низкой частоты должен на каждом канале иметь два типа входов – вход высокого уровня (HighLevel) и линейный вход(LineInput). Это позволит без проблем выстроить нужную конфигурацию звуковой системы автомобиля.
Мощности
Какой усилитель лучше для сабвуфера? Для того чтобы правильно выбрать усилитель, нужно сперва познакомиться с тремя самыми распространенными мнениями:
- Мощность выбранного устройства должна быть меньше мощности сабвуфера, чтобы исключить возникновение перегрузок на динамик.
- Мощности должны быть равны.
- Усилительное устройство должно иметь большую мощность.
Где истина? Давайте понемногу разбираться.
Усилитель слабее сабвуфера
При выборе значения сопротивления нужно понимать, что усилитель должен работать на такой нагрузке, теперь можно браться за мощность. Нам необходимо знать значение именно номинальной мощности. Динамик должен стабильно работать на таких значениях без плачевных последствий. Для усилителя же это — максимальная мощность, при которой уровень искажений допустим.
Существуют нюансы и для динамика, и для усилка. Динамик можно повредить механическим или тепловым воздействием, если не всеми сразу. При механическом воздействии выходит из строя подвижная система. Для того чтобы избежать этого, нужно правильно подобрать значения максимального хода конуса. Оно не должно превышать двадцать процентов.
Тепловое воздействие проявляется в перегреве системы, которое может произойти по следующим причинам:
- Клипинг усилителя. Причина такой проблемы — это нехватка мощности устройства. Другими словами, вы прибавляете громкость звука, а усилок начинает “захлебываться” и выдавать гармоники, отправляя на динамик много высоких частот. Звуковая катушка очень быстро перегреется и сгорит, если вы не убавите громкость.
- Движение катушки вне рабочего зазора магнитной системы. Если витки этой катушки выйдут из рабочего зазора, вся энергия устройства уйдет на нагрев катушки. До перегрева, конечно, она дойдет медленнее, но можно и не уследить, потеряв динамик.
Важно! Желательно не слушать треки с сильно низкими частотами. Именно на этих частотах можно разрушить подвижку сигналом даже малой мощность, пусть даже значительно меньше номинальной.
Не думайте, что подбор усилителя к сабвуферу сейчас зайдет в тупик. Главное в этом деле — понимать все нюансы.
Мощности равны
Такой случай тоже особо не сулит ничего хорошего. Чаще всего номинальную мощность усилка регулируют для напряжения питания, которое составляет 14. 4 Вольт. К сожалению, реальные условия не позволяют удержать такое напряжение на выводах прибора.
Усилитель тут же уйдет в клип, даже не приблизившись к своей номинальной мощности. В этом случае и звуковая катушка будет под угрозой.
Усилитель имеет большую мощность
Так какой усилитель лучше для сабвуфера? Порой, можно увидеть приборы со значениями в полтора или даже два раза выше. Но стоит ли опасаться механических повреждений в таком случае? Безусловно, но только, если вы твердо решили поиздеваться над динамиком. Но делать этого, конечно же, не стоит. Если не выводить динамик на максимальный и не увлекаться композициями с сильно низкими частотами, жизнь у него будет долгая и счастливая.
Ну что ж. Вот мы и пришли к выводу, что со всех сторон обезопасить себя не выйдет, и главное в таком деле — это иметь голову на плечах. Но если взглянуть на статистику, то третий вариант самый оптимальный, поскольку динамик в таком случае проживет подольше.
Что надо знать о колонках для выбора
Предположим, колонки у вас уже есть. Вы начали собирать с них свою аудиосистему по советам знатоков (если так, то они правильно вам посоветовали), или просто по случаю выгодно купили комплект акустики. На что надо обратить внимание?
- Мощность. Этот параметр обычно указывается и в документации колонок, и на их корпусе. Следует отличать пиковую мощность, на которую колонки способны кратковременно, и номинальную. Ту мощность, на которой звук воспроизводится без искажений. Именно на второй мощности следует использовать акустику.
- Сопротивление. Считается, что, чем сопротивление выше, тем качественнее звук: гасятся шумы и искажения. Однако, в отличие от наушников, где значение сопротивления может колебаться в очень широком диапазоне, колонки обычно имеют сопротивление лишь от 4 до 8 Ом. Важно учесть: чем выше (при прочих равных) сопротивление, тем меньше энергопотребление колонок и, следовательно, громкость воспроизведения.
Таким образом, перед тем, как выбрать усилитель звука для колонок, надо знать их данные. Усилители тоже имеют соответствующие параметры — выходная мощность и сопротивление. И они должны соответствовать у обоих устройств. Однако в реальности, конечно, сопротивление и мощность могут отличаться. Так ли это страшно?
Класс
Класс усилителя — это тоже немаловажный параметр. Современные приборы можно подразделить на два известных типа:
- АВ. Это аналоговый девайс, который обладает прекрасным качеством усиления, но характеризуется довольно маленькими показателями коэффициента полезного действия и мощности.
- D-тип. Цифровой усилитель с хорошим КПД, но хромающим качеством.
Какой усилитель лучше для сабвуфера, если выбирать его по классу? Ответить на этот вопрос сможете только вы. Все зависит от желаемого результата и средств.
Цена
К сожалению, как бы ни хотелось обратного, но на рынке автозвука действует упрямый закон «лучше-дороже», бывают исключения, но они довольно редки. По этому обмануть судьбу и получить супер качество по бросовой цене не получится.
Чтобы выяснить в какой ценовой категории выбрать усилитель для сабвуфера, поймите — аудиосистема звучит на столько хорошо, на сколько хорош ее самый слабый компонент. Другими словами, достоинствами одного компонента не вытянуть недостатки другого. Это значит, что если у вас усилитель за 100 000 р., а сабвуфер за 3 000 р. то и звучать эта связка будет на 3 000, так что всегда необходим баланс и правильное распределение бюджета. Поэтому все зависит от вашего «аппетита».
Количество каналов
Тоже немаловажный параметр для выбора. Классифицируем устройство по следующим критериям:
- Одноканальный. Простым языком — моноблок. Такие приборы выдерживают нагрузку только при низких ее значениях (где-то пару Ом). Эти усилки подойдут для обладателей профессиональных аудиосистем, мощность который является одним из главных показателей. Чаще всего это- гаджеты D-класса.
- Двухканальные. Такие устройства легко установить с сабвуферами, которые рассчитаны от четырех до восьми Ом. Соединение осуществляют при помощи мостовой схемы или по катушки.
- Трехканальные. Такие девайсы могут похвастаться лидирующими представителями: Eton SR 100.2 или Genesis Profile Two. Но такие устройства найти сложнее из-за утраченной актуальности.
- Четырехканальные. Такие усилители можно с легкостью использовать хоть для четырех динамиков и сабвуфера или для нескольких качественных “булок”. Установка и эксплуатация редко вызывает вопросы, что делает такие гаджеты крайне популярными.
- Пятиканальный. Также имеют огромную популярность, поскольку дополнительный сабвуферный канал позволяет использовать и фронтальную, и тыловую акустику. Явным преимуществом является цена и малые габариты.
- Шестиканальные. Найти такой аппарат выдается крайне редко, поскольку системы, существующие ныне, еще не настолько требовательны к усилительным элементам.
Какой усилитель нужен для сабвуфера 1300 W
Для того чтобы нагрузить такой низкочастотный канал нужен блок с выходом до 3000 ватт. Подобрать усилок к сабвуферу можно из моноблоков . Для этого подойдет старшая модель PioneerGmD9601. Можно так же использовать двухканальный или четырёхканальный УНЧ с соответствующим выходом, а подсоединение низкочастотного канала выполнять по мостовой схеме. Для того чтобы подобрать сабвуфер усилок и колонки лучше всего выбирать изделия одного производителя.Чтобы не было проблем в процессе эксплуатации звуковой системы нужно приобретать изделия от известных брендов в специализированных магазинах.
Что делает хороший сабвуфер?
Что такое бас?
Басовые ноты охватывают нижнюю часть звукового спектра, низкочастотные и часто гортанные барабанные ноты трека или взрывы в кино. Когда вы идете в кинотеатр на просмотр последнего блокбастера, бас — это звук, который вы не только слышите, но и чувствуете; мощные вибрации, которые физически сотрясают вас в кресле.
Обычные динамики воспроизводят высокие и средние частоты, а также немного басов. Например, высокие частоты в обычном громкоговорителе могут включать в себя струны исполнения оркестра, а средние частоты обычно могут быть богатыми, теплыми вокалами ведущего певца. Бас может быть мощным битом или вкусной басовой фразой вашего любимого трека. Именно здесь в дело вступает сабвуфер, который берет на себя задачу обработки глубоких, детализированных и насыщенных басов, с которыми большинство громкоговорителей просто не могут справиться сами по себе.
Как это измеряется?
Бас, как и большинство вещей, требует сравнения качества и количества. Больше баса не обязательно означает лучший бас.
Мощность определяется мощностью рассматриваемого сабвуфера, где более высокая мощность свидетельствует о более мощном сабвуфере. Более мощный сабвуфер, как правило, предпочтительнее менее мощного сабвуфера не только потому, что он будет играть громче, но и потому, что он сможет более точно обрабатывать низкие частоты с гораздо лучшим управлением динамиками в сабвуфере.
Просто помните: 500-ваттный сабвуфер не обязательно означает, что он должен воспроизводиться в пять раз громче, чем 100-ваттный сабвуфер. Мощность — это грубый показатель того, насколько мощным может быть сабвуфер, а не то, как на нем следует играть! Обязательно время от времени давайте соседям выходной…
Зачем мне добавлять сабвуфер?
Нельзя отрицать, что эстетика и дизайн теперь так же важны, когда мы выбираем технику для дома, поэтому тенденция к маленьким, привлекательным колонкам продолжает расти.
Динамики меньшего размера, как и ожидалось, часто слабее басов и поэтому требуют отдельного сабвуфера. Бас важен по ряду причин, не в последнюю очередь потому, что он дополняет высокие и средние частоты, обеспечивая более полное и богатое звучание.
Если вы используете небольшие напольные или сателлитные колонки, без сабвуфера вы почти наверняка почувствуете, что в вашей музыке и фильмах чего-то не хватает; Будь то более глубокая часть трека или вращающиеся лопасти вертолета в последнем голливудском фильме, сабвуфер дополняет звуковой спектр.
Как мы упоминаем во многих наших блогах, не существует четкого правила, определяющего, зачем вам нужен сабвуфер или какой сабвуфер нужно бежать и покупать. Размер и мощность могут зависеть от комнаты, но стоит отметить, что более крупные и мощные сабвуферы, как правило, обеспечивают более полный звук даже при меньшей громкости и в небольших помещениях.
Как улучшить басы в моей системе Hi-Fi или AV?
Хотя глубокий бас вашего сабвуфера не направлен (в отличие от обычных полочных или напольных громкоговорителей), это не означает, что его нужно прятать или оставлять в углу; вы будете удивлены тем, насколько большую разницу может иметь учет акустики комнаты и расположения сабвуфера.
Еще один вариант — добавить в систему более одного сабвуфера. Например, саундтрек к фильму в формате 7.2 имеет два выделенных канала сабвуфера (или LFE), поэтому два сабвуфера можно использовать с большим эффектом. Просто помните, что целью является улучшение басов, а не их увеличение. Нет необходимости включаться на полную громкость и вибрировать на всю улицу. Размещение имеет решающее значение, и, потратив немного дополнительного времени на поиск правильных позиций, вы можете получить ОГРОМНУЮ разницу в качестве звука. Наличие нескольких сабвуферов в разных частях комнаты обеспечивает лучший тональный баланс, однако вложение в два может обойтись вам в копеечку, а также занять место в вашей комнате.
В заключение
Ирония хорошего сабвуфера заключается в том, что разница, которую он создает, должна быть незаметна, а не бросаться в глаза. Любой, кто страдал от резких, гулких звуков, исходящих от плохого сабвуфера, поймет!
Одни только технические характеристики не помогут вам выбрать отличный сабвуфер. Когда дело доходит до выбора сабвуфера для себя, обязательно сделайте домашнее задание, прочитайте несколько обзоров и, конечно же, попробуйте сами!
5 вещей, на которые стоит обратить внимание при выборе сабвуфера
Гэри Якубян (приглашенный автор)
Это гостевая запись в блоге от Гэри Якубиана, президента и главного исполнительного директора SVS, человека, которого мы с гордостью называем другом. Гэри более 25 лет инвестирует в бытовую электронику для розничной и корпоративной торговли. Он является иконой отрасли и мировым лидером в области высококачественного звука, который, скажем прямо, знает свой бас.
Сабвуфер — это динамик, специально разработанный для передачи басов всем остальным динамикам в домашнем кинотеатре или стереосистеме. Бас важен по многим причинам. Он добавляет слои мощного звукового воздействия, а также тонкий, даже деликатный звук, который привлекает нас и делает всю нашу музыку, фильмы и телешоу более захватывающими и захватывающими. Бас позволяет буквально почувствовать музыкальную ноту или звуковой эффект в фильме — он задает настроение саундтреку и обеспечивает темп для ритма и мелодии в музыке. Бас создает основу ритмов, которые заставляют вас постукивать ногой или кивать головой, когда звучит любимая песня.
В отличие от выбора динамиков, который является субъективным решением, основанным на многих факторах (внешний вид, звучание, форм-фактор), выбор сабвуфера является более объективным. Почему? Потому что когда дело доходит до сабвуферов, нам легче судить о них по их способности делать 5 основных вещей. Все лучшие домашние сабвуферы обладают этими пятью характеристиками, которые легко уловить, если знать, что слушать.
Также ознакомьтесь с нашим списком лучших домашних сабвуферов 2021 года.
1. Невероятно низкочастотное расширение.
Многие сабвуферы не способны воспроизводить самые глубокие басовые ноты или тона. Говоря более технически, это означает, что они не могут воспроизводить ноты на частоте 20 Гц или ниже (порог человеческого слуха). Таким образом, они пытаются компенсировать это, преувеличивая производительность средних басов, чтобы скрыть недостающие ноты. Это приводит к гулкому однотонному басу, создавая менее правдоподобное впечатление, которое лишает вас ощущения того, что артист или режиссер действительно намеревались представить на самых низких частотах. Лучшие сабвуферы воспроизводят глубочайшие басы с ясностью и изяществом, иногда создавая частоты настолько глубокие, что их даже не слышно — их можно только почувствовать!
Если вы просматриваете спецификацию, важно знать, что она написана на основе результатов испытаний в безэховой камере (комнате, предназначенной для полного поглощения звука). Это несправедливо по отношению к сабвуферам, поскольку они полагаются на звуковые отражения в вашей комнате для создания чистых, мощных нот. Таким образом, сабвуфер может работать только на частоте 30 Гц, тогда как на самом деле он погружается намного глубже.
К чему стоит прислушаться:
Обратите внимание на сабвуферы, которые, кажется, выдыхаются на очень низких басовых нотах. Включите ваш любимый басовый дроп EDM, и вы заметите, что по мере того, как бас падает все ниже и ниже по высоте, громкость также начинает падать. Сабвуферы мирового класса будут поддерживать уровень выходного сигнала на всем протяжении.
(Фото: SVS Prime Tower и Сабвуфер SVS SB-2000 )
2. Выход низких частот при самых высоких уровнях звукового давления (УЗД).
Это многословно, но концепция довольно проста. Сабвуфер мирового класса играет без особых усилий громко и без искажений, независимо от того, насколько глубоким или требовательным является исходный материал. В отличие от пассивных динамиков, сабвуферы обычно имеют свои собственные внутренние усилители и DSP-процессоры, поэтому они могут выполнять свои собственные регулировки громкости на лету, когда домашний кинотеатр или стереосистема включена. Меньшие сабвуферы используют ограничение усилителя, которое искусственно уменьшает громкость самых больших ударов басовых всплесков, чтобы защитить усилитель от перегрузки. Результат: бас «исчезает» в тот самый момент, когда вы хотите, чтобы он включился больше всего, как взрыв в боевике или падение баса EDM. Это важная функция, предназначенная для защиты сабвуфера от повреждения его драйвера или усилителя, но она создает ощущение сдувания. Сабвуфер мирового класса вырабатывает достаточно энергии, чтобы без особых усилий работать с огромным уровнем звукового давления, значительно превышающим эталонный уровень громкости, не достигая дна или просто отключаясь в критические моменты.
На что следует обратить внимание:
Обратите внимание на то, сколько энергии и мощи он создает с самыми глубокими басовыми нотами (попробуйте великолепные боевые сцены из фильмов «Морской бой» или «Трон»). Если вы не можете испытать это лично, полезно поговорить с кем-то, кто это сделал, например, с экспертами по продуктам в World Wide Stereo. Вы также можете проверить мощность, которая говорит вам, насколько большой внутренний усилитель.
3. Точность частотной характеристики.
Лучшие сабвуферы воспроизводят именно то количество басов, которое вы должны услышать, на нужной высоте с полной верностью фильму, музыке или другому исходному контенту. Это, пожалуй, самый важный фактор в создании правдоподобного впечатления от домашнего кинотеатра, потому что он отражает то, что художник или режиссер хотел, чтобы вы услышали и почувствовали — без каких-либо дополнительных излишеств или искажений, добавленных сабвуфером, который не может идеально воссоздать звук.
На что следует обратить внимание:
Является ли звук чистым, четким и мощным, каким он должен быть? Или это нечеткие, сглаженные ноты, которые звучат искаженно и неточно? Бас не должен быть скучным глухим стуком, а должен быть продолжением звука, воспроизводимого вашими динамиками.
(Фото: Сабвуфер SVS PB-2000 )
4. Точная скорость в переходных процессах.
Это часто описывается как способность сабвуфера «останавливаться и запускаться в мгновение ока». Отличный сабвуфер имеет чрезвычайно быстрый импульс или изменение импульса (ускорение и замедление). Когда эти изменения не происходят с молниеносной скоростью, во время этих импульсов воспроизводятся дополнительные ноты, и сабвуфер не может идти в ногу с вашими динамиками в приятной для слуха манере. По этой причине меньшие сабвуферы с трудом успевают за полнодиапазонными динамиками, когда представлены сложные басовые партии, агрессивные сцены действия и другой полнодиапазонный контент. Результат? Потеря деталей. С меньшими сабвуферами басы могут неестественным и отвлекающим образом завладевать звуковым полем. Сабвуферы мирового класса перестают воспроизводить басы именно в тот момент, когда они должны, и включаются снова в идеальный момент, поэтому звук неотличим от выхода динамика, и все воспроизводится в идеальном унисоне.
На что следует обратить внимание:
Как бас интегрируется с другими динамиками. Он захватывает и доминирует над звуком агрессивным, но небрежным образом? Переходные процессы медленные. Сабвуфер должен казаться частью ваших колонок, органично вписываясь в их звук и расширяя звучание, а не подавляя его.
5. Идеально сочетайтесь с полнодиапазонными динамиками.
Никто не хочет слышать в своем домашнем кинотеатре или аудиосистеме только басы. Правильный звук домашнего кинотеатра заключается в создании полного впечатления, при котором сабвуфер закладывает звуковую основу, но никогда не привлекает внимание только к басу или его расположению в комнате. Бас является всенаправленным, и сабвуфер должен наполнять комнату энергией или создавать давление, не перегружая звуковую сцену и не отвлекая внимание от своего расположения и присутствия. Сабвуфер мирового класса добавляет мощный и тактильный звуковой элемент, который нельзя игнорировать, но он всегда остается дополнением к системе в целом. ..
На что следует обратить внимание:
Как и в предыдущем совете, обратите внимание на то, как бас интегрируется с другими динамиками. Сабвуфер должен звучать так, как будто он является частью остальной аудиосистемы, а не затмевать все вокруг.
(Фото: Сабвуфер SVS SB-2000 )
Готовы включить басы?
От заразительных риффов бас-гитары и барабанных ударов до захватывающих подлокотник боевиков и звуковых эффектов на телевидении — сабвуфер высвобождает такой уровень низкочастотного воздействия, с которым громкоговоритель просто не справляется. И в то время как некоторые сабвуферы просто добавляют гулкий, однотонный бас, лучшие сабвуферы возвышают звук захватывающим и ощутимым способом, который заставляет вас хотеть пересматривать и слушать все снова, чтобы услышать и почувствовать то, что вам не хватало.
Если вы никогда не сталкивались с таким уровнем воспроизведения низких частот, World Wide Stereo предлагает одни из лучших в мире сабвуферов от SVS и других брендов. Если вы хотите услышать, о чем весь этот шум, зайдите в один из демонстрационных залов World Wide Stereo для демонстрации или поговорите с одним из их экспертов по продуктам. Вы больше никогда не будете думать о звуке как раньше.
Познакомьтесь с Гэри Якубианом
Что в вашем плейлисте с демонстрацией сабвуфера?
В последнее время я использовал Тихое место, которое звучит потрясающе, и, хотите верьте, хотите нет, Форма воды. Наши проверенные демоверсии SVS включают «Безумный Макс: Дорога ярости», «Трон: Наследие» и «Мстители: Эра Альтрона». В качестве двухканального я использую «Человек в черном пальто» Боба Дилана, что-нибудь из «Hesitation Marks» Nine Inch Nails и «Someday My Prince Will Come» Майлза Дэвиса.
Какая песня/группа/исполнитель вдохновили вас на карьеру в этой индустрии?
Моя любовь к звуку связана с моей любовью к музыке. Все началось с того, что я впервые услышал «Abbey Road» группы «Битлз» или «Rumours» Fleetwood Mac на отличной стереосистеме.