Тс 180 2 схема подключения обмоток – Трансформаторы ТС-180 — В помощь радиолюбителю

Трансформаторы ТС-180 — В помощь радиолюбителю

 

Трансформаторы силовые, выпускались на стержневых сердечниках типа ПЛ, изготовленными из стальной ленты Э-320, сечением 21х45 мм, и предназначались для применения в блоках питания, в основном унифицированных черно-белых телевизорах.
По своим электрическим характеристикам, все трансформаторы взаимозаменяемые между собой, так же их установочные и габаритные размеры тоже одинаковы. Трансформатор ТСА-180 отличается от ТС-180, обмотками, которые для уменьшения стоимости массового производства трансформаторов, выполненными алюминиевым проводом.
Сеть 220 вольт подключается к первичной обмотке на выводы 1 и 1′, при этом замыкаются между собой выводы 2 и 2′.
Внешний вид трансформаторов изображен на рисунке 1, схема трансформаторов, на рисунке 2, моточные данные и электрические характеристики в таблице 1.

Необходимо иметь в виду, что приведённые здесь моточные данные, могут отличаться на имеющиеся у Вас трансформаторы, в связи с изменениями ТУ, заводов изготовителей, прошествии времени и прочих условий и их следует принимать, только как основу. При  необходимости определить более точно количество витков обмоток имеющегося у Вас трансформатора, намотайте дополнительную обмотку с известным количеством витков, замерьте на ней напряжение и по полученным данным просчитайте ваш трансформатор.

Рисунок 1.
Внешний вид трансформаторов ТС-180.

 

Рисунок 2.
Схема трансформаторов ТС-180.

Таблица 1. Моточные данные трансформаторов ТС-180.

Тип трансформатора

Сердечник

NN выводов

Число витков

Марка и диаметр провода, мм

Напряжение, ном. В

Ток, ном. А

ТС-180
ТСА-180*

ПЛР21х45

1-2
2-3
1′-2′
2′-3′
5-6
5′-6′
7-8
7′-8′
9-10
9′-10′
11-12
11′-12′

375
58
375
58
226
226
137
137
23
23
23
23

ПЭЛ 0,8
ПЭЛ 0,8
ПЭЛ 0,8
ПЭЛ 0,8
ПЭЛ 0,56
ПЭЛ 0,56
ПЭЛ 0,45

ПЭЛ 0,45
ПЭЛ 1,5
ПЭЛ 1,5
ПЭЛ 0,69
ПЭЛ 0,69

110
17
110
17
63
63
42
42
6,8
6,8
6,8
6,8

0,85
0,85
0,85
0,85
0,5
0,5
0,38
0,38
4,7
4,7
1,5
0,3

ТС-180-2
ТС-180-2В
ТС-180-4

ПЛР21х45

1-2
2-3
1′-2′
2′-3′
5-6
5′-6′
7-8
7′-8′
9-10
9′-10′
11-12
11′-12′

340
53
340
53
195
195
143
143
21
21
21
21

ПЭЛ 0,69
ПЭЛ 0,69
ПЭЛ 0,69
ПЭЛ 0,69
ПЭЛ 0,51
ПЭЛ 0,51
ПЭЛ 0,48
ПЭЛ 0,48
ПЭЛ 1,53
ПЭЛ 1,53
ПЭЛ 0,96
ПЭЛ 0,96

110
17
110
17
63
63
46
46
6,8

6,8
6,8
6,8

0,87
0,87
0,87
0,87
0,5
0,5
0,38
0,38
4,7
4,7
1,5
0,3

 

 

* Моточные данные ТСА-180 могут отличатся от приведённых.

Трансформатор силовой ТС-180-3, предназначался для питания бытовой радио аппаратуры, выполненной на полупроводниковых приборах, и отличается от других трансформаторов этого типа, большим количеством вторичных обмоток.
Сеть 220 вольт к первичной обмотке, подключается у него к выводам 1 и 3′, при этом необходимо замкнуть между собой выводы 3 и 1′. Обмотка 5-6, 5′-6′ предназначена для подключения к сети с повышенным напряжением, или для снятия с трансформатора повышенного напряжения 245 вольт. Обмотка эта подключается последовательно с основной обмоткой, вывод 5 соединяется с выводом 3′ и напряжение 245 вольт снимается (или подается) с выводов 1 и 5′.
Первичная обмотка трансформатора ТС-180-3, может быть выполнена и по другому варианту, отличающемуся от приведённого. Сеть в этом случае может подключаться к выводам 1-1′, перемычка устанавливается на выводы 3-3′ (2-2′).

Схема трансформатора изображена на рисунке 3, моточные данные и электрические характеристики приведены в таблице 2.

Рисунок 3.
Схема трансформатора ТС-180-3.

Таблица 2. Моточные данные трансформатора ТС-180-3.

Тип трансформатора

Сердечник

NN выводов

Число витков

Марка и диаметр провода, мм

Напряжение, ном. В

Ток, ном. А

ТС-180-3

ПЛР21х45

1-2
3-4
1′-2′
3′-4′
5-6
5′-6′
7-8
7′-8′
9-10
9′-10′
11-12
11′-12′
13-14
13′-14′
15-16
15′-16′

195
145
195
145
40
40
65
65
65
65
9
9
36
36
44
44

ПЭЛ 0,62
ПЭЛ 0,62
ПЭЛ 0,62
ПЭЛ 0,62
ПЭЛ 0,62
ПЭЛ 0,62
ПЭЛ 0,8
ПЭЛ 0,8
ПЭЛ 0,8
ПЭЛ 0,8
ПЭЛ 0,8
ПЭЛ 0,8
ПЭЛ 0,53
ПЭЛ 0,53
ПЭЛ 0,53
ПЭЛ 0,53

63
47
63
47
12,5

12,5
19
19
19
19
2,8
2,8
11
11
14
14

0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
0,5
0,5
0,5
0,5

 

Рисунок 4.
Внешний вид трансформаторов ТС-180-3м.

 

Трансформатор силовой ТС-180-3м, предназначался для питания бытовой радио аппаратуры, выполненной на полупроводниковых приборах, и отличается от других трансформаторов этого типа, большим количеством вторичных обмоток.
Сеть 220 вольт к первичной обмотке, подключается у него к выводам 9 и 9′, при этом необходимо замкнуть между собой выводы 1 и 1′. Между сетевой и вторичными обмотками, у этого трансформатора имеется экранная обмотка (выводы 8 — 8′).
Трансформатор ТС-180-3м, не взаимозаменяем с трансформатором ТС-180-3. Это совершенно разные трансформаторы.

Схема трансформатора изображена на рисунке 5, моточные данные и электрические характеристики приведены в таблице 3.

Рисунок 5.
Схема трансформатора ТС-180-3м.

Таблица 3. Моточные данные трансформатора ТС-180-3м.

Тип трансформатора

Сердечник

NN выводов

Число витков

Марка и диаметр провода, мм

Напряжение, ном. В

Ток, ном. А

ТС-180-3м

ПЛР21х45

1-9
1′-9′
8
8′
3-4
3′-4′
5-13
5′-13′
11-12
11′-12′
7-15
7′-15′
6-14
6′-14′

345
345
один слой
один слой
208
208
208
208
50
50
33
33
30
30

ПЭВ-2 0,56
ПЭВ-2 0,56
ПЭВ-1 0,28
ПЭВ-1 0,28
ПЭВ-2 0,4
ПЭВ-2 0,4
ПЭВ-2 0,4
ПЭВ-2 0,4
ПЭВ-2 1,0
ПЭВ-2 1,0
ПЭВ-2 1,25
ПЭВ-2 1,25
ПЭВ-2 1,0
ПЭВ-2 1,0

110
110


62
62
62
62
14
14
9,1
9,1
8,5
8,5

0,8
0,8


0,3
0,3
0,3

0,3
2,0
2,0
3,5
3,5
2,0
2,0

 

vprl.ru

Трансформатор ТС 180 (2) характеристики, подключение, выводы обмоток

Трансформаторы питания типономиналов ТС-180, ТС-180-2, ТС-180-2В и ТС-180-4 применяли в устройствах электропитания унифицированных телевизионных приемников моделей УНТ-47, УНТ-49, УЛПТ-61-11, УЛПТ-67-1 и некоторых других моделей черно-белого изображения.

Трансформаторы типа ТС-180 изготавливают на стержневых магнитопроводах типа ПЛ21х45. Основные конструктивные размеры, габаритные и установочные размеры трансформаторов типономиналов ТС-180, ТС-180-2, ТС-180-2В, ТС-180-4 одинаковы. По электрическим параметрам трансформаторы также взаимозаменяемы. Трансформаторы типа ТС-180 рассчитаны на подключение к сети переменного тока напряжением 127 и 220 В. Остальные типоразмеры трансформаторов могут быть подключены к сети напряжением 110, 127, 220 и 237 В. Номинальная выходная мощность трансформаторов 180 Вт.

Рис.1. Принципиальная схема трансформатора типа ТС-180

Трансформаторы изготовлены из электротехнической стали марки 3311. Толщина применяемой ленты 0,35 мм.

Трансформаторы типа ТС-180 устанавливают на металлическом шасси блока питания, крепят четырьмя винтами и заземляют.

Электрические параметры и намоточные данные обмоток трансформаторов типа ТС-180 приведены в таблицах ниже.

Таблица 2. Намоточные данные трансформатора ТС-180

Здесь представлены характеристики трансформаторов серии  тс 180, ном. напряжение (В) и ток (А), выводы обмоток.

Первичная обмотка
Выводы обмотокНапряжение, ВТок, А
1 — 21101,75
1′ — 2′1101,75
2 — 3171,75
2′ — 3′171,75
Вторичная обмотка
Выводы обмотокНапряжение, ВТок, А
5 — 6630,5
5′ — 6′630,5
7 — 8460,38
7′ — 8′460,38
9 — 106,84,7
9′ — 10′6,84,7
11 — 126,81,5
11′ — 12′6,81,5

Таб.1. Электрические параметры трансформатора ТС-180

Выводы обмотокЧисло витковМарка и диаметр проводаСопротивление, Ом
1 — 2375ПЭЛ 0,82,3
2 — 358ПЭЛ 0,80,4
1′ — 2′375ПЭЛ 0,82,3
2′ — 3′58ПЭЛ 0,80,4
5 — 6226ПЭЛ 0,563,4
5′ — 6′226ПЭЛ 0,563,4
7 — 8137ПЭЛ 0,453,4
7′ — 8′137ПЭЛ 0,453,4
9 — 1023ПЭЛ 1,50,1
9′ — 10′23ПЭЛ 1,50,1
11 — 1223ПЭЛ 0,690,4
11′ — 12′23ПЭЛ 0,690,4

Сопротивление изоляции между обмотками, а также между обмотками и металлическими деталями трансформатора ТС-180 в нормальных климатических условиях не менее 50 МОм. Сопротивление изоляции обмоток при повышенных температуре и влажности снижается до 3 МОм. При этом изменение основных электрических параметров не превышает +/- 10%, измеренных до воздействия всех внешних факторов, указанных в условиях эксплуатации.

Видео: Трансформатор ТС-180-2 для питания радиоламп. Как подключить и какое напряжение на выходе

Силовой трансформатор ТС-180-мощность 180Вт. В ролике покажу какое постоянное напряжение можно получить после выпрямителя. Провод-медь.

Видео: Трансформатор ТС-180-2 переделка для зарядного устройства

Трансформатор ТС-180-2 переделка для зарядного. С использовании провода вторичной обмотки.

transformator220.ru

РадиоКот :: Доработка трансформатора ТС-180-2

РадиоКот >Лаборатория >Радиолюбительские технологии >

Доработка трансформатора ТС-180-2

Доработка трансформатора ТС-180-2.

При построении лампового усилителя мощности звуковой частоты желательно иметь блок питания, обеспечивающий, кроме переменного напряжения накала Uн ≈ 6,3 В с достаточным током Iн ≥ 5А, постоянное напряжение питания анодных цепей Uа ≥ 300 В, плюс, дополнительно, — постоянное напряжение для цепей фиксированного смещения ламп выходного каскада Uсм ≥ 45 В (конечно, имеется ввиду абсолютное значение, т.к., вы знаете, что напряжение смещения должно иметь отрицательный потенциал).
Попробуем приспособить для этих целей трансформатор от лампового ч/б телевизора II-класса ТС-180.
Этот трансформатор имеет следующие параметры (Рис.1):

Как видно из таблицы, мы можем получить со вторичных обмоток, соединив их соответствующим образом переменное напряжение U ≈ 206 В, что после выпрямления даст Uа=291 В, а с учетом падения в цепях фильтра питания это будет ≤ 270 В.
Однако, после несложной доработки можно получить от трансформатора ТС‑180‑2 необходимое напряжение. Для этого трансформатор необходимо разобрать: открутить гайки стяжек, затем резким несильным ударом молотка по одной половинке сердечника разъединить его, аккуратно извлечь половинку сердечника и снять катушки. Стороны половинок сердечника нужно обязательно пометить, чтобы при сборке их правильно совместить. Конструктивно катушки трансформатора позволяют домотать ещё один слой провода поверх имеющихся обмоток. Если взять провод диаметром 0,51 (или 0,48), как в уже имеющихся вторичных обмотках, то в один слой можно без труда намотать 100÷110 витков провода, что даст дополнительно по 30 В переменного напряжения с каждой катушки. Таким образом мы сможем получить по переменному току не менее 260 В, что после выпрямления даст 260*√‾2 = 368 В. С учетом падения в цепях фильтра питания можно будет получить ≥350 В.
Выглядеть это будет так (Рис.2):

Теперь сделаем доработку для получения напряжения фиксированного смещения. Из таблицы (Рис.1) видно, что в первичной обмотке есть секция 2 — 3, содержащая 53÷58 витков, которая нужна при коммутации первичных обмоток для работы трансформатора от от сети переменного тока напряжением 127 В, что в настоящее время практически не встречается. А значит эти секции можно использовать, если отключить их от 110-вольтовых секций. Если внимательно присмотреться к распайке контакта 2 (2′), то станет видно, что можно отсоединить секцию 2 — 3 от секции 1 — 2. Секция 2 — 3 даёт на выходе 17 В переменного напряжения. Соединив последовательно секции 2 — 3 и 2′ — 3′, получаем 34 В переменного напряжения, что после выпрямления даст 34*√‾2 = 48 В. Главное — сделать всё аккуратно. Примерно так (Рис.3):

Ну и для полного удовлетворения имеет смысл прошлифовать торцы половинок сердечника, чтобы максимально уменьшить зазор. Это приведёт к некоторому уменьшению тока холостого хода трансформатора (в моём случае ток уменьшился с 300 мА до 200 мА, хотя на практике во включенном ламповом усилителе режим холостого хода невозможен, т. к. всегда осуществляется питание цепей накала ламп, а это примерно 20 Вт потребляемой мощности). При сборке половинки сердечника желательно склеить, чтобы уменьшить гул трансформатора при работе.

В завершение следует проварить катушки (или собранный транформатор, что затруднительно) в смеси парафина с воском (или пропитать их лаком), чтобы зафик-сировать витки обмоток, тем самым уменьшить гудение работающего трансформатора. На водяной бане нужно растопить парафин и погрузить в него катушки. Не обязательно, чтобы парафин покрывал катушки полностью, достаточно — до половины. Так даже удобнее переворачивать катушку и извлекать её из кастрюли после проварки. В растопленном парафине нужно подержать катушку минут пять с каждой стороны, чтобы обмотки как следует прогрелись и парафин пропитал всю катушку. (Рис.4)

Таким же образом можно доработать трансформаторы ТС-160.

Умышленно не привожу конкретную схему блока питания, т.к. их на просторах интернета имеется достаточное количество.


Все вопросы в Форум.


Как вам эта статья?

Заработало ли это устройство у вас?

www.radiokot.ru

Dmitry Emelyanov’s blog: Запускаем ламповый трансформатор ТС-180-2

Шёл я, значит, мимо дачной помойки… (не правда ли, многообещающее начало?) В общем, добры-люди выкинули на эту самую помойку телевизор Таурус, ламповый, чёрно-белый, все дела… кинескоп уже в стороне валяется, ну, как тут мимо пройдёшь? В общем, телевизор быстро отправился мне на дачу. Не нужно осуждающих взглядов, приберегите пренебрежительные возгласы, я давно хотел найти детали из лампового телевизора! Как минимум 10-20 баксов я сэкономил, в прочем, дело не столько в экономии, я бы с удовольствием и потратился на чистенькое и заведомо исправное, и не тратил бы день на распайку поржавевшего барахла, если бы было где всё это запросто так пойти и купить. Временами, у меня складывается впечатление, что я чуть ли не единственный в городе, кому все эти лампы вообще нужны. Не знаю, в прочем, но на барахолках на меня смотрят временами очень искоса. Ладно, разговор не об этом, разговор о добытых из телика деталях, среди которых наряду с дефицитными у меня неонками, трубчатыми кондёрами и мощными резисторами, конечно обнаружился строчный трансформатор, телевизионный выходник ТВЗ и сетевой трансформатор ТС-180-2, о котором и пойдёт сегодня речь.

Вот такой вот телевизор. Панельки, к сожалению, в нём безобразные.

Ламповый сетевой трансформатор ТС-180-2 

Итак, начну с того, что транс этот достаточно известный, в сети о нём много информации, ссылками я поделюсь, так что скорее пишу обобщение собственного опыта. Есть тут у меня пара слов.

Сердечник стержневой. В качестве сердечника используется стальная лента. Создаётся впечатление, что трансформатор как бы двойной, все выводы продублированы на левой и правой половине трансформатора. Вывод 3 и 3′ отсутствуют.

Вообще, есть много разновидностей этого трансформатора, от ТС-180 ТС-180-2 отличается немного другим количеством витков, это не принципиально для моих экспериментов. Если у вас трансформатор ТСА-180, то тогда в его обмотках использован алюминий, вот здесь надо уже с умом подходить к использованию, на сколько я знаю, алюминий выдерживает меньшие токи.

ТС-180-2 в сравнении с лампой 6П14П и платой Arduino Nano

Более подробно о трансформаторах типа ТС-180 советую почитать здесь:

На форумах сей транс сильно ругают. Говорят, что гудит и вообще-вообще. Я ничего не могу сказать, так как только разобрался с его подключением. Надеюсь, что в этих разговорах больше аудиофилии. Свой я готовлю для строительства стабилизированного БП. Да-да, я всё-таки решил его построить. Но об этом речь ещё впереди.

Как подключать?

Обмотки 1-2 и 1′-2′ по отдельности рассчитаны на 110 вольт. Для наших 220 вольт их надо соединить. Выводы 2 и 2′ соединить проводом. 220 вольт подавать на выводы 1 и 1′.

Предварительно, конечно, я рекомендую сделать следующее:

Вот так соединяются сетевые обмотки

— Прозвонить все обмотки, чтобы убедиться в отсутствии КЗ. Мой трансформатор найден на помойке, так что это особенно актуально!

— К одной из накальных обмоток подключить обмотку 6,3 вольта от другого силового трансформатора и измерить в таком состоянии напряжения на всех остальных обмотках. Не уверен, что можно долго держать трансформаторы в таком состоянии. В накальной обмотке витков мало, так что ток там недетский — более ампера точно, мой 1-амперный стрелочник зашкалило. Значения напряжений скорее всего будут меньше номинальных, это нормально, так как обмотка 6,3 вольта не предназначена для того, чтобы быть первичной.

Если ничего не замкнуло, а включать я советую через плавкий предохранитель, можно переходить к испытаниям на 220 вольт.

Не будет излишним напомнить об опасности работы с сетевым напряжением. Будьте предельно внимательны и аккуратны, подключая трансформатор в сеть. Я считаю, что плавкий предохранитель, включённый последовательно с трансформатором в данном случае обязателен к использованию.

И вот включил я свой трансформатор в сеть и тут знакомая синяя вспышка на столе, предохранитель не просто перегорел, он разбрызгался внутри колбы.

Это меня очень сильно насторожило. Правда, предохранитель был какой-то неизвестно откуда, но на нём значилось 2А, что заставило задуматься ещё больше. Ведь если через трансформатор течёт ток больше двух ампер, то что-то в этом трансформаторе, вполне себе, может идти не так.

Видно, как проволочку внутри предохранителя просто разбрызгало по стенкам.

Я решил, что витки внутри могло где-то и замкнуть. Хотя обе первичные обмотки показывали одинаково 4,7 ома. В теории, могут быть замкнуты и витки в любой вторичной обмотке, создавая короткое замыкание. Я всё перепроверил и ещё раз перепроверил — ничего. Были, правда, соединены выводы 7 и 7′, на всякий случай я их распаял, но вряд ли это могло как-то сказаться на потреблении тока, ведь это разные обмотки. Более того, я их ещё буду замыкать в перспективе, чтобы получить большее напряжение.

Для поиска неисправности, я решил использовать метод включения через настольную лампу, которым пользовался при наладке своего импульсного БП  Конструкция из оголённых проводов на столе росла, меня это напрягало, но деваться было некуда. Лампочку я подключил, а в разрыв включил стрелочный амперметр (кстати, достал я из коробки его как раз на этом этапе). Цифровой включать было жалко. Вставил новый предохранитель на 3 ампера. Включил. Лампочка загорелась бледно-красным светом, ток немного скакнул при пуске и вернулся почти на исходную. Всё работало. 

Мне бы очень хотелось иметь ЛАТР для таких целей, но его, увы нет. Я решил вместо лампочки теперь включить резистор на 5 Вт и 10 ом. Для сравнения, у лампочки «на холодную» сопротивление где-то ом 90. Включил через резистор. Ток скакнул и держался уже в районе 100 мА. Неплохой такой ток холостого хода… Ну вот теперь я решил, что пора рискнуть включить в сеть без ничего.

И вот тут при включении стрелка амперметра шарахнулась в противоположный угол. Я напомню, что он у меня всего на ампер (если честно, у него даже стрелка в ноль не выставляется, купил за копейки на барахолке, так что за точность не ручаюсь, зато не жалко). Стрелка с шумом стукнулась о противоположный край шкалы и вернулась назад. Ничего себе пусковые токи! Подозреваю, что первый предохранитель просто не выдержал такого обращения. А этот 3-амперный держится молодцом. Я аккуратно измерил напряжения на всех обмотках несколько раз. Они оказались несколько иными, чем написано на трансформаторе, при чём в большую сторону. Думаю, это связано с отсутствием нагрузки.

Вместо 59,5 — 63 вольта и вместо 43,5 — 46 вольт соответственно. Накалы — 6,3, хотя заявлено почему-то 6,4.

Маркировка обмоток, вдруг у кого стёрта.

В общем, вывод: Запускайте ламповый трансформатор через предохранитель, рассчитанный на ток несколько ампер, сначала лучше через лампочку!

Ну, а у меня на этом пока всё. Посмотрим, на что годится этот зверь, но сегодняшние испытания несколько настораживают. В заключение, нашёл видео, как соединять обмотки. Автор только перепутал про алюминий в обмотках, алюминий, повторюсь, в ТСА-180.

dmitry-emelyanov.blogspot.com

Как сделать самому зарядное устройство для автомобильного аккумулятора Из,Трансформатор силовой ТС-180-2

Если в автомобиле разрядился аккумулятор, а зарядного устройства нет поблизости, не отчаивайтесь, это еще не повод для паники. Используя детали от старого черно-белого телевизора, можно сделать своими руками отличное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора




Вам понадобится Трансформатор силовой ТС-180-2, провода сечением 2,5 мм2, четыре диода Д242А, сетевая вилка, паяльник, припой, предохранители 0,5А и 10А.

1

Возьмите ТС-180-2 (силовой трансформатор от черно-белого телевизора). Он имеет две вторичные обмотки, которые рассчитаны на напряжение 6.4 В и ток 4.7 А, соедините их последовательно, тем самым получится выходное напряжение равное 12.8 В. Его достаточно для зарядки аккумулятора. На трансформаторе соедините проводом сечением 2,5 мм2 выводы 9 и 9`, а к выводам 10 и 10`, проводами сечением 2,5 мм2 припаяйте диодный мост, который состоит из четырех диодов Д242А, подойдут и другие, которые рассчитаны на ток не менее 10 А.

2

Установите диоды на большие радиаторы. Диодный мост соберите на стеклотекстолитовой пластине требуемого размера. Соедините первичные обмотки трансформатора последовательно, поставьте перемычку между выводами 1 и 1` , к выводам 2 и 2` припаяйте шнур с вилкой для сети 220 В. В первичную и вторичную цепи установите предохранители, соответственно – 0.5 А и 10 А.

Обесточьте зарядное устройство. Подсоедините аккумулятор. Напряжение на аккумуляторных клеммах во время зарядки не должно быть более 14.5 В. Для контроля тока и напряжения, подключите к зарядному устройству амперметр со шкалой измерения не меньше, чем 10 А, а также вольтметр со шкалой измерения не менее 15 В. Также можно вести контроль с помощью мультиметра, у которого предел измерения тока должен быть не менее 10 А. Ограничьте зарядный ток, включив последовательно в разрыв «минусового» провода 12 В лампочку мощностью 21-60 Вт.

Первичная обмотка 

Вторичная обмотка

ВИДЕО

cxem-bit.blogspot.com

Трансформаторный преобразователь напряжения «230/120» на ТС-180-2


Для питания приборов, купленных в США, обычно недостаточно приобрести адаптер вилки питания. Отличаются не только вилки, но и стандарты напряжения сети. Попытка подключения «заморского» прибора к российской сети 230 В может привести к его повреждению, если прибор изначально не был спроектирован для универсального питания.

Для питания импортных «120-вольтовых» зарядных устройств аккумуляторного инструмента был собран трансформаторный преобразователь «230/120».
Собирался он по принципу «из того, что было». Вопрос с корпусом был решён немного безобразно, но в этом решении есть некоторая эстетика приборов для личного пользования, делающих их единственными и неповторимыми.

Побочная функция преобразователя — гальваническая развязка для питания, например, осциллографа при проведении измерений в силовых цепях 230 В.

Содержание / Contents

Примерно полтора года назад я озадачился приобретением набора инструментов для личных хобби-ремонтных нужд. Нужда эта назрела довольно давно. Вялотекущий ремонт в квартире по большей части делался с помощью ножовки по металлу, ударной дрели, полуживого шуруповёрта с дохлым аккумулятором и кучи ручного инструмента.

Начиналось всё сравнительно безобидно, с покупки электролобзика. В тот момент я начал активно реализовывать проект двухполосной акустической системы (ага, долгострои — наше всё).

В процессе изготовления акустики обзавёлся такими полезными вещами как фрезер, раскладной верстак для работы в условиях лоджии, распилочный стол, шлифмашинка и др. Всё это покупалось в местном магазине после тщательного выбора и чтения отзывов.

Со временем потребность превратилась в нечто большее, а именно в интерес к инструменту. И в понимание того, как много времени и сил я потратил зря, мучаясь ручным инструментом и работая ударной дрелью по кирпичу и бетону. Да-да, «радость» любого жителя многоквартирного дома — сосед-жмот и/или невежда с ударной дрелью.

Я много лет закупаюсь за рубежом, и когда возникло желание приобрести аккумуляторный инструмент, то я начал сравнивать цены в местной рознице и в интернет-магазинах США, Европы, Китая. Оказалось, что мне выгоднее брать инструмент по распродажным ценам в США и везти его почтой в Россию.

Одна проблема длительное время тревожила — разница напряжений сети в России и в США, а именно наши 230 В и их 120 В.

Для справки.
220 В — уровень напряжения по ГОСТ 23366-78 «Ряды номинальных напряжений постоянного и переменного тока», а 230 В — это регламентное значение уровня напряжения, предписываемое ГОСТ 29322-92 «Стандартные напряжения» (МЭК 38-83) для трёхфазных сетей переменного тока в РФ с 2003 года.
Это приводит к некоторым разногласиям и рождает тему для «философских» споров об уровне напряжения в сети.

Произведя замеры напряжения в розетках разных районов города, и поспрашивав знакомых электриков, я получил результаты от 225 до 238 В.

К сожалению, способы надёжной переделки зарядных устройств различных производителей не всегда можно найти в публичных источниках, а своих знаний и времени подчас не хватает. В итоге требуется преобразователь «230/120».
Самостоятельная переделка зарядок нередко бывает нерентабельной из-за высокой стоимости компонентов.
Именно поэтому трансформаторный преобразователь показался мне самым надёжным и простым решением.

Заглянув в закрома, я обнаружил довольно распространённый трансформатор ТС-180-2, изъятый из какого-то старого лампового телевизора.

Состояние трансформатора было на твёрдую «четвёртку». Минус один балл из-за ржавчины на сердечнике. Обмотки были целы, ток холостого хода и гудение были в допустимых пределах. При первом включении ничего не бабахнуло и не нагрелось, что говорит об отсутствии межвитковых замыканий.

В сети было найдено описание трансформатора ТС-180-2 со схемой обмоток, числом витков и указанием выводов. Трансформатор оказался довольно интересным с технической точки зрения, так как предполагал подключение к первичной сети различных уровней напряжения: 110, 127, 220, 237, 254 В. Да-да, когда-то в СССР применяли необходимые мне сейчас 110 и 127 В, но теперь это уже история.
Изменение уровня питающего напряжения ТВ, в котором трансформатор когда-то использовался, достигалось изменением схемы соединения двух первичных обмоток, имеющих отводы.

По роду основной деятельности я занимаюсь проектированием в электроэнергетике. На ум сразу же пришла идея реализовать автотрансформаторное включение с помощью двух первичных обмоток и получить заветные 120 В. Это позволит полностью использовать мощность трансформатора без перемотки вторичных обмоток, так как существующие вторички позволяли получить 119 В (последовательно соединённые обмотки 5-6 и 5′-6′) при номинальном токе 0,5 А. Это эквивалентно мощности 60 ВА или трети от номинальной мощности трансформатора.

Существует неверное мнение о невозможности отбирать полную мощность при автотрансформаторном включении в случае понижения уровня напряжения из-за того, что провод обмотки имеет недостаточное сечение.
Курс физики и электротехники читать не буду. Отмечу лишь, что именно благодаря этой особенности автотрансформаторы нашли широкое применение в электроэнергетике (экономия на проводниковых материалах при изменении уровня напряжения «вниз», что приводит к росту значений номинальных токов при одинаковой мощности).

Недостатки у автотрансформаторов тоже имеются. Желающие прочитают о них сами.

В первичной обмотке ТС-180-2 применён обмоточный провод ПЭВ-1 0,69, длительно допустимый ток, для которого при плотности тока 2 А/мм2 равен 0,748 А, что при напряжении питания 230 В практически соответствует номинальной мощности трансформатора.

Было принято решение скоммутировать первички трансформатора на 237 В.
Трансформатор стал гудеть значительно меньше, и напряжение в трансформаторном включении стало ближе к желаемым 120 В.

Прошло несколько месяцев такого использования, всё это «безобразие» хранилось в бумажной коробке из-под небольшой посылки и использовалось на железобетонном полу лоджии (в целях пожарной безопасности). Фотографии этого этапа не привожу, чтобы не пугать читателей. Явно назрела необходимость сделать конструкцию завершенной. Рано или поздно при подключении я ошибусь и моё «временное» решение превратится из рабочего в погорелое. Да ещё и зарядное устройство с аккумулятором похоронит.

Именно на этом этапе часто заканчивается реализация многих моих электронных проектов, так как делать корпус и доводить всё до конца не всегда интересно, требует душевных сил, жажды прекрасного. Не всегда на это есть время, плюс демотивирующие мысли типа «и так сойдёт, работает ведь».

На этот раз звёзды оказались благосклонны, и я твёрдо собрался довести работу над устройством до завершения.
В тех же закромах был обнаружен корпус нестандартной формы от древнего блока питания компьютера.


Корпус имел сложную геометрическую форму, и трансформатор ТС-180-2 в него физически не влезал. Попытка выпрямить верхний кожух не дала положительного результата.

Применил бормашину для разрезания кожуха БП по линиям сгиба с целью дальнейшего «вывёртывания» этого элемента и получения правильной формы прямоугольного параллелепипеда. Конечно, можно было воспользоваться ножовкой по металлу. Сращивание элементов осуществлял с помощью болтов, гаек и шайб, а также пластин-заглушек отсеков 5,25″.



У братьев китайцев на Алиэкспресс были заказаны разъёмы сетевого питания SS-6B American Outlet для монтажа на панели под вилки американского стандарта.

Врезал их в корпус. Отверстия делал с помощью маленьких отрезных дисков для бормашины и напильников.



Две розетки на 120 В для автотрансформаторного включения соединены параллельно. Дополнительно установил одну розетку 120 В с гальванической развязкой.

Для придания дополнительной жёсткости, корпус был усилен уголочком — обрезком от древней автомагнитолы.


Опыт эксплуатации показал, что трансформатор ощутимо нагревается под номинальной нагрузкой. Устанавливаем вентилятор с посадочными размерами 80 мм на штатное место корпуса БП. Стандартный вентилятор толщиной 25 мм не подошёл, добыл вентилятор на 15 мм.

Вентилятор запитал от вторичной обмотки с уровнем напряжения 6,3 В через миниатюрный диодный мост и сглаживающий конденсатор.

Тут не обошлось без недоразумений, первоначально впаянный мост был с обрывом в одном из плечей, что на некоторое время поставило в тупик. Качество поддельных элементов от китайцев по цене «третий сорт – не брак» в последнее время совсем удручающее.

Монтаж выполнил навесным способом с изоляцией термоусадочными трубками. На вентиляторе получилось около 8 В, что обеспечило достаточное охлаждение и минимизировало шум при работе.

Чтобы не царапать болтами поверхность столов или ламинат на полу, добавил пластиковые ножки, предназначенные для самодельных акустических систем.

Установил разъём питания типа «мама» (который изначально стоял в БП для подачи напряжения питания на монитор) для того, чтобы напряжение 230 В с гальванической развязкой подавать к осциллографу (последовательно соединённые обмотки 5-6, 5′-6′, 7-8, 7′-8′).

Завершающие штрихи: установил предохранитель для защиты от КЗ, подключил тумблер питания и подписал маркером назначение разъёмов.


Важный момент – подключение клемм заземления розеток (за исключением розеток с гальванической развязкой), а также экрана трансформатора на корпус преобразователя.

Благодарю всех за внимание.

Сергей (SergILD)

Россия, Казань

Электроникой увлекаюсь с 13 лет.
Был длительный перерыв на время получения ВО, но интерес к пайке, повторению чужих устройств и разработке новых никуда не делся.
Сравнительно недавно, появился интерес к акустическим системам и разработке простейших устройств на базе микроконтроллеров («первая любовь» к линейке MSP430 от TI).
По роду основной деятельности занимаюсь проектированием в электроэнергетике.
11 лет преподавал на родной кафедре в университете.

 

14.11.15 изменил Datagor. Исправлена схема включения обмоток

datagor.ru

Ремонт и Доработка» на DRIVE2

С второй частью можно ознакомиться тут -> Самодельное зарядное устройство в гараж (Ч.2)



Думаю многие автомобилисты сталкиваються с тем, что нужно зарядить аккумулятор. И вроде можно купить зарядное устройство, но нормальное стоит довольно таки много!
Но я расскажу, как можно сделать практически бесплатно!
Первое что нужно найти, то это телевизор «Славутич 202» или похожий типа «Горизон, Весна и т.д). Они регулярно выбрасываются на мусор. В нем есть практически все, что нам будет нужно!
Самая важная деталь любого зарядного устройства это силовой трансформатор. Его марка будет ТС-270, ТС-250, ТС-180. (Очень редко попадаються ТС-310).

Его нужно раскрутить, разъединить сердечник легким ударом ручки молотка, и с катушек смотать все вторичные обмотки.

Схема ТС-180. Любая схема легко находиться в гугле.


Теперь нужно намотать вторичную обмотку.
Нужно найти медного эмалированного провода в диаметре 1,5-2мм, где то грамм 500. Можно купить в интернете, можно найти на радиорынках…
Можно сделать еще проще, но уже будет не так красиво. Разматываем еще один такой трансформатор, снимаем аккуратно первичку, и мотаем вторичку в 3 провода. Получиться 0,8*3= 2,4мм!
Мотать нужно провод виток витку, и на каждой катушке мотать в одну сторону, это важно!
Сколько будем мотать витков?
Берем моточные данные на трансформатор

Берем любую катушку из наведенной таблицы:
375/110=3,4 витка на 1 вольт.
И это значит, чтобы намотать вторичку на 22 вольта:
22*3,4=76 витков.
Дальше есть 2 варианта: намотать
1) 2 катушки по 76 витков
2) 2 катушки по 38 витка.
Что мы с этого имеем?
В первом варианте мы будем использовать всего 2 диода в выпрямителе.
У втором уже нужно ставить 4 диода, то есть мы экономим меди, но при этом нужно ставить больше диодов.
Намотка должна выглядеть как то так:

Так, значит трансформатор намотали.
Далее идем к диодному мосту.
Покупаем готовый такой как KBPC3510.

Для него будем использовать 2 катушки по 38 витка.
Но себе я делал на двух диодах Д214
Важно! В обоих случаях диоды необходимо ставить на радиатор!

Вот так это выглядит схематически для второго и первого случая, которые мы рассмотрели выше:

Значит у нас трансформатор выдает уже 22 вольта постоянного напряжения, и теперь осталось сделать самое сложное — регулировку напряжения.
Схема и плата:
.
Начнем с платы. Берем кусок стеклотекстолита или гетинакса, нулевкой чистим текстолит, и рисуем карандашом дорожки.
Важно! На фото выше, где плата нарисованная, нужно брать внимание то, что плата нарисованная со стороны деталей, то есть это значить что дорожки на меди рисуем ЗЕРКАЛЬНО! Нужно просто отзеркалить с лева на право как бы.
Когда нарисовали карандашом все, берем обычный лак для ногтей самый дешевый, зубочистку и наводим все по карандашу. Пока лак сохнет, идем в гараж и ищем электролит из старого аккумулятора.
Далее в одну часть перекиси водорода 3% добавляем одну часть электролита и обычную кухонную соль где то 1/5 часть.
Когда лак высох, опускаем плату в раствор, и через 20-30 минут получаем вытравленную плату. Растворителем смываем лак, керним отверстия под детали, после чего сверлим их сверлом 1мм.
Пожалуй, сделаю конец в первой части, скоро продолжим.
Далее будет уже непосредственно сборка регулятора.

www.drive2.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *