Tpa6120A2 усилитель для наушников: HiFi усилитель для наушников V1, Высококачественный усилитель для наушников, TPA6120A2, ChipDipDac

реально мощный усилитель для наушников / Hi-Fi и цифровой звук / iXBT Live

К осознанию невероятного удобства внешнего усилителя для наушников я шел довольно долго. Всегда же можно взять ЦАП или внешнюю звуковую карту, где помимо линейного RCA выхода сразу будет и нужный нам джек под наушники. Однако выходная мощность там, обычно, чрезвычайно мала. И если на низкоомные затычки ее, как правило, хватает, то о 250 омных Beyerdynamic можно даже не мечтать. И это я еще молчу о всяких изодинамических моделях. В общем, усилитель — это дело важное очень полезное. Оттого сегодня я и предлагаю познакомимся с одним весьма интересным агрегатом, под именем FX-Audio PH-A2. Способным выдавать, внимание, до 1.1 Вт на 32 ома нагрузки. Послушаем, сделаем замеры — все как вы любите.

Характеристики
  • Усилитель: TPA6120A2
  • Предусилитель: OPA2604AP (сменный)
  • Сопротивление для наушников: 16-300 Ом
  • Выходная мощность: 1.4 Вт на 16 Ом, 1.1 Вт на 32 Ома, 207 мВт на 300 Ом
  • Диапазон частотной характеристики: 20 Гц — 20 кГц
  • Отношение сигнал-шум: 120 дБ.
  • Напряжение питания: 12 В.
  • Входы: RCA /3.5 мм.
  • Выходы: 6.3 мм.
  • Размеры: 123 x 97 x 33 мм.
  • Вес: 308 г

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА FX-Audio PH-A2

Видеоверсия обзора
Упаковка и комплектация

Коробки FX-Audio штампует одного типа для всех видов своих усилителей. Поэтому, два изображенных на ней девайса никакого отношения к герою нашего обзора не имеют.

Внутри можно найти небольшой гарантийный талон, переходник с 6.3 на 3.5 мм. джек, блок питания на 12 вольт 1 ампер и непосредственно сам усилитель. К слову, никаких соответствующих плохому питанию артефактов в замерах мной выявлено не было. Пор крайней мере из тех, на которые стоит обращать внимание. Так что, аппарат вполне готов к использованию сразу после распаковки.

Дизайн/Эргономика

Корпус у усилителя имеет небольшие габариты и полностью выполнен из металла. Устанавливается он на 4 резиновые ножки.

Сбоку, на каждой из граней, видны заводские пломбы. Смысл их для меня еле уловим. При разборе девайса эти наклейки абсолютно не затрагиваются. 

Ну, по ним мы хотя бы узнаем, что помимо FX-Audio в разработке участвовала еще и компания NFJ.

По функциональным элементам девайс прост, как автомат. Сзади имеем два линейных входа на RCA и 3.5 мм. И, очевидно, отдельный вход под питание.

Спереди центральное место занимает огромный аналоговый регулятор уровня. Вращение которого происходит с тактильно приятными механическими щелчками.

Слева от него производитель разместил две многофункциональные кнопки, а под ними ровно четыре светодиода.

Для начала работы нужно включить устройство, зажав кнопку «Power». Затем второй кнопкой «Select» выбираем нужный нам вход. И все, наслаждаемся музыкой. Наушники, естественно, подключаются в порт 6.3. Если надо, используйте комплектный переходник на 3.5 мм. Вообще говоря, этих знаний уже достаточно, но каждая кнопка несет в себе по 2 функции. Так, короткое нажатие на первую — выключает звук (функция «mute»), а долгое нажатие на вторую — переключает режимы усиления.

Аппарат по мощности настолько крут, что для использования его с внутриканальными наушниками регулятор уровня можно повернуть, ну максимум на 3 щелчка. То есть, всего на пару градусов. Дальше становится прям нестерпимо громко. Вот тогда и помогает пониженный Gain. Это когда последний светодиод потушен.

Разбор

Для разбора я выкрутил один черный винтик сзади, фиксирующий RCA порт и четыре болта спереди. После чего платка легко выезжает на салазках.

Не все здесь конечно чисто отмыто, но к пайке у меня особо претензий нет. Усилитель в кроватке стоит двухканальный: OPA2604AP. Судя по всему оригинал. По крайней мере, при его замене на точно качественный OPA в замерах я разницы не увидел. Звук да, немного меняется. И это, на мой взгляд, основная фишка аппарата — поиграться со сменными операционными усилителями на фильтре. Тем самым подгоняя звук под собственные вкусы.

Основной же процесс усиления сигнала возложен на небезызвестный TPA6120A2. Хороший чип, со своими сторонниками и противниками.

Замеры

Измерения я делал на максимальной громкости и высоком уровне усиления. Это важно для понимания и здравой оценке результатов. Вы на такой громкости вряд ли будете слушать.

Для начала не самая лучшая новость, заключенная в средней неравномерности АЧХ. Как видно из графика, на 20 кГц мы имеем спуск примерно на 2.25 Дб. Это, вообще говоря, не очень хорошо. Однако и особо критичного я ничего не вижу. Чуть притушили верха.

Уровень шума и динамический диапазон здесь просто образцово показательные: минус 111 Дб. Сами посмотрите на графики.

Чего не сказать о искажениях. Тут мы видим весь спектр гармоник начиная с уровня минус 90 Дб., а значение интермодуляции доходит до минус 75 Дб. Такое себе. Хотя мой измерительный тракт оценивает это как «хорошо», я бы охарактеризовал как «средне».

Шумы окружающего нас мира, конечно, намного выше и на их фоне результаты искажений меркнут, однако хотелось бы получше. И раз я уже заговорил о шумах, обязательно нужно отметить, что несмотря на свой 1.1 Вт на 32 ома нагрузки, аппарат дает абсолютную тишину в паузах. Это большая редкость. Обычно мощные усилители на низкоомной нагрузке имеют фоновый шум. А вот тут его нет. Вот это реально здорово. Да и какого-то особого нагрева при работе я не заметил.

Звук

Звучит же аппарат бодро, драйвово и весьма напористо. Для сравнения я подключил его к аудиоинтерфейсу MOTU M4, соединив RCA выходы карты с RCA входом на усилителе. Изменения мгновенно заставили меня приподнять бровь от удивления. На выходе для наушников карта, прямо скажем, дает смягченный, в меру детализированный звук. Звучит это очень мелодично, но как-то без огонька. С FX-Audio же я сразу ощутил весь жир и драйв, на которые способны мои наушники. Энергия просто бьет ключом. И это на стоковом операционнике.

Конечно же, итоговое звучание аппарата сильно зависит от того источника, к которому вы подключили усилитель. Его окрас, акценты и всевозможные нюансы звучания обязательно будут прослеживаться в конечном результате.

Тут усилитель делает лишь то, что должно. А именно, усиливает исходный сигнал, ну может с минимально возможными дополнениями, вносимыми чипами обвязки. Но разница до и после — действительно впечатляющая. Очень чистый прозрачный звук. Никак не ожидал такое услышать со своей звуковой карты. Соответственно, с нормальным ЦАПом, да приличными наушниками PH-A2 порадует абсолютно любого. Буквально оживив своей мощью звучание.

Выводы

Итогом, в замерах к FX-Audio PH-A2, конечно, можно придраться. АЧХ имеет небольшое ослабление на верхах, да и искажения где-то на грани приличия. Однако плюсов тут намного больше. Аппарат реально порадовал поддержкой сменных операционных усилителей DIP8, огромной выходной мощностью на 1 Вт., отсутствием фоновых шумов, а главное — сочным детальным звуком. Слушать A2 безумно приятно. Даже не представляю, как вообще я раньше жил без отдельного усилителя для наушников. Да и при желании звук здесь можно дотюнить операционниками. Например, AD826 добавит легкий акцент на басу, LM6172 усилит детали, а MUSES 02 просто окрасит звук брутальными оттенками, в лучших традициях дорогого аудио. В общем, сверх любопытная модель, да и стоит вменяемых денег. Отличный усилитель. Не идеальный, но очень хороший.

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА FX-Audio PH-A2

Усилитель для наушников на базе TPA6120

Доброго времени суток, уважаемые читатели сайта.
Продолжаем серию обзоров про усилители для наушников

В прошлом обзоре возникло много вопросов на тему моего мнения о качестве этого усилителя, нужно ли брать и тому подобные.
Целью этих обзоров является СРАВНЕНИЕ усилителей для наушников на основе измеримых параметров. Выводом для читателя должен стать объективный выбор усилителя для имеющихся\желаемых наушников.

Идея заказать данный усилитель пришла с желанием владеть чем нибудь изысканным, небольшим, современным. Под эти требования подходит плата размером 10*10 на микросхеме и в необычном корпусе. Поиск по товарам на базе TPA6120A2 показывает несколько видов реализации данного усилителя. Но ведь одной платой сыт не будешь, внешний вид тоже важен, поэтому идем к проверенному продавцу на страничку и ищем корпус под данный размер.

Усилитель на базе данной микросхемы уже обозревался на этом сайте пользователем real64. Там же есть теория по подбору наушников и рекомендации по доработке. Данный кит обозревается впервые. Традиционно усилитель будет протестирован в стоковом состоянии, без доработок, с использованием только полученных деталей.

Обращаю внимание пользователей, что не все платы встанут в данный корпус. Обратите внимание на расстояние от правого края платы до потенциометра. Забегая немного вперед, даже мой вариант пришлось доработать бормашинкой, чтобы встало все плотно на штатные места.

Посылка добралась до меня за 15 дней. Достаточно смелое решение так упаковывать электронику.

Посылка



Процесс сборки традиционно описывать не буду. Может возникнуть вопрос как паялась микросхема с падом. Ответ — феном. Остальные SMD компоненты паялись паяльником.

Сборка

Корпус в данном проекте отдельная тема.
С этим продавцом я имел дело далеко не в первый раз.

Многие заказы приходили как выглядели на картинке, все запросы на изменение стандартной конфигурации корпусов исполнялись.
Но вот общение с ним часто приводило меня в тупик. Я даже переходил на картинки вместо слов. Причем не всегда это был языковой барьер. В общении продавец неоднократно был уличен в накручивании ценника. Однажды мне удалось сбить цену с 81$ до 25$. Имейте это ввиду, когда будете иметь с ним дело.

Почему продавец получил одну звезду

Приехала посылка в Минск на таможню еще до Нового Года, моему счастью не было предела, но ее отправили на ручной досмотр и когда она провела на таможне 2 недели я заподозрил неладное.
Когда мне ее вручали на почте все встало на свои места — мне насчитали пошлину за превышение таможенного лимита в 22евро. Причиной тому стала сумма, которую продавец указал в таможенной декларации. Я даже проверил все предыдущие фотографии посылок от этого продавца — ни разу такого не было. Он просуммировал стоимость лота и доставки и написал ее в CN22.

Получилось 28,56$ вместо 14$ и все бы ничего — превышение в 6$ умножаем на 0.3 и получаем 1.8евро пошлины, но за свои услуги таможня попросил в принудительном порядке 5 евро и почта, за пересылку таможне денег еще 3 евро. Таким образом, из-за непонятных мотивов продавца я подарил 10$ государству. В расчете цены не учтено.
Естественно это было сообщено продавцу, на что он признал свою вину и пообещал сделать скидку от следующего заказа в 10$.
Когда я выбрал товар, он применил к обещанную скидку, но к стоимости пересылки, которую задрал до высот EMS. Итого заявил 24$ за пересылку, скинул с нее 10 и прямым текстом написал, будет слать не EMS. Мне показалось перебором 14$ за 200 грамм посылки, предложил сделать по-честному скинуть с товара и послать дешевой почтой, на что не получил ответа по сей день.

Ожидая корпус, меня волновало только одно — где взять трансформатор под такие маленькие размеры, какие они именно, эти размеры… Благо некоторые вопросы ушли, когда была собрана плата усилителя. Потребляемая мощность при прослушивании музыки составила не более 6Вт по китайскому показометру, поэтому я расслабился и стал ждать.
Трансформатор BVUI3030163 / 2x 15В был куплен в оффлайне исходя из полученных данных.

Корпус

Самая важная информация, которой не хватает людям для подбора корпуса под продающиеся наборы для самостоятельной пайки — это размеры отверстий и их относительное положение на панелях. Имейте ввиду — это не стандартные расстояния между отверстиями, учитывайте это при подборе платы под корпус.








Внешний вид

Считаю, что внешний вид у получившегося устройства получился очень аккуратным, а учитывая, что внутреннее пространство заполнено почти полностью, то задача, которая ставилась в начале обзора выполнена на 90%.





Итак, переходим непосредственно к замерам и тестам.

Все типы тестов были проведены в одно время на всех усилителях, с использованием одних и тех же приборов, проводов и компонентов.
Все измерения RMAA были сделаны при одинаковых установках громкости: Выход звука — 100%, Микрофонный вход — 10%. Изменялась лишь громкость на самом усилителе, для установки уровня сигнала в 0-1дБ. Именно с такими установками звука удавалось начать тест с нагрузкой, без нее и саму в себя.
Так как тестов предстояло много, был сделан универсальный кабель, который без пайки и разбора корпуса позволял снимать параметры и изменять нагрузку.

Результаты тестов не претендуют на абсолютную точность, они лишь призваны показать отличия и особенности каждого из усилителей. Вообще, глядя на получаемые цифры, я смело не обращал внимание на погрешность в 5-10%.

Условия тестов

Потребляемая мощность удлинителем, осциллографом и генератором сигнала.

Собственно измерители, с выставленными значениями сигнала

Температура окружающей среды

Ну а как еще… Иначе сошел бы с ума еще до окончания тестов

Результат тестирования звуковой карты «сама в себя» с помощью кабеля.


Сопротивление наушников

AudioTechnica AT-M50x
Заглянем в спецификации
Диапазон воспроизводимых частот
15 — 28000 Гц
Чувствительность
99 дБ/мВт
Импеданс
38 Ом


Technics RP-F300
Заглянем в спецификации
Диапазон воспроизводимых частот
10 — 27000 Гц
Чувствительность
102 дБ
Импеданс
22 Ом


Так как производители обычно указывают импеданс наушников, измеренный на частоте 1000Гц будем считать значения верными и использовать эту частоту в своих измерениях.

Для порядку — несколько фотографий процесса.

Результаты тестов

Потребляемая мощность по показометру в начале теста





m50x

RP-F300


Результаты тестов в таблице и графиках

Синяя зона — среднеквадратичное измеренное значение напряжения
Зеленая зона — вычисленное амплитудное значение напряжения
Без цвета — вычисленное значение мощности
Красная зона — попытка уничтожить трансформатор

Красная линия — амплитудное значение напряжения на холостом ходу. Теоретический предел.



Расчетное значение выходного сопротивления
Формула для расчета любезно предоставлена пользователем ksiman в одном из обзоров
Rвых=Rнагр*((Uхх/Uнагр)-1)


Температура после тестирования

Температура на стабилизаторе

Температура на радиаторе микросхемы

Как видно из полученных данных данный усилитель толерантен к импедансу наушников, зато очень прожорлив к уровню входного сигнала. Я бы назвал это устройство предусилителем или усилителем для чувствительных наушников.

Для измерения параметров звуковых характеристик с целью уменьшения разброса результатов были использованы постоянные резисторы номиналом 33 Ом и 250 Ом, как наиболее часто встречающиеся в наушниках, для которых будут использовать усилители.

Измерения программой RightMark Audio Analyzer

No resistors




2 resistors 33Ohm





2 resistors 250Ohm





Вывод
— Выходное сопротивление низкое
— Толерантен к импедансу наушников
— Любит высокий уровень сигнала

Для чистоты эксперимента были сделаны тесты и на других установках громкости. Старался установить крайние положения для входа и выхода. Приведу результаты в файлах программы RMAA. Если остались вопросы по условиям тестов — пишите в комментариях желаемые условия — проведу дополнительно, при необходимости добавлю в обзор.
Кроме того, учитывая, что все измерения других усилителей уже выполнены, а обзоры находятся на финальных стадиях написания, прошу указать мне на неточности в методике проведения замеров либо желаемые входные параметры, чтобы я учел это в будущих обзорах.

Спасибо за внимание.

TPA6120A2 Усилитель для наушников или лучше?

#3