Каковы технические характеристики «Москвича-412». Как этот автомобиль стал культовым в СССР. Почему «Москвич-412» популярен среди современных коллекционеров ретро-автомобилей. Какие особенности делают «Москвич-412» уникальным представителем советского автопрома.
История создания и производства легендарного «Москвича-412»
«Москвич-412» — один из самых массовых и популярных советских автомобилей, выпускавшийся с 1967 по 1976 год на Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола (АЗЛК) в Москве. Этот автомобиль стал настоящим символом эпохи и до сих пор вызывает ностальгию у многих.
Разработка модели началась в начале 1960-х годов, когда советскому автопрому потребовался современный и надежный семейный автомобиль. За основу был взят двигатель от «Москвича-408», который модернизировали и форсировали до 75 л.с. Кузов также претерпел изменения, став более обтекаемым и стильным.
Массовое производство «Москвича-412» началось в 1967 году. Автомобиль быстро завоевал популярность благодаря надежности, неприхотливости и хорошим ходовым качествам. Он активно экспортировался в страны соцлагеря и даже в некоторые капиталистические государства.
Технические характеристики и особенности конструкции «Москвича-412»
«Москвич-412» оснащался рядным 4-цилиндровым двигателем объемом 1.5 литра мощностью 75 л.с. Какие еще технические особенности выделяли эту модель?
- Верхнее расположение распределительного вала
- Алюминиевая головка блока цилиндров
- Полусинхронизированная 4-ступенчатая коробка передач
- Независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах
- Задняя подвеска на продольных рычагах с цилиндрическими пружинами
- Барабанные тормоза всех колес с гидравлическим приводом
Благодаря этим техническим решениям «Москвич-412» обладал хорошей динамикой и управляемостью. Максимальная скорость достигала 140 км/ч, что было весьма неплохо для семейного автомобиля того времени.
Роль «Москвича-412» в советском автопроме и повседневной жизни
«Москвич-412» сыграл важную роль в развитии советской автомобильной промышленности и массовой автомобилизации населения СССР. Почему эта модель стала настолько значимой?
Во-первых, «Москвич-412» был одним из первых по-настоящему массовых легковых автомобилей в Советском Союзе. Его производство достигало 200 тысяч экземпляров в год, что позволило многим семьям обзавестись личным транспортом.
Во-вторых, этот автомобиль отличался надежностью и неприхотливостью, что было крайне важно в условиях советских дорог и сервиса. «Москвич-412» мог проехать сотни тысяч километров при минимальном обслуживании.
В-третьих, модель успешно экспортировалась, что способствовало популяризации советского автопрома за рубежом. «Москвичи» продавались даже в таких странах, как Франция, Бельгия и Финляндия.
Экспортные версии и участие «Москвича-412» в международных соревнованиях
Интересной страницей в истории «Москвича-412» стали его экспортные модификации и участие в международных ралли. Какие достижения были у этой модели на мировой арене?
Для экспорта выпускались специальные версии с улучшенной отделкой салона, дополнительным оборудованием и измененным внешним видом. Например, модификация Elite для рынка Франции имела кожаный салон и особую окраску кузова.
«Москвич-412» неоднократно участвовал в престижных ралли-марафонах:
- В 1968 году экипаж на «Москвиче-412» занял 4-е место в общем зачете ралли «Лондон-Сидней»
- В 1970 году советские гонщики на «Москвичах» успешно финишировали в сложнейшем ралли «Лондон-Мехико»
- В ралли «Тур Европы» 1971 года команда на «Москвичах-412» заняла первое место в командном зачете
Эти спортивные достижения значительно повысили престиж советского автопрома и способствовали росту экспортных продаж «Москвича-412».
Модификации и специальные версии «Москвича-412»
За годы производства было выпущено несколько интересных модификаций базовой модели «Москвич-412». Какие из них были наиболее примечательными?
- «Москвич-427» — универсал на базе «412-го»
- «Москвич-434» — фургон для перевозки небольших грузов
- «Москвич-412-2В» — экспортная версия с правым рулем
- «Москвич-412Р» — ралли-кроссовая модификация для спортивных соревнований
Каждая из этих версий имела свои особенности конструкции и назначение, что позволяло расширить сферу применения базовой модели.
Коллекционирование и реставрация «Москвичей-412» в наши дни
В последние годы «Москвич-412» стал популярным объектом коллекционирования среди любителей ретро-автомобилей. Почему эта модель привлекает современных энтузиастов?
Во-первых, «Москвич-412» — яркий представитель советской автомобильной промышленности, вызывающий ностальгию у многих. Обладание таким автомобилем позволяет прикоснуться к истории и почувствовать дух той эпохи.
Во-вторых, конструкция «Москвича-412» достаточно проста, что облегчает его реставрацию и обслуживание. Многие детали до сих пор можно найти как оригинальные, так и новодельные.
В-третьих, стоимость «Москвича-412» в хорошем состоянии пока еще относительно невысока по сравнению с более редкими советскими моделями, что делает его доступным для начинающих коллекционеров.
Основные этапы реставрации «Москвича-412»
Реставрация «Москвича-412» — увлекательный процесс, требующий времени, терпения и определенных навыков. Какие основные этапы включает в себя восстановление этого автомобиля?
- Поиск и приобретение подходящего экземпляра для реставрации
- Полная разборка автомобиля и оценка состояния всех деталей и узлов
- Восстановление или замена кузовных элементов, борьба с коррозией
- Ремонт или замена двигателя, трансмиссии и ходовой части
- Обновление электрооборудования
- Восстановление салона, включая обивку и приборную панель
- Финальная сборка и настройка всех систем
Важно отметить, что при реставрации следует стремиться к максимальному сохранению оригинальных деталей и аутентичного облика автомобиля.
Сообщества любителей и клубы владельцев «Москвича-412»
Вокруг «Москвича-412» сформировалось активное сообщество энтузиастов и коллекционеров. Какую роль играют клубы любителей этой модели?
Клубы владельцев «Москвича-412» выполняют несколько важных функций:
- Обмен опытом по ремонту и реставрации автомобилей
- Организация встреч и выставок ретро-техники
- Помощь в поиске редких запчастей и документации
- Сохранение истории и популяризация советского автопрома
Благодаря деятельности таких сообществ, все больше людей узнают о «Москвиче-412» и проникаются интересом к истории отечественного автомобилестроения.
«Москвич-412» как объект инвестиций: перспективы роста стоимости
В последние годы коллекционные автомобили стали рассматриваться не только как хобби, но и как объект инвестиций. Каковы перспективы роста стоимости «Москвича-412»?
Несколько факторов говорят в пользу потенциального увеличения ценности этой модели:
- Растущий интерес к советской технике среди коллекционеров
- Уменьшение количества хорошо сохранившихся экземпляров
- Историческая значимость «Москвича-412» для отечественного автопрома
- Относительная доступность модели на данный момент
Однако стоит помнить, что инвестиции в ретро-автомобили требуют глубоких знаний рынка и готовности к долгосрочным вложениям. Не стоит рассчитывать на быструю прибыль.
Факторы, влияющие на стоимость «Москвича-412»
При оценке конкретного экземпляра «Москвича-412» учитывается множество факторов. Какие из них наиболее важны?
- Год выпуска и редкость модификации
- Степень оригинальности и сохранности
- Наличие заводской документации и истории владения
- Качество проведенной реставрации (если она была)
- Общее техническое состояние автомобиля
Наиболее ценными считаются ранние выпуски «Москвича-412» в максимально оригинальном состоянии с подтвержденной историей.
«Москвич» Крокодил Гена — Тагильский рабочий
«Тагильский рабочий» продолжает рассказывать о ретроавтомобилях города и их владельцах. Сегодня к нам в гости приехала легендарная техника – «ИЖ М-412 ИЭ» 1976 года выпуска. Многим он известен под другим, более ярким названием – «Москвич».
Пробег автомобиля всего 26 тыс. км.
Владелец классики советского автопрома – Сергей Прохоров. Своего «Ижа» цвета зеленой липы он шутливо называет «Крокодил Гена». К встрече с корреспондентом «ТР» мужчина подготовился. Не успели мы пожать друг другу руки и задать вопрос о легендарном авто, как из багажника появился не менее легендарный пылесос «Чайка», а с ним целый комплект потертых насадок. На заднем сиденье нас тоже ждал сюрприз – литовский чемодан, наполненный вещами давно ушедшей эпохи. В нем было все: некогда популярные вельветовые штаны и шапка «петушок», пионерский галстук, советская моделька «Москвича» и многое другое.
— Хотел привезти чемодан тагильского производства – перепутал, — смеется Сергей. — Но знайте, что в Нижнем Тагиле их тоже производили.
Советский Союз как хобби
— Как-то раз, только вернувшись из армии, разбирал у родителей кладовку и обнаружил много советских вещей. Для меня это был поворотный момент. С тех пор стал коллекционировать предметы той эпохи: пионерскую атрибутику, игрушки, технику, одежду. Создал группу в социальной сети, куда по сей день выкладываю фотографии купленных мною «реликвий». Из тех же побуждений решил, что и автомобиль у меня будет советский.
Подарок судьбы
— Приобрел я «Гену» в 2020 году. Изначально искал себе «ВАЗ-2103», но в Свердловской области подходящих вариантов не было – либо состояние автомобиля оставляло желать лучшего, либо не устраивала цена. В один из дней автомобильные сайты стали выдавать мне предложения с «Москвичами» — решил приглядеться к ним, но «живых» моделей по адекватной цене тоже было мало. Спустя год подвернулся хороший вариант в Перми. Хозяин авто сделал красивые фото со всех ракурсов – глаз было не оторвать.
Сергей Прохоров.
Связался с владельцем, попросил его немного скинуть в цене, но тот стоял на своем – пришлось повременить с покупкой. Прошло еще несколько месяцев. Я все так же безуспешно листал сайты по продаже подержанных авто, как вдруг мне снова попадается этот «Москвич», но уже в Сухом Логу, и за цену вполовину меньше той, что просили в Перми. Набираю указанный в объявлении номер, договариваюсь о встрече.
На месте выясняется, что реальный владелец машины жил в Перми, и после его смерти наследники перегнали автомобиль в Сухой Лог. Подарок судьбы какой-то, — подумал я, — пробег всего 26 тыс. км и с документами — полный порядок.
Недолго думая, мы оформили куплю-продажу, хлопнули по рукам. И я, счастливый, хотел было поехать домой. Но автомобиль не запустился – «мертвый» аккумулятор. Со мной был товарищ. Мы толкнули «Москвич» с горки и двигатель запыхтел.
На трассе попробовал его разогнать, гляжу на спидометр – 107 км/ч, жму еще на газ. Тут мне звонит ехавший следом за мной друг: «Ты куда так опаздываешь? У меня стрелка уже на 120». Оказалось, что спидометр чуть-чуть подвирает – больше не экспериментировал.
Запчасти под рукой
— В автомобиле все оригинальное: сохранились инструкция по эксплуатации, приемник, резина, аптечка и даже советский набор лампочек, так называемый «сувенир автолюбителя».
Внуки бывшего владельца рассказывали, что он очень бережно относился к авто, ездил аккуратно. Когда начинался дождь, прятал машину под навесами или в арках, а зимой не ездил вовсе. Поэтому ремонтировал я только техническую часть автомобиля: настроил карбюратор, заменил сцепление, аккумулятор, крышку трамблера, конденсатор, свечи, бронепровода.
На заднем сиденье — чемодан из Вильнюса.
С ремонтом помогал знакомый – в большинстве автосервисов за восстановление таких автомобилей не берутся, хотя с запчастями проблем нет. Да, как бы это странно ни звучало, но все необходимое для ремонта я купил здесь — в автомагазине на Черноисточинском шоссе. Каких-то элементов салона и кузова, возможно, там и нет, но узлы и агрегаты всегда в наличии.
Продашь?
— На дороге автомобиль чувствует себя уверенно, а еще лучше водителю — все тебе улыбаются, сигналят, спрашивают год выпуска, цену. Но продавать «Геннадия» не думаю, хоть от желающих и отбоя нет.
Особенно часто интересуется молодежь. У них зачастую только два вопроса: «Продашь?» и «За сколько купил?» Обычно подшучиваю и называю «космическую» сумму, объясняя это тем, что бывший владелец автомобиля известный в России и за рубежом доктор — Иван Арнольдович Борменталь.
Кто начитанный, быстро понимает, в чем дело, но многие, подумав минуту, говорят: «А, ну тогда понятно». За два года я накатал немного — 1500 тыс. км. Как и бывший владелец, выезжаю на автомобиле только летом, зимой ставлю в гараж и пересаживаюсь на общественный транспорт — другой машины у меня нет.
В будущем мечтаю купить себе «ИЖ-2715». Инструкция на этот автомобиль подходит и на него, но найти такую технику того же года выпуска, да еще и в хорошем состоянии — что-то из разряда фантастики.
Михаил КОЗИН.
м 412 иэ
Airbus A350-900
3d award
3D Художественная, Автомобили/Мотоциклы
13611 394
Что бы оставить комментарий вам необходимо войти или зарегистрироваться!
Популярные работы
Industrial Rust
Автор: Averkin
4518 61459Wyvern hunt
Автор: danique3d
3510 92727Наследник
Автор: Aleksandr1
4915 89431Far Away From Home
Автор: Averkin
5617 12725Beast
Автор: alekscg
2312 84822Другое Небо
Автор: Tigersfather
1915 85121
Описание
3ds max 9
просто м412
- Автомобильный диск . ..
Автомобили
Материалы: Да
Текстуры: Да
300 р. - ГАЗ-АА бортовой гру…
Автомобили
Материалы: Да
Текстуры: Да
200 р. - Саморез
Другое
Материалы: Да
Текстуры: Нет
10 р. - ГАЗ-67
Автомобили
Материалы: Нет
Текстуры: Да
бесплатно - Фургон «Хлеб&q…
Автомобили
Материалы: Нет
Текстуры: Да
50 р.
- 1. Mihanik_W.I.P 90
- 2. Двигатель Харлей-Девидсон S&S Panhead 266
- 3. Есть кто живой? 23
- 4. Заз 1102 «Таврия» 29
- 5. Экологическая катастрофа в Ташкенте 1
- 6. Прокачка навыков 2Д 292
- 7. Воспоминания 3D моделинга 23
- 8. Нужна помощь 6
- 9. Kramar Workshop 38
- 10. Пара вопросов по модели и топологии. 11
- 11. Прибалбус 90
- 12. Полуторка 90
- 13. груЗИЛы 127
- 14. ЯЗь и МАЗь 49
- 15. Газики-Уазики 72
- 16. Рогатый 17
- 17. SH Projects 205
- 18. ГАЗ М 72 201
- 19. 3Д мир. Проект воскрешение. 139
- 20. X-Лада 12
- 1. Всех с праздником 3DECEMBER!!! 10
- 2. Майор Гром 2
- 3. C Праздником 2-3December!!! 2
- 4. Книжная тема 19
- 5. Большой автоконкурс 2016 — награждение 20
- 6. Кто в какие игры играет в свободное от работы время? 49
- 7. precise3dmodeling.com 5
- 8. Астрологи объявили неделю «Марсианина» 19
- 9. innoBright выпустили Altus 1.2 2
- 10. Dell представила 30-дюймовый OLED дисплей UltraSharp 10
- 11. С Новым 2016 Годом!!! 8
- 12. Радиоактивные люди))) 2
- 13. Allegorithmic выпустили Substance Painter 1.7 0
- 14. Chaos Group представили V-Ray 3.3 для 3ds Max 10
- 15. Paragon from Epic Games — Announce Trailer 0
- 16. Thinkbox Software представили Sequoia 0
- 17. The Foundry выпустили Mari 3 0
- 18. Вышел After Effects and Premiere Pro 2015. 1 0
- 19. Autodesk выпустили 3ds Max 2016 Extension 2 0
- 20. CLO Virtual Fashion опубликовали отличное двухминутное видео, в котором собраны лучшие проекты, созданные с помощью Marvelous Designer 5. 1
Популярные урокиещё
- Интервью с Дмитрием Глазыриным
Статьи и Интервью - Визуализация интерьера в iRay
Уроки по 3ds max - Визуализация при помощи Arion Render
Уроки по 3ds max - Создание персонажа для игры — полный цикл
Уроки по 3ds max - Интервью с Marek Denko.
Статьи и Интервью
Реклама
KNAB aizturējis Salaspils pašvaldības uzņēmuma valdes locekli
Papildināts
LETA
2019. gada 14. oktobris 18:34
Korupcijas novēršanas un apkarošanas biroja logo. Фото: Zane Bitere/LETAKorupcijas novēršanas un apkarošanas birojs (KNAB) aizdomās par dienesta stāvokļa ļaunprātīgu izmantošanu aizturējis Salaspils pašvaldības uzņēmuma «Valgums-S» valdes locekli Ilgoni Igauni, LETA rīcībā esošā informācija.
KNAB, neminot personas vārdu, aģentūrai LETA noradija, ka pirmdien iepriekš sakta kriminalprocesa ietvaros veic netliekamās procesualas darbības, tai skaitā sankcionētas kratī шанас. Криминальный процесс sakts šī gada 26. jūlijā.
Kā norādīja birojā, krimināllietas materiali satur ziņas par to, ka Salaspils novada pašvaldības kapitālsabiedrības amatpersona, izmantojot savas pilnvaras rīkoties ar kapitālsabiedrības finanšu lī dzekļiem, iespējams, ļaunprātīgi izmantojot dienesta stāvokli, mantkārīgā nolūkā no pašvaldības kapitālsabiedrības konta šā gada februari veica pārskaitījumu 3000 eiro apmērā uzņēmumam, kas sniedz azartspeļu pakalpojumus tiešsaistē.
Iespējamā noziedzīgā nodarījuma rezultata pašvaldības kapitālsabiedrībai nodarīts ieverojams materialais kaitējums un apdraudētas ar likumu aizsargātas intereses, kas kopsakarībā nor ada uz Kriminalikuma 318. panta otrajā daļā paredzētā noziedzīgā nodarījuma — dienesta stāvokļa ļaunprātīgu izmantošanu mantkārīgā nolūkā – pazimēm.
Криминальный процесс darbību laika aizturēta viena persona, kura atzīta par aizdomas tureto. Personai piemēroti ar brīvibas atņemšanu nesaistīti drošības līdzekļi — aizliegums ieņemt amatu, kas saistīts ar lēmumu pieņemšanu par finanšu lidzekļu izlietojumu un izlietojuma uz раудзибу.
Izmeklēšanas interesēs detalizētu informāciju par kriminalprocesu KNAB šobrīd nevar sniegt.
Biroja atgādina, ka neviena persona netiek uzskatita par vainīgu, kamēr tas vaina netiek pierādīta likumā noteiktajā kartībā.
Pašvaldības priekšsēdētājs Raimonds Čudars (V) aģentūrai LETA sacīja, ka viņa rīcībā nav šādas informācijas.
Ари пашвалдибас изпилддиректор Марекс Калниньш агентство LETA sacīja, ka atrodas komandējumā un par notikšo nav informēts.
Igaunis per darbu «Valgums-S» nopelnījis 56 231 eiro. Viņš kā eksperts darbojies arī Latvijas Darba devēju konfederācija, par ko saņēma 1377 eiro. Ienākumos pern deklarējis arī 15 000 eiro laimestu. Viņam pieder 1979. izlaiduma gada automašīna «M 412 IE» un nekustamais īpašums Rīgā.
«Valgums-S» pilnībā pieder Salaspils pašvaldībai, поставщик информации «Firmas.lv». Tas 2018. gada strādājis ar 1 712 432 eiro apgrozījumu un 12 937 eiro peļņu. Uzņēmuma valdē strādā tikai Igaunis.
Uzņēmuma mājaslapa noradīts, ka tā pamatdarbibas merķis ir udensapgādes, kanalizācijas un notekūdeņu attīrishana un šo iekartu expluatācijas nodrošināšana, un ar to saistīto tehnisko darbu un pakalpojumu izpilde.
Uzņēmuma pārziņā ir visa pašvaldībai piederošā ūdenssaimniecības Infrastruktura, kura regulari tiek expluatēta, uzturēta un iespēju robežās — atjaunota, tajā skaitā artēziskie un dziļurbumi, hidrofori, udenstorni, biologiskās attīrīsanas iekartas, pārsuknēšanas stacijas, pārsuknēšanas akas, udens apgādes maģistrālie vadi un kanalizācijas ma Гистрали вади.
KNAB aiztur Salaspils pašvaldības uzņēmuma valdes locekli
Фото: Edijs Pālens/LETA
LETA
18:10, 14 октября 2019
Korupcijas novēršanas un apkarošanas birojs (KNAB) aizdomas par dienesta stāvokļa ļaunprātīgu izmantošanu mantkārīgā nolūkā aizturējis Salaspils pašvaldības uzņēmuma «Valgums- S” valdes locekli Ilgoni Igauni, LETA rīcībā esošā informācija.
ЛаситакиФОТО. Tracis soctīklos: Skolotāja piketē ar Dior sominu 3 tūkstošu eiro vērtībā
Krievijā visur sprāgst! Paradas pirmās pazimes, ka ukraini gatavojas kam lielākam 23
3 продукта, kurus nekadā gadījumā nedrīkst ēst otra diena
Lasīt citas ziņasKNAB, neminot personas vārdu, aģentūrai LETA norādīja, ka pirmdien iepriekš sakta kriminalprocesa ietvaros veic netliekamās procesuālas darbības, tai skaitā sankcionētas kratīšanas. Криминальный процесс sakts šī gada 26.jūlijā.
Kā norādīja birojā, krimināllietas materiali satur ziņas par to, ka Salaspils novada pašvaldības kapitālsabiedrības amatpersona, izmantojot savas pilnvaras rīkoties ar kapitālsabiedrības finanšu lī dzekļiem, iespējams, ļaunprātīgi izmantojot dienesta stāvokli, mantkārīgā nolūkā no pašvaldības kapitālsabiedrības konta šā gada februari veica pārskaitījumu 3000 eiro apmērā uzņēmumam, kas sniedz azartspeļu pakalpojumus tiešsaistē.
СИТИ ШОБРИД ЛАСАIespējamā noziedzīgā nodarījuma rezultata pašvaldības kapitālsabiedrībai nodarīts ieverojams materialais kaitējums un apdraudētas ar likumu aizsargātas intereses, kas kopsakarībā norada uz Krim ināllikuma 318.panta otraja daļā paredzētā noziedzīgā nodarījuma – dienesta stāvokļa ļaunprātīgu izmantošanu mantkārīgā nolukā – pazimēm.
Криминальный процесс darbību laika aizturēta viena persona, kura atzīta par aizdomas tureto. Personai piemēroti ar brīvibas atņemšanu nesaistīti drošības līdzekļi – aizliegums ieņemt amatu, kas saistīts ar lēmumu pieņemšanu par finanšu lidzekļu izlietojumu un izlietojuma uz раудзибу.
Izmeklēšanas interesēs detalizētu informāciju par kriminalprocesu KNAB šobrīd nevar sniegt.
Biroja atgādina, ka neviena persona netiek uzskatita par vainīgu, kamēr tas vaina netiek pierādīta likumā noteiktajā kartībā.
Pašvaldības priekšsēdētājs Raimonds Čudars (V) aģentūrai LETA sacīja, ka viņa rīcībā nav šādas informācijas.
Ари пашвалдибас изпилддиректор Марекс Калниньш агентство LETA sacīja, ka atrodas komandējumā un par notikšo nav informēts.
Igaunis per darbu “Valgums-S” nopelnījis 56 231 eiro. Viņš kā eksperts darbojies arī Latvijas Darba devēju konfederācija, par ko saņēma 1377 eiro. Ienākumos pern deklarējis arī 15 000 eiro laimestu. Viņam pieder 1979.izlaiduma gada automašīna “M 412 IE” un nekustamais īpašums Rīgā.
«Valgums-S» pilnībā pieder Salaspils pašvaldībai, информация «Firmas.lv». Tas 2018.gadā strādājis ar 1 712 432 eiro apgrozījumu un 12 937 eiro peļņu. Uzņēmuma valdē strādā tikai Igaunis.
Uzņēmuma mājaslapa noradīts, ka tā pamatdarbibas merķis ir udensapgādes, kanalizācijas un notekūdeņu attīrishana un šo iekartu expluatācijas nodrošināšana, un ar to saistīto tehnisko darbu un pakalpojumu izpilde.
Uzņēmuma pārziņā ir visa pašvaldībai piederošā udenssaimniecības infrastruktura, kura regulari tiek expluatēta, uzturēta un iespēju robežās – atjaunota, tajā skaitā artēziskie un dziļurbumi, hidrofori, udenstorni, biologiskās attīrīsanas iekartas, pārsuknēšanas stacijas, pārsuknēšanas akas, udens apgādes maģistrālie vadi un kanalizācijas ma Гистрали вади.