Тип лампового усилителя: Лучший ламповый усилитель: характеристики и отзывы

Содержание

Лучший ламповый усилитель: характеристики и отзывы

Многие меломаны предпочитают прослушивать любимые мелодии, используя ламповые усилители звука. В чем заключается специфика данных девайсов? Исходя из каких критериев можно выбрать оптимальную модель соответствующего устройства?

Усилитель — это один из ключевых компонентов акустической инфраструктуры, который отвечает за увеличение мощности тех сигналов, что поступают от источников звука, коммутацию соответствующих приборов, регулировку уровня громкости, а также передачу сигнала, мощность которого усилена, на аудиооборудование, предназначенное для воспроизведения мелодий.

В ламповых усилителях в качестве ключевого элемента схемотехники применяются радиолампы. Они выполняют функцию усилительных элементов. Как правило, ламповые усилители обеспечивают меньший уровень искажения звука. Как отмечают многие меломаны, для соответствующих девайсов характерно более теплое, мягкое воспроизведение мелодий — особенно при проигрывании средних, а также высоких частот.

Другое важнейшее преимущество лампового усилителя — в обеспечении во многих случаях более насыщенного звука в сравнении, к примеру, с транзисторными девайсами. Это возможно благодаря уникальным свойствам собственно ламп, которые, к примеру, приспособлены к функционированию без вспомогательной коррекции, которая нужна для поддержания работы, в свою очередь, полупроводниковых устройств.

Однотактные и двухтактные устройства

Ламповые девайсы чаще всего классифицируются на 2 основные категории — класса A и класса AB. Первые также именуются однотактными. В них усилительные элементы стимулируют увеличение мощностей обеих полуволн в сигнале — как положительную, так и отрицательную. Вторые девайсы также именуются двухтактными. В них каждый последующий каскад увеличения мощности предполагает задействование разных элементов — один может отвечать за положительную полуволну, в то время как другой — за отрицательную. Усилители класса AB обычно экономичнее и производительнее, часто — мощнее. Но на этот счет в среде меломанов иногда возникают дискуссии.

Рассматриваемые девайсы во многих случаях стоят намного дороже транзисторных аналогов, несмотря на то, что их конструкция достаточно проста. Многие меломаны собирают соответствующие устройства самостоятельно — правда, нужно постараться, чтобы найти лучшие схемы ламповых усилителей — на 6П3С, например, или других популярных лампах. Для ценителей музыки, проигрываемых с помощью рассматриваемых девайсов, часто второстепенной становится их цена — если принято решение не собрать усилитель, а купить его. Вместе с тем характеристики, конечно же, играют неоспоримо значимую роль при выборе устройства. Рассмотрим то, какими они могут быть, а также примеры популярных моделей соответствующего типа девайсов.

Усилитель ProLogue EL34: характеристики и отзывы

По мнению многих специалистов, лучший ламповый усилитель, или, по крайней мере, относящийся к лидерам по соответствующему критерию (из тех, что относятся к бюджетному сегменту) — устройство ProLogue Classic EL34. Данный девайс может функционировать с использованием двух разновидностей ламп — собственно EL34 или же KT88. При этом пользователю необязательно осуществлять перенастройку усилителя.

Как считают специалисты — отзывы, отражающие их мнения, можно найти на многих тематических порталах, — одним из главных преимуществ девайса заключается его оснащенность интерфейсами, позволяющими подавать нагрузку на лампу плавно, что способствует увеличению срока ее службы. Усилитель оснащен эффективным регулятором громкости. Девайс имеет довольно большую мощность, которая составляет 35 Вт.

Усилители Triode

Еще один усилитель, относящийся к категории бюджетных — устройство TRV-35, выпускаемое японским брендом Triode. Тот факт, что он собран в Японии, во многом предопределяет качество соответствующего продукта. Усилитель является универсальным — возможно, он лучший ламповый усилитель в своем сегменте с этой точки зрения. Лампы, которые могут применяться на девайсе — EL34, в ряде случаев возможно задействование элементов ElectroHarmonix, изготавливаемых в России.

По мнению специалистов, в числе наиболее примечательных опций рассматриваемого усилителя — возможность подключения к современным домашним кинотеатрам.

Другой известный продукт японского бренда Triode — девайс TRX-P6L. Как отмечают некоторые эксперты, данный девайс — самый лучший ламповый усилитель в линейке Triode с точки зрения функциональности. Так, в нем присутствует, в частности, эквалайзер четырехполосного типа, который предназначен для оптимизации тембра звучания мелодии с учетом конкретной акустической обстановки в помещении, а также параметров используемых звуковых систем. Девайс, о котором идет речь, позволяет задействовать разные категории ламп — EL34, 6L6, а также KT88. Устройство оснащено регулятором глубины обратного взаимодействия. Усилитель может функционировать в 2 режимах — триодном, а также ультралинейном.

Другой примечательный девайс, выпускаемый под брендом Triode — усилитель VP-300BD. Многие меломаны задаются распространенным вопросом: «Однотактный или двухтактный ламповый усилитель — что лучше?» Они могут, выбрав именно VP-300BD, который относится к устройствам первого типа, остаться весьма довольными приобретенным устройством. Рассматриваемый девайс — триодный, классифицируется как усилитель открытого типа. Можно отметить, что выходной каскад устройства функционирует на триодах 300B, которые классифицируются как прямоканальные.

Audio Research VSi60

В числе самых известных брендов-производителей ламповых усилителей — американская корпорация Audio Research. К самым технологичным ее продуктам относится девайс VSi60. Многие меломаны убеждены в том, что ламповые усилители лучше транзисторных, и выпускаемое американской компанией устройство позволяет выдвинуть веский аргумент в пользу девайсов первого типа: по мнению специалистов, рассматриваемый усилитель обеспечивает самый внушительный масштаб звучания, вполне сопоставимый с показателями транзисторных девайсов. Основные лампы, с которыми работает американское устройство, — KT120. Регулятор громкости у рассматриваемого усилителя электронный.

Усилители Unison Research

Другой известный бренд-производитель девайсов, о которых идет речь — Unison Research. К самым эффективным решениям, которые разработаны данной корпорацией, можно отнести усилитель S6. Возможно, он — лучший ламповый усилитель, или, по крайней мере, относящийся к лидирующим решениям, с точки зрения сочетания характеристик, что свойственны для девайсов класса A: высокой мощности, составляющей 35 Вт, а также значительного коэффициента демпфирования. Устройство задействует по 2 прямоканальных триода, размещенных в каждом канале.

Как отмечают эксперты, рассматриваемый усилитель характеризуется самым высоким качеством звучания с точки зрения детализации и чистоты воспроизводимой мелодии.

Следующий известный продукт, выпускаемый под брендом Unison Research — усилитель P70. В свою очередь, он является двухтактным. Меломаны, задающиеся вопросом, почему однотактный ламповый усилитель играет лучше двухтактного, несколько меняют свое восприятие эффективности соответствующих устройств, послушав музыку при использовании рассматриваемого девайса. Разработчикам усилителя P70 удалось обеспечить исключительно высокое качество звука при весьма внушительной мощности устройства — более 70 Вт.

Как отмечают специалисты, девайс может подключаться к акустической инфраструктуре, формирующей достаточно внушительную нагрузку. Устройство, о котором идет речь, характеризуется также жанровой универсальностью. Если рассматривать лучшие ламповые усилители для прослушивания рок-музыки — девайс P70 правомерно отнести к лидирующим решениям.

В числе известных однотактных продуктов, выпускаемых под брендом Unison Research — устройство Preludio. Он также функционирует в классе A. В нем задействуются мощные тетроды KT88. Мощность девайса составляет 14 Вт. Поэтому усилитель требует подключения к акустической инфраструктуре, обладающей в достаточной мере высоким уровнем чувствительности.

McIntosh

Другой известный бренд, что выпускает усилители — американская корпорация McIntosh. Многие меломаны, задаваясь вопросом — какой ламповый усилитель лучше, прежде всего ассоциируют самые качественные продукты именно с теми девайсами, которые производятся под брендом McIntosh. Данная корпорация — в числе самых узнаваемых в мире производителей звукового оборудования в сегменте Hi-End.

Можно отметить, что продукт MC275 от McIntosh впервые появился на рынке в 1961 году. С тех пор в нем было реализован ряд улучшений, но он по-прежнему выпускается под историческим наименованием. В принципе, данный усилитель относится к легендарным девайсам, к числу лучших продуктов в мире в сегменте Hi-End. Устройство использует лампы KT88. Мощность усилителя составляет 75 Вт в режиме проигрывания стерео.

Audio Note

Еще один известнейший бренд на рынке усилителей — Audio Note. В числе самых популярных его продуктов — Meishu Phono. Возможно, это лучший ламповый усилитель в своем сегменте, если рассматривать соответствующие девайсы с точки зрения соблюдения чистоты технологии. Так, в нем не задействовано ни одного полупроводника. В структуре блока питания девайса присутствует 3 трансформатора, 3 кенотрона, а также 2 дросселя. В выходном каскаде используются триоды 300B. В конструкции усилителя присутствует эффективный ламповый фонокорректор. Рассматриваемый девайс имеет довольно скромную мощность, которая составляет 9 Ватт. Но тем не менее устройство совместимо со многими современными типами напольного акустического оборудования.

Определить самый лучший ламповый усилитель звука исходя из субъективного восприятия его работы довольно сложно. Однако, приблизиться к решению подобной задачи можно, сравнив те или иные модели девайсов по основным характеристикам, а также проанализировав соответствующие параметры.

Выбираем лучший усилитель: параметры сравнения моделей

Какие параметры можно рассматривать в качестве ключевых? Как считают современные эксперты, важнейшими характеристиками в данном случае могут быть:

— мощность;

— частотный диапазон;

— уровень гармонических искажений;

— соотношение сигнала и шума;

— поддержка коммуникационных стандартов;

— уровень энергопотребления.

В свою очередь указанные параметры могут сопоставляться с ценой девайса.

Выбираем усилитель: мощность

Что касается первого показателя — мощности, то он может быть представлен в самом широком диапазоне значений. Оптимальным для решения большинства задач, характеризующих использование лампового усилителя, является показатель порядка 35 Вт. Но многими любителями музыки только приветствуется увеличение данного значения — например, до 50 Вт.

Вместе с тем многие современные высокотехнологичные девайсы соответствующего типа превосходно работают и при мощности около 12 Вт. Конечно, они во многих случаях требуют подключения к высокопроизводительной акустической инфраструктуре. Но использование эффективного аудиооборудования — один из обязательных атрибутов применения, собственно, тех устройств, о которых идет речь. Почему ламповый усилитель лучше более современных модификаций девайсов — вопрос, не особо актуальный для многих меломанов, поскольку они неоднократно убеждались на практике в объективном превосходстве соответствующих девайсов по ключевым параметрам. И потому тестирование и практическое использование ламповых усилителей они стараются проводить на заранее подготовленном оборудовании, которое соответствует самым высоким требованиям.

Частота

Касательно частотной характеристики усилителя — крайне желательно, чтобы она находилась в диапазоне от 20 до 20 тыс. Гц. Хотя, надо отметить, довольно редко современные производители девайсов, о которых идет речь, поставляют на рынки усилители, которые не соответствуют данному критерию. Сложно найти оборудование в сегменте Hi-End, которое бы не дотягивало до указанных параметров частоты. Так или иначе, при покупке лампового усилителя, к примеру, от малоизвестного бренда, имеет смысл проверить то, в каком диапазоне он поддерживает частоту.

Гармонические искажения

Что касается гармонических искажений, желательно, чтобы они не превышали 0,6%. Собственно, чем меньше данный показатель — тем качественнее звук. Самый лучший ламповый усилитель в том или ином сегменте часто определяется прежде всего исходя из показателя гармонических искажений. Сразу стоит отметить, что соответствующий показатель — не самый значимый с точки зрения обеспечения хорошего качества звука. Однако, данный параметр характеризует реакцию акустической инфраструктуры на входной сигнал. Достаточно сложно на практике обеспечить стимулирование реакции акустики при измерении так, как это осуществляется при проигрывании реальных сигналов. Но современные бренды-производители ламповых усилителей стараются обеспечить наименьший показатель гармонических искажений. Престижные модели девайсов способны обеспечивать его на уровне, не превышающем 0,1%. Конечно, их стоимость может быть несопоставимо выше конкурирующих моделей, имеющих более высокий показатель гармонических искажений, но для меломана вопрос цены в данном случае может быть второстепенным.

Отношение сигнала к шуму

Следующий параметр — соотношение сигнала к шуму, у современных ламповых усилителей чаще всего соответствует показателю 90 дБ и более. В целом данное значение можно считать весьма распространенным при сопоставлении характеристик различных девайсов, пусть даже и представленных в разных сегментах. Поэтому, если стоит задача — выбрать хороший однотактный ламповый усилитель или, к примеру, двухтактный, то рассматриваемый параметр не всегда объективно будет отражать конкурентоспособность того или иного девайса. Так или иначе, чем выше соответствующий показатель — тем лучше. Желательно, чтобы он был не менее 70. Некоторые топовые модели усилителей обеспечивают отношение сигнала к шуму на уровне более 100 дБ. Но и цена их, как и в случае с гармоническими искажениями, может быть внушительной.

Иные параметры

Остальные параметры — поддержка тех или иных коммуникационных стандартов, энергопотребление, являются значимыми, но второстепенными. На них имеет смысл обращать внимание при прочих равных по тем показателям, которые мы рассмотрели выше. Так или иначе, для современного усилителя типичным можно считать наличие поддержки достаточного количества стереопар — порядка 4, аудиовыхода для осуществления записи звука. Касательно энергопотребления — оптимальный его показатель составляет порядка 280 Вт.

Безусловно, при рассмотрении вопроса, какой ламповый усилитель лучше, играют роль и многие субъективные факторы. Чаще всего меломаны оценивают соответствующие девайсы, исходя из их: дизайна, качества сборки, уровня звучания, показателей эргономики.

Все указанные выше параметры могут сопоставляться с ценой девайса, которая может быть представлена в очень широком спектре значений. Но человек, для которого не особо актуален вопрос, чем ламповый усилитель лучше транзисторного, поскольку он знает ответ на него, цену, как мы отметили выше, не всегда может рассматривать как самый значимый критерий при выборе девайса для организации прослушивания любимых мелодий.

ПРОСТОЙ ТРИОДНЫЙ ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ

Всем тем, кому надоело звучание обычных транзисторно-микросхемных аудио УНЧ, предлагается создать очень простой ламповый предусилитель. Возможно создание этого несложного предусилителя станет началом нового увлекательного направления с лампами и позже вы захотите собрать конструкцию полного УМЗЧ.

Это естественно не Hi-End предусилитель, но он имеет вполне хорошие параметры и питается от низкого безопасного напряжения. Он основан на одном двойном триоде малой мощности, и поскольку в одной колбе два триода, для создания стерео предварительного усилителя необходима только одна лампа.

Схема питается от трансформатора малой мощности, на 15-18 В, одно напряжение используется и для питания накала, и после четырехкаскадного умножителя, для питания анодных триодов. Система простейшая — это классический общий катод с нагрузочным резистором. В одном канале сигнал усиливается одним триодом. Каскад с общим катодом имеет высокий входной импеданс, относительно низкие выходные сопротивления, довольно широкую частотную характеристику и большой коэффициент усиления.    

Схема предусилителя на триоде

На принципиальной радиосхеме показаны сразу оба канала. Сигнал поступает на вход и через потенциометр P идёт на сетку триода. После усиления сигнал через конденсатор С8 поступает на выход предусилителя, а далее подавайте его на любой готовый мощный УМЗЧ.

Резистор R4 определяет значение потенциала сетки. Резистор R5 является нагрузкой триода. Его значение зависит от усиления, частотной характеристики и уровня искажений. Здесь используются более низкие значения R5, чем обычные для данного типа лампы.  

Усиление схемы зависит от многих факторов, но в основном от типа используемой лампы и значения анодного резистора (R5). Триод ECC83 имеет наибольшее усиление, ECC88 среднее значение, а ECC82 имеет относительно низкий коэффициент усиления — 20. Сюда можно поставить отечественную 6Н23П, что есть в любом старом ламповом телевизоре (она в селекторе каналов).

В случае этого предусилителя, который будут использовать с оконечными полупроводниковыми усилителями мощности, слишком большое усиление нежелательно. 

При использовании ламп разного типа усиление можно регулировать с помощью анодного резистора (R5 и R5A). Чем выше значение анодного резистора, тем сильнее усиление, но за это платят уменьшением полосы верхних частот.

Чем меньше значение этого резистора, тем ниже усиление и тем лучше АЧХ, но, к сожалению, немного выше нелинейные искажения. Поэтому значение его следует выбирать так, чтобы достичь компромисса между не слишком большим усилением и относительно небольшими искажениями.

 

Обычная катодная схема включения триода имеет относительно высокий выходной импеданс, который при нагрузке с низким сопротивлением полупроводникового усилителя приводит к ограничению частотной характеристики на высоких частотах и увеличению нелинейных искажений. Поэтому не каждый триод с низким энергопотреблением можно использовать в этом преампе. 

ECC88 хорошо работает тут (её аналоги: E88CC, 6DJ8, 6922, 6Н23П), который адаптирован для работы с низкими напряжениями — его номинальное анодное напряжение составляет 90 В. Он имеет среднее усиление, большой наклон характеристики (высокая чувствительность) и низкий выходной импеданс. 

Также проверена ECC82, которая, как оказалось, тоже прекрасно работает в этой схеме. Хотя номинальное рабочее напряжение составляет 250 В, производители утверждают, что источник питания на 100 В вполне приемлем. 

Вы можете поэкспериментировать с использованием других ламп, даже популярной 6Н3П, используя соответствующие катодные резисторы R4, R4A для регулировки напряжения сетки так, чтобы падение напряжения на этом резисторе составляло около 1 В.

Напряжение накала подбирается экспериментально с помощью понижающего резистора R10 в соответствии с нужным паспортным током.

Блок питания лампового пред-УНЧ

Предусилитель требует одно переменное напряжение 12-18V, которое используется таким образом, чтобы запитывать накал и анод лампы. Чтобы получить высокое анодное напряжение, оно умножается с помощью четырехкратного умножителя напряжения (диоды D1-D4 и конденсаторы C1-C4). Выпрямленное напряжение фильтруется конденсаторами C5-C6 и резистором R7. Схема очень проста, но у нее есть ограничения — поскольку для питания анода и накала используется одинаковое напряжение, невозможно использовать трансформатор слишком высокого напряжения, поскольку проблема будет состоять в том, чтобы снизить его до низкого напряжения накала.

В свою очередь более низкое напряжение питания облегчает его настройку на накал, но после умножения может быть недостаточно для питания анода. Хотя лампы работают даже при очень низких анодных напряжениях, но это уже за счет повышенных искажений. Поэтому надо выбрать компромисс. На практике пробовали напряжение от 12 В до 18 В переменного тока. Для ECC88 требуется ток накала 6,3 В и 0,36 А, оптимальное напряжение трансформатора 15-18 В.

Силовой трансформатор

Можно использовать трансформатор мощностью 10 Вт на напряжение вторички 12-18 В. Сила тока трансформатора должна быть не менее 0,5 А в зависимости от типа лампы. 

Отличным и безопасным решением является размещение силового трансформатора в корпусе адаптера (как блоки питания мобильных зарядных устройств). Кроме того, силовой трансформатор расположенный вдали от схемы не влияет на работу преампа. Электронные импульсные источники питания, такие как зарядные устройства для мобильных телефонов, не подходят для данных целей — нужна именно переменка.  

Печатная плата усилителя

Плата имеет небольшой размер 65 х 85 мм и включает в себя умножитель напряжения и сам ламповый предусилитель. К клеммам 1-2 разъема CON1 подключаем напряжение с трансформатора, а к клеммам 3-4 резистор уменьшения тока накала. Поскольку этот резистор должен иметь большую мощность (3-5 Вт, в зависимости от того, какое напряжение должно быть уменьшено) и сильно нагреваться во время работы, стоит поместить его в место, где он будет лучше охлаждаться. 

Светодиод D6 используется для индикации работы предварительного усилителя, его можно разместить в любом видимом месте. Резистором R9 устанавливаем яркость. Примерное значение 5-10 кОм. Такое большое значение объясняется тем, что на диод подается напряжение от трансформатора 12-18 В. Все резисторы, кроме R10, имеют мощность 0,25 Вт.

Диоды D1-D5 — любые выпрямительные на напряжение выше 100 В. При пайке обращайте внимание на правильное направление подключения диода, как показано на на плате. То же самое следует сделать при пайке электролитических конденсаторов — следите за полярностью.

Сигнальные кабели для входа и выхода предусилителя должны быть экранированы, а экран должен быть припаян к земле. Ламповые усилители, благодаря высокому входному сопротивлению, особенно чувствительны к любым ошибкам в подведении массы, они легко возбуждаются.  

Шнуры питания от трансформатора и проводов светодиода D6 должны быть проложены в виде витой пары, то есть в виде скрученных проводов. Это уменьшает распространение электромагнитного излучения этими проводами. 

Запуск схемы

Перед первым запуском проверьте правильность установки электролитических конденсаторов и выпрямительных диодов. Используя увеличительное стекло проверяем точки пайки, подозрительные или плохо спаянные места разогреваем паяльником еще раз. 

После сборки вставьте лампу и включите силовой трансформатор. Если схема работает нормально, ничего не дымит, не гудит, проверяем напряжение лампы на накале. Его значение определяется с помощью резистора R10, значение которого следует подбирать экспериментально, чтобы получить требуемое напряжение с допуском +/- 5%. Для номинального напряжения 6,3 В диапазон допустимых напряжений составляет 6,0 — 6,6 В.  

Приблизительное значение R10 для лампы ECC88 и для источника питания 12 В составляет около 22 Ом, для 15 В — около 33 Ом, для 18 В — около 42 Ом. Мощность резистора 5 Вт. 

Измеряем напряжение накала после того, как лампа прогреется (3 минуты), при этом мультиметр переключить на диапазон переменного напряжения (~ V).

Следующим шагом является проверка правильности работы умножителя напряжения. После того как лампа прогреется, измеряем анодное напряжение Uz на выходе умножителя (после диода D5). Когда убедимся что оно близко к теоретически рассчитанному, измеряем напряжение на анодах (резисторы R5, R5A) и на катодах лампы (резисторы R4, R4A). 

Если на выходе умножителя нет напряжения, убедитесь что диоды правильно припаяны в соответствии с чертежом печатной платы. Кроме того, обратная пайка электролитического конденсатора вызывает его нагрев и может даже привести к взрыву!

Следующим шагом является проверка правильности тока смещения, проходящего через лампу. Делаем это путем измерения падения напряжения на катодных резисторах R3 (один канал) и R3A (второй канал). Падение напряжения должно быть около 1 В и одинаково на обоих резисторах.

Если напряжения слишком сильно различаются (более чем на 10%), убедитесь что катодные резисторы R3 и R3A имеют одинаковое значение, а затем что анодные R5 и R5A тоже одинаковы. Если всё ОК, проверьте не является ли причиной расхождения сама лампа. Если есть запасная лампа, заменяем ее и измеряем напряжение снова. 

Если есть генератор и осциллограф, можно проверить предварительный усилитель, настроив частотную характеристику, оценив искажение. Когда предусилитель проверен, подключаем его к аудиосистеме между, например, проигрывателем компакт-дисков и усилителем мощности. 

Включите усилитель мощности, но поверните ручку регулировки громкости на минимум. Медленно увеличивайте громкость, слушая шум в динамиках. Если слышите громкий сетевой шум (гул) убедитесь, что сигнальные провода в предварительном усилителе подключены правильно, особенно если все экраны припаиваются к заземлению. Если предварительный усилитель размещен в металлическом корпусе, убедитесь что заземляющий путь предварительного усилителя, соединенный с металлическим корпусом, не оказывает положительного влияния на уровень шума.

 Иногда даже потенциометр громкости вызывает помехи, тогда необходимо соединить его металлический корпус с массой предусилителя. Подробнее про разводку массы тут.

Иногда причиной помех является контур заземления. Он возникает когда в двух или более устройствах массы соединены в нескольких разных точках. Иногда жалуются на плохое взаимодействие аудиоустройства с компьютером. Вероятной причиной является разность потенциалов между усилителем и звуковой картой компьютера.

Этот предварительный усилитель имеет минимальный уровень помех, но после того как потенциометр полностью вывернут на максимум, из-за обратной связи слышен очень легкий шум.

Как уже упоминалось ранее, большое усиление предварительного усилителя в сочетании с высокой чувствительностью УМЗЧ вызывает много проблем. Усиливается весь шум лампы, гудят и обнаруживаются недостатки потенциометра. 

Если один из каналов молчит, убедитесь что оба канала потенциометра в разных положениях ползунка похожи. Слишком большая разница приводит к тому, что усиленный сигнал на выходе имеет различное значение в отдельных каналах, поэтому в динамиках разница слышен разбаланс уровня звука. Выходом является дополнительное уменьшение усиления предусилителя путем изменения значений резисторов R1 и R2 (понижение значения R1, увеличение R2), так чтоб различия в уровне каналов были не столь очевидны. Рисунок плиты в формате PDF можно скачать здесь.

ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ НАУШНИКОВ

   А вот мой лампач-малыш, исправно работает уже год. Собран и проверен специально для поклонников (любителей, и не только) пентода 6Ж1П, почему так — да просто, эта лампа настолько не дефицитная, что полазив по сусеках, наскреб два десятка. В триодном включении 6Ж1П эквивалентна триоду 6С1П.

   Вот какие параметры у меня получились для однотактного каскада. Измерения 6Ж1П в тестовом триодном включении:

  •  Ua=85V Ua=126V
  •  Uk=2V Uk=2,2V
  •  U=250V U=250V
  •  Ra=47kOhm Ra=12kOhm
  •  Rk=620 Ohm Rk=220 Ohm
  •  Ck=150mF Ck=150mF
  •  Uin=~1V Uin=~1V
  •  Uout=27V Uout=23V
  •  КHИ=0,7-1% КHИ=0,25-0,4% 
  •  АЧХ 5 Гц-200кГц по уровню -3дБ

   Для опытов используйте любой маломощный пентод, например, 6Ж1П (буква Ж в маркировке лампы означает пентод с укороченным нижним загибом анодно-сеточной характеристики) из пальчиковых ламп. Схема представляет собой простейший однокаскадный усилитель НЧ. Для питания усилителя используйте выпрямитель. Сверьте монтаж с принципиальной схемой, включите питание и подайте на вход усилителя низкочастотный сигнал от МП3 плеера, с выхода компьютера или с DVD-проигрывателя. Лампа усилит сигнал, а наушники преобразуют его в звуковые колебания.

   Резистор R2 в цепи катода является резистором автоматического смещения. Создающееся на нем напряжение подается на управляющую сетку через резистор R1. Конденсатор С3 замыкает на катод переменную составляющую тока цепи экранирующей сетки. Без него во время работы лампы напряжение на экранирующей сетке станет пульсировать с частотой усиливаемого сигнала и возникнет паразитная обратная связь между анодом и управляющей сеткой.

   Емкость этого конденсатора должна быть такой, чтобы не оказывать существенного сопротивления колебаниям низких частот усиливаемого сигнала. В ламповом усилителе для наушников этому требованию отвечают конденсаторы емкостью не менее 0,05 мкф.

   На схеме одного из возможных вариантов маломощного усилителя для низкоомных наушников (4-16 Ом), используем небольшие выходные трансформаторы типа ТВЗ1-9. Тут выходной каскад показан в пентодном включении лампы. Для стерео потребуется два аналогичных канала.

    А вот собственно схема УНЧ, который был использован для моего прибора. Только не забываем, включаем лампы триодами. Сам УНЧ нарисован только для одного канала, второй — такой-же.

   Кстати лампа 6ж1п (аналог EF95), допускает и пониженное напряжение питания. На схеме ниже смотрите варианты сверхнизковольтных ламповых усилителей для наушников.

   В плане корпуса и дизайна — что у кого получится, на фотографиях вы видите металлический корпус от блока питания антенного усилитель телефона Senao. В общем звучанием получившегося лампового усилителя для наушников доволен выше крыши!

   В плане мощности поверьте, хватит с головой, амплитуда на выходе подскакивает до 1,5 вольт, при импедансе 32 ома.

   Но не забывайте! Вся красота этого усилителя напрямую зависит от того, чем собираетесь слушать. Китайские бананы за 5 долларов тут будут неуместны. В общем аппарат сделан по всем правилам HI-END и несмотря на минимальные расходы не особо уступает брендам. Автор фото: -igRoman-

   Форум по ламповым усилителям

Лампы для гитарного усилителя: В чем различия? / workshop / Jablog.Ru

Если трансформатор – это сердце вашего усилителя, преамп – это мозг, то душа, должна быть, в лампах. Но штука в том, что существует много различных ламп – как же их различать?

Так что такое лампа? Ну можно сказать, что лампа – это тщательно продуманная лампа накаливания. Ток, протекая в лампе через несколько экранов, усиливается. Вы можете сказать, что лампа – это хрупкая стеклянная трубка, по которой протекают определенные токи. Для нас же, гитаристов, более интересно то, как различные типы ламп влияют на звук. Из-за того, что лампы обычно находятся внутри усилителя мы не рекомендуем менять лампы самостоятельно. Пожалуйста, найдите квалифицированного мастера для замены ламп. Внутри усилителя высокое напряжения, которое потенциально смертельно, если вы не знаете, как с ним работать.
Давайте теперь посмотрим на различные типы ламп, уделяя особенное внимание лампам в оконечном усилителе. Вообще, существует множество различных ламп для преампа, но эти все лампы из одной «семьи», если так можно сказать. Если же говорить про лампы для оконечника, то тут гораздо больше вариантов.

EL34

EL34 – это классическая конструкция, которая ведет прямиком в 1953. EL34 – это пентод, что означает, что внутри лампы целых пять элементов (катод, анод и три сетки). Внутренняя конструкция этой лампы немного отличается от своего главного «конкурента» 6L6. Т.к. EL34 – это европейская разработка, многие европейские брэнды, такие как Marshall и Hiwatt использовали EL34 для своих усилителей. Таким образом, EL32 характеризует тот самый «британский» звук, в противовес «американскому» звуку, который дает 6L6. EL34 ругают за ярко выраженные средние частоты. EL34 в общем звучат грязнее, чем 6550 или 6L6. Нет, не больше дисторшена, просто немножко больше грязи и грубости. Более агрессивно, если хотите.

6L6/5881

Конструкция у 6L6 отличается от EL34. Если EL34 – это настоящий пентод, то 6L6 — это лучевой тетрод. Это значит, что внутри 6L6 «всего» четыре элемента. Если говорить про звук, то главное отличие – это то, что в 6L6 меньше искажений, что подразумевает гораздо более чистый звук. 6L6 — это американская разработка, которая делалась, чтобы обойти патент Phillips на пентодную конструкцию. Т.к. эти лампы были распространены в США (да еще и под разными именами, например 5881), то многие американские производители стали использовать их в своих усилителях. А началось все с Fender Bassman, у которого внутри стояла пара 5881. У 6L6 по сравнению с EL34 звук более чистый. Средние частоты не такие выпирающие, общий звук менее зернистый и более текучий.

6550

Лучевой тетрод 6550 – это стандартная лампа для Marshall AFD100, она аналогична 6L6 и появилась в 1955. Проще говоря, 6550 берут, когда нужно сделать усилитель большей мощности, чем на EL34 и/или 6L6. Если говорить про звук, то тут примерно так же, как в 6L6: чисто, мало искажений и почти «стеклянные» ощущения. Мне нравится, как выглядит эта лампа! Не знаю почему, но мне просто нравится как она смотрится! Тут есть некоторая зернистость на средних частотах, которая лично мне не очень нравится, — слишком резко для чистого и слишком «шипяще» для моих перегруженных звуков. Если же говорить про ощущение текучести, то оно тут есть и мне это нравится.

KT88

Лампа KT88 основана на 6550, она еще более улучшена и прокачана. У нее меньше искажений и еще более чистый звук нежели у 6L6 или даже у 6550. Эта лампа не так часто используется в гитарных усилителях, в отличии от hi-fi усилителей, но я знаю нескольких парней, которые буквально молятся на KT88. Мне нравится использовать KT88 в супер-чистых усилителях для максимальной прозрачности, рекзости и «колокольности» в звуке. Или в усилители у которого слишком много гейна и мощности на готове и я просто хочу очистить звук. В общем, я использую KT88 вместо 6550 (что означает, что эта лампа всегда должна быть при мне для такого рода манипуляций).

KT66

KT66 – это предшественник 6L6. Тональные различия между 6L6 и КТ66 довольно сомнительны. Кто-то говорит, что различия между этими лампами довольно незначительны, другие же слышал колоссальную разницу: мягче высокие, мягче средние, более открытое звучание, лучший отклик, большая динамика… Если вы чувствуете, что звук вашего любимого усилителя чрезвычайно улучшится от этих ламп, не пытайтесь установить их самостоятельно, найдите парня, который соображает, пусть он сделает все правильно! Кстати, тоже самое относится ко всем мощными лучевым тетродам, как KT88 или 6500, например.

KT77
Звук KT77 — это что-то между EL34 и 6L6. Немного более компрессированный, чем у 6L6, но не так сильно, как на EL34. KT77 очень часто называют пентодом, т. к. у этой лампы конфинурация контактов и напряжение смещения (bias) такая же, как на EL34, но это не совсем правильно. По факту, KT77 — это тетрод, но с тем же смещением (bias), как и у EL34. Так что EL34 можно менять на KT77 и наоборот.

EL84

EL84 была разработана для того, чтобы работать без задающей лампы, что дает этому пентоду больше гейна при сравнимой конструкции лампы. Другими словами, этой лампой усилить слабый сигнал гораздо проще, чем другими пентодами. EL84 заметно более «чувствительная», нежели 6v6 – еще одной «маленькой» мощной лампы. У EL84 есть некоторая резкость в средних частотах, и т.к. этой лампе нужно меньшее напряжение для работы, то подав на вход чистых гитарных звук, на выходе вы получите немного более грязный тон в сравнении с большинством других ламп.

6v6

Несмотря на то, что 6v6, как и EL84 – это маленькая лампа, на выходе она дает совершенно отличный от EL84 звук. Там, где у EL84 будет зернистая структура в звук, у 6v6 искристый верх и твердость в низах, которая EL84 даже не снилась. 6v6 использовалась во многих усилителях Fender. Например, в Deluxe Reverb и Princeton. В общем, тот потрясный звук Larry Carlton на Kid Charglemagne — это звук дуэта двух 6v6, и для меня именно этот звук характеризует 6V6. Если EL84 – это резкий крик, то 6v6 – это рык, который слышится когда мы добавляем овердрайва.

Различия между типами ламп подчас довольно трудно заметить. В этом видео показаны эти различия так хорошо, как это вообще возможно. Тут дело еще и в том, что, самом собой, огромную роль играет сама конструкция усилителя. На этом видео показаны несколько типов ламп. Различия трудноуловимы, но тут можно послушать эти лампы на хайгейне.

Так же, зацените, как Ola Englund пробует различный лампы на своем подписном усилке Randall – Satan. Тут показано как ведут себя разны лампы на хайгейне. Мне особенно нравятся KT88 и EL34, как они играют двумя парами в 100 Ваттном усилке!