6Р3С 1 усилитель однотактный – 63-1 65.

6Р3С 1 усилитель однотактный – 63-1 65.

Двухтактный стереофонический ламповый усилитель — Усилители на лампах — Звуковоспроизведение

Сергей Никитин

Эта статья — продолжение начатой темы про ламповые усилители, где мы рассматривали изготовление стереофонического SE-усилителя на лампах EL34 (6П3С), или КТ88.
В этой заключительной части моего повествования, мы попробуем собрать вместе с Вами двухтактный (РР) стереофонический усилитель на лампах КТ88.

Но для начала, как всегда напомню правила техники безопасности. Ламповый усилитель на 6Р3С-1: особенности конструкции и применения

Каковы основные характеристики лампы 6Р3С-1. Как правильно собрать ламповый усилитель на ее основе. Какие преимущества дает использование 6Р3С-1 в аудиотехнике. На что обратить внимание при конструировании лампового усилителя.

Содержание

Особенности и характеристики лампы 6Р3С-1

Лампа 6Р3С-1 представляет собой двойной выходной лучевой тетрод с общим катодом. Эта радиолампа специально разработана для применения в усилителях низкой частоты и обладает рядом важных характеристик:

  • Напряжение накала: 6,3 В (при параллельном включении нитей) или 12,6 В (при последовательном)
  • Напряжение анода: 350 В
  • Напряжение второй сетки: 200 В
  • Ток анода: 47,5±17,5 мА
  • Входная емкость: 13±3 пФ
  • Выходная емкость: 6±2 пФ

Благодаря наличию двух тетродов в одном корпусе, 6Р3С-1 позволяет создавать компактные и эффективные усилительные каскады. Общий катод упрощает схемотехнику и снижает количество необходимых компонентов.

Преимущества использования 6Р3С-1 в ламповых усилителях

Применение лампы 6Р3С-1 в аудиотехнике дает ряд существенных преимуществ:


  1. Высокая линейность характеристик, обеспечивающая низкий уровень искажений
  2. Хорошая перегрузочная способность, позволяющая воспроизводить динамичный звук
  3. Приятное «ламповое» звучание с мягким, теплым тембром
  4. Возможность работы в триодном режиме для получения еще более линейной характеристики
  5. Надежность и долговечность при правильной эксплуатации

Эти качества делают 6Р3С-1 отличным выбором для построения как бюджетных, так и высококлассных ламповых усилителей.

Основные схемы включения 6Р3С-1

Существует несколько базовых схем включения лампы 6Р3С-1 в усилительных каскадах:

Пентодное включение

Классическая схема, обеспечивающая максимальную мощность. Вторая сетка подключается к источнику анодного напряжения через гасящий резистор. Этот режим дает наибольшее усиление, но и более высокий уровень искажений.

Ультралинейное включение

Компромиссный вариант между пентодным и триодным режимами. Вторая сетка подключается к отводу выходного трансформатора, что улучшает линейность характеристики. Это позволяет получить мощность, близкую к пентодному включению, но с меньшими искажениями.


Триодное включение

Вторая сетка соединяется с анодом. При этом снижается выходная мощность, но значительно улучшается линейность. Такой режим часто применяется в высококачественных усилителях, где важна минимизация искажений.

Особенности конструирования усилителя на 6Р3С-1

При разработке лампового усилителя на основе 6Р3С-1 следует учитывать ряд важных моментов:

  • Необходимость обеспечения хорошего теплоотвода, так как лампа выделяет значительное количество тепла
  • Важность правильного выбора и расчета выходного трансформатора
  • Тщательный подбор режимов работы лампы для минимизации искажений
  • Использование качественных компонентов в цепях питания и межкаскадных связях
  • Обеспечение надежной защиты от поражения высоким напряжением

Соблюдение этих рекомендаций позволит создать надежный и качественный ламповый усилитель с отличным звучанием.

Расчет основных параметров усилителя на 6Р3С-1

Для правильной работы усилителя необходимо произвести расчет ключевых параметров схемы. Рассмотрим основные этапы:


  1. Выбор рабочей точки лампы по ее характеристикам
  2. Расчет катодного резистора для обеспечения нужного смещения
  3. Определение параметров анодной нагрузки
  4. Расчет выходного трансформатора
  5. Выбор компонентов цепей обратной связи

Важно отметить, что для получения оптимальных результатов может потребоваться несколько итераций расчета и экспериментальный подбор некоторых значений.

Практические советы по сборке усилителя на 6Р3С-1

При сборке лампового усилителя на 6Р3С-1 рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Использовать качественные панельки для ламп с надежным контактом
  • Применять толстые провода для цепей с большим током
  • Обеспечить хорошее экранирование входных цепей для снижения наводок
  • Использовать Star Ground — схему заземления для минимизации помех
  • Тщательно отфильтровать все напряжения питания
  • Обеспечить хорошую вентиляцию корпуса усилителя

Соблюдение этих рекомендаций поможет избежать многих проблем при эксплуатации усилителя и получить максимальное качество звучания.


Настройка и тестирование усилителя на 6Р3С-1

После сборки усилителя необходимо провести его настройку и тестирование. Основные этапы включают:

  1. Проверку всех напряжений питания
  2. Установку рабочих токов ламп
  3. Проверку формы сигнала на выходе усилителя
  4. Измерение частотной характеристики
  5. Оценку уровня шумов и помех
  6. Тестирование на различных уровнях громкости

При необходимости производится подстройка режимов работы ламп и корректировка цепей обратной связи для достижения оптимальных параметров.

Возможные проблемы и их устранение

При работе с ламповым усилителем на 6Р3С-1 могут возникнуть некоторые типичные проблемы:

  • Повышенный уровень фона: обычно решается улучшением фильтрации питания и экранированием
  • Искажения на высоких уровнях громкости: может потребоваться корректировка режимов работы ламп
  • Нестабильность работы: часто связана с некачественными компонентами или неправильной разводкой платы
  • Перегрев ламп: решается улучшением вентиляции или снижением анодного напряжения

Большинство проблем можно устранить путем тщательной проверки схемы и качества используемых компонентов.


Модификации и улучшения базовой схемы

Существует множество способов улучшить базовую схему усилителя на 6Р3С-1:

  • Использование катодного повторителя на входе для лучшего согласования с источником сигнала
  • Применение регулируемой обратной связи для настройки характера звучания
  • Внедрение схем стабилизации режимов работы ламп
  • Использование высококачественных межкаскадных конденсаторов
  • Применение отдельных выпрямителей для разных каскадов усилителя

Эти модификации позволяют значительно улучшить параметры усилителя и качество его звучания.


Двухтактный стереофонический ламповый усилитель — Усилители на лампах — Звуковоспроизведение

Сергей Никитин

Эта статья — продолжение начатой темы про ламповые усилители, где мы рассматривали изготовление стереофонического SE-усилителя на лампах EL34 (6П3С), или КТ88.
В этой заключительной части моего повествования, мы попробуем собрать вместе с Вами двухтактный (РР) стереофонический усилитель на лампах КТ88.

Но для начала, как всегда напомню правила техники безопасности:

ВНИМАНИЕ!!!! Перед изготовлением или даже макетированием лампового усилителя необходимо изучить «Правила электробезопасности», потому что в ламповых усилителях рабочие напряжения в разы превышают напряжения в вашей электрической сети, в схемах имеются накопительные конденсаторы, которые длительно могут сохранять в себе мощный заряд способный убить человека.

Как и в предыдущей статье, здесь будут описаны личные ощущения в восприятии звука, некоторые моменты с которыми я столкнулся в процессе работы, ошибки и прочее.

А теперь всё по порядку, о том, как это у меня начиналось. Расскажу немного предысторию своего творчества, постараюсь по короче, чтобы Вам не очень надоесть.

Обычно люди начинают конструировать что по легче, проще, но у меня это почему-то не катит. И я начал сразу делать не простенький однотактный, а сразу двухтактный, и как всегда из того что есть в наличии или можно найти почти бесплатно.

Нашёл подходящее железо, на мой взгляд, какой то трансформатор от блока питания, но не китайский это точно, мощностью около 30-20 Вт. Начал прикидывать, на что он может сгодиться — и получилось что анодная обмотка только под провод 0,1мм.
Вот когда я его намотал, то решил для себя — таким проводом больше не мотаю, пусть лучше трансформатор будет больше чем надо (запас, как говорится не тянет), но тонким проводом мотать — это очень трудно, а тут ещё звуковой «пирог».
Это был мой первый макет, который понравился и с которого всё и началось.
Колонки на которых и слушал своё творение, были 25АС-126, которые пришлось переделывать, потому что очень громкая середина резала уши. Примерно такой же эффект наблюдается и у S-90.
Про переделку 25АС-126 на этом сайте я уже писал.

Следующий усилитель уже делался полной и законченной конструкцией, и сразу на 6Р3С-1, потому что они у меня уже были в наличии от доставшегося ТУ-100, это старый ламповый усилитель, кстати, в нём приличный силовой трансформатор есть и не плохое железо на звуковом.

Покопавшись в загашниках нашёл его фото и данные по звуковым трансформаторам. Вот в этом усилителе и были применены выходные трансформаторы с коротким сердечником (35мм) и огромным окном (высота намотки 25мм), на фото ниже за лампой видно, что они не стандартные.

На каждый анод было намотано по 1440 витков и выходная обмотка 116 витков. Диаметры проводов уже не помню.
Как видно на фото здесь и регулятор баланса, и регулятор тембра. Но в последствии, оказалось что кроме регулятора громкости ничего не нужно, отказ от лишних прибамбасов ещё и лишний каскад сэкономило.
Анодное напряжение было 350В, фазоинвертор на 6Н2П. Этого одного каскада было достаточно для раскачки 6Р3С-1, чувствительность правда была около 1В.

Не удобно измерять ток анодов у 6Р3С-1, катод у них общий, и приходилось изгаляться, измеряя падение напряжения на трансформаторе при известном сопротивлении его обмоток.

Измерял очень аккуратно, потому что высокое напряжение и длинные концы измерительных проводов — всячески пытаются загнать каскад в самовозбуждение.
Внешний вид этого усилителя конечно не очень, я и не старался, так как нужно было быстрее его «сварганить», вот «оно» и получилось таким.

Следующий усилитель уже был на 6П1П, и тоже из того что нашлось в закромах.
Пробовал там 6П14П, не понравился мне у них звук, очень такой сильно ретро, и лампа 6П14П с внешним смещением, быстро уходит в саморазогрев.

Вот он на фото, с 6П1П. Очень не плохо звучал, и звучит сейчас в Москве, но его мощности для меня не хватало и я снова вернулся к 6Р3С.

И получилось это. Монстр.

Но его внешний вид мне очень быстро разонравился, и я «зарядил» собрать усилок ещё мощнее, пытаясь выжать из ламп 6Р3С под 100Вт.

И у меня получилось вот это.

Но в этой конструкции меня ждало разочарование — параллельно соединённые аноды ламп, сделали звук ужасным.

В наличии у меня уже были ГУ-50 в количестве, позволяющем их немножко портить, да и панели под них такие же как у 6Р3С.
Решил попробовать собрать усилитель на них.

И получилось вот это.

Звук конечно не такой бархатный получился как в самом первом случае с 6Р3С-1 (одна лампа на канал), но довольно зачётно. Напрягало только 540 Вольт анодного, не приятно там под таким напряжением измерения производить.
Эта конструкция проработала у меня с 2010 года по 2015 год.

Параллельно с этим усилителем, был сделан ещё вот такой вариант на 6Р3С, для себя и удовольствия, потому что, ну очень они (6Р3С) мне понравились по звучанию.

Но не долго я им наслаждался.
Как то в гости ко мне друг привёз своего друга, и он ему понравился ещё больше меня и усилитель уехал уже с ним…

Затем были эксперименты с 6П3С и кенотронами. Очень удачная конструкция, жаль что пришлось там четыре диода поставить в выпрямитель смещения выходных ламп, а так всё было бы на лампах.

Там даже электролиты стоят и работают старые из советских телевизоров и резисторы в основном ВС.

Как я уже говорил, что каждая конструкция — это эксперимент.
Появились у меня лампы 6С41С (мощные триоды), да ещё большие стрелочные индикаторы долго лежат без дела, ну и ко всему прочему я в триодном режиме ещё не слышал лампы (не собирал) и опять появилась новая конструкция.

По звуку она мне очень понравилась, в драйвере стояла 6Н6П, пробовал поставить 6Н23П ( у них цоколёвка одинаковая и за пределы характеристики не заходят), оказалось, что с 6Н23П звук гораздо мягче.

Вот на этой-то конструкции, я напоролся на эти жёлтые конденсаторы (при них говорилось в предыдущей статье), которые и испортили звук. Теперь я знаю, что это плохо. Конденсаторы потом были заменены.

Но скажу — 6С41С это «тяжёлая» лампа, с большим током накала, с большим запирающим напряжением около 140 Вольт, очень долго греется и пока греется и даже работает — всё время сама потрескивает (главное что не в колонках). Остывает опять потрескивает.
Панельки под неё нужны очень хорошие, керамические.
Для того что бы не греть катодный резистор (а там около 140 вольт и при токе 0,07А) и не делать очень большое анодное напряжение питания (на минус эти 140 Вольт, которые теряются на катодном резисторе) сделал усилитель с внешним смещением. Но тогда лампа стала не стабильна, уходит в саморазогрев.
Пришлось комбинировать. Около 30 Вольт автосмещения, остальное принудительно. Тогда стала работать отлично, правда уже не у меня.

Индикаторы стрелочные использовались для контроля выходной мощности, и самое главное могли использоваться для контроля тока анода (катода) выходных ламп.
На этом усилителе выжималось около 30Вт.

 

Наверно я Вас уже утомил, извините, теперь возвращаемся к описываемой конструкции, которую и будем собирать.
Первоначально я во всех своих конструкциях двухтактных усилителей использовал вот эту классическую схему фазоинвертора.

Очень достойная схема, как не странно до 54 кГц с ней усилители прокачивали. На 6Н2П получался бОльший коэффициент усиления и мягче звук. 6Н1П звучали как бы детальнее, она на 6Н8С похожа по звучанию.

Как видно на фото 2016 года, внешний вид нашего усилителя немножко изменился. Верхняя панель в процессе творчества, была испилена и изрезана под разные лампы и панели, поэтому пришлось делать сверху вот такие декоративные накладки, чтобы закрыть те отверстия, которые там образовались.

Теперь по схеме и деталям. Входной каскад сделан на 6Н9С, она немножко мягче звучит чем 6Н8С, но если хотите детальности, то лучше 6Н8С. Их для пробы можно менять без изменения схемы, но для правильной их работы — нужно менять режим работы лампы.

У 6Н9С большое выходное сопротивление, поэтому раскачать выходной каскад ею без завала АЧХ трудно, но пробовать можно.

ВНИМАНИЕ: Никогда не вытаскивайте лампы во включенном усилителе, даже входных каскадов. Можно вставлять холодную лампу. Иначе пробой и вывод из строя выходной лампы вам обеспечен.

Фазоинвертор сделан на 6Н8С уже по другой схеме, для «пробивания» бОльшей входной ёмкости выходных каскадов, и вроде он симметричнее работает. По звуку мягкости не добавило, но вроде ничего не испортило. До этого стояли там 6С5С (1960 года выпуска, новые), как на фото, но одна сгорела, в магазин снова идти не захотелось, а 6Н8С есть ещё в запасах, по этому немножко изменив на ламповой панельке распайку поставил туда 6Н8С. Правда один триод остался не у дел, а параллелить не стал, имею не очень хорошие впечатления от этого.

Выходной каскад сделан на КТ88, дорогие стали они сейчас около 70 уёв за штуку, по этому с ними осторожнее.

Пробовал их в триодном режиме не понравились (усилитель был заряжен на триод и пентод, там даже переключатель остался), в рекомендуемом в справочниках пентодном включении (это когда вторая сетка соединяется с питанием анодных цепей) мне не понравились тоже, резкий звук. По этому потихоньку уменьшая напряжение на второй сетке при поддержании анодного тока около 80мА, вышел вот на такие параметры резистора R23.
Анодный ток измеряется путём измерения падения напряжения на катодных резисторах R32-R33 (в пределах 0,8-0,9В). Главное чтобы в канале токи были как можно одинаковыми, иначе будет небольшая «бяка» со звуком и главный минус — фон в колонках. Я заказывал подобранную четвёрку КТ88, по этому после их приработки, они уже никуда не «уплывают».

В этой схеме сделана задержка подачи высокого напряжения, на реле Р1-Р2, они на 24В от бесперебойника UPS-1200 . Для более плавного пуска стоят терморезисторы NTC R26-R27 на 16 Ом, можно их вообще не ставить, а можно и 25 Ом. При включении в сеть, конденсаторы блока питания начинают плавно заряжаться через резисторы R24 и R25, так же заряжается через резистор R36 конденсатор С33. По достижении напряжения пробоя неоновой лампочки HL1, лампа пробивается, конденсатор С33 разряжается через управляющий электрод тиристора, он открывается, включает реле Р1-Р2, которые своими контактами шунтируют резисторы R24 и R25, и разряжают времязадающий конденсатор С33 для подготовки его к последующему включению. У меня получилось время задержки около минуты. Почему неоновая лампочка, а не динистор? Она не даёт тока утечки, по этому конденсатор С33 можно ставить небольшой ёмкости (только не электролит!!!) при большом сопротивлении время задающего резистора R36, да и у меня много этих неонок, поэтому нашёл им применение. Даже неонки от стартера на 127В ламп дневного света в «полевых» условиях ставил, до сих пор работает, но в другой конструкции.

В выпрямительных мостах нужно использовать быстрые диоды (они меньше помех дают) на соответствующее напряжение.
Можно ставить КД226, применялись в телевизорах 3УСЦТ и им подобных, можно и импортные Шотки, но имейте в виду, что Шотки очень боятся малейшего перенапряжения, поэтому их нужно брать с запасом по обратному напряжению (не менее двух напряжений питания).
Здесь на схеме я не нарисовал, но желательно в мосту каждый диод шунтировать конденсатором около 0,022-0,01мкФ 400В. Это всё для подавления помех.
Резисторы R46 и R35 нужны для снижения пусковых токов. Благодаря всем этим «наворотам», предохранители у меня ещё ни разу не сгорали (они установлены на платах в подвале шасси), поэтому про удобство их замены думать не надо.

В качестве дросселей используется один стандартный Д25 (тоже нашёлся в закромах), другой не известный, намотан проводом 0,4мм, индуктивность около 1 Генри, с какой то аппаратуры. Можно намотать самим, на подходящем железе, и не забывать про электрическую изоляцию, тут уже 460 Вольт!!

Межкаскадные конденсаторы нужно ставить как я уже писал ранее из вот этих.

Кстати, для эксперимента в питании второй сетки выходной лампы, зашунтировал электролиты жёлтыми конденсаторами. Не понравилось. Заменил старыми КБГ. Стало лучше. Здесь на фото вид его «потрохов». Между входным каскадом и фазоинвертором стоят конденсаторы 0,1 мкФ 200В, это те очень старые советские, и думаю что они ещё 100 лет проработают. Не бойтесь старых деталей, они надёжнее современных. Единственно с электролитами можно не угадать, хотя тоже работают.

Теперь снова про самое главное и муторное, это выходные трансформаторы.

Были у меня сначала здесь трансформаторы меньшей мощности, но потом решил перемотать из того что было. А была пара ТСШ-170, это от ламповых телевизоров, не ахти что, железо толстовато, на пределе.
Для расчёта выходных, данные брал из других источников, не сам считал, но немножко витков добавил в первичке.
Получилось в реале, а потом и пересчитал по своей методике, оказалось что совсем мало добавил, ниже 30 Гц заметно искажается сигнал, на слух не режет, но факт остаётся фактом.

И так это уже сделано, половинка (для одного анода) 800 витков плюс второй анод 800 витков, вторичка 64 витка, 800+800=1600 и делим на 64 витка получаем 25, коэф. трансформации, возводим в квадрат, получаем 625. Так как изначально делался этот трансформатор под 5000 Ом выходного сопротивления, то 5000/625=8 Ом, это то сопротивление нагрузки которое нужно. Но…. здесь теперь стоят лампы КТ88 у которых выходное сопротивление 3500 Ом, следовательно для такого расклада и 4-6 Ом нагрузки будет не критично.

Повторю ещё раз, мне эти трансформаторы не нравятся, по этому в проекте на будущее их заменить. Пока думаю из ОСМ-0,25, но может что ещё попадётся подходящее.
По мне анодная обмотка должна быть около 1200 витков каждая (1200+1200) на ТСШ-170, а вторичку нужно считать под конкретное сопротивление динамиков.
ТСШ-170 сам большой, а окно маловато, по этому нужно прикидывать всё точнее, что бы все обмотки влезли без проблем.

Первичная (анодная) обмотка моталась проводом 0,25мм, а выходная 0,51мм.

Намотка шла в следующей последовательности:
 — выходная обмотка — половина первого анода — выходная обмотка — половина второго анода — выходная обмотка — половина второго анода — выходная обмотка — половина первого анода — выходная обмотка.

Почему так? Это сделано для выравнивания активного сопротивления обмоток двух анодов.
Первая обмотка имеет самое маленькое сопротивление, а последняя самое большое при одинаковом количестве витков (диаметр обмотки больше). При таком раскладе они получаются почти идеальными.

Теперь пропитываем, сушим, проливаем. Всё как было в однотактном усилителе.
Проверяем АЧХ трансформаторов, вот здесь Вы измерите уже реальную АЧХ трансформаторов, потому как здесь нет подмагничивания сердечника, если конечно оба анода с одинаковым током работают.

Теперь силовой.

Силовой изначально был от ТУ-100, перематывались только накальные обмотки, но у него бумажные щёчки, и от старости после второго пробоя между лепестками на этих щёчках — было принято решение его заменить. Да, трансформатор мощный. Долго искать не пришлось, так как отходы ещё есть, и тут пригодились старые неисправные беспербойники UPS-1200.
Был намотан первый трансформатор, первоначально проверен ток Х.Х. при напряжении 220В, 180мА, вроде многовато, но намотал силовой, поставил…. и ужас, при включении магнитные экраны (между силовым и звуковыми) так хлопали об него (примагничивались), да ещё фон в колонках…. Короче пришлось его выкидывать, потому что он уже был залит и пропитан, а я заливаю так, что повторно уже не разобрать.

Взял с другого UPS-1200, фирма другая, там ток Х.Х. при 220 Вольт составил 38мА, мотал его вот так:

Сначала подаём на него 220вольт и измеряем выходное напряжение на его выходной (низковольтной) обмотке. Потом разбираем, сматываем и считаем витки, (до сетевой обмотки сматываем), делим их число на измеренное напряжение на этой обмотке, у меня получилось ровно 2 витка на вольт.

Ток суммарный всех анодов на который я рассчитываю этот усилитель 0,5А, по этому провод тоже получился 0,51мм и его у меня предостаточно. Потому как анодное напряжение большое (460 Вольт, а электролиты максимум 450 Вольт есть в природе), то его будем получать из двух соединённых последовательно источников, следовательно нам нужно и две обмотки. Считаем 460/1,4=326Вольт/2 обмотки=163вольт, но это без нагрузки, добавляем для круглости 17 вольт и получаем 180 Вольт переменки должна выдавать каждая анодная обмотка.

Для смещения самих ламп нам нужно около 40 Вольт, но на всякий случай и на падение на фильтрующих резисторах и запаса пусть там будет около 100Вольт, следовательно 100/1,41= около 70 вольт переменки. Ток там будет не большой несколько миллиампер, по этому это соотношение будет близким к истине. Теперь провод, каким мотать, у меня был 0,35 мм, предостаточно и не тонкий и не толстый. На нём остановлюсь.

Для питания реле нужно 24-28 вольт, по этому тут без расчётов я уже знаю что 20 Вольт переменки хватит отлично. Какой диаметр провода? Реле берут до 200мА, плюс светодиод, плюс ещё что то может быть, после прикидок места хватает, и 0,51мм думаю тоже достаточно.

Теперь конкретно по виткам.

W1-W2 − сетевые готовые.

W3-W4 − по 360 витков провода ПЭВ 0,51, у них сделаны отводы на 300-м витке, для универсальности трансформатора. На схеме я это не показал.

W5 − 140 витков провода 0,35 мм.

W6 − 40 витков провода 0,51 мм.

W7-W8 − по 13 витков провода 1,7мм., который кстати, был смотан с этого же трансформатора. Эти обмотки были намотаны с отводом от 11 витка, это 5В для накала двух кенотронов, и тоже для универсальности трансформатора, и ещё влезли две обмотки по 13 витков проводом 1,7 мм, это 6,3В чисто для накала.
Я стараюсь делать трансформатор более универсальным, потому что начинаешь делать один усилитель, а пока делаешь его, то в процессе работы вдруг потребуется изменить напряжение, или ещё что то, а с универсальным трансформатором всё это можно попробовать.

Не забываем хорошо изолировать между обмотками, особенно там где обмотка под кенотрон и его накал. Между другими обмотками достаточно два-три слоя изоляции, Внутри одной обмотки ряды изолируем одним слоем изоляции, этого достаточно.

Пропитываем, сушим, проливаем. Не забываем, что после первой пропитки пластины нужно будет подтянуть, так как наш лак растворит старый и они уложатся плотнее, может даже влезут оставшиеся «лишние» пластины.

Корпус здесь был сделан из фанеры, но видимо нужна качественная фанера, у меня она за это время немножко лопнула.

Как видно на всех фото размещение трансформаторов одинаковое и вид усилителей тоже практически одинаковый. Это получается из-за того, что я не нашёл другого более компактного размещения трансформаторов, чтобы силовые трансформаторы давали минимум помех на выходные звуковые.
Перед установкой трансформаторов нужно найти оптимальное положение при котором минимум помех в динамиках. Об этом я уже рассказывал в предыдущей статье про однотактные усилители.

Для удобства контроля анодных токов у меня стоят маленькие гнёзда от старой советской аппаратуры на верхней панели сзади, напротив каждой выходной лампы. Там же стоят резисторы для регулировки тока анода и симметрии токов.
Мне так удобнее, выставил ток каждой лампы, а потом подключаешь мультиметр, (а он у меня вот такой, с 1978 года служит мне верой и правдой), между катодами и выставляешь симметрией «Ноль».

Первое включение усилителя нужно производить через ЛАТР. Вообще самое первое включение я делаю без анодного питания, проверяю накалы, напряжение запирания ламп, и другие вспомогательные питания. Затем выставляю максимальное запирающее напряжение на сетках ламп (движок резистора R21 в самый верх по схеме), а движок резистора R18 «симметрия» в среднее положение, и после этого только включаю уже с анодным напряжением.

При первом включении с ЛАТРом!!!! необходимо перемкнуть анод-катод тиристора в цепи задержки высокого напряжения, либо соответствующие контакты реле К1.1-К1.2, плавно увеличивая напряжение питания измерить анодные питания и ток анода, дабы он случайно не «убежал» за пределы по каким то причинам. Смотрим что б ничего не дымилось и не взрывалось.
После вывода на номинальное напряжение питания начинаем уменьшать запирающее напряжение и смотрим за током анода обоих ламп, можно по очереди, но обязательно за обоими. Когда один из токов выходит на номинальный режим, резистором «симметрия» подгоняем второй к первому. И так пока не установим примерно одинаковые режимы.
Затем тоже делаем со следующим каналом. И опять возвращаемся к тому с которого начинали.

Эту операцию нужно будет повторять несколько раз, потому что с появлением нагрузки на анодное питание, оно будет проседать и уже выставленные анодные токи будут уменьшаться. К этому ещё добавляется приработка ламп, особенно первый час работы.

Окончательную «чистовую» регулировку нужно проводить не ранее чем через 1-1,5 часа работы. Но потом необходимо будет периодически контролировать токи анода, это первые несколько дней работы, затем это нужно будет делать не чаще раза в месяц или реже.

Что хочется сказать в заключении, это ещё не окончательная конструкция. Есть желание её переделать, попробовать другие варианты и детали.
Но ещё очень важное значение имеет какая у вас акустика. Я начал с 25АС-126, она дорабатывалась не однократно, оконечный вариант описан здесь. Получился волшебнейший звук, это просто фантастика, я мог по пол дня сидеть и слушать этот звук, очень трудно передать эмоции. Очень нравилось слушать «Релакс ФМ» через спутниковый ресивер (он кстати там на фотках попадается), выбрал один из двадцати наверное марок по звуку, была такая возможность выбирать. Но переехав в другую квартиру, в предыдущей была комната квадратная 4,2х4,2, этого бархатнейшего звука уже не стало.
Но самое интересное, что в новой квартире он работал ещё со строительной отделкой (пока шёл ремонт) и звучал вроде ничего, но… после шпатлевания стен всё резко изменилось в очень худшую сторону.
Немножко стало лучше после оклеивания стен обоями и заполнением комнаты мебелью, но это совсем не то что было в старой квартире. И даже новые колонки 80-ти литровые полноценные напольники, сделанные почти по Фен-Шую не вернули тот звук. Комната по площади почти такая же, только прямоугольная.
Вот так бывает со звуком. Очень хочется услышать именно тот звук, где были моменты когда от инфранизких частот пробирал животный страх, и кайф от звучания.

Желаю удачи.

 

vprl.ru

6Р3С-1 — Радиолампы — Пентоды и Тетроды выходные — ЭЛЕКТРОВАКУУМНЫЕ ПРИБОРЫ — Электронные компоненты (каталог)


 

Двойной выходной лучевой тетрод с общим катодом 6Р3С-1 предназначен для работы в усилителях низкой частоты.

Выводы лампы 6Р3С-1:

1первая сетка первого тетрода
2вторая сетка общая
3,7общий катод и лучевые пластины
4,6,8накал (подогреватель)
5первая сетка второго тетрода
А’,А»аноды выведены на верхние выводы

Лампа 6Р3С-1 выполнена в стеклянном бесцокольном корпусе с 8-ю нижними выводами и 2-мя верхними выводами анодов. Катод двух тетродов лампы общий оксидный косвенного накала. Нить накала имеет отвод от середины, что позволяет соединять её половины последовательно или параллельно.

Параметры лампы 6Р3С-1:

(номинальный режим)

Напряжение накала при параллельном включении нитей6,3В
Напряжение накала при последовательном включении нитей12,6В
Напряжение анода350В
Напряжение второй сетки200В
Напряжение смещения на первой сетке*-22В
Ток накала при паралельном включении нитей2,1±0,3мА
Ток накала при последовательном включении нитей1,05±0,15мА
Ток анода47,5±17,5мА
Ток анода при Uc1=0>220мА
Ассиметрия токов анода<28мА
Ток второй сетки<60мА
Коэффициент усиления первой сетки относительно второй>10
Ток утечки первой сетки<0,5мкА
Напряжение виброшумов (Ra=2Kom)<800мВ
Входная ёмкость13±3пФ
Выходная ёмкость6±2пФ
Проходная ёмкость0,3пФ
Срок службы1000ч

Предельные параметры лампы 6Р3С-1:

 

Напряжение накала при паралельном включении нитей5,7..6,9В
Напряжение накала при последовательном включении нитей11,4..13,8В
Напряжение анода600В
Напряжение второй сетки300В
Напряжение первой сетки отрицательное175В
Максимальная мощность на каждом аноде20Вт
Максимальная мощность на второй сетке7Вт
Мощность на первой сетке каждого тетрода1Вт
Ток катода (постоянный)250мА
Ток катода (пиковый)1,5А
Наибольшее напряжение между катодом и подогревателем100В

Температура баллона

250°C

Температура среды

-60..+100°C

* При измерении параметров одного тетрода второй тетрод запирается напряжением на сетке Uc1=-100В.

Более подробные параметры радиолампы 6Р3С-1 с анодными и анодно-сеточными характеристиками находятся в файле документации ниже.

Радиолампы 6Р3С-1 использовались в промышленном ламповом усилителе:

  • «Прибой УМ50-204С»:

Смотри также:

tec.org.ru

Подробнее о ламповых усилителях и их практические примеры

Здесь будет статья с картинками. Можно показать упрощенный вариант схемотехники усилителя на лампах 6Р3С. Эта лампочка нигде в оглавлении сайта не отмечена, а усилитель на ней сделан. В качестве донора для построения лампового усилителя на 6Р3С можно использовать трансляционный услитель 100У-101. Оттуда берут только выходной трансформатор. Можно попытаться применить силовик. Однако здесь нужно быть внимательным. Вначале следует тщательно оценить рассеяние, измерив ток холостого хода. Если ток не более 50 мА, то смело применяйте. Если ток конский, то просто продайте это железо новичку. Ему пока не важен уровень фона в усилителестроении.

Панельки для 6Р3С лучше использовать керамические (подходят от ГУ-50), поскольку нагревается лампа сильно. Карболит может подгорать и противно вонять. Остатки трансляционного усилителя 100У можно спокойно отнести на помойку. Лампа 6Р3С ничего выдающегося собой не представляет. Более того, баллон маловат для заявленной мощности рассеяния по аноду. Анодные выводы расположеня сверху баллона, это не очень удобно. Зато в каждом баллоне по два лучевых тетрода, схожих по характеристикам с 6П3С. Симметрией половинки лампы не отличаются, поэтому лучше тетроды одного баллона запараллелить, поставивив со всех сторон выравнивающие резисторы. Выходной трансформатор будет работать в облегченном режиме поскольку он рассчитан на параллельную работу трёх половинок в оригинальной схеме 100У. Если обеспечить принудительное воздушное охлаждение, то подгрузить лампочки можно побольше. Пример раскроя железного листа для изготовления корпуса показан ниже.

Пример схемы усилителя показан ниже. В отличие от усилителя 100У обе половинки лампы использованы в параллельном включении. 

Схема типовая, раскачки вполне достаточно. А вот картинку схемы выходного трансформатора показать стоит. Это типовой трансформатор от лампового усилителя 100У. Выглядит этот усь как квадратный яшик, нередко голбоватого цвета, с одним индикатором на лицевйо панели. Смысл этого усилителя в его размерах. Назначение — трансляционный. Следовательно выходной трансформатор у него специфический, для работы на длинную линию. И нужно трансформатор переделывать, простым путём, обыкновенной перепайкой. 

Перед применением его нужно внимательно осмотреть, убрать лишние соединиения, и провести ревизию. Усилители 100У-101 старые, часто ржавые. Обязательно выполняют проверку обмоток мегометром. Если откровенного брака нету, то дальше трансформатор пропитывают в парафине. Основательно нужно пропитывать. Полчаса в парафиновой ванне при 80-90- градусах. На печке можно греть, на даче, чтобы вонь парафиновую не нюхать. У меня есть более продвинутые чертежи для схемы выходного трансформатора, но показывать их пока не буду. Достаточно для понимания и этих стандартных картинок.

                                      Евгений Бортник, Красноярск, Россия, март 2013

paseka24.ru

Лампа 6Р3С (Тетрод) — DataSheet

 
Схема соединения электродов лампы 6Р3ССхема соединения электродов лампы 6Р3С

 

Корпус лампы 6Р3СКорпус лампы 6Р3С

 

Описание

Тетрод лучевой двойной для работы в выходных каскадах усилителей низкой частоты. Оформление — в стеклянной оболочке. Масса 100 г.

Основные параметры при паралельном включении подогревателей Uн = 6.3 В, при последовательном включении подогревателей Uн = 12,6 В,  U= 350 В, Uс2 = 200 В, Uс1 = -22 В  при измерении параметров одного тетрода другой запирают напряжением  Uс1 = -100 В
ПараметрУсловия6Р3СЕд. изм.
Аналог
Ток накалапри параллельном включении2,1±0,3А
при последовательном включении1,05±0,15
Ток анода каждого тетрода47,5±17,5мА
при Uс1 = 0≥220
Асимметрия токов анодов≤28%
Ток второй сеткипри Uс1 = 0≤60мА
Обратный ток первой сетки≤0,5мкА
Коэффициент усиления первой сетки относительно второй сетки —10
Напряжение виброшумовпри Ra = 2 кОм≤800мВ
Межэлектродные емкостивходная13±3пФ
выходная6±2
проходная≤0,3
Наработка≥1000ч
Критерии оценки
Ток анодапри Uс1 = 0≥180мА
Обратный ток первой сетки≤50мкА

 

Предельные эксплуатационные данные 
ПараметрУсловия6Р3СЕд. изм
Напряжение накалапри параллельном включении5,7-6,9В
при последовательном включении11,4-13,8
Напряжение анода600В
Напряжение второй сетки300В
Напряжение первой сетки отрицательное175В
Ток катода100мА
Мощность, рассеиваемая каждым анодом20Вт
Мощность, рассеиваемая второй сеткой7Вт
Мощность, рассеиваемая первой сеткой каждого тетрода1Вт
Ток катодапостоянная состовляющая250мА
пиковое значение1,5А
Напряжение между катодом и подогревателем100В
Температура баллона лампы250°C
Устойчивость к внешним воздействиям
Ускорениепри вибрации в диапазоне частот2,5(5-200 Гц)g
при многократных ударах12
Интервал рабочих температур окружающей среды-60…+100°C

Описание всех параметров смотрите в буквенных обозначениях параметров радиоламп.

Анодные характеристикиАнодные характеристикиАнодные характеристикиАнодные характеристикиАнодно-сеточные характеристикиАнодно-сеточные характеристики

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

rudatasheet.ru

Однотактные и двухтактные ламповые усилители: особенности звучания / Stereo.ru

На просторах рунета полно противоположных суждений о том, что же всё-таки лучше: single-ended или push-pull? Сторонники двух враждующих лагерей ударяются в самые невозможные крайности со всеми вытекающими последствиями. Значительно меньше адекватных статей и обзоров о разной специфике этих двух типов. А схемотехнических решений примерно поровну.

Мне хотелось бы описать основные особенности звучания этих двух типов. Без предвзятых мнений. Рассказать, какую музыку предпочтительнее слушать на том или ином типе.

Исторически изначально появились однотактные схемы, которые применялись в ламповых радиоприёмниках, радиостанциях и телевизорах. Среди их очевидных преимуществ можно выделить:

максимально короткий тракт, абсолютный класс «А»
одна лампа в выходном каскаде, не требуется подбор ламп в плече
значительная вторая гармоника даёт певучий звук
естественное соотношение между чётными и нечётными гармониками

С развитием медиа-индустрии людям понадобилась мощная аппаратура для озвучивания больших залов и кинотеатров. Однотактная схемотехника не справлялась с такими запросами. Количество ламп и их размеры увеличивались, а КПД оставался сравнительно низким. Да и сложности с изготовлением выходных трансформаторов для таких схем никто не отменял. Плюс ещё и тепла выделяли такие агрегаты — будь здоров. Наверное, батареи в аппаратных киномехаников точно не требовались. Как и в комнатах современных рядовых майнеров (за исключением зимнего периода в России).

Так вот, потом схемотехники взяли и придумали два плеча усиления. Когда звуковой сигнал расщепляется на две полуволны, усиливается по отдельности, и затем вновь собирается воедино выходным трансформатором. Такой вариант сразу дал несколько преимуществ:

двукратное возрастание мощности
общее снижение фона и помех, поскольку лампы в плече взаимно их вычитают
меньшие требования к качеству выходных трансформаторов
способность работать с акустическими системами с более высоким импедансом (сопротивлением)

Отрицательные моменты:

необходимость подбирать парные лампы и балансировать режим работы
нарушение естественного соотношения между чётными и нечётными гармониками (что существенно обедняет звук)
более затратная конструкция, т.к. ламп в схеме больше в два раза

Мне довелось собрать три двухтактных, и один однотактный УМЗЧ. Если выразиться точнее: двухтактный моно-усилитель для электрогитары с фиксированным смещением на выходных лампах 6п14п, двухтактный стереоусилитель с автосмещением на лампах 6п14п и двухтактный стереоусилитель с фиксированным смещением на выходных лампах 6п3с. Однотактная схема сделана на буржуйских лампах 6SL7 (Tungsol) и KT88 (Electro-harmonics).

Потребность в хорошем ламповом звуке для электрогитары, собственно, и побудила меня к «лампостроительству». Потом захотелось собрать усилок для стереокомплекса, сделать ламповый преамп, купить виниловый проигрыватель и задуматься о необходимости фонокорректора. Читая модные аудио-журналы, твёрдо решил поменять совдеповскую акустику «S-90» на двуполосные полочники от омской компании «Acoustic Lab» на динамиках Ciare. Обзавёлся дешёвеньким CD-проигрывателем «Iceberg», который играет на порядок выше звуковой карты «SB Audigy Player» и компьютерного DVD-привода. Ну а спаянный под конец школьных лет усилитель на микросхемах TDA7294 озвучивал фонограммы в моей комнате аж с 2003 года.

Второй ламповый двухтакт на 6п14п предназначался уже для прослушивания аудио. Звук вкатил сразу своим «объёмом, тёплом и атмосферой». Да, как бы это не казалось смешным после многочисленных словесных излияний в пользу лампы. Но так оно и было на самом деле. После TDA7294 и отечественных усилителей типа «Амфитона», «Радиотехники» и «Одиссея». Совсем иной характер звука, потрясающая динамика и передача высоких частот. «Dark side of the moon» и Stanley Clark открыли мне во всех подробностях прелести лампового звучания. Сопровождалось это стойким ощущением вынутых из ушей парой бируши. Тарелочки, панорама, поющая середина — очевидные отличительные черты лампового звука от транзисторного. И это сразу бросается в глаза (если не сказать – в уши). С момента вступления группы во вступлении пинк-флойдовской «Breathe».

В 2012 году у меня заказали сборку двухтакта 6п3с. Выходные трансформаторы на этот раз пришлось намотать самому на самодельном приспособлении. На омской оптовке купил какие-то трансы, размотал их и намотал новые по грамотным расчётам одного омского инженера. Количество витков, провод и железо рассчитывались по формулам конкретно под двухтактник на 6п3с.

Звучал этот аппарат намного взрослее, мощнее и объёмнее предыдущего. Всё-таки размеры баллонов имеют немаловажное значение. Это и понятно, потому что по мощности 6п3с в двухтакте выдаёт примерно 24 Вт, а 6п14п — 14 Вт. Для маленькой комнаты 3.5/3 метра — более чем достаточно. 6п3с может запросто озвучить зал среднестатистической городской квартиры. Впрочем, для комфортного прослушивания музыки вполне достаточно мощности и в 10 Вт, но существует ещё такое понятие, как запас мощности по динамическому диапазону. То есть, если усилитель играет даже на маленькой громкости, то сразу становится понятно, что «под капотом» у него спрятаны большие мускулы. А с запасом в 10 Вт есть вероятность появления неприятных искажений на крайних положениях ручки громкости. Однако, это касается скорее транзисторных, нежели ламповых усилков.

Как ни странно, самый простой схемотехнически усилитель — однотакт KT88 — стал последним собранным мною аппаратом. В инете была найдена схема с автосмещением и пентодным режимом работы выходного каскада. В драйвере стояла лампа 6SL7 фирмы Tungsol. Лампы для двух каналов и плёночные конденсаторы «Solen Fast Cup» заказывались из США на сайте Tubedepot. Пришло всё примерно за месяц. Лампы бережно запакованы, всё в целости и сохранности. Выходные трансформаторы изготавливал сам на железе от промышленных ОСМ-0.25 по расчётам своего приятеля инженера. В питании использовал уже проверенные ТА-201 и ТН-36, диодную сборку KBU и фильтрующие дроссели.

Все четыре ламповых агрегата делались на диодной сборке в питании. С кенотронами так почему то и не связался. Питание подавалось через стандартную схему раздельного включения накала и анодного напряжения.

Первые впечатления от прослушивания однотакта — звуковая картина намного более детально прорисовывается по средним и высоким частотам. Струнные и духовые инструменты, распределение источников звука по панораме, артикуляция и объёмы – просто потрясающие. Можно услышать все детали звукоизвлечения у гитары и контрабаса. Скольжение пальцев по струнам слышно так, будто исполнитель сидит в метре от тебя. Этот аппарат как бы «допевает» музыкальный материал и привносит в окончательную аранжировку свой неповторимый почерк. Двухтакт же даёт больше панча и звукового давления по низам. Чего, как мне показалось, немного не хватает у однотакта. Но это можно исправить каким-нибудь предварительным усилителем после CD-проигрывателя.

Однотакты прекрасно воспроизводят звучание как симфонического оркестра, так и малые формы в виде камерной музыки и джаза. Словом, где требуется детальная прорисовка музыкальной картины и передача пространственного расположения источников звука — там своё назначение однотакты выполняют на все 100%. Если же вы любитель рока и ритм-н-блюза, где нужен «панч» и звуковое давление — тогда смело выбирайте двухтактный вариант. За исключением тяжёлых стилей музыки: металла, трэша и разных «core». Для этих направлений подходят только транзисторные усилители. Поскольку объём и воздух, формируемые ламповой техникой, — абсолютно не нужны в стилях с «чёсовой» электрогитарой. Да и потом такого пространства в аранжировке тяжёлых направлений почти нет, а идёт сплошная стена звука (за редкими исключениями, конечно же).

Ну а для симфонической музыки, джаза, фьюжна и авторской песни — наилучшим решением станет однотакт.

http://leomus.ru- гитарная музыка и описание ламповых усилителей

Музыкальный материал

Pink Floyd — Dark Side Of The Moon / CD, Stereo

The Stanley Clarke Band 2010 / CD, Stereo

Sting — Symphonicities / CD, Stereo

Joe Satriani — Not Of This Earth / CD, Stereo

Beatles — White Album / CD, Stereo

Robert Plant — Band Of Joy / CD, Stereo

David Gilmour / CD, Stereo

stereo.ru

Двойной лучевой тетрод 6Р3С-1

Двойной лучевой тетрод

Обозначения: А’ — верхний вывод анода первого тетрода, А» — верхний вывод анода второго тетрода, с1‘ — первая сетка первого тетрода, с1« — первая сетка второго тетрода, с2 — вторая сетка, к — катод, п — подогреватель катода, лп — лучеобразующие пластины.

Общие данные

Применяется для работы в выходных каскадах усилителей низкой частоты.
Оформление — в стеклянной оболочке. Масса 100 г.
 

Междуэлектродные емкости, пФ

Входная 13+-3. Выходная 6+-2. Проходная не более 0.3.
 

Номинальные электрические данные

при параллельном включении подогревателей Uн = 6.3 В,
при последовательном включении подогревателей Uн = 12.6 В,
Uа = 350 В, Uс2 = 200 В, Uс1 = -22 В *)
Ток накала при параллельном включении, А 2.1+-0.3
Ток накала при последовательном включении, А 1.05+-0.15
Ток анода каждого тетрода, мА 47.5+-17.5
Ток анода при Uс1 = 0, мА не менее 220
Асимметрия токов анодов, % не более 28
Ток 2-й сетки (при Uс1 = 0), мА не более 60
Обратный ток 1-й сетки, мкА не более 0.5
Коэффициент усиления 1-й сетки относительно 2-й сетки 10
Напряжение виброшумов (при Rа = 2 кОм), мВ не более 800
Наработка, ч не менее 1000
Критерии оценки:  
      ток анода при Uс1 = 0, мА не менее 180
      обратный ток 1-й сетки, мкА не более 50

*) При измерении параметров одного тетрода другой запирают напряжением Uc1 = -100 В.

Предельно допустимые электрические величины

Напряжение накала при параллельном включении, В 5.7 — 6.9
Напряжение накала при последовательном включении, В 11.4 — 13.8
Напряжение анода, В 600
Напряжение 2-й сетки, В 300
Напряжение 1-й сетки отрицательное, В 175
Мощность, рассеиваемая каждым анодом, Вт 20
Мощность, рассеиваемая 2-й сеткой, Вт 7
Мощность, рассеиваемая 1-й сеткой каждого тетрода, Вт 1
Ток катода (постоянная составляющая), мА 250
Ток катода (пиковое значение), А 1.5
Напряжение между катодом и подогревателем, В 100
Температура баллона, град. С 250
Устойчивость к внешним воздействиям:  
      ускорение при вибрации в диапазоне частот 5 — 200 Гц, g 2.5
      ускорение при многократных ударах, g 12
      интервал рабочих температур окружающей среды, град. С от -60 до +100

 

Характеристики зависимости тока анода от напряжения на аноде

 
 

Характеристики зависимости тока анода от напряжения на аноде

 
 

Характеристики зависимости тока анода от напряжения на сетке

Параметры и цифровые данные режимов работы ламп приводятся вместе с изображением их цоколевки. В числителе указывается напряжение на данном электроде относительно катода в вольтах, в знаменателе — ток в амперах или миллиамперах. Для ламп, требующих автоматического смещения, у вывода катода указывается величина сопротивления в катоде. У двойных триодов значения параметров приводятся для одного триода. Нумерация внешних выводов соответствует виду на цоколь лампы снизу.

 

В «Справочнике» приняты следующие сокращения:

S — крутизна характеристики, мА/В;

Sп — крутизна преобразования, мА/В;

Sг — крутизна гетеродинной части лампы, мА/В;

Ri — внутреннее сопротивление, кОм;

K — коэффициент усиления;

Rа — сопротивление нагрузки, кОм;

Pа — максимально допустимая мощность, рассеиваемая на аноде, Вт;

Pвых — полезная мощность (получающаяся при допустимой величине коэффициента нелинейных искажений), Вт;

Cа-к — емкость анод-катод у диодов, пФ;

Cвх — входная емкость (сетка-катод у триодов и сетка-катод и экран у экранированных ламп), пФ;

Cвых — выходная емкость (анод-катод у триодов и анод-катод и экран у экранированных ламп), пФ;

Cпр — проходная емкость (управляющая сетка-анод), пФ;

Uобр — наибольшая амплитуда обратного напряжения между анодом и катодом, В;

Im — наибольший импульс выпрямленного тока (на один анод), мА;

Iв — выпрямленный ток, мА;

Uз — напряжение зажигания, В;

Uст — напряжение стабилизации (у стабилизаторов тока начало и конец стабилизации), В;

Iст — ток стабилизации, мА;

Iа — ток анода, мА;

Uа — напряжение анода, В

Uн — напряжение накала, В

Iн — ток стабилизации, А;

Is — ток эмиссии, мА;

Зарубежные радиолампы (справочник): Дополнение, обсуждение и т.д.



oldradio.su

Три варианта схемы усилителя | журнал SalonAV

Сделать усилитель непросто. Сделать хороший усилитель еще труднее. Но из трех предложенных схем одна наверняка вам понравится. При переходе на более высокий уровень не придется менять ни шасси, ни трансформаторы, ни лампы.

Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…

tube amp 05

Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…

Мы решили разработать схему-трансформер, чтобы, имея силовые и выходные трансформаторы плюс определенный набор ламп, вы легко смогли бы преобразовать один вариант в другой. Здесь открывается безграничный простор для реализации собственной звуковой концепции, поскольку вы всегда можете остановиться на той, которая вам больше понравится. Поскольку нельзя объять необъятное, мы приведем лишь три схемы, основанные на принципе разумного компромисса.

Во всех трех вариантах на входе установлен высокочастотный пентод с короткой характеристикой 6Ж8 в триодном включении. Он выполнен в металлическом экранированном корпусе и очень линеен на малых уровнях сигнала. В качестве драйвера/ фазоинвертора лучшим оказался октальный двойной триод 6Н8С — с малым коэффициентом усиления, хорошей линейностью и приличным током анода.

tube amp 01

В качестве выходных ламп мы предпочли лучевой тетрод Г807 или его октальную версию 6П7С. Благодаря своей конструкции и очень глубокому вакууму, на наш взгляд, он значительно превосходит по прозрачности звучания такие известные лампы, как 6П3С, 6П3СЕ, 5881, 6L6, КТ66, КТ88, 6550, EL34.

Если вы станете придерживаться перечисленных ниже рекомендаций, то успех в построении усилителя будет гарантирован. Для краткости изложения излагаем их конспективно.

1. Усилители выполняются в виде моноблоков, и каждая схема приводится для одного из них.

2. Корпус усилителя (шасси), а также крепежные элементы трансформаторов изготавливаются из немагнитного материала (медь, латунь, алюминий).

3. Сердечники трансформаторов, как силовых, так и выходных, собираются из пластин Ш и П толщиной 0,35 — 0,55 мм.

4. Силовые трансформаторы должны иметь малый ток х.х. и работать при пониженной индукции.

5. Выходные трансформаторы должны работать на линейном участке характеристики, обладать хорошими фазовыми и частотными свойствами, как на низких, так и на высоких частотах, при этом количество секций обмоток должно быть минимально возможным.

6. Переходные конденсаторы желательно применять фольговые, бумаго-масляные или с пропиткой церезином, из отечественных — КБФ, из импортных — Jensen, в крайнем случае, полипропиленовые, отечественные К78-2, импортные Multicap, Relcap и т.д.

7. Не следует пренебрегать качеством резисторов. Избегайте металлооксидных МЛТ и им подобных. Лучшие результаты в этих схемах показали углеродистые типа С1-4, ВС, БЛП или их импортные аналоги, возможно также применение танталовых резисторов.

8. Диоды выпрямителя должны быть быстродействующими Ultra-Fast или FRED (Fast Recovery Diodes).

9. Высоковольтные электролитические конденсаторы в блоке питания из отечественных, лучше К50-27, импортные — Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Желательно шунтирование высоковольтных электролитов металло-бумажными типа К42, выполненными в немагнитных корпусах емкостью не менее 4 мкФ, и слюдяном типа КСО емкостью 0,01 мкФ.

Низковольтные электролиты в катодных цепях очень влияют на звук. Из отечественных рекомендуем К50-24, но лучше импортные Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Учтите, что двум последним нужно время, чтобы «разыграться», и все свои способности они покажут после двух-трехчасового разогрева. Катодные конденсаторы должны быть зашунтированы металло-бумажным типа К42 емкостью не менее 1 мкФ и слюдяным КСО емкостью 0,01 мкФ.

tube amp 02

10. Лампы следует применять октальные, как можно более старых лет выпуска, 1950 — 1975 гг.

11. В качестве монтажных проводов из отечественных лучше поискать МГТФ 0,35 мм2, МПО 0,75 — 1,5 мм2 (они бывают на радиорынках и стоят недорого). Импортные — Kimber, XLO и др. Все соединения длиннее 5 см должны быть выполнены витыми парами.

12. Монтаж следует делать объемным навесным, с максимальным использованием выводов самих деталей.

13. Не экономьте на входных и выходных разъемах, держателях предохранителей, выключателях и сетевых гнездах — их качество не только сказывается на надежности изделий, но и влияет на звук.

14. Земля присоединяется к корпусу только в одной точке — около входной лампы.

15. Все пайки выполняются припоем ПОС-61 или импортным хорошего качества. Пайка должна быть каплевидной, блестящей. Если пайка имеет матовую структуру, это говорит о перегреве и кристаллизации припоя либо о его низком качестве, что не замедлит сказаться и на звуке. Подберите нужную температуру жала паяльника — схемы регуляторов не раз публиковались в «Радио». Лучше всего приобрести паяльную станцию с регулятором и стабилизатором температуры. В качестве флюса настоятельно рекомендуем канифоль сосновую высшего качества.

Итак, приступим к рассмотрению схем. Начнем с рис. 1.

01

Таблица к схеме 1.
Сопротивления
R147kAlps
R2470k1/4 wуглерод
R315,5k2 wуглерод
R4, R113001/4 wуглерод
R510k2 wуглерод
R6, R10160k1/4 wуглерод
R7, R820k4 wуглерод
R12, R14100k1/4 wуглерод
R1310k1 wСП4-1
R15, R161k1/4 wуглерод
R17, R181001/4 wуглерод
R19504 wуглерод
R20100k2 wуглерод
R213k2 wуглерод
Конденсаторы
С1, C90,01КСО, СГМ (слюда)
С2, C101 мкФК42 (бумага)
С3, C114700 мкФ х 16 ВК50-24, Black Gate, Elna
С4, C81 мкФМБМ, К42
С5100 мкФ х 450 ВК50-27, Black Gate, Elna
C6,C12,C13,C141 мкФ х 450 ВК78-2, КБФ, Jensen
С7, C15, C16220 мкФ х 450 ВК50-27, Black Gate, Elna
С174 мкФ х 450 ВМБМ, К42-11 (бумага)
С18, C19100 мкФ х 100 ВК50-27
C200,01КСО, СГМ (слюда)
Полупроводники
VD1 — VD4MUR 4100Motorola
VD5 — VD8MUR 1100Motorola
VD9, VD10КС 518Астабилитрон
Лампы
V16Ж8
V26Н8
V3, V4Г807, 6П7

Входной каскад выполнен на лампе 6Ж8 в триодном включении без местной обратной связи. Несамобалансирующийся драйвер (он же фазоинвертор) построен на двойном триоде 6Н8С без обратной связи. Выходные лампы Г807 включены триодами, их смещение фиксированное. Настройка усилителя проста: нужно лишь добиться подстрочным резистором R13 одинаковой амплитуды сигнала частотой 1000 Гц на первом и втором аноде лампы 6Н8С, а также установить ток покоя выходных ламп Г807 в пределах 40 — 50 мА путем подбора одного из стабилитронов смещения в блоке питания. Внимание! Недопустимо включение анодного напряжения, пока вы не убедились в наличии отрицательного смещения на сетках выходных ламп.

Схема №2, рис. 2.

02

Таблица к схеме 2.
Сопротивления
R147kAlps
R2470k1/4 wуглерод
R315,5k2 wуглерод
R43001/4 wуглерод
R510k2 wуглерод
R6160k1/4 wуглерод
R7, R820k4 wуглерод
R95k4 wподбирается
R10, R11100k1/4 wуглерод
R12, R131k1/4 wуглерод
R14, R151001/4 wуглерод
R16100k2 wуглерод
R17504 wуглерод
R18, R1933k1/2 w
R2011k2 w
R211k2 w
Конденсаторы
С10,01КСО, СГМ (слюда)
С21 мкФК42 (бумага)
С34700 мкФ х 16 ВК50-24, Black Gate, Elna
С4,C81 мкФМБМ, К42
С5100 мкФ х 450 ВК50-27, Black Gate, Elna
C6,C9,C101 мкФ х 450 ВК78-2, КБФ, Jensen
С7,C11,C12220 мкФ х 450 ВК50-27, Black Gate, Elna
С134 мкФ х 450 ВМБМ, К42-11 (бумага)
С14, C15470 мкФ х 100 ВК50-27
C16100 мкФ х 160 ВК50-27
C170,01КСО, СГМ (слюда)
С181 мкФ х 160 ВК42 (бумага)
С19220 мкФ х 160 ВК50-27
Полупроводники
VD1 — VD4MUR 4100Motorola
VD5, VD6MUR 1100Motorola
VD7, VD8КС 518Астабилитрон
Лампы: см. Схему 1

Входной каскад аналогичен предыдущему. Драйвер-фазоинвертор выполнен на лампе 6Н8С по дифференциальной схеме с «long tail». Более точное равенство амплитуд положительной и отрицательной полуволн достигается применением источника отрицательного напряжения -100 В. Можно добиться еще лучшей симметрии, если включить в катодную цепь 6Н8 источник тока на ВЧ-пентоде с короткой характеристикой 6Ж4 в триодном включении (показан пунктиром вместо катодного резистора). Выходные лампы Г807 здесь также работают в триодном включении. Настройка усилителя осуществляется подбором катодного резистора лампы 6Н8С таким образом, чтобы напряжение на ее анодах было равно примерно половине напряжения питания. В случае применения лампы 6Ж4 подстроечным резистором 100 Ом производится та же операция. Установка тока покоя выходных ламп Г807 — как и в схеме №1.

Схема №3, рис. 3.

03

Таблица к схеме 3.
Сопротивления
R147kAlps
R2470k1/4 wуглерод
R315,5k2 wуглерод
R43001/4 wуглерод
R510k2 wуглерод
R6160k1/4 wуглерод
R7, R840k4 wуглерод
R910k4 wподбирается
R10, R11100k2 wуглерод
R12, R131k1/4 wуглерод
R14471/4 wуглерод
R151201/4 wподбирается
R163k32 wуглерод
Конденсаторы
С10,01КСО, СГМ (слюда)
С21 мкФК42 (бумага)
С34700 мкФ х 16 ВК50-24, Black Gate, Elna
С4,C81 мкФМБМ, К42
С5100 мкФ х 450 ВК50-27, Black Gate, Elna
C6,C9,C101 мкФ х 450 ВК78-2, КБФ, Jensen
С11240 пФподбирается
С120,1 мкФ х 630 ВМБМ, К42-11 (бумага)
Лампы
V6, V7СГ4Сгазовый стабилитрон

Входной каскад и драйвер-фазоинвертор те же, что и в схеме №2. Выходные лампы Г807 включены тетродами. Напряжение питания их вторых сеток стабилизировано двумя последовательно включенными газовыми стабилитронами СГ4С. С выходной обмотки трансформатора в сетку второго триода лампы 6Н8С введена ООС. Параллельно резистору обратной связи R15 включается конденсатор фазовой коррекции С11 (желательно слюдяной типа КСО). Коэффициент усиления при этом становится равным КU = R15/R14 + 1. Изменением номинала резистора R15, т.е. изменением глубины обратной связи устанавливается необходимое выходное сопротивление (т.е. демпфирование нагрузки) и чувствительность усилителя. Величина C11 зависит от многих факторов, поэтому его проще подобрать при настройке.

Теперь несколько слов об обратной связи. Подобную схему без ОС построить практически невозможно, так как внутреннее сопротивление тетрода за период сигнала меняется в десятки раз, в отличие от триода, у которого внутреннее оно остается почти постоянным. Поэтому обратная связь в тетродном усилителе просто жизненно необходима, но злоупотреблять ею не следует. Ее глубина должна быть такова, чтобы басовые динамики в ваших колонках не гудели в нижней середине, и не более.

Источник питания здесь точно такой же, как в схеме №2.

От редакции

Все три схемы обладают различным звучанием, каждое из которых имеет свои преимущества. Описывать его не станем — многое зависит и от условий прослушивания, и от самого тракта. Нам показалось, что пентодное включение дает лучшие результаты с винилом, а триоды смягчают «цифру». Апофеозом описанного проекта может стать применение на выходе прямонакальных 6С4С (еще лучше — 2С4С), но придется повозиться с питанием накала, чтобы добиться минимального фона на выходе. Если вам самим не по плечу сделать шасси или намотать трансформаторы, обратитесь в фирмы, торгующие КИТами. Их реклама периодически появляется на страницах «Практики».


Практика AV #1/2002

www.salonav.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *