Децибел сокращенно. Децибел (дБ): Что это такое и как измеряется

Что такое децибел и для чего он используется. Как измеряется уровень звука в децибелах. Какие бывают шкалы измерения децибелов. Чем отличаются дБ, дБА и другие виды децибелов.

Содержание

Что такое децибел и зачем он нужен

Децибел (сокращенно дБ) — это логарифмическая единица измерения, используемая для выражения отношения двух величин, чаще всего мощностей или интенсивностей. Основное применение децибелы нашли в акустике для измерения громкости звука.

Ключевые особенности децибела:

  • Это безразмерная величина, показывающая соотношение
  • Логарифмическая шкала позволяет охватить большой диапазон значений
  • 1 децибел примерно соответствует минимальному различимому на слух изменению громкости
  • Удобен для описания восприятия звука человеческим ухом

Децибелы используются для измерения:

  • Уровня громкости звука
  • Усиления или ослабления сигналов
  • Коэффициента шума
  • Затухания сигналов в линиях связи

Как измеряется уровень звука в децибелах

Уровень звукового давления в децибелах определяется по формуле:


L = 20 log (P / P0)

Где:

  • L — уровень звукового давления в дБ
  • P — измеряемое звуковое давление
  • P0 — опорное звуковое давление (обычно 20 мкПа)

Для измерения используются специальные приборы — шумомеры. Они состоят из микрофона, усилителя, частотных фильтров и индикатора. Современные цифровые шумомеры позволяют измерять уровень звука в различных частотных диапазонах.

Шкалы измерения уровня звука в децибелах

Существует несколько шкал измерения уровня звука в децибелах:

  • дБ (линейная шкала) — измеряет абсолютный уровень звукового давления
  • дБА — учитывает особенности восприятия звука человеческим ухом
  • дБС — измеряет уровень звука с учетом низких частот
  • дБZ — измерение без частотной коррекции

Наиболее часто используется шкала дБА, так как она наилучшим образом соответствует субъективному восприятию громкости человеком.

Основные уровни громкости в децибелах

Примеры типичных уровней громкости звука в децибелах:

  • 0 дБ — порог слышимости
  • 10 дБ — шелест листьев
  • 20-30 дБ — шепот
  • 40-50 дБ — тихая комната
  • 60-70 дБ — обычный разговор
  • 80-90 дБ — шумная улица
  • 100-110 дБ — громкая музыка
  • 120 дБ — болевой порог
  • 140 дБ — реактивный двигатель

Длительное воздействие звука громкостью более 85 дБ может приводить к повреждению слуха. Поэтому важно контролировать уровень шума на рабочих местах и при прослушивании музыки.


Чем отличаются дБ, дБА и другие виды децибелов

Основные отличия между различными видами децибелов:

  • дБ — измеряет абсолютный уровень звукового давления без учета особенностей слуха
  • дБА — учитывает частотную характеристику человеческого уха, ослабляя низкие и высокие частоты
  • дБС — меньше ослабляет низкие частоты по сравнению с дБА
  • дБZ — измеряет звуковое давление без частотной коррекции

Также существуют специальные шкалы для измерения шума на производстве (дБD) и в авиации (дБВ). Выбор конкретной шкалы зависит от целей измерения и нормативных требований.

Применение децибелов в различных областях

Децибелы широко используются не только в акустике, но и в других областях:

  • Телекоммуникации — для измерения усиления сигнала и затухания в линиях связи
  • Электроника — для характеристики усилителей, фильтров и других устройств
  • Оптика — для измерения пропускания и отражения света
  • Сейсмология — для оценки силы землетрясений
  • Медицина — для измерения уровня слуха при аудиометрии

Универсальность децибельной шкалы делает ее удобным инструментом для работы с широким диапазоном величин в различных областях науки и техники.


Как рассчитать уровень звука в децибелах

Для расчета уровня звука в децибелах используется следующая формула:

L = 10 log (I / I0)

Где:

  • L — уровень звука в дБ
  • I — интенсивность измеряемого звука
  • I0 — опорная интенсивность звука (10^-12 Вт/м²)

Чтобы перевести значение из паскалей в децибелы, можно воспользоваться формулой:

L = 20 log (P / P0)

Где P — измеряемое звуковое давление, а P0 — опорное звуковое давление (20 мкПа).

Для удобства часто используются онлайн-калькуляторы, позволяющие быстро произвести необходимые расчеты.

Нормативы по уровню шума в децибелах

Существуют нормативы, регулирующие допустимый уровень шума в различных условиях:

  • Жилые помещения: не более 55 дБА днем и 45 дБА ночью
  • Офисные помещения: не более 60 дБА
  • Производственные помещения: не более 80 дБА
  • Территории жилой застройки: не более 70 дБА днем и 60 дБА ночью

Превышение этих нормативов может приводить к дискомфорту, снижению работоспособности и даже проблемам со здоровьем. Поэтому важно контролировать уровень шума и принимать меры по его снижению при необходимости.



LUFS VS. dB: В чем разница?

На сайте

Кейт Бруноттс

17 января 2022 года

Как музыкальному продюсеру, композитору, подкастеру или любому человеку в мире аудио, важно понимать разницу между LUFS и дБ. Эти единицы измерения громкости звука часто путают друг с другом, и хотя они похожи, это не совсем одно и то же.

Ниже мы подробно рассмотрим основные различия между двумя типами единиц измерения громкости, а также поделимся некоторыми практическими применениями каждой из них. Таким образом, вы сможете легко понять, когда лучше использовать одну единицу, а когда другую. Давайте перейдем к делу!

Что такое децибел?

Итак, что же такое децибел? Децибел, или сокращенно дБ, — это единица измерения громкости, которая измеряет интенсивность или энергию звука. Децибелы представляют собой величину давления воздуха, создаваемого самим звуком, при этом звуки большей интенсивности имеют более высокий уровень воспринимаемой громкости. Вообще говоря, измерение в 0 дБ — это наименьшая единица звука, воспринимаемая человеческим ухом.

В музыкальном производстве децибелы то и дело фигурируют в качестве стандартной формы измерения. Например, децибелы встроены в фейдеры и счетчики вашей DAW . В Ableton Live вы можете видеть зеленые полоски, указывающие на громкость, измеряемую в дБ:

Темно-зеленым цветом обозначены пиковые уровни децибел, а светло-зеленым — средние децибелы на участке.

Как измеряются децибелы?

Децибелы измеряются с помощью двух различных параметров: частоты и амплитуды. Частота измеряет количество колебаний в звуке, а также определяет высоту тона аудиосигнала. Амплитуда — это сила звукового сигнала.

Стоит также отметить, что громкость в децибелах увеличивается экспоненциально. Поэтому 10 дБ в 10 раз громче, чем 0 дБ. Общая громкость в децибелах резко возрастает по мере того, как звук становится громче. Децибелы и измерение громкости используются на протяжении всего процесса создания музыки. Вы будете следить за децибелами во время записи, продюсирования, микширования и мастеринга, хотя в процессе мастеринга вам также придется следить за измерителем LUFS.

При мастеринге отслеживание пиковых и средних уровней децибел является ключом к созданию сильного трека. Среднее количество децибел, измеренное за определенный период времени, называется RMS , которое служило стандартом для измерения громкости до появления LUFS.

Что такое LUFS?

LUFS можно рассматривать как измерительную палку для аудио, которая используется для создания единого звукового впечатления на радио, в кино, на телевидении и в музыкальных каналах. Это означает единицы громкости относительно полной шкалы. Они также являются самым современным и точным способом измерения звука.

Вы также можете встретить описание LUFS как LKFS, что является акронимом для громкости, взвешенной по К, относительно полной шкалы. Независимо от того, как представлена эта звуковая единица — LUFS или громкость, взвешенная по К относительно полной шкалы, — обе они представляют одно и то же.

Различные аудиоточки имеют стандартные уровни LUFS и алгоритмы LUFS, чтобы при переходе от одной песни к другой не возникало шокирующей разницы в громкости. Алгоритм LUFS создает плавный, последовательный опыт прослушивания для пользователей и соответствующим образом изменяет звук, вот почему так важно учитывать стандарт LUFS платформы при мастеринге.

