Что такое темброблок для усилителя звука. Какие бывают типы темброблоков. Как собрать темброблок своими руками. Какие компоненты нужны для сборки темброблока.
Что такое темброблок и для чего он нужен
Темброблок — это электронное устройство, которое позволяет регулировать частотные характеристики звукового сигнала в усилителе. Основные функции темброблока:
- Раздельная регулировка низких, средних и высоких частот
- Настройка звучания под конкретные акустические системы и помещение
- Коррекция частотной характеристики усилителя
- Подстройка звука под индивидуальные предпочтения слушателя
Темброблок устанавливается между предварительным усилителем и усилителем мощности. Он позволяет точно настроить звучание аудиосистемы и получить желаемый тембр звука.
Типы темброблоков для усилителей
Существует два основных типа темброблоков:
Пассивный темброблок
Пассивный темброблок состоит только из резисторов и конденсаторов. Его преимущества:
- Простая схема
- Низкий уровень искажений
- Не требует отдельного питания
Недостатки: высокое ослабление сигнала, узкие пределы регулировки.
Активный темброблок
Активный темброблок содержит усилительные элементы — транзисторы или операционные усилители. Его достоинства:
- Широкие пределы регулировки тембра
- Возможность усиления сигнала
- Низкое выходное сопротивление
Недостатки: более сложная схема, необходимость отдельного питания, возможны искажения из-за нелинейности активных элементов.
Схемы темброблоков для усилителей
Рассмотрим несколько популярных схем темброблоков для аудиоусилителей:
Пассивный темброблок на RC-цепочках
Это самая простая схема темброблока, состоящая только из резисторов и конденсаторов. Позволяет регулировать низкие и высокие частоты:
«` «`Данная схема позволяет плавно регулировать низкие и высокие частоты с помощью переменных резисторов. Конденсаторы задают граничные частоты регулировки.
Активный темброблок на операционном усилителе
Более сложная, но эффективная схема с использованием операционного усилителя:
«` «`Данная схема обеспечивает более широкие пределы регулировки тембра и возможность усиления сигнала. Операционный усилитель позволяет получить низкое выходное сопротивление.
Как собрать темброблок своими руками
Для сборки простого темброблока вам потребуются следующие компоненты:
- Печатная плата или макетная доска
- Резисторы и конденсаторы согласно выбранной схеме
- Переменные резисторы для регулировки
- Транзисторы или операционные усилители (для активных схем)
- Разъемы для входа и выхода
- Корпус для установки темброблока
Основные этапы сборки темброблока:
- Подготовьте все необходимые компоненты согласно выбранной схеме
- Нанесите схему на печатную плату или соберите на макетной доске
- Установите регуляторы и разъемы
- Поместите собранный темброблок в корпус
- Подключите темброблок между предварительным усилителем и усилителем мощности
Настройка и использование темброблока
После сборки темброблока необходимо провести его настройку:
- Подключите темброблок к усилителю и акустическим системам
- Включите воспроизведение музыки с широким частотным диапазоном
- Поочередно регулируйте низкие, средние и высокие частоты
- Добейтесь желаемого звучания для разных жанров музыки
- При необходимости подстройте частоты среза фильтров
Правильно настроенный темброблок позволит получить сбалансированное звучание вашей аудиосистемы с учетом акустики помещения и особенностей используемых колонок.
Преимущества использования темброблока
Установка темброблока в аудиосистему дает следующие преимущества:
- Возможность точной настройки звучания под свой вкус
- Компенсация недостатков акустических систем
- Адаптация звука к акустике конкретного помещения
- Коррекция частотных искажений усилителя
- Улучшение звучания записей разного качества
Темброблок — это мощный инструмент для настройки звука, который позволяет раскрыть потенциал вашей аудиосистемы и получить максимальное удовольствие от прослушивания музыки.
Типичные ошибки при сборке темброблока
При самостоятельной сборке темброблока важно избежать распространенных ошибок:
- Неправильная полярность электролитических конденсаторов
- Ошибки в номиналах резисторов и конденсаторов
- Некачественная пайка компонентов
- Отсутствие экранирования входных цепей
- Неправильное подключение регуляторов
Внимательно проверяйте схему и номиналы компонентов перед пайкой. Используйте качественные комплектующие от проверенных производителей. При возникновении проблем проведите поэтапную проверку всех узлов темброблока.
Усилитель звука 35+35Вт из модулей с темброблоком, USB, Radio, Aux
Приветствую, Самоделкины!Из этой статьи вы узнаете, как собрать один из вариантов хорошего бюджетного и достаточно мощного стереоусилителя звука с темброблоком, USB, Radio, а также AUX. Стереоусилитель мы будем собирать из готовых китайских модулей, так что такой проект сможет повторить даже начинающий радиолюбитель.
Для сборки этого усилителя автор (YouTube канал «Radio-Lab») подобрал и приобрел следующие модули. За усиление звука будет отвечать вот такой усилитель на базе микросхемы ТРА3116D2.
Данный усилитель способен отдать примерно до 35Вт мощности на канал практически без искажений при напряжении питания 24В. За регулировку громкости, низких и высоких частот будет отвечать вот такой темброблок на широко распространенной микросхеме LM1036.
Также будем использовать вот такой вот врезной звуковой модуль.
Модуль довольно простой, поддерживает воспроизведение с USB носителя, также имеет радиоприемник и не обделен линейным входом. Версия врезного модуля в данном случае на 12В, это видно по наличию на плате понижающего 5-ти вольтового стабилизатора 78М05.
В качестве источника питания будем использовать импульсный блок питания от сети переменного напряжения 220В с напряжением на выходе 24В и током 4А.
Все модули автор подобрал так, чтобы их можно было без особого труда соединить друг с другом. У всех модулей однополярное питание и даже начинающий радиолюбитель сможет повторить данный проект.
Схема подключения будет дальше, ближе к тестовому включению, т.к. тоже не всегда все с первого раза получается. Теперь давайте займемся сборкой всех компонентов в одно целое. Начнем с подключения врезного модуля к темброблоку, просто так удобнее. На темброблоке присутствует понижающий стабилизатор L7812 с выходом на 12В. Он питает микросхему LM1036, а также от него можно запитать врезной модуль, что мы собственно и сделаем.
Стабилизатор L7812 линейный и во время работы он прилично нагревается. Для его охлаждения на данный стабилизатор необходимо установить небольшой радиатор.
Для питания на врезном модуле предусмотрен специальный отдельный разьем плюс (+) и минус (-). Для удобства автор дополнительно обозначил плюс (+), завязав на нем узелок.
Оба эти провода необходимо, соблюдая полярность, припаять на минус и выход 12В стабилизатора L7812 на темброблоке.
Также звуковой линейный выход со звукового модуля необходимо припаять на вход темброблока.
На звуковом модуле имеется антенный провод (он красный) и 3 провода линейного выхода: левый канал, общий и правый канал.
Сперва припаяем провода питания врезного модуля к выходу микросхемы L7812 на темброблоке. Вот так это теперь выглядит.
Провод линейного выхода необходимо припаять на вход темброблока, вот прям как есть, не перекрещивая провода, тут тоже ничего сложного.
Все, звуковой модуль и темброблок соединили. Это, пожалуй, был самый сложный этап в этой сборке.
На линейном входе платы усилителя звука прямо из комплекта шел нормальный экранированный провод с разъёмами. Поэтому наша задача упрощается, просто берем этот провод и подключаем его на выход темброблока, разъём, как видите, подходит.
По звуку все. Все провода подключены. Сначала сигнал со звукового модуля идет на темброблок, по желанию регулируется/настраивается, а затем поступает на усилитель.
Теперь нам необходимо подключить усилитель и темброблок к источнику питания. Для этой задачи отлично подойдут вот такие цветные провода сечением 2,5 квадрата.
Первым делом подключаем провода питания к темброблоку. На нем присутствует диодный мост, потому полярность подключения в данном случае не критична. Красный провод пусть будет плюс, а синий – минус.
Все, провода питания к темброблоку мы подключили, теперь займемся усилителем. Тут уже необходимо строго соблюдать полярность, плюс и минус подписаны на самой плате.
Красный провод здесь так же плюс, а синий — минус. Следующим шагом подключаем провода питания усилителя и темброблока к выходу блока питания, при этом обязательно соблюдаем полярность. Подключать питание усилителя и темброблока необходимо параллельно. Для этого берем вместе оба красных провода и подключаем на плюс блока питания.
Синие же провода таким же образом соединяем вместе и подключаем их также к блоку питания, но уже на минус (-).
Провода питания усилителя и темброблока от блока питания подключены. Ну что, все сделали, все модули подключены между собой. Как видите ничего сложного тут в принципе нет, главное в этом деле никуда не торопиться и все внимательно проверять.
Теперь давайте запитаем нашу сборку от сети 220В. Для этого автор использует вот такой провод с вилкой.
Подключаем один конец этого провода к входу 220В блока питания.
Важно! На блок питания будет поступать высокое напряжение 220В, это опасно и потому соблюдение правил техники безопасности обязательно!
Включаем вилку в сеть и как видим все модули без исключения сигнализируют нам о наличии питания светящимися светодиодными индикаторами.
Это хороший знак и как минимум по питанию у нас ошибок нет, все собрано верно. Ну а чтобы провести полную проверку работоспособности необходимо к выходам усилителя подключить колонки. Автор использует такие: Радиотехника S-30B.
К выходам усилителя подключили провода колонок.
Теперь пробуем подать питание на сборку уже с подключенными колонками.
При включении слышен не громкий, но все же хлопок. Все хорошо, музыка в колонках есть, а это значит схема рабочая. Но при этом довольно отчетливо слышен посторонний фон от работы процессора врезного модуля, что мешает на низкой громкости и желательно бы от него избавиться. Для этого достаточно установить по питанию на звуковом модуле дополнительный электролитический конденсатор емкостью 2200мкФ.
Минусовую ногу конденсатора припаиваем на минус питания модуля, а плюсовую на выход микросхемы 78М05.
Так же на темброблоке автор снял провода питания с клеммника и, соблюдая полярность, припаял их после диодного моста на фильтрующий конденсатор питания темброблока, как бы минуя диодный мост.
И после доработки снова подаем питание на всю конструкцию.
Ну вот, постороннего шум отсутствует. Это, согласитесь, отлично! Радио работает, стерео, но для более уверенного приема необходима антенна побольше. Но тем не менее все работает, все хорошо.
Теперь подключим флешку с тестовой музыкой. В тембролоке есть тонкомпенсация и это плюс. Пробуем покрутить регуляторы на темброблоке. Регулировки есть и работают нормально.
Все отлично играет, сборка усилителя получилась. Более подробно о процессе сборки, а также тестовых испытаниях вы узнаете, посмотрев видеоролик автора:
Кстати вот как выглядит финальная схема подключения модулей:
Для данной сборке автор постарался подобрать бюджетные компоненты, т.к. задача была собрать нормальный бюджетный усилитель, и чтобы его смог повторить любой желающий. Усилитель, кстати, играет громко и без труда раскачивает данные тестовые колонки, в квартире, по словам автора, все это звучит достаточно громко, без искажений. Мощность на выходе примерно 35Вт на канал при нагрузке в 4Ом, чего более чем достаточно для большинства при домашнем использовании.
Осталось все это установить в корпус, добавить разъёмы и вот вам хоть и бюджетный, но нормальный полноценный готовый усилитель звука для дома или небольшого помещения. Для начинающих, чтобы не работать с высоким напряжением 220В, вместо блока питания 220В можно использовать, например, литий-ионный аккумулятор с напряжением 12В. Работает тоже все отлично, разве что мощность усилителя на выходе будет немного ниже. Кстати, вот вам идея для сборки портативной колонки. Пробуйте, собирайте и повторяйте.
Благодарю за внимание. До новых встреч!
Источник Доставка новых самоделок на почту
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.usamodelkina.ru
Стерео темброблок на TDA1524 | AUDIO-CXEM.RU
Привет всем любителям чего-нибудь спаять! Сегодня соберем стерео темброблок на TDA1524.
Микросхема разработана как активный стерео регулятор громкости для автомобильных радиоприемников, телевизоров и других аудио-видео устройств. Интегральная микросхема обеспечивает два канала регулировки громкостью, балансом, высокими и низкими частотами.
Малый коэффициент внутренних шумов, широкий диапазон питающего напряжения, минимальная обвязка компонентами, а также небольшая цена и доступность данной микросхемы характеризуют её популярность среди любителей электроники.
Основные характеристики TDA 1524:
- Напряжение питания: 7,5 — 16,5 В.
- Ток потребления, не более: 45 мА .
- Полоса частот: от 20 до 20000 Гц.
- Число каналов: 2.
- Входное сопротивление: 160 кОм.
- Выходное сопротивление: 300 Ом.
Более подробную информацию о данной микросхеме вы можете найти в паспорте микросхемы.
Стерео темброблок на TDA1524. Схема:
Номиналы компонентов входящих в темброблок на TDA1524:
- C1,C12 – 68 нФ;
- C2,C11 – 15 нФ;
- C3,C10 – 4,7 МкФ 25 В;
- C4 – 220 нФ;
- C5 – 100 МкФ 25 В;
- C6,C7,C8,C9 – 100 нФ;
- C13,C14 – 2,2 МкФ 25 В;
- R1,R7 – 200 Ом;
- R2 – 2,2 кОм;
- R3,R4,R5,R6 – 50кОм.
Печатная плата выполнена на одностороннем фольгированном текстолите толщиной 1 мм и размером 78 на 44 мм. Скачать её можете под статьей. Если плату будете изготавливать ЛУТ технологией, то при распечатке платы, зеркалить её не нужно!
Разъемы под вход и выход я взял обычные, dip стерео разъемы под джек 3.5 мм.
Стерео темброблок на TDA1524 после сборки, настройки не требует.
Микросхему советую не впаивать в плату, а купить и впаять 18 пиновый сокет, а в него вставить микруху. В случае её выхода из строя, с легкостью можно будет заменить.
Постановка перемычки J1 обеспечивает включение частотной компенсации регулятора громкости.
Для увеличения срока службы нашего стерео темброблока, на микруху можно поставить небольшой радиатор, так как в процессе эксплуатации микросхема нагревается. Хотя данные температуры считаются рабочими.
Даташит на TDA1524 СКАЧАТЬ
Печатная плата СКАЧАТЬ
Похожие статьи
audio-cxem.ru
Предварительный усилитель с темброблоком NE5532
Привет всем любителям самоделок. В данной статье я расскажу, как сделать предварительный усилитель с темброблоком NE5532 своими руками, в сборке которого поможет кит-набор, ссылка на него будет в конце статьи. Данный кит-набор будет полезен тем, кто хочет попробовать себя в сборке радиоконструкторов и набраться опыта, а также для сборки полноценного усилителя. При помощи этого темброблока с предусилителем можно регулировать низкие, средние и высокие частоты, а также усиливать входной сигнал.
Перед тем, как прочитать статью, предлагаю посмотреть видео с подробным процессом сборки кит-набора и тестированием.
Для того, чтобы сделать предварительный усилитель с темброблоком NE5532 своими руками, понадобится:
* Кит-набор
* Паяльник, припой, флюс
* Бокорезы
* Колонки
* Приспособление для пайки «третья рука»
* Мультиметр или тестер
* Усилитель звука и двухполярное питание для проверки
Шаг первый.
Сначала разберемся с компонентами, которые идут в наборе.
В комплекте кит-набора идет двухсторонняя плата с металлизированными контактами, качество на высоком уровне.
На самой плате подписаны не все номиналы, поэтому в комплект также положили инструкцию.
Для регулировки уровня звука, а также низких, средних и высоких частот предусмотрены четыре двухканальных переменных резистора, номинал каждого 50 кОм.
Главной микросхемой в данном наборе является маломощный усилитель NE5532, так как данный вариант имеет стерео, то в комплекте их две, под них также есть специальные гнезда для установки на плату.
Запитывать готовый кит-набор нужно от двухполярного питания, от переполюсовки предусмотрен диодный мост.
Шаг второй.
Переходим к самой сборке. Для начала устанавливаем плату в приспособлении для пайки «третья рука» и вставляем резисторы согласно номиналам.
Определить сопротивление можно несколькими способами, при помощи мультиметра, тестера, а также цветовой маркировки и таблицы. Первым способ самый удобный и быстрый, но остальные также вполне рабочие, но требуют несколько больше времени, поэтому наличие мультиметра не является обязательным пунктом.
Номиналы резисторов на плате не указаны, поэтому используем инструкцию.
Для того, чтобы резисторы не выпали при пайке, загибаем ножки с обратной стороны платы. Далее припаиваем выводы к плате при помощи паяльника и припоя, для лучшей пайки наносим флюс.
Шаг третий.
После установки резисторов переходим к керамическим неполярным конденсаторам.
Вставляем их на плату согласно цифровой маркировке на корпусе, на плате подписан номер конденсатора, поэтому ориентируемся по инструкции.
На плате предусмотрена защита от переполюсовки в роли диодного моста, ставим его, соблюдая полярность, она обозначен на корпусе и на самой плате.
Далее ставим гнезда для установки микросхем, на них есть специальный ключ в виде выемки, которые совмещаем с ключом на плате.
После этого припаиваем выводы с обратной стороны платы.
Шаг четвертый.
Теперь согласно номиналам, указанным в инструкции, вставляем на свои места полярные электролитические конденсаторы, на их корпусе полоской обозначен минусовой вывод, на плате минус обозначен белой линией, в случае с маленькими конденсаторами минус на плате указан закрашенным полукругом.
Далее вставляем стабилизаторы, на плате нанесена маркировка в виде корпуса, ориентируемся по ней и по названию, так как они отличаются друг от друга.
В специальные гнезда ставим микросхемы, ключ на корпусе в виде точки располагаем с той же стороны, что и выемка на плате.
Шаг пятый.
До завершения сборки осталось совсем немного. Для подключения питания вставляем разъемы.
Далее ставим гнезда под тюльпаны, а также переменные резисторы.
После этого хорошенько все припаиваем и удаляем лишнюю часть выводов при помощи бокорезов. При удалении выводов бокорезами будьте аккуратны, вместе с ножкой можно нечаянно оторвать дорожку платы.
На этом предварительный усилитель с темброблоком полностью готов, а значит его можно проверить в работе.
Подключаем двухполярное питания к клеммам, согласно полярности. Затем подключаем телефон к входу предусилителя, а уже к его выходу подсоединяем усилитель звука.
В итоге получился неплохой предварительный усилитель с темброблоком, который имеет возможность регулировки низких, средних, высоких частот, а также уровня громкости. Такой набор будет полезен тем, кто хочет собрать свою самодельную акустику или же усилитель с полноценной регулировкой звука.
На этом у меня все, всем спасибо за внимание и творческих успехов.
Купить Kit-набор на Aliexpress
Доставка новых самоделок на почтуПолучайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.usamodelkina.ru
Активный темброблок для усилителя – Поделки для авто
Темброблок или эквалайзер – узел, который отвечает за срез той или иной частоты в усилителе мощности низкой частоты. С его помощью легко можно срезать низкие, высокие или средние частоты, таким образом настраивая звучание усилителя под свой вкус . Устройство нашло широкое применение и внедряется почти во все профф. усилители, также может комплектоваться отдельно.
Сегодня рассмотрим одну из таких конструкций, которая может работать совместно с любым усилителем низкой частоты, также и автомобильным.
Темброблок активный, следовательно в нем есть отдельный усиливающий элемент, который в принципе может быть любым. Усилитель в таких схемах нужен для конечного усиления сигнала после обработки, поскольку величина начального сигнала сильно уменьшается (слабеет). Усилитель может быть построен как на специализированной микросхеме УНЧ, так и на ОУ, но в нашей схеме в качестве усилителя простая схема на одном транзисторе.
Этот усилитель может питаться от 12 Вольт, это и делает схему универсальной и дает возможность использовать в автомобиле. Транзистор стоит подобрать с наибольшим коэффициентом усиления (HFE). Можно использовать маломощные транзисторы как составные, так и обычные. В моем варианте задействован транзистор BC546, он не принципиален, может быть заменен на любой другой NPN транзистор с соответствующими параметрами. В моем варианте присутствуют регуляторы для НЧ/ВЧ и громкости.
Конденсаторы в звуковых цепях советуется взять пленочные, но схема отлично будет работать как с обычной, так и с многослойной керамикой. Печатную плату решил не делать, ограничился макетной монтажной платой.
Переменные резисторы самые обычные, их сопротивление может быть от 10 до 68кОм, в моем варианте все резисторы на 10 кОм. Конструкцию в конечном итоге расположил в корпус от универсального импульсного адаптера, по размерам подошел неплохо.
В качестве источника питания задействован маломощный сетевой трансформатор от китайского радиоприемника, на выходе выдает напряжение в районе 12 Вольт, после выпрямителя напряжение уже около 16 Вольт.
В корпусе просверлил отверстия под вход/выход, регуляторы и тумблер питания, получилось не очень хорошо, но работать будет.
Схема справилась со своей задачей очень даже неплохо, даже не чувствуется, что работает примитивный блок с нулевыми затратами . На счет затрат – они действительно нулевые, все, что тут задействовано можно найти в старом хламе.
Похожие статьи:
xn—-7sbgjfsnhxbk7a.xn--p1ai
ПРОСТОЙ СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЙ ТЕМБРОБЛОК | Техника и Программы
набор NK022
Любой высококачественный усилитель должен иметь не только возможность регулировки усиления входного сигнала, но и обеспечивать коррекцию амплитудно-частотной характеристики для каждого канала, как минимум, в двух частотных областях: верхней и нижней. С такой задачей успешно справляются электронные устройства, называемые темброблоками.
Схемотехнические варианты построения темброблоков базируются на применении RC-цепочек. При их включении в цепь прохождения аудиосигнала получается эффект фильтрации отдельно взятой частотной области в полосе частот 20…20000 Гц. Это происходит потому, что емкость RC-цепочек зависит от частоты. На RC-цепочках строят фильтры высоких и низких частот, а также широко применяемые в графических эквалайзерах полосовые фильтры.
Некоторые фильтры позволяют изменять амплитудно-частотную характеристику усилителя довольно эффективно. Они способны в процессе корректировки вносить не только затухания, но также и усиливать сигнал. Такие фильтры называют активными, поскольку RC-цепочки включаются в цепи обратной связи активных радиоэлементов, например, транзисторов или операционных усилителей. К их недостаткам можно отнести искажения входного сигнала вызванные нелинейностью характеристик активных радиоэлементов.
Другой класс фильтров — это пассивные фильтры. Состоят они только из конденсаторов и резисторов. Но пассивные фильтры имеют довольно низкий коэффициент передачи. Например, на средних частотах (800… 1200 Гц) они понижают уровень сигнала в 10… 12 раз! Поэтому при их применении необходимо использовать дополнительные каскады усиления сигнала. Кроме того, пределы регулирования низких и высоких частот темброблоком, построенном на пассивных фильтрах, тем шире, чем меньше выходное сопротивление источника сигнала и больше входное сопротивление последующего каскада. Однако в сравнении с активными фильтрами нелинейные искажения пассивных фильтров минимальны.
Темброблок NK022 построен с использованием пассивных фильтров низкой (НЧ) и высокой (ВЧ) частоты. Он предназначен для использования в высококачественных стереофонических усилителях мощности низкой частоты. Темброблок позволяет корректировать ам- плитудно-частотную характеристику усилителя одновременно по двум каналам в соответствии с индивидуальными желаниями слушателя, характеристиками акустических систем и особенностей помещения, а также раздельно регулировать тембры ВЧ, НЧ и громкость каждого из двух каналов. Напряжение питания устройства 9… 18 В.
Описание электрической схемы темброблока
Внешний вид платы темброблока с установленными на ней элементами и электрическая схема темброблока показаны на Рис. 1 и Рис. 2.
Рис. 1. Внешний вид темброблока
Устройство имеет два отдельных канала корректировки амплитуд- но-частотной характеристики. Рассмотрим работу блока на примере верхнего канала. Входной сигнал поступает на усилитель, выполненный на транзисторе VT1. Усиление необходимо, поскольку пассивные фильтры, как уже говорилось выше, значительно ослабляют входной сигнал. Усиленный сигнал подается на фильтры для регулировки по НЧ (Р1) и по ВЧ (Р2).
Известно, что емкость для переменного тока низкой частоты представляет собой довольно высокое реактивное сопротивление, а для токов высокой частоты — низкое. Поэтому, емкостная цепочка С5-С6 «закорачивает» ВЧ-составляющую входного сигнала на общий провод, а в общей точке соединения резисторов R7 и Р1 присутствует только НЧ-составляющая. В точке соединения резисторов Р1 и R8 НЧ-со-
Рис. 2. Электрическая схема стереофонического темброблока
ставляклцая значительно ослаблена этим резистивным делителем. Значит, перемещение ползунка переменного резистора Р1 от верхнего по схеме положения до нижнего приведет к плавному уменьшению спектра НЧ-составляющей на выходе темброблока.
Похожая ситуация имеет место на перестраиваемом ВЧ-фильтре. В точке соединения С9 и Р2 будет максимум ВЧ-составляющей, а в точке соединения Р2 и СЮ — минимум. Перемешая ползунок резистора Р2 сверху вниз, получим плавное уменьшение уровня ВЧ-составля- ющей в спектре выходного сигнала.
Переменный резистор Р4 образует регулируемый делитель напряжения относительно общего провода схемы, то есть изменяет выходное напряжение темброблока. Предназначен он для частотнонезависимого изменения громкости звучания одного из каналов усилителя мощности.
Аналогично первому каналу работет второй канал темброблока.
Сборка темброблока
Перед сборкой стереофонического темброблока внимательно ознакомьтесь с приведенными в начале этой книги рекомендациями по монтажу электронных схем. Это поможет избежать порчи печатной платы и отдельных элементов схемы. Перечень элементов набора приведен в Табл. 1.
Места расположения элементов на плате темброблока и плата с установленными элементами показаны на Рис. 3. На Рис. За показаны также линии подключения собранного устройства.
Рис. 3. Расположение элементов на печатной плате темброблока: а — места расположения элементов на плате; б — плата с установленными элементами
Отформуйте выводы элементов, установите элементы на плату и припаяйте их выводы; при этом установите сначала малогабаритные, затем все остальные элементы. После сборки проверьте правильность монтажа, особенно внимательно проверьте правильность установки электролитических конденсаторов. Правильно собранный темброблок в настройке не нуждается.
Таблица 1. Перечень элементов набора NK022
Позиция | Характеристика | Наименование и/или примечание | Кол-во |
R1,R2, R5, R6. R7, RIO, Rll, R12 | 10 кОм | Коричневый, черный, оранжевый* | 8 |
R3.R4 | 100 кОм | Коричневый, черный, желтый* | 2 |
R8.R9 | 1 кОм | Коричневый, черный, красный* | 2 |
Р1…Р4 | 50 кОм | Резистор переменный, сдвоенный | 4 |
С1…С4 | 2.2 мкФ, 50 В | Конденсатор электролитический | 4 |
С5, С8 | 0.022 мкФ | Конденсатор, 223 – маркировка | 2 |
С6, С7 | 0.33 мкФ | Конденсатор, 334 – маркировка | 2 |
С9, С12 | 1000 пФ | Конденсатор, 1п0 – маркировка | 2 |
СЮ, СИ | 0.01 мкФ | Конденсатор, 10п – маркировка | 2 |
С13 | 47 мкФ, 25 В | Конденсатор электролитический | 1 |
VT1, VT2 | ВС238С | Транзистор (замена SC238e или EXDC38) | 2 |
В110 | 115×38 мм | Плата печатная | 1 |
* Цветовая маркировка на резисторах. |
Если вы, уважаемый читатель, намерены собрать усилитель мощности для домашнего аудиоцентра, все необходимое для этого вы найдете в каталоге МАСТЕР КИТ, приведенном в приложении к настоящей книге. Это и стабилизированный источник питания, и усилитель мощности, и даже подходящий корпус. Собрать высококачественный усилитель низкой частоты — вполне реальная задача!
Набор для стереофонического темброблока, а также и другие наборы, которые могут понадобиться при сборке усилителя, можно приобрести в магазинах радиодеталей или на радиорынках.
nauchebe.net
Гринев В.А. Несколько схем для аудиотехники. Начинающему радиолюбителю
Фильтр НЧ для сабвуфера
Низкочастотная акустическая система обычно громоздка и дорога, а принимая во внимание то, что слух человека не может распознать стерео на низких частотах, понятно что и нет никакого смысла в двух низкочастотных АС — по одной для каждого стереоканала. Особенно если помещение где будет работать стереосистема не очень большого размера.
В таком случае, нужно просуммировать сигналы стереоканалов, а потом из полученного сигнала выделить низкочастотный. На рисунке 1 показана схема активного фильтра, выполненного на двух операционных усилителях микросхемы TL062.
Сигналы стереоканалов поступают на разъем Х1. Резисторы R1 и R2 совместно с инверсным входом ОУ А1.1 создают микшер, формирующий из стереосигнала общий моносигнал, ОУ А1.1 обеспечивает необходимое усиление (или ослабление) входного сигнала. Уровень сигнала регулируется переменным резистором R3, входящим в состав цепи ООС А1.1. С выхода А1.1 сигнал поступает на ФНЧ на А1.2. Частоту можно регулировать сдвоенным переменным резистором, состоящим из R7 и R8.
Сигнал НЧ на низкочастотный УНЧ или активную низкочастотную АС поступает через разъем Х2.
Питание — двуполярное, поступает через разъем Х3, возможно от ±5V до ±15V, Схему можно собрать на любых двух операционных усилителях общего назначения.
Микшер для работы с тремя микрофонами.
Если нужно сигналы от трех отдельных источников, например, от микрофонов подать на один вход записывающего или воспроизводящего аудиоустройства, нужен микшер, с помощью которого можно объединить аудиосигналы от трех источников в один, и отрегулировать их соотношение по уровням так, как это требуется.
На рисунке 2 показан микшер, сделанный на микросхеме типа LM348, в которой есть четыре операционных усилителя.
Сигналы от микрофонов подаются, соответственно, на разъемы Х1, Х2 и Х3. Далее, на микрофонные предварительные усилители на операционных усилителях А1.1, А 1.2 и А1.3. Коэффициент усиления каждого ОУ зависит от параметров его цепи ООС. Это позволяет в широких пределах регулировать коэффициент усиления изменением сопротивлений резисторов R4, R10 и R17, соответственно. Поэтому, если в качестве одного или нескольких из источников сигнала будет использоваться не микрофон, а устройство с более высоким уровнем выходного напряжения ЗЧ, можно будет коэффициент усиления соответствующего ОУ установить подбором сопротивления соответствующего резистора. Причем, диапазон установки коэффициента усиления очень большой, — от сотен и тысяч до единицы.
Усиленные сигналы от трех источников поступают на переменные резисторы R5, R11, R19, с помощью которых можно оперативно регулировать соотношение сигналов в общем сигнале, вплоть до полного подавления сигнала от одного или нескольких источников.
Собственно микшер выполнен на ОУ А1.4. Сигналы на его инверсный вход поступают от переменных резисторов через резисторы R6, R12, R19.
Сигнал НЧ на внешнее записывающее или усилительное устройство поступает через разъем Х5.
Питание — двуполярное, поступает через разъем Х4, возможно от +5V до +15V.
Схему можно собрать на любых четырех операционных усилителях общего назначения.
Предварительный усилитель с темброблоком.
Многие радиолюбители сроят УМЗЧ на основе микросхем-интегральных УМЗЧ, обычно предназначенных для автомобильной аудиотехники. Главное достоинство их в том, что вполне качественный УМЗЧ получается в кратчайший срок и с минимальными трудовыми затратами. Недостаток только в том, что УНЧ получается не полный, без предусилителя с регулировками громкости и тембра.
На рисунке 3 приведена схема простого предусилителя с регулятором громкости и тембра, построенного на самой распространенной элементной базе — транзисторах типа КТ3102Е, У усилителя достаточно большое входное сопротивление, чтобы он мог работать практически с любым источником сигнала, от звуковой карты ПК и цифрового плеера, до архаичного проигрывателя виниловых дисков с пьезоэлектрической головкой звукоснимателя.
Каскад на транзисторе VT1 построен по схеме эмиттерного повторителя и служит, в основном, для повышения входного сопротивления, и снижения влияния параметров выхода источника сигнала на регулировку тембра.
Регулятор громкости — переменный резистор R3, одновременно является и нагрузкой эмиттерного повторителя на транзисторе VT1.
Далее — пассивный мостовой регулятор тембра по низким и высоким частотам, выполненный на переменных резисторах
R6 (низкие частоты) и R10 (высокие частоты). Диапазон регулировки 12dB.
Каскад на транзисторе VT2 служит для компенсации потерь уровня сигнала в пассивном регуляторе тембра. Коэффициент усиления каскада на VT2 во многом зависит от величины ООС, конкретно сопротивления резистора R13 (чем меньше, тем больше коэффициент усиления). Режим по постоянному току выставляется резистором R11 для каскада на VT2 и R1 для каскада на VT1.
Стереофонический вариант должен состоять из двух таких усилителей. Резисторы R6 и R10 должны быть сдвоенными, что бы регулировать тембр одновременно в обоих каналах. Регуляторы громкости можно сделать раздельными для каждого канала.
Напряжение питания 12V, однополярное, соответствует номинальному напряжению питания большинства микросхем -интегральным УМЗЧ, рассчитанных на работу в автомобильной технике.
Радиоадаптер
Вся стационарная аудиоаппаратура обязательно имеет разъемы линейного выхода и линейного входа. На линейный вход можно подать сигнал от внешнего источника, что бы использовать основной аппарат как усилитель с акустическими системами или для записи, В большинстве же портативной аппаратуры линейного входа просто нет. Единственными «средствами связи с внешним миром» являются микрофон и встроенный радиоприемник. Один мой знакомый пытался переписать сигнал с МП-3-флэш плеера на магнитную кассету одевая наушники на микрофонную «дырочку» старой портативной CD-магнитолы. Получилось ужасно. Хотя, можно было и воспользоваться встроенным FM-приемником, но для этого необходим хотя бы простейший адаптер.
Для качественной передачи стереосигнала можно использовать покупной FM-модулятор, предназначенной для беспроводного подключения к автомагнитоле внешнего источника аудиосигнала. В нем есть стереомодулятор, хороший передатчик с синтезатором частоты и, часто, встроенный МП-3 плеер с внешней флешкой или картой памяти. Ну а в простейшем случае можно сделать примитивный однотранзисторный маломощный передатчик, сигнал которого приемник сможет принять при близком к его антенне расположении передатчика.
Схема адаптера показана на рисунке 4.
Схема представляет собой каскад генератора ВЧ на транзисторе VT1, работающего по ВЧ по схеме с общей базой, в базовую цепь которого подается модулирующий НЧ-сигнал.
Сигнал звуковой частоты от внешнего источника поступает на базу VT1 через конденсатор С4 и два резистора R1 и R2, служащими микшером стереоканалов. Так как схема очень простая и в ней нет никаких узлов, формирующих комплексный стереосигнал, на вход приемника поступит сигнал в монофоническом виде.
НЧ напряжение, поступая на базу транзистора VT1, изменяет не только его рабочую точку, но и емкость перехода. В результате получается смешанная амплитудно-частотная модуляция. Амплитудная модуляция эффективно подавляется в приемном тракте радиоприемника, а частотная детектируется его частотным детектором.
Частота ВЧ, на которой происходит трансляция, устанавливается контуром L1-C2. Фактически, антенны нет, — адаптер располагается в непосредственной близости от антенны приемника, и сигнал на неё поступает непосредственно с контурной катушки.
Контурная катушка L1 — бескаркасная, её внутренний диаметр 10-12 мм, намотана проводом ПЭВ 1,06, всего 10 витков. Настраивать контур можно как подстроечным конденсатором, так и сжатием -растягиванием витков катушки.
Питание — два элемента по 1.5V (3V).
Индикатор уровня.
Для правильного установления стереобаланса и недопущения перегрузки УНЧ и акустических систем желательно чтобы в составе УНЧ был индикатор уровня сигнала, поступающего на вход УНЧ.
С практической точки зрения, для самостоятельного изготовления, лучше всего индикатор на основе светодиодной шкалы, он и механически значительно прочнее стрелочного и проще и дешевле шкального мнемометрического.
На рисунке 5 показана схема индикатора на оба стереоканала. Он выполнен на основе микросхемы ТА7666Р.
Внутри ИМС ТА7666Р два усилителя с детекторами на выходах и по две линейки компараторов, по пять компараторов для каждого канала.
Коэффициент усиления каждого из усилителей можно устанавливать индивидуально подбором сопротивления резисторов R1 и R2. При указанной на схеме величине первая ступень светодиодов (НL1 и HL6) загорается при уровнях на входах 48 mV, вторая ступень (HL2, HL7) при 86 mV, третья ступень (HL3, HL8) при 152 mV, четвертая ступень (HL4, HL9) при 215 mV, пятая (HL5, HL10) при 304 mV. Способ отображения индикации -«Ьаг», то есть «столбик термометра», иначе говоря, чем больше сигнал, тем длиннее линейка из светящихся светодиодов.
Изменить чувствительность всегда можно подбором сопротивпений резисторов R1 и R2.
На основе этой микросхемы можно сделать своеобразное свето-динамическое устройство, например, составленное из концентрических кругов ламп накаливания или светодиодных лам, например применяемых в автомобильной оптике. В этом случае потребуется дополнительные мощные выходные каскады.
На рисунке 6 показана схема выходного каскада для работы на автомобильные светодиодные лампы. Используется оптопара с фототранзистором U1, её светодиод подключается вместо индикаторного светодиода.
HF1 — это автомобильная светодиодная лампа. Она мощная и для её коммутации используется мощный ключевой полевой транзистор VT1.
Гринев В.А.
Журнал Радиоконструктор 06-2015
аудио Аудиотехника сабвуфер фильтр НЧ микшер
radiohata.ru
РАДИО для ВСЕХ — Стерео темброблок с МУ
Темброблок с микрофонным усилителем для стереофонического усилителя мощности
Темброблок может применяться как составной узел стереофонического усилителя или для доработки действующей конструкции усилителя. Кроме линейного входа для подключения внешнего источника сигнала: радиоприёмника, телефона, МР3 плеера, CD и DVD проигрывателей и т.д. на плате темброблока имеется микрофонный усилитель. Для подключения микрофона на плате установлено гнездо для штекеров типа «джек» 6,3 мм. Регулировка уровня входного сигнала от микрофона и линейного входа выполнена раздельно для каждого из входов «УРОВЕНЬ МИКРОФОНА» и «УРОВЕНЬ ЛИН. ВХОДА». На выходе темброблока установлены переменные резисторы «БАЛАНС» и «ГРОМКОСТЬ». Для регулировки уровня высоких, средних и низких частот установлены три переменных резистора «ВЫСОКИЕ», «СРЕДНИЕ» и «НИЗКИЕ», соответственно. Схема темброблока позволяет одновременно воспроизводить фонограмму с линейного входа и сигнал с микрофонного входа, причём уровень звука для каждого источника сигнала выбирается отдельно и произвольно. Чтобы уменьшить или увеличить сигнал на выходе темброблока, достаточно повернуть один регулятор «ГРОМКОСТЬ». Вход микрофона — монофонический, но сигнал с него поступает на оба канала оконечного каскада усилителя.
Пример работы темброблока можно увидеть и услышать на видео по сылке>>>
Подключение питания, линейного входа и выхода осуществляется при помощи винтовых клеммников. Все переменные резисторы снабжены ручками. Питание темброблока от двухполярного источника питания напряжением 9…15В
ВНИМАНИЕ! Оси семи резисторов и микрофонного гнезда находятся на одной линии, и расположены на плате таким образом, что плата может быть закреплена непосредственно на передней панели устройства при помощи гаек самих переменных резисторов и микрофонного гнезда! Расстояние по центрам резисторов 23 мм, от резистора VOLUME MIC до центра микрофонного гнезда 30 мм.
Темброблок предлагается как набор для самостоятельной сборки, как готовое собранное и проверенное изделие, а также предлагается печатная плата с маской и маркировкий.
Краткое описание, комплектация и цена здесь >>>
ВНИМАНИЕ! Соблюдайте полярность при подключении питания! Питание двухполярное!
Стоимость набора для сборки темброблока: 385 грн.
Стоимость собранного и проверенного темброблока: 415 грн.
Стоимость печатной платы с маской и маркировкой: 130 грн.
аказы можно оформлять через форму обратной связи или по телефону указанному в разделе контакты, доставка и оплата
Всем мирного неба, удачи, добра, 73!
radio-kits.ucoz.ru