Двухтактный ламповый усилитель на EL34, 6П3С
Отличительная особенность данного усилителя в простой конструкции, легкой повторяемости и работе выходного каскада в двух режимах – ультралинейном и триодном. Автор данной схемы — Анатолий Манаков.Входной каскад усилителя построен на лампе 6Н9С, выходной – на лампах EL34 или 6П3С. Выходная мощность усилителя с лампами EL34 составляет 16 Вт в ультралинейном включении и 8 Вт в триодном включении. С лампами 6П3С мощность усилителя меньше и составляет 12 Вт и 6 Вт в ультралинейном и триодном включении соответственно. Коэффициент нелинейных искажений менее 0,5 %. Чувствительность усилителя по входу составляет порядка 0,65 В.Схема одного из каналов усилителя представлена на рис.1.
Рис.1. Принципиальная схема двухтактного лампового усилителя на EL34/6П3С
Входной сигнал поступает через регулятор громкости на сетку левого по схеме триода VL1 типа 6Н9С, снимается с его анода и поступает на управляющую сетку лампы выходного каскада и одновременно через делитель напряжения поступает на сетку правого триода 6Н9С, переворачивается по фазе и поступает на управляющую сетку второй лампы выходного каскада.
С выхода фазоинвертора сигнал через разделительные конденсаторы и «антизвонные» резисторы, предотвращающие самовозбуждение выходного каскада, поступает на сетки выходных ламп.
Выходной каскад усилителя выполнен с фиксированным смещением. Напряжение смещения подается с отдельной обмотки трансформатора питания через регулируемые делители напряжения.
На выходной трансформатор сигнал поступает с анодов выходных ламп EL34/6П3С, а с него — в нагрузку. Переключателем П1 осуществляется выбор режима работы выходного каскада – ультралинейный либо триодный. Вторая сетка выходной лампы в ультралинейном режиме соединяется с отводом выходного трансформатора, а в триодном режиме – с анодом выходной лампы.
Схема блока питания лампового усилителя представлена на рис.2.
Рис.2. Принципиальная схема блока питания двухтактного лампового усилителя на EL34/6П3С
Детали. Лампы выходного каскада EL34/6П3С желательно подобрать попарно. Лампы входного каскада 6Н9С также желательно подобрать по минимальному расхождению падения напряжений на анодах триодов.
Разделительные конденсаторы C2-C4 использованы серии К78-2 на 250 вольт. Шунтирующий конденсатор C11 емкостью 4 мкФ — бумажный или пленочный на напряжение 400 В. Остальные шунтирующие конденсаторы — плёночные серии К73-17. Электролитические конденсаторы можно применить фирм “Samsung”, “Rubicon”, «Elna».
Резисторы в цепях анодов и управляющих сеток желательно применить серии ВС, остальные — серии МЛТ, подстроечные резисторы — серии СП. Регулятор громкости — фирмы Alps.
В качестве выходных трансформаторов применены трансформаторы от радиолы «Симфония». Также можно применить и другие выходные трансформаторы, рассчитанные на применение ламп EL34 или 6П3С, например, Hammond 1620.
В качестве силовой трансформатор использован ТАН107. В место него можно использовать другие трансформаторы из серии ТАН или ТС. При выборе трансформатора питания надо руководствоваться тем, что трансформатор должен выдавать переменное напряжение на анодной обмотке 250-270 вольт, при токе не менее 0,3 А для ламп 6П3С и не менее 0,4 А для ламп EL34. Для напряжения смещения обмотка трансформатора должна выдавать переменное напряжение в 40-50 вольт. В случае использования ламп 6П3С накальные обмотки трансформатора должны быть рассчитаны на ток не менее 3 А, а для ламп EL34 — не менее 4 А.
Выпрямители блока питания выполнены на диодах по мостовой схеме. Диоды шунтированы пленочными конденсаторами (на схеме не показаны). Для анодных выпрямителей использованы конденсаторы 10 нФ х 400 В, а для смещения — 1,5 нФ х 160 В.
Дроссели фильтра питания использованы от телевизоров УЛПЦТ. Также можно использовать унифицированные дроссели серии Д.
Настройка усилителя. Настройка усилителя производиться в режиме молчания. При этом вторичную обмотку выходного трансформатора усилителя необходимо нагрузить на активное сопротивление достаточной мощности, близкое к номиналу акустической системы.
Входной каскад настраивается установкой напряжения в контрольной точке КТ1 в 1,8-2 вольта путем подбора номинала резистора R4.
Для выходного каскада путём регулировки напряжения смещения резисторами R10 и R12 на управляющих сетках устанавливается напряжение 0,035-0,04 вольта (в контрольных точках КТ1 и КТ2). Такое падение напряжения на катодных резисторах R17 и R18 соответствует току анода каждой выходной лампы 35-40 мА.
Фазоинверсный каскад по переменному напряжению настраивается установкой одинакового по величине переменного напряжения на анодах входной лампы 6Н9С регулировкой резистором R7 при подаче переменного напряжения около 0,5 В с частотой 3 кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С. Для измерения необходим вольтметр с входным сопротивлением не менее 1 мОм.
Двухтактный УНЧ 6П3С, EL34 — Ламповые Усилители
DIY » Статьи » Ламповые Усилители » Двухтактный УНЧ 6П3С, EL34
Поиск по Статьям и Справочникам
Найти:Ламповые Усилители
Комментарии
Данный усилитель проектировался по просьбе А. Шевченко из Киева, чем обусловлена его схема, применение типов ламп и трансформаторов.
Усилитель выполнен с фиксированным смещением ламп выходного каскада.
Сигнал через регулятор громкости поступает на сетку левого триода лампы 6Н9С, снимается с его анода на управляющую сетку лампы выходного каскада и одновременно через делитель напряжения поступает на сетку правого триода 6Н9С, переворачивается по фазе и поступает на управляющую сетку второй лампы выходного каскада. Выбор данной схемы фазоинвертора обусловлен лучшим звучанием и бОльшим коэффициентом усиления этой конструкции по сравнению с другими конструкциями фазоинверторов с резистивной нагрузкой.
На управляющие сетки ламп выходного каскада также подаётся напряжение смещения с регулируемых делителей напряжения, выполненных на подстроечных резисторах.
С анодов выходных ламп сигнал поступает на выходной трансформатор, с него – в нагрузку. Выходные лампы могут работать в двух режимах–триодном, ультралинейном.
Выбор режима осуществляется с помощью сдвоенного переключателя П1.
Настройка усилителя:
Первый каскад настраивается по падению постоянного напряжения 1,8-2В в контрольной точке на катодном резисторе подбором номинала этого резистора.
Второй каскад настраивается по падению постоянного напряжения в контрольных точках на катодных резисторах 1 Ом ламп выходного каскада, путём регулировки напряжения смещения на управляющих сетках этих ламп. Падение напряжения на них должно быть 0,35-0,4В, что соответствует току анода каждой лампы 35-40мА. Наиболее “экономные” могут снизить токи выходных ламп до 25-30мА. Я думаю, излишне напоминать о том, что все эти настройки нужно производить в режиме молчания.
По переменному напряжению фазоинверсный каскад настраивается при подаче переменного напряжения около 0,5В с частотой 3кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С, подстроечным резистором в цепи сетки правого триода лампы выставляется одинаковое по величине переменное напряжение на анодах лампы.
При настройке вторичную обмотку выходного трансформатора усилителя необходимо нагрузить на активное сопротивление, близкое к номиналу акустической системы.
Излишне напоминать, что это сопротивление должно быть достаточной мощности.
Трансформатор питания этого усилителя выдаёт переменного напряжения на анодной обмотке 250-270В, при токе не менее 0,3А для ламп 6П3С и не менее 0,4А для EL34. Обмотка напряжения смещения должна быть 40-50В переменного напряжения.
Накальные обмотки должны быть не менее 3А для питания накалов 6П3С и не менее 4А для питания накалов EL34.
Выпряимтели-мостовые, диоды анодного выпрямителя шунтированы плёночными конденсаторами, анодные 10нФх400В, смещения 1,5нФх160В.
Дроссели ДР-0,4-0,34 от телевизоров УЛПЦТ имеют 750витков провода 0,31 на железе Ш16 х 21, активное сопротивление 16 Ом, служат для фильтрации анодного напряжения и дополнительной развязки между каналами по анодному напряжению, желающие могут их не применять, если результат не важен, или нужна наименьшая стоимость, экономия на них будет примерно 2$.
Применямые детали:
Выходные лампы предварительно подобрать попарно, желательно подобрать четыре близких между собой по току анода. 6Н9С тоже желательно подобрать по минимальному расхождению падения напряжений на анодах триодов.
Разделительные конденсаторы 0,22 и 0,5мкФ х 250В К78-2, или К71-7, шунтирующий конденсатор 4мкФ в средней точке выходного трансформатора – бумажный на напряжение 400В, можно применить плёночный на это напряжение, остальные шунтирующие конденсаторы — плёночные К73-17.
Электролитические можно применить “Samsung”, “Treс”, или другие.
Выходные трансформаторы от радиолы «Симфония», можно применить другие РР, не меньшей мощности, силовой трансформатор – ТАН107, или другие, подобные ему, немного большей мощности.
Чувствительность усилителя порядка 0,65В.
Для уменьшения чувствительности до 1,5В:
В фазоинверторе применить лампу 6Н7С, резисторы в анодах заменить на номинал 33-36к 2Вт, в катоде 250-270 Ом падение напряжения на нём следует подобрать порядка 2,5В.
Резистор фильтра в цепи анодного питания уменьшить до 1-1,3к.
Следует увеличить ёмкость межкаскадных конденсаторов до 1мкФ, уменьшить номинал резисторов утечки в цепях сеток выходного каскада до 110-130к.
Выходная мощность усилителя с подобранными лампами лампами 6П3С в триодном включении 6Вт при КНИ порядка 0,3%, в ультралинейном около 12Вт при КНИ 0,5%.
При применении EL34 выходная мощность возрастёт в 1,4 раза.
Возможно применение в выходном каскаде ламп 6П6С и Ф6С, при этом ток покоя выходных ламп 25-30мА, выходная мощность в сравнении с 6П3С снизится примерно в 1,5 раза.
Удачи и хорошего звука!
Отзыв:
>Анатолий, у меня праздник. Запустил усилитель. >Я знал, что будет хорошо, но я не ожидал, что на столько. >Эмоции переполняют. >Праздник ДВОЙНОЙ. Колонки выдали такое звучание! >А я уже собирался потихоньку от них избавляться. >Слушаю усилитель. >Работает без всякого намека на ламповый окрас старой Симфонии. Каких-либо >искажений я не услышал. Чувствуется большой запас. >Существенно добавилось низких. Улучшилась атака, четкость. >Динамик 2А-12 стал как бы более контролируемым. >Увеличилось послезвучие, это когда например, звуки-ноты дольше висят в воздухе. >Нет никакого желания паять темброблок. >Разница между ультралинейным режимом и триодным существенна. >Поначалу кажется, что лучше ультралинейный. Больше напора, драйва, баса. >При переключении в триодный режим через несколько минут отмечаешь, что баса >достаточно и его нисколько не уменьшилось. >А вот слух меньше напрягается, триодный звук более приятный. Технические характеристики: Диапазон частот: 80 – 20000 Гц Неравномерность АЧХ в диапазоне 80-20000 Гц: 14 дБ Характеристическая чувствительность в диапазоне 500-5000 Гц: 89 дБ Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом Предельная шумовая мощность: 10 Вт Предельная долговременная мощность: 20 Вт Предельная кратковременная мощность: 30 … D.I.Y. — Do It Yourself — Сделай Сам Аудио Портал © 2004-2020 6L6/6P3S SE усилитель | diyAudio
#4
Я использую El84 se, подключенный к триоду. Вероятно, 1,5 Вт класса А? Так что динамики не вариант. У меня есть пара Klipsch RP-160M. Мой вопрос касается схемы выше. Я буду использовать серию Hammond 125 на выходе и Hammond 370HX и несколько дросселей Hammond на мощности. Я построил десять разных однотактных усилителей с выходными трансформаторами Hammond 125 SE, и они мне очень нравятся. Кто-нибудь видел эту схему раньше, собирал усилитель по этой схеме? Да, я видел усилитель Tubelabs Se, но у меня есть все лампы для этого усилителя. Я не хочу менять конструкцию, потому что мне нужно всего 2-6 Вт…
#5
Схему действительно плохо видно, есть скрин в лучшем качестве?
#6
Пентод SE с глобальным NFB, возможно, не лучший выбор для приятного звука, но он определенно будет работать.
#7
https://www. aliexpress.com/item/1005002683403992.html
#8
Стальное шасси? 1. Стальное шасси будет передавать магнитные поля от дросселя с воздушным зазором и силового трансформатора на . . . Выходной трансформатор с воздушным зазором. 2. Трудно сверлить, использовать перфоратор и т. д. 2. B+ показывает как твердотельный мост, так и ламповый выпрямитель.
#9
На этот раз я хочу построить стальное шасси. У моего друга есть доступ к станку, куда вы вставляете железную пластину, ПК передает в станок информацию, и станок начинает делать шасси. Таким образом, все отверстия уже сделаны. Может быть, я делаю глупость, чтобы сделать шасси из стали? Я не знаю. Разве раньше не использовалось много стали? Буду использовать выпрямительный мост. Я посмотрю, смогу ли я найти более четкую схему. Спасибо за отзыв
#10
Имеется стальное шасси и 2-мм стальное шасси . Используйте кодовый замок вместо крепежных винтов для нижней пластины, и вы также можете использовать усилитель, чтобы сохранить свои ценности в безопасности. Я заказываю пластины шасси, нарезанные по размеру, со всеми отверстиями, просверленными (с использованием водяных струй) у специалиста по металлическим пластинам, и они используют алюминий 3 мм. Для вас это тоже не вариант?
Реакции: 1 пользователь
#11
Мой первый опыт со стальным шасси. . . Силовой трансформатор и однотактные выходные трансформаторы с воздушным зазором не требуют времени для прогрева; они мгновенно имеют связь по магнитному полю через стальное шасси. Ваш пробег может варьироваться Просто говорю
Последнее редактирование: Реакции: 1 пользователь
#12
Алюминий — хороший вариант, но у меня также есть доступ к станку с ЧПУ, и я должен использовать сталь, потому что шасси вырезается из неиспользуемой части панели, которая в противном случае пойдет на металлолом. Я предлагаю спросить, доступен ли 1 мм, потому что 2 мм тяжелы, и трудно вручную просверлить дополнительные отверстия, если вам когда-нибудь понадобится. Скорее всего, вы это сделаете, если только вы не делаете копию уже существующего продукта в масштабе 1:1. Магнитная муфта является проблемой, но есть способы ее решения. Я использую прозрачный пластиковый лист под трансформаторами (безопасное заземление по-прежнему обеспечивается крепежными винтами), и между силовым трансформатором + фильтрующим дросселем и выходными трансформаторами должно быть дополнительное пространство; больше, чем я вижу в продукте, на который вы ссылаетесь. Полезно сделать тест, чтобы найти наилучшую ориентацию.
№13
Я собираю ламповые усилители уже 30 лет. Нет усилителей SE со стальным шасси, но я думаю, что я построил усилитель PP примерно в 1990 году?, и я не помню, был ли какой-либо гул? Должен ли я выбросить стальное шасси и использовать вместо него алюминий? Надежды нет!?
№14
Наверняка существует ряд типов нержавеющей стали (аустенитная марка), которые не обладают магнитными свойствами.
Реакции: 1 пользователь
№15
Если вы выбираете немагнитную нержавеющую сталь, обратитесь к производителям лазерной резки.
№16
Хороший выбор и практически пуленепробиваемый. Как всегда, выбор OPT накладывает ограничения на производительность.
# 17
И многое для себя. Всегда Hammond Steel и никогда не возникало проблем, связанных с этим.
# 18
Купите набор ударов Гринли. Мои хорошо прослужили более 60 лет.
# 19
Я без проблем использую стальное шасси, мне нравится прочность стали, и я считаю, что с ней можно работать.
#20
Стальное шасси не может быть настолько плохим для магнитных полей. Сколько усилителей и радиоприемников было продано за эти годы с использованием стального шасси? Все, от Hi-Fi-систем для больших гостиных до Heathkit, Harman Kardon, Dynaco, McIntosh, HH Scott и т. д. Я скажу вам, что с алюминием гораздо легче работать.
Реакции: 1 пользователь Показать скрытый контент низкого качества Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы ответить здесь. Делиться: Фейсбук Твиттер Реддит Пинтерест Тамблер WhatsApp Электронная почта Делиться Связь Верх Низ русских 6п3?? | diyAudioJavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
Перейти к последнему
#1
Хорошо, у меня есть пара таких….включаю их как усилитель типа BF/bassman/plexi с 400-420 на пластинах/экранах они, кажется, держат.. но обратите внимание, что они становятся действительно ГОРЯЧИМИ, хотя…. что касается звука, то звучит довольно скучно… но, как ни странно, хорошо работает с большим количеством пронзительных/ледорубных высоких частот в некотором роде…. насколько я понимаю, они действительно не справляются с задачами с более высокими напряжениями? так они сами будут курить? Я вижу о них 6p3s-Es, которые выглядят намного жестче/по сообщениям, действительно могут выдержать некоторые напряжения/злоупотребление? и т. д?
#2
Само по себе напряжение не нагревает ни одну лампу, но напряжение со слишком высоким током будет делать это. Так каким током ты махнешь? Я использовал 6P3S-E с 450 В как +Ub и 50 мА как Ik без каких-либо проблем в течение многих лет.
#3
Я обнаружил, что в Messa и Fender запуск 6p3s-e дает хорошие результаты, за исключением того, что смещение должно быть установлено правильно. Они склонны к нагреву, поэтому увеличьте напряжение сети, чтобы они соответствовали классу B.
#4
Многие люди также используют 6P3S-E в Hi-Fi усилителях. Так они тоже звучат очень красиво. Джефф
#5
При рассеивании пластины 19 Вт 400 В они сидят около 30 мА плюс-минус немного …. так что работает довольно хорошо около 70%? OPT Шунт/падение тока/напряжения проверяет, что кажется/так же. скажу тебе, хотя я не склонен пытаться поднять их выше, чтобы увидеть если они справятся с этим, ха-ха, но, черт возьми, ни намека на какие-то красные пятна/пятна или что-то в этом роде… и я думаю, что они звучат довольно прилично/не здорово/не слишком ужасно и т. д.… заставляет меня хотеть забить им 6p3s-Es звучит так, будто я действительно мог бы накрутить их лохов, ха-ха, черт возьми! вы использовали 450v/50ma в течение многих лет!?! вау хаха
Последнее редактирование:
#6
повеселитесь, разогнав еще немного JJ 6v6 и их очень консервативное заявленное максимальное рассеивание 14 Вт, ха-ха, они звучат убийственно, когда заведены, ха-ха
Последнее редактирование:
#7
но чувак, эта пара sylvania 6v6 заставляет меня не переставать играть ха-ха
Последнее редактирование:
#8
#9
Хорошо, да, просто хочу их, потому что они жесткие/долговечные…..Я пытался провернуть некоторые JJ E34L некоторое время назад до 40-50 мА, один изгибался/задымлялся довольно быстро/и довольно плохо дрейфовал, некоторые могли сделать и т.д.,
Последнее редактирование: Показать скрытый контент низкого качества |