Схемы очп – Как составить схему предложения с однородными членами предложения?

Схемы очп – Как составить схему предложения с однородными членами предложения?

Однородные члены предложения. Режим дня. 4-й класс

Разделы. Схемы предложений с однородными членами: примеры и правила расстановки знаков препинания

Как составить схему предложения с однородными членами. Какие бывают виды однородных членов. Как правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. Примеры схем и предложений с однородными членами.

Содержание

Что такое однородные члены предложения

Однородные члены предложения — это члены предложения, которые:

  • Отвечают на один и тот же вопрос
  • Относятся к одному и тому же слову
  • Являются одним и тем же членом предложения
  • Соединяются между собой сочинительной связью (интонацией перечисления или союзами)

Например, в предложении «В саду растут яблони, груши и сливы» однородными членами являются подлежащие «яблони», «груши», «сливы». Они отвечают на один вопрос «что?», относятся к сказуемому «растут» и соединены интонацией перечисления и союзом «и».

Виды однородных членов предложения

Однородными могут быть любые члены предложения:

  • Подлежащие: Дети и взрослые собрались на праздник.
  • Сказуемые: Дети пели, танцевали и веселились.
  • Дополнения: На празднике дарили подарки, сувениры, игрушки.
  • Определения: Веселый, шумный, радостный праздник удался на славу.
  • Обстоятельства: Дети веселились громко, задорно, от души.

Схемы предложений с однородными членами

При составлении схем предложений с однородными членами используются следующие условные обозначения:


  • О, О, О — однородные члены без союзов
  • О и О — однородные члены с одиночным союзом
  • О, О и О — однородные члены с повторяющимся союзом
  • О, а О — однородные члены с противительным союзом

Примеры схем:

1. Я люблю читать книги, журналы, газеты.

Схема: [-=О, О, О.]

2. На клумбе росли красные и белые розы.

Схема: [- =О и О -.]

3. В саду растут и яблони, и груши, и сливы.

Схема: [-=и О, и О, и О.]

Правила постановки знаков препинания при однородных членах

При однородных членах предложения используются следующие знаки препинания:

  1. Запятая ставится между однородными членами, не соединенными союзами:

    Дети пели, танцевали, веселились.

  2. Запятая не ставится между однородными членами, соединенными одиночным союзом и, или, либо:

    Дети пели и танцевали.

  3. Запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами и…и, или…или, либо…либо:

    В саду росли и яблони, и груши, и сливы.

  4. Запятая ставится перед противительными союзами а, но, да (в значении но), однако:

    Погода была холодная, но солнечная.


Примеры предложений с однородными членами и их схемы

Рассмотрим несколько примеров предложений с однородными членами и составим их схемы:

1. Осенью в лесу растут подосиновики, подберезовики, маслята и опята.

Схема: [-=О, О, О и О.]

2. Птицы вили гнезда, откладывали яйца и выводили птенцов.

Схема: [-=О, О и О.]

3. Я люблю не только читать, но и сочинять истории.

Схема: [-=не только О, но и О.]

4. В магазине можно купить и фрукты, и овощи, и ягоды.

Схема: [-=и О, и О, и О.]

Как правильно составить схему предложения с однородными членами

Чтобы правильно составить схему предложения с однородными членами, следуйте этому алгоритму:

  1. Найдите грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).
  2. Определите, какие члены предложения являются однородными.
  3. Посмотрите, как соединены между собой однородные члены (без союзов, одиночным или повторяющимся союзом).
  4. Обозначьте однородные члены буквой О в схеме.
  5. Укажите союзы, если они есть.
  6. Расставьте знаки препинания в схеме так же, как в предложении.

Типичные ошибки при составлении схем с однородными членами

При составлении схем предложений с однородными членами часто допускаются следующие ошибки:


  • Не выделяются однородные члены в схеме (пропускается обозначение О).
  • Неправильно указывается связь между однородными членами (например, одиночный союз вместо повторяющегося).
  • Неверно расставляются знаки препинания в схеме.
  • В схему включаются лишние слова, не являющиеся однородными членами.

Чтобы избежать этих ошибок, внимательно анализируйте предложение и проверяйте схему после составления.

Значение навыка составления схем предложений

Умение составлять схемы предложений с однородными членами важно по нескольким причинам:

  • Помогает лучше понять структуру предложения
  • Учит правильно расставлять знаки препинания
  • Развивает навыки анализа текста
  • Облегчает понимание сложных синтаксических конструкций
  • Пригодится при подготовке к экзаменам по русскому языку

Регулярная практика в составлении схем поможет улучшить грамотность и развить языковое чутье.


Однородные члены предложения. Режим дня. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Закрепить понятие «однородные члены предложения».
  • Уметь разбирать простое предложение с однородными членами.
  • Уметь ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но).
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдая режим дня.
  • Закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения.

Оборудование:

  • Схемы предложений с однородными членами предложений.
  • Филворд.
  • Фонограмма танцевальной музыки для физминутки.
  • Учебник по русскому языку для 4 класса. Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин.)

(Создание эмоционального настроя).

Девиз: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

2. Сообщение темы и целей урока. (3 мин.)

3. Актуализация опорных знаний. (5 мин.)

Чистописание с орфографической нагрузкой.

Слова: утро, обед, пробежка, причесать, умыть, зарядка, ванна, друзья.

  • В слове утро — найдите согласный, твёрдый, звонкий и непарный звук и запишите эту букву.
  • В слове обед — найдите и запишите ударный гласный звук в корне.
  • В слове пробежка — найдите парный согласный в корне.
  • В слове причесать -выделите безударный гласный в корне.
  • В слове умыть — найдите согласный, твёрдый, звонкий, непарный звук и запишите эту букву.
  • В слове зарядка — найдите парный согласный в корне слова.
  • В слове ванна — найдите удвоенную согласную.
  • В слове друзья — найдите и запишите букву, обозначающую два звука.

А теперь соедините все буквы и прочитайте, что получилось.

Р + Е + Ж + И + М   Д + Н + Я = РЕЖИМ ДНЯ.

Продолжим минуту чистописания подобными словосочетаниями.

(Утренняя зарядка, ослепляющая улыбка, красивая осанка и.т.д.)

4. Повторяем то, что знаем. (6 мин.)

(Беседа по вопросам.)

— Как при чтении произносятся однородные члены предложения? (С интонацией перечисления).

— Как на письме они разделяются? (Запятой). А соединяются? (Интонацией и союзами)

— Когда ставится запятая между однородными членами предложения? Нарисуйте схемы чёрными маркерами на альбомных листах.( Взаимопроверка). Красными фломастерами ученики исправляют ошибки друг друга.

(У доски один ученик собирает из частей схемы предложений с однородными членами).

Подберите к каждой схеме предложение. Пронумеруйте схемы соответственно предложениям.

Человеку необходимы солнце, воздух и вода.

Всегда в одно и то же время надо вставать, ложится спать, делать уроки.

Нужно хорошо кушать, но не объедаться.

Сначала немного отдохни, а потом делай уроки.

Мыть с мылом надо и руки, и лицо, и шею.

Или фрукты, или овощи, или соки, обязательно должны быть в рационе школьника.

5. Физминутка.(3 мин.)

Буль, буль, буль — журчит из крана, —
Просыпаться нужно рано.
И в постели не лежать —
День зарядкой начинать.

Я — вода, вода, водица,
Приглашаю всех умыться,
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щёчки заалели:

Вы позавтракали вкусно?
Зубы вам почистить нужно,
В руку щёточку возьмём,
Зубной пасты нанесём.

И за дело взялись смело,
Зубы чистим мы умело:
Сверху — вниз и справа — влево.
Снизу — вверх и снова влево.

Их снаружи, изнутри
Ты старательно потри.
Чтоб не мучится с зубами,
Щётку водим мы кругами.

Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить дёсны можно:
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснем.

Нам понадобится кружка:
Улыбнитесь — ка друг дружке,
Поработали умело!

Наши зубки стали белы.

6. Формирование практических знаний, умений, навыков. (10 мин.)

Работа с текстом упражнения 3 на странице 56. Чтение и разбор задания.

К доске приглашаются ученики. Они списывают текст по предложениям, расставляя знаки препинания. Выделяют главные члены предложения, составляют схемы и дают характеристику каждому предложению.

Упражнение 3.

  1. Я люблю булку, плюшки, батоны и кекс! (Повествовательное, восклицательное, простое, распространённое, с однородными второстепенными членами).
  2. Я люблю хлеб и торт, и пирожные, и пряники. . (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными второстепенными членами).
  3. А ещё я люблю кильку, сайру, судака в маринаде и жареную картошку. . (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными второстепенными членами).
  4. Я всей душой люблю мороженое. . (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
  5. Мишка выдохнул и замолчал. . ( Повествовательное, невосклицательное, простое, нераспространенное с однородными главными членами предложения).

7. Физминутка. (4 мин.)

Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовил я частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)

Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. . .(Дети хором.)

Навсегда запомните,
Милые друзья.
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)

Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Запомните совет полезный,
Не стоит грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

8. Творческое задание. Филворд.(8 мин.)

Здесь спрятались словарные слова, которые относятся к теме «Режим дня».

Одно слово можно найти коллективно, для того чтобы дети поняли принцип работы.

«Спрятавшиеся» слова: завтрак, молоко, зарядка, стакан, бутерброд, гантели, восемь, ужин, обед, кисель, пожелание, посуда, язык.

Используя опорные слова и иллюстрации, придумайте рассказ на тему «Режим дня».

Примерный вариант рассказа.

Я встаю в 8 часов утра. Умываюсь, делаю зарядку с гантелями, убираю постель. Завтракаю: ем кашу, выпиваю стакан молока и съедаю бутерброд с сыром. Затем иду в школу. В школе я изучаю русский язык, математику, окружающий мир: Время в школе бежит очень быстро. Я иду домой. Отдыхаю, потом делаю уроки. Вечером приходит с работы мама. Она готовит вкусный ужин. Я ужинаю, помогаю маме убрать со стола. Мою посуду. Перед сном я люблю почитать. Я чищу зубы и ложусь спать в 10 часов.

Режим дня следует строго соблюдать: вовремя завтракать, обедать, ужинать, ложиться спать, гулять и отдыхать, внимательно слушать на уроках, чтобы не отставать по предметам.

9. Итог.(2 мин.)

  • Назовите тему сегодняшнего урока.
  • Какие знаки ставятся при однородных членах предложения?
  • О чём важном для здоровья человека мы сегодня с вами говорили?
  • Для чего нужно выполнять режим дня?

10. Домашнее задание. (2 мин.)

Учебник страница 56, подготовиться к словарному диктанту

11. Резерв.

Учитель. В заключение проведём игру «Это я, это я, это все мои друзья!»

Утром кто из вас встаёт
Лишь будильник запоёт?

Кто так крепко-крепко спит,
Хоть будильник и звенит?

Кто сам рано просыпается,
И зарядкой занимается?

Кто постель сам застилает,
Маме дома помогает?

Кто с утра лежит в постели
И встаёт он еле-еле?

Кто свой заданный урок
Приготовит точно в срок?

Кто уроки учит сам,
Не надеется на мам?

Кто гуляет допоздна,
А ведь спать давно пора?

Кто на улице гуляет,
Дружно, весело играет?

Дома, кто сидит всегда,
Не гуляет никогда?

Кто режим свой соблюдает,
Кончил дело — поиграет?

17.04.2011

urok.1sept.ru

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

Тест на выбор схемы

Start Quiz

Your answer:

Correct answer:

Next

You got {{SCORE_CORRECT}} out of {{SCORE_TOTAL}}

Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

Графические обозначения

Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

Настя сказала, что она пошла домой.

[-=],(что…).

Графические обозначения в схеме

Еще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:

Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

[-==],(чтобы…).

Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

(Когда…),[=-].

В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

[…,(где),=-].

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть  только подлежащее и сказуемое.  Двусоставное, так как оба – и подлежащее, и сказуемое – есть.

Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:

Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член – либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение – назывное, главный член – подлежащее:

Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение,  где главный член – сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Схемы с обращениями и вводными словами

Настя, иди уже домой!

[|O|,…]!

В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

Пожалуйста, Настя, иди уже домой!

[…|O|,…]!

Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:

Кажется, Насте пора домой.

[|ВВ|,…].

Схемы с причастными и деепричастными оборотами

“Выйдя из дома” – деепричастный оборот ДО:

Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.

[|ДО|,…].

“постепенно сгущавшийся” – причастный оборот ПО:

Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.

[X,|ПО|,…].

Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

Деепричастный оборот может стоять в любом месте:

Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.

[…|ДО|,…].

Схемы с прямой речью

В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:

“Настя, или домой!” – громко сказал кто-то.

«[П!]»- [а].

Кто-то сказал: “Настя, или домой!”.

[A]:«[П!]»

Кто-то сказал: “Настя, или домой!” – и Петя не возразил.

[A]:«[П!]» – [a].

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

 Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

[-=],
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой:

Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),[-=],(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

[-=],
(когда…),        (чтобы…).

 

itlang.ru

Однородные члены предложения. Схема предложения с однородными членами. Режим дня.

Урок русского языка в 4 классе


Тема: Однородные члены предложения. Схема предложения с однородными членами. Режим дня.

Цели урока:

  • Закрепить понятие «однородные члены предложения».

  • Уметь разбирать простое предложение с однородными членами.

  • Уметь ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но).

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдая режим дня.

  • Закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения.

Оборудование:

  • Схемы предложений с однородными членами предложений.

  • Филворд

  • Индивидуальные карточки

  • Тест-контроль

  • Лист достижений

  • Мультимедиапроектор

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие. Создание эмоционального настроя

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1. Чистописание

Зрительно-слуховой диктант. (слайд 1 )

Слова: утро, обед, пробежка, причесать, умыть, зарядка, ванна, друзья.

  • В слове утро — найдите согласный, твёрдый, звонкий и непарный звук и запишите эту букву.

  • В слове обед — найдите и запишите ударный гласный звук в корне.

  • В слове пробежка — найдите парный согласный в корне.

  • В слове причесать -выделите безударный гласный в приставке.

  • В слове умыть — найдите согласный, твёрдый, звонкий, непарный звук и запишите эту букву.

  • В слове зарядка — найдите парный согласный в корне слова.

  • В слове ванна — найдите удвоенную согласную.

  • В слове друзья — найдите и запишите букву, обозначающую два звука.

А теперь соедините все буквы и прочитайте, что получилось.

(слайд № 2)

Р + Е + Ж + И + М   Д + Н + Я = РЕЖИМ ДНЯ.

Продолжим минуту чистописания подобными словосочетаниями: Утренняя зарядка, ослепляющая улыбка, красивая осанка.

Девиз: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! (слайд 3)

ІІІ. Определение темы урока

  1. (слайд 4) Прочитав стихотворение, определить тему урока.

  • Слова есть в предложениях,
    Не очень внешне схожие,
    Но, полномочия на них 
    Все поровну возложены.
    И подчеркнуть их в предложении нужно одинаково,
    И между ними правильно
    Должны расставить знаки мы.

Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.

Наверное, узнали вы,
Слова те благородные —
И это члены предложения,
Какие? … (Однородные)

слайд 5 (Тема урока)

  1. Определение целей урока (слайд 6 – 9)

Цели урока:

1. Вспомнить признаки однородных членов предложения .
2. Повторить правило о расстановке знаков препинания при однородных членах .
3. Упражняться в умении находить однородные члены в предложении и составлять предложения.

IV. Повторение изученного

  1. Филворд . Работа в группах. (слайд 10)

Одно из слов показать, чтобы дети поняли принцип работы.

  1. (слайд 11) ключ к филворду

  1. Словарная работа.

Записать слова: завтрак, молоко, зарядка, стакан, бутерброд, гантели, восемь, ужин, обед, кисель, посуда, язык . Определить словарные слова. Поставить в них ударение, подчеркнуть непроверяемые буквы.

  1. Составление рассказа «Режим дня» с использованием опорных слов и картинок (слайд 12)

Примерный вариант рассказа.

Я встаю в 8 часов утра. Умываюсь, делаю зарядку с гантелями, убираю постель. На завтрак я ем кашу, выпиваю стакан молока и съедаю бутерброд с сыром. Затем иду в школу. В школе я изучаю русский язык, математику, окружающий мир. Время в школе бежит очень быстро. Я иду домой. Отдыхаю, потом делаю уроки. Вечером приходит с работы мама. Она готовит вкусный ужин. Я ужинаю, помогаю маме убрать со стола. Мою посуду. Перед сном я читаю интересные книги и детские журналы. После чищу зубы и ложусь спать в десять часов.

5. Выделенные предложения записать и разобрать по членам предложения и по частям речи.

— На какой вопрос отвечают однородные члены предложения?

— Каким членом предложения они являются?

— К какому члену предложения они относятся?

— Какой частью речи выражены однородные члены предложения?

— С какой интонацией они произносятся?

6. Сделать вывод о признаках однородных членов предложения (слайд 13)

Однородные члены предложения:

  1. Отвечают на один и тот же вопрос

  2. Являются одним членом предложения

  3. Относятся к одному и тому же члену предложения

  4. Обычно выражены одной и той же частью речи

  5. Произносятся с перечислительной интонацией

ФИЗМИНУТКА (слайд 14)

Вам, мальчишки и девчонки,
Приготовила вопросы !
Если мой совет хороший, 
Вы похлопайте в ладоши.

Раз! Два! (руки над головой)

На неправильный совет 
Говорите: нет, нет, нет. (повороты головы)

Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)

Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. . .(Дети хором.)

Навсегда запомните, 
Милые друзья.
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.)

Зубы вы почистили
И идёте спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет. (Дети хором.)

Запомните совет полезный,
Не стоит грызть предмет железный. 
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
(Дети хлопают в ладоши.) 

V. Формирование новых знаний.

1. Возвращение по гиперссылке к слайду 9. Повторение целей урока.

2. Возвращение по гиперссылке к слайду 15

3. Знакомство со схемами соединения и разделения однородных членов предложения.

Ключ:

1. Если однородные члены предложения соединены между собой союзом и, то запятая между ними не ставится.

2. Если между однородными членами предложения нет союзов и они произносятся с перечислительной интонацией, то между ними ставится запятая.

3. Если между однородными членами предложения есть союз а или но, то перед союзом ставится запятая.

4. Если между однородными членами предложения многократно употребляется союз и, то между ними ставится запятая.

5. Если между однородными членами предложения многократно употребляется союз или, то между ними ставится запятая.

4. Закрепление новых знаний. (слайд 16)

1.Подобрать к схемам соответствующие предложения с однородными членами.

2.Записать схему с многократно повторяющимися союзами или и соответствующее предложение предложение в тетрадь.

— В русской речи много пословиц о здоровье, здоровом образе жизни. Какие пословицы о здоровье вы знаете? (слайд 17)

VI. Формирование практических знаний, умений, навыков.

  1. ТЕСТ-КОНТРОЛЬ. ( 2 мин. )

  2. Взаимопроверка теста по ключу (слайд 18)

  1. Индивидуальная работа по карточкам. (3 мин.)

VII. Формирование информационной компетентности. Рефлексия.

А теперь мы с вами поработаем в листе достижений.

Подпишите его (слайд 19). Принцип работы следующий:

Если об изученном вопросе вы можете сказать: «Отлично владею информацией», то помечаете этот пункт зелёным цветом.

Если об изученном вопросе вы можете сказать: «Понятно, но не полностью», то помечаете этот пункт жёлтым цветом.

Если об изученном вопросе вы можете сказать: «Затрудняюсь в ответе», то помечаете этот пункт красным цветом.

Отвечать мы будем на следующие вопросы (слайд 20):

Лист достижений

_________________________________

Фамилия имя

______

класс

1

ЗНАЮ признаки однородных членов предложения

2

УМЕЮ находить в тексте однородные члены предложения

3

УМЕЮ правильно расставлять знаки препинания

4

УМЕЮ определять их синтаксическую роль (каким членом предложения является)

5

УМЕЮ составлять схемы предложений с однородными членами

— Скажите, какой цвет преобладает в ваших ответах?

Если зелёный – вы полностью справились с задачами урока.

Если жёлтый – вы хорошо справились, но следует уделить внимание некоторым вопросам.

Ну а если красный – нужно остановиться на этой теме ещё раз.

VIII. Итог урока. (слайд 21)

  • Назовите тему сегодняшнего урока.

  • Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

  • Когда не ставятся знаки препинания между однородными членами предложения?

  • О чём важном для здоровья человека мы сегодня с вами говорили?

  • Для чего нужно выполнять режим дня?

Итоговая беседа

Режим дня следует строго соблюдать: вовремя завтракать, обедать, ужинать, ложиться спать, гулять и отдыхать, внимательно слушать на уроках, чтобы не отставать по предметам.

IX. Домашнее задание. (слайд 22)

Составить и записать 5 предложений с однородными членами и подобрать к ним соответствующие схемы; повторить словарные слова.

-Урок окончен. Спасибо за работу! (слайд 23)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вставь, где необходимо, запятые // Ф.И._________________________

НАШ ЛЕС.

В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут рыжики маслята подберезовики опята. В лесу живут и волки и лисицы и зайцы и белки. Летом в лесу мы часто видим бревна на постройку изб и сараев. Наши кустари делают из дерева ложки корыта колеса телеги сани.

__________________________________________________________________________

Вставь, где необходимо, запятые Ф.И._________________________

БЕЛКА.

У белки мягкая шерсть чуткие стоячие уши быстрые глаза и проворные цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю не падает. Белка принадлежит к грызунам и питается древесными почками зернами орехами семенами еловых и сосновых шишек. Зубы у белки стираются но вскоре опять подрастают.

__________________________________________________________________________

Вставь, где необходимо, запятые // Ф.И._________________________

О ВОЛКЕ.

Волк для деревни — первый враг и разбойник. Он ходит бродит около скота. Выследит овцу накинется сзади вцепится зубами в горло и зарежет. Волк дик жаден и труслив.

_________________________________________________________________________

Вставь, где необходимо, запятые // Ф.И._________________________

ПОМОЩНИКИ.

Коля Костя и Миша приехали в лагерь на день раньше всего отряда. Им дали задание: приготовить помещение к приезду мальчиков и девочек. Когда они приехали в лагерь, в доме уже мыли полы вытирали пыль. Ребята стали помогать: носили воду перетаскали с чердака все койки тюфяки и матрацы. Расставили в порядке столы стулья и тумбочки. Нарвали цветов и поставили их на столах и на окнах в банках с водой. Ребята устали но были довольны своей работой.

Тест-контроль

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Члены предложения называются однородными, если…

1) отвечают на один и тот же вопрос;

2) относятся к одному и тому же члену предложения.

3) состоят из одних и тех же частей речи;

4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?

1) Подлежащие;

2) Сказуемые;

3) Второстепенные члены.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

1) Интонацией перечисления;

2) Союзами;

3) Предлогами.

4. Выбери союзы.

1)и 2) из 3) а 4) на 5) но 6) над

5. В каком случае между однородными членами предложения ставится запятая?

1) Если однородные члены связаны интонацией перечисления;

2) Если однородные члены связаны союзами а, но;

3) Если однородные члены связаны союзом и.

6. В каком случае между однородными членами предложения не ставится запятая?

1) Если однородные члены связаны союзами а, но.

2) Если однородные члены связаны союзом и.

7. Перед какими союзами между однородными членами всегда ставится запятая?

1)а 2) но 3)и

Филворд

  1. Утренний приём пищи

  2. Жидкий продукт детского питания, который еженедельно вы получаете в школе

  3. комплекс упражнений после сна утром

  4. Посуда для жидкости из которой пьют воду, молоко и т.д.

  5. Хлеб + сыр + колбаса

  6. Снаряд для укрепления мышц рук

  7. Цифра

  8. Вечерний приём пищи

  9. Дневной приём пищи

  10. Жидкий сладкий напиток на основе крахмала

  11. Набор предметов для приёма или приготовления пищи

  12. Название урока: русский ……..

Источники:

http://www.google.com.ua/search?aq=f&sourceid=chrome&ie=UTF-8&q=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA –коллекция картинок

infourok.ru

Однородные члены предложения (Упражнения и тест)

Упражнение 1.

Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений.

1) Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2) То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал… (Горький).6) Она молода, изящна, любит жизнь… (Чехов). 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8) Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин).


Упражнение 2.

Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!
Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.
(К. Паустовский.)


Упражнение 3.

Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке:

а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения;
б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения;
в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения.
1. [О, О, О].
2. [О, О и О].
3. [О, но О].
4. [О или О].
5. [Не только О, но и О].
6. [То О, то О].
7. [И О, и О, и О].


Упражнение 4.

Распространите предложения однородными членами.

Образец: Писатели сильны своей связью с народом. — Великие русские писатели были сильны своей связью с родным народом, сродной страной.

1) Они боролись за справедливость.
2) Пушкин создал русский литературный язык.
3) Поэт положил начало красивому стиху и точной прозе.


Упражнение 5.

Запишите предложения под диктовку, составьте их схемы (комментированное письмо). Выпишите ряды однородных членов.

1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький) 4) Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно! (М. Лермонтов) 5) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)


Упражнение 6.

Выпишите из записанных на доске предложений ряды однородных членов предложения, составляя их схемы.

Образец. Был на севере я и на юге, плыл на тихой и шумной волне, но везде, как о верной подруге, о московской скучал стороне. (К. Букин.)

 

1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем неслыщно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. Скребицкий.) 7) По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)


Упражнение 7.

Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы, прокомментируйте, при помощи каких союзов соединены однородные члены предложения.

1) Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля, ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля! (А. Сурков) 2) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских правая. (И. Гончаров) 3) Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжанье своего веретена. (А. Пушкин) 4) Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. (Пословица) 5) Лес не школа, да всех учит. (Пословица) 6) Приют наш мал, зато спокоен. (М. Лермонтов)
7) И снова солнечный, холодный и приятный
И день, и блеск садов.
И легкой зелени серебряные пятна
В прозрачности прудов. (В. Комаровский)
8) Был соловей влюблен в весну и зори,
И свил гнездо в смородинном кусте,
И до утра в невыплаканном горе
Он пел любовь, послушную мечте. (К. Фофанов)

 

Тест по теме «Однородные члены предложения»

1. Какое утверждение является неверным?

Однородные члены предложения …

1) соединяются между собой сочинительными союзами
2) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову
3) могут быть распространенными
4) всегда выражаются одной частью речи.


2. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Дни стояли пасмурные, дождливые, однако теплые.

1) однородные подлежащие
2) однородные сказуемые
3) однородные определения
4) однородные обстоятельства


3. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей.

1) однородные подлежащие
2) однородные дополнения
3) однородные определения
4) однородные обстоятельства


4. Какую синтаксическую функцию выполняют однородные члены в предложении?

Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

1) однородные сказуемые
2) однородные дополнения
3) однородные определения
4) однородные обстоятельства


5. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию.

1) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.
2) А Василия Блаженного, Московский Кремль, песни, стихи Пушкина, романсы Толстого любить можно.
3) Розово и зыбко явь отражается в снах.
4) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.
5) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.
А. Подлежащее. Б. Сказуемое. В. Определение. Г. Дополнение. Д. Обстоятельство.

 

6. Определите, как связаны между собой однородные члены.

1) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.
2) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.
А. Союзная связь. Б. Бессоюзная связь.


7. Установите тип союзов, соединяющих однородные члены.

1) И учителями там были бабки, да дедки, да деревенские.
2) Крики то усиливались, то затихали.
3) Где-то далеко заворчал гром, но сошел на нет.
А. Соединительные союзы. Б. Противительные союзы. В. Разделительные союзы.


8. В каком варианте ответа указаны  предложения с несколькими рядами однородных членов?

А. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым огнем.
Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
В. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Г. В лесу и на лугу пахло мокрой травой и свежим сеном.
1) А,В    2) Б,В    3) А,Б     4) А,Г


9.  Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. (2) Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. (3) Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. (4) Все выше поднимается солнце. (5) Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью. (И.Соколов-Микитов)


10. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)

                                                                                    Ответы:

 

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Однородные члены предложения — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему
  • Заказать работу

xn--e1aogju.xn--p1ai

Однородные члены предложения — схема, таблица — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди

xn--e1aogju.xn--p1ai

Структурно-логические схемы — Схемо.РФ

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии
  • Люди
  • Добавить свою схему

xn--e1aogju.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *