Схемы стробоскопов для регулировки зажигания. Стробоскоп для настройки зажигания автомобиля: схемы и принцип работы

Как работает стробоскоп для регулировки зажигания. Какие схемы стробоскопов бывают. Как собрать стробоскоп своими руками. Какие компоненты нужны для сборки стробоскопа. Как правильно настроить угол опережения зажигания с помощью стробоскопа.

Содержание

Принцип работы автомобильного стробоскопа

Стробоскоп для регулировки зажигания — это прибор, позволяющий точно определить момент подачи искры на свечу зажигания первого цилиндра. Его принцип работы основан на синхронизации вспышек яркого света с моментом зажигания.

Как работает стробоскоп для настройки зажигания?

  • Один провод стробоскопа подключается к высоковольтному проводу первой свечи
  • При подаче импульса на свечу стробоскоп генерирует короткую яркую вспышку
  • Вспышки направляются на метки на маховике двигателя
  • За счет стробоскопического эффекта метки кажутся неподвижными
  • По положению меток определяется текущий угол опережения зажигания

Таким образом, стробоскоп позволяет «остановить» вращение коленвала и точно определить момент подачи искры относительно верхней мертвой точки поршня.


Основные схемы автомобильных стробоскопов

Существует несколько распространенных схем стробоскопов для настройки зажигания:

1. Схема на газоразрядной лампе

Это классическая схема, использующая ксеноновую лампу-вспышку:

  • Импульс с высоковольтного провода запускает тиристор
  • Тиристор разряжает конденсатор через первичную обмотку импульсного трансформатора
  • Во вторичной обмотке генерируется высоковольтный импульс, поджигающий ксеноновую лампу
  • Конденсатор большой емкости разряжается через лампу, давая яркую вспышку

Преимущество — очень яркая вспышка. Недостаток — сложность схемы.

2. Схема на светодиодах

Более простая современная схема:

  • Импульс с высоковольтного провода открывает транзистор
  • Транзистор коммутирует ток через мощные светодиоды
  • Для увеличения яркости используется несколько параллельных светодиодов

Преимущества — простота, надежность, малые габариты. Недостаток — меньшая яркость по сравнению с газоразрядной лампой.

Компоненты для сборки стробоскопа своими руками

Для самостоятельной сборки простого светодиодного стробоскопа потребуются следующие компоненты:


  • Мощные белые светодиоды (3-5 шт)
  • Транзистор КТ817 или аналогичный
  • Резисторы 100 Ом, 1 кОм, 10 кОм
  • Конденсатор 0.1 мкФ
  • Диод 1N4007
  • Провода, корпус, разъемы

Какие светодиоды лучше использовать для стробоскопа? Оптимальный выбор — мощные белые светодиоды с током 1-3 А, например Cree XM-L2 или аналоги. Чем больше световой поток, тем лучше будет видно метки при дневном свете.

Пошаговая инструкция по сборке стробоскопа

Процесс сборки простого светодиодного стробоскопа включает следующие этапы:

  1. Подготовка компонентов и инструментов
  2. Сборка схемы на макетной плате
  3. Проверка работоспособности
  4. Перенос схемы на печатную плату
  5. Монтаж в корпус
  6. Подключение проводов и разъемов
  7. Финальное тестирование

На что нужно обратить внимание при сборке? Важно обеспечить надежную изоляцию высоковольтной части и правильное подключение светодиодов. Рекомендуется использовать качественные компоненты от проверенных производителей.

Настройка угла опережения зажигания с помощью стробоскопа

Процедура настройки УОЗ с помощью стробоскопа включает следующие шаги:


  1. Прогрев двигателя до рабочей температуры
  2. Подключение стробоскопа к аккумулятору и высоковольтному проводу 1-го цилиндра
  3. Запуск двигателя на холостых оборотах
  4. Направление вспышек стробоскопа на метки на шкиве коленвала
  5. Поворот корпуса трамблера до совмещения меток
  6. Проверка угла опережения на повышенных оборотах
  7. Фиксация положения трамблера

Какой должен быть правильный угол опережения зажигания? Это зависит от конкретной модели двигателя, обычно 5-15 градусов до ВМТ на холостых оборотах. Точное значение указано в руководстве по ремонту.

Преимущества использования стробоскопа для настройки зажигания

Применение стробоскопа при регулировке УОЗ дает следующие преимущества:

  • Высокая точность настройки момента зажигания
  • Возможность проверки работы центробежного и вакуумного регуляторов
  • Простота использования, не требуется разборка двигателя
  • Наглядность процесса регулировки
  • Возможность настройки на работающем двигателе

Почему важно правильно настроить угол опережения зажигания? Это напрямую влияет на мощность, экономичность и экологичность работы двигателя. Неправильная настройка УОЗ приводит к повышенному расходу топлива и снижению ресурса мотора.


Советы по выбору готового стробоскопа

При покупке готового стробоскопа стоит обратить внимание на следующие характеристики:

  • Яркость вспышки — не менее 1000 люкс
  • Частота вспышек — до 6000 в минуту для высокооборотистых двигателей
  • Наличие ксеноновой лампы или мощных светодиодов
  • Питание от бортовой сети 12В
  • Прочный корпус с защитой от влаги и масла
  • Удобные зажимы для подключения

Какие модели стробоскопов можно рекомендовать? Хорошо себя зарекомендовали приборы таких производителей как Launch, Licota, Jonnesway. Для редкого использования подойдут и недорогие модели от noname производителей.


Схема карманного стробоскопа

 Одним из важнейших условий исправной работы автомобильного бензинового двигателя является правильная установка угла опережения  зажигания. В двигателях автомобилей ВАЗ установка угла опережения зажигания производится по четырём меткам, – одной на шкиве кала, и трём на корпусе блока. Обычно, для регулировки зажигания пользуются довольно громоздким прибором, –

стробоскопом. По питанию стробоскоп подключают к аккумулятору автомобиля, а третий провод, – к свечному проводу первого цилиндра. При работающем двигателе лампа вспыхивает каждый раз, как только импульс высокого напряжения поступает на свечу первого цилиндра. Свет лампы направляют на метки. В результате синхронного вспыхивания лампы мы видим четыре метки, – три на блоке и одну на шкиве, которая нам кажется неподвижной. По взаимному расположению этих меток определяют правильность установки зажигания (метка на шкиве должна быть напротив средней метки на блоке, если это не так, нужно подправить поворотом корпуса трамблёра).
Вашему вниманию предлагается схема очень простого стробоскопа, (Рис.1
) собрать который может даже начинающий радиолюбитель. Вместо громоздкой газоразрядной лампы работает светодиодная автомобильная лампочка на 12V. (устанавливаются в подфарниках автомобиля.
Подключается прибор к системам автомобиля тремя проводами с зажимами «Крокодил». Два – к аккумулятору, третий «Крокодил» (подключаемый к свечному проводу) немного переделан, – его зубы загнуты внутрь, чтобы не портить свечной провод, и он скорее напоминает металлическую прищепку.
Как только импульс высокого напряжения поступает на свечу первого цилиндра, через ёмкость между жилой свечного провода и корпусом «Крокодила – прищепки» всплеск напряжения поступает на вывод 2 элемента D1.1 (стабилитрон VD1 защищает вход элемента от перенапряжения). Одновибратор на элементах D1.1-D1.2 формирует импульс, длительность которого около 1 mS.
Этот импульс через буферный каскад на элементах D1.3 и D1.4 поступает на базу транзистора VT1, входящего в состав импульсного ключа VT1-VT2. Ключ открывается и вспыхивает светодиодная лампочка HL2.

Детали и конструкция. С1, R1 и R2 расположены непосредственно в ручке «Крокодила», подключаемого на свечной провод.
Соединительный кабель, – мягкий экранированный, длинной не более 50 см. Для подключения к аккумулятору, – обычные провода любой длинны. Диод VD2 служит для защиты схемы то случайной переполюсовки питания. Светодиод HL1индикатор правильного подключения к аккумулятору.
Основная схема расположена на печатной плате, показанной на Рис.2.
Размер платы 70х20 мм. В качестве корпуса, как вариант, можно взять цилиндрический китайский карманный фонарик. Все его «внутренности» предварительно нужно удалить. Основание отражателя немного расширено так, чтобы в него можно было установить

светодиодную автомобильную лампочку. В корпусе размещена печатная плата, а также просверлены отверстия под соединительные провода и светодиод HL1.
Подстроечный резистор R4 служит для установки длительности вспышки HL2 такой, при которой метка на вращающемся шкиве работающего двигателя видна неподвижной и не размазанной, но видимость, при этом остаётся достаточной.

Если прибор не реагирует на импульсы в свечном проводе, к которому подключён «Крокодил – прищепка», или реагировать начинает только при сильном сжатии «Крокодила», нужно увеличить сопротивление R2.
Вместо светодиодной лампочки можно использовать обычный сверхяркий светодиод, включив его через резистор 10 Om. Но пользоваться стробоскопом будет не так удобно, потому что из-за меньшей яркости света нужно будет его располагать ближе к меткам на двигателе.

Автор Муровин С. И. 

источник: ” РАДИОКОНСТРУКТОР “, 7 – 2004, стр. 15 

Автор Андрей МаркеловОпубликовано Рубрики Схемы для широкого примененияМетки Приборы для настройки

Стробоскоп для настройки угла опережения зажигания своими руками

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Для авто
  • Стробоскоп для настройки угла опережения зажигания своими руками

Стробоскоп для настройки УОЗ своими руками

При замене трамблера, или ремонта связанное с воспламенением смеси, будь то смена карбюратора, сталкиваемся с тем что нужно настроить угол опережения зажигания.

Что такое угол опережения зажигания(УОЗ)-угол поворота кривошипа от момента, при котором на свечу зажигания начинает подаваться напряжение для пробоя искрового промежутка до занятия поршнем ВМТ.

Для настройки УОЗ, большинство мастеров использует так называемый автомобильный стробоскоп, который вспыхивает в момент когда пробегает искра на свече зажигания. Подробно как пользоваться стробоскопом для настройки уоз можно увидеть в интернете. В этой же статье приведена простая схема автомобильного стробоскопа, который своими руками может собрать почти любой начинающий радиолюбитель.

 

 

 

Схема устройства:

Рассмотрим работу схемы:

При подключении устройства к аккумуляторной батарее конденсатор C1 через резистор R3 быстро начинает заряжаться. Достигнув определённого уровня, напряжение через светодиоды и резистор R4 поступает на базу транзистора, который открывается. При этом срабатывает реле Р1, его контакт замыкается и подготавливает цепь, состоящую из тиристора, контакта реле Р1, светодиодов и конденсатора С1 в готовность. При поступлении на управляющий электрод тиристора через делитель R1, R2 импульса с контакта Х1 происходит мгновенное открытие тиристора и конденсатор быстро разряжается через светодиоды. Происходит яркая вспышка! База транзистора, через резистор R4 и тиристор соединяется с общим проводом и транзистор закрывается, отключая реле. Так как якорь реле имеет небольшую инерционность и остаточную намагниченность, то контакт размыкается не сразу, а через несколько мкс, увеличивая тем самым время горения светодиодов. Контакт размыкается, обесточивается тиристор и схема переходит в первоначальное состояния, ожидая следующий импульс. Благодаря этому мерцание стробоскопа становится более ярким и метка на маховике хорошо просматривается, оставляя после себя небольшой шлейф. Подбором конденсатора можно регулировать длительность горения светодиодов. Чем больше ёмкость, тем ярче вспышка, но зато длиннее шлейф метки. При меньшей ёмкости резкость метки увеличивается, но падает яркость. Делать это нецелесообразно так как настройку ОУЗ придётся делать в темноте, что не совсем удобно.

После сборки стробоскопа необходимо проверить его работоспособность. Подключаем к выводам Х2 и Х3 источник постоянного напряжения 12в. При замыкании выводов Х1 и Х2 между собой должно «жужжать» реле (звонковый режим).

При настройке ОУЗ следует на метку маховика или шкива с помощью штриха нанести белую точку для лучшей видимости. Элементы стробоскопа  размещают в корпусе светодиодного фонарика. Через задние отверстия фонарика пропускают питающие провода длиной примерно 0,5 м, на концы  которых припаивают крокодильчики с соответствующей цветной маркировкой. С боку в корпусе просверливают отверстие, через которое пропускают экранированный провод контакта Х1. Длина его должна быть не более 0,5 м. На конце экранную оплётку заматывают изолентой, а к центральной жиле припаивают медный провод длиной 10 см, который служит датчиком стробоскопа. Этот провод при подключении следует намотать на высоковольтный провод первого цилиндра поверх изоляции, достаточно 3-4 витка. Намотку нужно делать как можно ближе к свече, чтобы исключить влияние соседних проводов.

О деталях: В конструкции используются малогабаритные компоненты. Транзистор КТ315 — его можно найти в любой аппаратуре прошлых лет с любым буквенным индексом. Тиристор КУ112А — от импульсного блока питания старого телевизора. Резисторы малогабаритные 0,125вт. Фонарик с диодами 6-12 штук. Если фонарик снабжен электронным маячком, то эта плата удаляется. Конденсатор C1 на напряжение не менее 16в. Диод V2 практически любой низкочастотный КД105, Д9. Реле малогабаритное  (BS-115-12A-DC12V), (RWH-SH-112D, 12A, кат.=12в). Можно так же использовать отечественные малогабаритные реле например РЭС-10 с напряжением катушки 12в.


  • Комментарии

Social Comments

Как подключить проблесковый маячок зажигания

Перейти к основному содержанию

Перейти к объекту

Добро пожаловать на EDAboard.com

Добро пожаловать на наш сайт! EDAboard.com — это международный дискуссионный форум по электронике, посвященный программному обеспечению EDA, схемам, схемам, книгам, теории, документам, asic, pld, 8051, DSP, сети, радиочастотам, аналоговому дизайну, печатным платам, руководствам по обслуживанию.
.. и многому другому. более! Для участия необходимо зарегистрироваться. Регистрация бесплатна. Нажмите здесь для регистрации.

Регистрация Авторизоваться

JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.