Как измеряется LUFS?

LUFS — это более широкий тип единиц измерения громкости. LUFS измеряет среднюю громкость аудиофрагмента, измеряя громкость за определенный период времени. При измерении громкости с помощью LUFS также учитывается воспринимаемая громкость. Это означает, что LUFS учитывает не только истинную громкость звука, воспринимаемую через децибелы, но и то, как человеческое ухо воспринимает звук.

Исходя из того, как звук попадает в человеческое ухо, некоторые частоты звучат естественным образом громче, чем другие. Разница в восприятии, используемая в LUFS, описывается с помощью кривой Флетчера Мансона:

Этот график отображает контуры звука во всем частотном спектре. Как мы видим, существует разница в восприятии звуков во всем частотном спектре. Это же явление объясняет, почему при прослушивании музыки мы можем слышать низкие звуки громче, чем другие.

Поэтому использование LUFS является золотым стандартом громкости, так как это измерение объединяет наше восприятие с фактическим звуковым выходом. Смешивая эти два важных параметра, мы можем создать наиболее сбалансированную единицу воспринимаемой громкости для человеческого слуха. Обычно LUFS используется при настройке громкости аудиофайла. В музыкальном производстве это означает, что вы не будете обращаться к LUFS до тех пор, пока не будете готовы к мастерингу микса .

Вы можете измерить LUFS с помощью измерителя LUFS в вашей DAW. Измеритель LUFS обычно показывает как интегральный, так и кратковременный LUFS, чтобы дать вам четкое представление о вашем звуке. Интегральный LUFS представляет собой среднюю громкость звука в течение времени, в то время как кратковременный LUFS просто учитывает короткий отрезок звука.

Следует ли использовать LUFS или DB?

Децибелы и LUFS оба измеряют звук, так как же узнать, какое измерение использовать? На бумаге кажется, что LUFS и децибелы — это одно и то же явление. В конце концов, и децибелы, и LUFS более или менее равны, поскольку 1 LUF примерно равен 1 DB. Оба используются для характеристики громкости. Хотя в аудио эти единицы громкости имеют соотношение 1 к 1, они все же используются для разных вещей.

Децибелы — это более широкий инструмент, используемый для измерения громкости практически в любом аудио- или звуковом приложении. LUFS, с другой стороны, в основном используется в процессе мастеринга. Это самый точный измеритель громкости из существующих на сегодняшний день, но он реже используется за пределами мира аудиоинженеров.

Когда речь идет о нормализации музыки и любого другого аудио, LUFS выступает в качестве стандарта громкости. На самом деле, важно помнить, что различные платформы потокового вещания имеют свои собственные уровни стандарта LUFS:

LUFS, вероятно, имеет более практическое применение, когда речь идет о нормализации звука. Тем не менее, децибелы являются более широким способом измерения звука. Одно можно сказать наверняка. Понимание разницы и сходства между децибелами и LUFS необходимо каждому, кто стремится сделать карьеру в аудио.

Как видите, LUFS и DB — это совершенно разные формы измерения. Хотя они оба используются для измерения громкости, каждый из них дает разные показания для различных применений. Следите за этими полезными и разными формами измерения громкости.

Основы радиолокации — Система измерений в децибелах

Система измерений в децибелах

Поскольку на практике не часто требуется выполнять пересчет результатов измерений в децибелы, то объяснение этой единицы измерения несколько упрощается. Наиболее современное контрольно-измерительное оборудование обеспечивает отображение результатов измерений сразу в децибелах. Благодаря этому отпадает необходимость выполнения сложных математических вычислений. Тем не менее, базовое пояснение системы измерений в децибелах необходимо для понимания значений в децибелах, таких как, например, значение коэффициента усиления некоторого оборудования, выраженное в децибелах.

Децибел — это дольная часть единицы измерения, которая называется бел. Децибел равен одной десятой части бела. Бел — единица измерения, которая выражается в виде логарифмического отношения двух величин, например, значений измеряемого параметра на входе и выходе некоторого устройства. Такими параметрами могут быть мощность, напряжение или ток. Чаще всего децибел используют при описании отношений входной и выходной мощности. Соответствующее выражение имеет вид:

V = 10 log Pout   Pout = 10(V[dB]/10) (1)
Pin Pin

Когда говорят об уровне сигнала в децибелах, на самом деле подразумевают сравнение в логарифмическом масштабе уровня измеряемого сигнала и некоторого опорного уровня.

Для определенности опорный уровень стандартизируется. Наиболее широко используемый опорный уровень — сигнал мощностью 1 милливатт. В данном случае сокращение дБ заменяется на дБм, чтобы было понятно, что мощность измеряемого сигнала соотносится с опорным уровнем мощности 1 мВт. Таким образом, когда говорят, что уровень сигнала равен +3 дБм, то это означает, что этот уровень на 3 дБ выше уровня сигнала мощностью 1 мВт. Аналогично, уровень сигнала -3 дБм означает, что этот уровень на 3 дБ ниже уровня 1 мВт. Независимо от того, какая используется единица измерения, дБм или дБ, знак «+» (или отсутствие знака вообще) означает, что уровень выходного (измеряемого) сигнала выше опорного уровня, знак «-» означает, что уровень выходного (измеряемого) сигнала ниже опорного уровня.

V = 10 log Pout   Pout = 1 mW · 10(V[dB]/10) (2)
1 mW

В целесообразности использования децибелов при выражении мощности сигнала можно убедиться, посмотрев на нижеследующую таблицу. Например, фраза «сигнал увеличился на 50 дБ» более проста и понятна, чем громоздкая фраза «сигнал увеличился в 100 000 раз». Основой системы единиц децибел является величина увеличения или уменьшения определяемого уровня относительно опорного уровня, но не сам этот опорный уровень. Так, независимо от того, увеличилась ли входная мощность с 1 Вт до 100 Вт или с 1000 Вт до 100 000 Вт, увеличение составляет 20 дБ.

Примеры выражения отношений в децибелах и использования децибелов в расчетах

30 дБ = 1 000 раз,
3 дБ = 2 раза ,
-3 дБ = 0,5 раза

36 дБ можно рассчитать так: (30+3+3) дБ = 1 000 · 2 · 2 = 4 000 (раз),
27 дБ = (30 — 3) дБ = 1 000 / 2 = 500 (раз).

Порядок расчета с использованием опорного уровня такой же:

30 дБм = 1 000 · 1 мВт = 1 Вт
60 дБм = 1 000 Вт
99 дБм = 8 000 000 Вт,

В таблице приведены некоторые полезные соотношения:

Уровень (дБ) Множитель Уровень (дБ) Множитель
1=1,310=10 = 101
3=2,020=100 = 102
5=3,230=1 000 = 103
6=4,040=10 000 = 104
7=5,0 . .. 
9=6,0140=1014

Калькулятор децибелов

Введите одно из значений (в дБВт, дБм или Вт) и затем кликните кнопку «Convert» для расчета двух остальных значений. (Если во вводимых числах или результатах слишком много цифр после запятой, округлите до ближайшего целого числа).

мощность :   P = [ дБВт ] 
P = [ дБм ]
P = [ Вт ]

JavaScript-код написан Якопо Джангранди (Iacopo Giangrandi), www.giangrandi.ch

Спектрально-частотный анализ звука выстрела – Nikols

Звук выстрела объясняется высокими давлением и температурой пороховых газов у дульного среза ствола.

Быстрое расширение пороховых газов после вылета пули из ствола, образование ударной волны сопровождается резким и громким звуком. Чем мощней заряд, тем существенней воспринимается звук выстрела. Другими словами это можно описать так: Чем мощней заряд тем больше низких частот (НЧ), следовательно этот звук НЧ слышен дальше по отношению высокочастотного и среднечастотного звука.

       Органы слуха передают в мозг кодированную информацию, позволяющую интерпретировать или идентифицировать звуки. Уши осуществляют также обратную связь, с их помощью мы определяем направление и расстояние до источника звука. Человеческое ухо может слышать звуки в диапазоне от 20Гц до 20кГц.

Шум – это совокупность звуковых волн, сопровождающиеся расширением и сжатием в воздухе под действием источника звука. Шум состоит из большого числа тонов различной силы и частоты. Они и вызывают неприятные ощущения. Единицей измерения шума является децибел, сокращенно – «дБ».

Как и любой другой волновой процесс, звук характеризуется таких параметром, как частота (f). Человеческое ухо улавливает звуковые колебания в диапазоне частот от 20 Гц до 12 500 Гц. Данный диапазон частот называется акустическим диапазоном.

Звуки с частотами ниже диапазона «слышимости» человека (от 1 Гц до 20 Гц) называется инфразвуком.

Звуки с частотами выше (от 12 500 Гц и выше) называется ультразвуком.

Частотная кривая A приблизительно соответствует амплитудно-частотной характеристике слуха человека в условиях невысокого уровня, B – среднего, С – высокого уровней шума. Частотные фильтры D имеют специфическое назначение – используются для оценки авиационного шума.

Следует отметить, что в настоящее время для нормирования шума чаще всего используют фильтры A и С.Фильтр A – при замерах уровней шума на рабочих местах, в жилых зонах, транспорте.
Фильтр С – для оценки пиковых уровней шума.

Ухо человека имеет такое строение, что низкие частоты звука воспринимаются более интенсивней чем высокочастотные…

       На примере сравнения летящей мухи и комара видно, что полёт мухи мы слышим гораздо сильней чем полёт комара. Это обуславливается частотой звука. Или в далеке играющая музыка воспринимается как отдельные низкочастотные, т.е. слышен барабан или бас гитара. Классический пример: Все мы слышали звук свистка арбитра на футбольном поле, но никто не слышит звук свистка, который используют дрессировщики животных – частота звука которого составляет 17-20кГц. 

      Принцип работы ДТК-ЗТ (дульный тормоз компенсатор – закрытого типа) он же “глушитель”, “саунд модератор”, “банка” “УМС (устройство малошумной стрельбы)” и т.п…., заключается в том, что срезаются низкие частоты (НЧ) звука выстрела, которые слышно на большие расстояния относительно средних и высоких частот. 

       Для определения эффективной работы ДТК-ЗТ (глушитель)  были произведены замеры звука выстрела.

На фото виден спектральный анализ звука выстрела в диапазоне частот от 20 Гц до 30 кГц. Измерения проводились на расстоянии 40 м от оружия и в направлении выстрела, чтобы получить более точную картину по частотному диапазону и громкости звука.

Спектрально частотный анализ график

       На следующем графике приводится сравнение звука  выстрела патроном 7,62х39 скорость пули 720 м/с с ДТК-ЗТ (глушитель), с  выстрелом из малокалиберной винтовки ТОЗ-8, патрон 22LR скорость 345 м/с. Как видно из графика, громкость и частотный диапазон практически одинаков.

Замеры звука делали с помощью микрофоном BEHRINGER ECM8000, который имеет линейную частотную характеристику.

Диаграмма направленности всенаправленный
Частотная характеристика 20—20000 Гц
Тип микрофона конденсаторный
Чувствительность -70 дБ · В
Сопротивление 200 Ом
Фантомное питание от +15В до +48В
Масса 120 г
Подключение XLR

Диаграмма направленности:

Диаграмма направленности

Амплитудно-частотная характеристика:

  Микрофон был установлен в 2,5 метрах от пульного выхода, на 2 часа. Результат:  

Зеленыйвыстрел без ДТК-ЗТ, патрон .22LR, скорость 345 м/с
Голубой выстрел с ДТК-ЗТ, патрон 7,62х39, скорость 720 м/с
ЗеленыйВыстрел без ДТК-ЗТ, патрон . 22LR, скорость 345 м/с
КоричневыйВыстрел с ДТК-ЗТ, патрон 7,62х51, скорость 970 м/с
ЗеленыйВыстрел без ДТК-ЗТ, патрон .22LR, скорость 345 м/с
КирпичныйВыстрел с ДТК-ЗТ, патрон 7,62х54, скорость 820 м/с
ЗеленыйВыстрел без ДТК-ЗТ, патрон .22LR, скорость 345 м/с
КоричневыйВыстрел с ДТК-ЗТ, патрон .338 Lapua Magnum 16.2g/250gr, скорость 865 м/с
КирпичныйВыстрел с ДТК-ЗТ, патрон 7,62х54, скорость 830 м/с
ЗеленыйВыстрел без ДТК-ЗТ, патрон .22LR, скорость 345 м/с
КоричневыйВыстрел с ДТК-ЗТ, патрон .338 Lapua Magnum 16.2g/250gr  скорость 865 м/с

“МИФЫ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ”: 

Для снижения уровня звука выстрела на 25-35 Дб необходимо произвести расчет параметров ДТК-ЗТ.

Рассмотрим на примере: патрон калибра 22 Lr, который имеет количество пороха 0,1 гр., и патрон калибра 308 который имеет 3,0 гр..

При сгорании пороха они создадут разное количество газа. Считается, что из 1-го грамма пороха получается 1 литр газа.

При расчете и дальнейшем изготовлении ДТК-ЗТ нужно руководствоваться здравым смыслом и исходить из компромисса между эффективностью и габаритами.

Ну кому нужен прибор на оружие с “очень высокой” эффективностью у которого корпус имеет длину 1 метр, диаметр 30 сантиметров и вес в 10 кг? Или наоборот применив корпус прибора рассчитанный под патрон 22Lr с минимальной эффективностю ?

Пример:  выбора ДТК-ЗТ под 308 калибр у которого навеска пороха патрона 3 грамма.

Между эффективностью в 35 Дб и весом в 700 грамм – и – весом в 300 грамм, но эффективностью в 25 Дб.

Поэтому выбор модели ДТК-ЗТ остается за Вами.

Для справки: разница уровня звука на 3 Дб соответствует увеличению в 2раза, на 5 Дб в три раза, на 10 Дб в 10 раз.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) в Reference Audio Analyzer



Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) в Reference Audio Analyzer


F.A.Q. / Наушники / Характеристики

Параметр чувствительности отображает зависимость уровня «громкости» наушников от уровня поданного на наушники сигнала. Чем выше значение чувствительности, тем более громко будут играть наушники от фиксированного уровня сигнала.

Звуковое давление выражается в дБ SPL (Sound Pressure Level), где за 0 дБ SPL общепринято 20 мкПа — порог слышимости синусоидальной звуковой волны частотой 1 кГц.

Там, где график АЧХ не выражает чувствительность, значения приводятся просто к дБ без «SPL», а за 0 дБ берется значение на выбранной частоте или среднее по диапазону частот. Это аналогично определению высоты относительно уровня моря (как SPL) и относительно пола в квартире (где у пола нулевая высота).

Единицы измерения

Обычно чувствительность наушников выражается в дБ SPL к 1 мВт или к 1 В.

Под сокращенным «В» в контексте чувствительности всегда подразумевается переменное значение напряжения VRMS. В сокращенных вариантах может применяться и просто как «V». Так как в русском языке нет устоявшегося аналога аббривеатуры RMS (Root Mean Square), то обычно и указывается как VRMS вместо ВСКЗ.

Значение к мощности (дБ/мВт SPL) отражает КПД (коэф. полезного действия) наушников по отношению к затраченной энергии и в современном мире портативных плееров и смартфонов — к расходу батареи. Чем выше чувствительность наушников к мощности, тем меньше расход энергии и дольше работает источник.

Значение к напряжению (дБ/В SPL) отражает сравнительную «громкость» наушников при подключению к усилителю без учета, сколько в конечном итоге энергии будет потрачено.

Перевести значение чувствительности, выраженной от мощности к напряжению и наоборот, можно в специальном on-line калькуляторе.

В контексте чувствительности может и отсутсвовать приставка «SPL» к дБ/мВт и дБ/В.

Очень часто чувствительность на упаковке указывают просто в дБ, что делает это значение бессмысленным. Это примерно как «длина равна 6». И что это: 6 метров, сантиметров, дюймов или миль, гадать остается пользователю.

К сожалению, дизайнеры упаковок и копирайтеры предполагают, что значение чувствительности всегда указывается в единой стандартной величине, но это не так. По статистике 50% указывается к 1 мВт, 40% к 1 VRMS и 10% к иному значению (например к 300 мВ или другому значению напряжения или мощности). Региональной или иной зависимости, как с метрами и ярдами, килограммами и фунтами, градусами Цельсия и Кельвина — нет.


Чувствительность и график АЧХ

График чувствительности представляет собой амплитудно-частотную характеристику F. A.Q., построенную к опорному синусоидальному сигналу 1 VRMS.

Конечное значение чувстительности будет зависеть от варианта подсчета по графику АЧХ.

Чувствительность может быть определена:

  • Для конкретной частоты.
  • Средняя в произвольно выбранном диапазоне.
  • Максимальная в произвольно выбранном диапазоне.
Для наушников по стандартам AES и ГОСТ используется частота в 500 Гц, в то время как многим привычна частота в 1 кГц по аналогии с акустическими системами. Так как АЧХ наушников зачастую имеет высокую неравномерность, то для оценки громкости больше подходит среднее значение в полосе частот.

В отчетах Reference Audio Analyzer основной характеристикой является среднее значение, остальные значения приводятся в таблице профессионального отчета.

Взаимосвязь чувствительности и усилителя

Чувствительность наушников выражают как звуковое давление к опорному сигналу. Например, 118 дБ/В SPL. Это означает, что наушники разовьют звуковое давление в 118 дБ SPL при подаче 1 VRMS (или 0 dBV, где dBV — это напряжение в децибелах).

Самое главное, что мы можем напрямую складывать и вычитать значение чувствительности и напряжения, выраженных в дБ.

В примере мы взяли наушники с чувствительностью в 118.8 дБ/В SPL. Если подать напряжение 1 VRMS = 0 dBV, то мы получим исходную характеристику чувствительности этих наушников. На графике это черная кривая. Уровень звукового давления в 118.8 дБ SPL – это среднее значение звукового давления в частотном диапазоне 100 Гц – 10 кГц.

Если мы подадим напряжение в 2 VRMS = 6 dBV, то получим оранжевую линию, которая на 6 дБ выше. Среднее значение звукового давления будет как 118.8 дБ/В SPL + 6 dBV = 124.8 дБ SPL. При двукратном увеличении напряжения или уменьшении линия будет смещаться на 6 дБ.

Если наоборот снизим уровень на выходе усилителя до 0. 5 VRMS = -6 dBV, то получим голубую линию, которая будет на уровне 112.8 дБ SPL. Если подадим напряжение на уровне -20 dBV (0.1 VRMS), то получим сиреневую линию на уровне 98.8 дБ SPL.

В on-line сервисе «cравнение звукового давления у наушников в зависимости от подаваемого напряжения усилителя» можно выбрать конкретные наушники из базы измерений и назначить им усилитель c произвольно назначенным напряжением на выходе. Для данного примера сопротивление усилителей выбирается как 0 Ом. Попробуйте!

Чувствительность наушников к произвольной величине

Иногда можно встретить значение чувствительности не к 1 VRMS, а другому значению напряжения. Например для 118.8 дБ/В SPL будет равнозначное значение в виде 124.8 дБ/2VRMS SPL, которое означает, что при 2 VRMS будет звуковое давление в 124.8 дБ SPL. Или альтернативный вариант 98. 8 дБ/0.1VRMS SPL, где при 0.1 VRMS будет 98.8 дБ SPL.

Такие обозначения встречается редко и применяются случаях:

  • Предполагается, что наушники будут работать в паре с определенным источником (например 2 VRMS) и тем самым указывается одновременно и чувствительность наушников и их максимальное значение звукового давления от связки с этим усилителем.
  • Вместо 1 мВт указывается соответствующее 1 мВт значение напряжения. Например, значение напряжения для 1 мВт для наушников 24 Ом это будет равным 0.15 VRMS. Но чаще такое можно встретить при указании чувствительности динамиков для автомобилей, где напряжение указано для мощности, кратной 1 Вт и для динамиков с сопротивление 8 Ом чувствительность приводится к напряжению 2.8 VRMS.
  • В целях конспирации, когда надо указать более высокое или наоборот более низкое значение. Примерно, как более привлекательная стоимость пакета сахара, где вместо 1 кг насыпано 900 г и его стоимость получается дешевле, хотя при пересчете на 1 кг это не так. А «невнимательный покупатель» покупает совсем не то, что рассчитывал. «Занижают» значение чувствительности обычно для стран Европы, где сильно пекутся о вреде слуха от громкого прослушивания и соответственно могут «наехать» на производителя за «слишком громкие наушники». А завышают значения там, где надо «обогнать конкурента».

Если встретилось значение чувствительности не к 1 VRMS а другому значению напряжени, то надо перевести это значение в dBV и отнять от указанного. Например, 110 дБ/0.3В SPL = 110 дБ — (-10.45 dBV) = 120.45 дБ/В SPL.

Если встретилось значение к произвольной мощности, то сначала надо значение мощности перевести напряжение.

Например, 95 дБ/0.2мВт SPL при 60 Ом. 0.2 мВт на 60 Ом = 0.1 VRMS или -19 dBV. Соответственно чувствительность наушников будет равна 95 дБ/0.2мВт SPL — (-19 dBV) = 114 дБ/В SPL.

Если делать расчет для чувствительности к мощности, то мощность надо переводить не к dBV, а dBm. 0.2 мВт на 60 Ом = -7 dBm. Соответственно чувствительность наушников будет равна 95 дБ/0.2мВт SPL -(-7 dBm) = 102 дБ/мВт SPL.

Сравнение наушников по громкости

Для того, что бы сравнить уровни громкости двух наушников достаточно напрямую оперировать значениями чувствительности к напряжению. Наушники с чувствительностью 106 дБ/В SPL будут на 4 дБ громче наушников с чувствительностью 102 дБ/В SPL.

При сравнении наушников с чувствительностью к мощности, надо делать поправку на значение сопротивления или пересчитывать чувствительность к напряжению. Сравнивать чувствительность к мощности напрямую можно только в том случае, если у наушников одинаковое сопротивление.

Профессиональное оборудование и соответствующее ПО для регулировки уровня сигнала имеет шкалу уровня в дБ. Таким образом, можно спрогнозировать уровень громкости наушников на примере другой модели. Например, при наличии наушников с чувствительностью 106 дБ/В мы можем понять, насколько по громкости будут тише наушники с чувствительностью 102 дБ/В, понизив уровень громкости на 4 дБ.

Где есть регуляторы громкости с шкалой в децибелах?

В смартфоне на базе ОС Android есть плеер Neutron.

Регулятор расположен во вкладе с эквалайзером.

В ОС Windows регулятор громкости в дБ есть у проигрывателя foobar2000.

Взаимосвязь чувствительности и качества звучания наушников

В контексте различных фраз часто высокая чувствительность к мощности характеризуется как признак высокого качества звучания. На самом деле это следствие работы с источником, а не причина. Для наушников с высокой чувствительностью достаточно маломощного усилителя. Когда мы сравниваем две модели с разной чувствительностью по мощности, то для более чувствительной модели требуется выставить меньший уровень громкости. Усилитель на тихой громкости в большинстве случаев играет более качественно, т.к. отдает меньшую мощность. При подключении наушников с низкой чувствительностью, наоборот необходимо выставить громкость выше и усилитель отдает больше мощности и искажения у усилителя увеличиваются.

Таким образом, с более чувствительными моделями можно получить более высокое качество и это будет следствием более качественной работы усилителя.

Иногда высокая чувствительность является недостатком. Некоторые источники могут иметь высокий фоновый шум (смартфоны, ноутбуки, встроенные звуковые карты в материнсткие платы) и этот шум может быть хорошо слышен. Фоновый шум у источников с цифровой регулировкой уровня сигнала не зависит от регулятора громкости. В таких случаях надо подбирать наушники с низкой чувствительностью.

Именно оптимальное соотношение значения чувствительности наушников и мощности источника является одним из условий качественного звука.

По этому принципу работает on-line сервис сопоставления напряжения с усилителя и определение необходимого значения напряжения для наушников с учетом их чувствительности для получения заданного звукового давления. В упрощенном виде это выражается «звездочками» в таблице упрощенного отчета для чайников и сервисах автоматического подбора наушников и источников.

Скрыть ⊗


Материал подготовлен Романом Кузнецовым.

Графики в отчетах протестированных продуктов на сайте RAA не всем понятны. Общие описания характеристик в интернете зачастую составлены SEO-копирайтерами, перепечатывающие информацию со справочников и учебников. При таком теоретическом подходе данные существенно искажаются или являются излишне поверхностными. В этом разделе F.A.Q. характеристики рассматриваются с практической точки зрения.



Дополнительно…

Субъективный тест на качество кабеля для наушников

Что такое амплитудно-частотная характеристика наушников?

Сравнение чувствительности наушников в таблице характеристик

Прямое сравнение графика чувствительности наушников

Сравнение звукового давления у наушников в зависимости от подаваемого напряжения усилителя





Последние протестированные продукты

25.09.2022

EDO Flat

22.09.2022

Hifiman Bluemini

19.09.2022

HiFiMAN TWS600

16.09.2022

Kennerton Vali Neoteric

14.09.2022

Kennerton Aurora

12. 09.2022

Sony Walkman NW-A35

04.09.2022

1MORE ComfoBuds Pro

04.09.2022

Bose SoundTrue Around-Ear Headphones

04.09.2022

SONY MDR-NW750N

26.08.2022

TurboKids TMNT



Комментарии

Нет комментариев к этой странице


Хотите оставить комментарий или задать вопрос? Зарегистрируйтесь или войдите под своим логином

Микширование аудио и регулировка громкости в Adobe Premiere Elements

Руководство пользователя Отмена

Поиск

  1. Adobe Premiere Elements User Guide
  2. Introduction to Adobe Premiere Elements
    1. What’s new in Premiere Elements
    2. System requirements | Adobe Premiere Elements
    3. Workspace basics
    4. Guided mode
    5. Use pan and zoom to create video-like effect
    6. GPU accelerated rendering
  3. Workspace and workflow
    1. Get to know the Home screen
    2. View and share auto-created collages, slideshows, and more
    3. Workspace basics
    4. Preferences
    5. Tools
    6. Keyboard shortcuts
    7. Audio View
    8. Undoing changes
    9. Customizing shortcuts
    10. Working with scratch disks
  4. Working with projects
    1. Creating a project
    2. Adjust project settings and presets
    3. Save and back up projects
    4. Previewing movies
    5. Creating video collage
    6. Create a video story
    7. Creating Instant Movies
    8. Viewing clip properties
    9. Viewing a project’s files
    10. Archiving projects
    11. GPU accelerated rendering
  5. Importing and adding media
    1. Add media
    2. Guidelines for adding files
    3. Set duration for imported still images
    4. 5. 1 audio import
    5. Working with offline files
    6. Sharing files between Adobe Premiere Elements and Adobe Photoshop Elements
    7. Creating specialty clips
    8. Work with aspect ratios and field options
  6. Arranging clips
    1. Arrange clips in the Expert view timeline
    2. Group, link, and disable clips
    3. Arranging clips in the Quick view timeline
    4. Working with clip and timeline markers
  7. Editing clips
    1. Reduce noise
    2. Select object
    3. Candid Moments
    4. Smart Trim
    5. Change clip speed and duration
    6. Split clips
    7. Freeze and hold frames
    8. Adjusting Brightness, Contrast, and Color — Guided Edit
    9. Stabilize video footage with Shake Stabilizer
    10. Replace footage
    11. Working with source clips
    12. Trimming Unwanted Frames — Guided Edit
    13. Trim clips
    14. Editing frames with Auto Smart Tone
  8. Applying transitions
    1. Applying transitions to clips
    2. Transition basics
    3. Adjusting transitions
    4. Adding Transitions between video clips — Guided Edit
    5. Create special transitions
    6. Create a Luma Fade Transition effect — Guided Edit
  9. Special effects basics
    1. Effects reference
    2. Applying and removing effects
    3. Create a black and white video with a color pop — Guided Edit
    4. Time remapping — Guided edit
    5. Effects basics
    6. Working with effect presets
    7. Finding and organizing effects
    8. Editing frames with Auto Smart Tone
    9. Fill Frame — Guided edit
    10. Create a time-lapse — Guided edit
    11. Best practices to create a time-lapse video
  10. Applying special effects
    1. Use pan and zoom to create video-like effect
    2. Transparency and superimposing
    3. Reposition, scale, or rotate clips with the Motion effect
    4. Apply an Effects Mask to your video
    5. Adjust temperature and tint
    6. Create a Glass Pane effect — Guided Edit
    7. Create a picture-in-picture overlay
    8. Applying effects using Adjustment layers
    9. Adding Title to your movie
    10. Removing haze
    11. Creating a Picture in Picture — Guided Edit
    12. Create a Vignetting effect
    13. Add a Split Tone Effect
    14. Add FilmLooks effects
    15. Add an HSL Tuner effect
    16. Fill Frame — Guided edit
    17. Create a time-lapse — Guided edit
    18. Animated Sky — Guided edit
    19. Select object
    20. Animated Mattes — Guided Edit
    21. Double exposure- Guided Edit
  11. Special audio effects
    1. Mix audio and adjust volume with Adobe Premiere Elements
    2. Adding sound effects to a video
    3. Adding music to video clips
    4. Create narrations
    5. Using soundtracks
    6. Music Remix
    7. Adding Narration to your movie — Guided Edit
    8. Adding Scores to your movie — Guided edit
  12. Movie titles
    1. Creating titles
    2. Adding shapes and images to titles
    3. Adding color and shadows to titles
    4. Editing and formatting text
    5. Motion Titles
    6. Exporting and importing titles
    7. Arranging objects in titles
    8. Designing titles for TV
    9. Applying styles to text and graphics
    10. Adding a video in the title
  13. Disc menus
    1. Creating disc menus
    2. Working with menu markers
    3. Types of discs and menu options
    4. Previewing menus
  14. Sharing and exporting your movies
    1. Export and share your videos
    2. Sharing for PC playback
    3. Compression and data-rate basics
    4. Common settings for sharing

Микширование аудио подразумевает, помимо прочего, корректировку громкости в отдельных клипах и выбор соотношения громкости при переходах между ними. Например, сначала можно настроить громкость закадрового текста так, чтобы сохранилась небольшая разница между его самыми тихими и самыми громкими фрагментами, а затем увеличить общую громкость закадрового текста, чтобы он был отчетливо слышен на фоне звукового сопровождения или музыки в других клипах.

В Premiere Elements изменения громкости измеряются в децибелах (дБ). Уровень 0,0 дБ — это исходная громкость (не тишина). Отрицательные числа означают уменьшение громкости, положительные — увеличение.

Для регулировки громкости клипа можно использовать диаграмму «Громкость» — горизонтальную желтую линию, проходящую через аудиодорожку каждого клипа — или звуковой микшер. В окне «Индикаторы дорожек» отображается общая громкость проекта.

Ниже приводится несколько рекомендаций по корректировке громкости.

  • При объединении громких аудиоклипов на нескольких дорожках может произойти клиппинг (искажение, характеризующееся отрывистым звучанием). Для того чтобы избежать этого, уменьшите громкость.

  • Если необходимо корректировать громкость разных фрагментов клипа отдельно (например, голос одного человека записан слишком тихо, а другого слишком громко), используйте ключевые кадры.

  • Если исходная громкость клипа слишком велика или слишком мала, можно менять входной уровень. Тем не менее, корректировка входного уровня не удаляет искажения, вызванные записью клипа на чрезмерной громкости. В таком случае лучше перезаписать клип.

С помощью звукового микшера можно настроить баланс и громкость отдельных дорожек в проекте. Корректировать баланс и громкость аудио можно как в видеоклипах, так и в саундтреках и закадровом тексте. Предположим, вам требуется увеличить громкость закадрового текста и уменьшить громкость саундтрека в некоторых фрагментах, чтобы акцентировать отдельные слова или чтобы тихие голоса были слышны на фоне музыки.

Можно корректировать настройки непосредственно при прослушивании аудиодорожек и просмотре видеодорожек. Каждая дорожка в звуковом микшере соответствует аудиодорожке на шкале времени в режиме расширенного просмотра и имеет такое же название. При корректировке на дорожку добавляются ключевые кадры. В установках аудио можно указать минимальный интервал по умолчанию между ключевыми кадрами.

В идеале нужно обработать звук одной дорожки от начала до конца, прежде чем переходить к следующей. То же касается баланса.

  1. (Необязательно) Выберите «Редактировать» > «Установки» > «Аудио» / Adobe Premiere Elements 13 > «Установки» > «Аудио» и укажите сокращение минимального интервала от 1 до 2000 миллисекунд, чтобы интервал между ключевыми кадрами был не менее указанной величины. Если вы не хотите слышать звук во время перемотки, снимите флажок «Воспроизводить аудио во время перемотки».

  2. На шкале времени в режиме расширенного просмотра щелкните панель «Инструменты» и выберите параметр «Звуковой микшер» или выберите «Инструменты» > «Звуковой микшер».

    Для того чтобы скрыть или отобразить дорожки, выберите в меню панели «Звуковой микшер» пункт «Показать/скрыть дорожки» и укажите, какие из них следует отображать.

  3. Перетащите указатель текущего времени туда, где требуется начать микширование звука.

  4. Нажмите «Воспроизвести» в окне «Монитор» и выполняйте корректировку с помощью элементов управления звукового микшера. Ключевые кадры будут добавляться на дорожку автоматически.

    • Для корректировки баланса дорожки поверните (перетаскиванием) регулятор «Баланс» влево или вправо.

    • Для увеличения громкости дорожки перетащите ползунок «Уровень» вверх или вниз.

      Примечание. Интервалы между ключевыми кадрами можно задать в установках аудио.

      Для отключения звука дорожки при микшировании нажмите «Отключить звук». Эта функция отключает звук не навсегда, а только на время микширования.

Иногда фоновая музыка звучит так громко, что диалоги в клипе не слышны. Для того чтобы речь можно было расслышать, необходимо уменьшить громкость фоновой музыки. Смарт-микширование автоматически корректирует громкость фоновой музыки. Рекомендуется помещать клипы с речью на дорожку «Аудио 1» закадрового текста (дорожки переднего плана), а музыку — на дорожку саундтреков (дорожки фона). Premiere Elements анализирует клипы на всех дорожках переднего плана на предмет диалогов. Ключевые кадры создаются автоматически для уменьшения громкости до уровня, при котором диалоги на переднем плане будут отчетливо слышны. Коррекции смарт-микширования применяются ко всем аудиоклипам на шкале времени в режиме расширенного просмотра, не только к выделенному клипу. При использовании смарт-микширования ключевые кадры, которые вы добавили в саундтрек на этой на аудиодорожке ранее, удаляются.

Изменение цветов переднего и заднего плана

По умолчанию создаются дорожки переднего плана. Тип дорожки при необходимости можно изменить. Можно также отключить дорожку, чтобы она игнорировалась при смарт-микшировании.

  1. Выберите «Инструменты» > «Смарт-микширование».

  2. На панели «Смарт-микшер» выберите в меню под названием дорожки один из следующих параметров.

Изменение установок смарт-микширования

Чтобы изменить параметры смарт-микширования, выберите «Редактировать» > «Установки» > «Аудио» / Adobe Premiere Elements 13 > «Установки» > «Аудио». Можно устанавливать следующие параметры.

Критерии дорожки по умолчанию

Укажите тип дорожки. Доступные параметры: «Передний план», «Фон» и «Отключено». По умолчанию каждая создаваемая дорожка становится фоновой.

Объединить паузу

Укажите порог в секундах.

Нижний фон

Укажите процент, на который вы хотите объем падать.

Настройки нормализации

Нормализуйте диалоги, чтобы громкость звука была одинакова на протяжении всего клипа.

Громкость клипа можно корректировать непосредственно на аудиодорожке шкалы времени в режиме быстрого или расширенного просмотра. Перетаскивая диаграмму «Громкость» вверх или вниз, можно, например, сравнять громкость клипа с соседними или полностью отключить звук в нем.

Также можно увеличивать и уменьшать громкость в ключевых кадрах.

  1. Чтобы изменить высоту аудиодорожки (например, если она недостаточно хорошо видна), поместите указатель между двумя дорожками в области заголовков. Появится значок «Коррекция высоты». Теперь можно изменить высоту дорожки перетаскиванием.

  2. В левом верхнем углу клипа выберите «Громкость». Затем выберите «Громкость» > «Громкость клипа».

  3. Наведите указатель на диаграмму «Громкость» — горизонтальную желтую линию, проходящую через аудиодорожку каждого клипа. Указатель изменится на белую двойную стрелку.

  4. Перетащите ее вверх или вниз для однородной корректировки громкости. Имеющиеся ключевые кадры перемещаются перетаскиванием.

    При перетаскивании будет отображаться громкость в децибелах. Положительные числа означают увеличение громкости, отрицательные — уменьшение.

Если исходная громкость клипа слишком мала или велика, измените входной уровень или усиление, прежде чем корректировать выходные значения. Тем не менее, если аудио было записано на малой громкости, усиление звука усилит и шумы. Рекомендуется записывать аудио на достаточной, но не чрезмерной громкости, так как слишком большая громкость вызывает искажения. Без коррекции удачно записанное аудио имеет громкость от 0 до -6 дБ на панели «Индикаторы дорожек». Запись аудио на громкости выше 0 дБ чревата клиппингом.

  1. Выберите клип на шкале времени в режиме расширенного просмотра. Если планируется работать с несколькими клипами, выполните одно из следующих действий.

    • Чтобы выделить клипы, которые не являются соседними, щелкайте по ним, удерживая клавишу Ctrl/Cmd.

    • Для выделения последовательных клипов щелкните панель «Активы проекта» и, удерживая кнопку мыши, растяните выбранную область на все нужные клипы.

    • Для выделения всех клипов нажмите Ctrl + A / Сmd + A.

  2. Выберите «Клип» > «Параметры аудио» > «Усиление звука».

  3. Выполните одно из следующих действий.

    • Щелкните нулевое значение и введите значение усиления (0 дБ равняется исходному усиления клипа).

    • Нажмите «Нормализовать», чтобы автоматически смягчать слишком громкие фрагменты и усиливать слишком тихие. Premiere Elements указывает, сколько процентов остается до максимального усиления, при котором еще не будет происходить клиппинг.

  1. Выполните одно из следующих действий на шкале времени в режиме расширенного просмотра.

    • Если клип привязан к видео, щелкните аудиодорожку на шкале времени в режиме расширенного просмотра, удерживая клавишу Alt, чтобы выделить только аудио.

    • Если клип не привязан к видео, щелкните по клипу, чтобы выделить его.

  2. Выберите «Клип» > «Включить». (При отключении клипа флажок рядом с параметром в меню клипа снимается, а название клипа на дорожке затеняется.)

Справки по другим продуктам

  • Применение и предварительный просмотр эффектов
  • Изменение размера дорожек
  • Временное отключение эффекта в клипе

Вход в учетную запись

Войти

Управление учетной записью

Шумы и их влияние на организм | Медицинский центр «Код Здоровья» в Мариуполе

ГлавнаяВсе услугиВсе Публикации

Звуки преследуют нас всегда, и спастись от них невозможно, потому что матушка-природа об этом, увы, не позаботилась. Кстати, приятные звуки человеческому организму на пользу, и об этом догадывались наши предки еще в III веке до н.э. Именно тогда в Пергамском царстве был построен музыкапьно-медицинский театр на три с половиной тысячи зрителей. С помощью специально подобранных мелодий, спокойных и нежных музыкальных ритмов там лечили от «тоски и мрака душевного». И православная церковь использует благотворное влияние колокольного звона на психику человека: басовые низкочастотные колокола успокаивают, а высокочастотные — наоборот, возбуждают, взвинчивают, приподнимают настроение. А вот беспорядочное смешение звуков различной интенсивности и частоты, мешающее восприятию полезных сигналов, как раз и есть не что иное, как Его Величество ШУМ.

Долгое время человечество обладало эмпирическими знаниями о воздействии звука и шума на функции организма, и лишь недавно серьезно и ответственно этим стала заниматься наука аудиология. Для тою чтобы понять, каково же все-таки это воздействие и чем оно обусловлено, придется немного поднапрячься и вникнуть в несложную терминологию.

Вне романтики звук — всею лишь вибрация, сильно воздействующая на мозг, а посредством его и на организм человека, и на все физиологические процессы Звуковое поле — область пространства, в которой распространяются звуковые волны и происходит перенос энергии. Вот потому звук характеризуют такими понятиями, как высота и сила. Высота оценивается в герцах (Гц) — по фамилии немецкого физика Генриха Герца и означает число колебаний в секунду Диапазон воспринимаемых человеческим ухом частот находится в пределах от 15 — 16 до 20 000 — 22 000 Гц. Различные части диапазона воспринимаются ухом неравномерно. Лучше всего слышны волны средних («речевых») частот и особенно в зоне 500 — 2000 Гц, хуже крайние участки диапазона, т. е. ниже 50 и выше 10 000 Гц. Ультразвуки (частота свыше 20 000 Гц) и инфразвуки (ниже 16 Гц) даже не воспринимаются ухом, но их воздействие не остается бесследным, и об этом мы обязательно поговорим. Кстати, вот что интересно: собственная частота колебаний барабанной перепонки равна приблизительно 1000 Гц, и в большинстве случаев приятными для нас звуками являются именно те, которые звучат с аналотичной частотой. К таковым относятся «голос» дождя, леса, моря, журчащей воды, а также монотонные, тихие напевы колыбельных песен. Что же касается силы звука, то она измеряемся в единицах, называемых белами в честь Александра Грехема Бела, изобретателя телефона (на практике применяется единица измерения, равная десятой доле бела, — децибел (дБ)). Область слухового восприятия силы звука находится в пределах от 0 до 140 дБ. Шум в 20-30 дБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которою невозможна жизнь. Вообще же изменение звука на 1 дБ — это примерно наименьшее изменение, которое может уловить ухо. Когда сила звука достигает 120 дБ, то ухо уже не только слышит звук, но и чувствует давление. Да что там говорить: даже кожа (!) может «ощущать» звук такой интенсивности. Именно поэтому в древние века существовала мучительнейшая казнь осужденного сажали под большой колокол и били в набат до тех пор, пока несчастный не умирал в страшных муках, будучи не в силах переносить удары акустических волн. (В качестве курьеза хочется привести один из мировых рекордов, приведенных в «Книге Гиннесса»: 125 дБ — такую силу голоса продемонстрировала на соревнованиях 14-летняя шотландская школьница, перекричавшая шум взлетающею Боинга ). У предков человека шум был сигналом тревоги, указывающим на возможную опасность. Под его воздействием быстро активизировалась симпатико-адреналовая и сердечно­сосудистая системы, а также газообмен. К крови повышался уровень сахара и холестерина — таким образом организм готовился к борьбе или бегству. У современного человека шум в 60 — 90 дБ вызывает увеличение секреции гормонов гипофиза, симулирующих выработку адреналина и норадреналина. Кроме того, усиливается работа сердца, сужаются сосуды, повышается артериальное давление.Под влиянием шума нарушается деятельность мозга меняется характер электроэнцефалограммы, снижаются острота восприятия и умственная работоспособность, значительно ухудшается пищеварение.

При длительном воздействии шума высокой силы и частоты в органе слуха происходят необратимые изменения, и человек может оглохнуть уже через 1-2 года.

Но иногда негативный процесс развивается не так стремительно, и глухота подступает исподволь, незаметно, в течение 5-10 лет. Но процесс… идет К сожалению, количество сенсорных клеток восстанавливается только в естественном порядке – «убитые» выходят из строя навсегда… Такую глухоту называют сенсорной тугоухостью, или шумовой травмой Один из ее тревожных симптомов нарастающие трудности в понимании речи В первую очередь обычно исчезает способность слышать согласные звуки, которые образуют структуру слов: они «выше» по частоте и более мягкие в произношении, чем гласные звуки, расположенные в более низком диапазоне частот.

Чем еще может «порадовать» шум?

Совсем недавно в Германии были опубликованы данные исследований министерства экологии, из которых следует, что шум — второй после курения фактор риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, он мешает логическому мышлению, вызывает общее переутомление, ослабление внимания, приводит к несчастным случаям, снижает производительность труда примерно на 10 — 15% и одновременно значительно ухудшает его качество. Испанцы вообще твердо убеждрны, что шум является «загрязнителем рабочей среды» и наносит серьезный ущерб здоровью служащих, так как:

  • — его воздействие приводит к повышению давления;
  • — у 60% персонала происходят нарушения сна и изменения в характере далеко не в лучшую сторону;
  • — 5% сотрудников становятся вспыльчивыми и раздражительными;
  • — у 28% женщин нарушается менструальный цикл;
  • — 40% людей теряют слух.

Именно поэтому установлены ограничения и изданы нормативы, регламентирующие шумовое воздействие на людей. По информации Всемирной организации здравоохранения, человек не может отдыхать при шуме свыше 40 децибел Для подростков предельно допустимая сипа звука — 70 дБ, для взрослых — 90 дБ.
Зоны свыше 85 дБ опасны, а в зонах с шумом, превышающим 135 дБ, запрещено даже кратковременное пребывание людей. Шум в 150 дБ переносится человеком, а при 180 дБ уже наступает «усталость» металлов (!) и выбиваются заклепки. Теперь уже вряд ли кто-то назовет полезными звуки дискотеки: их сила порой достигает 105 — 110 дБ, что приравнивается к грохоту, производимому дерево­обрабатывающими станками. Кстати, врачи заметили, что даже поездки в метро не безопасны для нашего здоровья: звук тормозящего поезда иногда достигает 110-120 дБ и совсем чуть-чуть уступает реву реактивного двигателя, который равен 140 дБ.

Профессиональная глухота чаще всего поражает людей «шумных» профессий: клепальщиков, молотобойцев, ткачей, артиллеристов, звукорежиссеров, музыканов джазовых и симфонических оркеиров. К группе риска относятся даже космонавты, поскольку круглосуточная работа приборов и вентиляторов создает на космических станциях шумовой фон 80 децибел.

Шум, безусловно, способен на многое. В некоторых странах приняты законы, запрещающие жителям шуметь после определенного времени суток. В Германии всякий гражданин имеет право вызвать полицию, если соседи мешают ему спать. Существуют даже научно-популярные брошюры о том, что следует и что не следует считать шумом, а также что преследуется по закону. Однако еще никогда недовольство шумом не доходило до убийства. Но рано или поздно в этой жизни случается все. 16 июня 2001 года в бывшей столице Бразилии Рио-де-Жанейро пенсионер застрелил из охотничьего ружья 14-летнюю девочку и ранил ее подругу только за то, что дети шумели во время игры. ..

Слабый шум «ведет» себя по-разному. Но это уже больше зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуального отношения. Вспомните: когда вы чем-нибудь заняты, то вряд ли замечаете и реагируете на шум, производимый собствен ной персоной. А вот посторонние, отвлекающие шумы могут раздражать до бешенства. Так что, если захотите узнать, какой у вас тип высшей нервной деятельности, проверьте себя слабым шумовым воздействием. При этом возьмите на заметку, что менее чувствительны к шуму люди сильные и уравновешенные.

И уж если так вреден слышимый шум, то как же ведут себя его безголосые вездесущие «братья»? В начале недавно отшумевшего века американский физик Роберт Вуд выяснил, что инфразвук вызывает у людей болезненные реакции. Когда ученый включил в одном из лондонских театров инфразвуковую трубу, которая, по его замыслу, должна была создать в зале тревожное настроение, зрителей обуял самый настоящий ужас. В зале же творилось необьяснимое дребезжали оконные стекла, звенели хрустальные подвески канделябров. ..

При частоте 5 Гц повреждается печень, 6 Гц — развивается морская болезнь, а также ощущение усталости, тоски. Инфразвук в 7 Гц может остановить сердце и разорвать кровеносные сосуды. Низкие частоты способны вызвать панику или приступ безумия. Советский психиатр М. Никитин в 1934 году наблюдал припадки у больных эпилепсией, слушающих игру на органе. Оказывается, органные трубы порождают и инфразвуки. Причем для звука, вызывающего незначительные изменения в настроении, большой интенсивности не надо. Исследователи, проводившие опыты по воздейгтвию низкочастотных колебаний на человека, собирали большую аудиторию на лекцию, и затем, когда слушатели были особенно поглощены рассказом, излучали с помощью специального аппарата инфразвук. И люди уходили, не вынося его действия, хотя и не осознавали, почему они это делают.

В природе такие колебания порождаются грозами и сильнейшими ветрами, солнечными вспышками и штормами; сопутствуют выстрелам, взрывам, обвалам, землетрясениям. Во время даже небольшого шторма мощность инфразвуков достигает десятков киловатт, и влияние их распространяется на сотни километров вокруг. Промышленные инфразвуки исходят от заводских вентиляторов, воздушных компрессоров, дизелей, всех медленно работающих машин. Никуда не деться и от такого привычного постоянного источника, как городской транспорт.
Однако определенные низкочастотные звуки, действуя на слуховые анализаторы мозга, «убеждают» человека бросить курить, спокойно спать, соблюдать диету, быстро читать, усваивать иностранные языки, преодолевать стрессы и испытывать нежные чувства. В Японии, например, выпущены музыкальные магнитофонные кассеты с наложенным на пленку низкочастотным текстом, неуловимым для слуха человека, но воспринимаемым его сознанием. А в закрытых лабораториях тем временем (что уж скрывать?) полным ходом идут исследования по созданию инфразвукового оружия…

Ультразвуки не менее. .. «молчаливы», но обнаруживают свое действие весьма ощутимыми проявлениями. Они оказывают сильное влияние на живые организмы: нити водорослей разрываются, клеточки животных лопаются, кровяные тельца разрушаются; мелкие рыбы и лягушки умерщвляются за 1 — 2 минуты; температура тела испытуемых животных повышается — у мыши, например, до 45°С.

Неслышимые ультразвуки, как и невидимые ультрафиолетовые лучи, нашли применение в медицине. Так, ученые заметили, что различные шумы вызывают резонанс в мышечных тканях, что приводит к непроизвольным сокращениям мышц без участия мозга. Мышцы сокращаются незначительно, но именно это вызывает потребность произвести более основательные движения. Таким образом, если необходимо побудить людей к каким-либо действиям, шумы и ударные инструменты могут оказать значительную помощь. Для преодоления тормозящих влияний парасимпатической и эндокринной систем используются звуки с частотой около 0,9 Гц. Это песни и музыкальные произведения, активизирующие функцию внешнего дыхания, вследствие чего развивается гипероксия мышечной ткани и повышается так называемый тонус: энергия выплескивается через край, а состояние сонливости и готовности к отдыху исчезает, сменяясь бодростью и жаждой активных действий.

Однако не все шумы способны побуждать людей к активности. Точнее, различные группы мышц возбуждаются от различных видов шумов. Более того, шум должен быть прерывистым. Наиболее сильно способствуют активности мышц так называемые розовый (300 — 1200 Гц) и коричневый (25 — 300 Гц) шумы. Наименее результативным и одновременно наиболее распространенным является белый шум (от 1000 — 20000 Гц), присутствующий в шорохе листьев, порывах ветра, шипении пара. Зрители на больших стадионах криками и разговорами генерируют розовый икоричневый шумы, что является одной из причин буйства толпы, происходящего во время футбольных матчей. Драки и погромы, сопровождающие большие спортивные соревнования, — следствие повышенной мышечной активнос­ти: ведь вялый, сонный и уставший человек не станет всего этого делать. Конечно, стимуляторами активности футболь­ных фанатов являются многочисленные факторы — звук лишь один из них, причем довольно значительный. Соответствующий шум может акцентировать кульминацион­ный момент публичного выступления. Для этого после важ­ной фразы, сказанной оратором, должен последовать доста­точно громкий (или периодически возникающий и исчезаю­щий) коричневый шум.

Гул, являющийся фоном речи, активизирует людей, и оратору легче побудить их к каким-либо действиям. Этот прием используют во время своих предвы­борных кампаний многие американские политики, высту­пающие под одобрительные крики, гул толпы и т. п. В свое время Роберт Кох предсказал: «Когда-нибудь человечество вынуждено будет расправляться с шумом столь же ре­шительно, как оно расправляется с холерой и чумой». Рас­правляться начали уже давно: еще за три тысячи лет до нашей эры шумеры приказывали оружейникам убирать свои мастерские из центра городов. Юлий Цезарь почти 2000 лет назад в Риме запретил езду ночью на грохочущих колесницах. Тогда же появился запрет на петушиное пение до наступления рассвета. А всего 400 лет назад королева Англии Елизавета III издала закон, который существует по сей день и запрещает мужьям бить своих жен после 10 часов вечера и до пяти утра: «чтобы их крики не беспокоили соседей».

Современная наука накопила большой арсенал средств защиты от шума.

Основными направлениями снижения акустического загрязнения окружающей среды являются:

  • уменьшение шума непосредственно в источнике;
  • снижение уровня шума на пути распространения от источника к объекту воздействия;
  • архитектурно-планировочные мероприятия;
  • организационные мероприятия;
  • индивидуальные средства защиты.

В жилых помещениях уровень шума регулируется установкой окон с тройными стеклами, использованием шумозащитных строений в качестве акустических экранов, выносом шумных производств за городскую черту. Но вот что поразительно: самым лучшим поглотителем звука является открытое окно (так же, как лучшим поглотителем света служит отверстие)! На сегодняшний день уже придумали и успешно пользуются индивидуальными средствами защиты от шума — антифонами, вкладышами, шлемами. Противошумные наушники дол­жны применяться везде, где уровень шума превышает 90дБ при продолжительности работы 8 часов. Чтобы не нанести вреда здоровью, необходимо соблюдать правило: начиная с 90 дБ, увеличение шума на каждые 3 дБ должно повлечь за собой сокращение рабочего времени в два раза. Например, при уровне шума 91 — 94 дБ продолжительность работы (без дополнительной защиты) может равняться 4 часам; от 94 до 97 дБ — 2 часам; а от 103 до 106 дБ — всего 15 минусам Будем надеяться, что средства борьбы с шумами станут еще более эффективными, а Земля все же не превратиться в планету тишины и безмолвия.

Проверить слух и вообще решить все проблемы с ЛОР-органами Вы можете в медицинском центре «Код Здоровья».

Поликлиническое отделение №2 (детская поликлиника, МЦ «Код Здоровья»)


Подробно..
Адрес:
г. Мариуполь, пр. Металлургов, 94
Телефоны:
(098) 073-79-21
(066) 589-40-84


Все публикации

Как расшифровывается децибел?

Аббревиатура » Термин

Термин » Аббревиатура

Слово в термине

#ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ НОВЫЙ

Термин

Определение

Опции

Рейтинг

Разное

Децибел

0003

Rate it:
DB

Decibel

Academic & Science » Physics

Rate it:
dB

Decibel

Сообщество »ТВ -станции

Ставка IT:
DB

Decibel

Rate it:
dB

Decibel

Computing » Telecom

Rate it:
Радиостанции0053
dB

Decibel

Community » News & Media

Rate it:
db

Decibel

Miscellaneous » Aircraft & Aviation

Оценить:
дБ

децибел

Медицина

Оцените: