Схема подключения стартера ваз 21099. Схема подключения стартера ВАЗ 21099: устройство, диагностика и ремонт

Как устроен стартер ВАЗ 21099. Каковы основные элементы конструкции стартера. Как правильно диагностировать неисправности стартера. Как произвести ремонт стартера своими руками. Как заменить щетки, якорь и другие детали стартера.

Устройство и принцип работы стартера ВАЗ 21099

Стартер ВАЗ 21099 представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока мощностью 1,3 кВт. Он предназначен для запуска двигателя автомобиля путем проворачивания коленчатого вала. Основные элементы конструкции стартера:

  • Корпус с обмотками статора
  • Якорь с обмоткой и коллектором
  • Щеточный узел
  • Муфта свободного хода с шестерней привода
  • Тяговое реле
  • Крышки с подшипниками

Принцип работы стартера заключается в следующем:

  1. При повороте ключа зажигания подается питание на обмотку тягового реле
  2. Якорь реле втягивается и через рычаг вводит шестерню в зацепление с венцом маховика двигателя
  3. Одновременно замыкаются силовые контакты реле, подавая питание на обмотки стартера
  4. Якорь стартера начинает вращаться, передавая крутящий момент через муфту и шестерню на маховик
  5. После запуска двигателя муфта разъединяет якорь и шестерню привода

Основные неисправности стартера ВАЗ 21099

Наиболее распространенные проблемы со стартером на ВАЗ 21099 включают:


  • Износ или разрушение щеток
  • Межвитковое замыкание или обрыв в обмотке якоря
  • Износ втулок подшипников
  • Неисправность тягового реле
  • Износ или повреждение шестерни привода
  • Окисление контактов и нарушение электрических соединений

Определить конкретную причину поломки можно по характерным признакам:

Стартер не включается

Если при повороте ключа зажигания стартер не подает никаких признаков работы, возможные причины:

  • Разряжен аккумулятор
  • Окисление клемм аккумулятора
  • Неисправность замка зажигания
  • Обрыв проводки
  • Неисправность тягового реле

Стартер включается, но не проворачивает двигатель

При этой неисправности слышен характерный щелчок срабатывания тягового реле, но коленвал не вращается. Вероятные причины:

  • Межвитковое замыкание или обрыв в обмотке якоря
  • Сильный износ щеток
  • Заклинивание муфты свободного хода
  • Разрушение шестерни привода

Стартер медленно вращает двигатель

Если при включении стартера слышен характерный низкий гул, а коленвал проворачивается медленно, возможно:

  • Сильный разряд аккумулятора
  • Окисление контактов
  • Износ щеток
  • Межвитковое замыкание в обмотке якоря
  • Износ втулок подшипников

Диагностика стартера ВАЗ 21099

Перед снятием стартера рекомендуется провести его диагностику непосредственно на автомобиле:


  1. Проверьте напряжение на клеммах аккумулятора — оно должно быть не менее 12,6 В
  2. Осмотрите и при необходимости зачистите клеммы аккумулятора и провода
  3. Измерьте падение напряжения при включении стартера:
    • Подключите вольтметр к клеммам аккумулятора
    • Включите стартер и зафиксируйте показания
    • Падение более 2-3 В указывает на неисправность
  4. Проверьте работу тягового реле:
    • Подайте напряжение на управляющий вывод реле
    • Должен быть слышен щелчок срабатывания

Если предварительная диагностика указывает на неисправность стартера, его необходимо демонтировать для дальнейшей проверки.

Снятие стартера ВАЗ 21099

Для демонтажа стартера выполните следующие действия:

  1. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора
  2. Снимите защиту картера двигателя (при наличии)
  3. Отсоедините провода от выводов стартера
  4. Выкрутите болты крепления стартера к картеру сцепления (2 болта снизу, 1 сверху)
  5. Извлеките стартер из посадочного места

После снятия очистите стартер от грязи и масла для удобства дальнейшей работы.

Разборка и дефектовка стартера ВАЗ 21099

Для определения неисправности и ремонта необходимо разобрать стартер:


  1. Снимите защитный кожух и крышку со стороны коллектора
  2. Извлеките щетки из щеткодержателей
  3. Отсоедините провода обмоток статора
  4. Открутите стяжные шпильки и разъедините корпус и крышки
  5. Извлеките якорь в сборе с приводом
  6. Снимите тяговое реле

После разборки необходимо тщательно осмотреть все детали на предмет повреждений и износа:

  • Проверьте высоту и состояние щеток (минимальная высота 7 мм)
  • Осмотрите коллектор якоря на наличие подгораний и неравномерного износа
  • Проверьте обмотки якоря и статора на обрыв и межвитковое замыкание
  • Оцените износ втулок подшипников (люфт вала не более 0,5 мм)
  • Проверьте состояние зубьев шестерни привода
  • Убедитесь в исправности муфты свободного хода

Ремонт стартера ВАЗ 21099 своими руками

После определения неисправных элементов можно приступать к их замене или ремонту:

Замена щеток стартера

Для замены щеток выполните следующие действия:

  1. Извлеките старые щетки из щеткодержателей
  2. Отпаяйте провода от старых щеток
  3. Припаяйте провода к новым щеткам
  4. Установите новые щетки в щеткодержатели
  5. Проверьте свободное перемещение щеток

Ремонт якоря стартера

При повреждении обмотки якоря его необходимо заменить. Если есть подгорания на коллекторе, его можно восстановить:


  1. Проточите коллектор на токарном станке
  2. Прорежьте канавки между пластинами коллектора
  3. Отшлифуйте поверхность мелкой наждачной бумагой

Замена втулок подшипников

Изношенные втулки подшипников подлежат замене:

  1. Извлеките старые втулки с помощью съемника или выпрессуйте
  2. Установите новые втулки, запрессовав их до упора
  3. Смажьте новые втулки моторным маслом

Ремонт тягового реле

При выходе из строя тягового реле его рекомендуется заменить целиком. Однако можно попробовать восстановить работоспособность:

  1. Разберите реле, сняв крышку
  2. Очистите и отшлифуйте контактные болты
  3. Проверьте целостность обмоток реле
  4. При необходимости замените пружину якоря

Сборка и установка отремонтированного стартера

После замены неисправных деталей соберите стартер в обратной последовательности:

  1. Установите якорь в корпус статора
  2. Присоедините крышки, затянув стяжные шпильки
  3. Установите щетки в щеткодержатели
  4. Подключите провода обмоток
  5. Установите защитный кожух

Далее установите отремонтированный стартер на автомобиль:


  1. Вставьте стартер в посадочное место на картере сцепления
  2. Закрутите болты крепления
  3. Подсоедините провода к выводам стартера
  4. Установите защиту картера
  5. Подключите аккумулятор

После установки обязательно проверьте работу стартера, запустив двигатель несколько раз. Убедитесь в отсутствии посторонних шумов и четкой работе привода.


Устройство стартера ВАЗ 2108-2109-21099 » ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114 и 2115. Тюнинг, ремонт, переделка, статьи и многое другое. ВАЗ 21081, 21083, 21083i, 21091, 21093, 21093i

Кликните по картинке и она увеличится

1. Вал якоря; 2. Шестерня привода; 3. Втулка шестерни; 4. Ролик муфты свободного хода; 5. Кожух муфты; 6. Ось рычага привода шестерни; 7. Крышка стартера со стороны привода; 8. Рычаг привода шестерни; 9. Якорь тягового реле; 10. Корпус тягового реле; 11. Втягивающая обмотка тягового реле; 12. Удерживающая обмотка тягового реле; 13. Шток тягового реле; 14. Сердечник тягового реле; 15. Контактная пластина; 16. Крышка тягового реле; 17. Контактные болты; 18. Торцевой коллектор; 19. Щетка; 20. Пружина щетки; 21. Втулка крышки стартера; 22. Кожух; 23. Стяжной болт; 24. Крышка стартера со стороны коллектора; 25. Обмотка якоря; 26. Сердечник якоря; 27. Обмотка статора; 28. Полюс статора; 29. Корпус стартера; 30.

Ограничительный диск; 31. Поводковое кольцо; 32. Центрирующий диск; 33. Буферная пружина; 34. Наружное кольцо муфты свободного хода; 35. Ступица муфты свободного хода; 36. Ограничительное кольцо хода шестерни; 37. Направляющий стержень; 38. Плунжер; 39. Стартер; 40. Вспомогательное реле включения стартера; 41. Монтажный блок; 42. Выключатель зажигания; 43. Генератор; 44. Аккумуляторная батарея; 45. I. Схема работы обгонной муфты.

Для раскручивания коленчатого вала двигателя до частоты, при которой он начнет работать (т.е. для пуска двигателя), применяется стартер типа 29.3708. Он проворачивает коленчатый вал шестерней за зубчатый венец маховика. Мощность стартера составляет 1,3 кВт при потребляемой силе тока 260 А.

Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с дистанционным электромагнитным включением и роликовой муфтой свободного хода. Он состоит из следующих основных частей: корпуса 29, якоря с муфтой свободного хода и шестерней 2 привода, двух крышек 7 и 24 и тягового реле 10. Корпус и крышки соединены вместе двумя стяжными болтами.

Внутри стального корпуса 29 закреплены винтами четыре стальных полюса 28 с катушками обмотки возбуждения. Корпус вместе с полюсами и обмоткой представляет собой статор стартера. Три катушки обмотки (сериесные) соединены с обмоткой якоря последовательно, а одна (шунтовая) — параллельно. Поэтому возбуждение стартера и называется смешанным. Оно позволяет получить большой крутящий момент в заторможенном состоянии и сравнительно низкую частоту вращения якоря на холостом ходу, что уменьшает износ втулок подшипников и облегчает условия работы муфты свободного хода.

Между полюсами статора вращается якорь, собранный на валу 1. Сердечник 26 якоря набран из пластин электротехнической стали, напрессованных на среднюю часть вала. По окружности сердечника имеются продольные пазы, изолированные картоном, в которых находится обмотка 25 якоря, выполненная медной лентой. Концы обмотки припаяны к пластинам коллектора и для большей надежности зачеканены. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках, Задняя втулка 21 запрессована в крышке 24, а передняя расположена в картере сцепления и передний конец вала якоря входит в нее при установке стартера в гнездо картера сцепления.

Особенностью стартера 29.3708 является торцевой коллектор 18, напрессованный на заднюю часть вала якоря. Применение его позволило уменьшить длину и «массу» стартера. Кроме того, торцевой коллектор способствует более стабильной и длительной работе щеточного контакта. Коллектор выполнен -в виде пластмассового диска с залитыми в нем медными пластинами.

На переднем конце вала якоря расположена муфта свободного хода с шестерней 2 привода. При пуске двигателя муфта передает крутящий момент от вала якоря на шестерню, а после пуска разобщает шестерню и вал якоря, и поэтому вращение маховика на вал не передается. В результате якорь защищается от «разноса» — повреждения центробежными силами из-за чрезмерной частоты вращения.

Муфта состоит из наружного кольца 34, приклепанного к ступице 35, и внутреннего кольца, составляющего одно целое с шестерней 2. В пазах наружного кольца находятся ролики 4 с пружинами, плунжерами 38 и направляющими стержнями 37. Все они вместе с наружным кольцом и двумя упорными полукольцами завальцованы в стальном кожухе 5. Пазы наружного кольца имеют переменную ширину. В широкой части паза ролики могут свободно вращаться, а в узкой части заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты.

Тяговое реле прикреплено к крышке 7. С его помощью дистанционно управляют включением стартера. Реле замыкает цепь питания обмоток якоря и статора, а также через рычаг 8 вводит шестерню 2 в зацепление с венцом маховика. Реле двухобмоточное, имеет втягивающую 11 и удерживающую 12 обмотки, намотанные в одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру «50» на крышке реле. Конец удерживающей обмотки приварен к фланцу реле (т.е. соединен с «массой»), а конец втягивающей соединен с нижним контактным болтом реле.

Работа стартера. Стартер включается с помощью вспомогательного реле типа 111.3747-10, установленного в моторном отсеке. При повороте ключа в положение II («Стартер») замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания, и подается напряжение на обмотку вспомогательного реле 40. Оно срабатывает, и через его замкнутые контакты идет ток в обмотки тягового реле стартера. Под действием этого тока возникает магнитное усилие (около 10-12 кгс), втягивающее якорь 9 до соприкосновения с сердечником 14. Якорь втягивается и толкает шток 13 с контактной пластиной 15, которая замыкает контактные болты 17. Размеры штока подобраны так, что замыкание контактных болтов происходит еще до соприкосновения якоря с сердечником, и при дальнейшем ходе якоря сжимается пружина контактной пластины, сильнее прижимая ее к контактным болтам. Одновременно якорь реле рычагом 8 передвигает вперед муфту свободного хода с шестерней 2 и вводит ее в зацепление с венцом маховика.

При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка реле обесточивается, так как оба ее конца оказываются соединенными с «плюсом» аккумуляторной батареи 44. Но поскольку якорь реле уже втянут, то для его удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который обеспечивается одной удерживающей обмоткой 12.

Через замкнутые контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря. Якорь стартера начинает вращаться, и его вращение через винтовые шлицы передается ступице 35 и связанному с ней наружному кольцу 34 муфты. Поскольку ролики 4 смещены пружинами в узкую часть паза наружного кольца, то они заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты. Поэтому крутящий момент от вала якоря передается через муфту и шестерню к венцу маховика.

После пуска двигателя маховик начинает вращать шестерню стартера, и частота вращения шестерни начинает превышать частоту вращения якоря стартера. Внутреннее кольцо муфты (объединенное с шестерней) увлекает ролики в широкую часть паза наружного кольца 34, сжимая пружины плунжеров 38. В этой части паза ролики свободно вращаются, не заклиниваясь, и крутящий момент от маховика двигателя не передается на вал якоря стартера.

При выключении стартера контакты вспомогательного реле размыкаются, и ток питания обмоток стартера идет по следующему пути: «плюс’ аккумуляторной батареи -замкнутые контакты тягового реле — втягивающая 11, а затем удерживающая 12 обмотки тягового реле — «масса». Так как направление тока в витках обмоток противоположное, то магнитные потоки, создаваемые обмотками, компенсируют друг друга, и сердечник реле размагничивается. Якорь реле пружинами отжимается в исходное положение, и контакты реле размыкаются, отключая питание обмоток якоря и статора стартера.

Одновременно якорь тягового реле рычагом 8 передвигает муфту свободного хода назад и выводит шестерню из зацепления с венцом маховика. Якорь стартера тормозится силами трения щеток о коллектор, и он быстро останавливается.

Ремонт стартера на ВАЗ 2109 своими руками: схема, разборка, замена втулки

Содержание:

  1. Конструкция и принцип работы
  2. Характерные неисправности
  3. Диагностика
  4. Снятие
  5. Ремонт

Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Внешний вид устройства

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.  

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел

Особенности

Электромотор

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Тяговое реле

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Втулки

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Снятие

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Ремонт

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

  • Щетки;
  • Якорь;
  • Обгонная муфта;
  • Тяговое реле;
  • Втулки. 

Теперь обо всем поочередно.

Щетки

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

Щетки

Якорь

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

Бендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

Реле

Втулки

При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

Втулки

  1. В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
  2. Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
  3. Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
  4. Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
  5. Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
  6. Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.

Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *