Темброблок на транзисторах схемы. Темброблок на транзисторах: схемы простых регуляторов тембра для усилителей

Как работает темброблок в усилителе звука. Какие бывают схемы регуляторов тембра на транзисторах и операционных усилителях. Как собрать простой темброблок своими руками. Какие преимущества у пассивных и активных регуляторов тембра.

Содержание

Принцип работы темброблока в усилителе звука

Темброблок или регулятор тембра — это важный узел в усилителе звуковой частоты, который позволяет изменять амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) сигнала. С его помощью можно регулировать уровень низких, средних и высоких частот, настраивая звучание под свои предпочтения или акустические особенности помещения.

Основные функции темброблока в усилителе:

  • Изменение тембра звучания путем подъема или завала АЧХ на определенных частотах
  • Компенсация неравномерности АЧХ акустических систем
  • Подавление шумов и помех на высоких частотах
  • Улучшение разборчивости речи и вокала

По принципу работы темброблоки делятся на два основных типа:

  1. Пассивные — состоят только из резисторов и конденсаторов
  2. Активные — содержат усилительные элементы (транзисторы или операционные усилители)

Рассмотрим подробнее схемы и особенности каждого типа регуляторов тембра.

Схемы пассивных регуляторов тембра на транзисторах

Пассивные темброблоки являются наиболее простыми в реализации. Они не требуют отдельного питания и обладают минимальными искажениями. Недостатком является внесение затухания сигнала.

Типовая схема двухполосного пассивного регулятора тембра на транзисторах:

Схема пассивного регулятора тембра

Принцип работы:

  • Резисторы R1-R4 и конденсаторы C1-C2 образуют частотно-зависимый делитель напряжения
  • Переменные резисторы R2 и R3 позволяют регулировать АЧХ на низких и высоких частотах
  • Транзистор VT1 работает в режиме эмиттерного повторителя и согласует высокое выходное сопротивление регулятора с низким входным сопротивлением следующего каскада

Достоинства пассивных регуляторов:

  • Простота схемы
  • Не требуют питания
  • Минимальные нелинейные искажения

Недостатки:

  • Вносят затухание сигнала
  • Требуют применения логарифмических переменных резисторов
  • Зависимость характеристик от выходного сопротивления предыдущего каскада

Активные регуляторы тембра на операционных усилителях

Активные темброблоки позволяют не только регулировать АЧХ, но и усиливать сигнал. Наиболее распространенная схема — регулятор тембра Баксандалла на операционном усилителе:

Схема активного регулятора тембра Баксандалла

Особенности схемы:

  • Операционный усилитель DA1 работает в режиме инвертирующего усилителя
  • Цепи обратной связи R1-R7, C1-C4 формируют требуемую АЧХ
  • Переменные резисторы R2 и R6 регулируют усиление на низких и высоких частотах

Преимущества активных регуляторов:

  • Не вносят затухания сигнала
  • Позволяют применять линейные переменные резисторы
  • Обеспечивают независимость характеристик от импеданса источника сигнала

Недостатки:

  • Требуют питания
  • Могут вносить дополнительные шумы и искажения
  • Более сложная схема по сравнению с пассивными регуляторами

Практическая реализация простого темброблока

Рассмотрим схему простого темброблока, который можно легко собрать своими руками:

Схема простого темброблока

Компоненты схемы:

  • Транзисторы VT1, VT2 — КТ315, КТ3102 или аналоги
  • Резисторы R1-R7 — 0.25 Вт
  • Переменные резисторы R2, R6 — 100 кОм логарифмические
  • Конденсаторы C1-C5 — керамические или пленочные

Порядок сборки:

  1. Подготовить печатную плату по предложенной схеме
  2. Установить и припаять компоненты, начиная с резисторов и заканчивая транзисторами
  3. Подключить переменные резисторы проводами
  4. Проверить правильность монтажа и отсутствие замыканий
  5. Подать питание и проверить работу темброблока

Настройка и регулировка темброблока

После сборки темброблока необходимо провести его настройку:

  1. Установить регуляторы тембра в среднее положение
  2. Подать на вход синусоидальный сигнал частотой 1 кГц
  3. Измерить уровень сигнала на выходе темброблока
  4. Подстроить коэффициент усиления с помощью резистора R7
  5. Проверить диапазон регулировки тембра на частотах 100 Гц и 10 кГц

При необходимости можно скорректировать диапазон регулировки, изменив номиналы конденсаторов C1-C4.

Применение темброблока в усилителях звука

Темброблок устанавливается в тракт предварительного усиления между источником сигнала и оконечным усилителем мощности. Типовая структурная схема усилителя с темброблоком:

Структурная схема усилителя с темброблоком

Основные варианты применения темброблока:

  • Домашние Hi-Fi усилители
  • Профессиональные студийные усилители
  • Гитарные и инструментальные усилители
  • Автомобильные аудиосистемы
  • Активные акустические системы

В зависимости от назначения усилителя могут применяться различные типы темброблоков — от простых двухполосных до многополосных параметрических эквалайзеров.

Сравнение пассивных и активных регуляторов тембра

Выбор типа темброблока зависит от требований к усилителю и имеющихся ресурсов. Сравним основные характеристики:

ХарактеристикаПассивныеАктивные
СхемаПростаяСложная
ПитаниеНе требуетсяТребуется
ИскаженияМинимальныеВыше
Затухание сигналаЕстьНет
Диапазон регулировки
Ограниченный
Широкий

Для простых усилителей обычно достаточно пассивного темброблока. В высококачественных системах чаще применяются активные схемы регулировки тембра.

Заключение

Темброблок является важным узлом любого усилителя звуковой частоты. Правильно спроектированный регулятор тембра позволяет значительно улучшить качество звучания аудиосистемы. При выборе схемы необходимо учитывать требования к усилителю, доступную элементную базу и собственные навыки в радиолюбительстве.

Рассмотренные в статье схемы позволяют самостоятельно собрать простой и эффективный темброблок для различных применений — от домашнего усилителя до автомобильной аудиосистемы. Экспериментируя с различными схемами и компонентами, можно добиться оптимального звучания в соответствии со своими предпочтениями.


Простые темброблоки на транзисторе и на ОУ (КТ3102, К140УД8)

Принципиальные схемы простых самодельных регуляторов тембра (темброблоков), которые выполнены на транзисторе КТ3102, Кт315 и на операционном усилителе К140УД8 (К140УД20, К140УД12).

Схемы темброблоков содержат минимум деталей и могут быть собраны начинающими радиолюбителями. Данные темброблоки можно применить в комплексе с самодельной звуковоспроизводящей аудио аппаратурой: в усилителях НЧ, микрофонных усилителях, микшерах и т.п.

Двухполосный регулятор тембра на транзисторе

Представлен один из многочисленных примеров схем регуляторов тембра НЧ и ВЧ для УНЧ на транзисторах. Приведенной электронной схеме предшествует каскад с низким выходным сопротивлением, например, эмиттерный повторитель (каскад с общим коллектором) или ОУ.

Это обеспечивает низкое выходное сопротивление предшествующего каскада и нормальную работу данного регулятора.

Рис. 1. Схема двухполосного регулятора тембра (НЧ, ВЧ) на транзисторе.

Элементы для схемы :

  • R1=4.7к, R2=100к(НЧ), R3=4.7к, R4=39к, R5=5.6к,
  • R6=100к(ВЧ), R7=180к, R8=33к, R9=3.9к, R10=1 к;
  • С1=39н, С2=30мкФ-1 ООмкФ, C3=5мкФ-20мкФ,
  • С4=2.2н, С5=2.2н, С6=30мкФ-100мкФ;
  • Т1 — КТ3102, КТ315 или аналогичные.

 

    Двухполосный регулятор тембра на ОУ

    На рисунке 2 представлен пример схемы двухполосного регулятора тембра НЧ и ВЧ для УНЧ на операционном усилителе (ОУ). Данной электронной схеме предшествует каскад на ОУ. Это обеспечивает низкое выходное сопротивление предшествующего каскада и нормальную работу данного регулятора.

    Для повышения устойчивости работы схемы (на ВЧ) целесообразно зашунтировать выводы питания ОУ конденсаторами 0.1 мкФ, например, типа КМ6. Конденсаторы подключаются максимально близко к ОУ.

    Рис. 2. Схема двухполосного регулятора тембра (НЧ, ВЧ) на ОУ.

    Элементы для схемы на рисунке 2:

    • R1=11к, R2=100к(НЧ), R3=11к, R4=11К, R5=3. 6к, R6=500к(ВЧ), R7=3.6к, R8=750;
    • С1=0.05мкФ, С2=0.05мкФ, C3=0.005мкФ, С4=0.1 мкФ-0.47мкФ, С5=0.1 мкФ-0.47мкФ;
    • ОУ — 140УД12, 140УД20, 140УД8 или любые другие ОУ в типовом включении и желательно с внутренней коррекцией;
    •  

    Трехполосный регулятор тембра на ОУ

    Трехполосный регулятор тембра дает лучший результат подавления помех, чем двухполосный регулятор.

    На рисунке 3 представлен пример схемы трехполосного регулятора тембра НЧ, СЧ и ВЧ для УНЧ на ОУ. Данной электронной схеме предшествует каскад на ОУ. Это обеспечивает низкое выходное сопротивление предшествующего каскада и нормальную работу данного регулятора.

    Для повышения устойчивости работы схемы (на ВЧ) целесообразно зашунтировать выводы питания ОУ конденсаторами 0.1 мкФ. Конденсаторы подключаются максимально близко к ОУ.

    Рис. 3. Схема трехполосного регулятора тембра (НЧ, СЧ, ВЧ) на ОУ.

    Элементы для схемы на рисунке 3 :

    • R1 =11к, R2=100к (НЧ), R3=11к, R4=11к, R5=1,8к, R6=500к (ВЧ),
    • R7=1,8к, R8=280, R9=3. 6к, R10=100к (СЧ), R11=3.6к;
    • С1=0.05мкФ, С2 — отсутствует, C3=0.005мкФ,
    • С4=0.1 мкФ-0.47мкФ, С5=0.1 мкФ-0.47мкФ,
    • С6=0.005мкФ, С7=0.0022мкФ, С8=0.001мкФ;
    • ОУ — 140УД8,140УД20 или любые другие ОУ с внутренней коррекцией (желательно) и в типовом включении.

    Литература: Рудомедов Е.А., Рудометов В.Е — Электроника и шпионские страсти-3.

    Простые темброблоки на транзисторе и на ОУ (КТ3102, К140УД8)

    Что-то не так?


    Пожалуйста, отключите Adblock.

    Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.

    Как добавить наш сайт в исключения AdBlock

    QRZ.RU > Каталог схем и документации > Схемы наших читателей > Радиолюбительские конструкции > Простые темброблоки на транзисторе и на ОУ (КТ3102, К140УД8)

    class=»small»>


    Принципиальные схемы простых самодельных регуляторов тембра (темброблоков), которые выполнены на транзисторе КТ3102, Кт315 и на операционном усилителе К140УД8 (К140УД20, К140УД12).

    Схемы темброблоков содержат минимум деталей и могут быть собраны начинающими радиолюбителями. Данные темброблоки можно применить в комплексе с самодельной звуковоспроизводящей аудио аппаратурой: в усилителях НЧ, микрофонных усилителях, микшерах и т.п.

    Двухполосный регулятор тембра на транзисторе

    Представлен один из многочисленных примеров схем регуляторов тембра НЧ и ВЧ для УНЧ на транзисторах. Приведенной электронной схеме предшествует каскад с низким выходным сопротивлением, например, эмиттерный повторитель (каскад с общим коллектором) или ОУ.

    Это обеспечивает низкое выходное сопротивление предшествующего каскада и нормальную работу данного регулятора.

    Рис. 1. Схема двухполосного регулятора тембра (НЧ, ВЧ) на транзисторе.

    Элементы для схемы :

    • R1=4.7к, R2=100к(НЧ), R3=4.7к, R4=39к, R5=5.6к,
    • R6=100к(ВЧ), R7=180к, R8=33к, R9=3.9к, R10=1 к;
    • С1=39н, С2=30мкФ-1 ООмкФ, СЗ=5мкФ-20мкФ,
    • С4=2.2н, С5=2. 2н, С6=30мкФ-100мкФ;
    • Т1 — КТ3102, КТ315 или аналогичные.

     

      Двухполосный регулятор тембра на ОУ

      На рисунке 2 представлен пример схемы двухполосного регулятора тембра НЧ и ВЧ для УНЧ на операционном усилителе (ОУ). Данной электронной схеме предшествует каскад на ОУ. Это обеспечивает низкое выходное сопротивление предшествующего каскада и нормальную работу данного регулятора.

      Для повышения устойчивости работы схемы (на ВЧ) целесообразно зашунтировать выводы питания ОУ конденсаторами 0.1 мкФ, например, типа КМ6. Конденсаторы подключаются максимально близко к ОУ.

      Рис. 2. Схема двухполосного регулятора тембра (НЧ, ВЧ) на ОУ.

      Элементы для схемы на рисунке 2:

      • R1=11к, R2=100к(НЧ), R3=11к, R4=11К, R5=3.6к, R6=500к(ВЧ), R7=3.6к, R8=750;
      • С1=0.05мкФ, С2=0.05мкФ, СЗ=0.005мкФ, С4=0.1 мкФ-0.47мкФ, С5=0.1 мкФ-0.47мкФ;
      • ОУ — 140УД12, 140УД20, 140УД8 или любые другие ОУ в типовом включении и желательно с внутренней коррекцией;
      •  

      Трехполосный регулятор тембра на ОУ

      Трехполосный регулятор тембра дает лучший результат подавления помех, чем двухполосный регулятор.

      На рисунке 3 представлен пример схемы трехполосного регулятора тембра НЧ, СЧ и ВЧ для УНЧ на ОУ. Данной электронной схеме предшествует каскад на ОУ. Это обеспечивает низкое выходное сопротивление предшествующего каскада и нормальную работу данного регулятора.

      Для повышения устойчивости работы схемы (на ВЧ) целесообразно зашунтировать выводы питания ОУ конденсаторами 0.1 мкФ. Конденсаторы подключаются максимально близко к ОУ.

      Рис. 3. Схема трехполосного регулятора тембра (НЧ, СЧ, ВЧ) на ОУ.

      Элементы для схемы на рисунке 3 :

      • R1 =11к, R2=100к (НЧ), R3=11к, R4=11к, R5=1,8к, R6=500к (ВЧ),
      • R7=1,8к, R8=280, R9=3.6к, R10=100к (СЧ), R11=3.6к;
      • С1=0.05мкФ, С2 — отсутствует, СЗ=0.005мкФ,
      • С4=0.1 мкФ-0.47мкФ, С5=0.1 мкФ-0.47мкФ,
      • С6=0.005мкФ, С7=0.0022мкФ, С8=0.001мкФ;
      • ОУ — 140УД8,140УД20 или любые другие ОУ с внутренней коррекцией (желательно) и в типовом включении.

      Литература: Рудомедов Е. А., Рудометов В.Е — Электроника и шпионские страсти-3.

      Блокировка тона на транзисторах схемы. Простые темброблоки на транзисторе и на ОУ (КТ3102, К140УД8)

      Не мечтай, действуй!

      Эксперименты с различными предусилителями, регуляторами громкости и тембра показали, что наилучшее качество звука обеспечивается при минимальном количестве усилительных каскадов, с пассивными регуляторами. В этом случае подстройки на входе усилителя мощности нежелательны, так как приводят к увеличению уровня нелинейных искажений комплекса. Этот эффект недавно обнаружил известный разработчик аудиотехники Дуглас Селф.

      Таким образом, вырисовывается следующая структура этой части звукоусиливающего тракта:
      — пассивный мостовой регулятор низких и высоких частот,
      — пассивный регулятор громкости
      — предусилитель с линейной частотной характеристикой (АЧХ) и минимальными искажениями в рабочем режиме. Диапазон частот.
      Очевидным недостатком регулировок на входе предварительного усилителя является ухудшение соотношения сигнал/шум в значительной степени компенсируемое высоким уровнем сигнала современных устройств звуковоспроизведения.

      Предлагаемый предварительный усилитель может быть использован в высококачественных стереофонических усилителях звуковой частоты. Регулятор тембра позволяет регулировать амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) одновременно по двум каналам в двух частотных областях: нижней и верхней. В результате учитываются особенности помещения и акустических систем, а также личные предпочтения слушателя.

      И снова немного истории

      Первым претендентом на роль предварительного усилителя с регулятором тембра была схема Д. Стародуба (рис. 1). Но конструкция так и не «прижилась» в усилителе мощности: требовалось тщательное экранирование и источник питания с предельно низким уровнем пульсаций (около 50 мкВ). Однако основной причиной было отсутствие скользящих переменных резисторов.

      Рис. 1. Схема качественного блока регулировки тембра

      Методом проб и ошибок я придумал простую схему предварительного усилителя (рис. 2), с которой, однако, система воспроизведения звука намного превзошла звук массово- производил технику, по крайней мере, которая была у моих друзей и знакомых.

      Рис. 2. принципиальная схема одного канала предварительного усилителя для УМЗЧ Батя С. и Середа В.

      Схема предварительного усилителя стереофонического электрофона Ю.В. Красова и В. Черкунова, который демонстрировался на 26-й Всесоюзной выставке радиолюбителей-конструкторов, был взят за основу. Это левая сторона схемы, включая регуляторы тембра.

      Появление каскада на транзисторах разной проводимости в предварительном усилителе (ВТ3, ВТ4) связано с обсуждением усилителей с преподавателем лаборатории телевизионной техники кафедры радиосистем А. С. Мирзоянцем, с которым я работал в качестве студент. В ходе работы понадобились линейные каскады для усиления телевизионного сигнала, и Александр Сергеевич сказал, что, по его опыту, наилучшие характеристики имеют, как он выразился, структуры «навыворот», то есть транзисторные усилители с прямой связью. противоположной структуры. В процессе экспериментов с УМЗЧ я выяснил, что это касается не только телевизионной аппаратуры, но и звукоусиления. Впоследствии подобные схемы я часто использовал в своих конструкциях, в том числе и пары полевой транзистор-биполярный транзистор.

      Попытка использовать транзисторы разной структуры в первом каскаде (составной эмиттерный повторитель VT1, VT2) успеха не принесла, так как при всех замечательных характеристиках (малошумность, малые искажения) схема имела существенный недостаток — меньшая перегрузка емкость по сравнению с эмиттерным повторителем.
      Предварительный усилитель Технические характеристики:
      Входное сопротивление, кОм = 300
      Чувствительность, мВ= 250
      Глубина регулировки тембра, дБ:
      на частоте 40 Гц=± 15
      на частоте 15 кГц=± 15
      Глубина регулировки стереобаланса, дБ=± 6

      Так как при проектировании усилителей возникали новые идеи, старые разработки я кому-то отдавал, либо продавал по фиксированному курсу ватт выходной мощности/рубль. В одну из своих поездок в Ленинград я взял с собой этот усилитель, чтобы продать его своему другу. Володя сказал, что у этого парня куча всякой западной аппаратуры, и отнес аппарат ему на прослушивание. Вечером сообщил мне результаты: молодой человек включил усилитель, послушал пару вещей и остался настолько доволен звуком, что без слов отдал деньги.

      Честно говоря, когда узнал, что сравнение будет с импортным оборудованием, особо не надеялся, что усилитель впечатлит. Кроме того, он был не полностью укомплектован – отсутствовали верхняя и боковые крышки.

      Рассмотрим принципиальную схему одного канала предварительного усилителя (рис. 2). На входе установлены высокоимпедансные регуляторы громкости (R2.1) и баланса (R1.1). Со среднего вывода резистора R2.1 через переходной конденсатор С2 звуковой сигнал поступает на составные эмиттерные повторители VT1, VT2, необходимые для нормальной работы пассивного регулятора тембра, выполненного по мостовой схеме. Для устранения вносимого темброблоком затухания и усиления сигнала до необходимого уровня установлен двухкаскадный усилитель на транзисторах VT3, VT4.

      Питание предусилителя нестабилизированное, от плюсового плеча усилителя мощности. Напряжение питания поступает на каскады VT3, VT4 через фильтр R17, С10, С13, а на входной эмиттерный повторитель — R8, С4. Важную роль играет диод VD1: без него не удалось полностью устранить фоновый переменный ток частотой 100 Гц на выходе усилителя мощности.

      Конструктивно предварительный усилитель выполнен «в линию», все детали установлены на печатной плате, закрытой сверху П-образным экраном из стали толщиной 0,8 мм.


      Спасибо за внимание!

      Расчет производился по следующим соотношениям: R1 = R3; R2 = 0,1R1; R4 = 0,01R1; R5 = 0,06R1; C1[нФ] = 105/R3[Ом]; С2=15С1; С3=22С1; С4 = 220С1.
      При R1=R3=100 кОм тональный блок будет вносить затухание примерно на 20 дБ на частоте 1 кГц. Можно взять переменные резисторы R1 и R3 другого номинала, пусть для определенности были резисторы сопротивлением 68 кОм. Номиналы постоянных резисторов и конденсаторов мостовой регулировки тембра легко пересчитать без обращения к программе или таблице. 1: уменьшаем значения сопротивлений резисторов в 68/100=0,68 раза и увеличиваем емкости конденсаторов в 1/0,68=1,47 раза. Получаем R1 = 6,8 кОм; R3=680 Ом; R4=3,9кОм; С2=0,033 мкФ; С3=0,33 мкФ; С4=1500 пФ; С5 = 0,022 мкФ.

      Для плавной регулировки тембра необходимы переменные резисторы с обратной логарифмической зависимостью (кривая Б).
      Программа позволяет визуально просмотреть работу разработанного регулятора тембра. Калькулятор тонового стека 1.3 (рис. 9).

      Рис. 9. Моделирование регуляторов тембра для схемы, показанной на рис. 8

      Программа Tone Stack Calculator предназначена для анализа семи типовых схем пассивных регуляторов тембра и позволяет сразу показать АЧХ при изменении положения виртуальных регуляторов.

      Рис. 11. Принципиальная схема темброблока и предусилителя для «студента» УМЗЧ

      Экспериментальная проверка нескольких экземпляров операционных усилителей показала, что даже без конденсатора в заземленной ветви ООС делителя постоянное напряжение на выходе равно несколько милливольт. Однако из соображений универсальности применения на входе темброблока и выходе предусилителя включены разделительные конденсаторы (С1, С6).
      В зависимости от требуемой чувствительности усилителя значение сопротивления резистора R10 выбирают из табл. 2. Следует стремиться не к точному значению сопротивлений резисторов, а к их попарному равенству в каналах усилителя.

      таблица 2

      ▼ 🕗 25.02.12 ⚖️ 11.53 Кб ⇣ 151 Привет, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и поддерживаю этот замечательный сайт с 2006 года.
      Уже более 10 лет наш журнал существует только за мой счет.

      Хорошо! Халява закончилась. Хочешь файлы и полезные статьи — помоги!


      Спасибо за внимание!
      Игорь Котов, основатель журнала Датагор

      Основным недостатком пассивного регулятора тембра является низкий коэффициент усиления. Еще одним недостатком является то, что для линейной зависимости уровня громкости от угла поворота необходимо использовать переменные резисторы с логарифмической характеристикой регулирования (кривая «Б»).
      Преимуществом пассивных регуляторов тембра являются меньшие искажения, чем у активных (например, регулятор тембра Баксандала, рис. 12).


      Рис. 12. Активный регулятор тембра П. Баксандала

      Как видно из схемы, представленной на рис. 12, активный регулятор тембра содержит пассивные элементы (резисторы R1 — R7, конденсаторы С1 — С4), включенные в 100% параллельную отрицательную обратную связь по напряжению операционный усилитель DA1. Коэффициент передачи этого регулятора в среднем положении ползунков регуляторов тембра R2 и R6 равен единице, а переменные резисторы имеют линейную регулировку характеристики (кривая «А»). Другими словами, активная регулировка тембра лишена недостатков пассивной регулировки тембра.
      Однако по качеству звука этот регулятор явно хуже пассивного, что замечают даже неопытные слушатели.

      Рис. 13. Размещение деталей на печатной плате

      Позиции, относящиеся к правому каналу предусилителя, отмечены прочерком. Такая же маркировка сделана в файле печатной платы (с расширением *.lay) – надпись появляется при наведении курсора на соответствующий элемент.
      Сначала на печатную плату устанавливаются малогабаритные детали: проволочные перемычки, резисторы, конденсаторы, ферритовые «бусинки» и гнездо для микросхемы. В последнюю очередь монтируются клеммники и переменные резисторы.
      После проверки установки включить питание и проконтролировать «ноль» на выходах операционного усилителя. Смещение составляет 2 — 4 мВ.
      При желании можно запитать устройство от синусоидального генератора и снять характеристики (рис. 14).

      Рис. 14. Настройка характеристик предусилителя

      Характеристики предусилителя:

      Напряжение питания, В= ±15
      Ток потребления, мА= 8…10
      Номинальное входное напряжение, В= 0,775
      Номинальное выходное напряжение, В= 0,775
      Полоса пропускания по уровню -0,5 дБ, Гц= 25…100000
      Диапазон регулировки тембра, дБ
      при 40 Гц= ±7 ,
      при 10 кГц= ±7
      Коэффициент гармоник при входном напряжении 1 В, %
      при частоте 1 кГц= 0,0001 ,
      на частоте 20 кГц = 0,002
      Отношение сигнал/шум (невзвешенное), дБ= 89
      Входное сопротивление, кОм = 20
      Выходное сопротивление источника сигнала, кОм, не более = 1,8

      Вы можете включить усилитель мощности и слушать музыку.
      Подробнее об этом в следующей части проекта.
      —Владимир Мосягин (МВВ)

      Россия, Великий Новгород

      Радиолюбительством увлекаюсь с пятого класса средней школы.
      Дипломная специальность — радиоинженер, к.т.н.

      Автор книг «Юному радиолюбителю для чтения паяльником», «Секреты радиолюбительского мастерства», соавтор серии книг «Для чтения паяльником» в издательстве « СОЛОН-Пресс», имею публикации в журналах «Радио», «Приборы и экспериментальная техника» и др. .

      Голос читателей

      Статью одобрил 71 читатель.

      Для участия в голосовании зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим логином и паролем.

      В настоящее время очень популярны MP3-плееры со встроенной флэш-памятью, это совсем крошечные цифровые персональные устройства воспроизведения звука, которые работают в наушниках.

      Многие из них, кроме функции воспроизведения записанных в них аудиофайлов через персональный компьютер, имеют встроенные УКВ-ЧМ или многодиапазонные цифровые приемники и функцию записи звука как со встроенного микрофона, так и со встроенного -в радиоприемнике.

      Практически аудиоцентр размером с наперсток. Одна проблема — они работают только в наушниках. Для громкого воспроизведения дополнительный внешний УНЧ и акустические системы.

      Как вариант можно использовать активные «колонки» для персонального компьютера, но недорогие «колонки» как правило вообще не знакомы с понятием «качество звука», а лучше и стоят в разы дороже.

      Принципиальная схема УНЧ

      Вот схема самодельного очень бюджетного стереофонического УНЧ с вполне приличным качеством звука (на уровне недорогого стационарного компактного музыкального центра).Усилитель двухканальный, выдающий 6Вт на канал с КНИ на частоте 1000 Гц, не более 0,6% Максимальная мощность 9Вт на канал.

      Усилитель имеет аналоговые регуляторы тембра для низких и высоких частот, регулятор громкости и стереофонический баланс. Во время работы можно пользоваться как ими, так и регуляторами настройки источника сигнала (плееры MP-3).

      Входное сопротивление УНЧ относительно велико (100 кОм), поэтому при подаче сигнала на вход УНЧ не с линейного, а с телефонного выхода плеера МР-3 может потребоваться создание аналога наушников для нагрузите телефонный усилитель источника сигнала. Это можно сделать, включив параллельно каждому входу этого УНЧ по одному сопротивлению 30-100 Ом.

      Эти сопротивления будут играть роль катушек наушников. Впрочем, макет нагрузки может и не потребоваться — все зависит от схемы выходного каскада телефонного усилителя конкретной модели МР-3 плеера.

      Рис. 1. Схема усилителя басов на TDA2003 для смартфона или плеера.

      Схема УНЧ показана на рисунке. Он основан на двух микросхемах TDA2003. Это интегральные УМЗЧ, аналогичные микросхемам К174УН14.

      На практике микросхема TDA2003 представляет собой мощный операционный усилитель, работающий с однополярным питанием, а его коэффициент усиления определяется параметрами схемы ООС, включенной между инверсным входом и выходом. Здесь то же самое. В частности, можно изменить коэффициент усиления подбором сопротивления R18 или R22 (для другого канала).

      Это может быть необходимо для коррекции усиления под сигнал конкретного источника (изменение чувствительности), а также, при необходимости, для установки равной чувствительности в каналах (например, с учетом акустической среды помещения, в котором будет работать данный УНЧ) ). Однако для регулировки коэффициента усиления в каналах имеется регулятор стереобаланса на переменном резисторе R8, регулирующий коэффициент шунтирования полурезисторов сдвоенного R7 (регулятор громкости).

      Входной сигнал поступает через два разъема L и R. Это «азиатские» разъемы. Для подключения к выходу МР-3 плеера нужно сделать кабель — на одном конце соответствующий телефонный штекер, на другом два «азиатских» штекера. Со входа сигнал поступает на схему пассивной регулировки.

      Во-первых, регулятор тембра для высоких частот (R1) и низких частот (R6). Затем регулятор громкости на сдвоенном переменном резисторе R7 и регулятор стереофонического баланса R8.

      От схемы регулировки сигналы каналов поступают на два УМЗЧ на микросхемах А1 и А2.

      Источник питания

      Трансформатор силовой низкочастотный силовой Т1 типа 109-01АФ11-01. У него первичная обмотка на 220В, а вторичная на 26В и током 2,2А с отводом от средней части. Отвод образует среднюю точку (GND).

      Так как есть отвод от центра вторичной обмотки, то схему выпрямителя было решено сделать по двухполупериодной схеме на двух диодах VD1 и VD2.

      Рис. 2. Принципиальная схема блока питания самодельного усилителя НЧ на TDA2003.

      Источник не стабилизирован. Можно использовать другой трансформатор с аналогичными параметрами. При наличии одной обмотки на 11-13В схему выпрямителя нужно будет шунтировать на четырех диодах. Может питаться от готового источника постоянного напряжения 12-18В при токе не менее 2А, ​​например, от блока питания какой-либо компьютерной периферии или оргтехники.

      Наконец

      Акустические системы содержат два динамика — один средне-низкочастотный (широкополосный) мощностью 25Вт с сопротивлением 4 Ом и один высокочастотный мощностью 15Вт и сопротивлением 8 Ом. Твитер подключен через конденсатор С13 (С14), который вместе с сопротивлением твитера образует простой фильтр высоких частот.

      Громкоговорители широкополосные FD115-7, высокочастотные типа FDG20-1. В принципе можно использовать и другие акустические системы, задав параметры — максимальная мощность не ниже 10Вт, сопротивление 4 Ом.

      В процессе работы микросхемы нагреваются, поэтому требуют радиатора. Радиаторы могут быть изготовлены из оцинкованного металлического профиля, который используется для сборки каркасов гипсокартонных конструкций (потолков, перегородок). Для каждого радиатора нужно вырезать по два куска длиной 20-25 см.

      Затем один из кусков разрежьте вдоль на две одинаковые части в виде двух уголков. Далее два уголка складываются «внахлест» и располагаются посередине цельного куска. Все сопрягаемые поверхности должны быть покрыты теплопроводной пастой.

      В середине конструкции просверлено отверстие, куда крепится микросхема.

      Темброблок или эквалайзер — узел, отвечающий за срез той или иной частоты в усилителе мощности низкой частоты. С его помощью вы легко сможете обрезать низкие, высокие или средние частоты, настроив таким образом звучание усилителя на свой вкус. Устройство нашло широкое применение и внедряется практически во все проф. усилители, так же можно комплектовать отдельно.

      Сегодня мы рассмотрим одну из таких конструкций, которая может работать в связке с любым усилителем низкой частоты, в том числе автомобильным.

      Темброблок активный, поэтому имеет отдельный усиливающий элемент, который, в принципе, может быть любым. Усилитель в таких схемах нужен для окончательного усиления сигнала после обработки, так как значение исходного сигнала сильно снижается (ослабевает). Усилитель может быть построен как на специализированной микросхеме УНЧ, так и на ОУ, но в нашей схеме в качестве усилителя простая схема на одном транзисторе.

      Этот усилитель может питаться от 12 вольт, что делает схему универсальной и дает возможность использовать ее в автомобиле. Транзистор следует выбирать с наибольшим коэффициентом усиления (HFE). Можно использовать маломощные транзисторы, как составные, так и обычные. В моем варианте задействован транзистор BC546, он не принципиален, его можно заменить любым другим транзистором NPN с соответствующими параметрами. В моей версии есть регуляторы басов/высоких частот и громкости.

      Конденсаторы в звуковых схемах советуют брать пленочные, но схема нормально будет работать как с обычной, так и с многослойной керамикой. Печатную плату решил не делать, ограничился макетной платой.

      Переменные резисторы самые распространенные, их сопротивление может быть от 10 до 68 кОм, в моем варианте все резисторы 10 кОм. Конструкцию в итоге поместили в корпус от универсального импульсного адаптера, он хорошо подошёл по размеру.

      В качестве источника питания используется маломощный сетевой трансформатор от китайского радиоприемника, на выходе он выдает напряжение в районе 12 вольт, после выпрямителя напряжение уже около 16 вольт.

      Просверлил отверстия в корпусе для ввода/вывода, регуляторов и силового выключателя, получилось не очень, но работать будет.

      Схема очень хорошо справилась со своей задачей, даже не чувствуется, что примитивный блок с нулевыми затратами работает. Что касается затрат — они действительно нулевые, все, что здесь задействовано, можно найти в старом хламе.

      Тембровый блок с микрофонным усилителем для мощности стереофонического усилителя

      Темброблок можно использовать как компонент стереоусилителя или для улучшения конструкции существующего усилителя. Кроме линейного входа для подключения внешних источников сигнала: радио, телефона, MP3-плеера, CD- и DVD-плееров и т. д. На плате темброблока имеется микрофонный усилитель. Для подключения микрофона на плате имеется гнездо jack 6,3 мм. Регулировка уровня входного сигнала с микрофонного и линейного входа выполняется отдельно для каждого из входов «УРОВЕНЬ МИКРОФОНА» и «УРОВЕНЬ ЛИН. ВХОДА». На выходе темброблока установлены переменные резисторы «БАЛАНС» и «ГРОМКОСТЬ». Для регулировки высоких, средних и низких частот устанавливаются три переменных резистора «ВЫСОКИЙ», «СРЕДНИЙ» и «НИЗКИЙ» соответственно. Схема темброблока позволяет одновременно воспроизводить фонограмму с линейного входа и сигнал с микрофонного входа, причем уровень звука для каждого источника сигнала выбирается отдельно и произвольно. Для уменьшения или увеличения сигнала на выходе темброблока достаточно повернуть одну ручку «ГРОМКОСТЬ». Микрофонный вход монофонический, но сигнал с него поступает на оба канала оконечного каскада усилителя.


      Пример работы темброблока можно увидеть и услышать на видео

      Подключение питания, линейного ввода и вывода осуществляется с помощью винтовых клеммных колодок. Все переменные резисторы снабжены ручками. Питание темброблока от двухполярного блока питания напряжением 9…15В

      ВНИМАНИЕ! Оси семи резисторов и гнезда микрофона находятся на одной линии, и расположены на плате таким образом, что плату можно закрепить непосредственно на передней панели устройства с помощью гаек самих переменных резисторов и разъем для микрофона! Расстояние между центрами резисторов 23 мм, резистор VOLUME MIC до центра гнезда микрофона 30 мм.

      Темброблок предлагается в виде набора для самостоятельной сборки, в виде готового собранного и испытанного изделия, а также предлагается печатная плата с маской и маркировкой.

      Краткое описание, комплектация и цена

      ВНИМАНИЕ! Соблюдайте полярность при подключении питания! Биполярная еда!

      Стоимость комплекта для сборки темброблока: 385 грн

      Стоимость собранного и протестированного темброблока: 415 грн

      Стоимость печатной платы с маской и маркировкой: 130 грн

      Заказ можно оформить через форму или по телефону указанному в разделе

      Всем мирного неба, удачи, добра, 73!

      Блок тембра используется для выравнивания амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) усилителей низкой частоты. Так как многие УНЧ имеют нелинейную характеристику в различных диапазонах частот: в диапазоне низких и высоких частот коэффициент усиления намного хуже, чем в диапазоне средних частот. Поэтому для качественного воспроизведения звука имеет смысл использовать специальные модули — «темброблоки», с помощью которых можно настроить звуковой сигнал по всему спектру диапазона.

      По своей сути это СЧ-фильтры, которые регулируют глубину среза в заданном частотном диапазоне, не касаясь низких и высоких частот, в связи с чем АЧХ усилителя выравнивается, но амплитуда входного сигнала слегка уменьшается, и может потребоваться дополнительное усиление. Таким образом, модули регулировки тембра можно разделить на два класса: пассивные (только регулировка АЧХ) и активные (регулировка АЧХ + усилительный каскад для компенсации)


      Такая конструкция темброблока ослабляет сигнал на средних частотах примерно в 10 раз, в связи с чем он размещается между двумя усилителями — предварительным и оконечным.


      Выбор радиодеталей зависит от сопротивления источника сигнала Rc и нагрузки Rн (входное сопротивление следующего усилительного каскада). Рассчитаем номиналы радиоэлементов: Переменные резисторы всегда берем одинаковые с условием:

      Rc

      Остальные компоненты рассчитываем по упрощенным формулам:

      R1= R4= 0,1R; R3=0,01R; С3=0,1/Р; С1= 22С3; С2=220С3; С4= 15С3


      Транзистор в устройстве используется для компенсации потери сигнала. Особых требований к нему нет, можно взять хоть морально устаревший КТ315.

      Сразу хочу сказать, что этот регулятор тембра вполне может составить конкуренцию тем, которые используются в современной аудиоаппаратуре, его схема была скопирована из какого-то радиолюбительского журнала, но сейчас уже не вспомню из какого. Одно могу сказать точно, с таким дизайном темброблока доволен как слон

      Внешний вид конструкции радиолюбителя и размещение компонентов на печатной плате см. рисунок вверху страницы

      Вот диаграммы пассивных тонов всемирно известных брендов гитарной электроники, таких как Fender, Marshall и VOX. От самых простых с одним управлением до более сложных трехходовых.

      ВОКС AC30

      Такая простая конструкция допускает только блокировку высоких частот. Он используется в самых простых светильниках.

      Фендер Принстон

      С помощью схемы темброблока Fender Princeton можно производить как усиление, так и блокировку высоких частот.

      Marshall 18 Watt

      С помощью этого темброблока можно регулировать подъем низких и высоких частот.

      VOX Top Boost

      Этот тон управляет как высокими, так и низкими частотами.

      Ниже приведены некоторые известные схемы темброблоков — двухполюсные: Fender «BrownFace» Bandmaster 6G7, Ampeg SVT, Marshall JMC800 Mod.2001


      Из этой троицы тембров каждый индивидуален и хорош по-своему. На каком из них остановиться и сделать окончательный выбор, однозначного ответа нет. Тут уж поэкспериментируйте сами, схемы не сложные и легко воспроизводятся накладным монтажом или на макетной плате.

      Для чистоты статьи также приведу схемы трехполосных темброблоков. ИМХО самый популярный среди всех радиолюбителей.


      Эти фирменные модели гитар позволяют регулировать низкие, средние и высокие частоты. Marshall дает более тяжелый звук, чем тон-блок Fender. Ниже приведены рейтинги радиодеталей в различных вариациях этих схем.


      Простые схемы управления тоном | Проекты самодельных схем

      Схемы управления тоном — это в основном схемы фильтров, которые используются для фильтрации сигналов звуковой частоты таким образом, чтобы на усилитель и громкоговорители проходил только нужный диапазон частот. Это позволяет слушателю настраивать вывод музыки либо с высоким уровнем низкочастотного контента с помощью усиления низких частот, либо с повышенным уровнем высокочастотного контента с помощью усиления высоких частот.

      Регуляторы тембра часто являются важной особенностью большинства аудиоусилителей, и они, как правило, доступны в виде регуляторов низких и высоких частот, способных обеспечить примерно 12 дБ усиления или ослабления выше своих конкретных частотных диапазонов.

      Несмотря на то, что это чрезвычайно простые схемы, многочисленные схемы регулировки тембра, по-видимому, обнаруживают довольно нетрадиционные функции управления, когда вы внимательно их проверяете! Дело обычно в отсутствии симметрии в характеристике повышения/отсечки.

      Возможно, это не очень опасный недостаток, однако он подразумевает, что конфигурации клавиш управления не обеспечивают требуемую ровную частотную характеристику. Одна из причин этой проблемы заключается в том, что некоторые схемы управления тоном, как правило, относятся к пассивным типам, и в результате они определяются наличием соответствующих импедансов источника и нагрузки. Сбои в любом из них могут привести к нежелательным изменениям откликов регуляторов тембра.

      Пассивный регулятор тембра

      На приведенном ниже рисунке показана принципиальная схема базового пассивного регулятора тембра, который может работать достаточно хорошо, учитывая, что сигнал, подаваемый на него, исходит от источника с низким импедансом и проходит через относительно высокое импеданс нагрузки.

      Из-за пассивных характеристик схемы ее нецелесообразно оценивать с точки зрения элементов управления, повышающих и понижающих. Такие конструкции всегда будут иметь потери, и если они настроены на усиление низких или высоких частот, в действительности они обеспечивают уменьшенные потери вместо подлинного повышения уровня сигнала. Это может не быть строго академическим, и в целом метод должен быть построен с учетом фундаментальных потерь около 12 дБ, связанных с такими конструкциями.

      Активный регулятор тембра

      Сеть пассивного регулятора тембра может быть подключена к контуру отрицательной обратной связи линейного усилителя, обычно операционного усилителя, для создания активной цепи регулятора тембра. Но вместо затухания эта схема дает усиление сигнала.

      Амплитуды выходного сигнала полностью регулируются резистором R5 в случае, если входные сигналы схемы, показанной ниже, достаточно малы, чтобы конденсаторы C1 и C2 работали как разомкнутые цепи.

      Это происходит потому, что конденсатор С2 изолирует резистор R6 от выхода. Амплитуды выходного сигнала полностью контролируются резистором R6 на входных частотах, достаточно больших, чтобы два конденсатора вели себя как короткие замыкания. Резистор R5 в этом случае закорочен через C1.

      Значения R1 и C1 определяют отсечку низкочастотной (басовой) цепи, тогда как C2 и величины R1–R3 определяют отсечку высокочастотной (высокой) цепи. На следующем рисунке ниже показано, как конструкция на приведенном выше рисунке может быть включена в активную схему управления тоном, которая может усиливать или ослаблять низкие или высокие частоты до 20 децибел (дБ).

      Несмотря на то, что эта схема активной регулировки тембра, показанная на следующем рисунке, сравнима с приведенной выше, она выглядит еще более гибкой. Он содержит дополнительную схему управления фильтром, которая сосредоточена в средней полосе звукового спектра 1 кГц. Средняя полоса может быть увеличена или уменьшена до 20 дБ с помощью этой сети.

      Обычно рекомендуется вместо того, чтобы возиться с пассивными цепями, лучше использовать активную схему управления тоном, как показано на следующей принципиальной схеме.

      Это просто пассивный регулятор тембра, подключенный к цепи обратной связи неинвертирующего операционного усилителя вместе с входным буферным каскадом, чтобы гарантировать, что первичная схема регулятора тембра работает через достаточно низкий импеданс источника.

      Это дает своего рода инвертированные результаты, в которых усиление от регуляторов тембра обеспечивает усиление обратной связи и уменьшение усиления, в то время как отключение от регуляторов обеспечивает уменьшение обратной связи и увеличение усиления. Если два потенциометра соединены с учетом этих факторов, возможно, они смогут обеспечить правильные результаты с помощью элементов управления (это означает, что движение потенциометра по часовой стрелке вызовет усиление, а вращение против часовой стрелки приведет к сокращению).

      Указанная схема управления тембром обеспечивает усиление чуть выше 12 дБ и ослабление в противоположных пределах музыкального диапазона.

      Упрощенная конструкция регулятора тембра

      На следующем рисунке ниже показана принципиальная схема упрощенного активного регулятора тембра с использованием одного операционного усилителя, который представляет собой стандартную установку с регулятором низких частот VR1 и регулятором высоких частот VR2.

      Когда рычаги стеклоочистителей VR1 и VR2 полностью повернуты влево, это приводит к максимальной обратной связи, обеспечивая полное срезание низких и высоких частот.

      Когда дворники перемещаются в противоположную сторону от их вращения, мы получаем самую низкую обратную связь и, следовательно, максимальное усиление низких и высоких частот. Элементы управления не оказывают существенного влияния на центральные звуковые частоты (около 800 Гц) и предлагают максимальное значение усиления и ослабления примерно на 12 дБ.

      Общий уровень среза и усиления фактически предлагается на двух крайних значениях музыкального частотного диапазона, а 12 дБ — это максимум, который действительно потребуется в реальной жизни.

      1C1 подключен в инвертирующем режиме, и поэтому его неинвертирующий вход легко смещается до 50 % напряжения питания через резисторы R1 и R2. C2 используется для развязки любого шума, который обычно может подаваться на неинвертирующий вход через питающие шины через R1 и R2 или улавливаться из-за паразитной связи.

      Уровень шума и искажений, генерируемых схемой, минимален, даже если регуляторы потенциометра отрегулированы для получения максимально возможного повышения (что по-прежнему позволяет схеме иметь крайне минимальный уровень усиления по напряжению).

      Как только один или оба регулятора тембра настроены на срез, IC1 предлагает коэффициент усиления замкнутого контура ниже единицы. При использовании некоторых операционных усилителей с внутренней компенсацией коэффициент усиления замкнутого контура меньше единицы может вызвать нестабильность, а внутренняя компенсация предназначена просто для коэффициента усиления замкнутого контура по напряжению, равного единице или выше.

      Были проведены эксперименты с рядом TL081 CP IC в схеме, и никаких осложнений с нестабильностью обнаружено не было.

      Схема может дополнительно хорошо работать при использовании ИС 741C, и в реальной жизни маловероятно, что какое-либо заметное падение эффективности действительно будет заметно при использовании ИС 741. Однако количество шума и искажений, вероятно, будет несколько выше по сравнению с ИС 741. микросхема TL081CP.

      Частотная характеристика

      На следующем рисунке ниже показаны предполагаемые частотные характеристики пары потенциометров управления, когда они расположены для максимального усиления и среза. Эти отклики включают довольно превосходную симметрию, и схема предлагает характеристики, которые очень близки к плоскому отклику, когда потенциометры отрегулированы в центральном положении.

      При этом помните, что допуск потенциометра может быть довольно большим, около 20%, и что физическая центральная точка регулировки может оказаться невозможной для правильной электрической центральной точки.

      Однако какие-либо погрешности, вызванные этой ситуацией, в пределах теоретически ровной АЧХ могут быть весьма незначительными. Построение регуляторов тембра почти не вызывает вопросов.

      Коэффициент усиления по напряжению настолько минимален, что даже если управление отрегулировано для получения оптимального усиления, не может быть абсолютно никакого риска нестабильности.

      Как подключить потенциометры

      Убедитесь, что контакты регуляторов потенциометров подключены правильно.

      Ссылаясь на схему управления тембром с двумя операционными усилителями, регулятор высоких частот VR1 обеспечивает усиление, когда его движок перемещается в сторону конца вращения C3, или, наоборот, устанавливается срез, когда регулятор вращается в направлении конца C6.

      Таким же образом регулятор низких частот VR2 обеспечивает усиление, когда ползунковый регулятор перемещается в сторону конца вращения R3, или, наоборот, устанавливается срез, когда он настраивается в направлении конца вращения R6. Обратите внимание, что вы обнаружите небольшое усиление напряжения примерно в 5 раз по сравнению со схемой при опорном уровне 0 дБ.

      3-канальная регулировка тембра (Bass, Treble, Presence Controls)

      Следующая концепция объясняет 3-канальную схему регулировки тембра, которая может использоваться для генерации откликов управления басами и высокими частотами, и в дополнение к этому, схема также может использоваться для контроля присутствия или контроля средних частот.

      Входной музыкальный сигнал подается через разъем SK1 на 1-й каскад операционного усилителя, сконфигурированный вокруг IC1. Он подключен как неинвертирующий усилитель с коэффициентом усиления, который фиксируется соотношением резисторов R3 и R1. Для этой 3-канальной схемы регулировки тембра коэффициент усиления зафиксирован на единице.

      Первый каскад операционного усилителя должен быть изолирован от следующего каскада во избежание эффектов нагрузки. Выход ICI подается через 3 конфигурации схемы формирования частоты на IC2. Три регулятора тембра построены вокруг потенциометров RV1, RV2, RV3, которые дополнительно образуют часть пути обратной связи IC2, который сконфигурирован как еще один каскад инвертирующего операционного усилителя.

      Детали, используемые вокруг трех потенциометров, выбраны таким образом, чтобы обеспечить требуемые результаты управления частотой и тоном.

      Простая транзисторная схема управления тембром

      Эта простая транзисторная схема управления тембром может быть легко включена в любую музыкальную систему, такую ​​как стереоусилитель, дискотека или что-то еще. Это связано с тем, что он имеет большой входной импеданс (более 100 кОм), минимальный единичный коэффициент усиления по напряжению и низкий выходной импеданс.

      Стандартные регуляторы низких и высоких частот встроены в устройство. Эти фильтры имеют около 12 дБ усиления и среза на частотах 100 Гц и 10 кГц соответственно. Уровни шума и искажений, связанные с этой транзисторной схемой управления тембром, имеют тенденцию быть невероятно низкими из-за огромного количества используемой отрицательной обратной связи и из-за того факта, что схема способна работать с уровнями выходного сигнала со среднеквадратичными значениями в несколько вольт без ограничения.

      Транзистор Q1 выполнен в виде простого буферного каскада эмиттерного повторителя, что обеспечивает повышенное входное сопротивление устройства. Конденсатор C2 соединяет выход Q1 со схемой регулировки тембра. Схема представляет собой активную схему управления тембром, которая обеспечивает частотно-избирательную отрицательную обратную связь с усилителем. Усилитель, использующий Q2, подключен как стандартный каскад с общим эмиттером, напрямую подключенный к Q3, который является выходным транзистором эмиттерного повторителя. Последний предлагает устройству низкий выходной импеданс.

      Эта схема регулировки тембра несколько проще, чем типичная установка Baxandall, однако она все же способна обеспечить очень реалистичное звучание. Потенциометр RV1 настроен на регулировку диапазона низких частот схемы, а потенциометр RV2 управляет регулятором высоких частот.

      Обратная связь активизируется до самого высокого уровня, когда ползунки потенциометра сдвинуты в крайнее правое положение, а обратная связь становится минимальной, когда ползунки потенциометра полностью повернуты влево.

      Излишне говорить, что коэффициент усиления цепи управления тембром обратно пропорционален уровню обратной связи. Это означает, что когда генерируется максимальная обратная связь, она соответствует максимально возможному сокращению, а не полному усилению. Потребляемый ток регулятора тембра не более 1мА на вольт питания.

      Усилитель высоких частот для гитар

      Для усиления высших гармоник и создания более ослепительного звука можно использовать схему усилителя высоких частот с электрогитарой (а также с музыкальными устройствами). Такая схема имеет достаточно ровную характеристику на басах и на большей части средних звуковых частот со значительным усилением на верхних средних и нижних высоких частотах.

      Чтобы обеспечить высокую стабильность и пониженный уровень шума, обычно придают небольшое значение верхним частотам. Это также позволяет избежать чрезмерно жесткого вывода.

      Частотная характеристика показана на графике ниже.

      Конструкция представляет собой операционный усилитель, работающий в неинвертирующем режиме.

      R4 и R5 смещают неинвертирующий вход через развязывающую цепь, состоящую из R3 и C3. Блокировку по постоянному току обеспечивают С4 и С5 на входе и выходе соответственно.

      Когда SW1 находится в разомкнутом состоянии, резисторы R1, R2 и C1 обеспечивают почти 100-процентную отрицательную обратную связь, обеспечивая усиление схемы и плоскую характеристику. Замыкая SW1, часть обратной связи через R1 и R2 развязывается на частотах выше нескольких сотен Гц, что приводит к желаемому восходящему отклику. На пиковых высоких частотах обратная связь через C1 позволяет затухать отклику на частоте около 5,5 кГц, предотвращая чрезмерное усиление чрезвычайно высокочастотных гармоник.

      Сеть кроссовера 1800 Гц

      Приведенная ниже схема взята из документа National Semiconductor Corporation Application Note AN-346, в котором представлен звуковой операционный усилитель LM833. Вы вполне можете использовать в этой схеме другой малошумящий операционный усилитель; если их довольно легко найти, возьмите пару TL072 или TL082.

      Стоит отметить, что необходимо раздельное питание; он указан как +15 В и -15 В, хотя разделенных источников +/- 12 В или даже +/- 9 В также будет достаточно .

      Пара из 9 шт.-вольтовые батареи могут быть использованы для питания собранной схемы при тестировании прототипа. По данным National Semiconductor, это кроссовер с «постоянным напряжением», который указывает, что общее выходное напряжение низких и высоких частот будет одинаковым на всех частотах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *