Блок дхо. Блок управления ДХО: принцип работы, схема подключения и преимущества

Как работает блок управления дневными ходовыми огнями. Какие функции выполняет контроллер ДХО. Каковы преимущества использования блока управления ДХО. Как правильно подключить блок ДХО.

Содержание

Что такое блок управления ДХО и для чего он нужен

Блок управления дневными ходовыми огнями (ДХО) — это электронное устройство, которое обеспечивает автоматическую работу ДХО в соответствии с требованиями ПДД. Основные функции блока управления ДХО:

  • Автоматическое включение ДХО при запуске двигателя
  • Отключение ДХО при включении габаритных огней или ближнего света фар
  • Регулировка яркости ДХО в зависимости от освещенности
  • Задержка включения/выключения ДХО для комфортной работы
  • Защита от перегрузок и короткого замыкания

Благодаря блоку управления, дневные ходовые огни работают в полном соответствии с ПДД, повышая безопасность движения. Кроме того, контроллер ДХО продлевает срок службы светодиодов, защищая их от перегрузок.

Принцип работы блока управления дневными ходовыми огнями

Работа блока управления ДХО основана на анализе нескольких параметров:


  • Напряжение бортовой сети — по нему определяется, запущен ли двигатель
  • Сигнал от замка зажигания
  • Сигнал от переключателя света — для определения включения габаритов/фар
  • Сигнал от датчика освещенности (опционально)

На основе этих данных микроконтроллер внутри блока управления принимает решение о включении или выключении ДХО. Типовой алгоритм работы выглядит так:

  1. При запуске двигателя ДХО включаются с задержкой 5-10 секунд
  2. При включении габаритных огней или фар ДХО отключаются
  3. При выключении габаритов/фар ДХО включаются с задержкой 3-5 секунд
  4. При остановке двигателя ДХО выключаются

Схема подключения блока управления ДХО

Типовая схема подключения блока управления дневными ходовыми огнями включает следующие соединения:

  • +12В от аккумулятора — постоянное питание блока
  • Масса — подключение к кузову автомобиля
  • Сигнал зажигания — провод от замка зажигания
  • Сигнал габаритов — провод от переключателя света
  • Выход на ДХО — питание светодиодных ДХО

Некоторые более сложные блоки управления могут иметь дополнительные входы, например, от датчика освещенности. Важно строго соблюдать полярность при подключении и использовать провода достаточного сечения.


Преимущества использования блока управления ДХО

Установка блока управления дневными ходовыми огнями дает ряд существенных преимуществ:

  • Полное соответствие работы ДХО требованиям ПДД
  • Автоматическое включение/выключение ДХО без участия водителя
  • Продление срока службы светодиодов ДХО
  • Защита от перегрузок и короткого замыкания
  • Возможность тонкой настройки работы ДХО
  • Интеграция с бортовой электроникой автомобиля

Благодаря этим преимуществам, установка качественного блока управления ДХО является оптимальным решением при модернизации штатной светотехники автомобиля.

Как выбрать блок управления для дневных ходовых огней

При выборе блока управления ДХО следует обратить внимание на следующие характеристики:

  • Напряжение питания — должно соответствовать бортовой сети автомобиля
  • Максимальный ток нагрузки — не менее суммарной мощности ДХО
  • Наличие защиты от перегрузок и КЗ
  • Возможность настройки яркости и задержек включения
  • Герметичность корпуса — защита от влаги и пыли
  • Рабочий температурный диапазон

Желательно выбирать блоки управления от проверенных производителей, имеющие сертификаты соответствия. Это гарантирует надежную и безопасную работу ДХО на вашем автомобиле.


Настройка и программирование блока управления ДХО

Современные блоки управления дневными ходовыми огнями позволяют выполнять тонкую настройку параметров работы. Типовые настройки включают:

  • Время задержки включения ДХО после запуска двигателя
  • Время задержки выключения ДХО после остановки двигателя
  • Яркость свечения ДХО в дневное и ночное время
  • Порог срабатывания от датчика освещенности
  • Режим работы при включении габаритов/фар (выключение или притухание)

Настройка обычно выполняется с помощью кнопок на корпусе блока или через специальное программное обеспечение. Это позволяет адаптировать работу ДХО под конкретный автомобиль и предпочтения водителя.

Возможные неисправности блока управления ДХО и их устранение

Как и любое электронное устройство, блок управления ДХО может выходить из строя. Типичные неисправности и способы их устранения:

  • ДХО не включаются — проверить питание и подключение блока управления
  • ДХО не выключаются при включении габаритов — проверить подключение сигнала от переключателя света
  • ДХО мерцают — проверить качество контактов, при необходимости заменить блок управления
  • Быстрый разряд аккумулятора — проверить потребление тока блоком управления в выключенном состоянии

При возникновении неустранимых неисправностей рекомендуется заменить блок управления на новый. Самостоятельный ремонт сложной электроники не рекомендуется.


Законодательные требования к установке и использованию ДХО

Использование дневных ходовых огней регламентируется Правилами дорожного движения и техническими регламентами. Основные требования:

  • ДХО должны включаться автоматически при работающем двигателе
  • ДХО должны выключаться при включении фар ближнего или дальнего света
  • Сила света ДХО должна быть не менее 400 кд и не более 1200 кд
  • ДХО должны быть белого цвета
  • Установка ДХО не должна нарушать штатную светотехнику автомобиля

Использование качественного сертифицированного блока управления ДХО позволяет полностью соответствовать этим требованиям и избежать проблем при прохождении техосмотра.


Выбираем качественный блок управления ДХО

Дневные ходовые огни (ДХО) обязаны соответствовать определенному режиму работы, который прописан в ГОСТе Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН N 48). Умельцы придумали ряд схем подключения ходовых огней, однако они либо очень сложны в реализации, либо не соответствуют требованиям ГОСТа. Существуют и уже готовые блоки управления ДХО, но и здесь есть свои подводные камни.

Немного о режиме работы

Согласно последней редакции Правил ЕЭК ООН №48, дневные ходовые огни должны включаться автоматически при запуске двигателя автомобиля и автоматически гаснуть, когда автомобиль заглушен. Также ДХО должны автоматически гаснуть при включении фар ближнего либо дальнего света. Блок управления ДХО этим требованиям должен удовлетворять в первую очередь.

Немаловажный момент, который должен присутствовать в модуле ДХО – стабилизация напряжения на уровне 12 вольт. Дело в том, что в подавляющем большинстве фар ходовых огней отсутствует полноценный стабилизатор тока. Ток на светодиодах ограничивается при помощи резисторов, которые из-за постоянных перепадов напряжения в бортовой сети автомобиля неспособны его ограничить на одном уровне. Отсюда и появление «болезней» в виде мерцания и преждевременного выхода из строя ходовых огней.

Благодаря стабилизатору напряжения, при помощи резисторов можно ограничить ток светодиодов на одном уровне и значительно продлить их срок службы.

Китайские контроллеры ходовых огней

Из-за разнообразия и низкой стоимости, товары из Китая заполонили рынок России и стран СНГ. Не стали исключением и контроллеры ДХО. На популярном сайте AliExpress.com можно найти несколько вариантов блоков управления дневных ходовых огней, которые имеют приятный ценник и множество положительных отзывов. Но давайте разберемся, так ли хорошо все на самом деле.

Соответствие режиму работы

На AliExpress можно найти около 7 разновидностей модулей управления дневным светом автомобиля. Первые четыре работают автоматически. 

Согласно описанию товара, изображенный на фото первый вариант подключается напрямую к АКБ автомобиля и автоматически включается при запуске двигателя и выключается примерно через 15 секунд после его остановки.

Следующие три китайских блока управления имеют такое же подключение и принцип работы, но отключают ДХО уже с задержкой примерно 30 секунд. Также дополнительно присутствует управляющий провод, который подключается к плюсовому проводу лампы габаритов. При работающих габаритах, ходовые огни приглушаются примерно наполовину от максимальной яркости.

Согласно последней редакции Правил ЕЭК ООН №48 противотуманные фары, лампы ближнего и дальнего света должны работать только с включенными габаритными огнями.

Самый дорогой вариант имеет более сложное подключение – помимо проводов питания от АКБ и плюса с лампы габарита требуется соеденить дополнительный провод с плюсом замка зажигания. Из дополнительных особенностей есть возможность подключения фар ДХО со встроенными поворотниками и реализация стробирования дневными ходовыми огнями при подаче звукового сигнала.

При работающем ближнем или дальнем свете ДХО здесь также не выключаются, а приглушаются примерно наполовину.

Производителем заявлена встроенная в блок управление стабилизация напряжения на уровне 12 вольт, но по замерам и отзывам покупателей она отсутствует.

В продаже также существует разновидность данного контроллера ДХО с выносным пультом дистанционного управления режимом стробоскопа.

Важно! Согласно части 4 статьи 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет с конфискацией указанных устройств.

Какие из вышеописанного следуют выводы? Во-первых, при работающем ближнем или дальнем свете ДХО должны полностью гаснуть, а не притухать. Во-вторых, ДХО должны выключаться сразу же, без задержки. То есть все варианты не соответствуют требованиям Правил ЕЭК ООН №48 и ГОСТа Р 41.48-2004 и не могут применяться в автомобиле.

Следующие три варианта работают не в автоматическом режиме – управление осуществляется вручную, что сразу же противоречит требованиям режима работы.

Помимо вышеописанных моментов, все 7 разновидностей не имеют стабилизации по напряжению.

Качество сборки

Про качество китайских модулей управления ДХО много можно не говорить – оно полностью соответствует цене. В самых дешевых вариантах применяются максимально дешевые комплектующие. Если взять наиболее продаваемый образец, то сразу же можно заметить два момента:

  • очень тонкие, короткие и хлипкие провода;
  • отсутствие защиты от влаги.

Если присмотреться к плате устройства, то можно обнаружить остатки флюса и отсутствие защитных диодов.

В более дорогих моделях ситуация чуть лучше, но все так же далека от приемлемой.

Откуда хвалебные отзывы?

Здесь нет ничего необычного. Большая часть покупателей оставляют отзыв сразу же при получении товара, только лишь за факт его получения. Некоторые покупатели бегло проверяют товар и так же оставляют хороший отзыв. И только небольшая категория людей оставляет отзыв спустя какое-то время после реального пользования продуктом. Если же товар ломается, то дополнительные отзывы, как правило, никто не пишет.

Российский блок управления ДХО

На фоне китайских контроллеров ДХО, выгодно отличается российский блок управления DayLight+:

  • полное соответствие ГОСТу;
  • качественная сборка;
  • имеется встроенный стабилизатор напряжения.

Помимо вышеописанных преимуществ, российский модуль управления дневными ходовыми огнями разработан с учетом особенностей бортовой сети автомобиля и имеет неплохой запас по мощности.

Производителем заявлено возможность долговременного подключения нагрузки до 3 А или 36 ватт, что значительно больше требуемого фарами ДХО.

Защита от влаги, как и положено, здесь имеется.

Схема подключения максимально простая: два провода подключаются к аккумулятору (АКБ) машины, один к положительному проводу лампы габарита.

Также имеется и альтернативная схема подключения, когда положительный провод питания берется не с аккумулятора, а с + замка зажигания. Альтернативный вариант подойдет для автомобилей с сильной просадкой бортового напряжения, «умной» зарядкой АКБ либо с системой «старт-стоп».

Сами фары ходовых огней подключаются с помощью стандартных автомобильных разъемов, которые идут в комплекте.

Отличительной чертой блока DayLight+ является спрятанный под заглушкой подстроечный резистор. Российский контроллер дневного света включается и выключается в зависимости от напряжения в бортовой сети автомобиля. По умолчанию порог включения находится на отметке 13,5 вольт, а выключения на отметке 13, 2 вольт. Данные уровни вполне удовлетворяют нормальной работе в машине, так как в заглушенном состоянии на клеммах АКБ присутствует примерно 12,4…12,6 вольт, а в заведенном около 14,5. В случае необходимости отметки включения и выключения блока управления ДХО можно сместить при помощи подстроечного резистора.

Подводя итоги

Изучив все имеющиеся на рынке блоки управления ДХО можно с уверенностью сказать, что единственное правильное решение – использование блока DayLight+. Абсолютно все китайские модели не рекомендуются к установке в силу следующих причин:

  1. Не соответствие ГОСТу Р 41.48-2004 (Правилам ЕЭК ООН №48): ходовые огни должны работать в автоматическом режиме; при включении ближнего или дальнего света обязаны полностью гаснуть, а не притухать; после остановки мотора автомобиля ДХО должны гаснуть сразу же.
  2. Отсутствие стабилизации напряжения.
  3. Не достаточно качественная сборка и уровень защиты устройства в целом.

Мы сознательно и безвозмездно рассмотрели более детально российский блок управления ДХО и разместили на него активную ссылку, так как он не имеет недостатков китайских аналогов и является действительно достойным вариантом.

Как еще один достойный вариант, можно упомянуть немецкую линейку DayLight от Philips. Однако модули управления Philips не являются универсальными – они разработаны под конкретный вариант дневных ходовых огней, с которыми и поставляются в комплекте.  

Блок автоматического включения ДХО CarProfi CP-BAV-DRL (1шт.)

  • Производитель: CarProfi™
  • Код товара: 00657 (CP-BAV-DRL)