Как правильно подключить трехфазный двигатель 380В к трехфазной и однофазной сети. Какие схемы соединения обмоток использовать. Как подобрать конденсаторы для работы от 220В. Способы подключения с реверсом.
Особенности трехфазных электродвигателей
Трехфазные асинхронные электродвигатели широко применяются в промышленности благодаря своей надежности и простоте конструкции. Их основные особенности:
- Наличие трех обмоток статора, сдвинутых на 120 электрических градусов
- Отсутствие щеточно-коллекторного узла
- Возможность работы от трехфазной сети 380В
- Высокий КПД и низкие эксплуатационные расходы
Однако возникает проблема при необходимости подключения такого двигателя к однофазной сети 220В, которая имеется в большинстве жилых домов. Рассмотрим различные варианты подключения трехфазного электродвигателя.
Схемы соединения обмоток трехфазного двигателя
Обмотки трехфазного асинхронного двигателя могут соединяться двумя основными способами:
Соединение звездой
При соединении звездой:
- Концы всех трех обмоток соединяются в общую точку
- Начала обмоток подключаются к трем фазам
- Напряжение на каждой обмотке в √3 раз меньше линейного напряжения сети
Соединение треугольником
При соединении треугольником:
- Конец каждой обмотки соединяется с началом следующей
- Образованные узлы подключаются к трем фазам
- На каждой обмотке полное линейное напряжение сети
Способ соединения обмоток влияет на характеристики двигателя и выбирается в зависимости от напряжения сети.
Подключение трехфазного двигателя к сети 380В
При наличии трехфазной сети 380В подключение осуществляется следующим образом:
- Определите номинальное напряжение двигателя по заводской табличке
- Для двигателя 380/220В используйте соединение звездой
- Для двигателя 660/380В — соединение треугольником
- Подключите выводы обмоток к клеммной колодке в соответствии со схемой
- Соедините клеммы с тремя фазами сети через автоматический выключатель
Важно правильно выбрать схему в зависимости от напряжения, иначе двигатель может выйти из строя.
Схемы подключения трехфазного двигателя с пускателем
Для управления трехфазным двигателем обычно используется магнитный пускатель. Рассмотрим основные схемы:
Схема без реверса
Простейшая схема включает:
- Автоматический выключатель
- Контактор
- Кнопки «Пуск» и «Стоп»
- Силовые контакты контактора
При нажатии «Пуск» запитывается катушка контактора, замыкаются силовые контакты и двигатель запускается.
Схема с самоподхватом
Дополнительно используется блок-контакт контактора, шунтирующий кнопку «Пуск». Это позволяет двигателю работать после отпускания кнопки.
Реверсивная схема
Содержит два контактора для прямого и обратного вращения. Блок-контакты обеспечивают блокировку одновременного включения. Для реверса меняется порядок подключения двух фаз.
Подключение трехфазного двигателя 380В к сети 220В
При отсутствии трехфазной сети возможно подключение к однофазной сети 220В. Основные способы:
Схема с конденсаторами
Наиболее распространенный метод:
- Используются пусковой и рабочий конденсаторы
- Конденсаторы создают сдвиг фаз для формирования вращающегося поля
- Мощность снижается примерно вдвое от номинальной
Емкость конденсаторов подбирается по специальным таблицам или формулам в зависимости от мощности двигателя.
Использование преобразователя частоты
Позволяет подключить двигатель без потери мощности:
- Преобразователь формирует трехфазное напряжение 3×220В
- Сохраняется полная мощность двигателя
- Появляется возможность регулировки оборотов
Недостаток — высокая стоимость преобразователя частоты по сравнению с конденсаторной схемой.
Выбор емкости конденсаторов для подключения к 220В
При использовании конденсаторной схемы важно правильно рассчитать емкость:
- Для рабочего конденсатора: C (мкФ) = 2800 * P (кВт) / U^2, где U = 220В
- Для пускового конденсатора емкость в 3-5 раз больше рабочего
Также можно воспользоваться готовыми таблицами подбора емкости в зависимости от мощности двигателя. При недостаточной емкости двигатель будет плохо запускаться.
Особенности подключения с реверсом
Для обеспечения реверсивного вращения при питании от 220В:
- Используется переключатель для смены фаз
- Применяются два комплекта конденсаторов
- Схема усложняется по сравнению с нереверсивной
Важно соблюдать последовательность переключения для исключения короткого замыкания.
Меры безопасности при подключении
При работе с трехфазными двигателями необходимо соблюдать следующие правила:
- Использовать средства защиты от поражения электрическим током
- Проверять отсутствие напряжения перед началом работ
- Применять кабели и автоматы соответствующего сечения и номинала
- Обеспечить надежное заземление корпуса двигателя
- Не перегружать двигатель при работе от однофазной сети
Строгое соблюдение правил электробезопасности поможет избежать несчастных случаев при эксплуатации электродвигателей.
Как подключить 3х фазный двигатель на 380 в: схема подключения электродвигателя
Перейти к содержанию
Search for:
Статьи об энергетике
На чтение 5 мин. Просмотров 1.6k. Опубликовано
Содержание
- Особенности двигателя
- Определение схемы
- Как подключить электродвигатель с 380 на 220 В?
- Конденсаторы
- Пускатель
- Реверс
- Без конденсаторов
Те, кто на постоянной основе работает с электрикой, знают, что трехфазные двигатели являются более удобными, чем однофазные на 220 Вт. Если в обычном гараже при этом есть питающий кабель на 3 фазы, то разумней выгодней всего поставить станок на 380 Вт.
Особенности двигателя
Перед тем, как подключить трехфазный двигатель, стоит разобраться с его конструктивными особенностями. В основе устройства две крупные детали: подвижный ротор и статический статор.
У второй части есть выемка, куда ложится обмотка. При ее расположении продумывают все моменты, чтобы она не мешала остальным деталям. Угловое расстояние при этом оставляют примерно в 120 градусов. Благодаря обмотке появляется две пары полюсов. От их количества меняется частота вращения ротора, а также его мощность и КПД.
Когда происходит подключение трехфазного двигателя, по обмоткам идет ток. За счет этого появляется магнитное поле, которое контактирует с обмоткой и приводит элемент в действие. За счет этих процессов появляется усилие, оно запускает подвижную часть, влияя на нее через разные промежутки времени.
Если схема подключения электродвигателя предполагает наличие только одной фазы и при этом не проводится дополнительная подготовка, то ток пройдет через одну обмотку. Силы воздействия окажется недостаточно для смещения ротора и поддерживания оборотов. По этой причине используют разные виды конденсаторов, которые поддерживают 3х-фазный двигатель на стабильной динамике.
Определение схемы
Если не разобраться с тем, как соединяются между собой фазы обмоток, то включить устройство не удастся. В электродвигателях на 3 фазы соединение происходит в треугольник или звезду, иногда эти методы комбинируют между собой.
Все основные параметры устройства указаны на шильде, поэтому по ней чаще всего определяют возможности мотора. Помимо технических параметров там есть номинал рабочего напряжения. Среди обозначений есть параметры подключения двигателя на 220/380 В. Многое здесь зависит от производителя, иногда указывают обозначения сразу для треугольника и звезды, это предпочтительный вариант.
Шильд есть не на всех двигателях, иногда подключение электродвигателя на 380 В невозможно только потому, что информация с таблички стерлась. В этом случае схему узнают после открытия блока. Когда под крышкой находятся 6 выводов с клеммными соединениями, тип обмотки определить проще всего. Модели с тремя выводами и внутренним способом подключения доставляют больше проблем. Тут для получения информации придется полностью разобрать мотор.
Как подключить электродвигатель с 380 на 220 В?
Схема подключения трехфазного двигателя зависит от конструкции устройства, требуемых характеристик, имеющихся нагрузок. Обычно для этого используют конденсаторы, но определить их количество удается не всем, поэтому мы перечислим несколько доступных вариантов.
Конденсаторы
Для запуска устройства потребуется пусковой и рабочий конденсатор. Первый используется редко, поскольку за счет емкости увеличивается напряжение в обмотке и создается большое усилие.
На рисунке показано, что создается однофазное напряжение, которое концентрируется между несколькими конечными элементами. Двигатель соединяется с двумя обмотками, а третья проходит через переключатели, которые воздействуют на конденсаторы.
Включение двигателя с 380 на 220 В происходит в несколько этапов:
- После запуска устройства контакты SA1 и SA2 двигаются, поэтому по обмотке проходит ток.
- Если отпустить кнопку пуска, то другой контакт замкнется. Фаза сместится на конденсатор С1. Первый контакт разомкнется и С2 перестанет работать.
- Характеристики вернутся к номинальным значениям и двигатель заработает в обычном темпе.
В этом случае ротор вращается только в одну сторону, если используется сеть на 220 В. Для реверсивных движений придется поработать над точками подключения или выбрать другой метод.
Пускатель
При создании высокой пусковой и рабочей нагрузки лучше использовать контактор. Он защитит двигатель на 380 В от поломки и при этом зафиксирует требуемые показатели.
Включение происходит после нажатия пусковой кнопки. Она замыкает цепь и напряжение идет на основной конденсатор. Когда ток идет по катушке, то контакты К 1.1 и К 1.2 замыкаются. Первая пара используется для отключения электролинии, а вторая влияет на пусковую кнопку. После этого она отключается и цепь размыкается.
Реверс
В некоторых ситуациях используется не только прямое, но и обратное вращение двигателя, чтобы при подключении сохранялась последовательность смены напряжения. Некоторые вручную влияют на деталь, но это подходит только для единичных случаев. Когда менять направление требуется по несколько раз в час, проще всего предусмотреть автоматический реверс.
Для этого используется коммутатор с несколькими контактами, которые имеют обратную логику. Схему подбирают в зависимости от технических особенностей устройства. Некоторые используют для этого поворотный переключатель или тумблер, который ставят на место пусковой кнопки.
Схема остается такой же, как при включении конденсаторов. Разница заключается только в наличии двух положений у переключателя (SA). В дном из них напряжение передается с фазы на конденсатор, а во втором оно переходит от проводника. При использовании тумблера происходит чередование обмоток, за счет этого быстро появляется противоположное направление.
Без конденсаторов
Некоторые предпочитают подключать двигатель без каких-либо емкостных элементов. Для этого просто разводят полупроводниковые ключи транзистором, чтобы мощность оставалась стабильной.
После этого напряжение подключается к двум точкам мотора. Затем напряжение идет на третью точку и переходит на времязадающую цепочку. Интервал сдвига регулирует магазин сопротивления обычным бегунком, затем конденсатор пропускает сигнал на симистор. Если работа проходит на высоких оборотах, то используется два симистора и несколько времязадающих элементов.
Независимо от выбранного метода пусковая кнопка иногда перестает работать. Проблемы с ней возникают в 70% случаев, но для их решения достаточно почистить контакты, поскольку они подгорают при появлении высокого напряжения.
Adblock
detector
Подключение электродвигателя 380В к однофазной сети 220В. Способы и виды подключения
Трёхфазный асинхронный электромотор пользуется большим спросом среди потребителей, так как зарекомендовал себя одним из наиболее надежных, бесперебойных и экономичных в эксплуатации моторов. Идеальным источником тока для такого устройства является электросеть в 380 Вольт, но в некоторых случаях найти такую сеть бывает проблематично. Поэтому мы рассмотрим подключение электродвигателя данной категории к стандартной электросети на 220 В.
Трехфазный электродвигатель имеет в своей структуре три обмотки, каждая из которых отдельно подводится к пазам статора. Для того чтобы ротор начал осуществлять вращение, они должны соединиться друг с другом — за счет этого возникнет электродвижущая сила и произойдет запуск мотора. Подключить асинхронный электромотор к однофазной сети 220В можно несколькими способами:
Прежде чем выбрать вариант подключения двигателя, необходимо изучить его конструктивные особенности — характеристики, тип ротора (короткозамкнутый или фазный), марку устройства.
Как подключить двигатель с конденсатором
Асинхронные электромоторы обычно широко применяют в станках, бытовой технике с малой мощностью, отопительных системах, насосных водопроводных станциях и пр. При подключении такогоустройства к трехфазной сети, каждая обмотка поочередно подает импульсы переменного тока, что способствует вращению ротора.
Для того чтобы мотор начал функционировать от сети на 220 вольт, нужно параллельно подключить к одной из обмоток конденсатор — именно через него будет проходить энергия, смещающая фазы. Вследствие этого процесса в роторе будет создаваться магнитное поле и произойдет подключение двигателя. Следует отметить, чтобы устройство динамично работало, нужно правильно выбирать конденсатор (размер емкости, тип, предел номинальной нагрузки).
Метод подключения трехфазного агрегата с реверсом
Способ запуска электродвигателей при помощи реверсов можно использовать в бытовой технике, электроинструментах, станках, транспортных средствах, спецтехнике, робототехнике. Принцип их действия довольно прост — они изменяют направление движения механизмов на противоположное от предусмотренного заводского. Самая простая схема подключения трехфазного асинхронного мотора выглядит таким образом:
Подключаем два конденсатора: пусковой и рабочий — к ним нужно подсоединить две обмотки.
Третью обмотку необходимо присоединить в соответствии с направлением кручения вала к реверсу (трехпозиционный тумблер).
Подаем электрический ток на установку при помощи вилки или рубильника.
Реверс переводим в необходимое положение — вперед или назад.
Включаем коммутатор электропитания.
Далее нужно нажать на пусковую кнопку буквально на три секунды, чтобы двигатель запустился.
Способ подключения электромотора без конденсатора
Вариант подключения электродвигателя без конденсатора к сети на 220 вольт обычно применяется при запуске агрегатов с небольшой мощностью — в диапазоне 0,5-22 кВт. Этот метод предполагает использование симисторов, имеющих различную полярность, а также симметричных динисторов, отвечающих за подачу управляющих сигналов в течение каждого полупериода, находящегося под питающим напряжением. Для того чтобы соединить обмотки в таком подключении, применяют два основных способа — по схеме «Звезда» или по схеме «Треугольник».
Способы подключения обмоток «Звезда-треугольник»
Соединять обмотки в трехфазных двигателях небольшой мощности можно двумя основными способами — звездой и треугольником. Метод «звезда» предполагает соединение всех входов к каждой отдельной фазе на 220 вольт, а выходов обмоток в одно звено. Большим плюсом такой схемы является плавный запуск ротора, а к минусам можно отнести небольшой порог мощности, так как образуемый ток в обмотках довольно слабый.
Схема «треугольник» предусматривает соединение обмоток друг с другом по кругу — каждая присоединяется к выходу следующей. По внешнему виду такое подключение похоже на треугольник. По сравнению со звездой, силовое поле в обмотках будет значительно больше, что поспособствует более динамичной работе электродвигателя. Трёхфазный асинхронный электромотор пользуется большим спросом среди потребителей, так как зарекомендовал себя одним из наиболее надежных, бесперебойных и экономичных в эксплуатации моторов. Идеальным источником тока для такого устройства является электросеть в 380 Вольт, но в некоторых случаях найти такую сеть бывает проблематично. Поэтому мы рассмотрим подключение электродвигателя данной категории к стандартной электросети на 220 В.
Подключение трехфазного двигателя к однофазной и трехфазной сети
Из всех видов электроприводов наибольшее распространение получили асинхронные двигатели. Они неприхотливы в обслуживании, отсутствует щеточно-коллекторный узел. Если их не перегружать, не мочить и периодически обслуживать или менять подшипники, то он прослужит практически вечно. Но есть одна проблема — большинство асинхронных двигателей, которые можно купить на ближайшей барахолке, трехфазные, так как предназначены для использования на производстве. Несмотря на тенденцию перехода на трехфазное электроснабжение в нашей стране, подавляющее большинство домов по-прежнему с однофазным вводом. Поэтому давайте разберемся, как подключить трехфазный двигатель к однофазной и трехфазной сети.
- Что такое звезда и треугольник в электродвигателе
- Подключение к трехфазной сети
- Подключение к однофазной сети
Что такое звезда и треугольник в электродвигателе
Для начала разберемся, какие бывают схемы соединения обмоток. Известно, что односкоростной трехфазный асинхронный электродвигатель имеет три обмотки. Подключаются двумя способами, по схемам:
- звезда;
- треугольник.
Такие способы подключения характерны для любого типа трехфазной нагрузки, а не только для электродвигателей. Вот как они выглядят на схеме:
Питающие провода подключаются к клеммной колодке, которая находится в специальной коробке. Его называют брно или борно. Он выводит провода от обмоток и крепится к клеммникам. Сама коробка снимается с корпуса двигателя, как и расположенные в ней клеммники.
В зависимости от конструкции двигателя брно может иметь 3 провода, а может и 6 проводов. Если проводов 3, то обмотки уже соединены по схеме звезда или треугольник и при необходимости их нельзя быстро переключать, для этого нужно вскрывать корпус, искать соединение, разъединять его и делать изгибы.
Если в Брно 6 проводов, что встречается чаще, то в зависимости от характеристик двигателя и напряжения сети (см. ниже) можно соединить обмотки так, как считаете нужным. Ниже вы видите брно и клеммники, которые в нем установлены. Для 3-х проводного варианта в клеммной колодке будет 3 контакта, а для 6-ти проводного — 6 контактов.
Начало и концы обмоток соединяются со шпильками не просто «абы как» или «как удобно», а в строго определенном порядке, чтобы можно было соединить треугольник и звезду одним комплектом перемычек. То есть начало первой обмотки над концом третьей, начало второй обмотки над концом первой и начало третьей над концом второй.
Таким образом, если установить перемычки на нижние выводы клеммной колодки в линию, получится соединение обмотки звездой, а установив три перемычки вертикально параллельно друг другу — соединение треугольником. На «заводских» двигателях в качестве перемычек используются медные шины, что удобно использовать для подключения – не нужно гнуть провода.
Кстати, на крышках ответвлений электродвигателя часто нанесено расположение перемычек этих цепей.
Подключение к трехфазной сети
Теперь, когда мы разобрались, как соединяются обмотки, давайте разберемся, как они подключаются к сети.
6-проводные двигатели позволяют переключать обмотки для различных напряжений питания. Так получили распространение электродвигатели с питающими напряжениями:
- 380/220;
- 660/380;
- 220/127.
Причем больше напряжение для схемы соединения звезда, а меньше для треугольника.
Дело в том, что не всегда трехфазная сеть имеет привычное напряжение 380В. Например, на кораблях есть сеть с изолированной нейтралью (без нуля) 220В, а в старых советских постройках первой половины прошлого века и сейчас иногда есть сеть 127/220В. Пока сеть с линейным напряжением 660В встречается редко, чаще в производстве.
О различиях фазного и линейного напряжения вы можете прочитать в соответствующей статье на нашем сайте: https://my.electricianexp.com/ru/linejnoe-i-faznoe-napryzhenie.html.
Итак, если вам необходимо подключить трехфазный электродвигатель к сети 380/220В, осмотрите его шильдик и найдите напряжение питания.
Электродвигатели на шильдике которых указано 380/220 к нашим сетям можно подключать только звездой. Если вместо 380/220 написано 660/380 — соедините обмотки треугольником. Если вам не повезло и у вас старенький двигатель 220/127, то либо понижающий трансформатор, либо однофазный тут нужен преобразователь частоты с трехфазным выходом (3х220). В противном случае подключить его к трем фазам 380/220 не получится.
Наихудший сценарий, когда номинальное напряжение трехпроводного двигателя с неизвестной цепью обмотки. В этом случае нужно вскрывать корпус и искать точку их соединения и, если возможно, и они соединены по схеме треугольника — переделывать в схему звезда.
С подключением обмоток разобрались, теперь поговорим о том, какие бывают схемы подключения трехфазного электродвигателя к сети 380В. Схемы показаны для контакторов с катушками на номинальное напряжение 380В, если у вас катушки на 220В — подключайте их между фазой и нулем, то есть второй провод на ноль, а не на фазу «В».
Принцип работы данной схемы: при нажатии кнопки «ПУСК» через катушку контактора КМ-1 начинает протекать ток, в результате якорь контактора притягивается и силовые контакты контактора КМ-1 закрываются, двигатель начинает работать. Когда вы отпустите кнопку СТАРТ, двигатель остановится. QF-1 представляет собой автоматический выключатель, обесточивающий как силовую цепь, так и цепь управления.
Если вам нужно, чтобы вы нажали на кнопку и вал начал вращаться — вместо кнопки поставьте тумблер или кнопку с защёлкой, то есть контакты которой после нажатия остаются замкнутыми или разомкнутыми до следующего нажатия.
Но делают это нечасто. Чаще электродвигатели запускаются с пультов с кнопками без фиксации. Поэтому к предыдущей схеме добавляется еще один элемент — контактная колодка пускателя (или контактора), включенная параллельно кнопке «ПУСК». Такую схему можно использовать для подключения электровентиляторов, вытяжек, станков и любого другого оборудования, механизмы которого вращаются только в одну сторону.
Принцип работы схемы:
При включении автоматического выключателя QF-1 на силовых контактах контактора и цепи управления появляется напряжение. Кнопка СТОП нормально замкнута, т.е. ее контакты размыкаются при нажатии на нее. Через «СТОП» подается напряжение на нормально разомкнутую кнопку «СТАРТ», контакт блока, и в конечном счете катушку, поэтому при ее нажатии происходит цепь управления катушкой будет обесточена и контактор выключится.
На практике в кнопочном посте каждая кнопка имеет нормально разомкнутую и нормально замкнутую пару контактов, выводы которых расположены с разных сторон кнопки (см. фото ниже).
При нажатии на кнопку «СТАРТ» через катушку контактора или пускателя КМ-1 (на современных контакторах обозначается как А1 и А2) начинает протекать ток, в результате его якорь притягивается и мощность контакты КМ-1 замкнуты. КМ-1.1 — нормально разомкнутый (НО) блок-контакт контактора, при подаче напряжения на катушку замыкается одновременно с силовыми контактами и шунтирует кнопку «СТАРТ».
После отпускания кнопки «ПУСК» двигатель продолжит работу, так как ток на катушку контактора теперь подается через контакт блока КМ-1.1.
Это называется «самоблокирующийся».
Основная трудность, которая возникает у новичков в понимании этой базовой схемы, заключается в том, что не сразу становится понятно, что кнопочный пост находится в одном месте, а контакторы в другом. При этом КМ-1.1, подключаемый параллельно кнопке «СТАРТ», реально может находиться в пределах десятка метров.Если Вам необходимо, чтобы вал двигателя вращался в обе стороны, например, на лебедке или другом грузоподъемном механизме, а также на различных станках (токарных и др.) — используйте схему подключения трехфазного двигателя с реверсом .
Кстати, эту схему часто называют «схемой обратного стартера».
Реверсивные схемы подключения представляют собой две нереверсивные схемы подключения с некоторыми изменениями. КМ-1.2 и КМ-2.2 — нормально замкнутые (НЗ) блок-контакты контакторов. Они включаются в цепь управления катушкой встречного контактора, это так называемая «защита от дурака», она нужна для того, чтобы не произошло межфазного замыкания в силовой цепи.
Между кнопкой «ВПЕРЕД» или «НАЗАД» (назначение их то же, что и в предыдущей схеме для «ПУСК») и катушкой первого контактора (КМ-1) нормально-замкнутый (НЗ) блок-контакт подключен второй контактор (КМ-2). Таким образом, при включении КМ-2 нормально-замкнутый контакт соответственно размыкается и КМ-1 не включится, даже если нажать «ВПЕРЕД».
Наоборот, НК от КМ-2 устанавливается в цепи управления КМ-1, для предотвращения их одновременного включения.
Для запуска двигателя в обратном направлении, то есть для включения второго контактора, необходимо отключить существующий контактор. Для этого необходимо нажать кнопку СТОП, при этом цепь управления двумя контакторами обесточивается, а после этого нажать кнопку пуска в обратном направлении вращения.
Это необходимо для предотвращения короткого замыкания в цепи питания. Обратите внимание на левую часть схемы, отличия в подключении силовых контактов КМ-1 и КМ-2 заключаются в порядке подключения фаз. Как известно, для изменения направления вращения асинхронного двигателя (реверс) нужно поменять местами 2 из 3-х фаз (любых), здесь фазы 1 и 3 перепутаны местами.
В остальном работа схемы аналогична предыдущей.
Кстати, на советских пускателях и контакторах были совмещенные блочные контакты, т.е. один из них был замкнут, а второй разомкнут, в большинстве современных контакторов необходимо сверху установить блочно-контактную приставку, в которой есть 2-4 пары дополнительных контактов как раз для этих целей.
Подключение к однофазной сети
Для подключения трехфазного электродвигателя 380В к однофазной сети 220В чаще всего применяют схему фазосдвигающие конденсаторы (пусковые и рабочие). Без конденсаторов двигатель может запуститься, но только без нагрузки, а его вал при запуске придется раскручивать вручную.
Проблема в том, что для работы АД нужно вращающееся магнитное поле, которое невозможно получить от однофазной сети без дополнительных элементов. Но подключив одну из обмоток через дроссель, можно сдвинуть фазу напряжения на -90˚, а с помощью конденсатора +90˚ относительно фазы в сети. Подробнее вопрос сдвига фаз рассмотрен в статье: https://my.electricianexp.com/ru/chto-takoe-aktivnaya-reaktivnaya-i-polnaya-moshhnost.html.
Чаще всего для сдвига фаз используются именно конденсаторы, а не дроссели. Таким образом, он не вращающийся, а эллиптический. В результате вы теряете примерно половину мощности от номинальной. Однофазные АД лучше работают при таком включении, в связи с тем, что их обмотки изначально рассчитаны и расположены на статоре для такого включения.
Типовые схемы подключения двигателей без реверса для схем звезда или треугольник показаны ниже.
Резистор на схеме ниже нужен для разряда конденсаторов, т.к. после отключения питания на его выводах останется напряжение и вас может ударить током.
Емкость конденсатора для подключения трехфазного двигателя к однофазной сети можно выбрать на основании приведенной ниже таблицы. Если вы наблюдаете сложный и затяжной запуск, вам часто требуется увеличить пусковую (а иногда и рабочую) мощность.
Или посчитайте по формулам:
Если двигатель мощный или запускается под нагрузкой (например, в компрессоре), нужно подключить пусковой конденсатор.
Для упрощения включения вместо кнопки «РАЗГОН» использовать «ПНВС». Это кнопка запуска двигателей с пусковым конденсатором. У нее три контакта, к двум из них подключаются фаза и ноль, а через третий — пусковой конденсатор. На передней панели две клавиши – «СТАРТ» и «СТОП» (как на станках АП-50).
При включении двигателя и нажатии первой клавиши до упора замыкаются три контакта, после раскрутки двигателя и отпускания «ПУСК» средний контакт размыкается, а два крайних контакта остаются замкнутыми, пусковой конденсатор удаляется из цепи. При нажатии кнопки STOP все контакты размыкаются. Схема подключения практически такая же.
Подробно о том, что такое и как правильно подключить ПНВС, вы можете посмотреть в следующем видео:
youtube.com/embed/K4-n5NS0TYM» allowfullscreen=»allowfullscreen»>Схема подключения электродвигателя 380В к однофазной сети 220В с реверсом показана ниже. Переключатель SA1 отвечает за реверс.
Обмотки двигателя 380/220 соединены треугольником, а у двигателей 220/127 звездой, так чтобы напряжение питания (220 вольт) соответствовало номинальному напряжению обмоток. Если вывода всего три, а не шесть, то поменять схемы подключения обмоток без вскрытия не получится. Здесь есть два варианта:
- Номинальное напряжение 3×220В — вам повезло, используйте приведенные выше схемы.
- Номинальное напряжение 3х380В — вам повезло меньше, так как двигатель может плохо запуститься или вообще не запуститься, если вы подключите его к сети 220В, но попробовать стоит, наверняка получится!
А вот при подключении электродвигателя 380В к 1 фазе 220В через конденсаторы возникает одна большая проблема — потеря мощности. Они могут достигать 40-50%.
Основным и эффективным способом подключения без потери мощности является использование частотника. Однофазные преобразователи частоты выдают 3 фазы с линейным напряжением 220В без нуля. Таким образом, можно подключать двигатели до 5 кВт, для большей мощности преобразователи, способные работать с однофазным вводом, просто большая редкость. В этом случае вы не только получите полную мощность двигателя, но и сможете полностью регулировать его скорость и реверс.
Теперь вы знаете, как подключить трехфазный двигатель на 220 и 380 Вольт, а также что для этого нужно. Надеемся, предоставленная информация помогла вам разобраться в вопросе!
Сопутствующие материалы:
- Подключение магнитного пускателя на 380 и 220В
- Как собрать трехфазный щит
- Как выбрать преобразователь частоты
Путаница с шильдиком асинхронного двигателя
\$\начало группы\$
Относительно приведенной ниже заводской таблички асинхронного двигателя:
Что означает?:
Δ/Г 220/380
Значит ли это, что при соединении треугольником напряжение между линиями должно быть 220 В? Я запутался еще и потому, что фазное напряжение не 220, а 380 lne? Не могли бы вы пояснить этот вопрос диаграммой?
- двигатель
- асинхронный двигатель
\$\конечная группа\$
13
\$\начало группы\$
имитация этой цепи – Схема создана с помощью CircuitLab
Обмотки вашего двигателя могут выдерживать напряжение 220 В между клеммами.
- При 3-фазном питании 220 В подключение выполняется, как показано на рис. 1b.
- При подключении к 3-фазной сети 380 В, как показано на рис. 1а.
Обратите внимание, что в каждом случае напряжение на каждом обмотка составляет 220 В при этом напряжение между клеммами питания может отсутствовать.
Простая тригонометрия показывает, что межфазное напряжение 380 В равно \$ \sqrt 3 V_{p-n} \$.
\$\конечная группа\$
0
\$\начало группы\$
Если вы возьмете отношение линейного напряжения к фазному напряжению для трехфазной системы питания, вы получите \$\sqrt3\$ = 1,732. Теперь 380, деленное на 220, равно 1,727 (около 0,3% от идеального), поэтому это сообщает, что если обмотки соединены Y, каждая обмотка получает 220 вольт от 3-фазного источника питания 380 вольт.
Попробуйте это изображение установки 120 вольт/208 вольт: —
\$\конечная группа\$
7
\$\начало группы\$
На самом деле все очень просто.
Если на заводской табличке указано Δ/Y 220/380, это означает, что этот двигатель спроектирован и может быть подключен треугольником, если напряжение в сети составляет 220 вольт. Если напряжение сети 380 В, то двигатель можно соединить звездой.
Это происходит из-за того, что максимально допустимое напряжение на обмотку двигателя составляет 220 вольт. В любом случае на обмотку подается напряжение 220 вольт. Подключив этот тип двигателя в треугольник с линейным напряжением 380 В, двигатель сгорит!
Если сетевое напряжение составляет 380 В и вы хотите подключить его к треугольнику, то на паспортной табличке двигателя должно быть указано Δ/Y 380/660.