Как устроена электропроводка ВАЗ-2108. Какие основные элементы входят в электрическую схему. Чем отличается проводка «восьмерки» от более современных моделей. Как правильно читать и использовать схему электрооборудования ВАЗ-2108.
Общая характеристика электрооборудования ВАЗ-2108
ВАЗ-2108, более известный как «восьмерка», стал первым переднеприводным автомобилем Волжского автозавода. Его электрооборудование во многом отличалось от заднеприводных «классических» моделей и было шагом вперед в плане технологичности и функциональности. Давайте разберем основные особенности электрической схемы ВАЗ-2108:
- Напряжение бортовой сети — 12 В
- Минусовой провод соединен с кузовом автомобиля
- Применена однопроводная схема (второй провод — «масса»)
- Использованы современные на тот момент реле и предохранители
- Внедрена цветовая маркировка проводов
- Большинство цепей защищено предохранителями
Электрооборудование «восьмерки» включало все необходимые системы — зажигание, пуск двигателя, освещение и сигнализацию, контрольно-измерительные приборы и вспомогательное оборудование. При этом схема была существенно оптимизирована по сравнению с предыдущими моделями ВАЗ.

Основные элементы электросхемы ВАЗ-2108
Электрическая схема ВАЗ-2108 включает следующие ключевые компоненты:
- Аккумуляторная батарея
- Генератор
- Стартер
- Система зажигания (катушка, распределитель, свечи)
- Электродвигатели (вентилятора охлаждения, отопителя, стеклоочистителей)
- Приборы освещения и сигнализации
- Контрольно-измерительные приборы
- Коммутационная аппаратура (реле, предохранители)
- Электропроводка
Все эти элементы объединены в единую систему, обеспечивающую работу всего электрооборудования автомобиля. Понимание взаимосвязей между компонентами крайне важно при диагностике и ремонте электрики ВАЗ-2108.
Особенности системы зажигания ВАЗ-2108
Система зажигания — один из ключевых элементов электрооборудования ВАЗ-2108. Она имеет ряд особенностей:
- Бесконтактная система с электронным коммутатором
- Катушка зажигания повышенной энергоемкости
- Распределитель с датчиком Холла
- Свечи зажигания с удлиненным изолятором
Такая конструкция обеспечивала более стабильную работу двигателя и снижала требования к обслуживанию по сравнению с контактными системами зажигания. Как это отражено на электросхеме? Цепь зажигания включает аккумулятор, замок зажигания, коммутатор, катушку зажигания, распределитель и свечи. Все соединения четко прослеживаются на схеме.

Система электропитания и пуска двигателя
Система электропитания и пуска ВАЗ-2108 состоит из следующих основных элементов:
- Аккумуляторная батарея емкостью 55 А·ч
- Генератор мощностью 700 Вт
- Стартер мощностью 1,3 кВт
- Реле включения стартера
Как это отражено на электросхеме? Цепь пуска двигателя начинается от аккумулятора, проходит через замок зажигания, реле включения стартера и сам стартер. Цепь заряда аккумулятора идет от генератора через реле-регулятор к аккумулятору. Все эти соединения четко видны на схеме электрооборудования ВАЗ-2108.
Система освещения и сигнализации
Система освещения и сигнализации ВАЗ-2108 включает:
- Фары головного света
- Задние фонари
- Указатели поворота
- Стоп-сигналы
- Освещение салона и приборной панели
- Звуковой сигнал
На электросхеме четко видны цепи питания всех этих элементов, их подключение через предохранители и реле. Это позволяет быстро находить неисправности в системе освещения и сигнализации.
Контрольно-измерительные приборы
Панель приборов ВАЗ-2108 включает следующие элементы:

- Спидометр
- Тахометр
- Указатель температуры охлаждающей жидкости
- Указатель уровня топлива
- Контрольные лампы
Все эти приборы подключены к соответствующим датчикам и имеют питание от бортовой сети через отдельные предохранители. На электросхеме ВАЗ-2108 можно проследить все соединения приборов, что упрощает диагностику неисправностей.
Вспомогательное электрооборудование
К вспомогательному электрооборудованию ВАЗ-2108 относятся:
- Электродвигатель вентилятора отопителя
- Электродвигатели стеклоочистителей
- Электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора
- Прикуриватель
- Аудиосистема
Все эти устройства также отражены на электросхеме с указанием цепей питания, предохранителей и управляющих элементов. Это позволяет быстро разобраться в работе вспомогательных систем при ремонте или модернизации автомобиля.
Как читать электросхему ВАЗ-2108
- Каждый элемент на схеме имеет свое условное обозначение
- Цвета проводов соответствуют реальной цветовой маркировке
- Толщина линий на схеме отражает сечение проводов
- Все элементы пронумерованы для удобства поиска
- Схема разделена на функциональные блоки
Умение «читать» электросхему значительно упрощает поиск неисправностей и проведение ремонтных работ. Это особенно важно при модернизации электрооборудования ВАЗ-2108.

Отличия электросхемы ВАЗ-2108 от современных моделей
Электросхема ВАЗ-2108, несмотря на свою прогрессивность для своего времени, существенно отличается от схем современных автомобилей:
- Меньшее количество электронных блоков управления
- Отсутствие мультиплексных систем передачи данных
- Более простая система диагностики
- Меньшее количество потребителей электроэнергии
- Отсутствие сложных систем активной безопасности
Эти отличия делают электросхему ВАЗ-2108 более понятной и доступной для самостоятельного изучения и ремонта, что ценится многими автолюбителями.
Типичные неисправности электрооборудования ВАЗ-2108
Несмотря на относительную простоту, электрооборудование ВАЗ-2108 может иметь ряд типичных неисправностей:
- Отказ генератора или регулятора напряжения
- Проблемы с запуском двигателя из-за неисправности стартера
- Сбои в работе системы зажигания
- Выход из строя элементов системы освещения
- Неисправности в работе контрольно-измерительных приборов
Большинство этих проблем можно диагностировать и устранить, пользуясь электросхемой автомобиля. Это еще раз подчеркивает важность понимания устройства электрооборудования ВАЗ-2108.

Модернизация электрооборудования ВАЗ-2108
Многие владельцы ВАЗ-2108 проводят модернизацию электрооборудования своих автомобилей. Наиболее распространенные варианты модернизации включают:
- Установку более мощного генератора
- Замену штатной аудиосистемы на современную
- Установку дополнительного освещения
- Монтаж электростеклоподъемников
- Установку сигнализации и иммобилайзера
При проведении любой модернизации крайне важно учитывать особенности штатной электросхемы ВАЗ-2108, чтобы не нарушить работу существующих систем и обеспечить правильное функционирование новых компонентов.
Заключение
Электрическая схема ВАЗ-2108 представляет собой интересный объект для изучения. Она отражает переходный этап в развитии отечественного автомобилестроения — от простых систем к более сложным и функциональным. Понимание устройства электрооборудования «восьмерки» не только помогает в обслуживании и ремонте этих автомобилей, но и дает представление об эволюции автомобильной электрики в целом.
Несмотря на свой возраст, ВАЗ-2108 остается популярным автомобилем, и знание его электросхемы по-прежнему актуально для многих автолюбителей и профессионалов. Надеемся, что наш разбор поможет лучше разобраться в этом интересном аспекте легендарной «восьмерки».

|
Как Снять Панель Приборов На Ваз 21099 SIS26.

Содержание:
- Исполнение Стандарт
- Как заменить щиток высокой панели приборов на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099
- Исполнение Люкс
- Самостоятельные переделки
- Разное применение
Исполнение Стандарт
Поскольку новый автомобиль унаследовал от модели ВАЗ 2108 всю платформу, то большинство деталей и узлов также были взаимозаменяемыми с предшественником.
Что касается электрической части автомобиля, то:
- Панель приборов устанавливалась с ВАЗ 2108, соответственно, что и проводка на ВАЗ 21099 также использовалась идентичная;
- Визуально панель приборов отличалась посадочным местом для автомагнитолы, которая была расположена в районе пепельницы с прикуривателем;
- Многие автовладельцы заменяли ее на «высокую панель», требовавшую и замены системы электроснабжения. В частности, проводка ВАЗ 21099 заменялась, поскольку клеммные колодки имели разную конфигурацию.
Электропроводка ВАЗ 21099 в исполнении «стандарт»
Как заменить щиток высокой панели приборов на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099
Схема электропроводки Газель 402 двигатель замена своими руками
1) Для начала отсоедините провод минус от клемы на аккумуляторной батарее на которой он и размещен, если вы не умете скидывать провода с клеммы, то читайте маленькую аннотацию по тому как это сделать, а конкретно прочите пункт 1 «вот в этой статье».
2) Сейчас берите в руки отвёртку и ей, подденьте включатель близкого света (см. фото 1) и включатель аварийной сигнализации (см. фото 3), когда оба переключателя будут вытащены, отсоедините кнопки от разъёмов (см. фото 2 и 4) и разъёмы после этого протолкните во вовнутрь щитка панели, чтоб не мешали.
Всем привет ! В видео я демонтирую панель приборов для подмены радиатора печки, и следующей проклейки панели.
3) Потом уже крестообразной отвёрткой отверните два боковых винта (На фото 1 виден только один винт, 2-ой находиться строго в этом же месте но только со стороны водителя) и отогните после чего нижнюю накладку и тем снимите её (см. фото 2), потом выньте прикуриватель и уберите его куда ни будь (Только не потеряйте) и ещё пепельницу выньте (см. фото 3), а так же если у вас есть магнитофон то его тоже придётся снять (О том как снять магнитофон, отыскиваете в аннотации прилагающейся к нему) и соответственно после его снятия ящик вытащите в каком он размещался (см. фото 4).
4) Следом залезьте отвёрткой в то место из которого вы ящик магнитофона вынули и там разыщите два фиксатора (Один из фиксаторов красноватой стрелкой указан на фото 1, но его плохо видно) и после этого отогните их с помощью отвёртки (Указана голубой стрелкой) и потяните за щиток на себя отогнув малость его тем, дальше уже в другом месте так же плоской отвёрткой подденьте щиток (Необходимо для вас его поддеть над композицией устройств) освободив тем два усика которые его укрепляют (см. фото 2).
Когда щиток уже вот вот отойдёт, последний (3-ий) фиксатор отогните которые его укрепляет и потяните за щиток на себя, вроде бы снимая его с автомобиля, но только очень тянуть не надо, так как для вас ещё все провода которые идут от прикуривателя и от включателя аварийной сигнализации (Там колодки проводов, просто разъедини их с разъёмами вот и всё) необходимо будет разъединить, а когда уже ничего мешать снятию не будет, снимите щиток с автомобиля!
Устанавливается новый щиток на своё место точь-в-точь как и снимался старенькый, но только вся операция в оборотном порядке снятию выполняться, не считая того если у вас новый щиток будет нагой (Без устройств) то в таком случае для вас их придётся снимать со старенького, на древнем щитке останутся всего две вещи, 1-ая вещь это лампа аварийной сигнализации и 2-ая это корпус прикуривателя, лампа вынимается просто и 2-мя методами, 1-ый метод или вы выкручиваете винты кронштейна лампы (Указаны стрелкой на фото 1) и кронштейн вместе с лампой переставляете на другой щиток, либо или же вы просто поворачиваете лампочку по часовой стрелки и вынимаете её и переносите на новый щиток (см. так же фото 1), сейчас пару слов про корпус прикуривателя, чтоб его вытащить довольно будет надавить с оборотной стороны на лепестки (см. фото 3) и после этого продвинуть его во вовнутрь и тем вы его наружу выдвинете где и снимите со щитка устройств (см. фото 4).
Ещё кой что запамятовали мы для вас упомянуть, у прикуривателя есть лампа подсветки итак вот она тоже изменяется, для этого усики у держателя который патрон держит сожмите и снимите после чего держатель где вы и можете просто вытащить лампу из него (см. фото 3 выше), а когда все операции закончите и щиток у стоять на своём месте, то проверьте корректность всей его сборки, если щиток будет не плотно прикреплен к панели, то при езде по неровной дороги он будет скрипеть и дребезжать, потому учтите это!
Исполнение Люкс
Схема тормозов ваз 21099
Данная модификация имела как внешние, так и внутренние отличия.
В частности, претерпела изменения электропроводка на ВАЗ 21099, что было вызвано иным расположением панели приборов. «Высокая» панель повлияла:
- и на блок предохранителей, который получил дополнительные разъемы;
- и на схему подключения освещения зоны бардачка.
Панель приборов ВАЗ 21099 с распиновкой клеммной колодки
Самостоятельные переделки
Не желая мириться с неудобным использованием автомагнитолы, многие владельцы приобретали и осуществляли замену панели приборов своими руками.
При данной работе важно было:
- Обязательно прозвонить каждый провод из комплекта, чтобы исключить вероятность пробоя или отказа;
- Правильно подключить каждый прибор и контрольную лампу на панели;
- Следить за правильностью переподключения разъемов в подкапотном пространстве.
А вы как думаете – зачем нужна владельцу автомобиля схема электропроводки ГАЗели?
При замене «торпеды» требовалось демонтировать блок предохранителей
Разное применение
Установка «высокой» панели имела и несколько другой смысл, нежели простое желание повысить функциональность мультимедийной системы.
Помимо вынесенной выше ниши для автомагнитолы, новая панель:
- Имела более современный вид;
- Оснащалась улучшенной подсветкой приборной доски;
- Имела иные ручки управления отопительной системой.
Для любителей тюнинга схема проводки ВАЗ 21099 требовалась не только для подключения автомагнитолы, но и для установки новых приборов:
- Датчика давления масла в силовом агрегате;
- Датчика заряда аккумуляторной батареи;
- Сигнальной лампы тахометра;
- Установки GPS и видео комплекта и т.п.
«Высокая» панель не всегда использовалась для установки автомагнитолы
Выводы: несмотря на замену автомобиля ВАЗ 21099 на производственном конвейере модификациями семейства «Самара-2», у большинства автовладельцев он и по сей день исправно несет службу. А схемы бортовой электрической сети позволяют оперативно находить причину отказа того или иного узла.
Схема проводки на ВАЗ 21099 с высокой панелью приборов показана на многих сайтах в сети Интернет, а также на видео.
Электрическая схема автомобиля ВАЗ-21093, ВАЗ-21099
(нажмите для увеличения)
1. Блок-фара
2. Электродвигатели фароочистителей ВАЗ 21099
3. Противотуманные фары
4. Выключатель подкапотного освещения
5. звуковой сигнал
6. моторчик вентилятора системы охлаждения двигателя
7. выключатель, электровентилятор
8. датчик износа передних тормозных колодок
9. генератор ВАЗ 21099
10. электромагнитный клапан включения омывателя фар ВАЗ 21099
11. электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла
12. электромагнитный клапан включения омывателя лобового стекла ВАЗ 21099
13. моторчик омывателя стекол
14. датчик контрольной лампы давления масла
15. датчик уровня масла
16. датчик уровня омывающей жидкости
17. указатель уровня топлива ВАЗ 21099
18. Электромагнитный клапан карбюратора ВАЗ 21099
19. Концевой выключатель карбюратора
20. Реле-стартер ВАЗ 21099
21. Свечи зажигания ВАЗ 21099
22. Датчик-распределитель зажигания
23. Датчик3 скорости автомобиля 29000 блок управления электромагнитным клапаном карбюратора ваз 21099
25. колодка диагностическая
26. катушка зажигания ВАЗ 21099
27. выключатель фонарей заднего хода
28. датчик температуры охлаждающей жидкости
29. стартер ВАЗ 21099
30. датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра
31 выключатель ВАЗ 21099
32. аккумуляторная батарея
33. датчик уровня охлаждающей жидкости
34. реле противотуманных фар
35. указатель уровня тормозной жидкости
36. блок монтажный ВАЗ 21099
37. гнездо для переносной лампы
38. блок управления дверными замками
39. Лампа капота
40. Электродвигатель стеклоочистителя лобового стекла
41. Лампа бардачка
42. Электродвигатель вентилятора отопителя
43. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя
44. Выключатель вентилятора отопителя
45. Лампа подсветки отопителя рычагов
46. Моторедукторы электростеклоподъемники передних дверей
47. моторедукторы запирания передних дверей
48. электродвигатель блокировки замков задних дверей
49. выключатель зажигания ВАЗ 21099
50. выключатель электростеклоподъемника правой двери
51. выключатель электростеклоподъемника левой двери
52. реле зажигания
53. подрулевые переключатели
54. маршрутный компьютер ВАЗ 21099
55. прикуриватель
56. контроллер освещения приборов ВАЗ 21099
57. выключатель контрольной лампы стояночного тормоза
58. выключатель стоп-сигнала
59. контрольная лампа включения обогрева заднего стекла
60. выключатель обогрева заднего стекла
61. выключатель противотуманных фар
62. контрольная лампа включения противотуманных фар
63. контрольная лампа заднего противотуманного света
64. выключатель заднего противотуманного света свет
65. боковые поворотники
66. выключатели на потолке стойки дверей (на ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099)
67. предохранитель цепи противотуманных фар
68. выключатель наружного освещения
69. панель приборов ВАЗ 21099
70. выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора
71. выключатель сигнализатора
72. плафон
73. разъем для подключения индивидуального освещения навеса
74. фонари задние
75. подсветка номерного знака
76. моторчик стеклоочистителя для заднее стекло
77. элемент обогрева заднего стекла
78. Датчик указателя уровня и резерва топлива
Публикация: www.cxem.net
- Автор: Super User
Добавить комментарий
тогда и сейчас: что такое электрическая схема?
по Майк Алберри
Мы регулярно получаем отзывы клиентов из разных источников, и мы приветствуем все эти отзывы, поскольку они помогают нам постоянно разрабатывать и улучшать наше программное обеспечение.
Недавно кто-то прокомментировал страницу Mitchell 1 в Facebook с вопросом о схемах электропроводки в информации по ремонту автомобилей ProDemand. Он хотел знать, почему мы не можем показать ВСЮ проводку современного автомобиля на одном изображении, как раньше. Чтобы ответить на вопрос, я собираюсь использовать 1970 Chevy Impala и Chevy Impala 2016 года в качестве примеров.
Давайте посмотрим на Impala 1970 года. Первое, что вы заметите, это то, что вся проводка автомобиля умещается на двух страницах — бампер к бамперу — Кузов, зажигание (6 и 8 цилиндров), зарядка, HVAC — все на двух страницах. Тогда все было довольно просто.
Теперь давайте посмотрим на Chevy Impala 2016 года. К сожалению, больше нет V8. Нет механического топливного насоса или рукояток стеклоподъемников.
Давайте сначала посмотрим на список систем, которые есть в современной версии этого автомобиля, которые составляют электрическую систему. Полная электрическая система автомобиля состоит из более чем 30 подсистем. Если мы посмотрим на проводку Engine Performance, то теперь потребуется восемь диаграмм, чтобы показать все: датчик APP, датчики CKP и CMP, датчики O2, топливные форсунки, катушки зажигания. Всего более 60 компонентов. Система переменного тока имеет четыре схемы. Антивор также имеет четыре схемы. Дополнительные ограничения имеют три диаграммы. Больше нет возможности уместить все на двух страницах.
Схемы подключения ProDemand состоят из отдельных изображений, сгруппированных по системам. Мы сделали почти все, что могли, чтобы обеспечить некоторую непрерывность набора диаграмм, выделив трассы внутри системы на транспортном средстве.
В старых автомобилях были очень простые электрические системы, и мы могли легко уместить все на одной или двух страницах. Сегодняшние транспортные средства более сложны и впоследствии требуют от нас разбивки по системам, иначе диаграммы будут настолько загромождены, что вы не сможете их использовать.
Лучший пример, который я могу привести, чтобы проиллюстрировать это, — многослойная печатная плата. На изображении ниже показана восьмислойная плата диагностической платформы Snap-on Verus. Представьте, что каждый слой — это отдельная система на транспортном средстве. Рассмотрение каждого слоя (системы транспортного средства) по отдельности было бы относительно легко по сравнению с рассмотрением всех слоев вместе взятых (всего автомобиля).