Что такое реактивное топливо и как оно работает. Какие виды реактивного топлива существуют. Как используется реактивное топливо в гражданской и военной авиации. Каковы перспективы развития реактивного топлива в будущем.
Что такое реактивное топливо и его основные характеристики
Реактивное топливо — это специальное горючее, разработанное для использования в реактивных двигателях самолетов и других летательных аппаратов. Оно обладает рядом уникальных свойств, которые делают его идеальным для применения в авиации:
- Высокая энергоемкость — позволяет развивать большую мощность при сравнительно небольшом весе топлива
- Низкая температура замерзания — не густеет и не замерзает на больших высотах
- Хорошая испаряемость — легко превращается в газообразное состояние в камере сгорания
- Стабильность при хранении — не теряет своих свойств длительное время
- Безопасность — имеет высокую температуру вспышки
Основу реактивного топлива составляют углеводороды, получаемые путем переработки нефти. В его состав также могут входить различные присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики.

Основные виды реактивного топлива
В настоящее время существует несколько основных видов реактивного топлива, которые различаются по своему составу и области применения:
Керосиновые топлива
Наиболее распространенный тип реактивного топлива. Основные марки:
- Jet A-1 — стандартное топливо для гражданской авиации
- JP-8 — военный аналог Jet A-1
- ТС-1 — отечественное топливо для гражданских и военных самолетов
Широкофракционные топлива
Содержат более широкий спектр углеводородов. Применяются в сверхзвуковой авиации:
- JP-7 — топливо для высокоскоростных самолетов
- Т-6 — отечественный аналог JP-7
Криогенные топлива
Сжиженные газы, используемые в ракетных двигателях:
- Жидкий водород
- Жидкий метан
Применение реактивного топлива в гражданской авиации
Реактивное топливо является основным видом горючего для современных пассажирских и грузовых самолетов. Его применение обеспечивает ряд преимуществ:
- Высокая энергоэффективность — позволяет совершать дальние беспосадочные перелеты
- Надежность — стабильная работа двигателей в широком диапазоне высот и температур
- Безопасность — низкий риск возгорания при заправке и в полете
- Экономичность — относительно невысокая стоимость при больших объемах производства
Авиакомпании используют преимущественно керосиновые марки топлива, такие как Jet A-1. Это обеспечивает унификацию заправочной инфраструктуры в аэропортах по всему миру.

Особенности использования реактивного топлива в военной авиации
Военная авиация предъявляет повышенные требования к характеристикам реактивного топлива. Основные особенности применения:
- Использование специализированных марок топлива (JP-8, JP-7)
- Повышенная теплотворная способность для сверхзвуковых самолетов
- Добавление антистатических и антиобледенительных присадок
- Применение криогенных топлив в ракетных двигателях
- Требования по совместимости с различными типами летательных аппаратов
Военное реактивное топливо должно обеспечивать максимальную боеготовность техники в любых климатических условиях.
Экологические аспекты использования реактивного топлива
Применение реактивного топлива связано с рядом экологических проблем:
- Выбросы парниковых газов при сгорании
- Образование контрастных следов в верхних слоях атмосферы
- Шумовое загрязнение в районе аэропортов
- Риск загрязнения почвы и воды при утечках
Для снижения негативного воздействия на окружающую среду разрабатываются новые виды экологичного авиационного топлива на основе биосырья и синтетических компонентов.

Перспективные разработки в области реактивного топлива
Основные направления совершенствования реактивного топлива:
- Создание биотоплива из возобновляемого сырья
- Разработка синтетического керосина из природного газа
- Применение криогенных топлив (водород, метан) в гражданской авиации
- Улучшение экологических характеристик традиционных видов топлива
- Повышение энергоемкости для сверхдальних перелетов
Перспективные виды реактивного топлива должны обеспечить снижение стоимости авиаперевозок и уменьшение воздействия на окружающую среду.
Система хранения и транспортировки реактивного топлива
Для обеспечения бесперебойной работы авиации создана сложная инфраструктура хранения и доставки реактивного топлива:
- Нефтебазы для длительного хранения больших объемов
- Специализированные топливозаправщики для доставки в аэропорты
- Системы централизованной заправки самолетов
- Подземные трубопроводы для транспортировки на большие расстояния
- Лаборатории контроля качества топлива
Особое внимание уделяется мерам безопасности при обращении с реактивным топливом на всех этапах — от производства до заправки самолетов.

Реактивное движение в природе и советской технике – Наука – Коммерсантъ
текст Андрей Манин
Предыдущая фотография
Праправнучка ОР-1 Фридриха Цандера
Фото: ТАСС
Летающий кальмар имеет размер небольшой селедки, но способен залететь на палубу океанского лайнера
Фото: FOTODOM
Запуск ГИРД X произошел уже после безвременной кончины Фридриха Цандера, но создали эту ракету в первой бригаде ГИРД, которую он возглавлял
1 / 3
Праправнучка ОР-1 Фридриха Цандера
Фото: ТАСС
Летающий кальмар имеет размер небольшой селедки, но способен залететь на палубу океанского лайнера
Фото: FOTODOM
Запуск ГИРД X произошел уже после безвременной кончины Фридриха Цандера, но создали эту ракету в первой бригаде ГИРД, которую он возглавлял
В октябре нынешнего года исполняется 85 лет первому советскому реактивному двигателю. Создатель OP-1 (опытный реактивный, первый) Фридрих Артурович Цандер, рижский немец, вырос без матери, она рано умерла; отец его был врач, увлекался достижениями естественных науки и заразил этим сына. В выпускном классе реального училища Фридриху Цандеру попалась книжка Константина Циолковского — «Исследование мировых пространств реактивными приборами»; с тех пор Цандер решил, что непременно полетит на Марс. Первый расчет такого полета — с четкой траекторией! — он выполнил, будучи студентом; а московские его сотрудники рассказывали, что при всех неудачах Цандер повторял: «А все-таки мы полетим на Марс!»
Ради будущего космического путешествия Фридрих Цандер подвергал себя аскетическим упражнениям: нарочно мало спал, а питаться пытался тем, что сам выращивал на дробленом угле, удобренном его же продуктами жизнедеятельности. Он объяснял эти эксперименты необходимостью снабжать будущую марсианскую экспедицию свежими овощами.
ОР-1 хорошо работал (см. «Волшебная лампа Цандера» на соседней странице) — выдержал 59 испытаний, и Фридрих Цандер обратился в Осоавиахим с предложением развивать идею реактивного двигателя. В июле 1931 года при Осоавиахиме появляется Бюро изучения реактивного движения, которое в сентябре переименовывается в общественную организацию под названием «Группа изучения реактивного движения» (ГИРД), руководителем ее назначается Цандер. Сергей Павлович Королев, будущий главный конструктор совеского космического проекта, получил назначение председателем технического совета ГИРД.
В ноябре 1931 года Фридрих Цандер взялся за разработку и испытание ОР-2, который должен был быть поставлен на ракетоплан конструкции Королева; об этом у них был заключен с Осоавиахимом «Социалистический договор на укрепление обороны СССР»; еще через полгода ГИРД стала научно-исследовательской организацией, возглавил ее Королев, а Цандер стал руководитлем первой бригады.Он продолжал верить в скорое путешествие на Марс, и однажды неведомые шутники повесили на модель двигателя ОР-2 плакатик с надписью «Вперед, на Марс!». Цандер вовсе не обиделся, а счастливо засмеялся.
Постоянное присутствие на работе подточило силы мечтателя Цандера; Королев силой отправил его отдыхать в Кисловодск, где он заболел тифом и скончался всего сорока шести лет от роду.
Ракета морского базирования
Кальмар — самый крупный беспозвоночный обитатель моря. Его тело копирует ракету — или, лучше сказать, ракета копирует кальмара, поскольку бесспорный приоритет принадлежит ему. Медленное движение кальмару обеспечивает большой ромбовидный плавник, а для быстрого броска он использует свой «реактивный двигатель». Мышечная ткань — мантия окружает его тело. Кальмар засасывает воду в мантию, а затем мощной струей выбрасывает воду через узкое сопло; все десять щупалец его собираются над головой, и он приобретает обтекаемую форму. Двигатель кальмара очень экономичен, он разгоняется до 60-70 км/ч, а отдельным видам позволяет взлетать над водой на высоту до 10 м и пролетать до 50 м! Сопло двигателя снабжено клапаном, мышцы могут его поворачивать, меняя направление движения; кроме того, кальмар маневрирует, изгибая сложенные пучком щупальца, поэтому он даже на полном ходу легко уворачивается от столкновения с препятствием.
Волшебная лампа Цандера
30 сентября 1929 года Фридрих Цандер писал: «После того как мною были произведены все теоретические расчеты, я должен был практически проверить принятые мною методы, расчеты и получить первые экспериментальные результаты, необходимые для создания второго двигателя увеличенной мощности. В связи с тем, что средств было недостаточно, неожиданно у меня появилась идея перестроить паяльную лампу под первый реактивный двигатель.
Насадка [паяльной лампы] была мною перестроена и окружена кожухом, в который впускался воздух под давлением. Внутри кожуха при помощи особой трубки устроено пространство для сгорания. На конце этой трубки была приделана коническая сменяемая насадка [сопло] для получения скоростей истечения больших, чем скорость звука.
Медная трубка для жидкого бензина была заменена более длинной и охватывала витками коническую насадку для подогрева бензина. Кроме того, бак был снабжен манометром для измерения давления подачи бензина и ниппелем для впуска воздуха. К баку был приделан термометр для измерения температуры крышки бака. Для регулирования расхода горючего имелся специальный кран. Сжатый воздух для горения и охлаждения камеры сгорания подавался в охладительный тракт через штуцер, присоединенный к кожуху впереди сопла. Зажигание смеси производилось с помощью электрической свечи, впаянной в головку.»—Г. М. Салахутдинов, «Фридрих Артурович Цандер», Новое в жизни, науке, технике. Подписная серия. Космонавтика, астрономия. М., «Знание», 1971
ВВС США тестируют технологию, позволяющую получать реактивное топливо из воздуха
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
28.02.2023 20:23
Рубрика:
В мире
Максим Макарычев
Министерство обороны США во вторник объявило о контракте на 65 миллионов долларов со стартапом Air Company, который производит топливо из углекислого газа, извлеченного из атмосферы. Это часть попытки Пентагона создать децентрализованную цепочку поставок авиационного топлива, позволяющую будущим американским военным аванпостам производить собственное топливо, сообщает The Hill.
Компания надеется, что топливные заводы размером с грузовой контейнер дополнят или даже заменят длинные и взрывоопасные цепочки поставок, которые в настоящее время направляют топливо от скважин через нефтеперерабатывающие заводы, порты и, в конечном итоге, на военные базы. По словам главного инженера компании Стаффорда Шихана, инциденты, связанные с топливом, такие как взрывы или нападения на автоколонны, были основной причиной ранений и смертей во время войн в Ираке и Афганистане. Крупные авиаперевозчики, такие как Jet Blue (инвестор Air Company) и United, рассматривают такое «экологически чистое авиационное топливо» как основное средство обезуглероживания дальнемагистральных рейсов — источника около 2,5 процентов глобальных выбросов парниковых газов.
Как сообщает CNBC, топливо новой модели представляет собой спорное решение. Иногда его сравнивают с незначительной пользой для здоровья от «сигарет с низким содержанием смол», которые предлагает табачная промышленность. Это связано с тем, что переход авиакомпаний на экологичное топливо, отмечают эксперты, предлагает превратить глобальную индустрию реактивного топлива в круговой замкнутый цикл, в котором углерод улавливается и выбрасывается в атмосферу по мере производства и использования топлива. Экологически чистые виды топлива также вызывают новые проблемы с цепочками поставок и климатом. В то время как Air Company надеется в конечном итоге производить свое топливо за счет «прямого улавливания воздуха», собираемого атмосферного углекислого газа, в настоящее время она зависит от выбросов отходов при производстве биодизеля.
Как сообщал журнал Scientific American в декабре, сама биодизельная промышленность и стандарт возобновляемого топлива Агентства по охране окружающей среды, который ее усилил, вероятно, увеличили глобальные выбросы парниковых газов в атмосферу. Это связано с тем, что биодизель получают из таких культур, как кукуруза и соя, которые зависят от удобрений на основе ископаемого топлива, дизельных тракторов и судоходства для их перемещения. Увеличение производства этих товаров также приводит к увеличению выбросов закиси азота — парникового газа, в 300 раз более мощного, чем двуокись углерода, и увеличению выбросов углерода из почвы.
Тем не менее, для крупных авиаперевозчиков, находящихся под давлением инвесторов в отношении их планов по борьбе с изменением климата, текущими вариантами являются устойчивое авиационное топливо или заземление их авиалайнеров до тех пор, пока прорывы в области аккумуляторных батарей или водородных топливных элементов не сделают возможным авиаперевозки с нулевым выбросом углерода.
В прошлом году Пентагон выступил со своими собственными климатическими обязательствами, которые включают сокращение выбросов парниковых газов на 50 процентов к 2030 году, обеспечение к 2035 году электроснабжения каждой базы и достижение нейтрального уровня выбросов углерода к 2050 году.
США
Главное сегодня
ФСБ опубликовала видео с места атаки диверсантов в Брянской области
Мэр Енакиева: Над городом сбит самолет
В Кремле заявили, что никаких решений о военном положении в приграничье с Украиной не принималось
РИА Новости: ВСУ взорвали практически все мосты на подступах к Артемовску
Лавров заявил, что Россия не позволит больше Западу взрывать газопроводы
Боррель считает, что исключение РФ из G20 противоречило бы принципу многосторонних отношений
Реактивное определение и значение — Merriam-Webster
реактивный rē-ˈak-tiv
1
: , относящийся к или отмеченный реакцией или реактивностью
2
а
: быстро реагирует на стимул
б
: возникшие в результате стресса или эмоционального расстройства
реактивная депрессия
реактивная наречие
реактивность существительное
Примеры предложений
Реакция правительства на проблему была скорее реактивной, чем активной.
Недавние примеры в Интернете
Первый класс включает в себя навыки послушания, потому что ATD требует от собак любить людей, быть в порядке с людьми, а также не быть реактивный ; привыкнуть к людям и другим собакам.
— Кейтлин Микрут, Chicago Tribune , 25 февраля 2023 г.
Это более активный подход, чем реагировать после кризиса.
— Expert Panel®, Forbes , 14 февраля 2023 г.
Единственным существующим тестом на Зика является перекрестно-реактивный с антителами к лихорадке денге, поэтому человеку легко поставить неправильный диагноз.
— Стефани Нолен Дадо Галдиери, 9 лет. 0033 New York Times , 16 августа 2022 г.
Реакции антител на вирусы, как известно, являются перекрестно-реактивными : серологические тесты будут реагировать одинаково на родственные вирусы, как известные, так и еще не распознанные.
— Кристин К. Джонсон, Scientific American , 9 июня 2021 г.
Браун знает из обсуждений с Фрошем и другими, что большая часть работы, выполняемой офисом, составляет reactive , предлагая юридические консультации государственным организациям и представляя различные государственные органы и советы в судебных спорах.
— Оветта Уиггинс, Washington Post , 2 января 2023 г.
Исследователи говорят, что потребность в защите может сделать самок белух более реактивными и более склонными к лопанию пузырей, чем самцов.
—К. Н. Смит, Discover Magazine , 24 декабря 2015 г.
Активный и реактивные нелетальные методы минимизации конфликтов следует поощрять и изучать в качестве первой линии защиты с учетом индивидуальных подходов и подходов на уровне сообщества.
— Внешний онлайн , 9 декабря 2022 г.
Пятьдесят процентов нашего дара идет на профилактику через KIDSAFE и YMCA, а остальные 50% – более реактивных , через Cornerstone и HVCC, которые каким-то образом решают проблемы постфактум.
— Стив Смит, 9 лет.0033 Хартфорд Курант , 1 декабря 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «реактивный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1717, в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование реактивного было в 1717 году
Посмотреть другие слова того же года реактиватор
реактивный
реактивный артрит
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Реактивный».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.
Копировать ссылку
Детское определение
Реактивный
прилагательное
реактивный rē-ˈak-tiv
1
: реакции или относящейся к реакции
2
: реагирующей или склонной к реакции
реактивной наречие
реактивность существительное
реактивность
(ˌ)rē-ˌak-ˈtiv-ət-ē
существительное
Медицинское определение
реактивный
прилагательное
реактивный rē-ˈak-tiv
1
а
: реакции, связанной с ней или отмеченной реакцией
реактивные симптомы
реактивный процесс
б
: способные вступать в химическую реакцию
высокореактивные материалы
2
а
: легко реагирует на стимул
кожа пожилых людей менее реактивна, чем кожа молодых людей — Louis Tuft
б
: возникающие в результате стресса или эмоционального расстройства, особенно под воздействием внешних факторов
реактивная депрессия
Еще от Merriam-Webster на тему
реактивнаяТезаурус: Все синонимы и антонимы к слову реактивная
Britannica English: Перевод reactive для говорящих на арабском языке
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster полный текст
Реактивный – определение, значение и синонимы свой собственный.

Реагировать — значит делать что-то в ответ на что-то еще. Например, когда кто-то щипает вас, вы реагируете. Но если вы реактивный человек, тогда вы только реагируете; вы всегда готовы реагировать, но не действовать самостоятельно. Вы довольно безжизненны, если что-то или кто-то еще не заставляет вас действовать. Обычно это считается отрицательной чертой людей, если только вы не говорите, скажем, о пожарных или полицейских. Мы восхищаемся людьми, которых не нужно подталкивать, чтобы добиться цели. Некоторые химические вещества называются реактивны , потому что они легко реагируют с другими химическими веществами.
Определения реактивных
прилагательное
легко участвующие в реакциях
«натрий является реактивный металл»
«свободные радикалы очень реактивный ”
- Синонимы:
- активированный, взволнованный
(например, молекулы) стал реактивным или более реактивным
- лабильный
(химия, физика, биология) легко подвергается изменениям или поломкам
- окисляемый
способный вступать в химическую реакцию с кислородом
- термолабильный
(химия, физика, биология) легко изменяются или разрушаются при нагревании
- нестабильный
сильно или бурно реактивный
- активированный, взволнованный
прилагательное
реакция на раздражитель
«кожа пожилых людей менее реактивный чем у более молодых людей»
- синонимы: отзывчивый
- чувствительный
реагирует на физические раздражители
- чувствительный
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эти примеры предложений появляются в различных источниках новостей и книгах, чтобы отразить использование слова «реактивный» .